Научная статья на тему 'Особенности кодирования косметических товаров (в сравнении с пищевыми добавками, напитками и лекарственными средствами)'

Особенности кодирования косметических товаров (в сравнении с пищевыми добавками, напитками и лекарственными средствами) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности кодирования косметических товаров (в сравнении с пищевыми добавками, напитками и лекарственными средствами)»

ществляется с использованием сетевых протоколов TCP/IP и IPX/SPX.

Описание внешних информационные связей представляет собой перечень внешних компонентов ЕАИС, с которыми взаимодействует АСТО, основными из который являются БД ГТД, БД среднеконтрактных цен, БД эталонной НСИ, поддерживаемая СЗТИЦ.

При первоначальной загрузке баз данныгх компоненты АСТО "Стоимость товара на мировом и внутреннем рынке" поставляются с наполненными БД. Базы данныгх мировых цен и цен внутреннего рынка пополняются в дальнейшем силами ОКТС РТУ и подведомственный таможен.

В заключение следует отметить, что ИПК "Стоимость товара на мировом и внутреннем рынке" является актуальным на современном этапе, нацелен на применение в ежедневной практике для содействия в проведении таможенной оценки и выбора ценовой базы для корректировки заявленной декларантом ТС ввозимых товаров, а также при анализе ценовых уровней определенный товаров в процессе принятия решения о ТС как на уровне ОТО и ТК, так и в ОКТС таможни либо РТУ.

В- Ширяева

Особенности кодирования косметических товаров (в сравнении с пищевыми добавками, напитками и лекарственными средствами)

Проблема классификации и кодирования парфюмерно-косметической продукции является актуалыной в связи с тем, что новые виды продукции могут удовлетворяты несколыким областям исполызования, например выступаты как косметическое средство и лекарственный препарат. В этом случае встает вопрос о том, под какие нормы государственного регулирования подпадает такая продукция. Рассмотрим, каким образом решается этот вопрос в России, в странах Европы и США. Таможенная специфика проблемы состоит в том, что такие средства должны получиты определенный код по ТН ВЭД РФ. Представим подборку ряда классификационных решений, помогающих адекватно выполниты классификацию.

Россия

Парфюмерно-косметическая продукция — средства (вещества или препараты) для нанесения на тело человека с целью очищения, устранения запаха, защиты, придания привлекательного внешнего вида}

В соответствии с СанПиН 1.2.681-97 "Гигиенические требования к производству и безопасности парфюмерно-косметической продукции" в качестве косметических средств рассматриваются:

1 СанПиН 1.2.681-97.

1. Средства для ухода за кожей лица:

— косметические кремы, эмульсии молочко, сливки;

— очищающие косметические средства (лосьоны, молочко, тоники, гели, скрабы, маски);

— моющие косметические средства (мыла2, пены, гели);

— дезодоранты и другие средства от пота;

— средства для бритья (пены, кремы);

— средства после бритья (лосьоны, кремы, бальзамы, гели).

2. Средства для ухода за волосами:

— шампуни, мыла для волос;

— бальзамы, гели для волос;

— ополаскиватели, кондиционеры;

— лак для волос, средства для завивки, фиксации, распрямления;

— краска для волос.

3. Средства декоративной косметики:

— помада, блеск для губ;

— тушь, подводка, карандаш для глаз;

— тени для век, пудра, румяна;

— крем-пудра, жирные румяна.

4. Средства для ухода за ногтями:

— лак, эмали для ногтей;

— жидкость для снятия лака, закрепитель.

5. Средства интимной гигиены (памперсы, салфетки, гигиенические прокладки).

6. Специальная косметическая продукция (средства для загара, средства для загара без солнца, фотозащитные и др.).

7. Средства для гигиенического ухода и придания запаха (духи, одеколоны и др.).

8. Средства индивидуальной защиты кожи от воздействия производственных факторов.

Средства гигиены полости рта — это любые вещества или средства, предназначенные для контакта с зубами и слизистой оболочкой ротовой полости с исключительной или преимущественной целью их очищения, профилактики, лечения и дезодорирования, но не отнесенные к разряду лекарственных препаратов в силу основных свойств и концентрации составляющих ком-понентов.3

В России в соответствии с СанПиН 1.2.676-97 "Гигиенические требования к производству, качеству и безопасности средств гигиены полости рта" к средствам гигиены полости рта отнесены следующие товары:

1. Зубные пасты, гели (гигиенические, лечебно-профилактические), пасты для обработки зубных протезов;

2 Жирным шрифтом отмечены товары, которые по ТН ВЭД РФ не классифицируются в качестве косметических средств в группе 33.

3 СанПиН 1.2.676-97.

2. Зубные порошки, порошки для обработки зубных протезов, средства для обработки щетины зубных щеток;

3. Средства для отбеливания зубов;

4. Зубные эликсиры, полоскания, дезодоранты для полости рта;

5. Зубные щетки (механические, электрические), щетки для обработки зубных протезов, флосгы, флосгодержатели, ирригаторы, стимуляторы для полости рта, ершики, зубочистки и т.д.;

6. Таблетки для обработки зубных протезов, красящие таблетки для выявления зубного налета;

7. Жевательная резинка (лечебно-профилактическая), конфеты для дезодорирования полости рта и др.

В России парфюмерно-косметические средства и средства гигиены полости рта подлежат обязательной гигиенической сертификации. Гигиенической оценке подлежит также пищевая продукция. Лекарственные средства проходят обязательную регистрацию в Министерстве здравоохранения. Если изготовитель заявляет, что косметическое средство обладает лечебным действием (например, крем против целлюлита), он может обратиться за регистрацией в Министерство здравоохранения, при этом лечебное действие препарата пройдет клиническую оценку. В противном случае косметическое средство будет подвергнуто сертификации. При сертификации подтверждается не только безопасность продукции, но и достоверность сведений, заявленных изготовителем. Изготовитель несет ответственность за использование таких терминов, как, например, "увлажняющий", "от перхоти", "солнцезащитный", "от морщин", "прогивокариес-ная", "длительного действия", "изготовлен из природного сырья", и других, характеризующих потребительские свойства и эффективность изделий.

В последнее время в России широкое распространение получили биологически активные добавки. Как правило, эти препараты содержат витаминные компоненты, микроэлементы и пищевые волокна и служат как средства коррекции питания. Поскольку они не являются лекарственными средствами и не оказывают ярко выраженного лечебного действия, клинические испытания на наличие в них биологической активности не проводятся. Производителю необходимо только доказать безвредность пищевой добавки. Биологически активные добавки подлежат обязательной регистрации в Минздраве РФ, сведения о них заносятся в ежегодно издаваемый "Федеральный реестр зарегистрированных биологически активных добавок".

Европа

Директивы ЕС создали законодательную базу для осуществления контроля за продукцией, которую можно отнести к одной из следующих категорий:

— пищевые продукты;

— косметические средства;

— лекарственные препараты.

Директива Совета ЕЭС "О сертификации косметической продукции" (90/С 322/06) (с 31.12.1990 г. — 90/121/ЕЭС), которая распространяется толыко на косметические средс тва, определяет круг косметических средств по отношению к медикаментам. Деталыное определение косметических средств относится как к области их нанесения, так и к цели испо-лызования:

Под косметическим средством понимается любое вещество или препарат, предназначенные для нанесения на различные наружные участки человеческого тела (кожный покров, волосяной покров, ногти, губы и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта, с основной или исключительной целью их очищения, придания запаха или защиты для сохранения здорового состояния, изменения вида или предотвращения появления неприятного запаха.

Директива не распространяется на продукцию, которая, хотя и полно-стыю подгодит под опигание косметического средгтва, предназначена исключителыно для предупреждения болезней. Средства, предназначенные для внутреннего приема, вдыхания, впрыскивания или имплантации, не подпадают под данное определение. Из области действия директивы исключены косметические средства, в состав которых входят вещества:

— стронций и его соединения за исключением сулыфида стронция при оговоренных условиях и лаков, пигментов или солей стронция, входящих в состав некоторых красителей;

— тиомерсалы и фенилртутные соединения (в качестве консервантов в концентрированных шампунях и кремах, содержащих неионные эмулыси-онные компоненты, применение которых делает неэффективными другие консерванты, при максималыной концентрации 0,003% в пересчете на ртуты;

— лидокаин.

Государства-члены предпринимают в отношении этих средств любые меры, которые они считают необходимыми.

Перечены видов косметической продукции включает:

1. Кремы, эмулысии, лосыоны, гели и масла для ухода за кожей (рук, лица, ног и т.д.);

2. Маски (за исключением препаратов для шлифовки кожи химическим способом);

3. Оттеночная продукция (жидкая, пастообразная, порошкообразная);

4. Пудра для макияжа, пудра для нанесения после мытыя, пудра для ухода за телом и т.д.;

5. Туалетное мыло, дезодорирующее мыло и т.д.;

6. Духи, туалетная вода и одеколон;

7. Составы для принятия ванн и душа (соли, пена, масла, гели и т.д.);

8. Депиляторы;

9. Дезодоранты и средства от пота;

10. Средства для ухода за волосами:

— краска для волос и обесцвечивающие средства;

— средства для завивки, распрямления и фиксации;

— средства для укладки;

— средства для мытья (лосьоны, пудры, шампуни);

— средства для ухода за волосами (лосьоны, кремы, масла);

— средства для сохранения прически (лосьоны, лаки, бриллиантин);

11. Средства для бритья (мыло, пена, лосьоны и т.д.);

12. Средства декоративной косметики и средства для снятия макияжа для лица и глаз;

13. Средства, предназначенные для нанесения на губы;

14. Средства для ухода за зубами и ротовой полостью;

15. Средства для ухода за ногтями и их окраски;

16. Средства интимной гигиены;

17. Средства для загара;

18. Средства для загара без солнца;

19. Средства для отбеливания кожи;

20. Средства против морщин.

Не всегда возможно определить, к какой из категорий относится продукт. Сомнения при определении принадлежности продукции к той или иной категории обычно возникают в тех случаях, когда косметическому средству или пищевому продукту приписывают лечебные свойства.4 Национальные законодательства различных европейских стран не гармонизированы в данной сфере. Например, продукт, который в Германии считают лекарственным средством, в Нидерландах может приобрести статус пищевой добавки. В Великобритании необходимо получить разрешение (торговую лицензию) на зубную пасту, если производитель заявляет о ее лечебных или профилактических свойствах, а в других странах такая зубная паста может считаться косметическим средством, поскольку предназначена для очищения зубов. В ЕС часто возникают проблемы такого рода, и компаниям, перед тем как предпринять дорогостоящую операцию по размещению продукции на рынке другого государства Сообщества, необходимо предварительно выяснить, к какой категории могут отнести эту продукцию.

Продукция, обладающая свойствами, характерными для пищевых продуктов и лекарственных препаратов (нутрицевтики).

Начало в гармонизации законодательства государств ЕС о лекарственных средствах было положено Директивой 65/65/ЕЕС от 26 января 1965 г. В ст. 1 дано определение понятия "лекарственный препарат": "Любое вещество или комбинация веществ, предназначенные для лечения или профилактики заболеваний человека или животных. Любое вещество или комбинация

4 Спасокукоцкий А. Л., Усенко В. А. Лекарственный препарат, косметическое средство или пищевой продукт? // Аптека. 1998. Вып. 41.

веществ, которые могут вводиться человеку или животным для диагностики или восстановления, коррекции или изменения физиологических функций, также считаются лекарственным препаратом".

В настоящее время широко применяют понятие "нутрицевтик" ("пи1ха-сеиИсаГ) для обозначения продукции, которая обладает свойствами как пищевых продуктов, так и лекарственных препаратов. Однако в ЕС пока не существует законодателыных актов, которые отводили бы соответствующее место продукции такого рода. Согласно законодателыным нормам в ЕС продукция может относитыся либо к пищевым продуктам, либо к лекарственным средствам, но не к тем и другим одновременно. Это является сутыю проблемы, возникающей при рассмотрении статуса пищевых продуктов или некоторых пищевых добавок, влияющих на физиологические функции организма.

Производителы может заявиты, что так называемая пищевая добавка улучшает кровообращение. Может ли она быты отнесена к пищевым продуктам или ее следует считаты лекарственным средством?

Если указанное выше заявление производителя о положителыном влиянии пищевой добавки расцениваты как утверждение о ее профилактических свойствах, тогда такую добавку следует считаты лекарственным препаратом.

Нередко трудности с определением категории продукции возникают в тех случаях, когда пищевой продукт представлен в форме лекарственного средства, например в таблетках или капсулах. Некоторые продукты, со -держащие витамины и минералыные вещества, считаются лекарственными средствами, и на них получают торговую лицензию, посколыку заявлено, что они применяются для лечения состояний, вызванных недостаточ-ностыю витаминов в организме, и содержат эти вещества в высоких дозах. В то же время, если заявление о лекарственных свойствах отсутствует, эту же продукцию могут продаваты в качестве пищевой добавки.

До настоящего времени не принято директивы ЕС о пищевых добавках (в ЕС их часто называют "диетическими интеграторами"). Попытки разра-ботаты такую директиву предпринималисы, но прийти к единому мнению пока не удалосы. В 1997 г. для обсуждения заинтересованными сторонами был распространен предварителыный документ ЕС о витаминах и минера-лыных веществах.

При продаже нутрицевтиков некоторые компании стараются вывести их из сферы действия законодателыных положений, регулирующих обращение лекарственных препаратов. Иногда в рекламных заявлениях ука -зывают на явно лекарственные свойства продукции, однако формулировка бывает настолыко тщателыно продумана, что трудно решиты, следует ли считаты эту продукцию лекарственным препаратом. Даже название продукции может быты двусмысленным в отношении ее назначения. Можно привести примеры таких заявлений о свойствах продукции: "тщателыно подобранное сочетание липотропных ингредиентов, окисляющих (сжига-

ющих) жиры"; "таблетки предшественников гормонов"; "для стабилизации уровня сахара в крови"; "стимулирует кровообращение"; "способствует поддержанию нормального водного баланса", "у тысяч постоянных потребителей поддерживает регулярное очищение внутренних органов" и др.

Подобные рекламные заявления о свойствах продукции являются постоянным источником "головной боли" для представителей контролирующих органов. Принять в таких случаях решение помогают постановления Суда ЕС, например: "Продукция, которую рекомендуют или характеризуют как продукцию, обладающую профилактическими или лечебными свойствами, является лекарственным препаратом, в соответствии с определением ст. 1 Директивы Совета ЕС 65/65/ЕЕС, даже если ее обычно считают пищевым продуктом и если она по современным научным данным не обладает каким-либо известным терапевтическим эффектом".5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продукция, обладающая свойствами, характерными для косметических средств и лекарственных препаратов (космецевтики).

Статус этой продукции определить несколько легче, поскольку все государства ЕС используют единое определение косметического средства, данное в Директиве о косметических средствах.

Однако из этого не следует, что существует полное согласие в отношении интерпретации данного определения. Граница, проводимая между косметическими средствами и лекарственными препаратами, не очень четкая, и к пограничной зоне можно отнести большое количество выпускаемых средств. Это связано с тем, что определение косметического средства в ст. 1 Директивы 90/121/ЕЭС базируется на указании цели и места применения косметического средства, но не указывает продукцию, которую следует относить только к косметическим средствам.

Таким образом, в законодательстве отсутствуют положения о продукции, которая одновременно может являться косметическим средством и лекарственным препаратом. Примером продукции с "двойным назначением" могут служить средства, предназначенные для защиты от воздействия ультрафиолетовых лучей; зубные пасты, содержащие активные суб -станции; средства, стимулирующие рост волос; средства от перхоти и др.

Эти средства не вызывают значительных структурных или функциональных изменений в организме человека, хотя некоторые из них могут оказывать такое воздействие. Было предложено относить к косметическим такие средства, которые не оказывают влияния на функции организма человека, а средства, оказывающие такое влияние (или если об этом заявляет производитель), следует считать лекарственными препаратами. Например, Агентством по контролю за лекарственными средствами Великобритании (MCA) крем для местного применения, содержащий аминофиллин (2%), и гель для нанесения на кожу после приема солнечных ванн, содержащий гепариноид, были признаны лекарственными препаратами, для

5 Official Journal of the European Communities. 1991. P. 219.

которых необходимо получить торговые лицензии. Другой пример: средство, которое продавалось как косметическое, но было признано MCA лекарственным препаратом, было кремом, содержащим дикий ямс, который характеризовался производителем как природный прогестерон, и высказывалось предположение, что он может "помочь при симптомах климактерических и предменструальных расстройств".

Если контролирующие органы, рассмотрев всю имеющуюся информацию о продукции, принимают решение, что ее следует отнести к лекарственным препаратам, они извещают об этом компанию. Но если эта продукция применяется не только в медицинских целях, компания может добиваться ее использования как косметического средства.

В некоторых странах считают, что для продукции, представляющей собой нечто среднее между косметическим и лекарственным средством, следует предоставить отдельную категорию. Но, как и в отношении нут-рицевтиков, не существует законодательства ЕС о такой продукции. Несмотря на то, что такая продукция может подпадать под определение как лекарственного препарата, так и косметического средства, к ней нельзя применять законодательные положения, регулирующие обращение обоих видов продукции. Поэтому при принятии окончательного решения ее необходимо отнести только к одной из двух категорий.

В тех случаях, когда возникают проблемы в определении категории продукции, в государствах ЕС используют постановления Суда ЕС. На -пример: "...продукция, обладающая свойствами лекарственного средства, ...не подпадает под сферу действия Директивы 76/768/ЕЕС (номер ныне отмененной Директивы о косметических средствах) и регулируется положениями Директивы 65/65/ЕЕС (Директива о лекарственных средствах) и поправками к ней..." Даже в тех случаях, когда продукция соответствует определению, содержащемуся в ст. 1 Директивы 76/768/ЕЕС, ее все равно необходимо считать лекарственным препаратом, и она подлежит соответствующему контролю, если ее характеризуют как обладающую лечебными или профилактическими свойствами в отношении недомоганий или заболеваний или если она предназначена для введения в организм в целях восстановления, коррекции или изменения физиологических функций.6

Смысл другого постановления Суда ЕС7 состоит в том, что если потребитель на основании рекламных заявлений производителя считает, что покупает лекарственный препарат, то такую продукцию следует отнести к лекарственным препаратам.

Некоторые продукты могут быть отнесены к лекарственным препаратам на основании того, что их ингредиенты оказывают выраженное влияние на физиологические функции организма человека, даже если отсутствуют заявления производителя об их лечебных или профилактических свойствах. В таких случаях также руководствуются постановлением Суда

6 Official Journal of the European Communities. 1988. P. 369.

7 Op. cit. 1982. P. 227.

ЕС: "Право решать, к какой группе отнести определенную продукцию с учетом ее фармакологических свойств... способа применения, характера ее реализации и представления о ней потребителей, предоставляется на усмотрение судов государств ЕС, когда в этом возникает необходимость".8

Представители контролирующих органов стараются удержать инновационные виды продукции в границах разработанных законодательных положений. Шестая поправка к директиве о косметических средствах содержит требование к производителям о предоставлении по запросу компетентных уполномоченных органов большого количества данных о безопасности косметического средства, и это, в какой-то мере, помогает контролировать косметические средства, обладающие свойствами, характерными и для лекарственных препаратов.

В настоящее время в ЕС широко обсуждаются допустимые формулировки заявлений производителей о свойс твах пищевых продуктов. Не исключено, что со временем будут составлены руководства о допустимых заявлениях производителей в отношении пищевых продуктов и косметических средств на уровне ЕС.

США

В США федеральный акт по пищевым продуктам, лекарствам и косметике (Federal Food, Drug and Cosmetic Act) определяет косметику как "изделия, отличные от мыла, которые применяются к телу человека для его очистки, украшения, способствующие привлекательности или изменяющие внешний вид".

Управление пищевых продуктов и лекарств (FDA) классифицирует косметику по 13 категориям:

1. Средства для ухода за кожей (кремы, лосьоны, пудры и спреи);

2. Вещества для придания запаха;

3. Средства для макияжа глаз;

4. Средства для маникюра;

5. Средства для макияжа, отличного от макияжа глаз (губная помада, крем-основа, румяна);

6. Препараты для окраски волос;

7. Шампуни, средства для химической завивки и другие средства для волос;

8. Дезодоранты;

9. Средства для бритья;

10. Детская косметика (шампуни, лосьоны и присыпки);

11. Масла и пены для ванны;

12. Средства для полости рта;

13. Средства для загара.

8 Official Journal of the European Communities. 1989. P. 112.

Продукты, которые являются косметическими средствами и одновременно предназначаются для лечения или профилактики заболеваний, или для какого-либо иного воздействия на структуру или функции человеческого организма, причисляются также и к категории лекарственных препаратов и должны соответствовать положениям законодательства, касающимся как лекарственных препаратов, так и косметических средств. Примерами изделий, которые в США рассматриваются как лекарственные препараты и косметические средства, являются зубные пасты антикариесно-го действия (например, зубные пасты с повышенным содержанием фтора), гормоналыные кремы, препараты для загара, которые предотвращают появление солнечных ожогов, средства против пота, в том числе дезодоранты, и шампуни против перхоти.9

Реализуемые в торговой сети косметические средства, которые являются также лекарственными препаратами, представляют собой продающиеся без рецепта лекарственные препараты. Некоторые из них являются новыми лекарственными препаратами, по которым до момента их поступления в торговлю необходимо представиты в Управление пищевых продуктов и лекарств доказателыство об их безопасности и эффективности. Новым лекарственным препаратом является такой лекарственный препарат, который с точки зрения специалистов не является общепризнанно безопасным и эффективным в условиях его планируемого применения или который стал признаватыся таковым, но исполызование которого в таких условиях не производилосы в существенной степени или в течение существенного периода времени.

Нормативные требования по лекарственным препаратам являются более обширными, по сравнению с нормативными требованиями, применяющимися в отношении косметических средств. Например, Закон о пищевых продуктах, лекарствах и косметических средствах требует ежегодной регистрации изготовителей лекарственных препаратов в Управлении пищевых продуктов и лекарств, а также обновления списков производимых ими лекарственных препаратов, которое должно производитыся два раза в год. Кроме того, производство лекарственных препаратов должно произ-водитыся в соответствии с нормативными требованиями.

Классификация косметических и близких им по назначению товаров по ТН ВЭД РФ

Пищевые продукты, лекарственные средства и косметические товары — это товары, классификация которых по ТН ВЭД РФ вызывает затруднения. Понятию косметических средств в Гармонизированной системе (ГС, на основе которой построена ТН ВЭД РФ) наиболее близко отве-

9 Управление пищевых продуктов и лекарств США (FDA). Центр по безопасности пищевых продуктов и практическим вопросам питания (CFSAN). Буклет FDA/IAS. 1992.

чает определение, принятое в США (хотя в ГС детская косметика отдельно не выделяется). В странах ЕЭС к косметическим товарам относится также мыло, которое в любой форме (твердое, мягкое, жидкое) исключается из классификации в группе косметических товаров — 33. Наиболее широкую трактовку косметических товаров дают российские гигиенические нормы. Не относятся к косметическим по ТН ВЭД РФ такие средства инсимной гисиены, как подсузники, салфетки, гисиенические прокладки (товарная позиция 4803), механические и электрические зубные щетки, щетки для обработки зубных протезов (товарная позиция 9603), лечебно-профилактическая жевательная резинка и конфеты для дезодорирования полости рта (товарная позиция 2106). Надо отметить, что под средствами интимной гигиены в России и Европе понимают не одни и те же товары.

В соответствии с примечанием 4 к группе 33 ТН ВЭД РФ термин "парфюмерные, косметические и туалетные средства" включает, помимо прочего, пакетики с пахучими веществами; благовония, распространяющие запах при горении; ароматизированные салфетки и бумагу, пропитанную или покрытую косметическим составом; растворы для хранения контактных линз или глазных протезов; ватную набивку, фетр и нетканые материалы, пропитанные, покрытые или опрысканные парфюмерными или косметическими составами; туалетные средства для животных.

Приведем два примера классификации средств для ухода за контактными линзами.

Раствор по уходу за всеми типами контактных линз

Многоцелевой раствор для чувствительных глаз по уходу за всеми типами контактных линз "ALL IN ONE LIGHT" (очистка, ополаскивание, дезинфекция, хранение) производства фирмы "САУФЛОН", Великобритания, в соответствии с основным правилом интерпретации ТН ВЭД СНГ N 1 и примечанием N 4 к группе 33 классифицируется в товарной подсуб-позиции 3307 90 000 ТН ВЭД: "Туалетные средства, в другом месте не поименованные, прочие".10

Таблетки для всех типов контактных линз

Трехэнзимные таблетки для всех типов контактных линз "TRIZYME" (состав: Протеаза, Липаза, Пропаза) производства фирмы "САУФЛОН", Великобритания, в соответствии с основным правилом интерпретации ТН ВЭД СНГ N 1 и текстом товарной позиции 3507 классифицируются в товарной подсубпозиции 3507 90 000 ТН ВЭД: "Ферменты (энзимы), прочие".11

Рассмотрим следующие сложные случаи классификации:

1) как различить косметическое и лекарственное средство;

2) как различить напиток, содержащий этиловый спирт, и косметическое средство;

1° Письмо СЗТУ РФ от 23.01.1998 г. N 01-25-33/426.

11 Там же.

3) как различиты пищевой продукт и лекарственное средство.

Как различить косметическое и лекарственное средство (рис. 1).

Товары, совмещающие в себе свойства лекарственных и косметических средств, классифицируются как косметические средства. В соответствии с примечанием 1 г к группе 30 к числу фармацевтической продукции не относятся препараты товарных позиций 3303-3307 (парфюмерные и косметические товары), в том числе обладающие терапевтическими или профилактическими свойствами. Таким образом, приоритет отдается товарным позициям косметических средств.

Возможно ли косметическое применение

д а Н эт

Косметическое средство Лекарственное средство

Рис. 1. Различение косметических и лекарственных средств

Пример: шампуны.

1. Шампуны, содержащий 1,10% депаллефрина (акгивный ингредиент), 4,40% пиперонил-бутилата (синергист для активного ингредиента), анионы, неионные и двусторонние поверхностно-активные вещества, бензоат натрия (защитное покрытие), лимонную кислоту и воду. Изделие упаковано для розничной продажи в пластиковом баллоне емкостыю 125 мл, который непосредственно упакован в коробку из картона. И баллон и коробка имеют писыменное указание на то, что изделие — "шампуны для обработки вшей и гнид в волосах" и что он исполызуется тем же способом, что и другие шампуни.12 Шампуны классифицируется в товарной субпозиции 3305 10.

2. Шампуны, содержащий 2% кетосоназола (синтетическое широко ис-полызуемое противогрибковое средство), натрий лаурил сулыфат, Ш8оШит топокигуМИег 8и1рИо8исстаге, кокосовую жирную кислоту ШеШапокть ёе, 1аигШтопшт гидролизованный животный коллаген, тасго§о1 120 те1-Иу^исозе Шо1еаге, духи, "1т1ёигеа", соляную кислоту, егуШгозт и очищен-

12 Решения 24-й сессии Совета по Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации.

ную воду. Изделие упаковывается в коробку с 6 пакетиками (шампунь по 6 мл в пакетике), в коробку с 12 пакетиками (шампунь по 6 мл в пакетике) или в пластиковую тару (по 100 или по 60 мл).

Изделие предназначено для обработки и профилактики заразныгх болезней, в который возбудителями являются дрожжи Рйуго8рогиш, вызывающие себорейный дерматит и перхоть. Частота и длительность применения могут изменяться в зависимости от необходимости. Изделие используется тем же самым способом, что и другие шампуни. Шампунь классифицируется в товарной субпозиции 3305 10.13

Пояснение к товарной позиции 3003 ТН ВЭД РФ указывает, что регистрация препарата в официальной фармакопее не является основанием для классификации его в товарной позиции 3003 (или 3004). Так, например, препараты прот ив угрей, предназначенные главным образом для очищения кожи и не содержащие достаточно высоких концентраций ак-тивныгх ингредиентов, подлежат классификации в товарной позиции 3304 (косметические средства).

Как различить напиток, содержащий этиловый спирт, и косметическое средство (рис. 2).

Разграничивая напитки и косметические средства, следует руководствоваться примечанием 1 е к группе 22. В соответствии с этим примечанием к числу алкогольный напитков, в том числе этилового спирта, не относятся парфюмерные или туалетные средства группы 33. Однако вещества, которые, будучи добавлены к этиловому спирту, превращают состав в косметическое или парфюмерное средство, должны соответствовать рецептуре этого средства или, по крайней мере, определяться аналитическим путем.

Пример: средство "Боми".

Средство "Боми" предназначено для чистки кожи рук, тела и шеи от естественных загрязнений, для антисептической обработки укусов кровососущих насекомыгх и порезов. Согласно рецептуре, средство "Боми" представляет собой спирт этиловый (94%) с добавками ароматизатора, медныгх производныгх хлорофилла (МПХ), экстракта прополиса или экстракта облепихи (содержание сухого остатка 0,01 мас. %). Однако нет достоверного документального и экспериментального подтверждения наличия добавок медныгх производныгх хлорофилла, экстрактов прополиса или облепихи. Есть основание полагать, что указанное количество сухого остатка (0,01 мас. %) настолько незначительно, что возможность его выявления и идентификации затруднена из-за ограничений, налагаемый чувствительностью используемых приборов. В соответствии с примечанием 2 к группе 33 ТН ВЭД вышеупомянутый товар "Боми", поставляемый в железнодорожных цистернах, не классифицируется в подсубпозиции 3304 99 000 ТН ВЭД.

13 Решения 24-й сессии Совета по Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации.

Спирт или косметическое (парфюмерное) средство

I

Парфюмерные или косметические добавки определяются аналитически

Парфюмерное или косметическое средство

Парфючерные или косметические добавки не определяются аналитически

Рис. 2. Различение этилового спирта и косметических средств

ГТК России (ТТУ) относит данный товар "Боми", поставляемый в железнодорожные цистернах, в товарную позицию 2207 ТН ВЭД как спирт 14

этиловый.

С целью наиболее эффективного выполнения Приказа ГТК РФ N 487 по взиманию акцизов с товаров, содержащих этиловый спирт, Центральной таможенной лабораторией проведен анализ большого массива экспертных исследований и сделаны следующие выводы:

Целесообразно для исследования направлять следующие товары из группы 33:

— дезодоранты, туалетная вода, одеколон, лосьон, лак для укладки волос, лечебные средства для ног, для укрепления волос, содержащие в составе до 70-90% этилового спирта.

Перечисленные товары из Швейцарии не содержат в составе денатурирующих добавок и, следовательно, могут обеспечить взимание акцизов. Вышеперечисленные товары из Франции, Испании, Италии содержат в своем составе денатурирующие добавки в виде диэтилфталата, диэтилово-го эфира и, таким образом, не могут подвергаться взиманию акцизов.15

Как различить пищевой продукт и лекарственное средство (рис. 3).

В соответствии с пояснениями к товарной позиции 3003 ТН ВЭД РФ лекарственные препараты используются для внутреннего или наружного лечения или для предотвращения заболеваний человека и животных.

14 Письмо ГТК РФ от 18.10.1996 г. N 07-07/18627.

15 Письмо ЦТЛ от 21.12.1998 г. N 01-13/8118.

Рис. 3. Различение пищевых продуктов и лекарственных средств

Примерами лекарственных препаратов являются:

Провитамины и витамины.

Провитамины и витамины "Витрум", "Циркус", "Пренатал" и "Суперстресс", расфасованные для розничной продажи, классифицируются в товарной подсубпозиции 3004 50 100 ТН ВЭД, в соответствии с текстом товарной позиции 3004 и пояснениями к ней.

Грязь фармацевтическая "Черная грязь Мертвого моря".

Товар "Черная грязы Мертвого моря", расфасованный в пакеты по 0,5 кг и предназначенный для лечения болыных людей, является фармацевтическим препаратом и классифицируется в товарной подсубпозиции

3004 90 190 ТН ВЭД.16

Раствор физиологический.

Физиологические растворы — солевые растворы, осмотическое давление и состав которых близки к осмотическому давлению и солевому составу плазмы крови. Используются для внутривенных или подкожных инъекций.

Физиологический раствор классифицируется в товарной подсубпози-ции 3004 90 190.17

В соответствии с примечанием 1 а к группе 30 к фармацевтической продукции не относятся пищевые продукты или напитки (например, диетические, диабетические или обогащенные питательными добавками пищевые продукты, пищевые добавки, тонизирующие напитки и минеральные воды).

В новой редакции ГС, вступающей в силу с 01.01.2002 г., это примечание дополнено словами "питательные препараты для внутривенного введения включаются в группу 30".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примеры:

Таблетки Aloe vera.

Таблетки помещены в контейнер из пластика для розничной продажи, содержащий 60 таблеток. В таблетках содержится 3% порошка Aloe vera (порошок содержит 11 % алоина) и другие компоненты. Используются как пищевая добавка. На упаковке продукта заявлено и известно из литературных данных, что препарат увеличивает сопротивляемость к простудам и помогает при расстройствах желудка. Код 2106 90.18

Гель для питья Aloe vera

Гель представляет собой жидкость, помещенную для розничной продажи в контейнер из пластика емкостью 1 литр. Содержит 99,7% чистого Aloe vera и небольшие количества других компонентов. Используется в качестве согревающего питья (25-50 мл в день), обеспечивает организм широким спектром витаминов, минералов, аминокислот и ферментов. На упаковке продукта заявлено и известно из литературных данных, что препарат увеличивает сопротивляемость к простудам и облегчает расстройства желудка, такие как несварения и запоры. Код 2202 90.19

Жидкий раствор электролитов

Жидкий раствор электролитов, помещенный для розничной продажи в контейнер из пластика емкостью 250 мл, содержащий декстрозу, фруктозу, фруктовые ароматизаторы, цитрат калия, хлорид натрия, красящее вещество и воду, предназначен для использования в отмеренных дозах без какой-либо дальнейшей подготовки или растворения для детей и подро-

16 Письмо ГТК РФ от 13.04.1994 г. N 07-07/3959.

18 Письмо ГТК РФ от 13.05.1994 г. N 01-13/ 5232.

18 Решения 22-й сессии Совета по ГС.

19 Там же.

стков, чтобы восстановить потерю питательных веществ и минералов при

20

рвотах или поносе. Код 2202 90.

Препарат "ГЕРБАЛАЙФ"

"Гербалайф" — пищевой продукт, предназначенный для обеспечения сбалансированного полноценного питания человека. "Гербалайф" состоит из смеси пищевыгх продуктов. Поставляется в виде таблеток, упакованных для розничной продажи. "Гербалайф" классифицируется в товарной подсубпозиции 2106 90 99021

Жевательная резинка от никотиновой зависимости "МСОКНТТН"

Жевательная резинка от никотиновой зависимости "Никоретте" в форме драже, содержащая от 2 до 4 мг никотина, резиновую основу, карбонат натрия, гидрокар бонат натрия, сорбит, а также ароматизатор для стимулирования вкус а табачного дыма, класс ифицируется в подс убпозиции 2106 90 980 ТН ВЭД22

Разграничивая напитки и лекарственные средства, содержащие этиловый спирт, руководствуются примечанием 1 д к группе 22, в соответствии с которым к числу алкогольных напитков, в том числе этилового спирта, не относятся лекарственные средства товарных позиций 3003 или 3004. Таким образом, отдается приоритет товарным позициям лекарственных средств. Однако, поскольку этиловый спирт и алкогольные напитки являются подакцизными товарами, в России требования к их классификации в иных группах, чем группа 22, ужесточены.

Классификация спиртосодержащих настоек в России выполняется в соответствии с указанием ГТК РФ от 22.08.1997 г. N 01-14/1187. В соответствии с этим указанием спиртосодержащие настойки (в том числе бальзамы) из продуктов раст ительного или животного происхождения с фактической концентрацией спирта по объему более 0,5%, пригодные для употребления человеком, классифицируются в соответствии с ТН ВЭД в подсубпозициях 2208 90 570 и 2208 90 740, кроме настоек, зарегистрированных Министерством здравоохранения Российской Федерации в виде лекарственных форм. Спиртосодержащие настойки (в том числе бальзамы) из продуктов растительного или животного происхождения с фактической концентрацией спирта по объему более 0,5%, пригодные для употребления человеком, зарегистрированные Министерством здравоохранения Российской Федерации в виде лекарственных форм, подлежат классификации в соответствии с ТН ВЭД в товарных позициях группы 30.

В последующем это решение бышо дополнено требованием к емкости флакона — емкость не должна превышать 250 мл.

20 Решения 22-й сессии Совета по ГС.

21 Письмо ГТК РФ от 13.05.1994 г. N 01-13/5232.

22 Указание ГТК РФ от 28.05.1997 г. N 01-14/674.

Пример: энерготоник Доппелыгерц/Епег§о1;отсит БорреШегс

"Энерготоник Доппелыгерц"/"Епег§о1;отсит БорреШегс", представляющий собой препарат, содержащий ряд витаминов, микроэлементов, лекарственных растений, в смеси вина и дистиллированной воды, с общим содержанием спирта 15 об. %, классифицируется в субпозиции 2208 90 690 ТН ВЭД23

Ю. пиджаков, ф. Щ. Решецкий Опыт таможенного регулирования в СНГ и ЕС в свете реформы таможенного законодательства России

Регионалыная правовая таможенная интеграция в рамках СНГ практически повторяет опыт аналогичных правовых явлений по таможенным делам в отношениях между бывшими социалистическими государствами. Первоначалыно заключаются несколыко двусторонних соглашений о со -трудничестве по таможенным делам, которые впоследствии становятся основой для заключения одноименного регионалыного международного договора о сотрудничестве в таможенных вопросах.

СНГ как регионалыная международная межправителыственная организация имеет целыю всестороннее и сбалансированное экономическое и социалыное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства. Общее экономическое пространство (как и правовое) — спорная юридико-техническая категория.1 Таможенное регулирование является частыю экономического, и поэтому подпадает под действие общих норм экономического пространства.

Общим вектором развития СНГ является наличие внутренних более мелких межгосударственных союзов. Россия участвует в двух из них — Союзе Беларуси и России и Таможенном Союзе России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Именно интеграция в таможенном деле послужила главным внутренним стимулом для образования двух этих более тесных межгосударственных союзов. Россия является в этих союзах основным звеном. Именно Россия как самое крупное государство обеспечивает этим союзам реалыносты и действенносты. Общее правовое и экономическое пространство взаимно сращиваются, образуя единое таможенное экономико-правовое пространство.

Причина образования такого единого таможенного экономико-правового пространства заключена в историко-политическом вакууме, возникшем в 1992 г. после распада единого народно-хозяйственного комплекса СССР. Возникшие новые государственные образования вступали на путы

23 Указание ГТК РФ от 28.05.1997 г. N 01-14/674.

1 См.: Тихомиров Ю. А. Основные правовые проблемы интеграции государств-участников Содружества // Вестник Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. 1996. N 3. С. 52-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.