© Russian Journal of Education and Psychology
2019, Том 10, № 3 • http://rjep.ru
особенности коммуникативной сферы младших школьников
Симакова К.А.
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Буденновске, Ставропольский край, Российская Федерация
ЭВ статье обсуждается проблема важности общения в процессе развития младших школьников. Представлен небольшой обзор исследований по проблемам коммуникативных трудностей. Рассмотрены результаты психодиагностического исследования особенностей общения детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: младшие школьники; общение; коммуникативные особенности; направленность личности в общении.
features of the communicative sphere of younger students
Simakova K.A.
Branch of Stavropol state pedagogical Institute in Budennovsk, Stavropol region, Russian Federation
The article discusses the importance of communication in the development of younger students. A short review of studies on the problems of communication difficulties is presented. The results of a psychodiagnostic study of the features of communication among children ofprimary school age are considered.
Keywords: younger schoolchildren; communication; communication characteristics; the orientation of the personality in communication.
Полноценное общение очень важно для развития детей, что показано многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных исследователей. Исследование проблемы возникновения трудностей и нарушений общения наряду с научным значением представляет практический интерес, поскольку нацелено, в конеч-
© Russian Journal of Education and Psychology
2019, Volume 10, Number 3 • http://rjep.ru
ном счете, на решение многих психологических и педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
Проблеме общения детей посвятили свои исследования A.A. Бода-лев, JI.C. Выготский, Т.П. Гаврилова, А.Б. Добрович, Я.Л. Коломинский,
A.Г. Ковалев, A.B. Мудрик, B.C. Мухина, Н.П. Царева и др., обращая особое внимание на вопросы межличностного общения детей и аспекты изучения и преодоления трудностей их взаимодействия, устранения различных препятствий психологического и социального характера. Нарушения и трудности общения, коммуникативные барьеры исследовались также в работах Ф. Зимбардо, А.П. Егидеса, Е.В. Залюбовской,
B.Н. Кунициной. Б.Д. Парыгина, Е.В. Цуканова и др. [2].
Коммуникативная компетентность является одним из базовых
метапредметных универсальных учебных действий, которые необходимо формировать у младших школьников. Однако, возможности общения детей, в той или иной степени могут ограничиваться (блокироваться) трудностями различного характера и отрицательными (социально нежелательными) свойствами их личности [1]. Все это усугубляется тем фактом, что в современных условиях детям и подросткам гораздо проще общаться в социальных сетях и с помощью различных мессенджеров, чем вживую.
Таким образом, существование проблемных ситуаций в сфере общения младших школьников, существенно снижающих возможности их развития в школе, а также необходимость дельнейшей теоретической проработки путей и методов разрешения таких ситуаций, и определили проблему нашего исследования.
Целью нашего исследования был изучение особенностей общения детей младшего школьного возраста. С этой целью мы использовали следующие методики:
- Методика «Диагностика особенностей общения» (В.Н. Не-дашковский);
— Методика «Направленность личности в общении» (С.Л. Брат-ченко).
Методика «Диагностика особенностей общения» (В.Н. Недаш-ковский) [3] позволила нам выявить ряд особенностей коммуника-
© Russian Journal of Education and Psychology
2019, Том 10, № 3 • http://rjep.ru
тивного потенциала школьников. Методика состоит из 24 парных утверждений и пяти вариантов ответов, с помощью которых испытуемый выбирает более соответствующее его представлениям о себе в процессе общения. Ответы испытуемых обрабатываются в соответствие с ключом и интерпретируются по целому ряду показателей. В своем исследовании мы взяли обрабатывали показатели только основных шкал, таких как: умение понимать собеседника; умение воспринимать и понимать себя (рефлексировать); умение строить межличностные границы; особенности посланий в общении.
Для удобства представления результатов, мы выделили два уровня развития данных особенностей (что согласуется с методикой): высокий и низкий. При этом в исследовании мы не использовали дополнительные показатели методики (проявление общей рефлексии в общении; проявление процесса эмпатии в общении; «адресность» в общении; адекватное понимание; создание межличностных границ в общении; проявление открытости в общении; процесс распределения внимания на всех участников общения; рефлексия мышления в момент общения; рефлексия сферы желаний в момент; рефлексия сферы чувств; рефлексия телесных ощущений), поскольку они не предусматривают возможность разделения по уровням.
По результатам диагностики особенностей общения детей по методике В.Н. Недашковского на констатирующем этапе можно отметить следующее: большинство учащихся четвертого класса показывают высокий уровень по всем показателям, однако от 30% до 42 % детей по разным шкалам показали низкий уровень развития коммуникативных особенностей.
Методика «Направленность личности в общении» (НЛО - А) (С.Л. Братченко) [3] позволяет определить какая из шести коммуникативных направленностей (выделенных С.Л. Братченко) свойственны испытуемым: диалогическая направленность личности в общении; авторитарная направленность личности в общении; манипулятивная направленность личности в общении; конформная направленность личности в общении; альтероцентристская направленность личности в общении; индифферентная направленность личности в общении.
© Russian Journal of Education and Psychology
2019, Volume 10, Number 3 • http://rjep.ru
Диагностика коммуникативной направленности показала, что меньше всего школьников проявляют индифферентную направленность (4% школьников), при которой общение совершенно обесценивается и альтероцентристскую направленность (10%), предполагающую ориентацию на цели и потребности партнера по общению в ущерб своим. Наиболее часто выбираемые школьниками позиции в общении (по 23% испытуемых показали данные виды направленности) - это диалогическая направленность (предполагающее равноправное общение, основанное на взаимопонимании); авторитарная направленность (характеризующуюся эгоцентризмом и стремлением доминировать в процессе общения) и конформная направленность (ориентирующая на подражание и готовность отказаться от своей позиции в пользу партнера по общению).
Таким образом, проведенное диагностическое исследование показало, что в среднем у 37% младших школьников отмечаются трудности в коммуникативной сфере и необходима организация психолого-педагогического сопровождения этих детей.
Список литературы
1. Даргевичене Л.И. Особенности личных взаимоотношений младшего школьника. М., 1971.
2. Общение и формирование личности школьника: опыт экспериментально-психологических исследований / Под ред. A.A. Бодалева. М., 1987.
3. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности: методические рекомендации для студентов / Сост. Н. А. Зимина. Н. Новгород: ННГАСУ, 2015.
References
1. Dargevichene L.I. Osobennosti lichnykh vzaimootnosheniy mladshego shkol'nika. M., 1971.
2. Obshchenie i formirovanie lichnosti shkol'nika: opyt eksperimental'no-psik-hologicheskikh issledovaniy / Pod red. A.A. Bodaleva. M., 1987.
3. Psikhologicheskaya diagnostika kommunikativnogo potentsiala lichnosti: metodicheskie rekomendatsii dlya studentov / Sost. N. A. Zimina. N. Novgorod: NNGASU, 2015.