_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9.07
Габдулина Людмила Ивановна
канд. психол.. наук, доцент ЮФУ, г.Ростов-на-Дону, РФ E-mail: [email protected]
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ДОМИНИРУЮЩИЕ МОТИВЫ У ЛИЦ С РАЗНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В ОБЩЕНИИ
Аннотация
В статье описываются эмпирически установленные мотивационно-ценностные особенности субъектов общения с разной направленностью в общении. Приводятся результаты исследования, позволяющие охарактеризовать субъектов общения с разной коммуникативной направленностью одновременно и как субъектов общения и как субъектов их жизни, ориентирующихся на определённые ценности и имеющих определённые доминирующие мотивационные тенденции.
Ключевые слова Направленность личности в общении, ценностные ориентации, мотив, мотивационная структура личности.
В многообразии характеристик личности как субъекта общения одной из важнейших представляется её направленность в общении, в сущности которой прежде всего необходимо выделить её ценностно-смысловое содержание (С.Л. Братченко, 1997). В понимании направленности в общении поэтому мы солидаризируемся с Братченко С.Л., который понимает её как «совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения», индивидуальную «коммуникативную парадигму», включающую представление о смысле общения, его целях, средствах, желательных и допустимых способах поведения в общении [2]. С.Л.Братченко выделяет шесть видов направленности личности в общении: диалогическую, авторитарную, манипулятивную, альтероцентристскую, конформную и индифферентную. Каждый из вышеперечисленных видов направленности воплощает в себе определённые ценностные ориентации и смысловые установки личности в общении. Содержание направленности в общении каждой конкретной личности может быть представлено как сочетание всех вышеуказанных и в разной степени выраженных её видов; при этом какие-то из них являются доминирующими, преобладающими, т.е. наиболее часто определяющим общение данной личности с другими людьми.
Общение и отношения личности с другими - важнейшая, если не самая важная составляющая её жизни. Направленность личности в общении не может быть не связана с её отношением к жизни в целом, проявляющемся прежде всего в её жизненных ценностных приоритетах и доминирующих мотивах [1, 3, 4]. Вышеприведённые рассуждения послужили основанием для постановки цели изучения и описания ценностных ориентаций и доминирующих мотивов у субъектов общения с разной коммуникативной направленностью.
В качестве участников исследования выступили люди в возрасте от 25 до 45 лет (в количестве 70 человек: 35 мужчин и 35 женщин). Образование - высшее и неполное высшее.
Для получения первичных данных использовался следующий методический инструментарий:
Методика «Направленность личности в общении» (Братченко С. Л.), теоретической основой которой является концепция диалога; на базе последней автором в специальном исследовании (Братченко, 1987) были выделены, как уже указывалось выше, шесть основных видов направленности личности в общении: авторитарная, манипулятивная, альтероцентристская, конформная, индифферентная, диалогическая. Методика позволяет выявить степень выраженности видов направленности у конкретного субъекта общения,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_
то есть доминирующие ценностные ориентации и смысловые установки, реализуемые им в общении с окружающими [2].
Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильмана), использующаяся для определения некоторых устойчивых тенденций личности - её мотивационных профилей по следующим семи шкалам: поддержание жизнеобеспечения, комфорт, социальный статус, общение, общая активность, творческая активность, общественная полезность [5].
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (в адаптации Д. А. Леонтьева), рассматривавшего ценность личности - это разновидность её устойчивого убеждения в том, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иная(ой).
Для обработки данных использовались описательная статистика, корреляционный анализ.
Результаты проведённого эмпирического исследования говорят о следующем.
В целом, у участников исследования мотивы поддержания жизнеобеспечения, комфорта и общения преобладают над мотивами творчества и общественной полезности.
Диалогическая направленность в общении наиболее тесно связана с высокой значимостью таких ценностей, как «жизнерадостность» и «твердая воля», а также - с высокой значимостью ценностей: «жизненная мудрость», «познание», «развитие», «образованность». При этом у респондентов с доминирующей диалогической направленностью в общении преобладает регрессивный тип мотивационного профиля с выраженным доминированием мотивов поддержания жизнеобеспечения. Однако по мере увеличения степени выраженности диалогической направленности в общении степень выраженности последних уменьшается, о чём свидетельствует значимая отрицательная корреляция между ними.
Респонденты с авторитарной направленностью в общении имеют также преобладающий регрессивный тип мотивационного профиля с выраженным доминированием мотивов поддержания жизнеобеспечения. При этом они высоко ценят «исполнительность» и считают незначимыми ценности: «вежливость» и «рационализм».
Выраженность индифферентной направленности в общении тесно связана с высокой значимостью «непримиримости к недостаткам», «склонности к свободе и независимости», «высоких жизненных запросов», «потребностью в общественном признании». Не значимы для субъектов общения с индифферентной направленностью в общении «воспитанность», «жизненная мудрость» и «уверенность в себе». У респондентов с индифферентной направленностью в общении в равной степени выражены мотивы поддержания жизнеобеспечения и мотивы творческой деятельности.
Увеличение степени выраженности альтероцентристской направленности оказалось связанным с повышением значимости «рационализма», «эффективности в делах», «аккуратности», «самоконтроля», «активной, продуктивной жизни» и снижением значимости «жизнерадостности», «любви», «дружбы» и «счастливой семейной жизни».
Для субъектов общения с доминирующей конформной направленностью в общении наоборот: высокую значимость имеют «любовь» и «счастливая семейная жизнь», а также - «творчество» и «развлечения»; не значимы при этом «ответственность», «общественное признание» и «жизненная мудрость». У них преобладает регрессивный тип мотивационного профиля с выраженным доминированием мотивов поддержания жизнеобеспечения. Увеличение выраженности конформной направленности в общении связано с увеличением выраженности следующих мотивационных тенденций: стремлений к комфорту, общей активности и общественной полезности.
Среди респондентов с манипулятивной направленностью в общении больше лиц с прогрессивным мотивационным профилем, характеризующимся заметным превышением уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания жизнеобеспечения с преобладанием мотива общественной полезности. Взаимосвязей манипулятивной направленности с ценностными ориентациями обнаружилось немного: слабая корреляция со значимостью «исполнительности», и такая же слабая корреляция с низкой значимостью «чуткости».
Таким образом, результаты исследования позволяют охарактеризовать субъектов общения с разной коммуникативной направленностью одновременно и как субъектов их жизни, ориентирующихся на
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х
определённые ценности и имеющих определённые доминирующие мотивационные тенденции. Движение в обозначенном направлении представляется перспективным, поскольку приближает к решению задачи целостного описания личности
Список использованной литературы:
1. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 2000.
2. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Метод, пособие для школьных психологов, Текст. / С.Л: Братченко. — Псков: Изд-во Псковского области, ин-та повышения квалификации работников образования, 1997
3. Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. - №2. - 2004, с.17-26.
4. Габдулина Л.И., Кузьмищенко И.Н. Направленность в общении и отношения со значимыми другими удовлетворённых жизнью студентов // Северокавказский психологический вестник. -2004. -№ 2.
5. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1990
© Габдулина Л.И., 2016
УДК 159.9.07
Габдулина Людмила Ивановна
канд. психол.. наук, доцент ЮФУ, г.Ростов-на-Дону, РФ E-mail: [email protected]
ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УЧАСТВОВАВШИХ И НЕ УЧАСТВОВАВШИХ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ
Аннотация
В статье ставится проблема влияния содержания и специфики профессиональной деятельности, которой занимается человек, на его отношение к смерти. Приводятся данные эмпирического исследования, свидетельствующие о наличии такого влияния и его сложности и неоднозначности у военнослужащих.
Ключевые слова Отношение к смерти, танатическая тревога, страх смерти.
Отношение к смерти - одно из важнейших жизненных отношений личности, соотносимое с отношением ее ко всей своей жизни в целом [3]. Вместе с тем, в исследованиях последних десятилетий заметен акцент на изучении танатической тревоги («death anxiety») и страха смерти(<^еаг of death»), что, видимо, обусловлено преимущественной представленностью этих переживаний в отношении людей к смерти [1,2 и др.]. Однако важно подчеркнуть, что последнее не сводится к страху и тревоге; оно проявляется в более широком спектре переживаний, мыслей, и танатическая тревога и страх смерти - лишь проявления более сложного феномена отношения к смерти. Система его детерминации представляет собой многофакторный конструкт, сложную взаимосвязь культурных, этнических, религиозных, социальных, психологических и других факторов [7]. Описание этой системы - трудноразрешимая задача. Исследования, предпринятые в данном направлении, посвящены, главным образом, анализу влияния отдельных факторов на отношение людей к смерти. Выявлена связь выраженности танатической тревоги и страха смерти с некоторыми социальными и личностными факторами. Среди них - уровень танатической тревожности родителя того же пола, проживание в сельской местности и опыт пребывания в ситуации опасности (война), количество времени, проведенное в обществе бабушек и дедушек, уровень образования респондентов и