Научная статья на тему 'Историко-педагогический анализ становления и развития профессионального образования по социальной работе в современной России'

Историко-педагогический анализ становления и развития профессионального образования по социальной работе в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL WORK / VOCATIONAL TRAINING / SOCIAL SERVICES / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернов Денис Владимирович

Рассматриваются вопросы историко-педагогического анализа профессионального образования по социальной работе. Анализируются публикации ведущих исследователей, архивные статистические данные. Особое внимание уделяется применению системного и историко-генетического подходов в изучении системы подготовки кадров для социальной сферы. В результате предлагается использовать периодизацию становления и развития профессионального образования по социальной работе в современной России. В рамках разработанной периодизации осуществляется сравнение процессов развития социальной работы и образовательных институтов, осуществляющих подготовку специалистов для социальной сферы. Изложенные факты указывают на соответствие данной периодизации национальным и региональным процессам развития профессионального образования по социальной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF EDUCATION IN SOCIAL WORK IN MODERN RUSSIA

The article examines the historical and pedagogical analysis of professional education in social work. Analyzes publications of leading researchers, archival statistics data. Particular attention is paid to the application of systematic, historical and genetic approaches in the study of the training system for the social sphere. As a result, it is proposed to use the periodization of formation and development of professional education in social work in modern Russia. Within the developed periodization compares the processes of development of social work and educational institutions that train specialists for the social sphere. These facts point to the compliance of the periodization with the national and regional development of vocational education in social work.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический анализ становления и развития профессионального образования по социальной работе в современной России»

УДК 378+316.3/.4

Д. В. Чернов

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рассматриваются вопросы историко-педагогического анализа профессионального образования по социальной работе. Анализируются публикации ведущих исследователей, архивные статистические данные. Особое внимание уделяется применению системного и историко-генетического подходов в изучении системы подготовки кадров для социальной сферы. В результате предлагается использовать периодизацию становления и развития профессионального образования по социальной работе в современной России. В рамках разработанной периодизации осуществляется сравнение процессов развития социальной работы и образовательных институтов, осуществляющих подготовку специалистов для социальной сферы. Изложенные факты указывают на соответствие данной периодизации национальным и региональным процессам развития профессионального образования по социальной работе.

Ключевые слова: социальная работа, профессиональное образование, социальная служба, историко-пе-дагогический анализ.

Изучение вопросов истории образования занимает значительное место в структуре современных педагогических исследований. Понимание современных проблем и разработка стратегий развития системы образования возможны только с опорой на исторический опыт, отраженный посредством исторического анализа в многочисленных трудах научно-педагогического сообщества.

С конца XIX в. и по настоящий период учеными-педагогами с разных методологических, теоретических и идеологических позиций исследовались различные аспекты обеспечения историко-пе-дагогического исследования. Выполнялись попытки рассмотреть общие и частные закономерности изучения истории педагогики, рационально организовать соответствующие методологические взгляды и правила. Изучая данный вопрос, исследователь С. В. Бобрышов отметил тот факт, что «усилиями представителей разных поколений ученых (В. И. Беляев, Б. М. Бим-Бад, М. В. Богуславский, З. И. Васильева, Р. Б. Вендровская, Ш. И. Га-нелин, Е. Я. Голант, М. И. Демков, А. Н. Джурин-ский, Г. Е. Жураковский, П. Ф. Каптерев, И. А. Колесникова, Б. Б. Комаровский, и др.) получили в той или иной степени обоснование ведущие идеи ряда методологических подходов, вопросы организации исследования, структурно-логического построения историко-педагогического материала, освещения и интерпретации педагогических явлений и фактов, периодизации историко-педагогического процесса, корректного употребления понятий в контексте того или иного исторического периода» [1, с. 3].

В значительной степени повышает эффективность историко-педагогических исследований применение в них системного подхода, который вполне может быть основным, но открытым к дополнениям и метапредметным связям. В качестве аргумента можно привести определение, данное В. А. Сластё-ниным, согласно которому системный подход представляет собой «учет всех элементов педаго-

гической системы, изменений системы в целом или покомпонентно, вследствие обусловленного требованиями исторического развития общества и научно-технического прогресса, совершенствования хотя бы одного из них, а также учет действия многочисленных внешних и внутренних факторов и условий функционирования системы» [2, с. 30]. Более подробно вопросы применения системного подхода в историко-педагогических исследованиях рассматривают исследователи С. В. Сергеева и Е. В. Козлова. Актуальной и аргументированной является их позиция, заключающаяся в том, что «в историко-педагогическом исследовании системный подход реализуется через совокупность принципов исторической науки, при соблюдении которых может быть обеспечена строгая научность и объективность в изучении проблем и событий историко-педагогического прошлого» [3].

По мнению многих специалистов в области истории образования, ведущим методом историко-педагогического исследования является историко-генетический анализ. Ряд авторов определяет его как исторический анализ. Этот метод, утверждает М. В. Булыгина, «предполагает актуализацию образовательного опыта предшествующих поколений ученых и практиков, изучение противоречий и анализ кризисных ситуаций, что дает возможность объективно и комплексно исследовать состояние и перспективы историко-педагогических процессов, вычленить гуманистические традиции и особенности с целью их последующей экстраполяции на решение проблем дня сегодняшнего» [4, с. 80].

Определение направления исследования как становление и развитие профессионального образования по социальной работе указывает на историчность и ретроспективность научных изысканий. В данном направлении понятие «становление» определяется как система исторических условий и предпосылок появления профессионального образования по социальной работе, а также как ключе-

вые механизмы его формирования (события, документы, люди), сыгравшие значительную роль в появлении самой системы подготовки кадров для социальных учреждений. Под «развитием» понимается процесс приращения вновь созданной системы новыми, более совершенными элементами, трансформация существующих моделей и подходов обучения социальных работников азам профессии под влиянием внутренних и внешних факторов.

Вместе с тем такого рода исследование направленно не только на анализ и реконструкцию основных событий, определивших облик современной системы профессионального образования по социальной работе, но и на рассмотрение характерных для нее педагогических идей и подходов, аксиологических характеристик и содержания самого образовательного процесса в высших учебных заведениях.

Таким образом, историко-педагогический анализ в настоящем исследовании заключается в обосновании актуальности проблемы, ее «подготовленности» предшествующим развитием теории и практики профессионального образования по социальной работе, оценке исторического опыта решения исследуемой проблемы, выявлении тенденций и прогноза развития теории и практики подготовки кадров для социальных служб.

В современных историко-педагогических исследованиях отправной точкой является вопрос периодизации изучаемых процессов. Реконструкция хронологии и определение основных этапов становления и развития профессионального образования по социальной работе в России как научная проблема требуют определения взаимовлияющих исторических процессов, структуры и уровней развития социальной работы в целом. В этой связи рассмотрение этапов становления и развития системы подготовки кадров для социальных служб необходимо соотносить с эволюцией социальной работы как вида профессиональной деятельности.

Сложность изучения вопросов периодизации профессионального образования по социальной работе в России определяется двумя основными моментами.

Во-первых, какая историческая ретроспектива должна быть определяющей. Формально социальная работа в России как вид профессиональной деятельности и система подготовки кадров для нее утверждается в 1991 г. Фактически профессионализация социальной работы и обучение этой деятельности в нашей стране как необходимое условие развития государственного, общественного призрения и частной благотворительности начинаются в середине Х1Х столетия. В период советской истории России эта деятельность приобретает другие характеристики и значение, представляя собой

также важный и интересный с точки зрения современности исторический опыт.

Однако в настоящей работе определяющим является то, что именно в 1990-е гг. понятийно и содержательно социальная работа как профессия, научная дисциплина и профессиональное образование приобрела в России свои институциональные характеристики, основанные как на собственном историческом опыте, так и на зарубежных подходах.

Во-вторых, история профессионального образования в России остается малоизученной темой, несмотря на подробно рассмотренную и представленную в монографиях и учебных пособиях историю социальной работы как общественного явления, профессии, науки.

Наиболее полно исследования проблем истории профессионального образования по социальной работе отражены в трудах В. В. Тевлиной, Л. И. Старовойтовой, а также в исследованиях М. Х. Шрага, Н. Ф. Басова, М. В. Фирсова.

Становление и развитие профессионального образования по социальной работе в современной России рассматривает еще меньшее число авторов, среди которых Н. Ф. Басов, Л. Г. Гуслякова, О. В. Солодянкина.

В своей монографии «Теоретические основы социального образования в вузе (педагогические аспекты)», опубликованной в 2012 г., О. В. Соло-дянкина структурировала исторический опыт развития социальной работы и системы подготовки кадров в России 1990-х-2012 гг. и представила периодизацию данных процессов [5].

Определяя этапы в качестве критериев периодизации, исследователь рассматривает «генезис идеи развития института социальной работы как профессиональной деятельности и динамику становления в науке типа научной рациональности, характеризующей состояние научной деятельности, осознание роли и значимости сущности профессионального образования в вузе как подготовки кадров в области социальной работы» [5, с. 17].

Изучив группы социально-исторических предпосылок, О. В. Солодянкина выделила 3 этапа изменений в области социальной работы как профессиональной деятельности с 1991 по 2012 г.

I этап (1991-1999) определяется процессами формирования нового типа профессиональной деятельности «Социальная работа».

II этап (2000-2008) характеризуется, как считает О. В. Солодянкина, процессами глобализации, которые способствуют развитию социальной сферы.

III этап (2009-2012), по мнению исследователя, связан с новыми экономическими реалиями и модернизацией всех сфер социального регулирования.

Данный подход ученого из Удмуртии не вызывает критики и соответствует виденью проблемы периодизации современной истории социальной работы, изложенному в настоящем исследовании. Однако за последние 3-4 года произошло достаточно событий, повлиявших на развитие социальной работы как профессиональной деятельности в России, требующих отражения в более современной периодизации данных процессов, охватывающих 1991-2016 гг.

Таким образом, принимая за основу периодизацию современной истории социальной работы О. В. Солодянкиной, дополним третий этап в соответствии с новыми, доступными научному сообществу данными.

Глобальный экономический кризис, необходимость диверсификации экономики России и повышения благосостояния населения в конце «нулевых» определили новый этап развития социальной работы в нашей стране. Провозглашенная правительством модернизация важнейших социальных институтов, таких как образование, здравоохранение, социальное обслуживание, пенсионная система, повлияла на развитие социальной работы как профессиональной деятельности.

Ключевыми событиями, определившими новые перспективы социальной работы в России, стали:

- введение новых федеральных государственных образовательных стандартов и переход к новой Европейской образовательной (Болонской) модели подготовки кадров в высших учебных заведениях в 2009 г. Так, ФГОС ВПО по направлению 040400 «Социальная работа» (бакалавриат) был утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации приказом № 709 от 1 декабря 2009 г.;

- введение профессионального стандарта специалиста по социальной работе, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 571н;

- утверждение нового Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступившего в силу 1 января 2015 г.

Принятие профессионального и образовательных стандартов нового поколения фактически означало пересмотр содержания социальной работы как профессии в России, повышение требований к специалистам, занимающим должности, и выпускникам вузов, готовящимся занять соответствующие должности. Существенную роль в процессе деятельностно-ориентированной профессиональной подготовки социальных работников стала играть ее практическая составляющая, реализуемая в

большинстве случаев в ходе учебных и производственных практик в различных социальных агентствах и учреждениях [6, с. 151].

Оказал значительное влияние на развитие социальной работы в России новый Закон об основах социального обслуживания граждан, концептуально изменив подходы к социальному обслуживанию граждан, к содержанию и качеству социальных услуг.

Данные процессы, кроме того, были усилены глобальными вызовами России 2014-2015 гг., приведшими к снижению уровня жизни населения страны и требующими новых решений от социальных служб.

Существенную роль в процессе деятельностно-ориентированной профессиональной подготовки социальных работников играет ее практическая составляющая, реализуемая в большинстве случаев в ходе учебных и производственных практик в различных социальных агентствах и учреждениях.

Этапы становления и развития профессионального образования по социальной работе фактически являются отражением современных процессов, характерных как для системы образования, так и для социальной работы как направления профессиональной деятельности в нашей стране.

Периодизация становления и развития профессионального образования по социальной работе также представлена тремя этапами:

— с 1991 по 1999 г., определяется постановкой самой проблемы подготовки кадров для социальных служб, поиском целевых ориентиров и теоретических оснований профессионального образования по социальной работе в России;

— с 2000 по 2008 г., устанавливается окончательным формированием современной структуры высших учебных заведений, научных школ, исследующих проблемы социальной работы, появлением качественной, достаточной и доступной учебно-методической литературы, единых подходов преподавания и единого образовательного пространства вузов, реализующих обучение по данной специальности;

— с 2009 г. до настоящего времени, определяется в первую очередь компетентностными трансформациями в российской образовательной системе и ее интеграцией в мировое образовательное пространство. Событийно это связано с введением федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и переходом к новой Европейской образовательной (Болонской) модели подготовки кадров в высших учебных заведениях в 2009 г.

Представленная периодизация полностью соответствует как национальным, так и региональным процессам становления и развития профессионального образования по социальной работе. В 1990-е гг. практически во всех субъектах Россий-

ской Федерации в рамках вузовского или среднего специального образования начинается подготовка кадров для социальных служб. В наиболее крупных регионах, как, например, Новосибирская область, складываются самостоятельные образова-

тельные кластеры, включающие в себя несколько высших учебных заведений, систему подготовки и переподготовки кадров, собственные научные школы и коллективы, традиции и ценности, достойные отдельного рассмотрения.

Список литературы

1. Бобрышов С. В. Методология историко-педагогического исследования развития педагогического знания: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2007. 47 с.

2. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сласте-нина. М.: Академия, 2002. 576 с.

3. Сергеева С. В., Козлова Е. В. Историко-педагогическое исследование: системный подход, принципы, методы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (ч. 1). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/viewffldH8364 (дата обращения: 06.08.2016).

4. Булыгина М. В. К вопросу о методологии региональных историко-педагогических исследований // Язык и культура. 2008. № 2. С. 74-85.

5. Солодянкина О. В. Теоретические основы социального образования в вузе (педагогические аспекты). Ижевск: Изд-во «Удмурдский университет», 2012. 204 с.

6. Морозов Е. А. К вопросу о практической подготовке специалистов по социальной работе // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 4. С. 151-155.

Чернов Д. В., кандидат исторических наук, доцент. Новосибирский государственный педагогический университет.

Ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126. E-mail: chernov.de@mail.ru,

Материал поступил в редакцию 15.09.2016.

D. V. Chernov

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF EDUCATION

IN SOCIAL WORK IN MODERN RUSSIA

The article examines the historical and pedagogical analysis of professional education in social work. Analyzes publications of leading researchers, archival statistics data. Particular attention is paid to the application of systematic, historical and genetic approaches in the study of the training system for the social sphere. As a result, it is proposed to use the periodization of formation and development of professional education in social work in modern Russia. Within the developed periodization compares the processes of development of social work and educational institutions that train specialists for the social sphere. These facts point to the compliance of the periodization with the national and regional development of vocational education in social work.

Key words: social work, vocational training, social services, historical and pedagogical analysis.

References

1. Bobryshov S. V. Metodologiya istoriko-pedagogicheskogo issledovaniya razvitiya pedagogicheskogo znaniya. Avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Methodology of historical and pedagogical research of pedagogical knowledge. Abstract of thesis doct. ped. sci.]. St. Petersburg, 2007. 47 p. (in Russian).

2. Slastenin V. A., Isayev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Pedagogy: study guide for students of pedagogical higher educational institutions]. Under the editorship of V. A. Slastenin. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 576 p. (in Russian).

3. Sergeev S. V., Kozlov E. V. Istoriko-pedagogicheskoye issledovaniye: sistemnyy podkhod, printsipy, metody [Historical and pedagogical research: systematic approach, principles, methods]. Sovremennye problem nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2015, no. 1 (Part 1) http://www.science-education.ru/ru/article/viewffldH8364 (accessed 08.06.2016) (in Russian).

4. Bulygina M. V. K voprosu o metodologii regional'nykh istoriko-pedagogicheskikh issledovaniy [The question of the methodology of the regional historical and pedagogical research]. Yazyk i kul'tura - Language and Culture, 2008, no. 2, pp. 74-85 (in Russian).

5. Solodyankina O. V. Teoreticheskiye osnovy sotsial'nogo obrazovaniya v vuze (pedagogicheskiye aspekty) [Theoretical Foundations of Social Education in high school (pedagogical aspects)]. Izhevsk, Izd. "Udmurdskiy Universitet" Publ., 2012. 204 p. (in Russian).

6. Morozov E. A. K voprosu o prakticheskoy podgotovke spetsialistov po sotsial'noy rabote [On the question of the practical training in social work]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol. 4, pp. 151-155 (in Russian).

Chernov D. V.

Novosibirsk State Pedagogical University.

Ul. Viluiskaya, 28, Novosibirsk, Russia, 630126. E-mail: chernov.de@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.