УДК 624.05
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПАРКА МАШИН И МЕХАНИЗМОВ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ
С.Н. Шульженко, Ю.Н. Пушилина, П.Н. Чеботарев
Рассмотрена и проанализирована ситуация, сложившаяся в строительной отрасли РФ, характеризуемая высокой степенью износа основных машин и увеличением доли импортной техники в составе машинного парка. Раскрыты причины данного явления и предложен вариант решения проблемы в виде развития лизинговых отношений.
Ключевые слова: строительные машины, изношенность, основные фонды, инвестиции, лизинг.
Строительная производственная база характеризуется резким нарастанием объёмов морально устаревших и физически изношенных машин, механизмов и оборудования, а также производственных зданий и сооружений. Степень износа строительных машин и оборудования, к которым относятся: строительные машины и механизмы (экскаваторы, скреперы, бульдозеры, землесосные снаряды, подъёмные краны, автогрейдеры и т.п.), применяемые непосредственно при производстве строительно-монтажных работ; оборудование для производства буровых, свайных работ, бетонных и арматурных работ (буровые станки, копры, свайные молоты, камнедробильные машины, смесительные машины и т. д.); такелажное оборудование (домкраты, тали, лебёдки), в отдельных подрядных организациях России достигает 70% (табл.1) [1, 2].
Согласно данным Госкомстата РФ, в 2013 году уровень наличия основных машин и механизмов по отношению к 2001 году составил по экскаваторам - 55,6%, скреперам - 19,2%, бульдозерам - 49,6%, кранам башенным - 44,3%, кранам на автомобильном ходу - 51,1%, кранам на гусеничном ходу - 46,4%, автогрейдерам - 62,3% [2].
Парк машин в строительной отрасли сокращается начиная с 2002 года. Это обусловлено тремя обстоятельствами: резким ростом их стоимости; списанием в эти годы большого количества изношенной строительной техники; сокращением их производства.
Из-за спада строительной активности и резкого снижения платёжеспособного спроса на строительную технику, мощность парка машин подрядных организаций строительного комплекса сократилась. Обновляе-мость фондов снизилась до уровня 1-1,5 % в год при норме 8-9%, доля машин с истёкшим сроком службы, как указано выше, достигает около 3070%.
Собственное производство строительной техники ввиду кризисного состояния российского машиностроения в последние 15 лет значительно
449
сократилось, а удельный вес машин зарубежного производства в строительных фирмах России вырос. Если в 2001 году доля импортной техники составляла в среднем 21 %, то в 2009 г. эта цифра составила 30 %, а в 2013 году - 39 %. По итогам 2013 года на долю импорта в штучном выражении приходилось 83,2% рынка, соответственно на российскую технику - всего 16,8% [2, 3].
Таблица 1
Удельный вес машин с истекшим сроком службы _в общем числе машин, %_
Года
Техника 2000 2003 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Экскаваторы одноковшовые 42,5 48,4 42,3 37,7 37,5 37,3 34,7 32,1 31,2
Скреперы 55,7 70,3 71,9 73,2 68,9 64,2 67,8 69,4 70,4
Бульдозеры на тракторах 51,4 56,6 54,9 52,4 52,3 49,9 48,6 47,4 47,4
Краны башенные 60,7 72,7 60,9 55,6 57,7 55,8 55,1 51,4 49,0
Краны на автомобильном ходу 40,1 47,5 46,2 42,7 42,5 41,4 40,0 38,1 37,2
Краны на пнев-моколесном хо- 55,0 66,0 64,1 59,2 58,5 54,9 51,5 49,0 45,7
ду
Краны на гусеничном ходу 64,1 74,1 70,1 68,6 69,0 68,6 69,9 67,8 66,3
Автогрейдеры 30,5 39,8 49,2 50,3 51,1 51,6 50,1 47,3 47,7
В формировании машинных парков в течение значительного времени, вплоть до начала экономических реформ преобладал экстенсивный путь. Непрерывное увеличение объёмов работ и усложнение производственной программы, появление новых уникальных строек привело к соответствующему росту заявочной потребности в машинах. Основная причина такого роста состояла в том, что наличный парк по своим характеристикам не соответствовал условиям работ на новых объектах. Недостаточные темпы улучшения потребительских свойств новой техники, выпускаемой строительным и дорожным машиностроением, привели к насыщению машинных парков строительных организаций машинами малой единичной мощности, с недостаточной мобильностью. Наличие на предприятии изношенной техники означает в частности уменьшение выработки и рост приведённых затрат на механизацию работ. Из-за постоянного накопления не только физического, но и морального износа машины эксплуатируются менее интенсивно из-за отсутствия потребности в них, в связи, с чем не вырабатывают свой ресурс за нормативный срок службы и по техническо-
му состоянию продолжают находиться в составе парка.
Такая ситуация сложилась из-за того, что в условиях ведомственной разобщённости в централизованной экономике ни машиностроительная, ни строительная отрасли не имели увязанной экономически обоснованной нормативно-методической базы, позволяющей прогнозировать развитие механизации. Так, капитальное строительство не могло влиять на машиностроительную политику, поэтому строительные нормативы были ориентированы либо на действующие параметрические ряды, либо на усреднённую потребность. В свою очередь машиностроение применяло для прогнозирования выпуска машин усреднённые в целом по отраслям и недостаточно обоснованные данные о структуре работ и эксплуатационной производительности машин. В основу такого централизованного планирования и обновления машинного парка закладывались достигнутые уровни выработки машин (также усреднённые) с учётом планового показателя улучшения использования техники и соответствующего роста её производительности. В плановых расчётах использовались показатели: выработка машин в единицах конечной продукции на единицу главного параметра, количество машин в парке (также в единицах главного параметра - кубоковшах, тоннах грузоподъёмности и т. д.). Все они использовались и как отчётные показатели для сравнения с предыдущим расчётным периодом и планирования «от достигнутого уровня». Парк строительных машин формировался для выполнения заданных физических объёмов работ по государственному плану.
И, как следствие из всего вышесказанного, на протяжении последних 15 лет в капитальном строительстве сохраняется нестабильное положение. Это обуславливается, прежде всего, низким уровнем инвестиций и падением объёмов подрядных работ, снижением потенциала стройиндуст-рии и механовооружённости строительства. Из-за низкой покупательной способности строительных организаций сократились выпуск и потребление строительных и дорожных машин (СДМ), оборудования, средств малой механизации, спецавтотранспорта. В структуре основных производственных фондов снижается доля активной части - машин, оборудования и транспортных средств. В 1995 г. она составила 51,8%, в 2005 г. её величина упала до 22%, а в 2012 г. - до 5,1% [2].
Парк машин морально и физически стареет. По данным Госстроя России, степень обновления парка машин снизилась до 1,5-2% в год при норме 8-12%.
Капитальные вложения, требуемые для поддержания и развития механизации строительных работ, включают затраты не только на приобретение машин, но и на техническое перевооружение эксплуатационных баз СДМ, на формирование оборотных средств предприятий. Весь удельный вес затрат на ремонт и техническое обслуживание достигает нередко 40% всей совокупности эксплуатационных расходов.
Если раньше машинные парки комплектовались в условиях централизованной системы поставок новой техники и списания изношенных машин по годовым планам с учётом выполнения директивных норм выработки, то сегодня эти вопросы весьма стихийны, чему, естественно, способствовало изменение функций государственного регулирования и контроля в области осуществления единой технической политики в отрасли.
Номенклатура и численность машин в подрядных организациях России за годы реформ существенно сократились, а доля СДМ со сверхнормативными сроками службы колеблется в пределах 16-42%. Следовательно, необходимы кардинальное обновление типоразмерного состава и изменение возрастной структуры парков машин. Нарушение этого процесса ведёт к появлению диспропорции - простои отдельных видов машин увеличиваются из-за отсутствия потребности в них. И в то же время имеет место дефицит, например, СДМ, предназначенных для выполнения работ в стеснённых условиях строительства и реконструкции. Недостаточные темпы обновления парка машин будут приводить к дальнейшему увеличению числа машин с истёкшим сроком службы, что значительно сокращает их выработку и увеличивает эксплуатационные затраты.
Значит, при общем уровне снижений капиталовложений основная часть их должна направляться на приобретение высокопроизводительной строительной техники, потребляющей минимальное количество энергоресурсов, удобной в эксплуатации и приносящей максимальную прибыль строительной организации, т.е. в условиях перехода к рыночным отношениям возникла необходимость создания такого экономического механизма, который мог бы заинтересовать членов коллективов строительных фирм в максимально возможном повышении уровня использования парка строительных машин как по времени, так и по производительности, сбережению этой техники и увеличению интегрального коэффициента её технической готовности. Как показывает анализ, механизация строительства осуществляется ещё недостаточными темпами, в связи с чем строительство продолжает оставаться одной из наиболее трудоёмких отраслей экономики России.
Одна из причин такого положения состоит в том, что строительство ещё недостаточно обеспечивается необходимыми видами техники и, прежде всего, средствами малой механизации и механизированным инструментом. Поэтому важной задачей отрасли на ближайшие годы является повышение уровня оснащения её на только основной техникой, но и средствами малой механизации, строительным инструментом, расширение их номенклатуры, улучшение технических, эксплуатационных параметров, так как без технического перевооружения подрядных организаций и структурной перестройки действующего парка строительной техники строителям трудно конкурировать на рынке подрядных работ, добиваться высоких конечных результатов с минимальными издержками производства.
Потребность в строительном оборудовании будет расти в дальнейшем еще и потому, что уровень износа основных фондов в строительстве является очень высоким.
До 2000-ых годов происходило непрерывное, хотя и постепенно замедляющееся, наращивание объёмов основных фондов. Процесс старения основных фондов в новых условиях определяется не столько недостаточным выбытием устаревших, как в предшествующий период, сколько недостаточным вводом новых фондов. Объём ликвидированных фондов составлял в 2000 году менее трети от введённых за год. Соответственно большая часть вновь вводимых основных фондов направлялась не на замену выбытия, а на рост их общего объёма. Наличие значительной доли устаревших фондов приводит к большим расходам на их эксплуатацию и ремонт, неэффективности их использования и т. д.
В 2000-х годах началось резкое падение объёмов ввода в действие новых основных фондов. Объёмы ликвидации основных фондов снизились в меньшей степени, т.к. в отсутствие достаточных возможностей для ввода новых фондов организациям приходилось сдерживать выбытие устаревших, изношенных.
В результате изменились важнейшие характеристики обновления основных фондов. Величины ликвидированных и вновь вводимых основных фондов значительно сблизились между собой.
Тенденции снижения выпуска отечественной строительной техники с 2005 года по настоящее время остаются прежними. В табл. 2 приведены данные о производстве основных видов машин и механизмов, используемых в строительном производстве.
Таблица 2
Производство основных видов строительной техники
в РФ в 2000-2011гг.
Наименование оборудования Ед. изм. Годы
2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2011
Экскаваторы тыс. штук 23,1 15,4 12,6 6,5 5,2 3,5 4,2 3,2 2,2
Бульдозеры тыс. штук 14,1 11,9 6,5 2,2 2,4 2,7 2,5 1,6 1,8
Скреперы штук 1360 192 19 - - - - - -
Автогрейдеры штук 4841 3420 3415 1468 1187 1386 1077 1500 1200
Краны на автомобильном ходу тыс. штук 14 12,0 11,5 5,2 3,7 2,8 2,2 1 4,1
Краны башенные штук 2526 1138 536 165 130 40,0 31 29 93
По состоянию на 01.01.2011 года наблюдалось снижение производства строительной техники по сравнению с уровнем 2000 и 2001 годов. Так, например, производство экскаваторов за этот период сократилось в 10 раз, бульдозеров - в 8 раз, автогрейдеров - в 4 раза, башенных кранов - в 27 раз.
Традиционно структура производства отечественного машиностроения была основана на выпуске машин среднего и тяжёлого класса, предназначенных для ведения строительных работ в районах массового сосредоточенного строительства на больших стройках.
Потребителями таких машин выступали, как правило, крупные строительные организации (типа трестов и управлений механизации), которые носили региональный характер. В условиях развития рыночных отношений и резкого сокращения капитальных вложений произошли заметные изменения в характере строительного производства. Изменилась и структура подрядных работ: в жилищном секторе преобладает малоэтажное строительство, возросла доля реконструкции и техперевооружения, развивается строительство дорог и природоохранных объектов. Это обстоятельство отразилось и на рынке строительной техники - упал спрос на крупные экскаваторы и бульдозеры, башенные краны грузоподъёмностью 8-10т, автомобильные краны грузоподъёмностью 6-10т, сваебойное оборудование и ряд других машин.
В настоящее время созданы условия для переоснащения парка строительной техники машинами нового поколения, в том числе «мини техникой». Вместе с тем на рынке отсутствуют полноповоротные экскаваторы ёмкостью ковша 0,05-0,15 куб. м, мобильные башенные краны грузоподъемностью 1,5-2 т, универсальные гидравлические краны-погрузчики грузоподъёмностью 2-3 т, фрезерные машины для снятия асфальта и другая техника. Для сравнения: шведская фирма «Динапак» выпускает более 20 моделей самоходных катков и 30 моделей вибротрамбовок и виброплит. Рыбинский завод - соответственно 11 и 2 модели. Немецкая фирма «Оренштайн и Коппель» выпускает 34 модели колёсных и гусеничных экскаваторов, а все наши экскаваторные заводы - только 8.
Это одна из проблем, для решения которой необходимо осуществить реструктуризацию дорожно-строительного машиностроения.
Снижение производства и потребления техники для строительства жилья, дорог и объектов социальной сферы может привести в ближайшее время также к потере производственных мощностей по изготовлению целого семейства строительных машин и поставит российский рынок в полную зависимость от зарубежных импортёров.
Приведённые выше данные о фактическом состоянии наличия основных видов строительных машин и механизмов, их воспроизводстве и развитии в строительстве свидетельствует о необходимости принятия неотложных мер по резкому повышению инвестиционной активности в этой
отрасли. Без необходимого объёма инвестиций невозможны ни техническое переоснащение строительного производства, ни его развитие, ни даже простое воспроизводство основных фондов.
Преодоление экономического спада, а в перспективе и устойчивый подъём экономики России в значительной мере связаны с возможностями рационального инвестирования, обновления основного капитала и структурной перестройки производственного аппарата.
Строительство как отрасль материального производства в условиях централизованной системы планирования и контроля за использованием парка машин и механизмов, длительное время развивалось в основном за счёт экстенсивных факторов. Регулярно возрастал объём капитальных вложений и строительно-монтажных работ, систематически расширялся круг одновременно строящихся объектов. При этом, как правило, значительная часть прироста объемов работ оседала в незавершенном строительстве.
В рамках новых экономических отношений на первый план выдвигаются интенсивные факторы развития строительства при значительном улучшении использования имеющихся основных производственных фондов.
Объективными предпосылками для продуктивного и эффективного использования фондов, как правило, должны быть: коренные изменения форм собственности, обеспечение свободы предпринимательства и свободы конкуренции, изменение отношения к труду и условий его оплаты, появление на стройке хозяина-собственника.
При этом роль фирм механизации значительно меняется. Наряду со сложившимися стабильными связями возникают новые отношения, основанные на конкурентной основе. У фирм механизации появляется возможность непосредственного выхода на инвестиционную биржу как самостоятельно, так и через фирмы-посредники. В рыночных условиях взаимоотношения строительных организаций с организациями собственниками парков машин и механизмов приобретают форму прямых договорных отношений, установленными между потребителями строительной техники и эксплуатирующими организациями. Но значительная концентрация строительной техники в трестах и управлениях механизации, осуществлённая в дорыночный период как перспективное направление в сфере эксплуатации парка машин, в настоящее время не в полной мере отвечает задачам рыночной экономики и нуждается в совершенствовании. В деятельности указанных организаций наблюдается, как правило, ухудшение технико-экономический показателей: резко сократилась обновляемость основных фондов, ухудшилось финансовое состояние, ограничена сфера услуг, не развита маркетинговая служба и др.
Как показывают приведённые выше данные Госкомстата России, обновление парка машин осуществляется неудовлетворительно, производ-
ственные фонды в строительстве продолжают стареть, что создаёт определенную потенциальную опасность и является источником повышенного травматизма на рабочих местах.
Перед предприятиями стоят большие трудности в приобретении нового и реализации старого оборудования, связанные с ростом цен на новую технику; высокими таможенными пошлинами на ввозимое оборудование; высоким налоговым бременем; вынужденным использованием значительной части амортизационных ресурсов на финансирование оборотных средств; усугубляющимся кризисов неплатежей между предприятиями. Традиционные источники финансирования капитальных вложений в настоящее время недостаточны и поэтому для оживления инвестиционной активности целесообразно использовать новые методы обновления материальной базы, что требует от строительных организаций значительных инвестиций.
В условиях бюджетного дефицита строительные организации должны самостоятельно изыскивать средства для обновления парка машин и механизмов и, в первую очередь повышать доходность своих предприятий, что при прочих равных условиях их производственно-хозяйственной деятельности непосредственно связано с сокращение сроков строительства объектов. Реализовать же своевременный ввод объекта с высокой оценкой качества невозможно без качественного совершенствования технических и технологических средств производства, что требуют непрерывного наращивания и переоснащения парка машин и механизмов. Но реальность такова. Что это условие трудно выполнить из-за отсутствия собственных средств у строительных компаний (фирм) для приобретения необходимой техники, а высокое процентные ставки банковского кредита также ограничивают эту возможность.
При ликвидации распределительной системы средств производства (строительных машин и механизмов) и низкой платы за основные фонды (6-8%), на смену ей не была создана новая система формирования парка машин и служб технического обслуживания.
Сложившаяся диспропорция не позволяет строительным организациям полноправно участвовать в тендерах и брать подряды на условиях заказчика. Поэтому без использования кардинально новых методов механизации весьма проблематично интенсифицировать строительно-монтажное производство.
Реально возникает проблема в изыскании новых финансирующих способов механизации строительного производства, в нетрадиционных источниках финансирования приобретения строительной техники. Одним из таких методов является лизинг.
Опыт эффективной производственно-хозяйственной деятельности развитых стран показывает, что их богатство состоит в использовании, а не в праве собственности, поэтому они охотно выбирают такую форму взаи-
моотношения между субъектами как лизинг для реализации своих инвестиционных проектов и программ.
Таким образом, в условиях кризиса экономики подрядные организации, не имеющие инвестиционных ресурсов для их приобретения новых технических средств, наиболее заинтересованы в использовании нетрадиционных источников финансирования, одним из которых является лизинг.
Статья подготовлена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (№ 14^56.14.1983-МК) на 2014-15 гг.
Список литературы
1. Карабанова, И.Б. Использование лизинговых отношений для обновления производственного потенциала строительных организаций: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н.: специальность 08.00.05 / Карабанова Ирина Борисовна; [ЦНИИ экономики и упр. в стр-ве Госстроя РФ]. М.: Б.и.: 1999. 22 с.
2. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (Дата обращения: 03.10.2014).
3. Грамматчиков А., Левадний А. Техника строительства [Электронный ресурс] //«Эксперт Авто». 2013. №7 (138). URL: http://expert.ru/magazine_auto/2013/07/tehnika-stroitelstva/(Дата обращения: 03.10.2014).
Шульженко Сергей Николаевич, канд. техн. наук, доц., shulzh79@mailru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Пушилина Юлия Николаевна, канд. техн. наук, доц., pyshilina@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Чеботарев Павел Николаевич, канд. техн. наук, асс, cheb-84@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
CURRENT STA TE PARK MA CHINES AND MECHANISMS IN CONSTRUCTION
ORGANIZA TIONS RUSSIA
S.N. Shulzhenko, Y.N. Pushilina, P.N. Chebotarev
Reviewed and analyzed the situation in the construction industry of the Russian Federation, characterized by a high degree of deterioration of the basic machinery and increase in the share of imported equipment as part of the machine park. The reasons for this phenomenon and propose a solution to the problem in the form of leasing relations.
Key words: construction machinery, depreciation, fixed assets, investments, leasing.
Shulzhenko Sergey Nikolaevich, candidate of technical science,, docent, shulzh 79@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Pushilina Julia Nikolaevna, candidate of technical science, docent, Pyshili-na@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Chebotarev Pavel Nikolaevich, candidate of technical science, assistant, cheb-84@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 621.86
ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ ЛИФТОВ ГОРОДА КАЛУГА
С.И. Стефанов, П.В. Самосьев, А. А. Шубин, П.В. Витчук
Рассмотрен комплекс мероприятий по внедрению единой сети диспетчеризации лифтов города Калуга, а также уже полученные и ожидаемые результаты от внедрения.
Ключевые слова: диспетчерская система, лифт, модернизация, оборудование.
Основной целью любой обслуживающей организации является улучшение качества предоставляемых услуг при рациональном использовании имеющихся средств. С применением технологии создания систем автоматизированных диспетчерско-диагностических систем лифтов и единых общегородских локальных информационных систем на местах возможно повысить эффективность работы лифтовых хозяйств на основе сокращения штатного расписания и уменьшения расходов на техническое обслуживания лифтов за счет постоянного мониторинга их состояния.
Диспетчеризация лифтов является одним из основных инструментов для обеспечения их безопасной работы. Диспетчерские системы предоставляют возможность своевременно предоставить информацию диспетчерской службе о возникновении сбоев в работе оборудования (в первую очередь об остановке заполненной кабины независимо от причины остановки), что гарантирует быстрое освобождение пассажиров из кабины лифта.
Традиционно в здании, где эксплуатируется лифт, располагалось помещение, в котором круглосуточно должен находиться лифтер. При возникновении застревания пассажир по двусторонней связи связывался с лифтером, в обязанности которого входил вызов аварийной бригады.
Система диспетчерского контроля лифта представляет собой набор аппаратных и программных средств для централизованного контроля и управления лифтами. По сути, подобные системы выступают в качестве замены лифтеров и сообщают о возникших неполадках и сбоях в работе лифта на диспетчерский пункт. После поступления подобного сообщения