УДК 34 DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-11-13
ББК 67 © Р.М. Ахмедов, 2021
Научная специальность 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТЕВОГО РЕЛИГИОЗНОГО «СУПЕРМАРКЕТА»
Руслан Маратович Ахмедов, доцент кафедры государственного и административного права, кандидат юридических наук, доцент
Российский технологический университет (МИРЭА) (119454 г. Москва, проспект Вернадского, дом 78) E-mail: ahmedov@list.ru
Аннотация. Представлен авторский взгляд по вопросу о принципах организации и текущей деятельности сетевых религиозных сообществ, их сервис-сайтов. Дается содержательная характеристика этих сообществ с учетом специфики их деятельности.
Ключевые слова: сетевое религиозное сообщество, принципы, киберпространство, религия, церковь, цифровые платформы, Сеть.
BASIC PRINCIPLES OF ORGANIZATION AND ACTIVITY OF A NETWORK RELIGIOUS «SUPERMARKET»
Ruslan M. Akhmedov, Associate Professor of the Department of State and Administrative law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Russian technological University (MIREA) (119454, Moscow, Vernadskogo Avenue, 78) E-mail: ahmedov@list.ru
Abstract. The paper presents the author's view on the principles of organization and current activities of network religious communities, their service sites. Their content characteristics are given, taking into account the specifics of the activities of online religious communities.
Keywords: online religious community, principles, cyberspace, religion, church, digital platforms, Network.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Ахмедов Р.М. Основные принципы организации и деятельности сетевого религиозного «супермаркета». Вестник Московского университета МВД России. 2021(2):11-3.
Деятельность цифровых религий является неотъемлемой частью киберпространства, где посредством этих сетевых религиозных сообществ отображаются существующие в реальном сообществе индивидуальные либо групповые мировоззренческие культурно-идеологические ценности, которые не всегда соответствуют официальной позиций традиционных мировых религиозных объединений.
Однако, как и любая другая сфера деятельности человеческой мысли, сетевые сообщества также проецируют те идеи, исходные внутренние убеждения, которые объединяют в своем составе единомышленников. Следовательно, принципы деятельности, являются неотъемлемым атрибутом любой социальной
консолидации, в том числе и виртуальной. В принципах проецируются ключевые направления достижения текущих и перспективных целей сообщества. В них отображается специфика содержательной сути и функционального предназначения формируемого социума.
Рассмотрим наиболее характерные принципы организации и функциональной деятельности сетевых религиозных интернет-ресурсов.
Доступность. Сетевые религиозные сообщества характеризуются определенным уровнем реальных научно-технических инновации, благодаря чему человек приобретает возможность доступа к ранее закрытым источникам информации. Чтобы найти искомый
ответ по религиозному вопросу, достаточно ввести в любую поисковую систему название сетевого религиозного движения, религиозного культа и получить положительный результат.
Открытость. Новые сетевые сообщества распространяются посредством создания сайтов, виртуальных сервисов, блогов к которым могут обратиться и получить доступ практически неограниченное количество людей одновременно. Сеть, тем самым, становится средством пропаганды, миссионерства и продвижения религиозного движения в информационном пространстве.
Эффективность. Цифровые платформы позволяют экономить время, благодаря тому, что быстро и эффективно организуют выполнение задач, предоставив пользователю доступ по запросу к большому количеству информации. Однако, эффективность предполагает правильное распределение времени на изучение сайта либо необходимо контента. В противном случае многочисленные гиперссылки, обновления сообщений способны поглотить большее количество времени, чем рассчитывал пользователь цифрового ресурса.
Визуальная интерактивность. Сайты, сервисы, приложения сетевых религиозных сообществ выглядят весьма эффектно, где применена высококачественная графика, визуальные эффекты, приятный, эстетический внешний вид и размещено много информации, что является практически стандартом для цифровых религии. Большинство виртуальных религиозных движений в «живую» в электронном виде реагируют на запросы посетителей. Предлагают принять участие в лекциях, беседе, ознакомиться с основными догматами учения. Предоставляют возможность виртуально посетить храм, церковь. Прослушать музыку либо загрузить текстовые, графические, музыкальные файлы, тем самым устанавливая эмоциональную связь с человеком. На уровне зрительно-слуховых технических приемов способны вызвать у пользователя чувство реального присутствия на религиозном церемониале либо ритуальном действий.
Многомерная коммуникация религиозной виртуальности. Сетевое религиозное сообщество одновременно предлагает несколько контекстов для онлайн среды: оцифрованные священные тексты; участие в работе форума, в чате; чтение блогов религиозных деятелей; киберпаломничество; онлайн молитвы и многое другое, которые сконструированы в виде виртуальных коммуникационных потоков информации. Основная цель - в поддержании одновременной коммуникации «всех со всеми» в сформировавшемся виртуальном социуме, преодолевая огромные географические территории, что ранее было невозможно.
Конвергенция виртуальной среды с религиозной реальностью. Разработчики виртуальной среды, с целью широкой трансляции своего вероучения, активно адаптируют привычные формы коммуникации традиционных религиозных институтов, что стимулирует к появлению новых и нехарактерных для традиционных религий ритуального поведения у киберадептов (киберпаломничество; онлайн молитвы; виртуальные церемониалы).
Гипертекстуальность. Путем наличия гиперссылок на сайтах, системы ссылок, перенаправляют запрос в другое сетевое религиозное сообщество, где возможно размещен ответ на запрос пользователя. Как правило, в отсылочных сайтах возможно больше размещено контента по теме запроса, чем в исходном сервис-сайте. Что, в свою очередь, создает условия и увеличивает шансы поисковика в Сети предоставить по запросу более полную информацию и удержать на страничке ресурса человека, изучающего инфома-териал. Осуществить интенсивное взаимодействие в рамках сетевого сообщества.
Полицентричность. В отличие от религиозных структур реального мира, возникающих на основе локаций в физическом и социальном пространстве либо принадлежности к различным социальным группам, индивидам, топология виртуального пространства формируется как полицентричная система межсубъектных коммуникации. Сетевые религиозные сообщества формируются как контакты между различными узлами сети. В сетевых сообществах свободно обсуждаются различные доктринальные вопросы, которые становятся условием нового коллективного опыта верующих. Благодаря чему виртуальное сообщество превращается в самостоятельный социальный институт с автономным религиозным пространством.
Анонимность. Многие современные сервис-сайты скрывают разработчиков. Также предоставляется «отчасти» конфиденциальность для пользователей, что, в свою очередь, затрудняет определить авторитетность, компетентность сформировавшегося сетевого сообщества, лиц скрывающихся под аватарками, никами. Участникам сообщества позволено, практически без оглядки на законодательство, выкладывать свои соображения, мнения относительно различных, выносимых на обсуждение вопросов. Это дает питательную среду для образования разного рода децентрализованных сетевых религиозно-общественных движений. Однако, абсолютная анонимность в Сети невозможна. Порой сетевые ресурсы знают о нас больше, чем человек живущей вместе с вами. Причиной тому то, что пользователь оставляет «следы», которые позволяют, при желании его идентифицировать.
Идентичность. В сетевых религиозных сообществах предпочтения отдаются индивидуальным либо небольшим групповым ценностным предпочтениям. Благодаря чему религиозные представления приобре- 3. тают многовариативный характер без символической привязки к исторической памяти по запросу пользователя.
Отцентровость. Как справедливо утверждает М.С. Петрушевич, сетевое общение происходит с 4. людьми, которые мыслят и чувствуют одинаково. Это приводит, с одной стороны, к гармонии в локальном масштабе, с другой - к поляризации в масштабе глобальном. Поэтому сетевые религиозные сообщества, фактически отгораживают своих пользователей от всего мира [4].
В заключение, необходимо отметить, что представленный перечень принципов организации и деятельности религиозных сетевых формации и их сервис-сайтов, является неокончательным. По мере дальнейшей широкоформатной цифровизации всех 1.
сфер человеческой деятельности, по мере алгоритмизации киберпространства под руководством искусственного интеллекта, исходные идеи и убеждения об организации и функционировании деятельности сетевых социальных формаций, также будут трансформи- 2 роваться и видоизменяться. Однако, останется неизменной единственная цель - вовлечь в состав своего сообщества как можно больше единомышленников, которые руководствуются исходными осознанными 3. принципами.
Литература
1. Ахмедов Д.Р. К вопросу о правовом воздей- 4. ствии на экстремистские формы проявлений в виртуальном пространстве // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право.
2020. № 2 (25). С. 104-106.
2. Ахмедов Р.М. «Digital religion» и традиционные религиозные ценности: особенности
соотношении (по материалам электронных ресурсов): монография / Р.М. Ахмедов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021.
Ахмедов Р.М. Современные институциональные механизмы реализации государственно-конфессиональных отношений в российском обществе // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 5. С. 11-16. Петрушевич М.С. Религиозная коммуникация: особенности интернет-практик в Украине // Свеча - 2013. Том 25. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении / Международная конференция «Религия и религиозность в локальном и глобальном измерении» (30-31 октября 2013 г., Владимир). Владимир, 2013. С. 61-77.
References
Akhmedov D.R. On the question of the legal impact on extremist forms of manifestations in the virtual space // Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: Law. 2020. No. 2 (25). pp. 104-106.
Akhmedov R.M. "Digital religion" and traditional religious values: features of the ratio (based on the materials of electronic resources): monograph / R.M. Akhmedov. M.: UNITY-DANA, 2021. Akhmedov R.M. Modern institutional mechanisms for the implementation of state-confessional relations in Russian society // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 5. Pp. 11-16. Petrushevich M.S. Religious communication: features of Internet practices in Ukraine // Svecha-2013. Volume 25. Religion, religio and religiosity in the regional and Global Dimension / International Conference "Religion and Religiosity in the local and Global dimension" (October 30-31, 2013, Vladimir). Vladimir, 2013. pp. 61-77.