DOI: 10.12731/2218-7405-2014-6-5 УДК-323.22/.28
ПРОБЛЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ ПРИНИМАЮЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Войнов А.С.
Цель: выявить наиболее существенные особенности в процессе принятия политических решений, которые влияют на результативность разрешения проблемной ситуации.
Новизна: в результате проведенного анализа были определены проблемные особенности, имеющие первостепенное значение для эффективности разработки и принятия наиболее рационального варианта разрешения проблемной ситуации.
Результаты: проведен анализ наиболее существенных особенностей влияющих на качество принимаемых решений среди них: заинтересованность лица принимающего решения, в поиске причин возникновения проблемной ситуации; принятие решений в зависимости от влияния ближайшего окружения; популизм в принятии решений, создание видимости разрешения проблемных ситуаций; принятие решений на основе личного эмоционального фактора лица принимающего решения; восприятие мнения населения лицом принимающим решения по отношению к сложившейся проблемной ситуации и возможные пути её разрешения.
Определены факты оказывающих влияние на процесс принятия политических решений такие как: коррупция, борьба за влияния на процесс принятия политических решений, отсутствие квалифицированных специалистов, кадровый голод, который в том числе возник и в результате подмены понятий «правопреемственности» на «семейственность».
Ключевые слова: политические решения; лицо принимающие решения; проблемные ситуации; коррупция.
PROBLEMATIC FEATURES OF THE POLITICAL DECISION MAKERS
Voynov A.S.
Purpose: identify the most important features in the process of making political decisions that affect the effectiveness of problem-solving situations
Scientific novelty: as a result of the analysis identified the problematic features of major importance for the efficiency of the development and adoption of the most rational solution to a problem situation.
Results: the analysis of the most significant features affecting the quality of decisions among them the interest of the person making decisions in the search for causes of the problem situation; decisions from the influence of the immediate environment; populism in decision making, creating a visibility problem-solving; decision making based on personal emotional factor face decision-makers; the perception of the population face decision-makers in relation to the current problem situation and possible ways of its resolution.
Defined facts influencing the process of political decision-making such as: corruption, the struggle for influence on the process of political decision-making, lack of qualified specialists, staff shortage, including arose as the result of substitution of notions of "succession" to "nepotism".
Keywords: political decisions; person making decisions; problem situations; corruption.
Процесс принятия политических решений является одним из важнейших процессов в политической сфере, в области государственного управления,
социальной сферы. В зависимости от того или иного решения, определяется развитие конкретных событий. Непринятие решений тоже является решением сознательного выбора из двух альтернатив: изменить сложившую ситуацию путем принятия решения, или оставлять все без изменений. Но при этом также можно выделить бессознательный выбор, когда ЛПР (лицо, принимающие решение) не может объективно оценить сложившуюся ситуацию и сделать определенный выбор, однако, учитывая свое предубеждение, он может сделать неверный выбор возможного варианта решения проблемы. Состояние выбора, принимать решение или нет, и какой вариант решения может удовлетворить потребности, все время преследует человека на всех этапах общественного развития. Рассуждать о правильности выбора можно после определенного периода, для одного это достаточно недели, для других - столетия. Сложность этого процесса заключается в дальновидности его принятия, то есть, чем точнее будут учтены особенности будущего развития событий в процессе принятия политических решений, тем большую эффективность получит от принятого варианта будущее поколение (здесь мы подразумеваем, что принимается рациональное решение).
По большей части ЛПР ограничено определенными особенностями, влияние которых в дальнейшем определяет результативность и эффективность принятого решения. Среди подобных особенностей можно выделить следующие:
1. Заинтересованность ЛПР, в поиске причин возникновения проблемной ситуации. В данной особенности следует обратить внимание на два возможных варианта: а). ЛПР принимает всевозможные меры, способы и средства для поиска причин сложившейся ситуации; б) ЛПР не вникает в суть проблемы, а лишь поверхностно оценивает ситуацию и принимает решение на основе первичных сведений, которые не подвергались проверке и всестороннему анализу. В этом случае поиск истинных, основных причин проблемы не является целью. Цель не приобретает стратегический характер. В данной
ситуации для ЛПР первостепенно удержание власти, текущего положения. Таким положением является непосредственное, независимое принятие решений. Устранение причин, которые являются производными от первоначальных, истинных причин появления проблемы, становится необходимостью для удержания власти, своего положения для ЛПР. Однако проблемная ситуация не разрешается, а лишь отодвигается в «тень», это достигается с помощью применения механизмов купирования проблемы. Эта ситуация, как мина замедленного действия, но, сколько еще проработает её механизм можно только догадываться. Подобная ситуация становится источником порождения новых проблем, которые будут обладать большей степенью напряженности, охватывая очередных представителей различных слоев общества.
2. Принятие решений в зависимости от влияния ближайшего окружения. ЛПР в большей части окружает себя лицами, которых он знает длительное время. Подобную категорию акторов можно разделить на несколько групп: а) бывшие коллеги по прежнему месту работы; б) друзья; в) приятели родственников; г) родственники. Подобного рода группы образовывают категорию лиц, способных оказывать прямое влияние на принятие окончательного решения, в ряде случаев такие решения могут обладать преимущественным характером. Следует обратить внимание, что данные категории формируются в качестве «ресурса, материала», необходимого для приспособления и существования в новых условиях. В зависимости от их качественного состава, можно будет говорить о направлении в политической эволюции [1, с.153]. Однако, в отдельных случаях, ЛПР может сам стать ресурсом продвижения интересов своего окружения. В таком случае возможно формирование нового ЦПР (центр принятия решений), причем, он может быть не в единичном качестве, то есть возникает потенциал для множества групп интересов стать ЦПР. Это в дальнейшем может привести к столкновению интересов, что создает почву для конфликтов. Конфликты являются
негативным явлением, которые создают сложности для разрешения проблемных ситуаций.
В подобной ситуации важно определить, какие критерии берутся за основу при отборе ближайшего окружения. В таком случае можно выделить два принципиальных критерия: первое - личный характер взаимоотношений между ЛПР и кандидатами; второе - наличие определенного рода знаний, опыта у кандидатов. В первом случае есть вероятность повышения коррупционной составляющей, при этом, мы не должны однозначно говорить о негативности, так как существует и значительная степень возможности позитивной составляющей. Здесь необходимо пояснить, что личный характер взаимоотношений способствует ускорению процесса принятия решения, так как значительный период, который затрачивается на освоение кандидата в новых условиях, значительно сокращается. Кроме этого, взаимопонимание снижает уровень конфликтности. Во втором случае можно отметить, что обладание необходимыми знаниями повышает степень принятия наиболее рационального варианта, который способствует разрешению проблемной ситуации. При этом мы также можем выделить негативную составляющую -это правильность распределения специалистов, чтобы они оказались на своем месте и занимались той деятельностью, которою знают наилучшим образом. В противном случае, в результате непонимания ситуаций возможно возникновение проблем, которые будут оказывать негативное влияние на процесс принятия решений. Также возможен и третий вариант, а именно при подборе одновременно выделяются два критерия: личные взаимоотношения ЛПР с кандидатами; наличие определенных знаний и навыков у кандидатов. Необходимо признать, что сочетание критериев даёт больший эффект, чем применение их в отдельности.
Кроме этого, следует обратить внимание на то, что в настоящий период на первый план выходит проблема кадрового голода, отсутствие квалифицированных специалистов. В связи с этим привлекаются лица с низким
уровнем подготовки, они не обладают необходимыми знаниями, которые в дальнейшем оказывают влияние на разработку альтернативных вариантов решений и, собственно, их принятие. Такая ситуация вызвана в результате ряда причин, в том числе, это связано с удручающим состоянием системы правопреемственности. В период СССР развитие семейных профессий, специальностей всячески поддерживалось и поощрялось. Однако, в настоящее время это рассматривается в призме коррупционной составляющей и всячески ограничивается. Почему ранее мы говорили о существование целых династий, которые принадлежали к определенному ряду профессий. Потому что работа являлась основой их жизни, из поколения в поколение передавались знания, навыки и секреты профессии. Дети сотрудников правоохранительных органов, военных, врачей знали, что такое ночные дежурства, когда родителей не бывает дома сутками, что они ежечасно рискуют своей жизнью ради спасения других и при этом на вопрос, кем вы хотите быть, дети однозначно отвечали: «также, как мои родители». Важно обратить внимание и на то, что такое явление получало одобрение в обществе. В настоящее время применяется другое понятие - «семейственность», причем, в него закладывается негативное содержание, как некое зло, которое возможно в обществе. А где же правопреемственность? К сожалению, в обществе данное понятие утеряло свое значение, так как в настоящее время основой закладывается материальный характер, получение личной прибыли и выгод. Это все свидетельствует о применении такого метода, как подмена понятий. В результате этого происходит формирование ценностей иного характера, что весьма негативно влияет и на идейное развитие общества. Потеря правопреемственности, подмена понятий, отсутствие идеологии в обществе, кадровый голод весьма негативно отражаются на процессе принятия решений. В зависимости от характера, степени подготовки ближайшего окружения ЛПР можно говорить о степени эффективности принятия решений, а, соответственно, о степени разрешения возникающих проблемных ситуациях.
3. Популизм в принятии решений, создание видимости разрешения проблемных ситуаций. ЛПР, применяя подобного рода методы, ставит перед собой цель - достигнуть конкретный результат. Причиной этого может служить следующее: а) отсутствие возможности разрешить проблемные ситуации; б) повышение личного рейтинга; в) личная незаинтересованность в разрешение проблемной ситуации; г) отражение интересов определенных групп влияния; д) временное снижение социального напряжения с целью достижения конкретных целей; е) отсутствие политической воли у ЛПР; ж) перераспределение внимания населения с одной наиболее напряженной проблемной ситуации на другую, менее напряженную, которую возможно разрешить; з) отсутствие необходимых знаний и подготовки у ЛПР и его окружения. Весь этот комплекс потенциально направлен на создание плодородной почвы для развития коррупции, причем, скорее всего, она приобретет системный характер. С таким видом коррупции невозможно справиться, применяя точечные меры, в данном случае необходимо применять системные методы борьбы. Все это создает принципиально негативный фон для процесса принятия решений, так как в большей части будут отражаться личностные интересы определенных групп, а не интересы населения, выполнение государственных задач переходит на второстепенный план. Процесс принятия решений будет обладать двумя сторонами: первая - внешняя (рассчитана на население и показывает, что процесс принятия решений направлен на отражение интересов всех социальных слоев общества); вторая - внутренняя сторона (имеет более закрытый характер, число акторов, участвующих в процессе принятия решений, ограничено и показывает, как на самом деле принимаются решения). Подобные особенности вводят ЛПР в зависимое положение от сложившейся ситуации, которую изменить становится весьма сложно. Процесс принятия политических решений подвергается так называемой «приватизации», становится собственностью, привилегией определенных групп, действия которых направлены на отражение личностных интересов без учета мнения населения. В результате чего
возможно создание условий для негативных явлений в социальной среде, которые являются защитной реакцией общества на проявление принятия нерациональных решений, не отражающих интересов населения.
4. Следующая особенность более всего характеризует ЛПР с психологической стороны - принятие решений на основе личного эмоционального состояния, характеризующего проблемную ситуацию. Вспыльчивость, поспешность выводов на основе первичной, не обработанной информации и, в результате этого, неверные выводы, весьма негативно влияющие на процесс принятия политических решений. Не выслушиваются всевозможные стороны, имеющие отношение к существующей проблеме. Не используется принцип всесторонности сбора информации из различных источников. Здесь можно рассмотреть несколько возможных вариантов: а). Получение непроверенной информации и принятие соответствующего решения. При получении дополнительной информации решение не изменяется. б) Получение непроверенной информации и на её основе принятие решения. При получении дополнительной информации пересматривается решение и принимается в зависимости от новых сведений. в) Полученные сведения скрупулезно перепроверяются, рассматриваются возможные варианты разрешения проблемной ситуации, осуществляется дополнительный сбор информации, после чего принимается решение.
Важно определить, насколько ЛПР может управлять и контролировать свое эмоциональное состояние, так как в случае своего неуравновешенного эмоционального состояния возможна нерациональная оценка ситуации и, вследствие чего, принятие менее оптимального варианта разрешения проблемной ситуации.
5. Одной из особенностей, существенно влияющей на результативность и уровень эффективности принятия политических решений, является степень восприятия мнения населения ЛПР по отношению к сложившейся проблемной ситуации и возможные пути её разрешения. Проблемная ситуация не возникает
на пустом месте, её появление связано с различными процессами, происходящими в государстве, обществе. Проблема затрагивает представителей определенных социальных групп, что выражается во внешних проявлениях.
Возникающие изменения в государстве, между населением и властью сигнализируют о существующих тенденциях, которые могут иметь негативный характер, выражающийся в появлении проблем. На данном этапе первостепенной задачей для ЛПР стоит выстраивание системы сбора и обработки существующих импульсов, требований, мнений, поступающих от населения. При этом можно выделить несколько альтернативных вариантов учета мнения населения. 1. Система сбора и обработки информации, поступающей от населения, служит в качестве номинальной единицы, создающей видимость эффективной системы учета мнения населения при принятии решения; 2. Отсутствие системы сбора и обработки мнения населения; 3. Наличие эффективного института, осуществляющего сбор, обработку и передачу в ЦПР интересов и требований населения.
Данные варианты показывают степень учета мнения населения и заинтересованность власти в поддержке принимаемых решений. Е.М. Примаков, выступая на заседании «Меркурий клуба» отметил, что учет общественного мнения является решающим фактором в разрешении проблем дестабилизации общества, причем, при принятии решений общественное мнение должно учитываться больше, чем раньше [2]. Принятие решений без учета интересов, требований, мнения населения снижает степень разрешения проблемной ситуации. Проблемная ситуация не может решаться без учета мнения тех лиц, которых затрагивает данная проблема. Откуда ЛПР может знать, какая проблема возникла, какие социальные слои населения она затрагивает, какие существуют тенденции развития проблемы, к чему может привести подобная ситуация? ЛПР, в принципе, не может все знать и не может во всем разбираться, оно должно уметь анализировать, объективно
воспринимать информацию и принимать на её основе наиболее рациональные решения, которые будут отражать интересы населения. Важным обстоятельством становится учет следующих факторов: 1. Создание команды единомышленников из специалистов в разных сферах общественной жизни, направлением деятельности которых будет сбор информации и поиск вариантов разрешения проблемной ситуации; 2. Установление прямого коммуникационного канала между населением и ЛПР, с непосредственными участниками проблемной ситуации. Следует также согласиться с мнением, что «сама демократия сегодня изменяется от представительной демократии к демократии участия. Поэтому важно и то, как политическая система государства работает в данной стране, как она позволяет индивиду ощущать свою политическую значимость, какие у него возможности оказывать влияние на политику государства, участвовать в общественных делах»[3, с 123].
Подводя итог наших рассуждений, можно утвердительно определиться в том, что процесс принятия политических решений является весьма сложным и проблемным процессом. Одним из наиболее существенных принципов, который необходимо учитывать - это системность. Важно понять, что проблема или проблемная ситуация возникает в той сфере, в которой существуют возможные просчеты, которые вызваны различными причинами, среди них: халатность, коррупция, отсутствие знаний у акторов и многие другие. Понимание того, что любая ошибка в выстраивание процесса принятия решений может сказаться на степени разрешении проблемной ситуации, может стать важным фактором для ЛПР. Учитывая данный фактор, ЛПР может выстраивать свою деятельность таким образом, чтобы не допускать возникновение проблемных ситуаций внутри системы принятия решений, связанных с ближайшим окружением ЛПР, степенью заинтересованности в поиске причин возникновения проблем, степенью восприятия мнения населения, установлением эффективного канала обратной связи.
Список литературы
1. Пастухов В.Б. Предчувствие гражданской войны. От «номенклатуры к клептоклатуре»: взлет и падение «внутреннего государства» в современной России // Полис. № 6, 2011. С. 153.
2. Властям сейчас важно учитывать общественное мнение, считает Примаков. URL:http://ria.ru/politics/20130114/918095453.html (дата обращения: 14.01.2013).
3. Баранов А.В. О проблемах формирования «электронного правительства» (на примере Казахстана) // Проблемный анализ и государственно управленческое проектирование: политология, экономика, право. №2. Т. 4, 2011. С. 123.
References
1. Pastuhov V.B. Premonition of civil war. From "the items to leptocladus": the rise and fall of "internal state" in modern Russia. Polis № 6, 2011. p. 153.
2. Vlastjam sejchas vazhno uchityvat' obshhestvennoe mnenie, schitaet Primakov [Authorities now it is important to consider public opinion, Primakov believes]. http://ria.ru/politics/20130114/918095453.html.
3. Baranov A.V. The problems of formation of "e-government" (on the example of Kazakhstan). Problemnyj analiz i gosudarstvenno upravlencheskoe proektirovanie: politologija, jekonomika, pravo № 2. Vol. 4, 2011. P. 123.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Войнов Алексей Сергеевич, аспирант кафедры политологии
Астраханский государственный университет ул. Татищева д. 20а, г. Астрахань, Россия е-mail: ya.alexvoin@yandex.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR Voynov Aleksey Sergeevih, graduate
Astrakhan State University
20a, Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation е-mail: ya.alexvoin@yandex.ru
Рецензент:
Козиков А.С., кандидат политических наук, ассистент кафедры политологии АГУ.