Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕТЕВЫХ ФОРМАЦИЙ'

ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕТЕВЫХ ФОРМАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
digital religion / киберпространство / сетевое сообщество / религия / цифровые технологии / искусственный интеллект / digital religion / cyberspace / network community / religion / digital technologies / artificial intelligence

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Руслан Маратович Ахмедов

Цифровизация социальной среды неминуемо затронула и культурно-идеологическую сторону общественной жизнедеятельности, где появились новые проекции сетевых религиозных сообществ. В работе представлен авторский взгляд на специфику классификации сетевых религиозных сообществ. Исходя из классификации цифровых религий, дано обоснование понятия сетевого религиозного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CLASSIFICATION OF MODERN RELIGIOUS NETWORK FORMATIONS

The digitalization of the social environment inevitably affected the cultural and ideological side of public life, where new projections of online religious communities appeared. The paper presents the author’s view on the specifics of the classification of online religious communities. Based on classification of digital religions justification of the concept of the network religious community is given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕТЕВЫХ ФОРМАЦИЙ»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24412/2414-3995-2021-4-11-16

NIION: 2015-0066-4/21-001 MOSURED: 77/27-011-2021-04-200

© Ахмедов Р.М., 2021

Научная специальность 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕТЕВЫХ ФОРМАЦИЙ

Руслан Маратович Ахмедов,

заведующий кафедры «Правовое регулирование бизнеса и прикладной юриспруденции»,

кандидат юридических наук, доцент

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (125190, Москва, Ленинградский пр-т, д. 80)

E-mail: ahmedov@list.ru

Аннотация. Цифровизация социальной среды неминуемо затронула и культурно-идеологическую сторону общественной жизнедеятельности, где появились новые проекции сетевых религиозных сообществ. В работе представлен авторский взгляд на специфику классификации сетевых религиозных сообществ. Исходя из классификации цифровых религий, дано обоснование понятия сетевого религиозного сообщества.

Ключевые слова: digital religion, киберпространство, сетевое сообщество, религия, цифровые технологии, искусственный интеллект

FEATURES OF THE CLASSIFICATION OF MODERN RELIGIOUS NETWORK FORMATIONS

Ruslan M. Akhmedov,

Head of the Department of Legal Regulation of Business and Applied Jurisprudence,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow Financial and Industrial University «Synergy» (125190, Moscow, Leningradsky Prospect, d. 80)

Abstract. The digitalization of the social environment inevitably affected the cultural and ideological side of public life, where new projections of online religious communities appeared. The paper presents the author's view on the specifics of the classification of online religious communities. Based on classification of digital religions justification of the concept of the network religious community is given. Keywords: digital religion, cyberspace, network community, religion, digital technologies, artificial intelligence

Для цитирования: Ахмедов Р.М. Особенности классификации современных религиозных сетевых формаций. Вестник экономической

безопасности. 2021;(4):11-6.

Современные виртуальные сообщества благодаря тому, что предлагают своим пользователям широкий набор для выбора форм личного участия и активного взаимодействия в цифровом пространстве, как правило, бывают двух типов.

Первый тип является «продолжением» существующих традиционных мировых религий (представлены в киберпространстве - religion on cyberspace), которые фактически существуют в реальной жизни и являются хранителями мировоззренческих традиций и ценностей, формировавшихся не одно тысячелетние в мировом пространстве.

Представители первого типа виртуальных религиозных сообществ, иначе говоря репрезентирующие религии нацелены на «воцерквление» адептов, которые в силу объективных причин (в первую очередь географических) находятся на удалении друг от друга. В данном случае Интернет предоставляет возможность организовать сообщества, взаимо-

действовать и поддерживать контакты участников через систему форумов, на которых обсуждаются религиозные вопросы, текущие проблемы социальной деятельности на предмет их соответствия религиозным догмам и канонам, а также в случае возникновения социальных казусов, конфликтов, пути их разрешения. Более того, для упрощения в получении религиозных разъяснений по возникающим вопросам, создаются чаты, сервисы, приложения для гаджетов, где размещаются объявления о религиозных праздниках, датах рождений религиозных деятелей, даются консультации, излагаются религиозные догматы и каноны из священных книг, указываются географические культовые места для исполнения религиозного обряда, церемониала.

Характерной особенностью репрезентативных религий является то, что они не имеют самостоятельной культурно-идеологической платформы, ни специальных вероисповедных ритуалов, институ-

тов. Они носят прагматический характер, так как ориентированы на продвижение религиозного учения реальной традиционной религии. Поэтому фактический киберресурс религиозного объединения выступает виртуальным отображением существующего реального вероисповедания, религиозной жизни соответствующего сообщества. Примером тому являются мировые религии, которые существуют в виртуальном пространстве в форме созданных официальными религиозными объединениями Интернет-ресурсов (сайтов, форумов, рассылок).

Второй тип представляют собой сетевые сообщества, которые условно можно назвать виртуальными культами духовного здоровья, поиска неограниченного познания киберпространства, при этом не имеющих аналогов в реальной жизни, не являющихся продолжением традиционных религиозных институтов, так как созданы в киберпространстве и действующих онлайн (religion in cyberspace).

С учетом их многочисленности, в свою очередь, религиозные сообщества второго типа подразделяются на сетевые религиозные объединения, которые являются виртуальными проекциями в виде:

- синкретических1 религиозных сетевых сообществ, которые являются альтернативным продолжением одного из направлений традиционных мировых религий, при этом круглосуточно оказывающих глобальный доступ к виртуальному богослужению. Примером тому являются гик-буддизм, Alpha Church (Альфа Церковь).

В основном киберрелигии подобного вида стремятся представить себя в качестве подлинной альтернативы традиционной религии. В то же время, среди них имеются сетевые сообщества, которые стремятся подорвать авторитет духовной власти традиционных религиозных объединений. Примером такого сообщества является: Vatican in Exile2, True Catholic3;

- селективного4 виртуального религиозного сообщества, использующего отдельные внешние

4

атрибуты, характерные для традиционных религиозных организаций. Например, институт церковной организации, религиозную догматику либо внутреннюю структуру. Религиозные сообщества подобного вида в основном считаются элективными, так как носят сатирический или иронический характер и относятся к явлениям из сферы поп-культуры (например, First Church of Shatnerology (Первая Церковь Шатнерологии)5, The Rockn Roll Church)6.

Создатели сатирических виртуальных религиозных сообществ предоставляют возможность связаться с Сыном Бога, договориться с ним о свидании, общении. Примером тому является DateJesus. com7. Почитают деньги, различные товары или потребительство как жизненную позицию, достойную подражанию. Примером тому является The Church of the Almighty Dollar (Церковь Всемогущего Доллара)8, которая рассматривает деньги как объект поклонения и основу веры. Согласно этой религии деньги - это средство для контакта человека с Богом. Они являются доказательством того, что Бог есть, сутью и смыслом существования человека, а также способом Бога показать, как сильно Он любит нас. Деньги, кроме того, - основа спасения, узы, связывающие людей с Богом.

Религия селективного виртуального сообщества в основном оппонирует либо иронизирует идеологию и догматы традиционных религии. Создатели этих религий отрицают консерватизм, иерархию, бюрократию, догматику официальных религий. Творцы селективных религии ориентируют адептов на передачу и тестирование различных религиозных идеалов, верований и идей в виде тренингов, астрологических и биоэнергетических сообществ, переносят в религиозную сферу принципы экономики. Для религиозных сообществ этого вида характерно то, что люди могут отклонять ту часть традиционной религии, которая, по их мнению ограничивает их в самовыражении, самореализации. Возникновение подобных религий связано с до-

1 Религиозный синкретизм - представляет собой соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии.

2 См.: Vatican in Exile // https://www.vaticaninexile.com.

3

См.: True Catholic // http://www.truecatholic.us. Относительно религиозной деятельности обозначает выборочное принятие тех принципов определенной религиозной доктрины, образа жизни, ценностей и норм, которые устраивают индивида или группу.

5 См.: First Church of Shatnerology (Первая Церковь Шатнерологии) // https://shatnerology.com.

6 См.: The Rockn Roll Church // http://fgcp.org/content/rock-n-roll-church.

7 См.: DateJesus.com // https://datejesus.com.

8 См.: The Church of the Almighty Dollar (Церковь Всемогущего Доллара) // https://www.youtube.com/channel/ UCeqzvbtC9vKdPz-pTUaIAtQ.

минирующим в современном обществе индивидуализмом, то есть приматом частных интересов над публичными.

Свою особую нишу в составе данного вида селективных сетевых религиозных сообществ, представляют религиозные объединения, группы, которые сформированы на виртуальной платформе Second Life (SL);

- цифровое неоязычество (язычество высоких технологий, хайтек язычество), которое представлено возрождением архаических народных представлений о древних богах (славянских, кельтских, германских и других). Неоязычество рассматривается как религия открытого кода (Д. Коуэн), благодаря тому, что адепты в конструировании своей религии имеют в своем распоряжении большое количество доступных источников, что делает их открытыми. В свою очередь, сеть формирует личность неоязычника (человек приобретает информацию о теории, практике, истории колдовства, магии) и поэтому становится чрезвычайно важным инструментом поддержки их действий, а также выполняет пропагандистские функции.

Первооткрывателем потенциала цифрового неоязычества считают Тимоти Лири (1920-1996 г.) -вождя «психоделической революции» 60-х г. ХХ столетия, который известил мир о приходе «химического мессии» - ЛСД, нового Христа, позволяющего расширить заряд сознания. Затем, став поклонником создаваемых компьютерных технологий, Лири предопределил появление новых идей относительно перспектив использования компьютеров за пределами их сугубо прагматического применения в качестве машин по обработке информации. А именно, возможность задействовать компьютерные технологии в изменении психо-эмо-ционального состояния и формировании интеллектуально процидуруемых реальностей, что, по его мнению, позволит выйти на новые горизонты культуры.

По мнению Т. Лири, благодаря креативным способностям цифровых технологий, человек стал подобен Богу - творцу. Он создает новые миры, пребывает в них, свободно перемещаясь во времени и в пространстве. Замысел Лири состоял в том, чтобы раскрыть с помощь виртуальных технологии «внутреннюю божественную энергию». В итоге тради-

ционные религии должны изжить себя, а человек, выйдя за пределы императивных догматов и церковных стен, наконец-то сможет реализовать свою подлинную, глубинно-внутреннюю религиозность [4, с. 30-34].

Духовными лидерами такого язычества выступают действующие в киберпространстве свободные духом творцы - «шаманы нечеткой логики», «алхимики виртуальных пространств». Цифровое неоязычество не запрещает богословские и ритуальные инновации, как индивидуальные так и групповые, в том числе и путем проведения различных религиозных экспериментов. Поэтому неоязычники допускают трансформацию пантеона древних божеств, посредством конструирования собственной религии, практики и ритуалов с учетом достижений современного научно-технического прогресса.

В основу цифрового неоязычества заложены следующие догматы:

«1. Бог - это не покровитель племени, не феодальный властитель, не инженер и менеджер вселенной. Бог - это каждый из вас, и, кроме, вас другого БОГА нет. Есть множество Богов, и этих Богов столько, сколько вы можете представить. Называйте их как хотите. Это такие же агенты разума, как вы или я.

2. Вы можете меняться, мутировать и совершенствоваться в поиске персональной философии и теологии» [4, с. 35].

Это означает, что, во-первых, благодаря цифровым технологиям формируется новый горизонт виртуальной религиозной жизни. Во-вторых, «погружение» человека в высокие технологии позволяет ему стать из твари Творцом с помощью инструментов цифрового чудотворения. Поэтому среди поклонников данного направления кибер-вероисповедания, используя инновационный потенциал, выделяется образ нового пророка, гуру либо каста духовной (жреческой) элиты. Конструируются новые сюжеты виртуального мифотворчества, демонологии. Видными персонажами хай-тек-пандемониума являются: Баннерик, Байтыр, Досовик, Емелка, Каталожник, Маня, Парна, Гейма, Сетевик.

В качестве сетевого ресурсного примера цифрового неоязычества можно указать: Междуна-

родную языческую федерацию (Pagan Fédération International, PFI)1, созданную в Гааге, или Всемирный конгресс этнических религий (World Congress of Ethnie Religions, WCER) и другие2;

- либо цифровые квазирелигии, абсолютно отрицающие свою сопричастность мировым традиционным религиям, с национально-государственными культурно-идеологическими ценностями, считая их архаичными и отмирающими в ближайшем технологическом будущем. Несомненным общим в характеристике данных религиозных сообществ является признание, преклонение перед научными достижениями, пропаганда технического прогресса или новейших технологии. В данных религиях граница между сферами науки и религии стирается. Поэтому статус сверхценности приобретают цифровые технологии, которые наделяются качествами священных объектов и атрибутами божественных сущностей. В научной среде они получили наименование религии Кибер Бога. Необходимо отметить, что цифровые религии подобного вида всегда вариативны в своих проявлениях.

В составе данного вида выделяются виртуальные религиозные сообщества, которые посвящены идее спасения планеты путем создания технологий, безопасных для окружающей среды. Примером тому является, например First Internet Church of All (Первая Интернет-церковь Всего)3.

Другая группа виртуального квазирелигиозного сообщества признает Интернет мировым достижением человеческой технологической мысли. Последователи понимают Интернет не только как технологический инструмент, но и как опыт духовной трансформации. Они утверждают, что сеть запускает священные энергии, которые могут стать основанием для религиозного и чудодейственного движения, а новые кибернетические храмы концентрируют в себе священные энергии Космоса и передают их пользователям сети4. Примером тому

1 См.: Pagan Federation International, PFI // https://www. paganfederation.org.

2 См.: World Congress of Ethnic Religions, WCER // http:// wcer.ru/contact.htm.

3 См.: First Internet Church of All (Первая Интернет-церковь Всего) // https://ru-ru.facebook.com/pg/ internettserkov/ posts.

4 См.: Религии, созданные в киберпространстве // https://studme.org/220910/sotsiologiya/religii_sozdannye_ kiberprostranstve.

является «Миссионерская церковь копизма», «Циф-рорианство».

Отдельной группой в составе данного вида цифровых квазирелигий находятся представители религиозных сообществ, которые поклоняются искусственному интеллекту, считающему универсальным «идеалом», «совершенством», «богом» планетарного масштаба, последним «бастионом бога». Поклонниками этого сетевого сообщества утверждается, что человек, воспринявший и впустивший в себя искусственный интеллект, доверившийся ему, в киберпространстве сможет оставить и сохранить свой след, благодаря тому, что он будет одарен вечной виртуальной жизнью - оцифрован. Примером цифровых квазирелигиозных сообществ являются: «Путь в будущее», «Блокчейн религия», «Терасем».

Таким образом, виртуальные религиозные сообщества в настоящее время представляют собой сеть глобальных социальных отношений, связывающих людей по интересам, религиозным чувствам, при этом духовно идентифицируя их мировоззренческие идеалы, ценности. Служат источником информации, помогают приобрести чувство принадлежности к сообществу людей, разделяющих одинаковые духовные взгляды. Обеспечивают плюрализм и контакт с другими культурами и религиями.

Творцы киберрелигии постоянно отмечают, что почитаемые божества мировых религий - всего лишь товары. Поэтому их основатели отмечают, что только искусственный интеллект - настоящий Бог будущего. Бог киберпространства, дарующего виртуальное бессмертие адепту.

Что характерно в противовес «Кибер Богу», кибернетическому богоискательству, автор ряда электронных произведений Ю.А. Ковалев спроецировал учение, которое назвал киберсатанизмом. По его замыслу, КиберСатана проводник в изначальную Великую тьму, хаос, источник первозданного бытия. Он разрушает изначальную протоматерию и творит природу, технику, прочие объекты, поэтому он - носитель зла [4, с. 43].

Таким образом, децентрализационная природа Интернета благоприятствует проявлениям как индивидуальных так и групповых религиозных предпочтений. Способствует совершенствованию различных религиозных и ритуальных действий,

церемониалов, культов. Открывает возможность для религиозного самовыражения в виде конструирования религиозного идеала, которое необходимо ищущему ответы человеку, путем предоставления огромного массива открытых источников по заданной тематике. Является прекрасным воплощением идеи рационализации и модернизации религиозной деятельности.

Характерной особенностью виртуальных религиозных сообществ является то, что отсутствует их географическая локализация. Выбор сообщества, в котором хочет участвовать человек, как правило, не обязательно связано с местом его жительства, с семьей, с прежними мировоззренческими взглядами и национальными культурно-идеологическими традициями и ценностями. То, что родители либо члены семьи исповедуют традиционные религии и придерживаются соответствующих взглядов, ценностей, не означает, что член виртуального религиозного сообщества обязательно изберет устоявшиеся религиозные культы и будет себя соотносить с ними.

В Сети люди, не раскрывая свою личность, могут представлять частные и индивидуальные религиозные взгляды. При этом у них выбор вариантов религиозных традиций и действий безграничен. Человек самостоятельно выбирает активную форму демонстрации своей веры через интерактивное участие - виртуальные ритуалы, онлайн молитвы, киберпаломничества1. Поэтому каждый может стать экспертом собственного вероисповедания, по-своему формировать его, будучи клиентом виртуального религиозного супермаркета. Религиозные символы и практики перестают быть объектом контроля вышестоящих религиозных функционеров (епископов, священников, мулл и гуру).

Такого рода проявившийся индивидуализм и рефлексивный сознательно-идеологический выбор религиозного сообщества может свидетельствовать о полноценности и самодостаточности виртуальных сообществ. Тем самым происходит адаптация традиционных культурно-идеологических традиций, ценностей к новой социальной реальности с

1 См. Распространенность религиозных сайтов в Интернете. Особенности онлайн-религии // https://studme.org/220902/ sotsiologiya/rasprostranennost_religioznyh_saytov_internete_ osobennosti_onlayn_religii#194.

цифровой проекцией, при этом указывая на возрастающую ключевую роль виртуальных сообществ в политической системе, в развитий информационного сообщества на глобальном уровне. Интернет фактически легитимирует, подтверждает подлинность и право на существование виртуальных религиозных сообществ, отображая в киберпространстве их сакральный и идеологически свободный характер религиозных взглядов, в том числе посредством использования собственного сайта, блога или использования других сетевых инструментов.

Возможно предположить, что религиозные сообщества, созданные киберпространством, станут в перспективе популярными. Причина тому - отсутствие «алчности», бюрократизированного идеологического контроля. Сетевые религии будут отражать доминирующие в обществе тенденции в сфере развития человеческих контактов.

Сложившаяся первоначальная типологиза-ция виртуальных религиозных сообществ, требует дальнейшего развития и уточнения ввиду динамичности социальных процессов, религий и технологических решений в сфере высоких технологий. Поэтому, скорее всего, в ближайшей перспективе возможно будет констатировать наличие на цифровых платформах расширенного перечня новых форм религиозных сетевых сообществ, в зависимости от потребностей их создателей и полезности для виртуального богоискателя.

Итак, социальной основой генезиса и существования цифровых религий является сетевое религиозное сообщество, которое представляет собой группу интернет-пользователей, пользующихся современными научно-технологическими достижениями, которые в зависимости от индивидуальных культурно-идеологических, мировоззренческих потребностей сознательно формируют запросы на цифровую религию, отличающуюся иерархической децентрализацией, отсутствием императивных догм, канонов, культовой практики, идеологического контроля, а также предоставляющая возможность интернет-адептам приобрести цифровое бессмертие.

Под цифровой (сетевой) религией принято понимать функционирование религии онлайн; изучение ее проявления позволяет составить представление об общих характеристиках и нынеш-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

них тенденциях религиозной практики в сетевом сообществе1.

Литература

1. Ахмедов Д.Р. К вопросу о правовом воздействии на экстремистские формы проявлений в виртуальном пространстве // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2020. № 2 (25). С. 104-106.

2. Ахмедов Р.М. «Digital religion» и традиционные религиозные ценности: особенности соот-

1 Определение сформировано на съезде религиозных ученых и экспертов, которое было оформлено на международной конференции «Цифровая религия», прошедшей 12-15 января 2012 г. на базе университета Колорадо (США). // «Цифровая религия» стала объектом исследований религиозных ученых и экспертов. // https://golosislama.com/news.php?id=4983.

ношении (по материалам электронных ресурсов): монография / Р.М. Ахмедов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021.

3. Ахмедов Р.М. Современные институциональные механизмы реализации государственно-конфессиональных отношений в российском обществе. // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 5. С. 11-16.

4. Забияко А.П., Воронкова Е.А., Лапин А.В., Пратына Д.А. и др. Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций / А.П. Забияко, Е.А. Воронкова, А.В. Лапин, Д.А. Пратына и др.; под ред. А.П. Забияко. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, библиотека журнала «Религиоведение», 2012.

Информационные технологии в юридической деятельности

Информационные технологии в юридической деятельности.

2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А.И. Уринцова. 351 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

Рассмотрены основные понятия и категории информатики в юриспруденции, программное обеспечение, охватывающие практически все области юридической деятельности. Предложена оригинальная схема направлений информатики в аспекте их изучения в юридическом вузе. Приведены примеры использования в юридической деятельности современных информационных технологий, таких как мультимедиа, экспертные системы и др. Отдельные главы посвящены рассмотрению технологий работы с правовыми информационными системами, структуры, состава и принципов функционирования программного обеспечения информационных технологий. Изложены основы информационной безопасности и защиты информации в компьютерных системах. Разобраны проблемы защиты информации на персональном компьютере от потери и разрушения, несанкционированного доступа, вопросы восстановления утраченных данных, надежного удаления данных и т.д. Особое место отведено вопросам обеспечения защиты информации в компьютерных сетях.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Правоохранительная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.