ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 NIION: 2003-0059-5/21 -001
ББК 67 MOSURED: 77/27-003-2021 -05-200
DOI 10.24412/2073-0454-2021-5-11-14 © Ахмедов Р.М., 2021
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ
Ахмедов Руслан Маратович, заведующий кафедры «Правовое регулирование бизнеса и прикладной юриспруденции», кандидат юридических наук, доцент
Московский финансово-промышленный университет Синергия (125190, Москва, Ленинградский пр-т., д. 80Е) E-mail: [email protected]
Аннотация. Деятельность любого социального сообщества обеспечивается посредством определенного набора инструментария, применяемых технологий для достижения искомой коллективной цели.
Рассмотрены основные цифровые технологии деятельности сетевых религиозных сообществ по удовлетворению как индивидуальных, так и групповых религиозных предпочтений. Отмечена специфика их реализации.
Ключевые слова: сетевое религиозное сообщество, цифровые технологии, киберпространство, виртуальные сервисы.
DIGITAL TECHNOLOGIES OF RELIGIOUS NETWORK COMMUNITIES
Ruslan M. Akhmedov, Head of the Department «Legal Regulation of Business and Applied Jurisprudence», Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Moscow University of Finance and Industry Synergy (125190, Moscow, Leningradskiy pr-t., d. 80E) E-mail: [email protected]
Abstract. The activity of any social community is ensured through a certain set of tools and technologies used to achieve the desired collective goal.
The main digital technologies of the activities of online religious communities to satisfy both individual and group religious preferences are considered. The specifics of their implementation are noted.
Keywords: online religious community, digital technologies, cyberspace, virtual services.
Для цитирования: Ахмедов Р.М. Цифровые технологии религиозных сетевых сообществ. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(5):11—14.
Цифровыми технологиями религиозных сообществ по пропаганде и коммуницированию своего вероучения являются размещенные на сайтах, сервисах, приложениях различные виды контентов, назначение которых информативно раскрыть историю происхождения религии; генезис религиозной общины, религиозных норм; священных текстов и их содержательный смысл; жизнь, творчество и деятельность святых для последователей религиозной общины людей; показать внутреннее убранство культовых объектов, заведений, учреждений; особенности взаимоотношений институтов государства, общества и религии и многое другое.
Сервисы задумывались для того, чтобы имитировать реальную жизнь, «заменить» повседневную деятельность. Дополнить, расширить наши врожденные возможности чувственного восприятия, интеллектуальные возможности либо служить нашим нуждам или желаниям.
Поэтому создатели отмечают, что они подходят для тех, у кого нет времени ввиду занятости, болезни,
географической удаленности или отсутствует просто желание посещать реальное религиозное заведение. В этой связи, каждая из виртуальных технологий по своему уникальна, креативна, стремится создать комфорт для виртуальных богоискателей либо лиц, стремящихся овладеть религиозными таинствами.
Основными виртуальными средствами религиозных объединений являются:
♦ во первых, оцифрованние текстов священных книг, религиозной литературы. Интернет стал универсальным средством для пропаганды и распространения религиозной идеологемы без оглядки на различные государственные, идеологические, культурные мировоззренческие ограничения национальных общественно-политических и религиозных институтов, благодаря чему возник спрос и рост на религиозное просвещение. Усилилась популяризация традиционных религий в различных уголках мирового пространства, где ранее поклонники этой веры испытывали определенные трудности в связи с нехваткой литературы, духовных лиц, религиозных
институтов. Новые цифровые религии свободно стали популяризировать свое учение.
Поскольку священные книги перестали быть тяжелой бумажной книгой, то их стало возможным иметь на своем телефоне, компьютере. Пользователь стал значительно проще и самостоятельно находить необходимый ему стих, раздел текста, который, как он считает, ему наиболее необходим и важен в конкретное время.
Также сеть предоставляет доступ к ранее недоступным различным формам литературного, ораторского искусства, художественного выступления (декламации) священных текстов, религиозной литературы (словари, справочно-энциклопедический материал). Примером тому является сайт Islam Way, который дает доступ примерно к 100-150 типам декламации Корана, а также предлагает различные стили чтения из разных частей книги;
♦ во-вторых, организация и проведение кибер-паломничества к святым местам. Паломничество представляет собой ритуал, путешествие пилигрима к сакральным местам в пространстве, которое необходимо преодолеть, чтобы достигнуть цели. Процесс паломничества сопровождается добровольным изменением статуса пилигрима путем отказа от прежних им привычных социальных ролей, условных форм обращений, своих привычек.
С учетом того, что для многих верующих паломничество не возможно в силу определенных обстоятельств (болезнь, занятость, государственные ограничения) в сети были созданы различные сервис-сайты, в том числе коммерческие, которые предлагают совершить паломничество всем желающим. Цель подобных сайтов — оказать психоэмоциональное воздействие на чувства интернет-пользователя в процессе он-лайн путешествия, вызвать у них духовные сопереживания, приблизив их аудиовизу-ально к реальным событиям, которые переживали пилигримы в различные исторические эпохи. Поэтому киберпаломничество сопровождается многочисленными видеосюжетами, фотоматериалами, аудиоконтентами, воспроизводящими звук ветра, воды, травы в сочетании с красочным описанием. Примером тому является сервис IslamiCity, где в виртуальном пространстве представлена мусульманская мечеть в Мекке.
Более того, при предоставлении этой услуги сервисы также подробно дают инструкции о том, как
самостоятельно подготовиться к реальному паломничеству, что необходимо сделать. Примером тому является сервис 3D Kabah, представляющий собой виртуальную трехмерную реконструкцию священных мусульманских мест в Мекке.
Также на данных сервисах можно ознакомиться с впечатлениями лиц реально совершивших паломничество к указанному святому месту.
Интересно то, что киберпаломничества были освящены папой Иоанном Павлом II во время его паломничества к Святой земле в 2000 г. Вследствие чего Саддам Хусейн запретил ему въезд в Ирак, где папа хотел посетить место рождения Авраама, древний город Ур. В итоге римский папа осуществил виртуальное паломничество, в котором совместно с понтификом мог «поучаствовать» также любой пользователь сети [4, с. 77];
♦ в-третьих, организация и проведение он-лайн молитв, медитации. Молитва имеет два измерения — индивидуальное и групповое. Первое — молитва в одиночестве. Второе — молитва группы людей в различных храмах. Сеть оказывает большое влияние на оба эти измерения, облегчает и помогает в совершении различных молитв как в одиночестве, так и в группе. Поэтому не случайно то, что Интернет изобилует различными молитвенными домами, залами для медитации, поминальными мемориалами и прочими культовыми объектами, воссоздающими в ки-берпространстве религиозную среду, пребывая в которой человек испытывает эффект присутствия и соучастия, в том числе возможно и в режиме реального времени.
В данном случае виртуальные сервисы предоставляют возможность верующему человеку своевременно и самостоятельно обращаться к культовому церемониалу для соблюдения религиозных традиций в соответствии с предписаниями вне зависимости от его фактического места нахождения, занятости либо иных причин при отсутствии священнослужителя. Цель подобных — сайтов удовлетворить потребность в общении в кругу единоверцев на сложные и спорные темы, придать духовное успокоение и утешение ищущим это людям, умиротворить богов. Примером тому является сайт DFW Hindu Temple Society, благодаря которому последователи индуизма могут в онлайн-среде визуально созерцать религиозный церемониал. Для буддистов существует сайт BuddhaNet.
В качестве услуги предоставляется также возможность направить молитву в электронной форме, которая будет размещена в культовом месте либо заказать ее. Примером тому являются сайты Virtual Jerusalem, aish.com, которые, кроме того что содержат разного рода священные тексты для последователей иудаизма, также помогают совершать еврейские религиозные обряды, размещают полученные по электронной почте молитвы от адептов в Стене Плача, находящейся в Иерусалиме, в том числе принимают заказы молитвы поминовения за умерших.
Создатели подобных сайтов предлагают выполнить также действия сопоставимые с теми, которые обычно совершаются на реальном кладбище: зажечь имитируемую свечу; возложить электронный венок, а также выполнить ряд других ритуальных действий. Интересно то, что первый мемориальный виртуальный сайт был создан в 1995 г., и с тех пор количество их только увеличивается [4, с. 79].
Для новых цифровых религии, являющихся проекциями мировых, сервис подобного типа характерен тем, что адепт самостоятельно создает «Священное пространство» в собственном доме. Выполняет переданный ему через Сеть алгоритм соответствующих религиозных действий в виде инструкций: совершить молитву; прочитать специально подобранный фрагмент Священного Писания; помолиться перед компьютером, где отображается текст в строго упорядоченном порядке. Примером тому является сайт Sacred Space. Групповые молитвы можно найти на сайтах Worldwide Prayer Focus (молитвы, связанные с общемировыми проблемами) или Billion Souls Prayer Focus (молитвы, относящиеся к населению всего земного шара), где молиться можно используя различные категории молитв по индивидуальному предпочтению;
♦ в-четвертых, виртуальное знакомство для заключения брака в зависимости от религиозного предпочтения. Подобные ресурсы предоставляют возможность подобрать партнера для создания семьи по определенным критериям: пол, возраст, мировоззрение, образование, материальное состояние, образование, страна, область, город и так далее. Возможна локализация поиска и по имени. Участники подобных сервисов для участия предоставляют свое фото, указывают персональные данные и средства для связи согласно представленной на ресурсе анкете.
На данных сайтах параллельно может проходить опрос участников по различным вопросам. Например: готовы ли вы заключать брак в мае? Какая разница в возрасте с супругом приемлема для вас? Готовы ли вы к браку с нехристианином? Настоящая вера — это: ... Может ли рождение и воспитание детей быть смыслом жизни? Что вас больше всего беспокоит в жизни родной страны?
Наглядным примером подобных сервисов являются ресурсы: «Православные знакомства «Азбука верности»; «Православный сайт знакомств»; Мусульманские знакомства — Nikah.su; MuslimaNi-kah.com; Rashelclub.com; Еврейский молодежный клуб знакомств «Шидух».
♦ в-пятых, представляют собой новостные, пу-блистические, научные и статистические ресурсы, касающиеся жизнедеятельности религиозного сообщества, отдельных видных лиц в виде событий, фактов, что позволяет адепту оперативно отслеживать происходящие социальные изменения, знакомиться с автобиографией знаменитых лиц. Например, официальный сайт Московского Патриархата РПЦ; официальный сайт Совета муфтиев России;
♦ в-шестых, организация интернет-магазинов. Религиозные интернет-магазины позволяют заказывать и приобретать разнообразные товары, имеющие отношение к религиозному предпочтению: благовония; иконы; полки под иконы; свечи; лампадное масло, вино для Святого Причастия; религиозная утварь; диски, видео- и аудиозаписи, книги по разным темам. Примером тому является православный интернет-магазин «Отчий дом»; мусульманский интернет-магазин «Баракет»; виртуальный магазин кошерных товаров «Красная нить».
Более того, использование высоких интеллектуальных технологий позволяет осуществлять интеграцию религии с развивающимися социальными науками. Примером тому является сервис «The International Islamic University», который создан при поддержке правительства Малайзии. Сервис оформлен на высоком эстетическом уровне, предлагает множество религиозных текстов и ссылок на различные мусульманские университеты. Сайт International Institute of Islamic Thought знакомит с «многомерным, интеллектуальным и культурным подходом к проблемам мирового ислама». Кроме того, он стремится интегрировать все современные науки от биологии до экономики в контексте единого исламского зна-
ния. Подобные интеллектуальные сайты информируют пользователя об отношении научного мира и его сопоставимости с религиозными взглядами идеологических приверженцев.
Таким образом, виртуальные технологии достижения целей сетевых религиозных сообществ отличаются идеолого-техническими наборами, задача которых придать сакральный характер аудиовизу-ально демонстрируемого текста, символа, знака, действия, явления, места. В этой связи используются специальные технологические решения: графики, цвета, воздействующие на подсознание и воображение интернет-пользователей, стремясь у них вызвать религиозные переживания, ощущения контакта с сакральным. Поэтому интернет-ритуалы сориентированы симуляторно воздействовать на воображение интернет-адептов и порождать такие же ощущения, какие испытывает участник реального ритуала.
Также необходимо отметить, что виртуальные технологии определяют истину запроса пользователя по принципу ее актуальности, а Wikipedia — по согласованности. Указанное обстоятельство фактически в корне меняет понятие концепции истины в искомой информации пользователя, а также представления об авторитете1. Следовательно, пользователю полезно осознавать такие критерии, как необходимость, истинность информационных ресурсов при использовании соответствующих виртуальных технологий религиозных сообществ.
Литература
1. Ахмедов Д.Р. К вопросу о правовом воздействии на экстремистские формы проявлений в виртуальном пространстве // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2020. № 2 (25). С. 104-106.
2. Ахмедов Р.М. «Digital religion» и традиционные религиозные ценности: особенности соотношении (по материалам электронных ресурсов): Моногр. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021.
3. Ахмедов Р.М. Современные институциональные механизмы реализации государственно-конфессиональных отношений в российском обществе // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 5. С. 11-16.
4. Забияко А.П., Воронкова Е.А., Лапин А.В. и др. Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций / Под ред. А.П. Забияко. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, библиотека журнала «Религиоведение», 2012.
References
1. AkhmedovD.R. K voprosu o pravovom vozdey-stvii na ekstremistskiye formy proyavleniy v virtual'nom prostranstve // Vestnik Samarskoy gumanitarnoy aka-demii. 2020. № 2 (25). S. 104-106.
2. Akhmedov R.M. «Digital religion» i traditsion-nyye religioznyye tsennosti: osobennosti sootnoshenii (po materialam elektronnykh resursov): Monogr. M.: YuNITI-DANA, 2021.
3. Akhmedov R.M. Sovremennyye institutsional'nyye mekhanizmy realizatsii gosudarstvenno-konfessional'nykh otnosheniy v rossiyskom obshchestve // Vestnik Moskov-skogo universiteta MVD Rossii. 2020. № 5. S. 11-16.
4. Zabiyako A.P., Voronkova E.A., Lapin A.V. i dr. Kiberreligiya: nauka kak faktor religioznykh transformat-siy / Pod red. A.P. Zabiyako. Blagoveshchensk: Amurskiy gos. un-t, biblioteka zhurnala «Religiovedeniye», 2012.
1 Цифровые технологии и жизнь христианина // URL://-https://mir-biblii.ru/statji/6385-cifrovye-tehnologii-i-zhizn-hristia-nina.html