Научная статья на тему 'Интернет-пространство религии и «Цифровизация буддизма»'

Интернет-пространство религии и «Цифровизация буддизма» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
484
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / РЕЛИГИЯ / БУДДИЗМ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / «ЦИФРОВАЯРЕЛИГИЯ» / «ЦИФРОВИЗАЦИЯ БУДДИЗМА» / INTERNET SPACE / RELIGION / BUDDHISM / VIRTUAL SPACE / «DIGITAL RELIGION» / "DIGITALIZATION OF BUDDHISM"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Буваева Гиляна Анатольевна

Вхождение интернет технологий в нашу повседневную жизнь, их превращение в ее незаменимый атрибут, а также их использование в деятельности религиозных организаций во многом обусловили появление новых научных междисциплинарных направлений, исследующих религию в глобальной сети. Интернет пространство стало полем конструирования религиозной идентичности, передачи религиозной информации, налаживания межконфессионального диалога и взаимодействия, реализации новых форм религиозной деятельности, появления новыхрелигиозных дискурсов. «Цифровизация буддизма», расширение буддийского киберпространства делают необходимым наполнение российским контентом буддийского глобального виртуального пространства с опорой на культурно исторические традиции российских народов (калмыки, буряты, тувинцы, часть алтайцев), исторически исповедующих буддийскуюрелигию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Буваева Гиляна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTEMPTS TO REVIVE RELIGION IN VIRTUAL SPACE AND «DIGITALIZATION OF BUDDHISM»

The arrival of Internet technologies, their transformation into every day's indispensable attribute, as well as their use by religious organizations, has largely led to the emergence of new scientific interdisciplinary areas that study religion in the global network. The Internet space has become a field for creating religious identity, transmitting religious information, establishing interfaith dialogue and interaction, implementing new forms of religious activity, and the emergence of new religious discourses. "Digitalization of Buddhism", the expansion of Buddhist cyberspace make it necessary tofill the Buddhist global virtual space with Russian content based on the cultural and historical traditions of the Russian peoples (Kalmyks, Buryats, Tuvans, some Altaians), historically practicing Buddhism.

Текст научной работы на тему «Интернет-пространство религии и «Цифровизация буддизма»»

УДК 316.74 ББК 87.6

Г.А. Буваева

Калмыцкий государственныйуниверситет имени Б.Б. Городовикова

ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО РЕЛИГИИ И «ЦИФРОВИЗАЦИЯ БУДДИЗМА»

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект 19-18-00118 «Россия и буддийский мир в дискурсе философского востоковедения»)

Вхождение интернет-технологий в нашу повседневную жизнь, их превращение в ее незаменимый атрибут, а также их использование в деятельности религиозных организаций во многом обусловили появление новых научных междисциплинарных направлений, исследующих религию в глобальной сети. Интернет-пространство стало полем конструирования религиозной идентичности, передачи религиозной информации, налаживания межконфессионального диалога и взаимодействия, реализации новых форм религиозной деятельности, появления новыхрелигиозных дискурсов.

«Цифровизация буддизма», расширение буддийского киберпространства делают необходимым наполнение российским контентом буддийского глобального виртуального пространства с опорой на культурно-исторические традиции российских народов (калмыки, буряты, тувинцы, часть алтайцев), исторически исповедующих буддийскуюрелигию.

Ключевые слова: интернет-пространство, религия, буддизм, виртуальное пространство, «цифроваярелигия», «цифровизация буддизма».

G.A. Buvaeva

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

ATTEMPTS TO REVIVE RELIGION IN VIRTUAL SPACE AND «DIGITALIZATION OF BUDDHISM»

The arrival of Internet technologies, their transformation into every day's indispensable attribute, as -well as their -use by religious organizations, has largely led to the emergence of new scientific interdisciplinary areas that study religion in the global network. The Internet space has become a field for creating religious identity, transmitting religious information, establishing interfaith dialogue and interaction, implementing new forms of religious activity, and the emergence of new religious discourses.

"Digitalization ofBuddhism", the expansion ofBuddhist cyberspace make it necessary tofill the Buddhist global -virtual space -with Russian content based on the cultural and historical traditions of the Russianpeoples (Kalmyks, Buryats, Tuvans, some Altaians), historicallypracticing Buddhism.

Keywords: Internet Space, religion, Buddhism, -virtual space, «digital religion», "'Digitalization ofBuddhism".

Стремительное вхождение интернет-технологий в нашу повседневную жизнь, их превращение в ее незаменимый атрибут, а также их использование в деятельности религиозных организаций во многом обусловили появление новых научных междисциплинарных направлений, исследующих религию в глобальной сети. Интернет-пространство стало полем конструирования религиозной идентичности, передачи религиозной информации, налаживания межконфессионального диалога и взаимодействия, реализации новых форм религиозной деятельности, появления новых религиозных дискурсов.

Первопроходцем в создании религиозного цифрового гипертекста является иезуитский священник отец Роберто Бусе (1913-2011), информатик и компьютерный лингвист, подаривший миру цифровое измерение религиозно-философской реальности. В 1946 г. он защитил диссертацию по теме «Томическая терминология интерьера», в которой собрал десять тысяч вариантов использования только одного термина в комментариях Фомы Аквинского. В 1949 г. он инициировал амбициозный проект по созданию индекса терминологии сочинений Фомы Аквинского с перекрестными ссылками и комментариями. Необычайность этой затеи состояла в том, что отец Бусе сумел убедить Томаса Дж. Уотсона, основателя IBM, поддержать его проект в рамках развития компьютерных технологий. Уже в I960 г. над созданием цифрового Index Thomisticus трудилась команда из 60 священников-программистов под начальством отца Бусе. Первым серьезным результатом их стараний стала 56-томная электронная коллекция терминологического индекса-гипертекста. В 1980 г. был выпущен компакт-диск, а с 2005 г. открылся сайт с полноформатным представительством цифрового индекса. В дальнейшем оцифровка текстов была произведена представителями различных христианских конфессий, а в 1990-х гг. вошла в широкую практику различных религиозных организаций. По мнению Островской Е.А., именно к этому времени относится и возникновение цифровой социологии религии. В виртуальном измерении она организует свое собственное медиапространство в интернете в форме открытых и закрытых блогов профессиональных исследователей религии, сайтов, посвященных сбору данных по исследованиям конкретных религиозных традиций или тем. Параллельно этому проводятся офлайн социологические исследования цифровой и медиа реальностей религий современного общества [8, с. 276].

В настоящее время социология религии располагает несколькими направлениями изучения цифрового и медиаизмерений религии как социальной реальности, в частности американскими и скандинавскими. Оба направления развиваются в интенсивном диалоге друг с другом, их представители объединяются и проводят исследования. Так, лидеры обоих направлений социологи Хайди Кэмпбелл и Миа Лёвхайм являются авторами концептуализации динамики созревания религиозной цифровой среды и ее социологического освоения. В статье «Переосмысление онлайн-офлайн связи исследований религии онлайн» (2011) Кэмпбелл и Лёвхайм предложили подробно говорить о трех этапах этой динамики. На первом этапе в конце 1990-х гг. социологи начинают говорить о некоей «киберрелигии», предстающей в пространстве интернета религиозными практиками и разнообразными сайтами с религиозным контентом. В тот инициальный период основным был вопрос о возможном пагубном влиянии интернета на религию, поскольку плохо понятная «киберрелигия» виделась ученым как некая утопия или антиутопия, оторванная от реальности. На втором этапе в 2000-х гг. появляются уже более взвешенные оценки новой цифровой реальности религиозной среды в ее виртуальном разнообразии. Социологи сосредоточились на вновь онлайн возникающих религиозных авторитетах, сообществах и идентичностях. Характерно, что в течение нескольких десятилетий развития виртуального измерения религий ученые полагали, что онлайн и офлайн мало связаны друг с другом. В 2004-2006 гг. наступает третий этап исследований цифрового измерения религий, констатировавший пересечение одних и тех же религий [8].

Здесь также следует указать и международный проект «Скандинавская исследовательская сеть по изучению медиатизации религии и культуры» (The Nordic Research Network on the Médiatisation of Religion and Culture (MRC), который объединил на рубеже 1190-х и 2000-х годов социологов, антропологов и теологов из Дании, Швеции,

Норвегии, Финляндии. В числе ее участников выступили Хайди Кэмпбелл, Миа Лёв-хайм, Стиг Хьярвард, работы которых придали принципиально новый ракурс исследованию проблемы медиа и цифрового измерения религии. Методологической базой объединения усилий этой международной коллаборации стала теория медиатизации религии, предложенная датским социологом Стигом Хьярвардом [8].

Теория медиатизации религии задумывалась Хьярвардом как социологическое описание того, каким образом современные средства массовой информации становятся источником представлений о религии, новых религиозных идентичностей. Долгосрочный анализ форм симбиоза жизнедеятельности медиа и религиозной сферы общества позволил ему разработать концепцию «медиатизации религии». Она описывает языком социологии феномен влияния медиа на религиозные пратики, дискурсы и формы медиатизированной религии. Хьярвард предложил обозначить этот процесс влияния медиа на религию и адаптацию религии под логику медиа понятием «медиатизация религии» [8].

В 2002 г. в англоязычном научном журнале «Религия» вышел сборник статей, посвященных проблематике взаимодействия религии и интернет-пространства [18]. Авторы сборника: Анастасия Карафлоджка («Религиозный дискурс и киберпростран-ство»), Марк Мак Уильяме («Виртуальные паломничества в Интернете»), Шон Артур («Технофилия и естественная религия: нарастание парадокса»), Кристофер Хелланд («Интернет-серфинг для спасения») и Патрик Максвелл («Виртуальная религия в контекстном окружении») - «обозначили свои подходы к определению, характеристике и систематизации формирующейся в киберпространстве религиозности» [6, с. 69].

Религиозно обусловленные виртуальные пространства расширяются и развиваются, создавая и формируя совершенно новые формы информационно-коммуникационного взаимодействия и конфессионально-сетевой идентичности. Анастасия Карафлоджка отмечает: «Уже несколько лет институционализованные религии, церкви, храмы и новые религиозные движения стремятся как можно скорее разместить свои страницы на веб-сайтах. Большие области оперативных информационных служб - таких как AOL и Yahoo - посвящены религии, начиная от групп, изучающих Библию в лоне традиционного христианства, и до неоязыческих ритуалов, проводимых в виртуальных чат-форумах» [16, с. 279].

Конфессиональный сегмент в интернет-пространстве не исчерпывается только лишь оффлайн-информацией о нем, речь идет об интерактивном взаимодействии религиозных сообществ, онлайновом формировании религиозной идентичности. Как отмечает Кристофер Хелланд, «многие люди, путешествуя по интернету, хотят получать больше, чем просто информацию. Они также хотят исполнять в Сети свои религиозные потребности» [14, с. 297]. К таким религиозным практикам в киберпространстве относятся «онлайн-молитва, виртуальные паломничества, онлайн-меди-тация, онлайн-богослужения, кибер-ритуалы, кибер-похороны и кибер-панихиды и др. Кроме того, сюда относится взаимодействие верующих в религиозных веб-чатах, интернет-конференциях» [6, с. 75-76].

Религиозный ландшафт интернет-пространства характеризуется наличием и деятельностью в глобальной сети виртуальных религиозных институтов: «кибер-церкви, кибер-мечети, кибер-сангхи, кибер-синагоги, которые пользуются популярностью среди интернет-пользователей» [6, с. 79].

К. Хелланд на основании анализа религиозных сайтов обосновывает их следующую классификацию: «религия онлайн» («religion online») и «онлайн религия» («online religion») [13]. «Религия онлайн» ставит своей целью информирование пользователей Сети о той или иной религии в целом, о различных религиозных мероприятиях.

В целом она отличается своей ориентацией на статичную, «оффлайновую» информацию о деятельности религиозных сообществ. «Онлайн религия» направлена на создание и информационно-коммуникационное обеспечение религиозного онлайн-взаимодействия в сети. Хотя понятно, что данное разделение носит сегодня условный характер, поскольку современные коммуникации не только позволяют нести «оффлайновую» информацию, но и формируют подвижное киберпространство взаимодействий.

В современном научном дискурсе появился новый термин «цифровая религия» (digital religion) [10], призванный описать специфику «помещения» религии в цифровое виртуальное пространство, особенности формирования религиозной идентичности и религиозных практик в Сети. Данный термин также понимается как «описание технологического и культурного смешения пространства религиозных сфер онлайн и оффлайн» [1, с. 88]. Религиозный контент в интернет-пространстве отражает как особенности электронной культуры с ее интерактивностью и коммуникативным интерфейсом, так и специфику традиционных религий с их исторически устоявшимися практиками и ритуалами.

Цифровизация социальной реальности предстает и как новое цифровое измерение религии, и как «кибер-религия». Традиционные религии и вновь возникающие религиозные движения активно осваивают современное цифровое пространство, создают собственную цифровую среду религиозных сетевых взаимодействий, иден-тичностей, дискурсов и смыслов. Цифровизация религий имеет своим следствием изменение коммуникативного профиля религий, продвижение их тем в широкое общественное обсуждение наравне с политической и экономической повесткой. Современные исследования религии как необъемлемой составляющей социума предполагают поиск ответов на вопрос о соотнесенности офлайн измерений религиозных взаимодействий, организаций и коммуникаций с их онлайн презентациями [8].

Что касается методов исследования феномена «цифровой религии», то здесь следует обратить внимание на такой веб-инструмент Google Trends, с помощью которого можно составить статистику интернет-запросов во Всемирной сети. Как известно, Google Trends является публичным web-приложением корпорации Google, основанным на поиске Google, которое показывает, как часто определенный термин ищут по отношению к общему объему поисковых запросов в различных регионах мира и на различных языках.

Так, большинство запросов на тему «буддизм религия» с мая 2019 г. по май 2020 г. зарегистрированы, что вполне объяснимо, в российских буддийских республиках: Калмыкия, Тува, Бурятия. Что касается поисковых запросов на данную тему по всему миру, то здесь отмечены следующие буддийские страны: Шри-Ланка, Таиланд, Вьетнам, Мьянма, Непал.

В этой связи обратимся к теме буддизма в интернет-пространстве. В зарубежных исследованиях уже сформировалось научное направление, изучающее феномен проявления буддизма в интернет-пространстве [9, 11, 12]. Вводятся такие термины, как «киберсангха» (cybersangha) [17], «виртуальный буддизм» (virtual buddhism) [11], наглядно демонстрирующие «цифровизацию буддизма» и растущий буддийский сегмент в глобальной сети.

К. Хелланд в своем исследовании «виртуального» Тибета [15] отмечает, что «религиозные верования и практики всегда были важнейшим элементом тибетской идентичности, и тибетская диаспора использует виртуальный буддизм для сохранения общих целей, верований и структур лидерства в условиях постоянных вызовов «множественной современности»» [2, с. 88].

Особого внимания заслуживают исследования цифрового измерения российского буддизма [2-5, 7].

Среди электронных ресурсов можно назвать сайт Buddhism.org.ru, созданный в 1998 г. Со временем этот сайт был преобразован в ассоциацию «Буддизм в Интернете» и получил название Buddhist.ru [3]. Действует сайт (http://www.uddiyana.ru), посвященный буддийской литературе и буддийскому книгоизданию. Особо следует отметить электронный журнал «Буддизм России» (https://buddhismofrussia.ru), главным редактором журнала и издательства является А. Терентьев.

Также можно выделить сайты буддийских интернет-магазинов (например, https://amrita-buddha.ru; http://dharma.ru; https://kurukullashop.ru), где можно приобрести книги, журналы, компакт-диски, одежду, ритуальные предметы, благовония, календари и другие товары.

В настоящее время буддийский сегмент интернет-пространства России отличается многообразием и сложностью структуры веб-сайтов различных буддийских организаций, буддийских СМИ, форумов, сообществ в социальных сетях. Здесь следует отметить и онлайновые вебинары, аудио- и видеозаписи лекций буддийских учителей и глав буддийских общин. В режиме онлайн проводятся сборы пожертвований, трансляции учений, паломничеств, ритуалы построения мандал, проведение праздничных служб.

Например, на сайте Калмыцкого Центрального буддийского монастыря «Золотая обитель Будды Шакьямуни» («Геден Шеддуп Чой Корлинг») - (http://khurul.ru) -ведется прямая интернет-трансляция лекций Его Святейшества Далай-ламы XIV, религиозных служб, указано расписание буддийских учений и ритуалов. На официальном YouTube-канале Центрального хурула проходят прямые трансляции молебнов.

На сайте Буддийской традиционной сангхи России (https://sangharussia.ru) пользователь может сделать онлайн-подношение буддийской сангхе, заказать молебен.

Сайт Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» (https://tuvalobdon.com) содержит информацию о буддийской общине Тувы.

По мнению Островской Е.А., «российский буддизм предстает как гибкий и сенситивный локус глобального буддийского пространства современности. В этом локусе обнаруживается большое разнообразие организационных типов и направлений буддизма, офлайн и онлайн-измерения буддийской религиозности, медиатизированные форматы буддизма. Буддийские онлайн-сообщества воспроизводят организационные особенностироссийскихбуддийскихофлайн-организаций» [8, с 188].

На наш взгляд, здесь также следует отметить и то, что «цифровизация буддизма», расширение буддийского киберпространства делают необходимым наполнение российским контентом буддийского глобального виртуального пространства с опорой на культурно-исторические традиции российских народов (калмыки, буряты, тувинцы, часть алтайцев), исторически исповедующих буддийскую религию.

Таким образом, можно констатировать, что представленность буддизма и буддийского сообщества в глобальной сети благодаря современным интернет-технологиям возрастает, появляются новые формы их коммуникации и взаимодействия в виртуальном пространстве. Вместе с тем представляется актуальной задача по увеличению российского буддийского сегмента в глобальной сети, учитывающая евразийскую идентичность российского государства, необходимость укрепления межконфессионального диалога внутри страны и налаживания перспективного сотрудничества со странами буддийского мира.

Список литературы

1. Актамов И.Г., Бадмацыренов Т.Б., Доржиева И.Ц. Буддизм в Интернете: методология изучения виртуальных сообществ // Вестник Бурятского государственного университета. 2015.№.- С. 86-91.

2. Актамов И.Г., Бадмацыренов Т.Б., Цыремпилов Н.В. Российский буддизм в интернет-измерении//Власть. 2015. №. 7. - С. 125-130.

3. Доржигушаева О.В., Дондуков Б. Влияние информационных технологий на развитие буддийских сообществ России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. № 3 (224). -

C. 110-114.

4. Доржигушаева О.В., Дондуков Б. Обзор сайтов традиционных буддийских сообществ России в Интернете // Медиафилософия. 2017. № XIII. - С. 204-211.

5. Дондуков Б.Ц. Особенности формирования буддийского интернет-ландшафта в Рунете // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Философия». 2019.№4.-С. 134-138.

6. Забияко А. П., Воронкова Е. А., Лапин А. В., Пратына Д. А. и др. Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций / А. П. Забияко, Е. А. Воронкова, А. В. Лапин, Д. А. Пратына и др.; под ред. А. П. Забияко. - Благовещенск: Амурский гос. ун- т, библиотека журнала «Религиоведение», 2012. - 208 с.

7. Куус Я.В. Тибетский буддизм в русскоязычном разделе сети Интернет // Буддизм Ваджраяны в России: история и современность. Сборник докладов Международной научно-практической конференции. СПб., 2009. - С. 502-510.

8. Островская Е.А. Социология религии: введение. - СПб.: Изд-во «Петербургское Востоковедение», 2018. - 320 с.

9. Buddhism, the Internet and digital media The pixel in the lotus / ed. by G. P. Grieve,

D. Veidlinger. - New York: Routledge, 2014. - 240 p.

10. Campbell H. Digital religion: understanding religious practice in New Media Worlds. -Routledge, 2012. - 276 p.

11. Connely L. Virtual Buddhism: online communities, sacred place and objects // The changing world religion map: sacred places, identities, practices and politics. -Springer, 2015. - P. 3870.

12. Greider B. Academic Buddhology and the Cyber-Sangha: researching and teaching Buddhism on the web // Teaching Buddhism in the West: from the wheel to the web / ed. by V. Nori, R. Hayes, J. Shields. - London, New York, 2002. - P. 212-234.

13. Helland C. Online religion as lived religion methodological issues in the study of religious participation on the Internet // Online - Heidelberg Journal of Religions on the Internet Volume 01.1 Special issue on theory and methodology (2005) //URL: http://archiv. ub.uni-heidelberg.de/volltextserver/5823/l/Helland3a.pdf (дата обращения 20.02.2020)

14. Helland С. Surfing for Salvation II Religion. Vol 32, Issue 1. 2002. - P. 293-303.

15. Helland C. Virtual Tibet: from media spectacle to co-located sacred space II Buddhism, the Internet, and digital media The Pixel in the lotus/ ed. by G. P. Grieve, D. Veidlinger. -New York: Routledge, 2014.-P.163-180.

16. Karaflogka A. Religious Discourse and Cyberspace //Religion. Vol 32, Issue 1.2002. -P. 279-291.

17. Prebish Ch.S. The Cybersangha: Buddhism on the Internet II Religion Online: FindingFaithonthe Internet. London: Routledge. 2004. - P. 135-151.

18. Religion. Vol. 32, Issue 1. 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.