Научная статья на тему 'Концептуальные направления повышения эффективности социальной защиты населенияв Российской Федерации'

Концептуальные направления повышения эффективности социальной защиты населенияв Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1170
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / РЕГИОН / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL HELP / SOCIAL POLICY / SOCIAL SECURITY / LIVING WAGE / REGION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кубрак Ирина Анатольевна

Социальная защита населения приоритетное направление государственной политики высокоразвитых стран мира. Россия в настоящее время не является образцом эффективного использования мер социальной защиты, а значит, система социальной защиты населения нашей страны требует скорейшего совершенствования. В статье автором обозначены основные проблемы социальной защиты россиян и даны рекомендации по совершенствованию системы предоставления социальных гарантий населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кубрак Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC DIRECTIONS OF INCREASING SOCIAL PROTECTION EFFICIENCY IN THE RUSSIAN FEDERATIONN

Social protection is a priority direction of the state policy in developed world countries. At present Russia cannot be considered a model of the effective use of measures of social protection, so the system of social protection in Russia needs rapid improvement. The author of the article makes some recommendations how to improve the system of social protection of the Russian people and provide them with social guarantees.

Текст научной работы на тему «Концептуальные направления повышения эффективности социальной защиты населенияв Российской Федерации»

УДК 338.334.3(470)

DOI: 10.18384/2310-6646-2019-2-73-79

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кубрак И. А.1

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская

Федерация

Аннотация. Социальная защита населения - приоритетное направление государственной политики высокоразвитых стран мира. Россия в настоящее время не является образцом эффективного использования мер социальной защиты, а значит, система социальной защиты населения нашей страны требует скорейшего совершенствования. В статье автором обозначены основные проблемы социальной защиты россиян и даны рекомендации по совершенствованию системы предоставления социальных гарантий населению.

Ключевые слова: социальная защита, социальная помощь, социальная политика, социальное обеспечение, прожиточный минимум, регион.

BASIC DIRECTIONS OF INCREASING SOCIAL PROTECTION EFFICIENCY IN THE RUSSIAN FEDERATIONN

I. Kubrak

Moscow Region State University

24, Very Voloshinoi st., Mytishchi, 141014, Moscow Region, Russian Federation

Abstract. Social protection is a priority direction of the state policy in developed world countries. At present Russia cannot be considered a model of the effective use of measures of social protection, so the system of social protection in Russia needs rapid improvement. The author of the article makes some recommendations how to improve the system of social protection of the Russian people and provide them with social guarantees.

Keywords: social protection, social help, social policy, social security, living wage, region.

© CC BY Кубрак И. А., 2019

vzy

Главная ценность и в целом основа государства - это его народ. А если народ заболел, то лекарством здесь выступает система социальной защиты. Экономика современной России находится в стагнации. Растёт число граждан, чей доход ниже прожиточного минимума, пенсионеры не имеют возможности получить медицинскую помощь, молодёжь не в силах самостоятельно обзавестись жильём, в обществе нарастает массовое недовольство, вызванные повышением пенсионного возраста и введением новых налоговых сборов, а с телевизионных экранов то и дело говорится о том, что граждане России стали жить лучше, заработная плата растет. Это далеко не полный перечень ключевых проблем, актуализировавших необходимость увеличения эффективности социальных аспектов [1; 2; 3; 4].

Согласно Конституции РФ, Россия - социальное государство, главной задачей которого является создание благоприятных условий для достойной жизни граждан. Только вот понимание «достойной жизни» у государства и граждан несколько различается.

В 2012 г. за чертой бедности в нашей стране находилось 10,7% населения страны, в 2018 г. эта цифра составила 13,3%, что эквивалентно почти 20 млн. человек (по данным Росстата). На самом деле данные официальной статистики не отражают реальной картины. По-

настоящему бедных значительно больше. Сейчас «росстатовская» методика относит к бедным тех граждан, которые не могут получить минимум социальных благ и услуг, набор которых описан в потребительской корзине. Денежный эквивалент «корзины» называется прожиточным минимумом. Соответственно, бедный - тот, чей доход ниже величины прожиточного минимума. В среднем по всем группам населения прожиточный минимум на конец 2018 г. составляет 11 160 руб. Такой алгоритм расчёта бедности - в привязке к прожиточному минимуму - называется монетарным, и, по мнению большинства экспертов, его нельзя признать корректным. Если применить метод депривации (метод вычисления лишений, недополучения различных социальных благ), использованный Росстатом в экспериментальном порядке, уровень бедности в России составляет порядка 24,8-25,2% (около 36 млн. человек). Т. е. почти вдвое больше официального.

Понятие «социальная защита» по-разному рассматривается в разных странах и международных организациях. Иногда в него включают всё, что касается социальных условий жизни человека, например благоприятную экологическую среду, заботу о детях, решение жилищной проблемы. Нередко социальную защиту понимают достаточно узко, сводя её лишь к пенсионным вопросам и помощи неработа-

1$$М2072-8549 ^

ющим. Такая разница в подходах объясняется национальными условиями формирования социальной политики, традициями и целевой ориентацией экономики.

Основополагающим документом по вопросам социальной защиты в международном праве является Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 г. В данном документе содержится перечень 9 основных видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия по производственному травматизму, пособия по инвалидности, пособия в связи с потерей кормильца, пособия по беременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия. Однако далеко не все социальные проблемы были охвачены в Конвенции.

Российское государство федеральным законом № 442 расширило набор социальных услуг для населения до восьми (табл. 1).

С 2015 г. к государственной программе социальной защиты для оказания услуг населению стали привлекаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. До принятия федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» человек обращался в соцзащиту, вставал в очередь независимо от жизненной ситуации и ждал. Так

^2019/№ 2

как финансирование шло из регионального бюджета, получалось, что чем беднее область, тем длиннее очереди. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определённом этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не даёт долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

Несмотря на попытки российского государства хоть как-то облегчить ситуацию в области социального развития и обеспечения, в целом система соцзащиты населения в РФ испытывает множество трудностей, которые неблагоприятным образом сказываются на уровне социальной защищённости граждан [5; 6]. В первую очередь, к причинам, мешающим дальнейшему повышению эффективности социальной защиты, относятся:

недостаток финансирования и незначительный размер выплат;

бездействие / апатия со стороны органов местного самоуправления и сети учреждений социального обслуживания;

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика

пренебрежительное отношение сотрудников учреждений защиты (что также заслуживает повышенного внимания и скорейшего решения);

слабое взаимодействие государственной власти с общественными организациями по данному направлению;

несовершенство законодательной базы;

низкая активность самих граждан (что вызвано вышеуказанными причинами).

Актуальным вопросом для государства является понимание степени удовлетворённости и недовольства населения существующими организациями социальной защиты. Для определения и систематизации региональных особенностей системы социальной защиты, уровня эффективности её субъектов единственно верным решением представляется введение некого индекса, благодаря которому можно дать объективную оценку эффективной работе этой системы. Сейчас в России в области социальной защиты отсутствует единый метод стандартизации, который привел бы службы, работающие с нуждающимся населением, к общему знаменателю [7; 8].

Для повышения эффективности социальной защиты населения на региональном и федеральном уровнях необходима работа по следующим направлениям:

оптимизация процесса системы управления;

улучшение кадрового потенциала органов управления;

обучение и повышение квалификации специалистов по работе с населением (решение вопроса должно рассматриваться совместно с внесением изменений в закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», который содержит в себе положения касательно системы мотивации и стимулирования труда государственных гражданских служащих); до тех пор, пока в службах социальной поддержки работают немотивированные и неквалифицированные специалисты, которых не интересуют никакие государственные проблемы, кроме собственных, выполнение других мер для изменения ситуации не понесёт за собой никакой смысловой нагрузки;

совместная работа субъектов социальной защиты и пропорциональное, осмысленное распределение полномочий между ними;

введение социальной ответственности бизнеса и активизация участия работодателей в разрешении социальных проблем своих сотрудников;

увеличение эффективности и качества работы органов социальной защиты путём совершенствования условий труда;

поддержка со стороны государства некоммерческих организаций, деятельность которых направлена

Таблица 1

Виды социальных услуг

Бытовые Покупка за счет гражданина продуктов, уборка - любая помощь по дому Педагогические Обучение детей, организация досуга инвалидов, профилактика отклонений развития личности Правовые Оформление и восстановление документов, защита прав в суде - любая юридическая помощь Психологические Анонимная помощь при стрессах, диагностика и лечение психологических расстройств

Трудовые Помощь в освоении новых профессий, помощь с трудоустройством и защита прав Медицинские Наблюдение, диагностика, лечение, контроль над приемом лекарств на дому Срочные Временное предоставление жилья, разовое обеспечение одеждой, едой, лекарствами... Направленные на улучшение коммуникации Помощь инвалидам с нарушениями речи

Примечание: составлено на основе Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [сайт]: URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-28122013-n-442-fz-ob (дата обращения: 04.01.2019).

на решение общественно-значимых проблем;

поощрение со стороны государства, благотворительность, меценатство;

модернизация информационного и информационно-технического обеспечения системы соцзащиты населения, направленного на целостное освещение деятельности всех её субъектов.

Система социальной защиты России нуждается в серьёзной реструктуризации и оптимизации. Почти 5-я часть населения страны живёт за чертой бедности, что не-

допустимо для государства, которое стремится стать мировым лидером. Главная проблема отсутствия в стране действенной системы социальной защиты - это нежелание и недостаток мотивации политической элиты в развитии социальной сферы. Политика государства акцентирована на формирование благоприятного имиджа России на международной арене, а вот имидж собственных граждан никому не интересен. Могущество и авторитет государства определяется не только военной силой и мастерством проводить различные

спортивные или культурные мероприятия. Развитие государства напрямую зависит от социальной

защищённости граждан и должно носить первоочерёдный характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойков А. И., Моттаева А. Б. Новая парадигма развития региональной экономики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2 (52). С. 174-178.

2. Желтенков А. В., Дембицкий С. Г., Семенович В. С., Рябиченко С. А. Развитие профессиональных навыков менеджеров в промышленности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2015. № 2. С. 54-61.

3. Кулешов С. М., Моттаева А. Б. Особенности инновационно-инвестиционного климата регионов России // Науковедение: интернет-журнал. 2014. № 1 (20).

4. Желтенков А. В., Рябиченко С. А., Жураховская И. М. Исследование систем управления: учеб. пособие. М.: ИИУ МГОУ, 2011. 166 с.

5. Желтенков А. В., Моттаева А. Б., Кубрак И. А. Роль инвестиций в обеспечении экономического роста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2017. № 1. С. 6-10.

6. Моттаева А. Б., Моттаева А. Б. Формирование и развитие инновационной среды в России // Экономика и предпринимательство. 1999. № 3. С. 98-102.

7. Моттаева А. Б., Моттаева А. Б. Влияние экономических санкций на экономику региональных отраслей и предприятий Российской Федерации // Научное обозрение. 2015. № 11. С. 224-228.

8. Сюзева О. В., Желтенков А. В., Рябиченко С. А., Жураховская И. М. Менеджмент в сфере здравоохранения: учеб. пособие. М.: ИИУ МГОУ, 2016. 134 с.

REFERENCES

1. Boikov A. I., Mottayeva A. B. [A new paradigm of regional economic development]. In: Ekonomika i predprinimatelstvo [Economy and Business], 2014, no. 11-2 (52), pp. 174-178.

2. Zheltenkov A. V., Dembitsky S. G., Semenovich V. S., Ryabichenko S. A. [The development of managers' professional skills in industry]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2015, no. 2, pp. 54-61.

3. Kuleshov S. M., Mottayeva A. B. [Features of innovative and investment climate of Russian regions]. In: Internet-zhurnal Naukovedenie [Online Journal Science Studies], 2014, no. 1 (20), pp. 20.

4. Zheltenkov A. V., Ryabichenko S. A., Zhurakhovskaya I. M. Issledovanie sistem upravleniya: ucheb. posobie [The Study of Management Systems: A Course Book]. Moscow, Moscow Region State University Publ., 2011. 166 p.

5. Zheltenkov A. V., Mottayeva A. B., Kubrak I. A. [The role of investment in ensuring economic growth]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo

universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2017, no. 1, pp. 6-10.

6. Mottayeva A. B., Mottayeva A. B. [The formation and development of the innovative environment in Russia]. In: Ekonomika ipredprinimatelstvo [Economy and Business], 1999, no. 3, pp. 98-102.

7. Mottayeva A. B., Mottayeva A. B. [The impact of economic sanctions on the economies of regional industries and enterprises of the Russian Federation]. In: Nauchnoe obozrenie [Scientific Review], 2015, no. 11, pp. 224-228.

8. Syuzeva O. V., Zheltenkov A. V., Ryabichenko S. A., Zhurakhovskaya I. M. Menedzh-ment v sfere zdravookhraneniya: ucheb. posobie [Health Care Management]. Moscow, Moscow Region State University Publ., 2016. 134 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Кубрак Ирина Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Irina A. Kubrak - PhD in Economics, associate professor at the Department of Management and Public Administration, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА

Кубрак И. А. Концептуальные направления повышения эффективности социальной защиты населения в регионах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2019. № 2. С. 73-79.

DOI: 10.18384/2310-6646-2019-2-73-79

FOR CITATION

Kubrak I. A. Basic Directions of Increasing Social Protection Efficiency in the Russian Federation. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2019, no. , pp. 73-79. DOI: 10.18384/2310-6646-2019-2-73-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.