Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций: результаты пилотного исследования'

Особенности взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций: результаты пилотного исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
904
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этическая дилемма / детско-взрослое взаимодействие / разрешение конфликтов / этический кодекс / моральное суждение / the ethical dilemma / child-adult interaction / conflict resolution / ethics code / moral judgment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белолуцкая Анастасия Кирилловна, Ле-ван Татьяна Николаевна, Холодова Ольга Леонидовна

Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций. С целью выявления типичных проблем при разрешении такого рода конфликтов были проведены анкетирование и наблюдение в шести образовательных организациях Москвы (в анкетировании участвовало 30 респондентов, педагогов и руководителей дошкольных отделений). Методика проведения анкетирования. Для проведения анкетирования была разработана анкета, в которой использован материал Этического кодекса работников дошкольного образования Сингапура, переведенный и адаптированный авторами. В процессе анкетирования участникам для анализа было предложено 14 проблемно-противоречивых ситуаций, а также предлагалось привести примеры этических дилемм из собственной практики работы в детских садах. В общей сложности было получено описание 25 ситуаций. Методика проведения наблюдения. Наблюдение проводилось в 8 дошкольных группах разных образовательных организаций с использованием Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R) по параметрам, касающимся взаимодействия. Ключевые результаты и выводы. Выявлены и описаны в общем виде характерные особенности разрешения противоречивых с этической точки зрения ситуаций, а именно: при анализе предложенных этических дилемм респонденты скорее отстаивают правоту одной из конфликтующих сторон, чем предлагают решение, учитывающее противоположные интересы; предлагая решения проблемных ситуаций, респонденты практически не апеллируют к профессиональным ценностям; у опрошенных педагогов доминирует желание исчерпать конфликт «здесь и сейчас» командно-авторитарным способом, а не обустраивать диалог разных точек зрения; доминирует резко отрицательное отношение к конфликтам. Конфликт воспринимается не как естественный компонент рабочего образовательного процесса, а обязательно как свидетельство ошибки педагога, родителя или ребенка. Следовательно, преобладает установка «избегать конфликтов любым способом» или замалчивать имеющиеся, что скорее приводит к росту конфликтогенности взаимодействия, чем к повышению продуктивности коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белолуцкая Анастасия Кирилловна, Ле-ван Татьяна Николаевна, Холодова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher’s Interaction with Children at Preschool Age within the Resolution of Ethically Controversial Situations: the Results of Pilot Research

Introduction. The article presents the results of empirical research of teacher’s interaction with children at preschool age within the resolution of ethically controversial situations. To identify typical problems in the resolving of such conflicts we made the investigation with specially elaborated questionnaire and observation in six educational organisations of Moscow (in the survey 30 respondents participated: educators and managers). Methods of the survey. To conduct the survey we developed the questionnaire based on the Code of Ethics of Singapore and the Handbook for Early Childhood Professionals, translated and adapted by the authors. In the process of questioning participants were requested to analyze 14 problem situations, and were asked to give examples of ethical dilemmas from their own working practice in kindergartens. In total we obtained the description of 25 situations. Methods of observation. The observation was conducted in 8 preschool groups of different educational organisations using Early Childhood Environment Rating Scale (ECERS-R) taking into account the parameters for the interaction. Key results and conclusion. General characteristics of problem ethical situations were identified and described. Namely: analyzing the proposed ethical dilemmas respondents rather defend the correctness of one of the conflicting parties than offer a solution that takes into account boath conflicting interests; offering solutions to problem situations, respondents do not appeal to professional values; the surveyed teachers are dominated by the desire to settle the conflict here and now in authoritarian way, but not to arrange dialogue of different points of view; negative attitude to conflicts dominates. The conflict is not perceived as a natural component of the educational process, but as an evidence of the error of a teacher, a parent or a child. Consequently, the predominant setting “to avoid conflict anyway” or to suppress existing ones rather increases conflict interaction than the productivity of communication.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций: результаты пилотного исследования»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

УДК 373.2/37.012.85 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00013

А.К. Белолуцкая, Т.Н. Ле-ван, О.Л. Холодова

Особенности взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций: результаты пилотного исследования

Белолуцкая Анастасия Кирилловна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ (Москва, Россия), [email protected]

Ле-ван Татьяна Николаевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ (Москва, Россия), [email protected]

Холодова Ольга Леонидовна - младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ (Москва, Россия), [email protected]

Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций. С целью выявления типичных проблем при разрешении такого рода конфликтов были проведены анкетирование и наблюдение в шести образовательных организациях Москвы (в анкетировании участвовало 30 респондентов, педагогов и руководителей дошкольных отделений).

Методика проведения анкетирования. Для проведения анкетирования была разработана анкета, в которой использован материал Этического кодекса работников дошкольного образования Сингапура, переведенный и адаптированный авторами. В процессе анкетирования участникам для анализа было предложено 14 проблемно-противоречивых ситуаций, а также предлагалось привести примеры этических дилемм из собственной практики работы в детских садах. В общей сложности было получено описание 25 ситуаций.

Методика проведения наблюдения. Наблюдение проводилось в 8 дошкольных группах разных образовательных организаций с использованием Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R) по параметрам, касающимся взаимодействия. Ключевые результаты и выводы. Выявлены и описаны в общем виде характерные особенности разрешения противоречивых с этической точки зрения ситуаций, а именно: при анализе предложенных этических дилемм респонденты скорее отстаивают правоту одной из конфликтующих сторон, чем предлагают решение, учитывающее противоположные интересы; предлагая решения проблемных ситуаций, респонденты практически не апеллируют к профессиональным ценностям; у опрошенных педагогов доминирует желание исчерпать конфликт «здесь и сейчас» командно-авторитарным способом, а не обустраивать диалог разных точек зрения; доминирует резко отрицательное отношение к конфликтам. Конфликт воспринимается не как естественный компонент рабочего образовательного процесса, а обязательно как свидетельство ошибки педагога, родителя или ребенка. Следовательно, преобладает установка «избегать конфликтов любым способом» или замалчивать имеющиеся, что скорее приводит к росту конфликтогенности взаимодействия, чем к повышению продуктивности коммуникации. Ключевые слова: этическая дилемма, детско-взрослое взаимодействие, разрешение конфликтов, этический кодекс, моральное суждение.

Для цитирования: Белолуцкая А.К., Ле-ван Т.Н., Холодова О.Л. Особенности взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций: результаты пилотного исследования // Современное дошкольное образование. - 2018. - №4(86). - С. 4-17. Материалы статьи получены 12.01.2018

UDC 373.2/37.012.85 DOI: 10.2441 1/1997-9657-2018-00013 Teacher's Interaction with Children at Preschool Age within the Resolution of Ethically Controversial Situations: the Results of Pilot Research Anastasia K. Belolutskaya, PhD in Psychology, Leading Researcher, Child Development Laboratory, Institute of Systemic Projects, Moscow City University (Moscow, Russia) Tatiana N. Le Van, PhD in Psychology, Senior Researcher, Child Development Laboratory, Institute of Systemic Projects, Moscow City University (Moscow, Russia) Olga L. Kholodova, Junior Researcher, Child Development Laboratory, Institute of Systemic Projects, Moscow City University (Moscow, Russia) Introduction. The article presents the results of empirical research of teacher's interaction with children at preschool age within the resolution of ethically controversial situations. To identify typical problems in the resolving of such conflicts we made the investigation with specially elaborated questionnaire and observation in six educational organisations of Moscow (in the survey 30 respondents participated: educators and managers). Methods of the survey. To conduct the survey we developed the questionnaire based on the Code of Ethics of Singapore and the Handbook for Early Childhood Professionals, translated and adapted by the authors. In the process of questioning participants were requested to analyze 14 problem situations, and were asked to give examples of ethical dilemmas from their own working practice in kindergartens. In total we obtained the description of 25 situations. Methods of observation. The observation was conducted in 8 preschool groups of different educational organisations using Early Childhood Environment Rating Scale (ECERS-R) taking into account the parameters for the interaction. Key results and conclusion. General characteristics of problem ethical situations were identified and described. Namely: analyzing the proposed ethical dilemmas respondents rather defend the correctness of one of the conflicting parties than offer a solution that takes into account boath conflicting interests; offering solutions to problem situations, respondents do not appeal to professional values; the surveyed teachers are dominated by the desire to settle the conflict here and now in authoritarian way, but not to arrange dialogue of different points of view; negative attitude to conflicts dominates. The conflict is not perceived as a natural component of the educational process, but as an evidence of the error of a teacher, a parent or a child. Consequently, the predominant setting "to avoid conflict anyway" or to suppress existing ones rather increases conflict interaction than the productivity of communication. Keywords: the ethical dilemma, child-adult interaction, conflict resolution, ethics code, moral judgment. For citation: Belolutskaya A.K., Le Van T.N., Kholodova O.L. (2018). Teacher's interaction with children at preschool age within the resolution of ethically controversial situations: the results of pilot research. Preschool Education Today. 4:12, 4-1 7 (in Russian). Original manuscript received 12.01.2018

Введение

Любой взрослый, работающий в детском саду, будь то педагог или представитель администрации, каждый день неизбежно сталкивается с конфликтными противоречивыми ситуациями, как во взаимодействии с детьми и их родителями, так и внутри коллектива. Однако, если в других профессиональных областях способ разрешения сложных с этической точки зрения ситуаций, по сути, является личным делом каждого человека, то в образовательной организации, тем более при работе с маленькими детьми, любое взаимодействие становится содержанием образования и воспитания. Дети намного прочнее усваивают те способы коммуникации,

в том числе разрешения конфликтов и разногласий, которые демонстрируются взрослыми на практике, чем те, которые проговариваются вслух. Фундаментальные работы, посвященные развитию морального суждения у детей, принадлежат Ж. Пиаже (Пиаже, 2006) и Л. Кольбергу (Kohlberg, 1973). Также проблемами морально-нравственного развития дошкольников занимаются многие зарубежные (Fiedler, Van Haren, 2009; French-Lee, Dooley, 2015; Goodman, 2008; Rodd, Clyd, 1990; Хармс, Клиффорд, Крайер, 2016) и отечественные (Алиева, 2016; Бочарова, 2012; Веракса, 2014; Гармаев, 1998; Головина, 2013; Коджаспирова, Коджаспиров, 2003; Корепанова, 2015; Куприна, Масленникова, 2015; Манулина, 2012; Недосека, 2011;

Новикова, 2015; Орехова, 2016; Сиденко, 2011; Собкин, 2016; Суворова, Шалина, Подоплелова, 2016; Сухова, Зубенко, 2012; Цвык, 2014; Юдина, 2003) авторы.

Следует отметить также, что неэтичное, унижающее, манипулирующее общение оказывает глубинное воздействие на психическое развитие ребенка, приводя к нарушению самооценки, уровня притязаний, мотивации к общению и обучению, гипертревожности, целому спектру соматических заболеваний.

Этими обстоятельствами обусловлено появление во многих странах мира так называемых этических кодексов специалистов по раннему развитию детей, регулирующих взаимодействие в сложных с этической точки зрения ситуациях. Как правило, в документах такого плана прописаны ключевые профессиональные ценности и принципы, которыми должен руководствоваться педагог. Также многие из них снабжены подробным руководством с разбором конкретных ситуаций о том, что делать, если несколько ценностей вступает в конфликт и приходится иметь дело с так называемой этической дилеммой.

К настоящему моменту, во многом в связи с тем, что за дошкольным образованием закреплен статус «уровня образования» и вступил в силу соответствующий ФГОС, российская система дошкольного образования, с нашей точки зрения, достигла того этапа, когда появление профессионального этического кодекса дошкольного работника является острой необходимостью. Сегодня многие детские сады разрабатывают и принимают свои кодексы, закрепляя их локальными актами (ГБОУ «Школа № 734 "Школа самоопределения"»; Журавлева, 2014; Кодекс этики и служебного поведения работников МБДОУ детского сада «Звездочка» г. Аркадака; Этический кодекс педагогов МДОУ детский сад «Орленок»). Однако нам кажется, что появление общего кодекса, где были бы закреплены ценности и принципы, признаваемые важными для всего сообщества специалистов по развитию в раннем и дошкольном возрасте, оказало бы позитивное влияние как на статус профессии, так и на профессиональное самосознание педагогов.

На предварительном этапе разработки варианта такого этического кодекса нами было проведено качественное исследование особенностей взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста в сложных с этической точки зрения ситуациях. В целях выявления типичных проблем этического характера, которые возникают в процессе взаимодействия: детей

и педагогов, внутри педагогического коллектива, педагогов и родителей - были проведены анкетирование и наблюдение.

Исследование проводилось в 6 образовательных организациях разных административных округов города Москвы, реализующих программы дошкольного образования (30 респондентов, воспитателей и представителей администрации детских садов г. Москвы).

Методика проведения анкетирования

Для проведения анкетирования была разработана анкета (Приложение 1), в которой использован материал Этического кодекса работников дошкольного образования Сингапура (Code of Ethics Handbook for Early Childhood Professionals, 2015; ситуации этических дилемм переведены и адаптированы сотрудниками Лаборатории развития ребенка ИСП МГПУ). Кодекс дошкольных работников Сингапура снабжен пособием с подробным разбором этических дилемм (не только примеры, но и анализ возможных решений), что позволяет интерпретировать ответы, данные российскими респондентами, в том числе соотнося их с видением международных экспертов. Кодекс Сингапура в большой степени основан на кодексе NAEYC (США) и разрабатывался с привлечением пула специалистов из разных стран.

Анкетирование проводилось в два этапа:

1 этап. Участникам для анализа было предложено 14 проблемно-противоречивых ситуаций (Приложение 1) с просьбой ответить на три типа вопросов по каждой:

1) содержится ли в описании ситуации этический конфликт;

2) какие ценности пришли в противоречие;

3) какое решение можно предложить с точки зрения

а) воспитателя,

б) администратора ДОО.

2 этап. На втором этапе анкетирования педагоги приводили примеры этических дилемм из собственной практики работы в детских садах. В общей сложности нами было получено описание 25 ситуаций.

Методика проведения наблюдения

Наблюдение проводилось в 8 дошкольных группах разных образовательных организаций

с использованием Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R) по параметрам, касающимся взаимодействия. Эксперты фиксировали и затем анализировали ситуации, в которых вербально педагоги контактируют с детьми, с коллегами, с родителями (во время приема и проводов детей). В поле зрения оказывались, например, ситуации:

- поддержание дисциплины в дошкольной группе (в том числе в рамках режимных моментов, во время свободной игры, в непосредственно организованной деятельности);

- речевое поведение педагога в специфических активностях (встреча и прощание с ребенком, во время приема пищи, в момент укладывания на дневной сон, в момент интимной гигиены ребенка);

- профессиональное поведение воспитателя в случае проявления конфликтных ситуаций между детьми;

- обмен информацией о детях с родителями;

- обмен информацией о детях с коллегами (в основном, контакт «воспитатель - воспитатель», «воспитатель - помощник воспитателя» в пределах одной дошкольной группы).

Был собран материал - кейсы по указанным ситуациям, в которых проявлялись как позитивные, так и негативные модели взаимодействия педагога с другими участниками образовательного процесса.

Результаты

Полученные ответы респондентов позволяют сделать следующие общие выводы:

1. Описанные в анкете ситуации в подавляющем большинстве случаев интерпретируются респондентами не как конфликт профессиональных ценностей, а как разногласия между людьми (конфликт между двумя родителями; между двумя детьми; между воспитателями). Вообще, формулировки тех или иных ценностей практически не встречаются в описаниях решений. Единственная ценность, которая изредка озвучивается, это «безопасность». Соответственно, и решения предлагаются локальные, как правило, внутригрупповые, реализуемые воспитателем «сразу и на месте».

Допустим, в ситуации с дерущимися детьми (ситуация 1), предлагается: «занять Дашу игрой», «держать в поле зрения проблемную пару», «Извиниться перед мамой Маши, а маму Даши попросить поговорить с ребен-

ком дома», «прочитать книгу или сказку про дружбу». В анализе ситуации про детей, которые сбрасывали рисунки со стола и получили значок задиры, можно прочитать, например, такой вариант: «Я бы незаметно вечером сама бы сбросила рисунки мальчиков и посмотрела на их реакцию» (ситуация 8). В ситуации про маму-воспитателя, которая отшлепала ребенка на глазах у группы, встречаются решения типа: «Поменять прогулочные площадки, чтобы мама Сережи не могла видеть, как гуляет ее ребенок» (ситуация 11).

2. Крайне редко предлагаются решения, которые предполагают выслушивание мнений всех сторон, определенную просветительскую работу со стороны организации и процесс переговоров о том, как же, на самом деле, будет лучше для всех задействованных людей. Можно привести всего несколько примеров реплик такого типа: «В данной ситуации проявить заинтересованность и успокоить папу Маши. Совместно с воспитателями обсудить данную проблему, не вмешивая родителей остальных детей из группы. Четко спланировать работу по решению, договориться о следующей встрече» (ситуация 1).

3. Как правило, высказывания респондентов носят центрированный на воспитателе характер, причем как в плане формулировки, так и решения проблемы. Типичны такие комментарии: «воспитателю необходимо поставить на вид: ни в коем случае нельзя "выносить сор из избы"»; «Да, проблема есть - воспитатель спровоцировала родителей против ребенка (Даши)»; «...этическая проблема, но мой взгляд заключается в том, в какой форме была передана информация воспитателем маме Маши»; «За все проблемные ситуации, возникающие в группе, несет ответственность воспитатель. В данной же ситуации воспитатель переложил возникшую проблему на Дашу и ее родителей». Мы видим, что многие респонденты уверены, что возникновение/предотвращение/решение конфликтных ситуаций полностью зависят от воли или профессионализма воспитателя. И чем профессиональнее воспитатель, тем меньше конфликтов. Это отчасти справедливое положение вместе с тем является свидетельством общего строго отрицательного отношения к конфликтным ситуациям, которые при грамотном профессиональном к ним отношении могут быть и продуктивны для развития социальных отношений в коллективе, не говоря уже о том, что дети дошкольного возраста дерутся очень часто и это не всегда означает конфликт в привычном

«взрослом» понимании. Вместе с тем есть опасность превратного понимания профессионализма воспитателя (профессиональный тот, у кого в группе все «тише воды, ниже травы»).

4. Многие респонденты предпочитают «гасить» проблемные ситуации, не вмешивая администрацию и родителей, подразумевая, что те априори «по другую сторону баррикад». Вот типичные высказывания воспитателей: «основная ошибка: воспитатель вынесла информацию на всех родителей» (ситуация 1); «администратор не должен вмешиваться в рабочий процесс, воспитатели могут решить вполне этот вопрос самостоятельно» (ситуация 2); «этот вопрос должен решаться внутри группы и не выноситься на рассмотрение администрации, тем более, что методист - это тоже вроде как административный работник» (ситуация 2); «администратор должен посоветовать воспитателю не поднимать бурю в стакане воды» (ситуация 3); «думаю, это не та ситуация, которую должна решать администрация» (ситуация 4).

5. В большом количестве случаев предложенные ситуации интерпретируются не как дилемма (то есть конфликт равнозначных ценностей), а проблемная ситуация с одной обиженной стороной. Соответственно, и предлагаемые решения носят однобокий характер, то есть учитывают интересы только одного действующего лица. Приведем примеры характерных высказываний: «Да, есть проблема этического характера в том, что Даша неуважительно относится к сверстникам» (ситуация 1); «Я давала бы в период выздоровления ребенку еду, которую приносит мама» (ситуация 3,Б); «Попыталась бы уговорить ребенка есть без запугиваний» (ситуация 4); «Родители должны обязательно готовить своего ребенка к разнообразному питанию сада» (ситуация 4); «Поговорила бы с родителями, чтобы они постарались объяснить девочке, почему в садике надо кушать» (ситуация 4); «в свободное время прочитать терапевтические сказки с девочкой о пользе каши и супа» (ситуация 4); «Я объяснила бы маме, что режим в детском саду для всех детей одинаковый. Он может не спать, но лежать в тихий час должен в постели» (ситуация 5); «Доводить до сведения родителей, что в детском саду есть режим дня, нарушать который нельзя» (ситуация 5); «На родительских встречах проговаривать, почему ребенок должен соблюдать режим дня» (ситуация 5).

6. Многие воспитатели, предлагая решение, причем не только от лица администрации, но и от лица самого воспитателя, формулиру-

ют их в командно-административном залоге. Например: «Не допускать ситуаций, когда дети наносят друг другу синяки и царапины» (ситуация 1); «Предотвращать конфликтные ситуации. При возникновении сообщить администрации сада. Осмотр ребенка при приходе в детский сад» (ситуация 1); «Контроль за выполнением должностных обязанностей педагогов. Быстрое реагирование на проблему» (ситуация 2); «Применить административное взыскание в адрес воспитателя за нанесение психологической травмы ребенку» (ситуация 4); «Запрет на повышение голоса на ребенка и насильное кормление» (ситуация 4); «Необходимо усилить контроль за поведением Маши и Даши. Обратить внимание педагога на ослабление воспитания у детей культуры общения и поведения, а может и отсутствие ее» (ситуация 1); «Разместить объявления в группах и при входе в детский сад о том, что фото- и видеосъемка без согласия администрации запрещена. Поднять данный вопрос на родительских собраниях» (ситуация 6); «Это грубое нарушение!!! Необходимо применить дисциплинарное взыскание в адрес воспитателя-родителя!» (ситуация 11).

Проведенное наблюдение также позволяет выделить ряд проблемных моментов во взаимодействии педагогов с воспитанниками в случае конфликтных противоречивых ситуаций. Примеры негативного взаимодействия, которые в основном связаны:

а) с разрешением конфликтов (педагог сам разбирается с обидчиком, как «высшая сила»). Примеры высказываний:

- Если вы что-то не поделили, идите ко мне. Лиза, она больше так не будет. Мириться будем?

- Кулаками мы споры не разрешаем. Поделим поровну! Я не хочу с тобой играть, если ты дерешься.

б) с раздражением педагогов, пренебрежением, неискренней лаской, субъективным отрицательным оцениванием. Примеры высказываний:

- У тебя проблемы что ли? Спокойненько позови.

- Мой золотой, очень рано поставил. (сказано раздраженным тоном)

- Не нужно ничего открывать. Я не говорила открывать!

- Какие же сказки вы любите? (сказано с недоброжелательным недоумением)

в) с поспешными обобщениями, манипуляциями. Примеры высказываний:

- Ну, у тебя всегда так.

- Ты такая аккуратная девочка, ты меня удивляешь!

- Дуняша, ешь аккуратно, а то у тебя каж дый день какие-то проблемы!

г) с невниманием к ребенку, его состоянию, его желаниям, словам (перебивают, не дают сказать и договорить). Примеры высказываний:

- У меня голова болит. - Ну, сейчас пройдет.

д) поддержанием дисциплины - приказы, вплоть до команд. Примеры высказываний:

- (Мальчик запел: «У пташки крылья».) У нас что, музыка? Нет, рисование.

- Не катайся на стуле — ноги под стол.

- Сделали тишину.

е) с решением за ребенка, лишением его выбора, действия и т.д. Примеры высказываний:

- Научитесь - будете помогать.

- Сегодня я ходил без шапки! - Это с мамой мы решим, вдруг мама против.

Вместе с тем при анализе были отмечены случаи, когда педагоги говорят с детьми об этических нормах. Например:

- Муравей! Трогать не надо! Муравей — это не игрушка.

- Надо выбрать средний тон. Вдруг кто-то хочет посидеть в тишине.

Также в процессе наблюдения был зафиксирован ряд примеров из положительной практики, в частности было проведено наблюдение в Центре лечебной педагогики, где группы посещают дети с трудностями коммуникации. Такие дети особенно остро реагируют на нарушение пространства и т.д. Практикуется следующее:

- ребенка при обращении называют только по имени (не называют по фамилии, не говорят в третьем лице, общаются без ласкательных сюсюканий свысока);

- выбор поддерживается и создается (предоставляется выбор материалов, деятельнос-тей, тихие/шумные игры, спящие/неспящие дети и т.д.);

- эмоциональное состояние принимается и обустраиваются возможности самостоятельного выхода из «критического» состояния (дается время на успокоение без применения угрозы/шантажа типа «маме скажу», «сейчас посажу на скамейку»);

- темп деятельности, возможности включения в деятельность и переключения (не торопят детей, не «переставляют» их с прогулки на обед без предупреждения).

Примечательно, что в ходе наблюдения отмечено: один и тот же воспитатель может быть корректным и некорректным в течение дня, что

актуализирует создание этического кодекса, который будет возвращать педагога мысленно к важности корректного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса и учету их интересов.

Также говоря о целесообразности появления в России своего Этического кодекса работников дошкольного образования, следует подробнее остановиться на теории стадий нравственного развития Лоуренса Кольберга 1973), которую исследователь разработал, основываясь в свою очередь на работах Жана Пиаже (Пиаже, 2006), посвященных формированию формальной логики. Теория гласит, что моральные рассуждения, составляющие основу этического поведения, имеют шесть идентифицируемых стадий развития, на каждой из которых решения моральных дилемм более адекватны, чем на предыдущей.

Шесть стадий Кольберга можно сгруппировать в три крупных уровня: доконвенциональ-ный, конвенциональный и постконвенциональный. Переход от одной нравственной стадии к другой - результат развития как когнитивных навыков, так и способности к сопереживанию и сочувствию. Кольберг не связывает свои стадии с рамками определенного возраста. В то время как большинство людей в своем нравственном развитии достигает, по крайней мере, третьей стадии, другие остаются нравственно незрелыми на протяжении всей жизни. Этапы не могут быть пропущены, каждый неизбежно ведет к новому, более комплексному и дифференцированному.

Уровень 1. Доконвенциональный.

1. Ориентация на наказание и послушание (Как я могу избежать наказания?).

2. Наивная гедонистическая ориентация (Какая здесь польза для меня?).

Уровень 2. Конвенциональный.

3. Ориентация на соответствие ближнему окружению/малой группе (Социальные нормы, модель «хорошего ребенка»).

4. Установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (Мораль соответствует правилам и законам).

Уровень 3. Постконвенциональный

5. Представление о морали как продукте общественного договора (социальный контракт).

6. Универсальные этические принципы.

На постконвенциональном уровне мир рассматривается как содержащий различные мнения, права и ценности. Эти мнения, права и

ценности необходимо уважать как уникальные для каждого человека или сообщества. Законы рассматриваются как социальные контракты, а не жесткие указания. Те, которые не способствуют общему благосостоянию, должны быть изменены, когда это необходимо для достижения «наивысшего блага для наибольшего числа людей». Это достигается за счет решения большинства и неизбежного компромисса. Демократическое правление основано на пятом уровне рассуждений.

На наиболее зрелой стадии мораль основана на абстрактных рассуждениях с использованием универсальных этических принципов. Законы действуют лишь постольку, поскольку они основаны на справедливости, более того, приверженность справедливости несет за собой обязательство не подчиняться несправедливым законам.

Опираясь на модель Кольберга, можно увидеть, что:

1) подавляющее большинство суждений воспитателей являются маркерами докон-венциональной или конвенциональной стадий. Доконвенциональная стадия проявляется в ориентации на наказание и послушание (страх проверяющих инстанций, административных наказаний, родительского неудовольствия). Конвенциональная стадия характеризуется ориентацией на соответствие ближнему окружению / малой группе (модель «хорошего ребенка»): «нас так учили», «все вокруг, даже намного более опытные педагоги, так работают». А также установкой на поддержание фиксированных правил (методик, конспектов, регламентов работы сада и проч.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Способ, которым предлагают действовать международные эксперты, характеризует постконвенциональную стадию (использование универсальных этических принципов и понимание морали как продукта общественного договора).

Описанное выше наблюдение важно еще и потому, что педагог, особенно в детском саду, воспитывает детей, и в том числе в смысле их морально-нравственного развития. Соответственно, сложно ожидать, что человек, сам демонстрирующий доконвен-циональную стадию моральных суждений, сможет подвести и направить детей по пути конвенциональной или впоследствии постконвенциональной стадии.

Однако для того, чтобы в профессиональном сознании стал возможен переход, необходимо, чтобы общие профессиональные

ценности и этические принципы были сформулированы, публично артикулированы и поддержаны влиятельными профессиональными сообществами. По большому счету появление таких общих профессиональных, публично разделяемых ценностей и принципов, возможно, в виде Этического кодекса детских садов РФ, есть знак становления отдельной профессии - педагог дошкольного образования, специалист по развитию в раннем детстве.

Выводы

Отметим, что в данном случае исследование носило качественный характер. В силу малой выборки мы не можем говорить о статистической значимости полученных результатов, однако, с нашей точки зрения, полученные результаты имеют ценность с позиции описания стратегий разрешения конфликтов и проблемных ситуаций этического характера в российской образовательной практике.

В общем виде характерные особенности разрешения противоречивых с этической точки зрения ситуаций можно описать так:

- при анализе предложенных этических дилемм респонденты скорее отстаивают правоту одной из конфликтующих сторон, чем предлагают решение, учитывающее противоположные интересы;

- предлагая решения проблемных ситуаций, респонденты практически не апеллируют к профессиональным ценностям;

- у опрошенных педагогов доминирует желание исчерпать конфликт «здесь и сейчас» командно-авторитарным способом, а не обустраивать диалог разных точек зрения;

- доминирует резко отрицательное отношение к конфликтам. Конфликт воспринимается не как естественный компонент рабочего образовательного процесса, а обязательно как свидетельство ошибки педагога, родителя или ребенка. Следовательно, преобладает установка «избегать конфликтов любым способом или замалчивать имеющиеся», что скорее приводит к росту конфликтогенности взаимодействия, чем к повышению продуктивности коммуникации. ■

Литература

1. Алиева М.Г. Нравственность против ошибок в системе образования // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации материалы

IX Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани. - 2016. - С. 264-267.

2. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 1998.

3. Бочарова Ю.Ю. Профессиональное сознание, профессиональное поведение, профессиональная деятельность: о предмете практического обучения (сравнительный анализ зарубежных руководств по практике) // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - №4. - Т.3. - С. 75-79.

4. Веракса Н.Е. Современное дошкольное образование и проблема соотношения натурального и культурного в детском развитии // Нижегородское образование. - 2014. - №3. -С. 56-60.

5. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного развития ребенка. - Решма, 1998. - 128 с.

6. Головина М.Ф. и др. Детский сад, живущий жизнью детей, или Опыты переходов за границы известного. - СПб.: образовательные проекты, Агентство образовательного сотрудничества, 2013. - 176 с.

7. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 734 "Школа самоопределения"» (официальный сайт) URL: http://cog734.mskobr. ru/ (дата обращения: 14.10.2016)

8. Журавлева Л.В. Общий камертон и некоторые шедевры: Истории про больших и маленьких в детском саду. - СПб: Образовательные проекты, Агентство образовательного сотрудничества, 2014. - 144 с.

9. Кодекс этики и служебного поведения работников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Звездочка» г. Аркадака. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/ detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/12/1 7/kodeks-etiki-i-sluzhebnogo-povedeniya-rabotnikov-mbdou (дата обращения: 14.10.2016)

10. Коджаспирова Г.М., Коджаспи-ров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2003. - 176 с.

11. Корепанова М.В. Роль моральных суждений в нравственном развитии ребенка-дошкольника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.11. - С. 1-5. URL: http://e-koncept.ru/2015/95117.htm.

12. Куприна Н.Г., Масленникова С.Ф. Современные подходы к содержательной раз-

работке понятий «нравственность» и «мораль» // Современные проблемы науки и образования. -2015. - №4. - С. 77.

13. Манулина О.И. Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/l ibrary/2012/11/1 3/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-obshchenie (дата обращения: 14.10.2016)

14. Недосека О.Н. О психологических особенностях профессионального поведения воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Дошкольное воспитание. - 2011. -№5. - С. 84-87.

15. Новикова СА. Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему морально-нравственного развития дошкольников // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - №1(3). -С.231-234.

16. Образовательные пространства детского сада/ Под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной. -М., СПб.: Образовательные проекты, 2016. -272 с.

17. Орехова Т.Ф. Речь учителя как фактор здоровьесбережения // Здоровьесберегающее образование - залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: Материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., г. Челябинск, 10-11 ноября 2016 г. / Под науч. ред. З.И. Тюмасевой. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2016. - С. 113-115.

18. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. - М.: Академический проект, 2006.

19. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №4. - С. 41-44.

20. Собкин В.С. К вопросу о профессиональной позиции воспитателя // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2016. - №7. - С. 46-56.

21. Суворова О.В., Шалина АА., Подо-плелова Н.М. Субъектные предпосылки духовно-нравственного развития старших дошкольников // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №5. - С. 213.

22. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Педагогическая этика (словарь-справочник): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Экон-информ, 2012. - 309 с.

23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки №1155 от 17.10.2013 года) [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/ PR_1155.pdf (дата обращения: 11.03.2017)

24. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. - М.: Национальное образование, 2016. - 130 с.

25. Цвык ВА Профессиональная этика: основы общей теории: Учебное пособие. Изд. 3-е. - М.: РУДН, 2014. - 288 с.

26. Этический кодекс педагогов Муниципального дошкольного образовательного учреждения-детский сад «Орленок» / Под ред. Щ.Н. Аникиной // Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/01/27/eticheskiy-kodeks-pedagoga-dou (дата обращения: 14.10.2016)

27. Юдина Е.Г. Исследование профессионального сознания педагогов педагогических училищ (дошкольные отделения) // Психологическая наука и образование. - 2003. -№2. - С. 1-13.

28. A Code for Ethics for people Working with Children and Young People: FICE - bulletin. (1998).

29. Cameron H. (2005) Asking the tough questions: a guide to ethical practices in interviewing young children. Early Child Development and Care. 6, 597-610.

30. Code of Ethics and Standards of Practice (2011). College of Early Childhood Educators. [Electronic resource] URL: https://www.college-ece.ca/en/Documents/Code%20of%20Ethics%2 0and%20Standards%20of%20Practice%202013. pdf#search = Code%20of%20Ethics%20and%20 Standards%20of%20Practice (дата обращения: 14.10.2016)

31. Code of Ethics Handbook for Early Childhood Professionals An essential companion for daily practice: December 2015 [Electronic resource] URL: www.aeces.org (дата обращения: 16.10.2016)

32. EECERA Ethical Code for Early Childhood Researchers - revised version 1.2: May 2015 [Electronic resource] URL: http://www.eecera.org/ custom/uploads/2016/07/EECERA-Ethical-Code. pdf (дата обращения: 14.10.2016)

33. Ethics for early childhood educators. The Danish Union of Early Childhood. [Electronic resource] URL: http://bupl.dk/iwfile/BALG-

9Z2H8V/$file/Ethics_for_Early_Childhood_ Educators_2015.pdf (дата обращения: 14.10.2016)

34. Fiedler C.R., Van Haren B. (2009). A Comparison of Special Education Administrators' and Teachers' Knowledge and Application of Ethics and Professional Standards. The Journal of Special Education, 3, 160-173.

35. French-Lee S., Dooley C.M. (2015). An Exploratory Qualitative Study of Ethical Beliefs Among Early Childhood Teachers. Early Childhood Education Journal, 43, 377-384.

36. Goodman J.F. (2008) The interpretation of children's needs at home and in school, Ethics and Education, 1, 27-40.

37. Kohlberg L. (1973) The Claim to Moral Adequacy of a Highest Stage of Moral Judgment. The Journal of Philosophy, 70 (18), 630-646.

38. NAEYC. Code of Ethical Conduct. Supplement for Early Childhood Program Administrators. [Electronic resource] URL: http://www.naeyc.org/files/naeyc/file/positions/ PSETH05_supp.pdf (дата обращения: 14.10.2016)

39. Palaiologou I. (2014) Do we hear what children want to say? Ethical praxis when choosing research tools with children under five. Early Child Development and Care, 5, 689-705. [Electronic resource] URL: http://dx.doi.org/10.1080/030044 30.2013.809341 (дата обращения: 14.10.2016)

40. Rodd J., Clyd M. (1990) Ethical dilemmas of the Childhood Professional: a comparative study. Early childhood Research Quarterly, 5, 461-474.

41. The Victorian Teaching Professional Code of Conduct. [Electronic resource] URL: http://www. vit.vic.edu.au/ (дата обращения: 14.10.2016)

References

1. A Code for Ethics for people Working with Children and Young People: FICE - bulletin. (1998).

2. Alieva M.G. (2016) Nravstvennost' protiv oshibok v sisteme obrazovaniya. Psikhologo-peda-gogicheskie issledovaniya kachestva obrazovaniya v usloviyakh innovatsionnoi deyatel'nosti obrazo-vatel'noi organizatsii materialy IX Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakti-cheskoi konferentsii. Filial Kubanskogo gosu-darstvennogo universiteta v g. Slavyanske-na-Kubani [Morality against mistakes in the education system. Psychological and pedagogical research of the quality of education in conditions of innovative activity of the educational organization materials of the IX All-Russian (with international participation) scientific and practical conference. Branch of the Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban]. 264-267.

3. Bocharova Yu.Yu. (2012) Professional'noe soznanie, professional'noe povedenie, professional'naya deyatel'nost': o predmete prakticheskogo obucheniya (sravnitel'nyi analiz zarubezhnykh rukovodstv po praktike) [Professional consciousness, professional behavior, professional activity: on the subject of practical training (comparative analysis of foreign manuals on practice)] Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovets State University]. 4:3, 75-79.

4. Bol'shoi tolkovyi slovar' russkogo yazyka [The Big Explanatory Dictionary of the Russian Language] (1998) Editor-in-chief S.A. Kuznetsov. Saint-Petersburg: Norint Publishing.

5. Cameron H. (2005) Asking the tough questions: a guide to ethical practices in interviewing young children. Early Child Development and Care. 6, 597-610.

6. Code of Ethics and Standards of Practice (2011). College of Early Childhood Educators. [Electronic resource] URL: https://www.college-ece. ca/en/Documents/Code%20of%20Ethics%20and% 20Standards%20of%20Practice%202013.pdf#searc h = Code%20of%20Ethics%20and%20Standards% 20of%20Practice (Date of access: 14.10.2016)

7. Code of Ethics Handbook for Early Childhood Professionals An essential companion for daily practice: December 2015 [Electronic resource] URL: www.aeces.org (Date of access: 16.10.2016)

8. EECERA Ethical Code for Early Childhood Researchers - revised version 1.2: May 2015 [Electronic resource] URL: http://www.eecera.org/ custom/uploads/2016/07/EECERA-Ethical-Code.pdf (Date of access: 14.10.2016)

9. Ethics for early childhood educators. The Danish Union of Early Childhood. [Electronic resource] URL: http://bupl.dk/iwfile/BALG-9Z2H8V/ $fi le/Eth ics_for_Early_Ch ildhood_Educators_2015. pdf (Date of access: 14.10.2016)

10. Eticheskii kodeks pedagogov Munitsipal'nogo doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya-detskii sad «Orlenok» [The code of ethics of teachers in Municipal preschool educational institution-kindergarten "Eaglet"]. Edited by S. N. Anikina. Social network of educators. [Electronic resource]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/ upravlenie-dou/2012/01/27/eticheskiy-kodeks-pedagoga-dou (data obrashcheniya: 14.10.2016)

11. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart doshkol'nogo obrazovaniya [Federal State educational standard of preschool education] [Electronic resource]. URL: http://www.firo.ru/ wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf (data obrashcheniya: 11.03.2017)

12. Fiedler C.R., Van Haren B. (2009). A Comparison of Special Education Administrators' and Teachers' Knowledge and Application of Ethics and Professional Standards. The Journal of Special Education, 3, 160-173.

13. French-Lee S., Dooley C.M. (2015). An Exploratory Qualitative Study of Ethical Beliefs Among Early Childhood Teachers. Early Childhood Education Journal, 43, 377-384.

14. Garmaev A.Ts. (1998) Etapy nravstvennogo razvitiya rebenka [Stages of the child's moral development]. Reshma.

15. Golovina M.F. i dr. (2013) Detskii sad, zhivushchii zhizn'yu detei, ili Opyty perekhodov za granitsy izvestnogo [Living the lives of children Kindergarten, or Experiences of transitions abroad known]. Saint-Petersburg: Obrazovatel'nye proekty, Agentstvo obrazovatel'nogo sotrudnichestva [Educational projects, the Agency for Educational Cooperation Publihing].

16. Goodman J.F. (2008) The interpretation of children's needs at home and in school, Ethics and Education, 1, 27-40.

17. Gosudarstvennoe byudzhetnoe obshcheobrazovatel'noe uchrezhdenie goroda Moskvy «Shkola №734 "Shkola samoopredeleniya"» [State Budgetary Educational Institution of the City of Moscow "School No. 734" School of Self-Determination"] (official website) URL: http://cog734. mskobr.ru/ (data obrashcheniya: 14.10.2016)

18. Kharms T., Klifford R.M., Kraier D. (2016) Shkaly dlya kompleksnoi otsenki kachestva obrazovaniya v doshkol'nykh obrazovatel'nykh orga-nizatsiyakh [The Early childhood environment rating scale in preschool educational institutions]. Moscow: Natsional'noe obrazovanie [National education] Publishing.

19. Kodeks etiki i sluzhebnogo povedeniya rabotnikov munitsipal'nogo byudzhetnogo doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya detskogo sada «Zvezdochka» g. Arkadaka [The code of ethics and official conduct of employees of the municipal budget preschool educational institution kindergarten "the Asterisk" in Arkadak]. [Electronic resource]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/12/1 7/kodeks-etiki-i-sluzhebnogo-povedeniya-rabotnikov-mbdou (data obrashcheniya: 14.10.2016)

20. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. (2003) Pedagogicheskii slovar': Dlya studentov vysshikh i srednikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii [Pedagogical dictionary: For Students of h igher and secondary pedagogical educational institutions]. Moscow: Akademiya Publishing.

21. Kohlberg L. (1973) The Claim to Moral Adequacy of a Highest Stage of Moral Judgment. The Journal of Philosophy, 70 (18), 630-646.

22. Korepanova M.V. (2015) Rol' moral'nykh suzhdenii v nravstvennom razvitii rebenka-doshkol'nika [The role of moral judgments in the moral development of a preschool child]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept» [Scientific and methodical electronic magazine "Concept"]. 11, 1-5. URL: http://e-koncept. ru/2015/95117.htm.

23. Kuprina N.G., Maslennikova S.F. (2015) Sovremennye podkhody k soderzhatel'noi razrabotke ponyatii «nravstvennost'» i «moral'» [Modern approaches to the substantive development of the concepts of „ethics" and „morality"]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 4, 77.

24. Manulina O.I. Seminar-praktikum dlya pedagogov «Obshchenie vospitatelya s roditelyami vospitannikov» [Workshop for teachers "Communication the educator with parents of pupils"] [Electronic resource]. URL: http://nsportal. ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/11/13/ seminar-praktikum-dlya-pedagogov-obshchenie (data obrashcheniya: 14.10.2016)

25. NAEYC. Code of Ethical Conduct. Supplement for Early Childhood Program Administrators. [Electronic resource] URL: http:// www.naeyc.org/files/naeyc/file/positions/PSETH05_ supp.pdf (Date of access: 14.10.2016)

26. Nedoseka O.N. (2011)0 psikhologicheskikh osobennostyakh professional'nogo povedeniya vospitatelya doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [About psychological peculiarities of professional behavior of preschool educational institution's educator]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education]. 5, 84-87.

27. Novikova S.A. (2015) Vzglyady otechestvennykh i zarubezhnykh issledovatelei na problemu moral'no-nravstvennogo razvitiya doshkol'nikov [Views of domestic and foreign researchers on the problem of moral development of preschool children]. Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tekhnologii [Pedagogical skills and pedagogical technologies]. 1(3), 231-234.

28. Obrazovatel'nye prostranstva detskogo sada [Educational spaces of the kindergarten] (2016). Edited by A. Rusakov, T. Lapkina. Moscow, Saint-Petersburg: Obrazovatel'nye proekty [Educational projects].

29. Orekhova T.F. (2016) Rech' uchitelya kak faktor zdorov'esberezheniya [Teacher's speech as a factor of health savings]. Zdorov'esberegayushchee obrazovanie - zalog bezopasnoi zhiznedeyatel'nosti

molodezhi: problemy i puti resheniya: Materialy IX Mezhdunar. nauchno-prakticheskoi konferentsii, g. [Health-saving education is the guarantee of safe life of youth: problems and solutions: Materials of the IX International Scientific and Practical Conference], Chelyabinsk, November 10-11, 2016. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [South Ural state humanitarian and Pedagogical University Publishing], 113-115.

30. Palaiologou I. (2014) Do we hear what children want to say? Ethical praxis when choosing research tools with children under five. Early Child Development and Care, 5, 689-705. [Electronic resource] URL: http://dx.doi.org/10.1080/03004430 .2013.809341 (Date of access: 14.10.2016)

31. Piazhe Zh. (2006) Moral'noe suzhdenie u rebenka [A child's moral judgment]. Moscow: Akademicheskii proekt [Academic project].

32. Rodd J., Clyd M. (1990) Ethical dilemmas of the Childhood Professional: a comparative study. Early childhood Research Quarterly, 5, 461-474.

33. Sidenko A.S. (2011) O modeli vnutrifirmennogo povysheniya kvalifikatsii po pod-gotovke shkol k realizatsii FGOS vtorogo poko-leniya [About the model of intercompany training to prepare schools for the implementation of the second generation standard]. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii [Innovative projects and programs in education]. 4, 41-44.

34. Sobkin V.S. (2016) K voprosu o professional'noi pozitsii vospitatelya [On the issue of an educator's professional position]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika [Preschool Education Today]. 7, 46-56.

35. Sukhova E.I., Zubenko N.Yu. (2012) Pedagogicheskaya etika (slovar'-spravochnik): Ucheb-noe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii [Pedagogical Ethics (Dictionary-Handbook): Textbook for students of higher educational institutions]. Moscow: Ekon-inform Publishing.

36. Suvorova O.V., Shalina A.A., Podoplelova N.M. (2016) Sub"ektnye predposylki dukhovno-nravstvennogo razvitiya starshikh doshkol'nikov [Subjective prerequisites for the spiritual and moral development of senior preschoolers]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 5, 213.

37. The Victorian Teaching Professional Code of Conduct. [Electronic resource] URL: http://www. vit.vic.edu.au/ (Date of access: 14.10.2016)

38. Tsvyk V.A. (2014) Professional'naya etika: osnovy obshchei teorii: Uchebnoe posobie [Professional ethics: the basics of general theory: A Tutorial]. Moscow: RUDN.

39. Veraksa N.E. (2014) Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie i problema sootnosheniya natural'nogo i kul'turnogo v detskom razvitii [Preschool education today and the problem of the ratio of natural and cultural in child development]. Nizhegorodskoe obrazovanie [Nizhny Novgorod Education]. 3, 56-60.

40. Yudina E.G. (2003) Issledovanie profes-sional'nogo soznaniya pedagogov pedagogicheskikh uchilishch (doshkol'nye otdeleniya) [Research of professionalconsciousnessofeducatorsof pedagogical schools (preschool departments)]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education] Publishing. 2, 1-13.

41. Zhuravleva L.V. (2014) Obshchii kamerton i nekotorye shedevry: Istorii pro bol'shikh i malen'kikh v detskom sadu [Common tuning fork and some masterpieces: Stories about big and small in kindergarten]. Saint-Petersburg: Obrazovatel'nye proekty, Agentstvo obrazovatel'nogo sotrudnichestva [Educational projects, the Agency for Educational Cooperation Publihing].

Приложение 1. Анкета для выявления особенностей взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагаются 14 различных ситуаций взаимодействия в детском саду. Ответьте, пожалуйста, применительно к каждой ситуации на следующие три вопроса:

1. Есть ли в этой ситуации этическая проблема? Если да, то какая?

2. Что бы вы сделали в такой ситуации на месте воспитателя?

3. Какое решение можно предложить с позиции администрации сада?

ситуация 1

Воспитатель 2-й младшей группы Анна Владимировна заметила, как воспитанница Маша всхлипывает в углу. Когда воспитатель спросила, почему девочка плачет, та подняла рукав и показала синяки и царапины. Маша сказала, что ее ударила Даша. Педагог поговорила с обоими детьми. Но Даша в течение дня несколько раз била Машу в разных ситуациях, даже оставила на ее лице царапины. Анна Владимировна рассказала обо всем маме

Маши, которая очень расстроилась, показала другим родителям синяки и царапины дочери и сказала, что ее муж очень рассердится. Родители, конечно, посочувствовали ей и девочке, выразили свое возмущение ситуацией.

Воспитатель Анна Владимировна сообщила обо всем заведующей детского сада, которая позвонила родителям Маши. Выяснилось, что отец девочки в ярости: сфотографировал синяки и требует встречи с руководством сада.

На следующий день отец Маши встретился с заведующей и, показав фото синяков и царапин, заявил, что все родители группы обеспокоены, что в их группе есть ребенок-драчун, и требуют удалить Дашу из группы.

ситуация 2

Елена Алексеевна недавно получила диплом педагога. Она устроилась на работу в детский сад воспитателем в группу кратковременного пребывания. Ей в помощь выделили более опытного сотрудника-наставника Анну Олеговну. По правилам детского сада в период адаптации детей к новой среде родителям разрешается оставаться с ними, но не более трех дней. Дима (2,5 года) продолжал плакать даже через неделю, когда мама приводила его в группу и уходила на работу. Елена Алексеевна брала его на руки и успокаивала. Методист Анна Олеговна сказала Елене Алексеевне, что, когда она на руках успокаивает Диму, другие дети соперничают за ее внимание. Анна Олеговна попросила Елену Алексеевну отпустить плачущего ребенка: «Пусть он поплачет и через пару дней сам успокоится». Елена Алексеевна была обескуражена противоположными требованиями к ее работе: ведь в вузе ее учили, что социально-эмоциональные потребности и благополучие ребенка находится в зоне ее ответственности, однако наставница требовала поступить по-другому.

ситуация 3

Трехлетний Андрей переболел ветряной оспой, после чего мама попросила воспитателей не давать ему блюда, где содержится куриное мясо, в течение двух недель. Однако заведующая садом сказала, что выполнить это будет очень трудно, так как очень многие блюда в меню основаны на курином мясе и бульоне. Мама Андрея попросила у администрации сада разрешение готовить самостоятельно и давать сыну еду с собой. Просьба была удовлетворена.

Однако воспитатель группы Екатерина Ивановна вскоре заметила, что еда, которую дают Андрею, не очень питательна и полезна.

Педагог обратила внимание старшего воспитателя на эту проблему. Он поговорил с мамой Андрея, которая осталась безразлична к данному вопросу.

ситуация 4

Обед в группе детского сада. Маша всегда плохо ела и оставляла все на тарелке. Анна Владимировна, беспокоясь за недоедание Маши, попыталась ободрить ее: «Хочешь попробовать котлету?» Маша отрицательно закачала головой. Анна Владимировна продолжила: «Смотри, вот Катя уже совсем большая и съела котлету. Как же ты вырастешь, если не будешь есть?» Маша опять затрясла головой и стала плакать. Анна Владимировна повысила голос: «Маша, перестань плакать!» Но девочка продолжала. «Почему ты плачешь, как будто у тебя родители умерли?!». Маша стала плакать еще сильнее. Анна Владимировна сказала: «Хорошо, перестань плакать. Сегодня ты можешь не есть котлету, но начиная с завтрашнего дня ты будешь есть всю еду, как большая девочка». Маша перестала плакать, утвердительно покачала головой и отодвинула тарелку.

На следующий день Анна Владимировна сказала: «Маша, помнишь, ты вчера обещала мне хорошо кушать?» Девочка покачала головой и съела котлету. С того дня Маша ела лучше, но перед тихим часом она каждый раз говорила на ухо помощнице воспитателя: «Мне не нравится еда, но я боюсь, что Анна Владимировна меня накажет». Она выглядела расстроенной.

Однажды помощница воспитателя очень уважительно попыталась объяснить свое беспокойство Анне Владимировне, но та начала защищаться и ответила: «Я лучше знаю, как нужно поступать в таких ситуациях! У меня больше опыта. Я встречалась с подобными ситуациями. Они разрешаются именно так. Мы не должны чрезмерно опекать детей».

ситуация 5

Согласно режиму детского сада, детям полагается дневной сон. Пятилетний Дима никак не может заснуть, и мама Димы попросила воспитателей не укладывать его, чтобы он не расстраивался и вечером дома мог бы спокойно засыпать до 9 часов. Она говорит, что, когда Дима спит днем, к вечеру он перевозбуждается и не может заснуть до 11 вечера. Это приводит к тому, что и Дима, и его мама с большим трудом встают утром и чувствуют себя уставшими.

Мама настаивает, чтобы Диме разрешили не спать в детском саду. Должна ли педагог удовлетворить ее просьбу?

ситуация 6

Жанна вторую неделю в детском саду. Ей очень нравится проводить время в своей группе. Однажды ее родители пришли вместе забирать ее с прогулки и разговорились с воспитателем о том, что именно приводит ее в такой восторг. Воспитатель рассказала, что происходит с ребенком в детском саду. Пока Жанна играла с друзьями, ее папа достал фотоаппарат и сделал несколько фотографий детской игры. На нескольких фотографиях были и од-ногруппники Жанны. Заметив это, воспитатель подошла к родителям и напомнила о правиле детского сада не фотографировать детей без разрешения руководства. Родители извинились и убрали фотоаппарат. Через несколько дней к воспитателю подошла мама Кати, одно-группницы Жанны. Она была очень расстроена, потому что обнаружила фото своей дочери (вместе с Жанной) в ленте Facebook у мамы Жанны в открытом доступе.

ситуация 7

Из-за плохой погоды группа детского сада не пошла гулять в пятницу, и дети остались играть в зале. Воспитатель заметила, что маленькая Маша немного бледная. Она пощупала лоб девочки и почувствовала, что у той небольшая температура. Этим утром одного из воспитанников группы уже отправили домой с подозрением на ОРЗ. Воспитатель сомневалась, сообщать ли маме Маши о недомогании дочери или нет. Детский сад меньше всего хотел связываться с родителями Маши, так как те имели обыкновение раздувать огромный скандал из-за любой мелочи. Воспитатель проконсультировалась со старшим воспитателем, которая рекомендовала педагогам не поднимать вопросы ОРЗ с матерью Маши, так как боялась, что та обвинит детский сад в том, что ребенок заболел. Она решила, что на приближающихся выходных родители Маши сами обнаружат симптомы заболевания у ребенка и не будут связывать это с детским садом. В понедельник мама Маши действительно позвонила и сказала, что у ребенка подозрение на ОРЗ.

ситуация 8

Петя и Дима (5 лет) сбросили на пол рисунок Тани, когда та не дала им мелок, который они хотели. Таня очень расстроилась и начала гром-

ко плакать. Такое поведение детей повторялось несколько недель. Воспитатель Анна Игоревна поговорила с Таней и спросила, как она намерена разрешить эту ситуацию. Таня сказала: «Пусть они носят значки с надписью "Я - задира"». Давать детям носить самодельные значки в течение дня - обычный способ воспитателя поощрить ребенка за хорошее поведение. Анна Игоревна немного подумала и принесла для Тани бумагу, клей и ножницы, чтобы она сама сделал такие значки. Петя и Дима неохотно надели эти значки и пошли на обед.

ситуация 9

В столице возрастает количество детей из семей мигрантов. В младшей группе есть ребенок из таджикской семьи, который не говорит по-русски. Воспитатель попросила родителей научить ее нескольким словам на таджикском языке, чтобы облегчить ребенку соблюдение режима дня (туалет, обед, ванная, внутри, снаружи). Воспитатель считает, что родной язык ребенка - это мост для проникновения в образовательную среду. Но родители опасаются, что их ребенок не выучит русский язык, если воспитатель будет продолжать разговаривать с ним на родном, и просят говорить с ним только по-русски.

ситуация 10

Детский сад «Колобок» - самый известный детский сад в округе. Он привлекает посетителей, так как его программа базируется на творчестве и инновациях. Часто детский сад просят участвовать в исследованиях психологии дошкольников. Также в этот центр регулярно направляются студенты для прохождения педагогической и исследовательской практики.

Сегодня утром Катя, 6 лет, выглядела расстроенной и не хотела общаться со студентом-исследователем, когда тот попросил ее собрать паззл из 45 частей за одну минуту. Нужно ли дать Кате еще одну попытку уже после того, как прозвонит таймер, ведь она уже почти закончила?

ситуация 11

Шестилетний Сережа посещает детский сад, где его мама работает педагогом в другой группе. Однажды во время прогулки Сережа катался с горки не ногами, а лицом вперед. Его воспитатель напомнила ему, что кататься надо ногами вперед, однако мальчик проигнорировал ее замечание. Мама Сережи также была на соседней площадке в это время со своей

группой. Она подбежала и отшлепала Сережу. Повысив голос, она сказала: «Это научит тебя никогда не кататься лицом вперед!» Все дети на площадке заметили этот инцидент.

ситуация 12

Родители пятилетней Оли в разводе. Девочка живет то с папой и его подругой, то с бабушкой. Мама живет в другом городе. Обычно Олю приводит и забирает бабушка. Но в те дни, когда девочка с папой, тот может забыть отвести ее в сад или забрать оттуда. Тогда девочка ждет и никогда до конца не уверена, в какой дом ее заберут и во сколько это случится. Педагог в группе Оли очень сочувствует ей и старается, чтобы она чувствовала себя в группе комфортно, чтобы ее не обижали. Заведующая садом не хочет вмешиваться в дела семьи Оли и предпочитает не обсуждать ситуацию с папой и бабушкой Оли.

ситуация 13

В начале года воспитатель Светлана Сергеевна узнала, что ее группа будет работать по программе, в которой индивидуальный прогресс ребенка будет оцениваться по определенной диагностической методике, предполагающей большое количество тестов. Заведующая садом дала понять, что зарплата Светланы Сергеевны и вопрос ее дальнейшей работы в саду зависит от результатов тестов. Тестирование будет проводить другой специалист, Светланы Сергеевны с детьми в этот момент не будет. Но примеры тестов ей доступны в течение года. Она вполне может, по мнению заведующей, «натаскивать» детей в течение всего года на то, чтобы их пройти.

ситуация 14

Родитель выразил тревогу по поводу того, что его трехлетней дочери Рите разрешают самой ходить в туалет без присмотра взрослых. Он считает, что Рита не справляется сама, ей нужен постоянный контроль за соблюдением гигиены и помощь воспитателя. Воспитатель находится с группой один и не может отлучаться, чтобы помочь каждому ребенку, в том числе Рите, в туалете, когда дети хотят туда индивидуально.

Другие этические дилеммы

Если в вашей практике встречаются другие (непохожие на эти) ситуации, в которых проявляются этические конфликты, кратко опишите их. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.