Научная статья на тему 'Интернет-коммуникативное взаимодействие власти и общества в регионе: поиск рациональной парадигмы'

Интернет-коммуникативное взаимодействие власти и общества в регионе: поиск рациональной парадигмы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
177
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / НТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ВЛАСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / COMMUNICATION / INTERNET / INFORMATION TRANSPARENCY OF POWER / SOCIO-POLITICAL ACTIVISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Болховитина Т. С., Огнева В. В.

В статье обсуждается проблема информационной открытости власти, эффективности ее взаимодействия с обществом в условиях расширения аудитории социальных сетей как важнейшего источника коммуникативной активности граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Болховитина Т. С., Огнева В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet Communicative Interaction between Power and Society in Region: the Search for Rational Paradigm

Article analyzes the problem of information transparency of power and of the efficiency of the authorities’ interaction with society in an expanding audience of social networks as a major source of communicative activity of citizens. Attention is drawn to the need to develop a new concept of national information policy, taking into account trends in the development of the information society, the creation of meta-theory of communication.

Текст научной работы на тему «Интернет-коммуникативное взаимодействие власти и общества в регионе: поиск рациональной парадигмы»

Интернет-коммуникативное взаимодействие власти и общества в регионе: поиск рациональной парадигмы

Т.С. Болховитина, В.В. Огнева

В условиях развития информационного общества информация оказывает существенное влияние на самые разнообразные области человеческого бытия, подталкивает к широкому использованию коммуникационных технологий и в политике, и в государственном управлении. Источники получения информации весьма многообразны, но главным образом это печатные средства массовой информации, TV, Интернет. Причем Интернет предстает как гибридный информационный форум, заменяющий сразу несколько каналов обмена информацией — газеты, радио и телевидение.

Данные совместного исследования «Яндекс», Фонда общественного мнения (ФОМ), компании comScore, исследовательской группы TNS и Технического Центра Интернет, опубликованные на сайте «Яндекс», свидетельствуют, что за последний год российская интернет-аудитория выросла на 17%.

По данным ФОМ на осень 2011 г., месячная аудитория Интернета в России составляла 54,5 млн человек. Более 93% новых пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Активнее всего Интернет распространяется в селах: за год аудитория здесь увеличилась на 33%.

При этом наблюдается снижение стоимости Интернета (в 2011 г. средняя стоимость сократилась более чем в два раза) и увеличение его скорости. Еще одной особенностью информационной активности становится то, что аудитория мобильного Интернета в России растет быстрее аудитории Интернета в целом. За последние три года месячная аудитория мобильного Интернета выросла почти в два раза, тогда как аудитория Интернета в целом — только на 50%1.

С учетом этого, объединение возможностей интерактивной коммуникации и регулярного обмена информацией как для групп людей, так и для общества и власти, создает возможности аккумулирования гражданской информации и использования ее при принятии важных политических решений. Коммуникация, по сути дела, становится важнейшим средством легитимации власти. В этих условиях положение государственных структур во многом зависит от степени овладения чиновниками технологиями «электронного правительства», пиар-коммуникациями, средствами политической рекламы, возможностями онлайн и др.

1 Современная интернет-аудитория // http://www.gazeta.ru/business/news/2012/03/23.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

19

Тема номера «Государство и общество: механизмы взаимодействия»

В свое время К. Дойч в работе «Нервы управления. Модели политической коммуникации» эффективность деятельности властных институтов поставил в зависимость от их способностей к упорядочению информации между управляемыми и управляющими2. Д. Истон и Г. Алмонд рассматривали функционирование системы власти через механизмы распространения ценностей3. Ю. Хабермас и Х. Арендт связывали изучение коммуникационных процессов с понятием публичной сферы4. Патриарх коммуникативистики М. Маклюэн в 60-е гг. прошлого столетия раскрыл закономерности формирования, функционирования и развития средств коммуникации в тесной связи со средствами информации5. Главным для успешного взаимодействия людей он считал развитие коммуникаций. Его вывод, сделанный в концепции «расширения человека» о дальнейшем расширении человеческих возможностей, масштабов деятельности в контексте развития электронного общества, оказался пророческим.

К настоящему времени сформировались три методологических подхода к изучению социальной коммуникации. Первый подход базируется на классической позитивистской методологии субъектно-объектных отношений и представлен концепциями информационного общества, структурного функционализма, компьютерной футурологии и др.6 В управленческом аспекте данный подход можно сравнить с принципом классической кибернетики, который предполагает жесткий контроль над поведением информационно-коммуникативной системы. Неклассическая методология основывается на когнитивной модели субъектно-объектных отношений по поводу объекта. Автор этой методологии Ю. Хабермас межчеловеческие интеракции рассматривает сквозь призму реализации практических интересов и, соответственно, рационализации систем массовых коммуникаций7. Третий, постнеклассический подход, представленный Н. Луманом, исходит из субъектно-субъектных отношений, где общество предстает как сеть коммуникаций8. При этом коммуникация выступает не как послушный объект управленческих решений, а как активная среда, в которой интеракции формируются через взаимосогласованные действия. Такой подход, как представляется, придает коммуникации социетальную роль.

К сожалению, слабая разработанность различных аспектов теории коммуникации не позволяет пока сформировать целостное представление о коммуникации как о структуре, явлении и процессе. В России это направление научных исследований самостоятельной научной прописки не получило, скорее оно имеет «вид на жительство»9. Вместе с тем в последние годы уже немало

2 Дойч К. Нервы управления. Модели политической коммуникации. М., 1993.

3 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия // Полис. 1992. № 4; Истон Д. Категории системного анализа политики //Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 2. М., 1997. С. 630-642.

4 Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. М., 1991.

5 Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003.

6 Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999; Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

7 Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. М., 1991.

8 Луман Н. Общество как социальная система. М., 2004; Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. 1995. № 3.

9 Тимофеева Л.Н. Политическая коммуникативистика: проблемы становления // Полис. 2009. № 5. С. 41-54.

20

Выпуск 3 2013

Т.С. Болховитина, В.В. Огнева

сделано для изучения массовых коммуникаций, средств массовой информации, но не так много для исследования общей теории коммуникации и специфики политических коммуникаций. В связи с этим представляют значительный интерес работы В.М. Березина, М.А. Василика, А.И. Соловьева, Л.Н. Тимофеевой, Ф.И. Шаркова, Е.Ю. Юхвида и др.10 Совершенно очевидно, что ощущается явное отставание теоретического исследования феномена социально-политических коммуникаций от реальных масштабов, которые они занимают в российской политической практике.

Понятно, что информационно-коммуникативная система в каждом государстве имеет свои характерные способы обмена информацией и создания коммуникаций. И в немалой степени от того, насколько органы государственной власти и управления способны поддерживать устойчивые контакты с общественным мнением, организациями некоммерческого сектора, зависит эффективность их управленческих усилий. Без подобных контактов государство утрачивает способность выстраивать социальные связи и поддерживать социально-политические нормы.

Разумеется, в публичной сфере могут выстраиваться модели односторонней, директивной коммуникации, поскольку государственное управление обладает ассиметричным характером в части взаимных обязательств и ответственности власти и населения. Однако публичная сфера может формировать и развитые обратные связи власти и общества. Здесь важным институтом посредничества между властью и обществом выступает государственная служба. Концепция реформирования госслужбы нацелена на информирование общественности о деятельности государственных органов, на расширение участия граждан в процессе подготовки решений, дебюрократизацию отношений между государственными служащими и населением.

Практика свидетельствует, что в рамках коммуникации институт госслужбы осуществляет мониторинг общественного мнения, анализирует эффективность реализации принятых решений, формирует многосторонний информационный поток, доводит до сведения граждан нужную информацию.

На опыте деятельности органов государственной власти субъектов ЦФО можно сделать вывод о том, что в соответствии с Федеральным законом от 9.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления», региональными нормативно-правовыми актами в целом сформированы институциональные механизмы предоставления информации, регламентированы ее виды, а также проработаны процедуры обжалования действий государственных органов, отказавших в предоставлении информации11. В регионах освещаются заседания местных правительств, организуются пресс-конференции (брифинги) по обсуждаемой повестке дня. Как правило, открыто проводятся заседания зако-

10 Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003; Василик М.А. Основы теории коммуникации. М., 2003; Соловьев А.И. Политические коммуникации. М., 2004; Шарков Ф.И. Социальная коммуникация: истоки и парадигмы. М., 2006; Юхвид Ю.Н. Информационнокоммуникативная система общества и социальное управление. М., 2009.

11 Федеральный закон от 9.02.2009. № 9-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления» // http://consultant.ru.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

21

Тема номера «Государство и общество: механизмы взаимодействия»

нодательных (представительных) легислатур. Принятые законы, Указы губернаторов, постановления правительств, за исключением содержащих сведения конфиденциального порядка, публикуются в печати. В некоторых регионах практикуются областные информационные дни. Многообразная информация о деятельности органов власти размещается на официальных порталах в сети Интернет. В то же время мониторинг показывает, что создание информационных сайтов органов исполнительной власти не означает автоматического улучшения ситуации с информационной прозрачностью госструктур, если опираться на основные параметры качества информации, к которым относятся12:

- «Цикл мониторинга» — период времени, за который проводятся все этапы мониторинга по официальным сайтам отобранных органов власти.

- «Свойство официального сайта», подлежащее оценке в рамках мониторинга (126 показателей).

- «Наличие» — характеризует факт размещения на официальном сайте информации или сервиса, соответствующих параметру.

- «Полнота» — характеризуюет достаточность объема размещенной на официальном сайте информации для формирования целостного представления по соответствующему параметру.

- «Актуальность» — характеризует степень частоты обновления информации на официальном сайте и сохранения ценности информации на момент ее анализа экспертами.

- «Навигационная доступность» — характеризует удобство поиска размещенной на официальном сайте соответствующей параметру информации.

- «HTML доступность» — характеризует факт размещения на официальном сайте соответствующей параметру информации в формате HTML, который обеспечивает для пользователей удобство ее поиска.

- «Файловая доступность» — характеризует факт размещения на официальном сайте соответствующего параметру документа в формате, обеспечивающем его сохранение на технических средствах пользователя и допускающем возможность поиска, копирования и дальнейшего использования фрагмента текста в документе.

Анализ порталов по последнему критерию позволяет утверждать, что сайты Брянской, Курской, Орловской, Курской, Тамбовской областей (лидеров в рейтинге информационной открытости официальных сайтов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по ЦФО13), с одной стороны, представляют собой информационное поле, призванное донести до граждан информацию о деятельности этих органов; с другой — предлагают достаточно ограниченный сегмент интерактивного взаимодействия между органами государственной власти и потребителями информации.

Разумеется, люди узнают о новых законах, других решениях органов местной власти, но при этом они не всегда имеют возможность ознакомиться с нужными документами, когда им это действительно требуется. Институт развития

12 Методика мониторинга сайтов официальных органов власти // http://www.svobodainfo.org.ru.

13 Рейтинг информационной открытости официальных сайтов исполнительных органов власти субъектов Федерации // http://www.svobodainfo.org.ru.

22

Выпуск 3 2013

Т.С. Болховитина, В.В. Огнева

свободы информации констатирует, что 51% сведений, расположенных на порталах областей субъектов Российской Федерации, по-прежнему, остается недоступным для посетителей официальных сайтов (т. е. для общества).

Наблюдается существенный разрыв между объемом размещенных данных и их содержательными характеристиками. Так, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», закрепивший размещение сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в сети Интернет на официальных сайтах государственных органов субъектов РФ (ч. 6 ст. 8), вступил в силу 10 января 2009 г. Однако, по данным Института свободы развития информации, сведения о доходах приведены лишь на 77% сайтов. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ различными способами ограничивают доступ граждан к сведениям о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, их супругов и несовершеннолетних детей, а именно: не размещают актуальные сведения о доходах в установленные сроки; размещают сведения не для всех должностных лиц; размещают сведения в форматах, препятствующих восприятию и обработке информации; удаляют сведения о доходах за предыдущие отчетные периоды, в то время как удаление с официальных сайтов государственных органов сведений за предыдущие отчетные периоды не предусмотрено нормами действующего законодательства.

Сведения о текущей работе высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ публикуются в большинстве своем в виде отрывочных, плохо структурированных сообщений, хотя предоставление полной и достоверной информации о деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъектов РФ подразумевает размещение на сайте, в частности, следующей информации: анонсов заседаний (они имеются на 50% сайтов); докладов, представленных на заседаниях (доступны на 10% сайтов); стенограмм/аудиозаписей/видеозаписей заседаний (их имеют 11% сайтов); протоколов заседаний (представлены на 15% сайтов). Показательно, что порядок участия граждан, представителей организаций, общественных объединений в заседаниях высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ описан лишь на 9 сайтах из 83.

Отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ приведены на 44 сайтах из 83. В то время как содержащиеся в отчетах сведения представляют широкий интерес, раскрывают цели и задачи органа власти на среднесрочную перспективу, позволяют судить о достигнутых и планируемых результатах. Наряду с отчетностью не раскрываются и сведения о планах работы высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Обозначенные планы приведены на 53% сайтов, планы законопроектной деятельности — на 41% сайтов, планы заседаний — на 43% сайтов14. Вывод очевиден: степень прозрачности государственного аппарата продолжает оставаться низкой.

14 Рейтинг информационной открытости официальных сайтов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации // http://www.svobodainfo.org.ru.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

23

Тема номера «Государство и общество: механизмы взаимодействия»

Нельзя не видеть, что названные проблемы отчасти связаны с законодательными пробелами. Например, в Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не предусматриваются фиксированные сроки предоставления информации с момента ее появления, не определяется специальный орган, в чью компетенцию входило бы рассмотрение вопросов, связанных с отказом в получении информации. Эти изъяны воспроизводятся и в законодательстве субъектов РФ.

Законодателям стоило бы обратить внимание на недостаточную эффективность механизмов реализации действующего с 2010 г. закона. В число таких механизмов целесообразно включить расширение перечня предоставляемой информации, преодоление культуры секретности, введение четких процедур предоставления информации, разработку мер по инициативному распространению информации.

Следует особо сказать о существенном недостатке первичной информации в самих органах государственной власти. Действительно, трудно говорить о полноте предоставляемой информации в ситуации, когда она неполноценно учитывается и неэффективно перерабатывается для всеобщего пользования. Отсюда налицо отсутствие заинтересованности госслужащих в предоставлении открытого доступа к информации, вследствие чего возникают коммуникативные барьеры между гражданами, общественными структурами и властью. Поэтому для сохранения единого коммуникативного поля властным структурам требуется изменение баланса коммуникативного потока, преодоление его преимущественной однонаправленности, расширение аудитории коммуникантов. Это реальный путь к информационной открытости власти, ее непосредственных представителей.

Государственная служба региона, как известно, во многом формирует рейтинг информационной открытости главы субъекта Федерации, хотя здесь многое зависит и от него самого. Данный рейтинг складывается из многих составляющих, но главным образом этот показатель высчитывается как соотношение числа публикаций с прямой или косвенной речью губернатора к общему числу сообщений с его упоминанием. К сообщениям с цитатой в федеральных и региональных СМИ прибавляются твиты и комментарии персоны в ЖЖ и Твиттере. Таким образом, в ТОП рейтинга попадают не те, о которых больше всего пишут в СМИ, а те, каждое упоминание которых содержит месседж для той или иной аудитории15. По данным исследования, представленного в сентябре 2012 г. Институтом независимых политических исследований, в число наиболее информационно открытых губернаторов вошли губернаторы Магаданской, Мурманской, Вологодской областей, а по субъектам РФ ЦФО — главы Ивановской, Тверской, Смоленской, Воронежской областей, г. Москвы16.

Понятно, что спрос на информационную открытость глав субъектов РФ еще только формируется и не все из них сумели оперативно адаптироваться к этому социальному запросу. Главы регионов пока продолжают опираться на

15 Медиарейтинг глав субъектов РФ // http://www.inpi.su.

16 Там же.

24

Выпуск 3 2013

Т.С. Болховитина, В.В. Огнева

традиционную, патронажно-клиентистскую модель взаимоотношений с представителями СМИ. Однако новейшие инструменты коммуникации предоставляют им и чиновникам аппарата возможности непосредственного, прямого взаимодействия с населением17. К ним относятся, в частности, интернет-дневники, содержащие открытые к прочтению авторские тексты и комментарии читателей.

Самыми популярными в данный период являются блоги региональных лидеров Ульяновской, Кировской, Магаданской, Астраханской, Ивановской, Новгородской областей. К примеру, в Новгородской области полученная через Живой Журнал информация повлияла на решение об оптимизации структуры управления администрацией области, в процесс прямого общения с гражданами были вовлечены региональные чиновники. Опыт показывает, что интернет-дневник вполне может приобрести статус дискуссионной площадки, многофункционального канала коммуникации, который будет пользоваться популярностью у населения, предоставляя возможности прямой коммуникации с властью.

Необходимо учитывать тот факт, что социокоммуникативная компетентность власти особенно востребована в условиях расширения масштабов политического участия, «перезагрузки» инфраструктуры гражданской самоорганизации (партийной системы, общественных организаций, групп интересов). Ведь в политику пришли новые субъекты, в основном молодежь, предлагающие власти для обсуждения новые проблемы и ценности, нередко проявляющие протестную активность. При этом следует учитывать, что самый высокий уровень мобилизационного воздействия на протестную активность демонстрируют социальные сети. В них можно найти организационно-тематические страницы с приглашением принять участие в конкретных акциях и страницы обсуждений предложенной тематики, направленные на эмоционально-психологический настрой аудитории. Обращает на себя внимание, что в сети Facebook, к примеру, в декабре 2011 г. подтвердили свое намерение прийти на митинги в Москве (проспект Сахарова, Болотная площадь) свыше 92 тыс. чел. В реальности так и случилось, что свидетельствует о том, что дискурс социально-политического протеста, разносторонне представленный в интернет-пространстве, не может не оказывать влияния на отношение к протестной проблематике молодежи, составляющей основную аудиторию сети. Это связано не только с выборами, но и другими социально значимыми вопросами, волнующими общество (в частности ЖКХ, образование, трудовая занятость), бремя ответственности за решение которых власть стремится полностью переложить на граждан.

Следует отметить, что пока что стратегии поведения, предлагаемые протестующим, носили, за редким исключением, конвенциональный характер. Это показал контент-анализ печатных материалов, распространяемых на митингах в Москве, проведенный кафедрой политологии и конституционного права МГПУ им. Шолохова. Во всех изданиях (исключение — листовка Революционной рабочей партии «Даешь революцию!») — газетах «Трудовая Россия», «Мысль», «Правда Москвы», листовках «Трудовой России» — «Пять пунктов достоинства

17 Рябушко А. Влияние политических лидеров через личные блоги // Власть. 2012. № 12.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

25

Тема номера «Государство и общество: механизмы взаимодействия»

народа», КПРФ — «Пусть уйдет все плохое в Новом году», Объединенного трудового фронта, Левого фронта, Революционного комсомола — «Организуемся» и др.) — преобладали в основном призывы «сплачиваться», «требовать», «защищать», и лишь в отдельных случаях звучали фразы о немедленной смене власти. Вместе с тем власть характеризуется как закрытая, недемократичная, лживая.

Такая ситуация обязывает власть не допустить усиления тенденции дистанцирования от активистского фрейма, являющегося значимым фактором социальной консолидации, запустившим механизм переформатирования групповых интересов в общественно значимые проблемы. С этой точки зрения идея преодоления коммуникативных барьеров между властью и обществом выглядит как наиболее адекватная современным социально-политическим реалиям.

Известный американский политолог Чарльз Тилли, исследуя в своей фундаментальной работе «Демократия» процессы демократизации в переходных обществах, в том числе и на постсоветском пространстве, сделал вывод, на наш взгляд, весьма актуальный для современной российской публичной политики. Он отметил, что «избежать дедемократизации возможно только путем обуздания автономных центров власти, буферизации категориального неравенства, расширения и интеграции сетей доверия»18. Поэтому речь надо вести о формировании новой стратегии государственной коммуникации, использовании на практике инновационных методов информационного обмена между властью и обществом. Следует поддержать идею разработки для каждого региона модели публичной сферы19, содержанием которой должна стать такая форма открытого дискурса, которая позволит реализовать законные интересы и требования всех субъектов информационно-коммуникационной системы, обеспечит диалоговое взаимодействие власти и общества, минимизирует барьеры в коммуникативном общении с гражданами.

Таким образом, становится очевидной потребность в создании метатеории коммуникаций, а на ее основе — коммуникологии и политической коммуни-кативистики. Конституирование этой науки в отечественном обществознании будет иметь непременную практическую значимость для рационализации деятельности институтов власти. Повышение уровня респонсивности власти, преодоление коммуникативных барьеров позволят купировать негативные практики, повысить эффективность государственного управления.

18 Тилли Ч. Демократия. М., 2007. С. 242.

19 Карпенко Е. Социально ориентированное управление семиосоциологической концепции социальной коммуникации // Власть. 2012. № 10. С. 28-31.

26

Выпуск 3 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.