Научная статья на тему 'Особенности коммуникации в процессе принятия политических решений'

Особенности коммуникации в процессе принятия политических решений Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
292
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / POLITICAL DECISIONS / COMMUNICATION / INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Войнов А. С.

В статье рассматривается актуальные вопросы, возникающие при использовании коммуникативных каналов в процессе принятия политических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникации в процессе принятия политических решений»

Войнов А.С. ©

Аспирант, Астраханский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ

РЕШЕНИЙ

Аннотация

В статье рассматривается актуальные вопросы, возникающие при использовании коммуникативных каналов в процессе принятия политических решений.

Ключевые слова: политические решения, коммуникация, информация.

Keywords: political decisions, communication, information.

В современном обществе при развитии информационных технологий наиболее активно происходят процессы коммуникации - процессы обмена информацией. Важными характеристиками информации, которые определяют её качество, являются своевременность, оперативность получения, комплексность информации, что при современном развитии общества получило наибольшую актуальность. Коммуникативные каналы, существующие в социальной и межкультурной среде в значительной степени, могут оказывать влияние на характер процесса принятия политических решений.

Для того чтобы принять наиболее адекватное решение важно понимать картину проблемы, выяснить причины возникновения и определить процесс развития проблемной ситуации. Достижение этой задачи лежит в основе строительства эффективного механизма сбора, обработки и дальнейшего комплексного анализа информации. При этом выявляются разнообразные факторы, тенденции, которые определяют развитие событий, сложившейся проблемной ситуации. [1, 73]

Следует обратить внимание на то, что выстраивание механизма сбора информации не должен замыкаться на ограниченное количество источников. Здесь важно использовать различные коммуникационные каналы, установив которые можно снабжать комплексной информацией аналитические центры. В результате чего лицо принимающего решение (ЛПР) более полно может оценить сложившуюся ситуацию и сделать выбор наиболее рационального варианта разрешения проблемной ситуации. Поэтому мы вполне согласны с заключениями первого заместителя Председателя Совета Федерации РФ А.П. Торшина о том, что «для принятия политического решения, необходимо владеть самой разной информацией» [4, 8] подразумевая, в том числе и совокупность использования различных источников. Информация сама по себе является ценностью, так как с помощью качественной и своевременно полученной информации возможно разрешение возникающих проблемных ситуаций. Акцентируя внимание на информации, мы должны для себя понять, что для осуществления сбора и передачи сведений необходимо установление коммуникационных каналов в социальной и межкультурной среде. В первую очередь речь идет об установление системы сбора и обработки информации, при этом важно понять какие процессы и явления происходят в социальной и межкультурной среде, чтобы наиболее эффективно и полно использовать полученные сведения для понимания картины проблемной ситуации.

В процессе обработки информации можно её подразделить на первичную и вторичную. «Первичная информация, - слабо упорядоченный набор фактов, характеризующих определенное явление или событие; сведения, поступающие от непосредственных участников событий или впервые ставшие доступными благодаря целенаправленному поиску». [2, 21].

Источником первичной информации может быть совокупность информации поступающей как от непосредственных участников событий, так сведений, полученных из СМИ, полученных по внутренним коммуникационным каналам между органами государственной власти. Также необходимо не забывать о методе опроса, с помощью которого можно получить более правильную информацию о сложившейся ситуации.

«Вторичная информация - это информация, полученная в результате интуитивно-логического осмысления реальных фактов, событий и явлений, - первичной информации». [2, 49].

Источниками вторичной информации могут являться результаты встреч в ходе различного рода проведенных консультаций, с экспертами, аналитиками, заинтересованными группами в

©© Войнов А.С., 2013 г.

разрешения создавшейся проблемной ситуации. Сведения, полученные из различного рода справочно-информационных баз данных.

Полученные сведения могут иметь формализованную и неформализованную форму. Первое выражается в виде конкретных физических носителей, второе определяется на более абстрактном уровне, например на уровне интуиции. Во многих ситуациях субъективная информация играет большую роль в принятие политических решений, так как являются выражением психологической характеризующей политического актора, тем самым объясняет выбор определенного варианта направленного на разрешение проблемной ситуации. Процесс обмена различной информацией -коммуникация представляется основой для сфер деятельности человека. Она структурирует и приводит в определенный порядок политический процесс, создаёт условия для образования коммуникационных каналов связи между политическими акторами, осуществляет информационное обеспечение процесса принятия политических решений.

Наибольший приоритет в процессе сбора, анализирования и обработки информации должен отдаваться проводимым государственными органами консультациям, круглым столам, где обсуждаются создавшаяся проблема, пути их решения с заинтересованными сторонами среди которых должно быть не только представители государственных структур, но также группы интересов, некоммерческие объединения, частные лица, различного рода лоббисты. То есть ЛПР должны получить широкий спектр мнений и предложений, прежде чем принимать решение. Эти консультации могут проводиться посредством многосторонних встреч, разработка и предоставление документов для публичного обсуждения, организация рабочих групп. [3,111-112]. При этом необходимо уделять внимание установлению каналов в межкультурной среде, для предотвращения возможных проблемных ситуаций основанных на ценностях представителей различных культур.

Одним из первостепенных источников информации является население, сбор мнения становится залогом получения более актуальной информации. Очень уместно отметил в своем выступлении Е.М. Примаков на заседании «Меркурий клуба», что «учет общественного мнения является решающим фактором в разрешении проблем дестабилизации общества, причем при принятии решений общественное мнение должно учитываться больше, чем раньше» [6]. Принятие решений без учета интересов, требований, мнения населения снижает степень разрешения проблемной ситуации. Проблемная ситуация не может решаться без учета мнения тех лиц, которых непосредственно затрагивает данная проблема.

Необходимо отметить, что политические акторы должны стремиться к тому, чтобы получить полную, развернутую, комплексную, достоверную и своевременную информацию, с целью принятия наиболее оптимального решения, которое разрешит проблемную ситуацию. При не полной информации возможна неоднозначная трактовка событий и ситуаций, что ведет к повышению риска принятия ошибочного варианта политического решения.

Таким образом, процесс коммуникации имеет большое значение, в принятие политических решений. В зависимости от выстроенных механизмов взаимодействия структур государственной власти и населения зависит степень разрешения проблемной ситуации. При этом мы выделяем следующие особенности: 1. Система принятия решений должна иметь открытый характер и воспринимать всю поступающую информацию; 2. ЛПР должен обладать политической волей; 3. Наличие эффективного института осуществляющий сбор, обработку и передачу в ЦПР интересов и требований населения, повысит степень результативности информационно-аналитической работы;

4.Применение современных информационных технологий в значительной степени влияют на ускорение процесса принятия решений. Следует обратить внимание, что качественные характеристики коммуникативных связей обладают в значительной степени определяющими особенностями эффективности процесса принятия политических решений.

Можем совершенно откровенно сказать, что понимание того, насколько качественно выстроена система коммуникации в социальной и межкультурной среде, между органами государственной власти и населением можно оценить в какой степени система коммуникации способствует повышению уровня разработки и принятие наиболее рационального варианта разрешения проблемной ситуации. При этом для нас совершенно очевидно, что в современных условиях развития общества наиболее востребовано привлечение к разработке и поиску вариантов решения проблемы, представителей научного сообщества. Акцентируя данное обстоятельство необходимо подойти к такому положению системно, то есть необходимо направленное выделение средств для развития научного потенциала. В этом плане надо согласиться с экономистом и стратегом, доктором экономических наук, иностранным членом РАН В.Л. Квинт, что «...не увеличение затрат на науку приводит к тиражированию неэффективных социальных технологий и решений, к слабой

медицине, к всё более отстающей от мирового уровня системе образования и т.д.». [5, 26]. Кроме этого в настоящее время важное значение, имеет активное применение обратной связи, которая в большей степени является коммуникативным механизмом, направленным на разрешение проблемной ситуации в межкультурной среде.

Литература

1. Вавилов С.В. Политические решения в системе властных отношений: генезис, структура, технологии: дисс. докт. полит. наук. 23.00.02. М. - 2006. - 324 с.

2. Зобнин А.В. Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении [Текст], А.В. Зобнин -М.: ИНФРА-М, 2011. - 120 с.

3. Северова М.С. Принятие политических решений руководством ЕС: особенности и закономерности: дисс. канд. полит. наук. 23.00.02. Нижний Новгород - 2009. - 210 с.

4. Материалы семинара-совещания руководителей аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов российской федерации. «Роль и место аналитических служб в экспертно-аналитическом обеспечении деятельности законодательных органов власти в российской федерации» Аналитический вестник № 5 (417) / под общ. ред. Ж.В. Гусевой, В.Д. Кривова. - М., 2011. - 147 с.

5. Квинт В.Л. Пик трудностей символично придется на 2017 год // Российская Федерация сегодня.- 2012. -№11. - С. 26.

6. Властям сейчас важно учитывать общественное мнение, считает Примаков - Сайт РИА Новости [электронный ресурс] - режим доступа: http://ria.ru/politics/20130114/918095453.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.