УДК 378+316.3/.4
Чернов Денис Владимирович
Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной работы Института молодёжной политики и социальной работы Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], г. Новосибирск
образовательная модель подготовки специалистов по социальной работе в новосибирском
государственном педагогическом университете
Аннотация. В статье обоснована возможность успешной реализации образовательных программ по социальной работе на базе педагогического университета. Рассмотрен опыт подготовки социальных работников в институте молодежной политики и социальной работы НГПУ. Представлены инновационные образовательные ресурсы университета (материальные, педагогические, информационно-коммуникационные, социокультурные), эффективно использующиеся в образовательном процессе, способствующие повышению качества подготовки бакалавров по социальной работе. Автор подробно анализирует содержание образовательного процесса по направлению социальная работа. Обобщает результаты исследований эффективности подготовки специалистов социальной сферы в Новосибирском государственном педагогическом университете.
Ключевые слова: социальная работа, инновационные ресурсы, образовательные программы, компетентностный подход, модернизация образования, образовательная модель.
Chernov Denis Vladimirovich
Candidate of historical sciences, associate professor, head of the department of social work of the institute of youth policy and social work at the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk
educational model of training specialists on social work at the novosibirsk state pedagogical university
Abstract. The article gives the valid possibility of successful implementation of educational programs on social work, university education. The experience of social work training at the Institute of youth policy and social work at the NSPU, innovative educational resources of the university (physical, educational, communication and socio-cultural), effectively used in the educational process and improving the quality of preparation of Bachelors in social work are presented. The author in detail analyzes the content of educational process in the direction social work. Generalizes results of researches of efficiency of training of specialists of the social sphere in the Novosibirsk state pedagogical university.
Keywords: social work, innovative resources, educational programs competence-based approach, modernization of education, educational model.
Специалисты социальной сферы - очень широкая область профессиональной деятельности, включающая в себя все направления современной социальной политики. Последние несколько лет происходят концептуальные изменения в социально-политической деятельности современного российского государства. Эти перемены влекут за собой и трансформацию систем социального обслуживания, социальной защиты населения. Современная социальная работа
ориентирована на индивидуальный подход, качество, результативность. Данные позиции можно будет реализовать только при условии качественной подготовки кадрового ресурса [3].
Наш опыт показывает, что многоплановая и многопрофильная деятельность социальных работников требует от них глубоких профессиональных знаний, базовой подготовки. Задача педагогического университета подготовить специалистов и бакалавров,
способных самостоятельно применять знания и навыки, полученные в учреждении высшего профессионального образования, саморазвиваться [1; 5].
Модель подготовки специалистов по социальной работе, а в последние годы и бакалавров в рамках комптентностного подхода в Институте молодежной политики и социальной работы Новосибирского государственного педагогического университета имеет свои специфические черты. Для определения основных характеристик модели и оценки эффективности подготовки кадров Лабораторией социологии молодежных движений (действующее при институте научное подразделение) было проведено исследование. В структуре изыскания две позиции. Во-первых, качество управления образовательным процессом в соответствии с СМК НГПУ Во-вторых, оценка эффективности образовательного процесса студентами и работодателями.
Образовательная модель условно складывается из трех основных элементов. К ним относится: аудиторная работа в соответствии с образовательными стандартами и учебными планами; научно-исследовательская работа студентов в соответствии с СТО НГПУ и производственная деятельность. Каждый из этих элементов имеет сложную структуру реализации, включающую в себя элементы управления, обеспечения технологиями и методиками, доступом к информационным ресурсам, кадрового сопровождения. Большая роль в функционировании модели отводится самим студентам, которые разрабатывают и осуществляют собственные индивидуальные образовательные маршруты.
В Институте молодежной политики и социальной работы НГПУ (ИМПиСР) осуществятся реализация образовательных программ по специальности и направлению «Социальная работа». Система управления процессом подготовки специалистов и бакалавров включает в себя общее руководство, учебно-методическое, научное и кадровое обеспечение образовательного процесса, организацию воспитательной работы со студентами и взаимодействие с потребителями. В рамках подготовки будущих профессионалов создаются условия для реализации творческих потребностей студентов.
Состоятельность образовательной моде-
ли ИМПиСР НГПУ в области социальной работы проверена временем и востребованностью выпускников. Рассмотрим её содержательную часть, используя пять критериев эффективности подготовки профессионалов в современных условиях. Первым и одним из важнейших является инновационная составляющая образовательной деятельности.
Современные тенденции требуют от образовательного учреждения применения новых подходов. Образование сегодня оказалось в центре модернизационных преобразований в Российском государстве, и высшие учебные учреждения испытывают мощный прессинг со стороны контролирующих и аккредитующих органов власти. Кроме того внедрение новшеств требуется и для успешного конкурирования на современном рынке образовательных услуг, который в Новосибирске представлен мощными вузами Российского значения. В организации учебного процесса в институте реализуются инновационные технологии, заключающиеся в следующих видах обучающей деятельности: используются информационные ресурсы и базы знаний, которые размещены на сайте Института молодежной политики и социальной работы. Кроме того, студенты имеют возможность использовать ресурсы и базы знаний, размещенные в Интернете;
применяются электронные мультимедийные учебники и учебные пособия;
осуществляется ориентация содержания на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ. Реализации данного подхода способствует компьютерное обеспечение, взаимодействие с педагогическими вузами России (Тульский государственный педагогический университет, Ярославский государственный педагогический университет, Институт педагогики и психологии Костромского государственного университете, Педагогический факультет Курганского государственного университета, кафедра семейного воспитания и социальной педагогики РГСУ и т. д.), а также с университетом г. Зиген (Германия);
используется проблемно-ориентированный междисциплинарный подход к изучению наук;
применяются активные методы обучения, «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта»;
используются методы, основанные на изучении практики (case studies);
используются проектно-организованные технологии обучения работе в команде над комплексным решением практических задач.
Вторым не менее важным критерием эффективной подготовки современного специалиста является научная деятельность. В соответствии с университетским статусом Новосибирского педагогического вуза институт должен включать в научно-исследовательскую работу не менее 50% студентов. Организуются студенческие дипломные исследования, которые направлены на изучение актуальных социальных проблем, их осмысления. Разрабатываются и реализуются социальные проекты. Одним из последних реализованных проектов стала организация службы социально трудовой адаптации молодых инвалидов (по гранту Национального благотворительного фонда) совместно с общественной организацией «ДРООДИ» (Дзержинская районная общественная организация детей инвалидов и инвалидов с детства, руководитель Т. В. Луцюк).
Третий критерий успешности образовательной модели в наши дни это развитие программ дополнительного профессионального образования. Институт стремиться к стабильному позиционированию себя в проведение курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов социальной сферы. В институте разработаны: программа профессиональной переподготовки «Социальная работа» (528 часов); модульная программа дополнительного профессионального образования «Социальная работа: опыт и перспективы развития». Модульная программа состоит из 7 подпрограмм повышения квалификации на 72 часа каждая. Прохождение всех 7 курсов дает возможность специалисту получить государственный диплом о переподготовке.
Серьезным условием, предъявляемым сегодня министерством образования к вузам, является организация дополнительного профессионального образования. Институт обладает большим опытом в области реализации оздоровительно-образовательных программ для специалистов по социальной работе на базе санаторно-оздоровительного учреждения социальной защиты населения р. п. Маслянино Новосибирской области на
тему «Психоэмоциональной саморегуляции в социальной работе». Такие сборы получили много положительных откликов от его участников, которые изъявили желание продолжать повышать свою квалификацию.
В прошедшем году по заказу Министерства социального развития правительства Новосибирской области были проведены разнообразные курсы повышения квалификации для областных специалистов по социальной работе с использованием инновационных технологий.
Четвертым важнейшим критерием эффективности образовательной модели подготовки кадров для социальной работы является общественная, творческая активность и академическая мобильность преподавателей и студентов вуза. Необходимо отметить, что в Институте молодежной политики и социальной работы НГПУ созданы и работают общественная организация студентов «Содружество вожатых», лаборатория социологии молодежных движений, Центр содействия студенческим проектным инициативам в сфере молодежной политики.
Действуют различные формы сотрудничества с другими вузами: совместная образовательная деятельность (приглашение доцентов и профессоров Москвы, Санкт-Петербурга, Томска на встречи со студентами); совместные научные и социокультурные проекты (социологические исследования, конкурсы профессионального мастерства). Институт является Межрегиональным центром по кадровому обеспечению молодежной политики по Сибирскому Федеральному округу и формирует статус Регионального центра мониторинга образовательных технологий по социальной работе. Сделана заявка на получение статуса Федеральной площадки-лаборатории по инновациям в воспитании.
Наконец пятым критерием эффективности образовательной модели является практическая подготовка студентов. Помимо предусмотренных государственным стандартом учебных дисциплин и практик, большое внимание уделяется в институте общественной деятельности и внеаудиторным мероприятиям (не менее 30% от всего учебного времени). Осуществляется сотрудничество с учреждениями и предприятиями, являющимися базами профессиональных практик.
Сами студенты достаточно высоко оценивают организацию образовательного процесса в институте. Поступающие в университет молодые люди, а в случае, с будущим социальным работниками преимущественно девушки, должны быть мотивированны к получению качественного образования. Результаты проведенного исследования социального самочувствия студентов ИМПиСР в апреле 2013 года это подтверждают. Так 79 % респондентов с интересом осваивают предложенный им учебный план и активно включаются в образовательный процесс, а 94% студентов понимают значимость образовательной деятельности. Еще более высоко оценили студенты, участвовавшие в опросе эффективность воспитательной работы (97% респондентов). Именно эта составляющая учебного процесса является центральной в подготовке специалистов и бакалавров по социальной работе, формирующей те самые ценностно-смысловые позиции у будущего выпускника, которые должны стать фундаментом их дальнейшей профессиональной самореализации (приобретения соответствующих компетенций).
Таким образом, образовательная модель подготовки кадров по социальной работе в Институте молодежной политики и социальной работы это динамичная система.
Она развивается с учетом потребностей современного общества и требованиями работодателя, запросами работодателей и абитуриентов. Представленная модель адаптивна и доступна в применении в других высших учебных заведениях. В ней есть и современные тренды, такие как компетентностный подход и важные традиции отечественного образования, которые определяются таким подходами, как воспитание будущего профессионала, выражены в нравственной, ценностно-смысловой глубине его подготовки.
Библиографический список
1. Касаткина Н. Э., Филатова Е. В. Обеспечение качества подготовки специалистов по социальной работе в условиях университета // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№9. - С. 5-11.
2. Турченко В. Н. Перспективы качества подготовки кадров в результате перехода на двухуровневую систему высшего образования // Вопросы обеспечения качества подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием при двухуровневой системе обучения (2-3 февраля 2010 г.): сборник тезисов докладов. - Новосибирск: НГАСУ, 2010. - С. 132-133.
3. Фирсов М. В. Теория социальной работы: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 163 с.
УДК 372.016:811+378
Добровольская Елена Валерьевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
профессиональный иностранный язык для магистерских программ: структура и содержание
Аннотация. Установление нескольких уровней высшего профессионального образования ставит вопрос о содержании обучения иностранному языку на каждом из них. В статье рассматривается подход к определению структуры и содержания профессионального иностранного языка на уровне магистерской подготовки с учетом требований к результатам освоения Федерального государственного образовательного стандарта. Выделяется три структурных компонента содержательной модели курса: 1) овладение профессиональной лексикой; 2) развитие грамматических знаний и навыков; 3) развитие коммуникативных навыков. Делается вывод о том, что данная структурно-содержательная модель позволит формировать иноязычную компетенцию для профессиональной коммуникации.
Ключевые слова: профессиональный иностранный язык, иноязычная компетенция, профессиональная коммуникация, профессиональные тексты, коммуникативные умения