УДК 625.12: 658.6
ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОГО СТРАХОВАНИЯ РИСКА ВВОДА КРУПНЫХ ОБЪЕКТОВ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ПОДРЯДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Бондаренко О.А., соискатель Российской Академии предпринимательства, e-mail: [email protected]
Изложена методика оценки рисков ввода в эксплуатацию строительных объектов в зависимости от технического оснащения строительных организаций. Определена важность предстраховой экспертизыi технического оснащения строительства.
Ключевые слова: страхование, объекты транспорта, ввод объектов, сроки, техническое оснащение.
ESPECIALLY COMPREHENSIVE INSURANCE THE RISK OF ENTERING MAJOR OBJECTS AND TECHNICAL EQUIPMENT CONTRACTORS
Bondarenko O., the applicant, The Russian Academy of Business, e-mail: [email protected]
Described the risk assessment methodology commissioning of construction projects depending on thetechnical equipmentof buildingorganizations. Determine the importance of survey of technical equipmentconstruction.
Keywords: insurance, objects of transport, commissioning, timeframe, technical equipment.
Состояние технического и технологического оснащения подрядных организаций активно влияет на все риски строительного производства, как сложной природно-производственной вероятностной системы, которая находится в состоянии повышенной уязвимости. Это обстоятельство непосредственно относится к продолжительности строительства и его завершению - вводу объекта в эксплуатацию. В этом плане риски потенциальной задержки сроков ввода объекта могут быть отнесены к объекту управления. Покажем, что их причиной в сфере страхования являются износ парка машин, технологического оборудованияи отказы техники в ходе реализации проекта.
Изменение в ходе работ ресурсного обеспечения подрядных строительных организаций относится к одной из основных причин превышения контрактных сроков ввода объекта в эксплуатацию в структуре комплексного риска. Именно по этой причине важнейшим этапом заключения договора страхования является предстраховая экспертиза технического и технологического оснащения строительства в части:
1)оценки состояния парка машин и технологического оборудования по износу, отказам, авариям, нахождении в неплановых (аварийных) ремонтах;
2) влияния износа машинного парка на фонды рабочего времени и сроки завершения работ;
2) разработки методов управления рисками за счет страхования техники для своевременного ввода объекта.
Важно учитывать, что характеристики парка машин и технологического оборудования (фонд рабочего времени и производительность машин) являются случайными величинами, которые имеют статистические распределения.
Несоответствие предусмотренных в проекте и фактически находящихся на вооружении подрядчика производственных мощностей (особенно в сложных инженерных и природных условиях) является причиной:
- нарушения проектно-технологических решений и, как следствие, рисков безопасности, уязвимости конструкций;
- превышения нормативной или контрактной продолжительности строительства объектов, их пусковых комплексов.
Характерно, что риски состояния машинных парков подрядных и субподрядных организаций, входящих в специализированные строительные потоки, взаимосвязаны в организационно-технологических схемах, они передаются по всему циклу строительства, начиная с подготовительного периода. Эта методология нашла практическое применение при оценке рисков строительно-монтажных работ на постройке объектов третьего транспортного кольца г.Москвы (при страховании тоннеле проходческого оборудования) и на строительстве Олимпийских объектов в г. Сочи[ 1,2 ].
К рассмотренным рискам технического оснащения примыкают смежные виды рисков, связанные с надежностью применяемых машин и оборудования. Их наступление может оказать влияние на саму возможность выполнения работ по проектным и нормативным требованиям безопасности и качества и соответственно - реализации проекта.
Определяющая роль технического оснащения приводит к выводу о том, что в условиях повышенного технологического риска в качестве наиболее эффективного экономического механизма обеспечения своевременного ввода объекта в эксплуатацию следует принять взаимосвязь параметров страхования техники и сроков выполнения работ.Опыт оценки и управления рисками в строительстве показал целесообразность выделения организационных, технических, технологических и экономических факторов, отражающих специфику завершения и ввода в эксплуатацию каждого сооружения. Оценка рисков ввода объекта начинается со стадии технического задания и ведется в режиме мониторинга непрерывно в ходе работ с целью принятия конструктивно-технологических решений для обеспечения договорных сроков строительства.
В качестве основных параметров оснащенности строительных и монтажных организаций средствами механизации приняты механовооруженность и энерговооруженность.
Сравнение фактического и нормативного или планового значений этих укрупненных показателей (с поправкой на изменение цен и структуру машинного парка) позволяет предстраховой экспертизе в первом приближении установить технические возможности подрядчика.
На стадии андеррайтинга, при анализе организации строительства и условий страхования следует определить меру влияния надежности техники на продолжительность отдельных работ и возведение объекта в целом. В качестве показателей эффективности использования машинного парка приняты годовой фонд рабочего времени и годовая выработка машины.
Фонд рабочего времени машины Ф в период постройки объекта или в разрезе года зависит от целосменных простоев по причинам метеоусловий, организации производства, перебазировок, но, главное, из-за потерь в случае аварий, которые непосредственно связаны с износом машины. Риск задержки каждой механизированной работы зависит от технического состояния машинного парка.
Характеристики парка машин и технологического оборудования (фонд рабочего времени и производительность машин) являются случайными величинами, которые имеют статистические распределения. Фонд рабочего времени машин в первую очередь влияет на продолжительность выполнения каждого технологического цикла работ по всей сложнейшей организационно-технологической структуре крупного объекта. Именно это влияние приводит к риску, но для его оценки необходимо установить связь технических и страховых параметров и условий.
В частности:
- договорные условия страхования должны учитывать состояние машинных парков, особенно уникального оборудования по износу и восстановительной стоимости;
- после завершения каждого договорного периода, до заключения договора страхования на очередной период следует контролировать не только сроки выполнения технологических этапов, но и механовооруженность строительства объектов на этом этапе;
- в ходе строительного производства следует оценивать и прогнозировать параметры распределения случайной величины Ф по однотипным группам машин на технологическом этапе, которые являются определяющими для расчета параметров риска. При этом важно выделить и классифицировать по степени влияния группы факторов, соответствующие инженерно-геологическим характеристикам в плане их влияния на работу машин.
Установленная связь этих факторов с параметрами технического оснащения подрядных организаций (парки машин, их мощность) и предприятий инфраструктуры (заводы стройиндустрии) позволяет оценить технологический потенциал исполнителя и прогнозировать соответствие фактических характеристик возводимого объекта нормативным требованиям надежности и качества. В ходе строительного производствауказанные параметры отслеживаются соответствующими отделами и службами риска в режиме мониторинга и во взаимодействии с исполнителями каждой стадии инвестиционного цикла создания объекта. В этом режиме на сложных объектах с высокой степенью неопределенности развития производственной обстановки может быть обеспечена ритмичная работа подрядных подразделений.
Необходимость учета экономического риска в контексте технического оснащения и, соответственно, разработки методов управления инновационными процессами обоснована сложностью реализации инвестиционных проектов. В ходе строительства риск и ущерб многократно растут при технической уникальности проекта, особенно в криолитозоне, на слабых основаниях, в условиях мегаполиса (плотность застройки, наличие разветвленных инженерных сетей и коммуникаций). Продукция изношенного оборудования не обеспечивает современный уровень качества и в условиях реконструкции действующей сети автодорог, мостов и других объектов транспорта. Именно в этих условиях основным фактором производства становится новая техника, а ее применение непосредственно связано с технологическим риском, нарушениями норм эксплуатации и аварийными отказами.
Страховое сопровождение создает финансовую основу для своевременной замены аварийного оборудования и сохранения проектных темпов основных видов работ не только по пусковым комплексам, но и по технологическим этапам вплоть до ввода объекта в эксплуатацию. Вместе с тем, низкий уровень технического оснащения приводит к повышенному риску своевременного выполнения производственной программы. Таким образом, экономический механизм страхования сроков непосредственно связан с важнейшей оценкой деятельности подрядной организации -стабильностью производства, которая в полной мере определяется состоянием ее основных фондов в смысле соответствия проектному научно-техническому уровню объектов строительства.
Анализ начального состояния технического оснащения имеет важное практическое значение и для страховой компании, и для самой подрядной организации. Оценка предельного риска задержки сроков строительства дает возможность:
- прогнозировать экономические показатели при имеющихся контрактах и фактическом составе машинного парка;
- обоснованно участвовать в тендерных торгах;
- обосновать необходимость превентивных мер по снижению риска за счет формирования экономических фондов для технического перевооружения.
Страховое сопровождениепроекта состоит в своевременной защите от рисков на всех этапах: технического задания, проектирования объекта, строительства и гарантийного периода. Риск возрастает при выборе нового технического решения оптимального в экономическом отношении, но не всегда безопасного в технико-технологическом проявлении. Уже на стадии технического задания и предстраховой экспертизы заказчиком могут быть приняты превентивные меры, связанные с прогнозом рисков - контроль соответствия проектных решений и фактического оснащения участников тендерных торгов.
В качестве эффективного индикатора для предстраховой экспертизы и прогноза подверженности проекта риску своевременного завершения и ввода в эксплуатацию принята оценка производственного потенциала генподрядчика и его подразделений. При обновлении основных средств генподрядчика за счет диверсификации производственной программы, маневра машиноресурсами (приобретения новой техники и организационных решений) риск их производственной деятельности уменьшается.
Задача андеррайтинга при подготовке комплексного договорастрахования:
1) дать оценку технического оснащения строительства крупного объекта, которое должно обеспечить заданные контрактные условия сдачи объекта;
2) определить риск подрядчика (строительных фирм) по выполнению производственной программы, потери прибыли и конкурентоспособности.
В этой задаче важно правильно прогнозировать изменения производительности машинного парка, определить влияние этих изменений на сроки выполнения работи, как следствие, оценить организационно-технологическую надежность подрядчика при реализации инвестиционных проектов строительства новых, особенно уникальных объектов. Именно потенциал машинных парков создает техническую основу для своевременноговвода объектов. Вместе с тем он характеризует и конкурентоспособность подрядчика: его производственную мощность и эксплуатационные качества продукции (показатели надежности, долговечности). При андеррайтинге этот технический уровень определяется соответствием параметров наличного у подрядчика парка машин техническим, технологическим и организационным условиям их эксплуатации.
Предложенная методика имеет конкретное приложение для расчета тарифов страхования[ 3 ]: вероятность превышения контрактного срока по причине технического оснащения подрядчика пропорциональна снижению фонда машиноресурсов при износе парка машин. При увеличении среднего возраста парка машин и снижении значений фактического годового фонда рабочего времени в базовом отчетном периоде есть основания ввести повышающие к базовому тарифу коэффициенты, пропорциональные расчетной вероятности риска.
Выводы. 1. Страхование сроков реализации инвестиционных проектов ввода в эксплуатацию крупных объектов связано с оценкой и управлением рисками в производственной деятельности подрядных и субподрядных фирм. Одна из основных причин риска нарушения контрактных обязательств строительной фирмы состоит в снижении ее производственной мощности при низком уровне технического оснащения, в первую очередь при физическом и моральном износе машинного парка.
2.Производственная мощность и экономические показатели подрядчика непосредственно зависят от состояния машинного парка и являются вероятностными характеристиками. Эта зависимость проявляется в следующем:
- уменьшается по сравнению с нормами фактическая выработка парка, что увеличивает вероятность задержки контрактных сроков;
- эксплуатация изношенных машин приводит к нарушениям технологии и, как следствие, к увеличению продолжительности строительства;
- сокращается прибыль подрядчика за счет роста себестоимости строительно-монтажных работ при изношенном парке. Этот фактор может рассматриваться в качестве дополнительного объекта страхования.
3. Риск своевременного завершения контракта должен определяться на стадии предстраховой экспертизы состояния машинного парка подрядчика. Изношенный машинный парк, в принципе, не обеспечит проектный технический уровень и соответственно сроки ввода объектов.Эффективным методом управления риском своевременного ввода объектов с учетом технического оснащения подрядчика является страхование.
Литература:
1. Миллерман A.C. Теория и практика страхования в строительстве. -М.: Финансы, 2005.260с.
2. Миллерман A.C., Бондаренко O.A. Особенности управления рисками ввода в эксплуатацию крупных объектов транспорта. Транспортное дело России. 2014.№3.с.52-54.
3. Чернова Г.В. Основы экономики страховой организации по рисковым видам страхования. - Спб.: Питер, 2005 г. 240 с.