Научная статья на тему '«DIGITAL RELIGION» И ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ. ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЙ'

«DIGITAL RELIGION» И ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ. ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
DIGITAL RELIGION / ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедов Руслан Маратович, Эриашвили Нодари Дарчоевич, Ахмедов Дамир Русланович

Вовлечение в традиционную культурно-идеологическую среду, в сферу сакрального новых инновационных технологий создало условия для конкуренции между последователями консервативного и технологического пути развития государства и общества, где каждая сторона стремится удержать свои культурологические позиции, возможность влияния на мировоззрение социума, при этом обосновывая свои преимущества. В настоящее время текущая модель культурноидеологического развития переживает свое переосмысление; при этом все больше формируются децентрализованные механизмы поддержания коллективного общения посредством построения сетевых социальных платформ. Digital religion - одно из направлений международного виртуального взаимодействия социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«DIGITAL RELIGION» AND TRADITIONAL CULTURAL ND IDEOLOGICAL MODELS: FEATURES OF RELATIONS

The involvement of new innovative technologies in the traditional cultural and ideological environment, in the sphere of the sacred, has created conditions for competition between the followers of the conservative and technological path of development of the state and society, where each side seeks to maintain its cultural positions, the possibility of influencing the worldview of society, while justifying its advantages. Currently, the current model of cultural and ideological development is undergoing a rethinking, where decentralized mechanisms for maintaining collective communication are increasingly being formed, through the construction of network social platforms. Digital religion is one of the directions of international virtual interaction of the social sphere.

Текст научной работы на тему ««DIGITAL RELIGION» И ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ. ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЙ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2021-3-25-29

«DIGITAL RELIGION» И ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Особенности соотношений

Руслан Маратович АХМЕДОВ,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного и административного права Российского технологического университета — МИРЭА ahmedov@list.ru

Нодари Дарчоевич ЭРИАШВИЛИ,

доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и трудового права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

professor60@mail.ru

Дамир Русланович АХМЕДОВ,

курсант Института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя urus1602@yandex.ru

Аннотация. Вовлечение в традиционную культурно-идеологическую среду, в сферу сакрального новых инновационных технологий создало условия для конкуренции между последователями консервативного и технологического пути развития государства и общества, где каждая сторона стремится удержать свои культурологические позиции, возможность влияния на мировоззрение социума, при этом обосновывая свои преимущества.

В настоящее время текущая модель культурно-идеологического развития переживает свое переосмысление; при этом все больше формируются децентрализованные механизмы поддержания коллективного общения посредством построения сетевых социальных платформ.

Digital religion — одно из направлений международного виртуального взаимодействия социальной сферы.

Ключевые слова: digital religion, ценности, традиции, религиозные объединения, Интернет, государство.

Annotation. The involvement of new innovative technologies in the traditional cultural and ideological environment, in the sphere of the sacred, has created conditions for competition between the followers of the conservative and technological path of development of the state and society, where each side seeks to maintain its cultural positions, the possibility of influencing the world-view of society, while justifying its advantages. Currently, the current model of cultural and ideological development is undergoing a rethinking, where decentralized mechanisms for maintaining collective communication are increasingly being formed, through the construction of network social platforms.

Digital religion is one of the directions of international virtual interaction of the social sphere.

Keywords: digital religion, values, traditions, religious associations, Internet, state.

Новые революционные технологии созда ют специфическую социальную среду — ■а. ^^чрезвычайно плюралистическую и открытую новым общественным движениям, ох-

ватывая при этом практически все сферы социального бытия. Тотальная сетевая экспансия, открытость и доступность Интернета сделали неизбежным виртуализацию человеческой

№ 3/2021

жизни, создав условия для становления новой сетецентричной парадигмы1. На смену традиционным представлениям о социальной реальности приходят гибкие сетевые структуры, возникающие на основе неограниченных возможностей коммуникации людей в виртуальном пространстве.

Поэтому верующие традиционных религии активно подвергаются воздействию различных религиозных учений, систем. Благодаря этому люди начинают постепенно экспериментировать в духовной практике путем самостоятельного поиска ответов на извечные вопросы религиозного содержания в киберпространстве. Традиционные религиозные доктрины приобретают характер «текучей» информации, не соответствующей реалиям жизни социума. Возникают «гибридные» культурно-идеологические модели ценностных ориентиров, которые отчасти опираются на архаичные символичные религиозные истоки по принципу исторической памяти, но в то же время все больше учитывают современные научно-технические решения, плюрализм религиозных воззрений, многообразие ритуалов, смыслов и идей.

При этом духовный авторитет лидеров мировых религий, иерархия священнослужителей активно стали подрываться ввиду возникшего большого количества неофициальных виртуальных сервисов, порталов, групп новостей, форумов, чатов религиозного содержания, где обсуждаются пользователями различного рода вопросы. Причем в качестве религиозных экспертов принимают обсуждение широкие слои население: светские люди, журналисты, ученые, деятели культуры, писатели и артисты.

В связи с этим традиционные религиозные институты постепенно утрачивают контроль за народным мировоззрением, за санкционированием идеологических убеждений. Религиозная идеология мировых вероисповеданий непрерывно «подтачивается» из-за того, что в виртуальном пространстве свободно трактуются и интерпретируются священные тексты, несовместимые с официальными. Это, в свою очередь, подвергает эрозии духовный авторитет институтов традиционных религиозных объединений, ведет к росту неофициальной религиозной деятельности, трансформации культуры, идеологии, ценностей.

Более того, популярность того или иного религиозного объединения начинает зависеть от индивидуальных потребительских интересов, предпочтений интернет-пользователей и эстетики данного сайта. Виртуальный духовный «су-

пермаркет» предоставил идеологическую свободу без обязательств, рожденных потребностями офлайн-мира.

Поэтому, как справедливо отмечает A.B. Иванов, религия стала наполняться технологическими структурами и характеристиками интернет-среды, такими, как нивелирование традиционных иерархий, возможность мгновенной коммуникации и получение немедленного ответа, расширение доступа к сакральному и приватной информации2.

Соответственно, феномен религии digital состоит в том, что виртуальные сообщества постоянно эволюционируются на основе социальной трансформации технологий, что, в свою очередь, является типом коммуникации, благодаря чему осуществляется взаимосвязь сакрального и социального измерения. Поэтому цифровые религии активно реагируют на технологические изменения, играют решающую роль в отборе приемлемых вариантов использования технологии, параллельно создавая свое виртуальное религиозное пространство.

Формирующиеся виртуальные религиозные сообщества есть ответ реального социума на развивающиеся высокие технологии, где идеологическая сфера, ценностные ориентиры освобождаются от архаичных религиозных догм, символичных структур религиозной власти, становятся самостоятельными субъектами, конструирующими свою общность, коммунициру-ющими ее опыт, духовный опыт вне прежних институциональных норм.

B то же время бесконтрольная виртуальная институционализация цифровых религий становится «полем боя» в гибридных информационных войнах, угрозой для разжигания межгосударственного, межнационального, межрелигиозного конфликта, ведет к разрушению духовной и культурной идентичности верующих, идеологических воззрений у коренных представителей нации и народностей. B целом влечет угрозу для интересов общества и государства, что в конечном счете скажется на особенностях реализации прав и свобод человека и гражданина3.

Поэтому проблема деятельности виртуальных религиозных сообществ должна находиться в прерогативе государственных направлений мер реагирования на изменяющуюся сферу социально-культурных отношений. Традиционные религиозные объединения должны начать процесс активной цифровизации, интеграции в

№ 3/2021

digital социум своего вероучения, догм, символов, знаков, институтов, в киберсреду.

Необходимо сформировать digital wisdom (цифровую мудрость), которая отображала бы межпоколенческий переход традиций, ценностей, ритуалов, обрядов, выработанных тысячелетней историей, в целях его сохранения для будущих потомков в сочетаний с digital технологиями. Требуется наращивать свое качественное присутствие в виртуальной коммуникативной среде путем формирования цифровых медиа ресурсов религий о реальности современных обществ различного формата социального предпочтения.

Простое «подключение» к онлайн-среде, став пользователем мультимедийных сервисов виртуальной паутины, обозначив свое присутствие в киберпространстве путем оцифровывания базовых доктринальных религиозных и учительских текстов, создание сайтов и мобильных приложений храмов, мечетей, дацанов, синагог не решит данный вопрос.

Онлайн-деятельность традиционных культов должна быть сконцентрирована на активном поглощении свободного виртуального культурно-идеологического пространства и ориентировании своих адептов на взаимодействие с реальными религиозными, общественными и государственными институтами, в том числе и путем применения виртуальных инструментов.

Интеграция религиозных паттернов в цифровую среду вполне вероятно потребует ревизий прежних мировоззренческих и культурно-идеологических архетипов в формировании виртуальной социальной среды. При этом, скорее всего, возникнет потребность создания новых прототипов сетевых религиозных институтов, которые должны будут стать прямой репрезентацией реальных вероучительных институтов.

В современном мире активно возникает новая форма социализации — цифровая социализация, в рамках которой технологии опосредуют различные области деятельности человека, где каждая отдельная личность ценна лишь как часть статистических данных, которые из нее можно извлечь и в дальнейшем использовать по своему усмотрению. Например, для стимуляции денежного притока гигантам глобализации либо для политической манипуляции мировоззрениями пользователей сети4.

В связи с этим формирующийся опыт скандинавских духовных лиц в вопросе освоения

Интернета для осуществления религиозной деятельности является положительным. Так, в Дании священники используют ЕасеЬоок для общения с прихожанами, и последние, в свою очередь, предпочитают обращаться за советом к священнику онлайн. К тому же ведение ак-каунта в социальной сети позволяет священникам оперативно реагировать на возникающие у прихожан жизненные вопросы, трудности5. Это дает возможность быть ближе к мирянам, к их насущным духовным запросам, особенно в условиях пандемии. Позволяет подстроиться под законы нового общества.

В противном случае свободное культурно-идеологическое место виртуального пространства неминуемо будет занято очередной религиозной проекцией или имитацией, в которой будут скомпилированы идеи архаичных религиозных и социальных институтов далеко не в лучшем качестве. Произойдет «разрыв» религиозных истоков, национальных традиций, ценностей с развивающимся социо-технологичес-ким миром, и, как следствие, утрата самобытного народного характера, духа, а, возможно, в перспективе и государственности.

Традиционное религиозное сообщество превратится в цифровых мигрантов ввиду консервативного отношения к современным социальным потребностям в сфере коммуникации, архаичным институтом социальной среды, не вписывающимся в хабы глобальных инновационно-технологических процессов.

Поэтому, как отмечает М.С. Петрушевич, не случайно то, что среди тенденций современных виртуальных религиозных сообществ, четко просматривается конструирование в Интернете сакрального понимания Абсолюта как информационного поля6. Виртуальный мир манит возможностью свободно создавать впечатление все-присутствия и всеведения. В нем пользователю открыты самые невероятные превращения — смена пола, расы, возраста, физических и психических данных. Человек в виртуальном мире может творить добро или зло, принимая сторону добрых или злых сил7.

Тем более, как отмечают специалисты, «на передовой» освоения цифровых технологий в жизнь находится молодежная среда, которая воспринимает цифровые технологии не только как набор «пакетов» и «опций», но и как полноценную среду обитания и образ жизни8. Для молодежи киберпространство становится неотъемлемой частью самопрезентации и общения, возможностью конструирования нового

№ 3/2021

коммуникативного пространства. И именно молодежь больше всех подвержена «маркировке» и восприемству новых культурно-идеологических традиций, стандартов и социальных ценностей во главе с сомнительными духовными «учителями» новой эры, проповедующими технологическое бессмертие и грядущий цифровой апокалипсис.

Это связано с тем, что «каждая вещь технологического прогресса несет в себе идеологическую предвзятость — способность выстраивать свой мир, т.е. сравнивать одну вещь с другой, ценить одну вещь более другой, развивать один навык, чувство или отношение более скрупулезно, чем другие... Новые технологии изменили структуру наших интересов — вещей, о которых мы думаем. Они изменили и характер наших интересов: вещей, с которыми мы думаем»9.

На необходимость установления повышенного внимания со стороны государственных и общественных институтов к цифровому пространству как к универсальному источнику, предоставляющему доступ в «кладовые» виртуального мира, также заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин 3 марта 2021 г. на расширенном заседании Коллегии МВД России10.

В своем выступлении глава государства особо выделил проблему вовлечения несовершеннолетних в противоправные действия посредством пропаганды деструктивного поведения через сетевые сообщества. Президент призвал уделить серьезное внимание борьбе с экстремизмом, пресекать пропаганду национализма, ксенофобии, религиозной вражды и насилия, привлекать к ответственности провокаторов, в том числе и из сетевых сообществ.

Глава государства инициировал на базе Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с участием представителей ^-индустрии, Роскомнадзора и других профильных ведомств подготовку проекта Концепции обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в цифровом пространстве РФ, а также «дорожную карту» по ее реализации.

Предполагается, что в Концепцию войдут мероприятия по повышению цифровой грамотности граждан и их обучению навыкам информационной безопасности и «цифровой гигиены». Срок исполнения поручения Президента РФ — до 1 августа 2021 г.

Можно предположить, что вопросы обеспечения духовно-нравственной и культурно-идеологической среды в цифровом пространстве также будут рассмотрены и отражены в указанном проекте Концепции. Это создаст юридические условия для формирования и упорядочения складывающихся видов правоотношений в цифровом пространстве, где деятельность цифровых религий и их сетевых религиозных проекций также оказывает существенное влияние на поведение участников реальных общественных правоотношений.

1 Иванов A.B. Цифровая религия // Известия Саратовского ун-та. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18. Вып. 4. С. 377.

2 Там же.

3 Потеряева Е.Е. Виртуальные религии как источник угроз в сфере религиозной безопасности // https://elar. urfu.ru/bitstream/10995/ 44673/1/srsoit_2016_1_38.pdf

4 Остаться христианином в эпоху глобальной цифровизации // https://pravoslavie.ru/137351. html

5 Гришаева Е. Религия в медиатизированных публичных пространствах Скандинавских стран: между секулярной нейтральностью и национализмом // Соц. обозрение. 2019. Т. 18. № 4.

6 Петрушевич М.С. Религиозная коммуникация: особенности интернет-практик в Украине / / Свеча — 2013. Т. 25. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении / Междунар. конф. «Религия и религиозность в локальном и глобальном измерении» (30 — 31 октября 2013 г. Владимир). Владимир, 2013. С. 61—77.

7 Забияко А.П., Воронкова ЕА., Лапин A.B., Пратына ДА и др. Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций / Под ред. А.П. Забияко. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, Биб-ка журнала «Религиоведение», 2012. С. 61.

8 Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи / / http://npsyj.ru/pdf/npj-no38-2020/ npj_no38_2020_003-020.pdf

9 Цифровые технологии и жизнь христианина / / https://mir-biblii.ru/statji/6385-cifrovye-tehno-logii-i-zhizn-hristianina.html

10 Самтынова Е. Президент РФ призвал органы внутренних дел к эффективной защите общества в цифровом пространстве // http:// www.garant.ru/news/1449069

№ 3/2021

Библиографический список

1. Ахмедов Д.Р. К вопросу о правовом воздействии на экстремистские формы проявлений в виртуальном пространстве / / Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Право. 2020. № 2 (25). С. 104—106.

2. Ахмедов P.M. «Digital religion» и традиционные религиозные ценности: особенности соотношений (по материалам электронных ресурсов): Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021.

3. Ахмедов P.M. Современные институциональные механизмы реализации государственно-конфессиональных отношений в российском обществе // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2020. № 5. С. 11—16.

4. Гришаева Е. Религия в медиатизированных публичных пространствах Скандинавских стран: между секулярной нейтральностью и национализмом // Соц. обозрение. 2019. Т. 18. № 4.

5. Забияко А.П., Воронкова ЕА., Лапин A.B., Пратына ДА. и др. Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций / Под ред. А.П. Забияко. Благовещенск: Амурский гос. унт, Биб-ка журнала «Религиоведение», 2012.

6. Иванов А.В. Цифровая религия // Известия Саратовского ун-та. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18. Вып. 4. С. 377.

7. Остаться христианином в эпоху глобальной цифровизации // https://pravoslavie.ru/ 137351.html

8. Петрушевич М.С. Религиозная коммуникация: особенности интернет-практик в Украине // Свеча — 2013. Т. 25. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении / Междунар. конф. «Религия и религиозность в локальном и глобальном измерении» (30 — 31 октября 2013 г. Владимир). Владимир, 2013.

9. Потеряева Е.Е. Виртуальные религии как источник угроз в сфере религиозной безопасности // https://elar. urfu.ru/bitstream/10995/ 44673/1/ srsoit_2016_1_38.pdf

10. Самтынова Е. Президент РФ призвал органы внутренних дел к эффективной защите общества в цифровом пространстве // http:// www.garant.ru/news/1449069

11. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарь-кова С.В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи // http://npsyj.ru/pdf/npj-no38-2020/npj_no38_ 2020_003-020.pdf

12. Цифровые технологии и жизнь христианина // https://mir-biblii.ru/statji/ 6385-cifrovye-tehnologii-i-zhizn-hristianina.html

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Трудовое право. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. 543 с.

ISBN: 978-5-238-03246-7

Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.

Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.

Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.

№ 3/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.