А.С. ВОЙНОВ аспирант кафедры политологии Астраханского государственного университета*
Интернет-ресурсы как средство информационного обеспечения процесса
принятия политических решений
(на примере Астраханской области)
В настоящее время процесс принятия наиболее рационального политического решения должен основываться на формировании эффективного механизма сбора, обработки и дальнейшего комплексного анализа информации.
Особое значение при сборе информации имеет использование различных источников, что становится эффективным способом сбора дополнительной информации, а также средством проверки её достоверности. В результате лицо, принимающее решение (ЛПР), получает возможность более адекватно оценить сложившуюся ситуацию и своевременно принять наиболее рациональное решение.
Значимым источником является информация, поступающая от населения. Сбор и анализ мнений, интересов, требований населения позволяет ЛПР более объективно оценить сложившуюся ситуацию. Академик РАН Е.М. Примаков акцентирует внимание на том, что «учет общественного мнения является решающим фактором в разрешении проблем дестабилизации общества, причем при принятии решений общественное мнение должно учитываться больше, чем раньше»1. Принятие решений без учета интересов, требований, мнений населения снижает степень разрешения проблемной ситуации.
В качестве одного из источников информации наиболее активно используются Интернет-ресурсы. Вовлеченность на страницы социальных сетей населения страны дает возможность для представителей органов государственной власти получать разнообразную информацию, которая может быть использована в качестве источника, информирующего о возникновении проблемных ситуаций, а также для выработки альтернативных вариантов их разрешения. «Интернет становится средством для увеличения демократии в тех вопросах, где прежде преобладали единоличное принятие решений и авторитарная сфера влияния на гражданское общество»2. Особенность передачи информации посредством Интернет-ресурсов заключается в массовости охвата и моментальности передачи
* Войнов Алексей Сергеевич, e-mail: semnov.voin@mail.ru
1 Сайт РИА Новости [электронный ресурс] - Режим доступа: http://ria.ru/-politics/20130114/918095453.html (дата обращения: 14.01.2013).
2 Барышев Е.В. Исследование практик социально-политического разнообразия // Вестник РГГУ № 1(102). Серия «Политология. Социально-коммуникативные науки». М., 2013, с. 209.
сведений. Следует согласиться с мнением, что «сама демократия сегодня изменяется от представительной демократии к демократии участия. Поэтому важно и то, как политическая система государства работает в данной стране, как она позволяет индивиду ощущать свою политическую значимость, какие у него возможности оказывать влияние
о
на политику государства, участвовать в общественных делах»3.
Наибольшую популярность среди Интернет-ресурсов получили «блоги». Так, например власти Астраханской области одними из первых на Юге России решили сделать «блогосферу» инструментом взаимодействия с населением. Это система общения, которая позволяет снять временные, пространственные и личностные ограничения. Отмечается, что «блоги получили большее значение в современной политике, нежели традиционные СМИ. При этом благодаря «блогам» мировая политика становится все более глобальной (т. е. нюансы событий в пределах одной страны мгновенно привлекают внимание всего мира)»4.
Преимущественное число чиновников администрации Астраханской области открыли «блоги» в «Живом журнале». Губернатор Астраханской области А.А. Жилкин является активным «блогером» сети Интернет. По результатам медиа-рейтинга глав субъектов РФ за июнь 2012 г. А.А. Жилкин в рейтинге информационной открытости занял четвертое место после руководителей регионов Приморского края, Чеченской республики и Кировской области5. По результатам рейтинга информационной открытости действующих глав субъектов РФ за II квартал 2012 г. с помощью метода экспертного опроса А.А. Жилкин вошел в категорию «B», участники которой относятся к средней форме открытости. По результатам медиа-рейтинга глав субъектов РФ за февраль 2013 г., подготовленного национальной службой мониторинга на основе коэффициента информационной открытости, он занял 6-е место, а в марте 2013 г. А.А. Жилкин стал лидером в рейтинге информационной открытости по ЮФО. Губернатор Астраханского региона отметил, что «пользователи социальных сетей осуществляют ему реальную помощь в управлении процессами в регионе, они подталкивают власть к системной работе»6.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что в настоящий момент осуществляется один из этапов развития нового коммуникационного канала между обществом и властными структурами
3 Баранов А.В. О проблемах формирования «электронного правительства» (на примере Казахстана) // Проблемный анализ и государственно управленческое проектирование: политология, экономика, право, 2011, №2, т. 4, с. 123.
4 Поликутин Ю.С. Политическая составляющая «блогосферы» // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. Материалы XI международной научно-практической конференции. М., 2013, с. 115.
5 См.: Наш губернатор стал лидером в рейтинге информационный открытости // Волга. № 31(26097), 2012.06.03.
6 Мои френды помогают мне в управлении - блог А.А. Жилкина в ЖЖ [электронный ресурс] -режим доступа: http://alexandr-jilkin.livejournal.com/?skip=10, (дата обращения: 30.05.2012).
посредством Интернета, т. е. вовлечение населения страны и представителей власти в «блогосферу».
В настоящее время «блоги» достаточно активно используются чиновниками Астраханской области для общения с населением. В основном к представителям власти обращаются с личными вопросами, предложениями, проблемами состояния дорог, ЖКХ и т.д. Кроме этого в Астраханской области выявлена тенденция, что «блогеры» стараются активно проявлять свою гражданскую позицию посредством информирования органов государственной власти о возникающих проблемных ситуациях, которые имеют стратегический характер.
Астраханская область - многонациональный регион Российской Федерации. «Астраханский регион можно условно назвать православно-мусульманским, или более условно - славяно-тюркским, что представляет некую микромодель культурно-национального пространства России»7.
В национальном составе населения Астраханской области происходит процесс увеличения числа представителей национальностей Кавказа, в частности Республики Дагестан. В свою очередь, число представителей коренного населения с 2002 по 2010 гг. сократилось: русских на 82357 человек, татар - на 10067, украинцев - на 4473 человека, а представителей казахской национальности увеличилось на 6782 человека. По данным Федеральной службы государственной статистики число выбывших из региона в пределах России на 2011г. составило 9904 человека, на 2012 г. - 12458 человек8.
Такие данные указывают на процесс увеличения нагрузки на этнический состав населения в области. Как отмечает Р.Х. Усманов, «в доперестроечный период в Астраханском регионе существовал исторически сложившийся баланс межнациональных отношений, что давало относительно спокойную обстановку в области». На рубеже XX и XXI в. этот баланс нарушился, в результате чего стала возникать напряженность в межэтнических отношения..9 Это обстоятельство влияет на дестабилизацию криминогенной обстановки. В целом данная ситуация направлена на деструкцию безопасности в регионе. Отчасти последствием указанных процессов стал конфликт 2005 г. в с. Яндыки. Учитывая повышенную рождаемость представителей народностей Кавказа, есть вероятность смены этнического состава населения региона. Если властные структуры будут делать упор на разрешение подобных проблемных ситуаций, то уровень их поддержки населением возрастет. Сбор, анализ информации, выработка альтернативных вариантов
7 См.: Усманов Р.Х Астрахань как геополитический центр каспийского региона и южный форпост России. Проблемы и перспективы // Каспийский регион: политика, экономика, культура, 2011, № 3(28), с.83.
8 См.: Астраханская область в цифрах. Крат. стат. сб., Астрахань, 2013, с. 16.
9 См.: Дмитриев А.В. Юг России в миграционном и этноконфликтном измерениях. Монография. Астрахань, 2010, с. 103.
разрешения проблемных ситуаций способствует принятию решения по возникающим проблемным ситуациям. При этом использование Интернет-ресурсов даёт возможность получать более оперативную информацию о сложившейся ситуации, а также о тенденциях её изменения, так как население является непосредственным реципиентом существующих изменений и при развитии современных коммуникационных каналов активно артикулируют о возникающих проблемных ситуациях.
Отсутствие цензуры, ограничений, доступность информации, возможность мгновенного отзыва способствует увеличению пользователей Интернета, тем самым обеспечивается доступ к наиболее актуальной информации о возникающих проблемных ситуациях. Кроме того, Интернет-ресурсы способствуют открытости политического управления, что позитивно влияет на одобрение населением решений властных структур. Мы можем утвердительно сказать, что произошло формирование нового информационного пространства с помощью Интернет-ресурсов.
По нашему мнению, в Астраханском регионе в системе общения с населением и формирования информационного поля с помощью Интернет-ресурсов отмечается недостаточность информации. Так, о проведении совещаний, встреч, круглых столов дается крайне скудная информация, т. е. сообщается, что было проведено такое-то совещание, посвященное определенной тематике или кругу вопросов, где были сделаны конкретные выводы. Это уже обработанная, сжатая информация, она не даёт возможность пользователям более точно сформировать мнение по отношению к конкретному событию. Мы полагаем, что недостатком в использовании Интернет-ресурса региональной властью Астраханской области является отсутствие стенограмм совещаний, встреч, где можно было бы ознакомиться с первоначальным текстом, который позволяет более объективно сформировать определенную позицию и сделать свои собственные выводы.
На сайте Думы Астраханской области (http://astroblduma.ru) отсутствуют стенограммы обсуждения законопроектов, которые позволили бы определить позицию по ним депутатов. Однако в разделе «Заседание областной Думы» по небольшому ряду законопроектов имеется информация, характеризующая позицию депутатов, но это не позволяет провести анализ процесса принятия политических решений.
Хотелось бы, чтобы сайты администрации Астраханской области содержали больше сведений, которые давали бы возможность населению региона более объективно сформировать личную позицию по какому-либо вопросу. Населению необходимо знать, на основе каких данных, сведений, информации происходит формирование определенно-го решения, принятого властью. Отсутствие такого положения ведет к увеличению разрыва связей между населением и ЛПР, что,
в свою очередь, может увеличить риск принятия нерационального решения.
Важно обратить внимание и на оперативность реагирования властных структур при получении информации о проблемных ситуациях. Для того чтобы наиболее эффективно работала обратная связь между населением и представителями властных структур посредством Интернет-ресурсов, повышенное внимание должно уделяться системе исполнения принятых решений. Без отлаженной «дисциплины исполнения решений» снижается уровень открытости и информирования населением властных структур о возникающих проблемных ситуациях.
Таким образом, можно сказать, что для принятия политических решений Интернет-ресурсы используются в меньшей степени, чем для разрешения проблем по индивидуальным хозяйственным вопросам населения. Это связано как с активностью информирования населения, так и информационно-аналитической работой властных структур. В настоящее время существует востребованность в улучшении качества разрабатываемых вариантов разрешения проблемных ситуаций.
Войнов А.С. Интернет-ресурсы как средство информационного обеспечения процесса принятия политических решений. В статье рассматриваются особенности использования Интернет-ресурсов в качестве средств информационного обеспечения процесса принятия политических решений.
Ключевые слова: процесс принятия политических решений, информационное обеспечение, интернет-ресурсы.
Voynov A.S. Internet-resources as a means of information support of the process of political decision-making. The article considers the peculiarities of using Internet resources as means of information support of the process of political decisionmaking.
Key words: political decision-making, information support, Internet resources.