Научная статья на тему 'Информационная открытость деятельности органов государственной власти: региональные практики'

Информационная открытость деятельности органов государственной власти: региональные практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12786
1169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ / ОТКРЫТОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малахова О. В., Суханова В. А.

В статье обобщены сущность и содержание информационной открытости деятельности органов государственной власти; рассмотрены особенности нормативно-правового регулирования механизма обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти Российской Федерации; изучен региональный опыт реализации механизма обеспечения информационной открытости деятельности органов власти и оценена возможность его применения в Орловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная открытость деятельности органов государственной власти: региональные практики»

УДК 321:004

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

Малахова О.В, Суханова В А.

ENSURING INFORMATION TRANSPARENCY OF GOVERNMENT ACTIVITIES IN THE REGION

Malakhova O.V, Sukhanova V.A.

Malakhova O.V. - Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the Department of Political Science, State and Municipal Government, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch, Russian Federation, Orel, e-mail: [email protected]

Sukhanova V.A. - Manager in the specialty "Public and municipal administration", Russian Federation, Orel

In the article the nature and content of information transparency of public authorities' activity are summarized; features of regulatory mechanism to ensure information transparency of state authorities' activity of the Russian Federation are examined; regional experience in implementing the mechanism to ensure information transparency of the authorities and to assess its applicability in the Orel region is studied.

Keywords: information transparency, open government, regional experience to ensure information transparency.

Информационная открытость, активное использование интернет-технологий в работе государственных и муниципальных структур является залогом развития демократических процессов в обществе; способствует привлечению граждан к управлению государством и обществом; является одной из действенных форм контроля за деятельностью этих органов; привлечения специалистов на государственную и муниципальную службу и др1.

Так, по оценкам международных организаций, которые определяют информационную открытость, изменение на одно место в рейтинге в сторону улучшения ведет к увеличению среднегодового ВВП на душу населе-

ния на 900 долларов, к увеличению прямых иностранных инвестиций примерно на 1 % и к сокращению инфляции примерно на 0,4 %. Это связано с тем, что открытость власти повышает доверие населения и инвесторов к ней, снижает инфляционное ожидание, а также издержки бизнеса от взаимодействия с органами власти2.

Помимо этого, информационная открытость способствует решению таких острых проблем, как коррупция и экономическая

1 Калашникова С.В. Влияние уровня информационной открытости региона на формирование его имиджа (на материалах Республики Адыгея) / С.В. Калашникова, С.К. Хамирзова // Новые технологии. - 2010. - № 2. - С. 117.

2 Из доклада официального представителя Правительства Российской Федерации, статс-секретаря - заместителя министра экономического развития и торговли Российской Федерации А. В.

Шаронова «О проекте федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Стенограмма заседания

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 апреля 2007 г. [Электронный ресурс]: ЬИр://теЬа8е. duma.gov.ru

преступность. Публикация деклараций о доходах служащих, электронные площадки для проведения конкурсов, обязательное распространение информации об исполнении бюджета, о проводимых проверках, о принимаемых решениях и другие меры если и не остановят коррупционные процессы, то, по крайней мере, будут способствовать их сдерживанию3. Таким образом, информационная открытость может решить многие проблемы развития государства и общества.

На наш взгляд, информационную открытость государственных органов можно представить, как целостный комплекс совместных мер системы государственного управления и общественного контроля, направленных на предоставление сведений о деятельности государственных органов, предусмотренных законодательством, обществу в целом или конкретным лицам в целях обеспечения прозрачности и подотчетности государственных органов в рамках установленного порядка на началах равенства доступа к информации.

Организационно-правовая основа обеспечения информационной открытости органов государственной власти в России была создана принятием Постановления Правительства РФ от 28 января 2002 г № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)»4, соответствующие программы были приняты на уровне субъектов Российской Федерации. Основной целью программы являлось повышение эффективности государственного управления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, а также обеспечение прав граждан на свободный доступ к информации о деятельности государственных органов.

Одной из задач, поставленных перед ФЦП «Электронная Россия», было обеспе-

3 Шедий М.В. Общественный антикоррупционный контроль как механизм противодействия коррупции / М.В. Шедий // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 2. - С. 123-130.

4 О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы): Постановление Правительства РФ от 28 января 01.2002 г. № 65 (ред. от 09.06.2010) // Российская газета. -21.06.2010.

чение информационной открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Это выразилось в создании концепции «Электронного государства», предполагающей кардинальное изменение принципа взаимоотношений государства с населением для обеспечения более эффективного взаимодействия, основанного на повышении открытости государственных информационных ресурсов, расширении объема информации, которую государственные органы обязаны размещать в информационно - телекоммуникационных сетях, и прежде всего - в сети Интернет.

Начало процесса открытости было зафиксировано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»5 (с 24 ноября 2009 г оно отменено и действует одноименное - № 9536). Суть его состояла в нормативном закреплении относительно новой обязанности федеральных органов исполнительной власти: обеспечить доступ граждан и организаций к информации о своей деятельности путем создания информационных ресурсов в соответствии со специальным перечнем, утвержденным этим же Постановлением (53 разновидности такого рода информации, которые нормативно переводились в режим электронной открытости), и размещения их в информационных системах общего пользования, т.е. в сети Интернет. Но, к концу первого года действия

5 Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 (ред. от 26.11.2008) (утратило силу) // Российская газета. - 30.11.2008.

6 Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. № 953 (ред. от 08.10.2014) // Российская газета. - 10.10.2014.

данного Постановления из примерно 60-ти имевшихся тогда органов исполнительной власти полностью соответствовали его требованиям сайты всего шести органов: МНС, Минобороны, Минобразования, Минприроды, ФКЦБ и Госатомнадзора7.

В августе 2006 г вступил в силу новый закон, регулирующий правовые отношения в сфере информации, - Федеральный закон от 27 июля 2006 г № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Согласно ст. 8 этого закона, государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке республик в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения8. Таким образом, данным законом был установлен принцип открытости информации о деятельности государственных органов и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами. Однако практика реализации данных норм выявила огромное количество пробелов и правовых коллизий, которые не позволили получать необходимую информацию для выработки эффективных решений, в том числе для защиты своих прав физическими и юридическими лицами.

Следующим шагом на пути к открытости государственных органов стала утвержденная Президентом РФ «Стратегия развития информационного общества» от 7 февраля 2008 г № Пр-2129, в которой были поставлены следующие основные задачи:

7 Просвирнин Ю.Г Проблемы информационной открытости органов власти / Ю.Г Просвирнин // Правовая наука и реформа юридического образования. - 2011. - № 1. - С. 112.

8 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - 25.07.2014.

9 Стратегия развития информационного общества / Утв. Указом Президента РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. -16.02.2008.

- формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

- повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

- совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

- развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

- развитие науки, технологий и техники, подготовка квалификационных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

- сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

- противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России;

- расширение сферы информационной открытости деятельности органов государственной власти.

Еще один важнейший нормативный правовой акт, который определяет направления развития электронного правительства в России на ближайшие годы, - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г № 1815-р «О государственной программе Российской

Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»10.

Знаковым событием на пути развития законодательства в сфере обеспечения доступа к информации стало вступление в силу в 2010 г Федерального закона от 9 февраля 2009 г № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»11. Основными целями закона являются обеспечение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, активное использование информационных технологий, объективное информирование граждан и структур гражданского общества о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Закон устанавливает единый порядок предоставления государственными органами и органами местного самоуправления сведений о своей деятельности, закрепляет основные принципы и формы обеспечения доступа к информации, перечень размещаемой информации и основные требования при обеспечении доступа к информации, ответственность за нарушение порядка доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления12.

Организация доступа к информации, размещаемой в сети Интернет, осуществляется посредством создания официальных сайтов с указанием адресов электронной почты. Для этого должны были быть созданы пункты подключения к сети Интернет в помещениях госорганов, органов местного

10 О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 -2020 годы): Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р (ред. от 02.12.2011) // Российская газета. - 04.12.2011.

11 Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.11.2014) // Российская газета. -30.12.2014.

12 Каменская Е.А. Правовое обеспечение полити-

ки информационной открытости органов власти

субъектов Российской Федерации / Е.А. Камен-

ская // Научный вестник Волгоградской академии

государственной службы. Серия: Политология и социология. - 2010. - № 1. - С. 29.

самоуправления, государственных и муниципальных библиотек. На основании Постановления Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно - телекоммуникационной сети Интернет»13 такая система должна содержать в своем составе следующие ресурсы: сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций); единый портал государственных и муниципальных услуг (функций); региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций) и реестры государственных и муниципальных услуг (функций).

Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2013 г № 1187-р «О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных» утвердило перечни общедоступной информации о деятельности федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, размещаемой в сети в форме открытых данных14.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» поставлены задачи повышения прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, комплексного повышения качества официальных Интернет-сайтов государственных органов, доступных в сети Интернет для всех аудиторий

13 О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет: Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 478 (ред. от 16.06.2010) // Российская газета. - 20.06.2010.

14 О перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных: Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 1187-р // СЗ РФ. 29.07.2013. № 30 (часть II). Ст. 4128.

и содержащих актуальную информацию о деятельности государственных органов, а также порядке предоставления государственных услуг15.

Во исполнение Указа Правительством Российской Федерации, правительствами субъектов Российской Федерации реализуются меры по совершенствованию системы государственного управления и достижению обозначенных целевых показателей.

При этом внедрение механизмов открытости государственного управления в субъектах Российской Федерации, в первую очередь, должно быть направлено на:

Повышение кадрового потенциала государственной гражданской службы16;

Повышение качества решений органов государственной и муниципальной власти;

Повышение эффективности предоставления бюджетных услуг за счет развития конкурентной среды в их осуществлении и более полного использования потенциала общества в разработке государственных решений и реализации отдельных государственных функций;

Снижение уровня коррупции в органах власти, в том числе в процессе предоставления бюджетных услуг;

Повышение качества государственных услуг, а также уровня удовлетворенности населения качеством государственных услуг;

Повышение инвестиционного потенциала региона и рост конкурентоспособности территорий за счет более понятной и благоприятной институциональной среды и инвестиционных возможностей;

Рост качества жизни за счет своевременного и оптимального ответа на социально-экономические вызовы;

15 Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 601 // Российская газета - 09.05.2012.

16 Меркулов П.А. (2014) Актуальные проблемы подготовки управленческих кадров в современной России / П.А. Меркулов // Вестник государственного и муниципального управления. - №3. - С. 55-59.

Рост доверия между государством и обществом17.

В настоящее время внедрение механизмов открытости государственного управления осуществляется в 31 субъекте Российской Федерации, в том числе: Волгоградской области; Вологодской области; Воронежской области; Ивановской области; Кабардино-Балкарской Республики; Калужской области; Кировской области; Краснодарском крае; Красноярском крае; Ленинградской области; Москве; Мурманской области; Новгородской области; Пермском крае; Приморском крае; Республике Башкортостан; Республике Ингушетия; Республике Татарстан; Самарской области; Санкт-Петербурге; Свердловской области; Ставропольском крае; Томской области; Тульской области; Тюменской области; Ульяновской области; Хабаровском крае; Чувашской республики; Ярославской области18.

Как показывает ход реализации пилотных проектов в субъектах Российской Федерации, для начала внедрения открытости государственного управления в регионе требуется принятие набора нормативно-правовых актов.

Субъекты Российской Федерации, реа-лизовывавшие в 2012-2013 годах пилотные проекты по открытости государственного управления, выбирали для этого различные организационные схемы.

Практика российских регионов показывает, что в вопросах внедрения открытости государственного управления большую роль играют руководители страны, региона или ведомства, их воля и мотивация в данном направлении19. Анализ опыта «пилотных» регионов демонстрирует, что важны координация усилий различных ведомств, а

17 Методические рекомендации по внедрению принципов и механизмов открытого государственного управления в субъектах Российской Федерации. - М., 2013 [Электронный ресурс]: http://open.gov. ги/ир1оафЫоск.р<^

18 Портал «Открытый регион» [Электронный ресурс]: http://open.gov.ru/openregion/

19 Слатинов В.Б. Реформирование государственной гражданской службы в рамках проекта «Открытое правительство»: новый формат или имитация публичности / В. Б. Слатинов // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2013. - Т 9. -№ 3. - С. 44-54.

также персонализация ответственности за реализацию мер по формированию открытости государственного управления в регионе и конкретизация этих мер20.

Обязательный шаг в развитии открытого государственного управления в субъекте -создание регионального портала открытых данных. К примеру, в Тульской области -признанном на федеральном уровне лидере в области открытости власти, за 2 года удалось создать целый комплекс инструментов по повышению открытости, по вовлечению населения, по росту эффективности государственного управления. Были изданы основные документы21, регламентирующие процесс внедрения механизмов открытости государственного управления, действует интернет - портал «Открытый регион 71»22: «Открытый регион - это открытая система управления Тульской областью. Более 20 социальных сервисов, которые меняют жизнь вокруг нас к лучшему. Обратиться к правительству напрямую, сообщить о насущной проблеме и принять участие в жизни региона теперь возможно одним кликом. Начни прямо сейчас!»23. Реализуются проекты «Дороги Тульской области», «Открытое ЖКХ», «Вопрос - ответ», программа «Народный бюджет».

На уровне субъектов Российской Федерации формируются и внедряются стандарты информационной открытости, направленные, в первую очередь, на обеспечение максимальной доступности для граждан ин-

20 Методические рекомендации по внедрению принципов и механизмов открытого государственного управления в субъектах Российской Федерации. - М., 2013 [Электронный ресурс]: http://open.gov.ru/upload/iblock.pdf

21 О программе совершенствования государственного управления в Тульской области «Открытый регион» на 2014 - 2016 годы: Постановление Правительства Тульской области от 22 апреля 2014 г. № 209 // СПС «КонсультантПлюс».

22 Открытый регион 71 [Электронный ресурс]: www.or71.ru

23 Открытый регион 71 [Электронный ресурс]:

www.or71.ru

формации о деятельности органов власти в доступной и понятной форме24.

Меры по повышению информационной открытости включают также:

- обеспечение прямой трансляции заседаний правительств, судебных инстанций и сессий законодательных собраний в сети Интернет;

- создание и поддержание сайтов органов власти (включая, типовое техническое задание на их разработку, типовые структуры и состав информации с закреплением предоставляющего ее органа и частоты обновления, принципы доступности информации по правилу «трех щелчков» и т.д.)25.

Таким образом, региональный опыт по внедрению механизмов информационной открытости государственного управления свидетельствует о наличии положительных результатов: выполнении задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»; упрощении взаимодействия граждан и органов исполнительной власти; повышении качества решений органов исполнительной власти, результатов реализации государственных решений и их регулирующего воздействия; росте качества жизни жителей региона; повышении уровня доверия жителей к деятельности органов государственной власти и удовлетворенности ее результатами26.

В целях обеспечения гарантированного уровня информационной открытости органов исполнительной государственной

24 Малахова О.В. Современные информационные технологии и сетевые ресурсы: перспективы использования в гражданском секторе / О.В. Малахова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 4. - С. 56-59.

25 Методические рекомендации по внедрению принципов и механизмов открытого государственного управления в субъектах Российской Федерации. - М., 2013 [Электронный ресурс]: http://open.gov. ru/upload/iblock.pdf

26 Огнева В.В., Болховитина ТС. Социально-политическая активность как фактор повышения эффективности интернет-коммуниционного взаимодействия власти и общества / В.В. Огнева, Т.С. Болховитина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. -2013. - № 2. - С. 54-56.

власти Орловской области, повышения эффективности взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами статьей 7 Закона Орловской области от 13 мая 2008 года № 774-ОЗ «Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области»27 Правительство Орловской области утвердило перечень информации о деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области, размещаемой в сети Интернет.

Государственная специализированная информационная система «Портал Орловской области - публичный информационный центр» (электронный адрес: 1"^:// orel-region.ru) определена официальным источником информации в сети Интернет о деятельности Губернатора Орловской области и органов исполнительной государственной власти Орловской области.

Интернет-портал обеспечивает представительство в сети Интернет Губернатора Орловской области, Правительства Орловской области, органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной государственной власти Орловской области, координационных и совещательных органов, действующих при Губернаторе и органах исполнительной государственной власти Орловской области.

По соглашениям об информационном взаимодействии, заключаемым с Правительством Орловской области, обеспечивается представительство на интернет-портале Орловского областного Совета народных депутатов, иных государственных органов Орловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, общественных организаций, государственных средств массовой информации.

Страницы или веб-сайты органов государственной власти, государственных

27 Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области: Закон Орловской области от 13 мая 2008 г. № 774-ОЗ (ред. от 04.06.2012) // СПС «Гарант».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

унитарных предприятий, государственных учреждений, органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области, общественных организаций, государственных средств массовой инфор-

мации28.

Таким образом, организационная и нормативно-правовая основа обеспечения информационной открытости деятельности органов власти в Орловской области сформирована. Вместе с тем, практическая реализация данного механизма не осуществляется, что подтверждается данны-ми29 общественного аудита открытости региональных органов власти, проведенного весной 2014 года Фондом свободы информации при поддержке Открытого правительства, согласно которым, Орловская область имеет оценку информационной открытости деятельности органов власти 38,51%, находясь в аутсайдерах рейтинга, что свидетельствует о необходимости принятия мер по совершенствованию механизма обеспечения информационной открытости деятельности органов власти в Орловской области, потому как создание регионального портала открытых данных - обязательный шаг в развитии открытого государственного управления в субъекте федерации.

Внедрение механизмов информационной открытости государственного управления в практику Орловской области представляется необходимым в силу того, что они будут способствовать повышению прозрачности и подотчетности органов исполнительной власти Орловской области; повышению удовлетворенности граждан качеством государственного управления; расширению возможностей непосредственного участия граждан в процессах разработки, экспертизы и контроля исполнения решений, принимаемых органами исполнитель-

28 Положение о государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области - публичный информационный центр» / Утв. Постановлением Правительства Орловской области от 26 января 2010 г № 16 (ред. от 26.11.2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант».

29 Фонд свободы информации: http://infometer. org/analitika/otkryitost-regionalnoj-vlasti

ной власти Орловской области; развитию механизмов общественного контроля деятельности органов исполнительной власти Орловской области и исполнения ими государственных функций; повышению качества и доступности государственных услуг

Библиография/References

Калашникова С.В. Влияние уровня информационной открытости региона на формирование его имиджа (на материалах Республики Адыгея) // Новые технологии. -2010. - № 2. - С. 117.

Каменская Е.А. Правовое обеспечение политики информационной открытости органов власти субъектов Российской Федерации // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия: Политология и социология. - 2010. - № 1. -С. 29.

Малахова О.В. Современные информационные технологии и сетевые ресурсы: перспективы использования в гражданском секторе // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 4. - С. 56-59.

Меркулов П.А. Актуальные проблемы подготовки управленческих кадров в современной России // Вестник государственного и муниципального управления. - 2014. -№3. - С. 55-59.

Огнева В.В., Болховитина Т.С. Социально-политическая активность как фактор повышения эффективности интернет-ком-муниционного взаимодействия власти и общества // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.

- 2013. - № 2. - С. 54-56.

Ю.Г. Проблемы информационной открытости органов власти // Правовая наука и реформа юридического образования. - 2011.

- № 1. - С. 112.

Слатинов В.Б. Реформирование государственной гражданской службы в рамках проекта «открытое правительство»: новый формат или имитация публичности // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2013. -Т. 9. - № 3. - С. 44-54.

Шедий М.В. Общественный антикоррупционный контроль как механизм противодействия коррупции // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 2. - С. 123-130.

Kalashnikova, S.V., (2010) Vliyanie urovnya informacionnoj otkrytosti regiona na formirovanie ego imidzha (na materialah Respubliki Adygeya) [Influence of level of information openness of the region on formation of its image (on materials of the Republic of Adygea)]. Novye tekhnologii. - o. 2. - Page 117. (In Russ.)

Kamenskaya, E.A., (2010) Pravovoe obespechenie politiki informacionnoj otkrytosti organov vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii [Legal support of policy of information openness of authorities of subjects of the Russian Federation]. Nauchnyj vestnik Volgogradskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby. Seriya: Politologiya i sociologiya. - No. 1. - Page 29. (In Russ.)

Malahova, O.V., (2014) Sovremennye informacionnye tekhnologii i setevye resursy: perspektivy ispol'zovaniya v grazhdanskom sektore [Modern information technologies and network resources: use prospects in civil sector]. Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. - No. 4. - Page 56-59. (In Russ.)

Merkulov, P.A. (2014) Aktual'nye problemy podgotovki upravlencheskih kadrov v sovre-mennoj Rossii [Actual problems of preparation of administrative shots in modern Russia] // Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. - No. 3. - Page 55-59. (In Russ.)

Ogneva V.V., Bolhovitina TS. (2013) Social'no-politicheskaya aktivnost' kak faktor povysheniya ehffektivnosti internet-kommunicionnogo vzaimodejstviya vlasti i obshchestva [Socio-political activity as factor of increase of efficiency Internet KOMMyHi/^i/i-OHHoro interactions of the power and society]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo univer-siteta. Gumanitarnye nauki. - No. 2. - Page 54-56. (In Russ.)

Prosvirnin, YU., G. (2011) Problemy informacionnoj otkrytosti organov vlasti [Problems of information openness of authorities]. Pravovaya nauka i reforma yuridicheskogo obrazovaniya. -No. 1. - Page 112. (In Russ.)

Slatinov, V.B., (2013) Reformirovanie gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby v ramkah proekta «otkrytoe pravitel'stvo»: novyj format ili imitaciya publichnosti [Reforming of the public civil service within the "open government" project: new format or imitation of publicity].

Politicheskaya ehkspertiza: POLITEHKS. - T. 9. - No. 3. - Page 44-54. (In Russ.)

SHedij, M.V., (2014) Obshchestvennyj an-tikorrupcionnyj kontrol' kak mekhanizm pro-

tjvodejstviya korrupcii [Public anti-corruption control as corruption counteraction mechanism]. Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. - No. 2. - Page 123-130. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.