Научная статья на тему 'Особенности кадрового обеспечения сферы социального обслуживания населения Краснодарского края'

Особенности кадрового обеспечения сферы социального обслуживания населения Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1271
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / МАЛОИМУЩИЕ ГРАЖДАНЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL WORKER / SOCIAL SERVICES / SOCIAL PROTECTION / LOW-INCOMECITIZENS / PERMANENT EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернышева Светлана Андреевна

В статье рассматриваются проблемы кадровой политики в сфере социального обеспечения населения, роль личностных качеств, в профессиональной деятельности социального работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of stuffing of the sphere of social service of the population of Krasnodar Region

The article deals with the problems of personnel policy in the sphere of social welfare, the role of personal qualities,professional social worker.

Текст научной работы на тему «Особенности кадрового обеспечения сферы социального обслуживания населения Краснодарского края»

Чернышева Светлана Андреевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры социологии и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета

(тел.: 88612558401)

Особенности кадрового обеспечения сферы социального обслуживания населения Краснодарского края

В статье рассматриваются проблемы кадровой политики в сфере социального обеспечения населения, роль личностных качеств, в профессиональной деятельности социального работника.

Ключевые слова: социальный работник, социальное обслуживание, социальная защита, малоимущие граждане, непрерывное образование.

S.A. ^emishova, candidate of jurisprudence, assistant professor of sociology and work with personality Kuban state technology University; tel.: 88612558401.

Features of stuffing of the sphere of social service of the population of Krasnodar Region

The article deals with the problems of personnel policy in the sphere of social welfare, the role of personal qualities,professional social worker.

Key words: social worker, social services, social protection, low-incomecitizens, permanent education.

условиях рыночных отноше-Щ ний в сфере социального обес-Щ печения одним из решающих факторов, определяющих эффективную и качественную деятельность и органов управления социальной сферой, и учреждений социальной защиты,является целенаправленная кадровая работа. Профессиональный отбор кандидатов на должность в социальные учреждения должен осуществляться с учетом их моральных, деловых и организационных критериев. Основной задачей социальных работников является осуществление социального патронажа, обслуживание людей, не способных в силу своего возрастного и физического состояния к самообслуживанию, и создание для них необходимых условий.

Однако эта деятельность, обладающая определенной спецификой, зависящей от собственных целей, задач и функций имеет ряд особенностей и профессиональных проблем. В качестве которых, следует выделить следующие: 1) огромная интенсивность труда отдельных подразделений; 2) наличие психологических и эмоциональных нагрузок, обусловленных постоянным общением с престарелыми, инвалидами, малообеспеченными гражданами; 3) необходимость быстрой адаптации в условиях непрерывного изменения действующего социального законо-

дательства; 4) недостаточное финансирование региональных программ социального развития; 5) недостаточность научно-методической базы деятельности социальных служб помощи семьям с детьми; 6) отсутствие необходимых законов и нормативно-правовых актов (в частности, Федерального закона РФ "О социальном обслуживании семьи и детей", нормативов численности обслуживаемого контингента, государственных стандартов социального обслуживания населения и т.п.) [1].

Система государственных учреждений социального обслуживания населения Краснодарского края включает 51 центр социального обслуживания населения (ЦСОН), 25 дома-интерната для престарелых и инвалидов, 22 социально-реабилитационных центров (СРЦ), 72 центра помощи семье и детям "Семья и дети", 18 отделений детско-юношеской спортивно-оздоровительной школы инвалидов (ДЮСОШИ), 12 социальных приютов, 54 отделения бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и т.д. Ежегодно в ЦСОН получают социальные услуги более 976 тысяч нуждающихся жителей. Наиболее востребованной социальной услугой является надомное обслуживание граждан, которое получают около 230 тысяч человек. В 2011 году в 29 государственных учреждениях социального обслуживания населения, работали около 26 тысяч человек обслуживающего персонала. При этом

107

по сравнению с 2004 г. число сотрудников ЦСОН увеличилось на 8 тысяч человек.

Согласно данным проведенного социологического опроса, служащие учреждений социального обслуживания населения г. Краснодара среди необходимых личностных качеств работника системы соцзащиты населения выделили следующие: умение общаться (23 %), терпение (18,6 %), сострадание (13,8 %), милосердие (8,6 %), доброта (7,4 %), ответственность (7 %), высокая самоотдача (4,2 %), добросовестность (4,2 %), человечность (4,2 %), чуткость (2,8 %), порядочность (2,2 %), честность (2 %), трудолюбие (2 %). При выделении психологических "противопоказаний" к социальной работе, ответы респондентов распределились следующим образом: эгоизм (24 %), вспыльчивость (19 %), категоричность (10 %), конфликтность (12 %), агрессивность (10 %) [4].

Таким образом, в качестве главных выделена роль личностных качеств, в профессиональной деятельности социального работника. При профессиональном отборе лиц должны учитываться также такие качества как: социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатич-ность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированность, высокая духовная культура и нравственность.

При приеме на работу в социальные учреждения представляется важным четко определить и законодательно закрепить критерии - требования, в соответствии с которыми допускается или, наоборот, не допускается участие лица в социаль-нообеспечительной деятельности. Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" [2] содержит отдельную гл. 5, регламентирующую профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инва-лидов.Действующее законодательство устанавливает практически одинаковые требования для лиц, поступающих на государственную службу в органы социальной защиты населения, и для специалистов социальных служб. Требование о соответствии квалификации, которое закрепляется для государственных служащих, воплощается в необходимость наличия профессионального образования для специалистов социальных служб, поскольку квалификация означает степень их профессиональной подготовленности. В то же время обращает на себя внимание отсутствие

требований о наличии специального образования или специализации по социальной работе. Несмотря на то, что учреждения образования стали готовить данных специалистов с соответствующим дипломом.

Представляется необходимым предусмотреть процедуру сертификации и для государственных (муниципальных) служащих органов социальной защиты и для специалистов по социальной работе, как обязательное условие допуска к осуществлению профессиональной деятельности. Сертификат специалиста должен подтверждать квалификацию специалиста по социальной работе и выдаваться лицам, окончившим учебные заведения по специальности "социальная работа" на основе проверочного испытания. Для лиц, получивших образование по другим специальностям (педагогика, психология, социология, управление и т.д.) - на основании послевузовского профессионального образования (дополнительного) в виде курсов повышения квалификации, а также после проверочного испытания, проводимого специальными комиссиями. Сертификационные комиссии могут быть созданы на базе высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по специальности "социальная работа". Для государственных (муниципальных) служащих возможно проведение сертификации также специальными комиссиями при органе управления социальным обеспечением субъекта Российской Федерации.

Одним из направлений организационно-правового регулирования кадровой работы в социальной сфере является нормативная регламентация статуса служащих и специалистов. На законодательном уровне правовой статус социального работника не регламентирован, что нельзя признать оправданным. Необходимо, дополнить Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" специальной главой, регламентирующей статус социального работника. Законодательная регламентация статуса социального работника будет способствовать укреплению его позиций, повышению престижа и авторитета.

Основными нормативными актами, в которых зафиксированы права и обязанности работников социальных учреждений и другие наиболее значимые юридические моменты, являются должностные положения и инструкции. Изучение содержания одного из основных видов регламен-тационных актов - должностных инструкций социальных работников учреждений г. Краснодара, выявило ряд недостатков: отсутствие указаний на категорию должности, нечеткость в определении задач, прав и обязанностей, отсутствие

108

указаний на правовую документацию, которой социальный работник должен руководствоваться в своей деятельности. Эти инструкции зачастую не связаны с уставом социального учреждения и положениями об их структурных подразделениях, разобщены между собой.

Проведенные социологические исследования в трех центрах социального обслуживания населения (ЦСОН) г. Краснодара показывают, что 20% социальных работников не могут определить свои должностные обязанности, недостаточно четко их определяют - 30 %. Причина, как представляется, кроется в отсутствии нормативного закрепления этих задач в соответствующих актах.

Опрос служащих системы соцзащиты г. Краснодара показал, что 80% обращений граждан связаны с проблемами оказания материальной помощи; 10 % - по проблемам организации социальной помощи; 3 % - по проблемам выплаты детских пособий; 2 % - по проблемам обеспечения санаторно-курортными путевками; 5 % - по проблемам обеспечения транспортом [4].

Анализ функциональных обязанностей, целей, задач, предмета деятельности специалистов социальной сферы подтверждает вывод об огромной трудоёмкости и профессиональной проблематичности социальной деятельности. В связи с чем, отсутствие нормативно-правовой регламентации статуса специалиста по социальной работе, закрепление его основных прав, гарантий и льгот, является свидетельством недостаточного внимания государства к проблемам эффективности функционирования системы социального обеспечения и обслуживания населения.

Эффективность функционирования системы социального обслуживания населения в значительной степени зависит и от уровня подготовки ее работников. При этом особую роль для всех уровней системы социального обеспечения, в том числе и социального обслуживания, должна играть система социального образования. В настоящее время подготовка кадров по направлению "социальная работа" ведется более чем в 100 вузах, в том числе почти в 70 университетах, в 10 академиях.

Относительно наличия базового образования по специализации государственной должности государственной службы в управлениях (комитетах) социальной защиты населения субъектов РФ проблем не возникает. Так в Краснодаре, подготовку служащих по специальности "Государственное и муниципальное управление" осуществляют Кубанский государственный аграрный университет,Институт экономики и права при Кубанской государственной медицинской академии. В то же время отдельные вузы имеют кафедры, занимающиеся социальной работой (на-

109

пример, Кубанский государственный университет - кафедра социальной работы, психологии и педагогики).Их выпускниками укомплектованы многие структуры социальной защиты населения.

Однако на практике профессиональная подготовка в образовательных учреждениях не всегда отвечает запросам как обучающихся, так и работодателей. Опрос начальников районных отделений социальной защиты населения г. Краснодара показал, что, получая определенный базис теоретических знаний, студенты вузов, обучающихся по социальной работе, все-таки далеки от практики, которая занимает не более 20 -25 % учебного процесса, тогда как за рубежом она составляет 50 %. Это обусловлено государственными образовательными стандартами, нерешенностью проблем в деле организации полноценной практики, а также специализации по социальной работе.

Проведенный анализ показателей образовательного уровня специалистов социальных учреждений позволяет сделать следующие выводы:

крайне низким остается удельный вес работников специализации "социальная работа" - 5 % от числа всех специалистов;

единичны случаи трудоустройства в социальные учреждения специалистов-психологов, хотя потребность в них огромна;

количество работников с высшим и средним специальным образованием (64,2 %) остается недостаточным.

На сегодняшний день особенно актуальной является идея непрерывного образования в сфере управления социальным обеспечением, в том числе и социальным обслуживанием. Она способствует решению проблемы профессиональной непригодности и текучести кадров. Органы управления социальной защитой ежегодно должны формировать целевые заказы на обеспечение, государственных и (или) муниципальных учреждений соцзащиты социальными работниками, педагогами, психологами и заключать соответствующие договоры с образовательными учреждениями.

Полагаем, что кадровое обеспечение должно соответствовать нормативам планирования числа должностей, которые рассчитываются по численности населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а так же по числу и мощности учреждений социального обслуживания на расчетный год или планируемый период. На сегодняшний день нормативы обеспеченности населения социальными работниками отсутствуют. Нам представляется, что такие нормативы должны быть установлены и должны пересматриваться как минимум каждые 5 лет. Указанные норма-

тивы должны учитывать не только численность населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, на обслуживаемой территории субъекта РФ, но и информационную, аналитическую деятельность органов социальной защиты населения и численность обращающихся граждан.

Совершенствование специалистов системы социального обеспечения невозможно без обоснованных оценок их труда. Сочетание материальных и моральных стимулов труда ставит вопрос о необходимости правовой регламентации этих оценок. Нам представляется, что система оценки качеств и государственного служащего и специалиста учреждения социального обслуживания должна быть комплексной, объективной, индивидуальной и напрямую отражаться на материальном стимулировании государственного служащего или специалиста. Представляется возможным проводить оценки на основе двух основных критериев: трудовой вклад работника (эффективность); личностные качества работников.

Для проведения систематической оценки деятельности работников социального обеспечения, в том числе и социального обслуживания, необходимо установить ее периодичность, основу которой может составить месяц, что дает возможность связать ее с уровнем ежемесячно получаемой зарплаты.За более длительный период организационно-правовой формой оценки деятельности социальных работников должна стать аттестация. К сожалению, в настоящее время оценка посредством аттестации в системе социального обеспечения, в том числе и социального обслуживания, носит формальный поверхностный характер или не проводится совсем.

При исследовании проблем кадрового обеспечения деятельности социальных учреждений следует обратить внимание на низкую социальную защищенность социальных работников. К сожалению, федеральное законодательство не предусматривает конкретных льгот и гарантий, а содержит лишь общие положения.

В Краснодарском крае не принят закон о предоставлении льгот и компенсаций социальным работникам. В то же время в иных субъектах РФ этот вопрос нашел свое закрепление. Так, например, на территории Саратовской области принят закон от 22 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки работников государственной системы социальных служб в Саратовской области" [3].В соответствии со статьей 1 настоящего закона работники государственной системы социальных служб имеют право на:бесплатный ежегодный профилактический медицинский осмотр в учреждениях здравоохранения;возмещение

расходов на проезд в служебных целях;обеспе-чение специальной одеждой, обувью и инвентарем.

Представляется, что установленные даже в приведенном законе гарантии являются явно недостаточными. Кроме того, крайне низкий уровень оплаты труда работников социальной сферы, не только не позволяет специалистам качественно выполнять свои функции, но и способствует их моральному унижению и как следствие оттоку лучших профессиональных кадров из сферы социального обслуживания населения.

Заслуживает внимания опыт Самарской области. В соответствии со статьей 5 закона Самарской области "О статусе социального работника" № 35-ГД от 07.06.2002, социальный работник, занятый в государственном секторе социального обслуживания и получивший квалификационный аттестат, имеет право на надбавку в размере 20 процентов должностного оклада. Социальному работнику, занятому в муниципальном секторе социального обслуживания и получившему квалификационный аттестат, может быть установлена надбавка в размере и порядке, определяемому решением органа местного самоуправления.

На основании изложенного, представляется целесообразным в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" внести дополнения, касающиеся предоставления усиления социальной защищенности социальных работников.

Наряду с кадровым обеспечением системы органов управления социальным обеспечением необходимо отдельно остановиться на вопросе финансового обеспечения данной системы органов.

Финансовые ресурсы, обеспечивающие государственное управление в сфере социального обеспечения, играют основную роль, и именно от их количественного показателя зависит эффективность данного вида государственного управления. Финансируется оно из федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. В связи с проводимой социальной реформой большая нагрузка, падает на региональный бюджет.На бюджеты субъектов РФ передана немалая доля расходов на социальную политику (государственная социальная помощь малоимущим одиноко проживающим гражданам или малоимущим семьям, финансирование учреждений социального обслуживания). Бюджеты не всех субъектов РФ смогут обеспечить такой объем расходов. Полагаем, что,несмотря на дотации из федерального бюджета, в результате, произойдет дифференциация граждан по ме-

110

сту проживания, что, безусловно, не будет способствовать общей стабилизации в стране.Проб-лема усугубляется неэффективным управлением и контролем за использованием имеющихся ресурсов.

1. Сенных Л. Н. Управление в области социальной защиты населения: дисс. канд. юр. наук. Воронеж, 2002.

2. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" с изменениями и дополнениями //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 32. Ст. 3198.

3. Текст Закона опубликован в газете "Саратов - СП" от 24 декабря 2004 г. № 264 (1215).

4. Социологический опрос методом анкетирования проводился автором в ноябре 2004 г. (N -180).

1. Sennih L.N. Management in the field of social protection of the population // Yew. edging. jur. sciences. Voronezh, 2002.

2. The federal law from August 2, 1995 of No 122-FZ "About social service of citizens of advanced age and disabled people" with changes and additions // Collection of the legislation of the Russian Federation. 1995. No 32. Art. 3198.

3. The text of the Law is published in the newspaper "Saratov - the joint venture" from December 24, 2004 of No 264 (1215).

4. Sociological poll by a method of questioning was carried out by the author in November, 2004 (N -180).

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.