DOI: 10.12731/2218-7405-2014-8-6 УДК 316. 356.2 - 053.5
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ
Галиуллина О.Ю.
В статье рассматривается морально-этический способ регуляции поведения, как показатель субъектной активности дошкольника.
Цель исследования: определение уровня сформированности морально-этического способа регуляции поведения дошкольника, при разном типе детско-родительских отношений.
Методы и методология проведения работы: логико-теоретический анализ, качественный анализ результатов, методики Рене Жиля - шкала «Социальная адекватность поведения» и тест-опросник родительского отношения (ТОРО), разработанный А.Я. Варга и В.В. Столиным, методы математической обработки данных.
Результаты: исследование показало, что тип родительского отношения влияет на становление субъектной активности человека уже с дошкольного возраста и является определяющим фактором способности ребенка к морально-этическому способу регуляции взаимоотношений.
Область применения результатов: дошкольная и семейная психология, психология развития.
Ключевые слова: субъектная активность; морально-этический способ регуляции поведения; тип родительского отношения.
MORAL AND ETHIKAL WAY OF BEHAVIOR REGULATION AS AN INDICATOR OF THE SUBJECT ACTIVITY
Galiullina O.Y.
The article considers the moral and ethical way of behavior regulation as an indicator of preschooler subject activity. The purpose of the study - to determine the relationship offorma-
tion of moral and ethical method of behavior regulation in the preschool child with the type of parent-child relationship.The study used a technique of René-Gilles - the scale called «social adequacy of behavior» and the test questionnaire of parental relationship (TQPR), developed by A.J. Varga and V.V. Stolyn.The total sample consisted of 200 respondents: 100 preschool children and theirparents.The study revealed that the type ofparental relationship affects the formation of the human subject activity from preschool age being the determining factor of the child s ability to moral and ethical method of relationship regulation.
Keywords: subject activity; moral and ethical way of behavior regulation; type of parental relationship.
Основными характеристиками субъектной активности являются: ее творческий характер, способность изменять окружающий мир (активность) и способность к самостоятельности, саморегуляции и самоорганизации (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.М. Попов, В.И. Моросанова и др.) [6, с. 1; 8].
Л.М. Попов пишет: «Признавая, что этика - это практическая философия, мы считаем, что этическая - это практикоориентированная психология личности, которая не только объясняет наличие нравственных ориентиров, но и помогает их сформировать, осознать практически, а в последующем и двигаться в жизни, имея их в качестве мотивов и ценностных ориентацию» [8, с. 8].
Учитывая, что становление ребёнка в онтогенезе в отечественной психологии рассматривается в связи с социальной ситуацией развития, морально-этическое поведение в социальной ситуации, усваивается ребенком с первых дней жизни. Самой ранней и наиболее важной социальной средой для ребёнка является семья. Как подчеркивалось Л.С. Выготским: «в одной и той же социальной среде возможны совершенно разные социальные установки индивида, и всё дело в том, в каком направлении будет воспитана эта активность» ребенка [9, с. 92-93].
Исследования детско-родительских отношений в отечественной возрастной психологии представлены в работах Кузьмишиной Т.Л., Смирновой Е.О., Собкиным В.С., Марич Е.М., Шапарь В.Б., Шведовсколй А.А., и др. [3, 5, 10, 11, 12, 13]. А.Я. Варга определяет родительские отношения как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [3]. Ею экспериментально выявлена типология родительских отношений, на которую я опираюсь в своём эмпирическом исследовании. Анна Фрейд считает, что дети не рождаются социальными существами, и они не могут стать таковыми, просто живя
в социальных группах. Единственным путем приспособления к обществу является близкие личные отношения, а именно связь с любимыми родителями, которая вырабатывает уважительные отношение к их требованиям. Дети не беспокоятся о соблюдении общественных правил, которые для них ничего не значат, они озабочены лишь требованиями своих родителей, единственных важных и значащих для них представителей общества. Эрих Фромм выделяет следующие виды межличностных отношений: симбиотические отношения; отчужденность и разрушение; любовь.
Попов Л.М. пишет, что формирование человека «как субъекта развития, саморазвития -это понятие, включающее в себя все то, что принято называть внутренним миром человека. Внутренний мир ребенка представляет из себя то, что дано ему от природы и что отложилось и постоянно откладывается [8, с. 33] под влиянием прежде всего родительского отношения. Фромм Э. считает, что: «Продуктивная работа, любовь, мышление возможны, только если человек может, когда необходимо, быть спокойным и пребывать в согласии с собой. Способность вслушиваться в себя - предпосылка умения слушать других; чувствовать себя как дома у самого себя - необходимое условие связи с другими» [15, с. 93].
Дошкольник как субъект социальной ситуации, определяется тем, как он проявляет свою активность. Способен ли он к регуляции своего поведения. В нашем исследовании для выявления сформированности морально-этического способа регуляции поведения дошкольника, использовалась методика Рене Жиля. Были выбраны 9 заданий шкалы «Социальная адекватность поведения» данной методики.
Гипотезой исследования является то, что именно тип родительского отношения определяет субъектность дошкольника, одним из показателей которой является уровень сформирован-ности морально-этического способа регуляции поведения.
Цель работы
Целью исследования является определение уровня сформированности морально-этического способа регуляции поведения дошкольника, при разном типе детско-родительских отношений.
Материалы и методы исследования
Эксперимент проводился с шестилетними воспитанниками подготовительных к школе групп детских садов № 25, 185, 265, 374 г. Казани и их матерями. Были сформированы две группы испытуемых, в которую вошли дошкольники в количестве 100 детей, воспитываю-
щихся в условиях ДОУ и 100 родителей. Общий объем выборки составил соответственно 200 респондентов.
Исследование уровня сформированности морально-этического способа регуляции поведения детьми старшего дошкольного возраста проводилось с использованием методики Рене Жиля, шкала «Социальная адекватность поведения» [4]. В данной статье регуляция рассматривается как способность к управлению поведением. Реакция же рассматривается как действие, состояние, процесс, возникающая в ответ на какое-либо воздействие, раздражитель, впечатление. Поэтому активно-агрессивное поведение скорее не проявление какой-либо регуляции, а является реакцией, возникающей в ответ на какое-либо воздействие. В соответствии с целью исследования поведенческие реакции, как способ регуляции поведения, мы разделили на три группы:
■ морально-этические (адекватное, нейтральное, индифирентное поведение);
■ пассивно-страдательные (примитивные формы поведения (регрессии));
■ активно-агрессивные реакции [4].
Морально-этический способ регуляции поведения характеризуется добровольной, безусловной (без исключений) реализацией ребенком благотворительных действий: помощь, поддержка, содействие. В основе этой формы поведения лежит положительное, эмпатийное восприятие и принятие другого, переживание за него и ценностное, справедливое отношение к нему. Эта нравственная форма поведения сродни внутренней установке индивида действовать согласно своей совести и свободной воли [23]. Является проявлением сформированности морально-этического способа регуляции поведения. «Акцентируя внимание на термине «нравственность» в контексте «духовно-нравственных» качеств человека, следует иметь в виду внешнюю (экспрессивно-поведенческую) форму проявления высших духовных (внутренних форм) качеств личности». [1] Эрих Фромм продуктивной формой отношения к другим и самому себе называет любовью. «Она предполагает ответственность, заботу, уважение и знание другого и стремление дать возможность другому человеку расти и развиваться. Это выражение близости между двумя людьми при условии сохранения целостности личности обоих» [15, с. 95]. В данной интерпретации любовь - это морально-этический способ регуляции поведения.
Формулировка ответов детей может быть различной, главное, что она по содержанию отражает субъектную активность ребенка, то есть его способность изменять окружающий мир и способность к самостоятельности, саморегуляции и самоорганизации поведения, при которой проявляются устойчивые поведенческие паттерны, имеющие социальную желательность.
При пассивно-страдательном способе регуляции поведения, человек подвержен воздействию случайных эмоций и стимулов внешнего окружения, а не собственных потребностей, внутренних правил или поставленных перед собой целей. Когда человек управляем любыми внешними обстоятельствами. С таким поведением обычно связан внешний локус контроля (склонность приписывать свои успехи или неудачи внешним факторам) и позиция Жертвы (объяснение своего поведения действиям внешних сил) [22]. Оно проявляется либо неконтролируемыми, непроизвольными движениями или продолжительным «замкнутым» поведением. Это проявление низкого уровня произвольности с преобладанием ориентации субъекта на ситуативно-значимые объекты воспринимаемого окружения [7]. В этом случае респондент выбирает следующие ответы: «заплачу»; «пожалуюсь папе (маме)»; «обижусь»; «буду недоволен».
При активно-агрессивной реакции - дети выражают раздражение, гнев, враждебность [17].
Результаты исследования и их обсуждение
Для выявления типа родительского отношения в соответствии с целью исследования был использован Тест-опросник родительского отношения (ТОРО), разработанный А.Я. Варга и В.В. Столиным [3].
В опрошенной группе родителей (объем выборки N=100) чаще всего встречается такой тип родительского отношения, как «Симбиоз» (75%). В психологической литературе в контексте детско-родительских отношений термин «симбиоз» «характеризуются глубокой душевной близостью, требованием синтонности (чувствуй, поступай, как я), тотальным взаимным контролем психической жизни другого» [2, с. 244]. Эрих Фромм пишет, что при симбиотических отношениях человек связан с другим, но при этом теряет, либо вообще никогда не достигает независимости. «Он избегает опасности одиночества, становясь частью другого человека, будучи или «поглощенным» другой личностью, или «поглотившим» ее. Первое есть суть того явления, которое клинически описывается как мазохизм». Второе - садизм [15, с. 93]. Социально-желательный образ родительского отношения, когда наблюдается их заинтересованность в делах и планах ребенка, поощрение инициативы и самостоятельности ребенка и уважение его личности, уважение индивидуальности ребенка, доверие и понимание проявляют 7% родителей. Остальные 18% родителей практически в равных долях распределились по следующим непродуктивным типам родительского отношения: «Принятие-отвержение» - 8%, «Авторитарная гиперсоциализация» - 7%, «Инфантилизм» - 3%. Для установления возможных различий в уровне сформированности морально-этического (адекватного) способа регуляции поведения детей при разных типах родительских отношений, учитывая, что субвыборки имеют разную численность, мы использовали критерий Манна-Уитни (табл. 1).
Таблица 1
Показатели различий в уровнях сформированности социально адекватного поведения
(морально-этического способа регуляции) при различных типах родительского отношения
Тип родительского отношения Принятие-отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарная гиперсоциализация Инфантили-зация
Принятие-отвержение U эмп = 20,5 икр1 = 11 (р=0,05) икр2 =6 (р=0,01) U эмп = 27,5 икр1 = 17 (р=0,05) икр2 =11 (р=0,01) U эмп = 29 икр1 = 15 (р=0,05) икр2 = 9 (р=0,01) U эмп = 15,5 икр1 = 4 (р=0,05) икр2 = 1 (р=0,01)
Кооперация U эмп = 31 икр1 = 17 (р=0,05) икр2 =11 (р=0,01) U эмп = 20,5 икр1 = 15 (р=0,05) икр2 = 9 (р=0,01) U эмп = 11,5 икр1 = 4 (р=0,05) икр2 = 1 (р=0,01)
Симбиоз U эмп = 38 икр1 = 24 (р=0,05) икр2 = 16 (р=0,01) иэмп = 14,5 икр1 = 7 (р=0,05) икр2 = 3 (р=0,01)
Авторитарная гиперсоциализация U эмп = 15 икр1 = 6 (р=0,05) икр2 = 3 (р=0,01)
Как видно из таблицы 1, статистически значимые различия в уровне сформированности морально-этического способа регуляции поведения дошкольников, при разном типе родительского отношения отсутствуют. При этом оказывается, что относительно высокий уровень сформированности морально-этического способа регуляции поведения (социальной адекватности поведения) обнаруживается при авторитарной гиперсоциализации: и эмп = 38, икр1 = 24 (р = 0,05), икр2 = 16 (р = 0,01). Авторитаризм рассматривается как определяющая
стратегия отношения к ребёнку. Авторитаризм, как правило, требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины, ребёнку навязывается точка зрения взрослого. Ребёнок в подобном взаимодействии выступает как объект воздействия взрослого, лишенный собственной точки зрения и возможности её проявления. Мораль связана с актуальной ограниченностью человека как члена той или иной социальной группы.... Она есть нравственность, приспособленная к сохранению данного социального организма, нравственность «с оговорками», ограничениями [1]. Поэтому, нет парадокса в сравнительно высокого уровня сформированности морально-этического способа регуляции поведения ребёнком при авторитарной гиперсоциализации. Ребенок желает соответствовать требованиям родителей.
Для более досконального изучения взаимосвязи показателей уровня сформированности морально-этического способа регуляции поведения детьми дошкольного возраста при разном типе родительского отношения, 75% родителей с типом отношения - «симбиоз» были дифференцированы с учетом показателя, близкого по значению к «симбиозу». Проанализировав самый большой процент родительского отношения - «Симбиоз» и разделив его по второму максимальному значению методики «Тест-опросник родительского отношения (ТОРО)» на три подтипа. Полученные данные в процентном соотношение распределены на три основные категории. Общий объем выборки составил 112 человек: 56 родителей и 56 детей. При обработке данных, результаты были сведены в таблицу 2.
Таблица 2
Распределение типа родительского отношения «Симбиоз», учитывая показатель второго значения (близкого к максимальному)
№ п/п Виды родительского отношения Симбиоз Количество респонденов Доля исп-х, %
1 Симбиоз - авторитарная гиперсоциализация 34 60,7%
2 Симбиоз - кооперация 20 35,7%
3 Симбиоз - принятие/отвержение 2 3,57%
Таким образом, мы выяснили, что в опрошенной группе родителей чаще всего встречаются такие типы родительского отношения, как «Симбиоз-авторитарная гиперсоциализация» (60,7%). В типе РО «Авторитарная гиперсоциализация» родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Положительное эмоциональное отношение к ребенку: уважение индивидуальности ребенка, доверие и понимание испытывают 35,7% родителей, проявляя социально-желательный образ родительского отношения. Наблюдается их заинте-
ресованность в делах и планах ребенка, поощрение инициативы и самостоятельности ребенка и уважение его личности. Непродуктивный тип родительского отношения проявляют 3,57% из 56 опрошенных родителей, когда ребенок воспринимается плохим, неприспособленным, неудачливым. Для установления возможных различий в уровне сформированности морально-этического (адекватного) способа регуляции поведения детей при разных «Симбиотических» типах родительских отношений (при дифференцирование 75% родительского отношения по типу «Симбиоз», учитывая показатель второго значения, близкого к максимальному), мы использовали критерий Манна-Уитни (см. табл. 2). Субвыборки имеют разную численность, поэтому Симбиотический тип отношения был рассмотрен дифференцированно внутри данного типа. Так, различают «симбиоз-кооперацию» (объем подвыборки п=20), «симбиоз- авторитаризм» (объем подвыборки п=34) и «симбиоз-принятие / отвержение» (объем подвыборки п=2) [2]. Симбиотические отношения по разному типу обуславливают различия в уровне сформи-рованности морально-этического способа регуляции поведения.
Таблица 3
Показатели различий в уровнях сформированности социально адекватного поведения
(морально-этического способа регуляции) при различных типах симбиотических родительских отношений
Типы симбиотического родительского отношения Симбиоз-кооперация Симбиоз-принятие/ отвержение
Симбиоз-авторитаризм U эмп = 321,5 икр1 = 247 (р = 0,05) икр2 =209 (р = 0,01) U эмп = 4 икр1 = 4 (р = 0,05) икр2 =1 (р = 0,01)
Симбиоз-кооперация U эмп = 3,5 икр1 = 4(р = 0,05) икр2 = 1 (р = 0,01)
Достоверность различий в сформированности морально-этического способа регулирования поведения детьми дошкольного возраста подтвердилась при сопоставлении эмпирических данных для выборок по типу РО «Симбиоз-кооперация» и «Симбиоз-принятия/отвержения». Для сопоставления с критическим значением выбираем меньшую величину и: Шмп=3,5 икр=4 при р=0,05 и икр=1 при р=0,01 (см. табл. 2). Эти результаты показывают, что у дошкольников, родители которых относятся к детям адекватно - социально желаемым образом, более высокий результат в уровне сформированности морально-этического способа регуляции
поведения, и мы можем говорить о ребенке как о субъекте. Дети, родители которых взаимодействуют с ними по типу «отвержение», не проявляют себя как субъект в ситуации конфликта. При соответствии типу «симбиоз-принятие/отвержение», как подчёркивает О.А. Белобрыки-на, родитель «воспринимает своего ребенка неприспособленным, неудачливым. В большинстве случаев такой родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его [2,с. 243].
Качественный анализ результатов изучения родительского отношения к детям и типов поведенческих реакций показал, что морально-этический способ регуляции поведения сформирован у дошкольников из тех семей, в которых родители сочувствуют и стараются помочь детям, проявляя любовь, о которой писал Эрих Фромм. Кооперативный тип родительского отношения благоприятно отражается на развитии ребенка как субъекта, что является залогом успешности дошкольника при дальнейшем процессе социализации, и развитие его личности, субъектной активности.
Таким образом, тип родительского отношения влияет на становление субъектной активности человека уже с дошкольного возраста и является определяющим фактором способности ребенка к морально-этическому способу регуляции взаимоотношений, продуктивной активности.
Список литературы
1. Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности. - Казань: КСЮИ, 2002. 230 с.
2. Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. - СПб.: Речь, 2006. 320 с.
3. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. - Москва, 1987. 18 с.
4. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка: метод. пособие. - М.: Изд-во «Фолиум», 1994. 62 с.
5. Кузьмишина Т.Л. Поведение дошкольников в ситуациях детско-родительского конфликта // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 38-45.
6. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека. Психологический журнал. Т. 23. 2002, №6 URL: http://imp.rudn.ru /psychology/ psychology_ of_ person/ch12_3.html (дата обращения: 21.08.2014).
7. Пащенко А.К. Развитие нормативного поведения младших школьников: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. - Москва, 2010. 24 с.
8. Попов Л.М., Голубева О.Ю, Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. -М.: Ин-т психологии РАН, 2008. С. 8.
9. Словарь Л.С. Выготского. [Под ред. А.А. Леонтьева]. - М.: Изд-во «Смысл», 2004. С. 92-93.
10. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 57-68.
11. Собкин В.С., Марич Е.М. Ценностные ориентации родителей детей — дошкольников // Вопросы психологии. 2002. №6. С. 3-14.
12. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2006. 432 с.
13. Шведовская А.А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2006. №1. С. 69-80.
14. Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. - Москва, 2006. 24 с. URL: http://www.dissercat.com/content/ osobennosti-perezhivaniya-detsko-roditelskikh-otnoshenii-i-vzaimodeistvie-s-roditelyami-dete (дата обращения: 21.08.2014).
15. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: Изд-во «Педагогика», 1989. 560 с.
16. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Изд-во «Республика», 1993. 415 с.
17. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа, тт. 1-2. - М., 1999.
18. Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. - М.: Флинта. Наука, 2011.
References
1. Abolin L.M., Valiahmetov H.H. Duhovno-nravstvennoe razvitie lichnosti v so-bytiynoy deya-tel'nosti [Spiritual and moral development of the personality in event activity]: KSYuI Kazan, 2002. 230 p.
2. Belobrykina O.A. Diagnostika razvitiya samosoznaniya v detskom vozraste [The diagnostics of development of consciousness at children's age]. - St. Petersburg: Rech', 2006. 320 p.
3. Varga A. Struktura i tipy roditel'skogo otnosheniya [The structure and types of the parental relation]. Author's diss. abstract on scientific degree of the candidate of psychological sciences [Moscow], (1987).
4. Gil'yasheva I.N., Ignat'eva N.D. Metodika issledovaniya mezhlichnostnyh otnosheniy rebenka [The technique of research of the interpersonal relations of the child] : metod. Posobie]. - Moscow: Folium, 1994. 62 p.
5. Kuz'mishina T.L. Povedenie doshkol'nikov v situatsiyah detsko- roditel'skogo konflikta [The behavior of preschool children in situations of the child parental conflict] // Voprosy psihologii [Guestions of psychology]. 2006. № 6. Pp. 38-45.
6. Morosanova V.I. Lichnostnye aspekty samoregulyatsii proizvol'noy aktivnosti cheloveka [Personal aspects of self-control of any activity of the person] // Journal of psychological. Vol. 23. 2002. №6.
7. Paschenko A.K. Razvitie normativnogo povedeniya mladshih shkol'nikov: Avtoref. dis. na soisk. uch. stepeni kand. psihol. nauk / Author's diss. abstract on scientific degree of the candidate of psychological sciences [Moscow], 2010.
8. Popov L.M., Golubeva O.Yu., Ustin P.N. Dobro i zlo v eticheskoy psihologii lichnosti [The good and evil in ethical psychology of the personality]. - M.: In-t psihologii RAN, 2008. P. 8.
9. Slovar' L.S. Vygotskogo. Pod red. A.A. Leont'eva. - M.: Smysl, 2004. Pp. 92-93.
10. Smirnova E.O., Sokolova M.V. Struktura i dinamika roditel'skogo otnosheniya v ontogeneze rebenka [Structure and dynamics of parental attitudes in the ontogeny of the child] // The questions of Psychology. 2007. № 2. Pp. 57-68.
11. Sobkin V.S. , Marich E.M. [Tsennostnye orientatsii roditeley detey - doshkol'nikov]. Voprosy psihologii [Guestions of Psychology]. 2002. №6. Pp. 3-14.
12. Shapar' V.B. [Prakticheskaya psihologiya. Psihodiagnostika otnosheniy mezhdu roditelyami i det'mi]. - Rostov n/D: Feniks, 2006. 432 p.
13. Shvedovskaya A.A. Spetsifika pozitsii roditeley pri razlichnyh tipah vzaimodeystviya s det'mi doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [Specificity of the position of parents in different types of interaction with children of preschool and primary school age]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. [Psychological Science and Education]. 2006. №1. Pp. 69-80.
14. Shvedovskaya A.A. Features experiencing parent-child relationship and interaction with parents of children preschool age: Author's diss. abstract on scientific degree of the candidate of psychological sciences. [Moscow], (2006): 24 c. http://www.dissercat.com/content/osobennosti-pere-
zhivaniya-detsko-roditelskikh-otnoshenii-i-vzaimodeistvie-s-roditelyami-dete (accessed August 21, 2014).
15. El'konin D.B. Psihicheskoe razvitie v detskih vozrastah [Mental development in childhood]: Iz-brannye psihologicheskie trudy. - Moscow, 1989. 560 p.
16. Fromm E. Psychoanalysis and Ethics. (Library of ethical thought). - Moscow: Republic, 1993. 415 p.
17. Freud A. Theory and practice of child psychoanalysis, vol. 1-2. [Moscow], 1999.
18. Filippov A.V., Romanova N.N., Letyagova T.V. Tysyacha sostoyaniy dushi. [Soul and thousands of its states] Kratkiy psihologo-filologicheskiy slovar'. [Brief psychological and philological dictionary]. - Moscow, 2011.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Галиуллина Ольга Юрьевна, аспирант
Казанский (Приволжский) федеральный университет
ул. Кремлевская, д. 18, 420008 Казань, Татарстан, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR Galiullina Olga Yurievna, Ph.D. Student
Kazan (Volga Region) Federal University Kremlevskaya str., 18, 420008, Kazan, Tatarstan, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Попов Леонид Михайлович, заведующий кафедрой, д.н. (профессор), КФУ