УДК 378+316.3/.4
Чернов Денис Владимирович
Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной работы Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
становление профессионального образования
по социальной работе в россии в 1990-е гг.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления профессионального образования по социальной работе в России в 1990-е гг. Анализируются публикации ведущих исследователей, архивные статистические данные и опыт конкретных учреждений. Особое внимание уделяется формированию новой модели социального обслуживания населения, отвечавшей требованиям рыночной системы управления экономикой. Автор подробно раскрывает трудности формирования нового направления профессионального образования в России. Подготовка кадров по социальной работе должна была обеспечить квалифицированными кадрами складывающиеся по всей стране социальные службы и учреждения, и это был непростой процесс, требующий сегодня серьезного научного осмысления. Кроме того, в статье подробно анализируется влияние глобальных образовательных процессов на формирование отечественной модели подготовки кадров по социальной работе. Отмечается значительная динамика становления институтов профессионального образования в России и Новосибирске в 1990-е годы.
Ключевые слова Социальная работа, профессиональное образования, социальное образование, переходный период, рыночная система.
Chernov Denis Vladimirovich
Candidate ofHistorical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social Work, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk.
formation of professional education in social work in russia in the 1990-s
Abstract. This article discusses the formation of professional education in social work in Russia in the 1990 years publication analyzes the leading researchers, archival statistics and experience in specific institutions. Particular attention is paid to the formation of a new model of social services that meet the requirements of the market system of economic management. The author reveals the difficulties in forming a new direction of vocational education in Russia. Training in social work was to provide qualified personnel folding nationwide social services and facilities, and it was not a simple process that requires serious scientific understanding today. In addition, the article provides a detailed analysis of the impact of global educational processes on the domestic model of training in social work. There is considerable dynamics of the formation of institutions of vocational education in Russia and Novosibirsk in 1990 years.
Keywords: Social Work, vocational education, social education, the transition period, the market system.
В 1990-е гг. на смену социалистическим принципам государственного устройства пришли рыночные отношения, проникшие во все сферы хозяйственной деятельности людей. Жизнь россиян оказалась скованной трудностями переходного периода развития общества. Радикальные политические и экономические преобразования общества обострили многочисленные социальные противоречия. Кризисные явления проявились
в промышленном и сельскохозяйственном производстве, социальной инфраструктуре всех субъектов Российской Федерации. Постсоветская Россия столкнулась с массой социальных проблем, без решения которых невозможно было достичь позитивных изменений в развитии общества [6, с. 126].
Важнейшим этапом становления новой модели социальной поддержки граждан стало принятие закона об основах социального
обслуживания населения в РФ от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.). Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации. В соответствии со статьей первой социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Анализ данных в статье определяется границами Новосибирской области, административный центр которой является столицей Сибирского федерального округа. В Новосибирске пересекаются крупнейшие транспортные магистрали (водные, железнодорожные, автомобильные). В 1990-е гг. город становится центром предпринимательской жизни в регионе. Новосибирская область обладает богатым историческим прошлым, широким современным научным и производственным потенциалом. На ее примере возможно показать общероссийские тенденции развития профессионального образования по социальной работе, выделить региональные особенности.
На рубеже XXI столетия свыше 7 тыс. чел, среди которых социальные работники, медики, педагоги, экономисты, трудились в социальных учреждениях (комплексных центрах, специализированных подразделениях, домах ветеранов, в отделах социальной поддержки и др.) Новосибирской области, помогая обездоленным горожанам и жителям сельской местности. Только в областном центре социальная защита стала сферой приложения профессионального труда более 2,5 тыс. специалистов. Подавляющее большинство среди них - женщины [1]. Именно на их плечи ложится основная тяжесть этой специальности, которая считается не очень престижной и низко оплачивается. Если перевести этот повседневный труд в цифровые эквиваленты физических затрат, то получит-
ся шокирующая статистика. «За последнее десятилетие работники социальных служб г. Новосибирска перенесли 120 тыс. тонн воды (хватило бы для наполнения 200 плавательных бассейнов), «разгрузили» 1500 вагонов угля, доставили около 100 тыс. тонн продуктов питания. Они обработали 9 тыс. га земли на приусадебных участках своих подопечных. Каждый социальный работник, посещая нуждающихся горожан, прошел путь до Москвы и обратно» [4].
Работа по обеспечению кадрами современных организаций социальной защиты отличалась от той, что велась службами со-цобеспечения до развала советского государства. В 1989-1990 гг. в областных учреждениях и отделах социального обеспечения работали 2732 чел., велась активная деятельность по подбору и расстановке кадров, направленная на увеличение числа специалистов с высшим образованием. Подбор руководителей учреждений осуществлялся по согласованию с местными партийными советскими органами, регулярно проводилась аттестация сотрудников социальных служб, организовывалось социалистические соревнования между коллективами. Основной формой подготовки кадров и повышения квалификации работников являлись курсы при министерстве социального обеспечения РСФСР. Однако уже в это время возникают определенные проблемы в кадровом обеспечении, связанные с нехваткой специалистов, имеющих опыт работы. Перемены начала 1990-х гг. внесли свои коррективы, обострив социальные противоречия, они определили необходимость значительных изменений в системе социального обеспечения об-ласти[3]. Важно подчеркнуть, что органы социального обеспечения не выполняли функций социальной помощи населению. Основная их задача заключалась в справедливом, в соответствии с социалистическими принципами, распределении материальных благ (льготы, пособия, путевки в санатории и т. п.) между теми гражданами, которые, в силу жизненных ограничений, не могли претендовать на самостоятельность в их получении (пожилые люди, инвалиды, дети и др. категории).
Уже в 1991 г., постановлением № 92 Госкомтруда СССР от 23 апреля в квалификационный справочник должностей руководи-
телей и служащих введена новая профессия «Специалист по социальной работе». Это событие во многом определило развитие социальных служб в России в 1990-е гг. Должностные обязанности специалистов данного профиля составили различные направления деятельности, к которым относились: выявление проблемных категорий населения, пропаганда здорового образа жизни, планирование семьи, оказание воспитательной помощи, психолого-педагогическое и юридическое консультирование и др. Специалисты по социальной работе должны были участвовать в работе по созданию центров социального обслуживания, приютов, молодежных, детских и семейных учреждений. Основным требованием к профессии было любое высшее образование и сертификат социального работника, поскольку вузовской системы подготовки специалистов для данной сферы в России еще не существовало. «И это при том, что как теория, однозначная науке, социальная работа сложилась в первой половине XX столетия в отдельных странах, во второй половине прошедшего века в большинстве стран мира». [5, с. 43] В России процессы становления социальной работы как науки, профессии и образовательной системы начались лишь в 1990-е годы.
Необходимо отметить, что профессиональная подготовка специалистов по социальному обслуживанию населения нового типа в нашей стране началась с социальной педагогики, которую часто рассматривают как социальную работу в сфере образования [8, с. 60]. Однако социальная педагогика имеет свою специфику, в частности она направлена на регулирование отклонений социального становления личности преимущественно средствами воспитания, тогда как социальная работа призвана преодолевать социальные проблемы более широким арсеналом инструментов. Социальная педагогика, как учебная дисциплина, стала преподаваться в отдельных вузах России с осени 1990 г. В этом году Госкомитет образования принял решение о введении новой специальности и разработал квалификационные требования, которые одобрил секретариат Европейской ассоциации социальных педагогов. Однако до середины 1990-х гг. в нашем городе эта специальность не получила должного распространения.
Первой в Новосибирске в подготовке кадров по социальной работе проявила инициативу Сибирская академия государственной службы. Преподавание вопросов социальной помощи началось в этом учреждении с января 1994 г. на факультете переподготовки специалистов в рамках специальности «Государственное и муниципальное управление». По окончании обучения выдавался государственный диплом и присваивалась квалификация - «организация социальной работы». Обучались здесь руководители и специалисты управлений, комитетов, отделов социальной защиты и социального обеспечения, центров социального обслуживания и других служб.
В 1995 г. исторический факультет Новосибирского государственного педагогического университета впервые провел набор студентов очного отделения, которые приступили к изучению дополнительной специальности - социальный педагог. Будущих учителей стали готовить для работы в новой для них сфере. Придя в школы после окончания вуза, они должны были возглавить работу по оказанию помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. В 2000 г. первые выпускники очного отделения получили дипломы социальных педагогов. Вскоре в НГПУ открылись вечернее и заочное отделение по социальной работе, куда пришли учиться многие специалисты социальных служб и учреждений города и области.
В 1998 г. на гуманитарном факультете Новосибирского государственного технического университета открылась новая специальность - социальная работа. Исходя из анализа общественных потребностей, преподаватели кафедры социологии выбрали в качестве базовых следующие направления: организация и менеджмент социальной работы; социально-психологическое консультирование в социальных службах и агентствах; социальный работник - специалист по связям с общественностью (PR - паблик релейшен); социальный работник - специалист по работе с лицами девиантного (отклоняющегося) поведения. После четырех лет обучения здесь можно было получить диплом бакалавра социальной работы. Продолжившим образование в течение еще одного года выдавался диплом с квалификацией «специалист социальной работы» [7, с. 60].
Позитивные результаты приносила практика студентов, обучающихся в новосибирских вузах по специальности социальная работа. Многие оставались работать в тех социальных организациях, где они практиковались. Значительная часть сотрудников социальных служб прошла переподготовку и получила специальное образование. Вместе с тем были и существенные кадровые проблемы. Одна из главных была связана с тем, что заработная плата в социальных учреждениях и службах оставалась одной из самых низких в городе, как у врачей и учителей. Для привлечения молодых и способных специалистов необходимы были соответствующие материальные условия. Иначе можно было потерять накопленный кадровый потенциал.
Своеобразными методическими центрами являлись и сами областные социальные учреждения, в которых проходили стажировки представителей других регионов. Традиционными стали консультативные выезды представителей управления социальной защиты в районы области по различным вопросам. С 1997 г. при центре социальной реабилитации инвалидов постоянно действует семинар, участие в котором за 3 года приняли 713 специалистов. Только в 1999 г. областными учреждениями было проведено 30 семинаров и конференций, 6 «круглых столов», подготовлено 59 методических изданий, осуществлено более 100 выездов в города и районы области с целью оказания помощи и обучения специалистов учреждений социальной зашиты населения на местах [1].
Профессия социального работника в 1990-е гг. требовала от тех, кто ее выбирал, эрудиции, значительных умений и навыков. Он должен был иметь добротные знания в различных областях психологии, педагогики, экономики, законодательства, информатики, статистики, обладать достаточно высокой общей культурой, разбираться в литературе, музыке, живописи, владеть информацией о современных политических и экономических процессах в обществе [2, с. 72]. Потребность в подобных специалистах в последнее десятилетие XX века была огромна. В них оказались заинтересованными служба занятости, городская и областная администрации, но, прежде всего, многочисленные социальные организации, поле деятельно-
сти которых расширяется с каждым годом. Для его обеспечения стали нужны не просто добросовестные люди, но еще и высококлассные профессионалы, а значит эффективная система подготовки кадров. Нужно отметить, что проблема профессионализма в социальной работе и реформирования социального образования не мене остро стояла в те годы и перед мировым сообществом, о чем пишут в своих исследованиях ведущие зарубежные авторы, среди которых Cameron P. J., Este D.C, Proctor Е. К.[9, с. 390], [10, с. 583]. На это активно влияли глобали-зационные вызовы, унификация образовательных моделей. развитие международного сотрудничества.
Необходимо отметить и то, что в 1990-е гг. в стране активно развивается и среднеспе-циальное образование по социальной работе. Выпускники техникумов и колледжей с дипломами социальных работников активно принимались на работу в социальные службы, однако они были ограниченны в своем карьерном продвижении исключительно исполнительскими полномочиями. Среди Новосибирских образовательных учреждений, которые готовили социальных работников со среднеспециальным образованием, были: педагогические колледжи, Институт социальной реабилитации НГТУ Однако кризис среднеспециального образования в России разрушил эту модель подготовки и оставил полномочия по формированию системы подготовки кадров за высшими учебными заведениями.
Таким образом, можно констатировать значительную динамику развития системы подготовки кадров по социальной работе в России в 1990-е гг. и в начале 2000-х гг., что послужило основой для становления социального образования в нашей стране в целом. Заканчивался период радикальных рыночных преобразований, на смену которому приходила новая эпоха - социальной модернизации. Основные преобразования образовательных систем и в 1990-е годы и на современном этапе проходят под влиянием рыночных принципов и механизмов и глобальных политических трендов [7, с. 354], что прямым образом отразилось в сложившейся сегодня модели социального образования. Для подготовки специалистов по социальной работе, как и в целом для
всей системы образования в нашей стране это превратилось в не всеми понимаемое и принимаемое сжатие отечественных стандартов подготовки до минималистичных и очень прагматичных европейских шаблонов, эффективность которых ещё ждет проверка временем.
Библиографический список
1. Государственный архив Новосибирской области , ф. 117 оп. 1, д. 1323, л 45-47.
2. Григорьев С. И. Гуслякова Л. Г. Социальное образование в России // Ученые записки забайкальского государственного университета. серия: философия, социология, культурология, социальная работа. - 2012. -№4. - С.71-77
3. Павленок П. Д. Теория социальной работы: состояние и перспективы развития в условиях глобализации // Вестник Мордовского Университета - 2010. - №2. - С. 42-45
4. Серикова В. Н. Доноры души // Вечерний Новосибирск. - 2002. - 6 июля. - С. 6.
5. Силкина Н. В., Кашник О. И., Сидоров О. И., Суздальцева Т. И. К модернизации системы профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №11. - С. 353-360.
6. Турченко В. Н. Чернов Д. В. Профессиональное образование по социальной работе как объект социально-философского анализа // Философия образования. - 2014. - № 2 (53). - С. 126-133
7. Пель В. С., Турченко В. Н., Шматков Р. Н., Чернов Д. В., Философско-методологические основы образовательных инноваций в условиях глобализации. - Новосибирск : Изд. НГПУ -2013. - 286 с.
8. Чернов Д. В, Модель подготовки специалистов по социальной работе в педагогическом университете //Сибирский педагогический журнал. -2013. - №5. - С. 60 - 63.
9. Сатегоп P. J., Este D. C. Engaging students in social work research education // Social work education 2008. №4. - P.P. 390 - 406
10. Proctor Enola К. Implementing evidence-based practice in social work education: principles, strategies, and partnerships // Research on social work practice. - 2007. - №5. - P.P. 583 - 591