Человек и культура
Правильная ссылка на статью:
Хабибуллина З.Р. — Практики использования цифровых технологий в мусульманском сообществе (на примере хаджа) // Человек и культура. - 2019. - № 6. DOI: 10.25136/2409-8744.2019.6.31773 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=31773
Практики использования цифровых технологий в мусульманском сообществе (на примере хаджа)
Хабибуллина Зиля Рашловна
кандидат исторических наук
старший научный сотрудник, Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева - обособленное структурное подразделение Уфимского федерального исследовательского центра Российской
академии наук
450072, Россия, г. Уфа, ул. Карла Маркса, 6 И [email protected]
Статья из рубрики "Культура и культуры"
Аннотация.
Статья посвящена проблеме инновативности традиционных религий и их совместимости с технологическими новшествами. На примере хаджа - одного из главных ритуалов ислама, рассматривается использование цифровых технологий в реализации ежегодного паломничества мусульман. Акцент был сделан на изучении процесса использования мобильных приложений хаджа, позволяющих как верующим, так и неверующим приобщиться к религиозному действию в виртуальном пространстве. Мобильный интерфейс позволяет каждому пользователю получить информацию о религии, священных текстах, культовых местах, содержит богословскую интерпретацию обрядов, ауди-визуальный контент. Исследование проводилось в мусульманском сегменте Интернета, был произведен контент-анализ информационного и дискуссионного контента, касающегося хаджа. Результаты исследования свидетельствуют о росте виртуализации ислама, расширении использования цифровых технологий в консервативном религиозном поле. Популярность цифровых фотографий, социальных сетей, «виртуального хаджа» среди пользователей Интернета способствуют росту коммуникативной активности и дискуссионной деятельности в мусульманском сообществе по вопросам «истинности» и необходимости использования информационных технологий верующими.
Ключевые слова: ислам, хадж, умра, виртуализация, цифровые технологии, Мекка, Медина, мусульмане, цифровизация, Интернет
DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31773
Дата направления в редакцию:
18-12-2019
Дата рецензирования:
19-12-2019
Дата публикации:
20-12-2019
Виртуальный мир является неотъемлемой частью жизни современных верующих. Существует масса электронных медиа, созданных мусульманами для распространения новостей, сведений о религиозных понятиях и обрядах; ведут свою деятельность электронные приходы, джамааты, «скайповые» муфтии и шейхи. Ряд религиозных практик, в том числе проведение проповедей, молитв, обрядов, соблюдение поста проходят в режиме онлайн. Оцифрованы места паломничества и значимые для мусульман историко-культурные объекты. Однако многие священнослужители опасаются утраты значимости ритуалов из-за экспансии Интернет-пространства. Например, об этом свидетельствует широко распространенный исламский дискурс о селфи - модном течении, наиболее популярном среди паломников, совершающих хадж. Вопрос «Можно ли делать селфи в хадже?» вызвал массу дискуссий среди мусульман, итогом которых стали поиски божественного обоснования явления и в связи с недостаточностью объяснений в священных текстах, решение принимается в пользу запрета фото и видео вообще.
Хадж как один из пяти столпов ислама предписан к совершению каждому мусульманину, если ему позволяет здоровье и финансовое положение. Побывавший в Мекке паломник вызывает уважение родных и близких, считается, что благословение, которое он привозит с собой, распространяется на всю его семью. Мусульмане рассматривают хадж как путешествие в земном и сакральном смысле, гарантирующее отпущение грехов и достижение вечного блаженства в загробной жизни.
В реализации хаджа, мусульмане всего мира восприняли и активно используют массу новых технологий. Информация о паломничестве представлена практически во всех исламских медиа, на сайтах хадж-миссий, хадж-операторов, исламских интернет-форумах. В социальных сетях образованы самостоятельные группы, посвященные паломничеству. Исследование включало, с одной стороны, мусульманские сообщества, с другой - коммуникативные технологии, представленные в онлайн-режиме.
Использование в исследовании Интернета оказалось наиболее востребовано в изучении именно практики исламского паломничества в связи с тем, что Мекка и Медина являются практически недоступными для традиционных исследований в поле. Существуют конфессиональные ограничения - запрещен въезд на территорию святых мест немусульманам. Саудовскими властями введен запрет на проведение каких-либо исследований в период хаджа, официально запрещена фото и видеосъемка на территории запретной мечети и мечети Пророка в Медине.
В социально-культурной антропологии практикуется изучение явлений, находящихся вне возможности доступа исследователя, когда исследователь не имеет возможности физического присутствия в изучаемом сообществе - это так называемые исследования «на расстоянии» или «дистанционная этнография». Такие исследования практикуют, например, изучение политических или этнических конфликтов, затрудняющих легальное
присутствие антрополога
Хорошим подспорьем в таком случае являются цифровые медиа технологии, они позволяют проводить исследования на расстоянии, упрощая дистанционный разрыв исследователя с объектом исследования. В настоящее время, западными специалистами широко разрабатываются методы по использованию социальных сетей «для дистанционного изучения офлайн социальных явлений». В этом ключе интересны работы Хайн, Мархам, Пинка, Хорста и других [1-3].
Виртуальное пространство открывает доступ к массе информации, касающейся хаджа у разных народов. Вопросы хаджа пристально освещаются в месяц зуль-хиджа (в сезон хаджа), это самое подходящее время для кибер-исследования паломничества. В месяц хаджа происходит самоорганизация мусульман не только в реальной жизни, но и онлайн. Хадж проецируется в Интернете через социальные сети, блоги, онлайн-СМИ, аудио- и видео материалы, фото. Участвуя в кибер-дискуссиях по вопросам хаджа, просматривая аудио и видео, мусульмане, не совершающие паломничество приобщаются к нему онлайн. Использование новых технологий позволяет верующим чувствовать себя гораздо более связанными, несмотря на то, что они могут быть физически разделены.
Популярность Интернета и особенно смартфонов, дополняя физическую подвижность, способствует к потере значимости расстояния и местоположения. Местом коммуникации и обменом опыта мусульманских паломников становятся преимущественно социальные сети. В Интернете группы хаджа создаются по региональному признаку: Хадж мусульман Татарстана, Башкортостана, Екатеринбурга, Волгограда, Дагестана, Казахстана, Киргизии и т.д.; по принадлежности приходов к духовным организациям: хадж мусульман Центрального духовного управления мусульман, Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман Дагестана; по хронологическому порядку: хадж 2012, хадж 2013 и т.д. по годам. Существующие онлайн-группы хаджа по праву можно назвать цифровыми медиа-культурами, так как формируются они небольшими сообществами по всему миру.
На базе мобильных приложений существует масса различных программ, предлагающих совершить «виртуальное паломничество» и обряды хаджа в киберпространстве.
- «Ал-хадж ал-мабрур» («Одобренный хадж») - разработано в Министерстве хаджа СА как единственное «правильное восприятие ислама» в век распространения экстремистских идеологий. Функционирует на 3-х языках, урду, английском и хинди.
- «Манасикана» («Наши обряды») включает в себя карты Мекки, Медины, Джидды и мест паломничества, а также ссылки с полезной информацией. Поддерживает семь языков: арабский, английский, французский, урду, турецкий, малайский и бенгальский.
- «Hajj-Umrah Guide» пошаговое руководство по хаджу и умре на английском языке, с молениями на арабском языке и визуальным сопровождением .
- Российские туроператоры разработали приложение «Паломник», в котором содержится общая информация программы тура по дням, указаны дни пребывания в Мекке и Медине, дни переездов/перелетов, даты экскурсий, почасовой распорядок дня в соответствии с программой тура, время намазов.
- Одно из самых интересных мобильных приложений «Мекка 3D», с помощью которого любой житель земного жара может побывать в святых местах и совершить «виртуальный хадж» [6].
Мобильные приложения хаджа нацелены на решение образовательных задач (содержат подробное описание обрядов и фото мест поколения); просветительских (электронные приложения позволяют не мусульманам «посетить» святые места ислама и познакомиться с вероучением); Регламентирующие (содержат подробное описание обрядов); организационные (позволяют установить регламент посещения святых мест групп мусульман из тех или иных регионов).
Информационные технологии создают определенные удобства при совершении паломничества. Например, можно просить прощения через «Twitter», получать в нем советы от духовных наставников, в режиме реального времени делиться своими переживаниями с друзьями и родственниками через социальные сети, географически ориентироваться в Хиджазе, поддерживать новые знакомства и др. Паломниками активно используется популярный мессенджер «WhatsApp».
Благотворительный проект Исламского банка развития организовал «виртуальное жертвоприношение». За 410 реалов (около 80 евро) на официальном сайте проекта можно купить «виртуального барана» и таким образом совершить обряд жертвоприношения. Стоимость животного оплачивается через Интернет, затем производится его забой в соответствии со всеми предписаниями ислама. Данная услуга доступна для мусульман из любой страны мира в течение всего года. Ярким проявлением виртуализации хаджа является практика круглосуточных цифровых трансляций из Мекки и Медины. Например, среди мусульман России распространена практика ежедневного просмотра таких онлайн-передач. В самой Мекке в гостиницах для паломников демонстрируется круглосуточная видеотрансляция тавафа - семикратного обхода Кааабы. Зачастую паломники там и знакомятся с возможностью приобщения к хаджу через Интернет.
Несмотря на то, что обряды хаджа совершаются с помощью мобильных приложений, продолжает действовать практика подготовки и репетиций хаджа. С развитием Интернета у многих верующих вызывает опасение перемещение религиозных практик, в том числе хаджа, в виртуальное пространство. На протяжении веков священные обряды совершались во время реального путешествия к святыням ислама. Однако современные пользователи сети задаются вопросом: «Есть ли в Исламе религиозные обряды, которые можно совершать виртуально? К примеру, если человек, не располагающий средствами для посещения Мекки, посетит официальный сайт Священной Каабы с соблюдением при этом аналогов всех предписанных правил, - можно ли считать это хаджем, очистится ли
этот человек?» - спрашивают пользователи Интернета ^^
Таким образом, мусульманское сообщество интегрирует имеющиеся и создает новые цифровые продукты для улучшения инфраструктуры хаджа. В то же время роль цифровых технологий в мусульманском сообществе оценивается с двух позиций: 1. Цифровые технологии являются насущной необходимостью в современном обществе; 2. Цифровые технологии способствуют упрощению выполнения священного обряда. Ритуалы хаджа в настоящее время остаются неизменными, однако культура хаджа меняется под влиянием новых технологий. Массовые средства коммуникации с точки зрения духовных деятелей способствуют «банализации» хаджа, утрате его сакрального значения, в некотором смысле постепенному превращению в туристическую поездку, -что совершенно не соответствует ни политике Саудовской Аравии, ни позициям религиозных авторитетов в мусульманских сообществах.
Библиография
1 Hine C. Virtual ethnography. - London: Sage, 2000. - 240 p.
2. Markham A.N. Life Online: Researching real experiences in virtual pace. - Walnut Creek, CA: AltaMira Press, 1998. - 246 p.
3. Pink S., Horst H. Postill J. Digital Ethnography: Principles and Practice. - Los Angeles: Sage Publications Limited, 2016. - 254 p.
4. The Routledge Companion to Digital Ethnography / ed. by L.Hjorth, H. Horst, A. Galloway, G. Bell. - New York: Routledge, Taylor & FrancisGroup, 2017. - 494 p.
5. Горалик Л. Ахмад-хаджи Абдулаев: «Сегодня исламский мир стоит на пороге появле-ния в Шариате новых адабов». 2011. 03 окт. Islam.ru - исламский информационный портал. - Режим доступа: http://islam.ru/content/analitics/30218 (дата обращения: 25.03.2019).
6. Хабибуллина З.Р. Селфи в Мекке: харам или досточтимый хадж? // Сибирские исторические исследования. 2019. - № 2. - С. 85-108.