УДК 316.74
БУДДИЗМ В ИНТЕРНЕТЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СООБЩЕСТВ*
* Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках гранта международного конкурса РГНФ - МОН Монголии «Постсоветское общество и буддийская сангха: социорелигиозные процессы в России и Монголии» № 15-23-03002
© Актамов Иннокентий Галималаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, директор Центра азиатских исследований Бурятского государственного университета. Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
© Бадмацыренов Тимур Баторович, кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета. Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
© Доржиева Ирина Цыдыпжаповна, кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета. Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблемам методологии социологического изучения религии в Интернете. В современном обществе усиление влияния религии в сети привлекает все большее внимание исследователей. Развивается виртуальная религиозная активность, появляются новые формы религиозных сообществ: «цифровая», религия онлайн. Интернет стал полем религиозного взаимодействия, во многом лишенного прежних территориальных, политических и иных ограничений. Авторы анализируют подходы к изучению виртуальных религиозных сообществ, сложившиеся в современной социологии религии. Буддийские виртуальные сообщества стали одним из наиболее активно развивающихся религиозных интернет-явлений, демонстрирующих разнообразные способы построения новых форм передачи информации, конструирования дискурсивных практик и интеграции реальных групп. Наибольший интерес представляют сайты религиозных групп, сетевые религиозные сообщества в социальных медиа и их воздействие на реальные социальные взаимодействия.
Ключевые слова: социология религии, буддизм, виртуальные религиозные сообщества.
BUDDHISM ON THE INTERNET: THE METHODOLOGY OF VIRTUAL RELIGIOUS COMMUNITIES STUDY
Aktamov Innokenty G., PhD in Education, Associate Professor, department of pedagogy, Buryat State University.
24a, Smolina, Ulan-Ude, 670000, Russia.
Badmatsyrenov Timur B., PhD in Sociology, Associate Professor, department of political science and sociology, Buryat State University. 24a, Smolina, Ulan-Ude, 670000, Russia.
Dorzhieva Irina Ts., PhD in Sociology , Associate Professor, department of political science and sociology, Buryat State University. 24a, Smolina, Ulan-Ude, 670000, Russia.
The article is devoted to the methodology of sociological study of religion on the Internet. In the modern society the religious virtual intensification in the network attracts more and more attention of researchers. The virtual religious activity is being developed, new forms of the religious communities arise: «digital», online religion. Internet became a field of religious social interactions, nearly devoid of territorial, political or other limits. The authors analyze the contemporary sociological approaches to studying of the virtual religious communities. The Buddhist virtual communities have become one of most fast-growing religious Internet phenomena. It demonstrates various ways of arranging new forms of information transfer: construction of discursive practices and integration of real groups. The most interesting are the sites of the religious groups, network religious communities in the social media and their influence on the real social interactions
Keywords: sociology of religion, Buddhism, virtual religious communities.
Религия представлена в Интернете во множестве форм: существуют сайты, на которых отражена информация по множеству религиозных верований, и сайты отдельных религиозных направлений,
организаций и активистов. Сегодня Интернет стал полем активного религиозного конструирования и деконструкции, межрелигиозного диалога и миссионерского натиска. Все большее количество людей активно используют Интернет для поиска и передачи религиозной информации. В этой специфической социально-информационной среде происходит развитие новых форм религиозной деятельности, а образы становятся все более значимыми участниками процесса конструирования социальной виртуальной идентичности [22, с.152-155].
Интернет формирует среду для «слабой», «игровой» религиозной идентичности - гибкой, противоречивой, множественной, фрагментарной. Он позволяет создать внепространственную организацию религиозного взаимодействия, построить информационный обмен, координацию религиозной деятельности и даже управление ею в глобальном охвате при существенной экономии сил и средств. Через Интернет происходит трансляция религиозных идей, создание позитивного образа религиозных групп и организаций, вовлекаются новые верующие. До появления современных технических средств сетевого общения удаленная коммуникация по принципу многих со многими была крайне затруднена и практически невозможна. Технологии «Web 2.0» позволили организовывать в режиме реального времени массовые обсуждения с множеством независимых участников, территориально отдаленных друг от друга. Они осуществляются на специализированных интернет-ресурсах (форумы, интернет-конференции, вебинары, скайп-сессии и т.п.), на площадке практически любой социальной сети, а также в блогах.
Коллективное обсуждение социально значимых проблем, формирование консолидированных позиций часто способствует тому, что в интернет-среде начинают складываться так называемые «сетевые сообщества». В ряде случаев такая форма общения может выступать своеобразным аналогом объединений и собраний граждан, уличных пикетов, митингов, шествий или демонстраций. Интернет-сообщества также используются их участниками как удобное средство планирования и организации реальных мероприятий. Большую популярность получили так называемые флэш-мобы, а также акции протеста.[16, с. 95].
Русскоязычный сегмент Интернета - Рунет - один из самых динамично развивающихся. По данным исследования «GemiusAudience», число реальных пользователей в России в 2012-2013 возросло с 57,6 до 63,6 млн человек [17]. Русский язык - один из самых популярных, используемых при создании сайтов. По данным международной компании «W3Techs» (w3techs.com), 6% всех сайтов созданы на русском языке (по состоянию на декабрь 2013 г.). Русский язык используется на 89,8% российских сайтов, 79% украинских сайтов, 86,9% белорусских сайтов, 84% казахских сайтов. В доменной зоне «.RU» размещается 4,8% всех сайтов Сети; больше только в «.COM» (52,6%) и «.NET» (5,5%). Гораздо меньше русский язык используют на самых популярных сайтах мира - он уступает не только английскому, но и китайскому, французскому, немецкому и японскому. Русскоязычные пользователи составляют примерно 3% от всех пользователей Интернета [16, с. 116].
Российские пользователи Интернет выходят в сеть для поиска нужной информации (44%), общения (41%) и развлечения (29%) [16, с. 117]. Согласно исследованию, проведенному «Яндекс», большую часть аудитории наиболее популярных сайтов религиозной направленности составляют женщины [19].
Растущая популярность Интернета и проникновение в сеть религиозных организаций способствовали формированию особого научного направления, разрабатывающего новые подходы и методы изучения религии в интернет-пространстве. К. Хэлланд предложил разделение на «религию онлайн» (religion online) и «онлайн-религию» (online religion) [7]. Религия онлайн предполагает, прежде всего, информирование пользователей о религии в целом, отдельных мероприятиях и т.п. и в основном ориентирована на реальную «оффлайновую» деятельность религиозных сообществ. Онлайн-религия ориентирована на виртуальные религиозные действия в сети. Интересно, что первоначально гипотеза К. Хэлланда состояла в том, что традиционные «официальные религиозные группы» коррелировали с религией онлайн, а неофициальные религиозные веб-сайты - c онлайн-религией. Вместе с тем, эта точка зрения была подвергнута критике, в которой отмечалось, что даже на относительно простых информационных сайтах официальных религиозных сообществ, например, Конгрегационалистской церкви, есть возможность интерактива в виде «онлайн-формы заказа молитвы» [10, с. 93-106.]. В 2006 г. X. Кэмпбелл определила четыре различающиеся в Интернете формы религии: онлайн сбор религиозной информации, онлайн ритуалы и богослужения, онлайн рекрутирование и миссионерская деятельность и религиозное онлайн-сообщество [3, с. 3-6].
Хотя позже, в 2010 г., К. Хелланд признал, что предложенная им дихотомия становится все более «расплывчатой» и «смешанной», разделение онлайн-религии и религии онлайн все еще служит
важным инструментом в описании различий в стратегиях религиозной виртуальной активности групп и индивидов [2, с. 3].
Кроме того, в последнее десятилетие появляется новый термин «цифровая pennrHfl»(digital religion) как описание технологического и культурного смешения пространства религиозных сфер онлайн и оффлайн. Религия в Интернете несет отпечаток как онлайн-культуры с ее интерактивностью и контентом, наполняемым пользователями, так и традиционной религии с верованиями и ритуалами, связанными с исторически возникшими сообществами [2, с. 4].
В целом, изучение представленности религии в сети Интернет в свете все более возрастающего его влияния на жизнь людей представляет собой одно из наиболее перспективных направлений социологического изучения религиозной жизни. Уже со времени возникновения сети Интернет появилась потребность в его изучении, обусловленная не только стремлениями его прикладного использования, но и интересом с позиции фундаментальной науки. Аналитический центр Ю. Левады на основе репрезентативной выборки из 1600 человек от 18 лет и старше из 130 городских и сельских населенных пунктов 45 регионов страны ежемесячно проводит омнибусный опрос, позволяющий в краткие сроки получить данные. Исследования также проводятся крупными интернет-компаниями - «Яндекс» и «Mail Group». Кроме того, существует развитая сеть исследовательских центров, таких как «TNS», «comScore», «Brand Analytics», занимающихся интернет-исследованиями различной направленности. Квантитативные методики построены на измерении количественных характеристик Интернета и интернет-взаимодействия и обладают большими возможностями в изучении виртуальной религии. Вместе с тем, появление сети Интернет во многом обусловило возникновение проблемы «больших данных» как несовершенства существующих методов сбора и анализа данных.
Буддизм занял прочные позиции в сети Интернет, перешагнув собственно религиозные границы, и приобретя черты массовой культуры. Буддийские идеи и символы проникли в пространство масс-медиа, фильмов и популярной литературы, зачастую лишаясь значительной доли своего изначального содержания. Следует отметить и сравнительно высокий уровень политизации виртуального буддизма, обусловленный активной политической деятельностью буддийских сообществ в разных странах. Кроме того, буддизм выступает маркером этнорелигиозной идентичности у многих этнических групп, включая и регионы явных и скрытых конфликтов [11, с. 3-9].
В зарубежных исследованиях уже сформировалось целое научное направление, изучающее виртуальный буддизм [1; 5; 6]. Изучение буддизма в Интернете и разработка новых теоретических рамок являются отражением растущей связи религии и Интернета [4, p. 3870]. Так, введены такие термины как «киберсангха» (cybersangha) [9, с. 135-151] или «блогисаттва» (blogisattva), которые отражают растущее виртуальное присутствие буддизма в глобальной сети. Русскоязычные исследования буддизма в Интернете только начинаются, хотя некоторые аспекты этой проблематики и затрагивались отдельными исследователями [16; 21].
Ч. Пребишем в 2004 г. было описано три основных типа буддийских интернет-сообществ, ориентированных на религиозную практику. Первый включал веб-страницы, созданные традиционными американскими буддийскими группами для удобства коммуникации. Второй тип представлял собой «виртуальные храмы», созданные традиционными сангхами для дополнения своих организаций. Третий был представлен «чистыми онлайн-сообществами», не имеющими представительства оффлайн [9, с. 145]. В настоящее время исследователями отмечается, что провести точные границы между этими типами сообществ затруднительно, поскольку многие традиционные сообщества расширяют свое виртуальное присутствие, а прежде исключительно виртуальные порождают реальные социальные группы и общины.
К. Хелланд в исследовании «виртуального» Тибета как сообщества тибетской диаспоры, отмечает, что религиозные верования и практики всегда были важнейшим элементом тибетской идентичности, и тибетская диаспора использует виртуальный буддизм для сохранения общих целей, верований и структур лидерства в условиях постоянных вызовов «множественной современности»[8, с. 162].
Информацию в Интернете, имеющую отношение к буддизму, можно дифференцировать по множеству критериев, например по целям, контенту, доменам, языку, популярности и типу движка. Информация о российском буддизме представлена преимущественно на русскоязычных и англоязычных сайтах. Можно выделить сайты, на которых размещена исключительно, или преимущественно, информация на буддийскую тематику, сайты, для которых буддийская тематика является второстепенной и сайты, имеющие буддийский контент лишь частично. Кроме того, веб-страницы могут быть дифференцированы по своей направленности на религиозные и нерелигиозные. Хотя сле-
дует отметить, что границу между первой и второй группами материалов зачастую провести довольно трудно, как в силу высокого научно-образовательного философского уровня религиозных деятелей, так и в силу некоторого идейного и деятельностного смешения научного буддологического и религиозного буддийского знания. Сайты буддийских религиозных организаций, буддийских СМИ, буддийские форумы, сообщества в социальных сетях и буддийские блоги характеризуют преимущественно религиозный характер и направленность на распространение идей буддизма. Так, многие буддийские организации Бурятии имеют свои сайты и страницы в социальных сетях [12, с. 53]. Сайты буддологических организаций, научно-исследовательских центров и вузов, СМИ, содержащие информацию о буддизме, характеризуются институциональной отстраненностью от религиозных организаций и религиозной практики.
Особую группу составляют социальные медиа. Социальные сети как системы, включающие взаимодействия между людьми, социальными группами и организациями, в широком смысле могут рассматриваться как неотъемлемая часть человеческого общества. Они существуют во множестве исторически сложившихся форм информационной коммуникации, но в настоящее время уже прочно закрепилась связь этого термина со сравнительно недавно возникшими системами интернет-коммуникации, базирующимися на платформе, онлайн-сервисе или веб-сайте, созданными для социальной коммуникации посредством технических средств сети Инернет. Такие системы и средства обмена информацией и общения между людьми посредством Интернета в последнее время все чаще стали обозначать термином социальные медиа, к которым причисляют социальные сети, блоги, виртуальные игры, геосоциальные сервисы, интернет-сообщества и прочие online-технологии, позволяющие пользователям общаться между собой.
Главная особенность социальных медиа - создание и размещение контента самими пользователями, которые могут обмениваться своими мнениями, опытом и знаниями, делиться новостями, информацией, видео, фото и музыкой, взаимодействовать друг с другом, налаживать контакты, причем используя преимущественно бесплатный доступ к услуге [16, с. 51]. Более того, возможность комментирования породила даже целый жанр «сетевого троллинга», как намеренного провоцирования виртуального собеседника или аудитории на негативную эмоциональную реакцию и соответствующие действия [14, с. 48-51]. Изучение комментариев, «лайков» и «репостов» может быть направлено на выявление особенностей сетевого взаимодействия, его структуры и направленности.
К группе социальных медиа относятся буддийские форумы, блоги, буддийские виртуальные сообщества в социальных сетях, интернет-сервисы видеохостинга. Если информационные сайты предполагают преимущественно получение пользователям информации с ограниченными возможностями интеракции, то социальные медиа предоставляют им возможность размещать собственные материалы. В целом, такие действия можно условно разделить на «активные», «активно-пассивные» и «пассивные», по их направленности на социальные группы и индивидов. «Активные» пользователи побуждают своими сетевыми действиями к тем или иным видам активности, «пассивные» просматривают, читают или по-иному используют информацию, но ограничиваются индивидуальными действиями. «Активно-пассивные» преимущественно передают информацию «активных» пользователей.
Такая схема сетевого взаимодействия в буддийском сетевом сообществе может быть описана через следующие этапы: размещение религиозной информации на интернет-сайте (видео, аудио, текст), репост (лайк, комментирование), просмотр (чтение, прослушивание). На основе близости интересов, социального положения, личного знакомства формируются виртуальные сообщества, в которых происходит общение, получение и передача информации, координация деятельности. В рамках сетевых сообществ их члены вступают в более интенсивное информационное взаимодействие, как прямое (через диалоги и сообщения), так и опосредованное (комментирование и рекомендации). Также следует отметить, что технические средства социальных медиа позволяют генерировать рекомендации пользователю на основании данных о его профиле, истории поисковых запросов и контактов.
Е. Д. Невесенко предлагает следующую классификацию современных виртуальных сообществ: 1) профильные социально ориентированные виртуальные сообщества. К их числу относятся те, которые в качестве своей основной цели выбрали социально значимые ориентиры - социальная помощь, экология, воспитание, образование, политика и т.п.; 2) непрофильные социально ориентированные виртуальные сообщества. Их основное направление связано непосредственно с перечисленными социальными ориентирами, которые активно поддерживаются их участниками. 3) социально пассивные виртуальные сообщества. Данную категорию составляют непрофильные виртуальные сообщества, не выражающие явные социально ориентированные позиции, то есть являющиеся социально пассивны-
ми; 4) социально опасные виртуальные сообщества. Это сообщества, деятельность которых характеризуется нарушением общественного порядка, причинением вреда жизни и благополучию людей, нанесению урона культурным памятникам и окружающей среде и т.п. [18].
Интернет и социальные медиа позволяют также организовывать религиозные мероприятия и принимать в них участие, причем как в виртуальных (онлайн-трансляции, вебинары, сбор пожертвований), так и реальных (лекции религиозных деятелей, паломничества, ритуалы). Например, на сайте Буддийской традиционной сангхи России пользователь может заказать молебен, указав из предложенного списка цель или цели проведения молебна: за здравие, выздоровление и долголетие, для обретения материальных благ, успеха в делах, для обретения счастья и спокойствия, для успешной учебы, сдачи экзамена, для отвращения бед и несчастий, для дальней дороги, для поправления особо сложной жизненной ситуации. Затем указать сумму пожертвования и произвести онлайн-платеж [20].
Также можно выделить группу сайтов буддийских интернет-магазинов, например, http://dharma.ru/, где можно приобрести книги, журналы, изображения, диски, одежду, ритуальные предметы и другие товары. Причем многие буддийские ресурсы, не являясь магазинами, располагают дополнительными возможностями сервиса онлайн-торговли товарами.
Кроме того, информация в сети может быть пробуддийской, антибуддийской и нейтральной направленности. Эта классификация приобретает большую значимость в свете роста межэтнической и межконфессиональной напряженности. В конце 2014 г. Государственная Дума одобрила в первом чтении поправки в Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ, которые наделяют Генпрокуратуру полномочиями по внесудебной блокировке доступа к интернет-сайтам экстремистской направленности. Под запрещенной информацией понимаются призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, разжиганию межнациональной или межконфессиональной розни, участию в террористической деятельности и «участию в публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка».
Таким образом, изучение виртуальных религиозных сообществ в Интернете является сегодня одним из наиболее перспективных направлений развития социологии религии. Это обусловлено высокой динамикой развития виртуального пространства, все большим влиянием Интернета на жизнь современного общества и формированием новых форм религиозных сообществ и религиозной деятельности в интернет-пространстве.
Литература
1. Buddhism, the Internet, and digital media The pixel in the lotus / ed. by G. P. Grieve, D. Veidlinger. - New York: Routledge, 2014. - P.240.
2. Campbell H. Digital religion: understanding religious practice in New Media Worlds. - Routledge, 2012
- P.3.
3. Campbell H. Religion and the Internet // Issue of Communication Research Trends. - 2006. - V.25, Iss.1. -Pp.4-6.
4. Connely L. Virtual Buddhism:online communities, sacred place and objects // The changing world religion map: sacred places, identities, practices and politics. - Springer, 2015. - Pp.3870.
5. Greider B. Academic Buddhology and the Cyber-Sangha: researching and teaching Buddhism on the web // Teaching Buddhism in the West: from the wheel to the web / ed. by V. Nori, R. Hayes, J. Shields. - London, New York, 2002. - P.212-234.
6. Hayes R. The Internet as a window onto American Buddhism // American Buddhism: methods and findings in recent scholarship / D. R. Williams and Ch. S. Queen. - Richmond, Surrey, UK: Curzon Press, 1999.
7. Helland C. Online religion as lived religion methodological issues in the study of religious participation on the Internet // Online - Heidelberg Journal of Religions on the Internet Volume 01.1 Special issue on theory and methodology (2005) // [Электронный ресурс]. - URL: http://archiv.ub.uni-heidelberg.de/volltextserver/5823/1/Helland3a. pdf (дата обращения 12.04.2015).
8. Helland C. Virtual Tibet: from media spectacle to co-located sacred space // Buddhism, the Internet, and digital media The Pixel in the lotus/ ed. by G. P. Grieve, D. Veidlinger. - New York: Routledge, 2014. - P.162.
9. Prebish Ch. S. The Cybersangha: Buddhism on the Internet // Religion online: finding faith on the Internet. -London: Routledge, 2004. - P.135-151.
10. Young G. Reading and praying online: the continuity of religion online and online religion in Internet Christianity // Religion online: finding faith on the Internet. - New York: Routledge, 2004. - Pp. 93-106.
11. Актамов И. Г. Этноязыковые процессы в многонациональных государствах: общемировые тенденции и государственная образовательная политика (на примере Республики Бурятия РФ и АРВМ КНР) // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - Вып. 1. Педагогика. - С. 3-9.
12. Бадмацыренов Т. Б. Буддизм Бурятии: структурные, функциональные и организационные характеристики // Буддизм в общественно-политических процессах Бурятии и стран Центральной Азии. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. - C. 40-58.
13. Бадмацыренов Т. Б. Сангха и политика: политические аспекты функционирования буддийского духовенства Монголии и Бурятии // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - Вып. 14. Философия, социология, политология, культурология. - С. 137-143.
14. Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. - 2012. - № 1. Философия. Социология. Психология. Педагогика. - С. 48-51.
15. Добродум О. В. Рецепция буддизма в глобальной паутине // HayKOBi записки КУТЕП. Сер. Фшософ-ськ1 науки. - 2013. - №15. - С. 90-98.
16. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. - М.: Изд-во Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, 2014. - С. 95.
17. Мужчины vs Женщины. Исследование «gemiusAudience», Россия, август 2012/2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gemius.ru/otchety-i-prezentacii/muzhchiny-vs-zhenschiny-v-runete-kto-kogo-4617.html (дата обращения: 21.04.2015).
18. Невесенко Е. Д. Роль виртуальных сетевых сообществ в развитии социальной инициативности молодежи [Электронный ресурс]. - URL: http://teoria practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/12/sociologiya/nevesen ko.pdf (дата обращения: 13.04.2015).
19. Новости в Интернете: СМИ и читатели [Электронный ресурс]. - URL: https://company.yandex.ru/ researches/reports/2014/ya_news.xmI (дата обращения: 13.04.205).
20. Официальный сайт Буддийской традиционной сангхи России [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.sangharussia.ru/datsans/huree/sponsorship
21. Полевая Ю. С. Сангха 2.0. Формирование общины нового типа // Седьмая международная востоковедная конференция (Торчиновские чтения): метаморфозы, г. Санкт-Петербург, 22-25 июня 2011 г. / сост. и ред. С. В. Пахомов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013. - 4.1. - С. 261-269.
22. Родионов В. А. Политические образы России в дискурсивных практиках СМИ Монголии // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - Вып. 8. Востоковедение. - С.152-155.