Научная статья на тему 'История становления и развития дополнительного высшего профессионального образования в России'

История становления и развития дополнительного высшего профессионального образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2836
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ADDITIONAL HIGHER VOCATIONAL TRAINING / HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATION / PERIODIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Т. Г.

В статье рассматривается история становления и развития дополнительного высшего образования в России с конца ХIХ начало ХХI веков. На основе историко-ретроспективного анализа предложена периодизация формирования системы дополнительного образования в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF ADDITIONAL HIGHER VOCATIONAL TRAINING IN RUSSIA

The article is devoted to the history of development of additional higher education in Russia in the period of ХIХ XXI centuries. Based on the historical-retrospective analysis the periodization and conditions of formation and development of additional higher vocational training as socially-pedagogical system is offered.

Текст научной работы на тему «История становления и развития дополнительного высшего профессионального образования в России»

УДК 378.1: 159.9

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

© 2011 Т.Г.Мухина

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

Статья поступила в редакцию 03.06.2011

В статье рассматривается история становления и развития дополнительного высшего образования в России с конца XIX - начало XXI веков. На основе историко-ретроспективного анализа предложена периодизация формирования системы дополнительного образования в высшей школе.

Ключевые слова: дополнительное высшее профессиональное образование, история становления и развития системы дополнительного образования в высшей школе, периодизация.

Проблема развития дополнительного образования высшей школы приобрела в педагогической теории и образовательной практике особую актуальность за последние десятилетия. Изучение архивных документов и материалов историко-педа-гогических исследований позволило сделать вывод, что дополнительное профессиональное образование, в том числе и высшей школы, формировалось параллельно с профессиональным образованием, но не имело автономной институциональной основы, вплоть до 1992 г. (введение термина «дополнительное профессиональное образование» в Закон РФ «Об образовании»).1 Историко-ретроспективный анализ позволил сделать вывод, что исследование проблем дополнительного профессионального образования, вплоть до подписания Российской Федерацией в 2003 г. Болонской декларации, развивалось по следующим основным направлениям: 1) повышение квалификации руководителей для народного хозяйства 2; 2) дополнительная профессиональная подготовка студентов в вузе (Н.А.Валеева, В.Б Сенашенко и др.; 3) дополнительное профессиональное образование взрослых как один из факторов непрерывного образования (Н.И.Булаев, Г.Г.Гранатов, Т.Я.Кузнецова и др.); 4) дополнительное профессиональное образование как многоуровневая система (Н.А.Морозова и др.); 5) значительное внимание уделялось вопросам повышения квалификации педагогических кадров (Р.Х.Калимуллин, А.В.По-минов и др.). Изучение педагогических исследований и концептуальных подходов по проблеме исследования, анализ нормативных документов в

°Мухина Татьяна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. E-mail: [email protected]

1 Морозова Н.А. Российское дополнительное образование как многоуровневая система: развитие и становление: дисс. ... д-ра пед. наук. М.: 2003. С.10.

2 ГУ ЦАНО. - Ф.Р. 2296. - Оп. 1. - Д. 6. - Л. 1 - 13; ГУ

ЦАНО. - Ф. 1571. - Оп. 1, 2.; ГУ ЦАНО. - Ф1003. -

Оп.1 - Д. 247.

области образования позволили обосновать правомерность использования термина «дополнительное высшее профессиональное образование». В соответствии с системным и деятельностным подходом, принципами интеграции и преемственности, с учетом современных целей профессионального образования мы рассматриваем выделенное понятие как динамичную педагогическую систему, направленную на совершенствование профессиональных компетенций в процессе повышения квалификации и формирование дополнительных компетенций в инновационной профессиональной деятельности в процессе переподготовки и самообразования. Дополнительное высшее профессиональное образование, являясь системой образования, включает все основные структурные компоненты: преемственные дополнительные профессиональные образовательные программы по соответствующему уровню подготовки; сеть реализующих их учреждений и научных организаций дополнительного образования; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций3. Выделенные компоненты системы являлись базовыми в определении критериев периодизации исторического развития дополнительного высшего профессионального образования в России. Результаты историко-ретроспективного анализа на основе разработанных критериев позволяют утверждать, что непосредственное влияние на развитие педагогической мысли России по проблеме исследования с конца XIX - н. XXI вв. оказали социально-экономические, социально-культурные, и общепедагогические предпосылки4. В России XVIII века государство выступало созда-

3 Мухина Т.Г. Дополнительное профессиональное образование в зарубежных странах в условиях единого образовательного пространства // Приволжский научный журнал. - 2011. - №>1. - С.154 - 155.

4 Мухина Т.Г. Антипин С.Г. Становление высшего дополнительного профессионального образования в Нижегородской губернии в начале XX столетия// Приволжский научный журнал. - Н.Новгород: 2010. - С.245 - 248.

телем высшей школы. Университетская жизнь не складывалась здесь как в большинстве европейских стран спонтанно, на протяжении столетий, а прагматически организовывалась в основе своей по образцу европейских университетов. Университет являлся продуктом государственной политики, и соответственно порождением специфических социокультурных условий5. Однако, несмотря на то, что начало университетского (высшего) образования датируется XVIII в., становление основной профессиональной подготовки студентов и позднее и дополнительной подготовки (прежде всего профессорско-преподавательского состава) потребовало достаточно большого периода времени. В частности к концу царствования Николая I университеты переживали трудные времена, решался вопрос об их полном закрытии. Кроме того долгое время для осуществления педагогической деятельности приглашались иностранные профессора, а позднее отправляли лучших студентов для обучения в Германию, Англию и др. государств6. Положение меняется только в период промышленного подъема на рубеже XIX - XX вв.

Проведенный анализ позволил автору сделать следующий вывод: в определении хронологических рамок первого периода становления дополнительного образования в высшей школе, нельзя руководствоваться рамками формирования высшего профессионального образования в России в начале XVIII в. Только развитие промышленности и общественно-политических движений на рубеже XIX - XX вв. обеспечили дальнейшее развитие системы высшего образования, привели к открытию новых крупных университетов на окраинах России, а также складывались предпосылки формирования отдельных слагаемых «дополнительного к основному образованию», прежде всего в системе педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава. На основе вышеуказанных критериев нами выделены шесть периодов развития дополнительного высшего профессионального образования.

Период с к. XVIII- н. XX вв. рассматривается автором как время становления отдельных слагаемых системы дополнительного образования, которые в послереволюционный период позволят сформироваться системе повышения квалификации как одного из ключевых видов дополнительного образования взрослых. К числу «слагаемых» компонентов отнесены: 1) университеты как учреждения, где создаются условия подготовки высококвалифицированных кадров; 2) командирование (стажировка) и самообразование профес-

5 Аврус А.И. История российских университетов: очерки. -М.: 2001. - С.34 - 68; Кулакова И.П. Московский университет в историко-культурной среде XVIII века: Автореф. дис. ... к. ист. наук. - М.: 2002. - С.3 - 10.

6 Аврус А.И. История российских универс.....- С.34 - 68.

сорско-перподавательского состава в процессе подготовки к научным конференциям, съездам, а также становление (как компоненты отдельных форм и видов дополнительного профессионального образования); 3) цели, задачи и содержание выделенных видов дополнительного образования по основным позициям соответствуют современным требованиям к подготовке специалистов в условиях дополнительной подготовки.

Второй период - (1917 - 1930 гг.). Развитие системы дополнительного высшего профессионального образования в первые годы Советской власти, характеризуется централизацией государственного управления. В 1917 - 1920-х годах реформируя высшее образование, советское руководство использовало в отношении вузовской интеллигенции как методы убеждения и поощрения, так и меры административного воздействия и репрессии, стремясь преодолеть сопротивление проводимым реформам со стороны старой дореволюционной вузовской профессуры. Содержание основного профессионального образования на всех уровнях строится на основе принципа «пролетаризация образования».

В данный период осуществляется крупная реформа образования, направленная на сближение теоретического обучения и производственной практики, ведущей задачей системы профессионального образования является подготовка специалистов-производственников. Выделенные требования со стороны государства формируют заказ на совершенствование деловых качеств работников; удовлетворение их образовательных потребностей, связанных с профессиональной деятельностью, что к сер 20-х гг. в (1925 г.) приводит к созданию в Москве первых курсов повышения квалификации директоров предприятий, обучение на них рассматривалось как часть мер по формированию резерва административного и хозяйственных руководителей. В 20-х гг. основой экономики и главным источником ресурсов для развития страны в целом было сельское хозяйство, что послужило одной из причин организации на базе вузов - курсов повышения квалификации для руководителей сельского хозяйства7. Ведущими учебными заведениями повышения квалификации являлись: промакадемии, высшие экономические курсы и факультеты особого назначения при вузах и др. Регулярное повышение квалификации постепенно распространялось на многочисленные категории работников, в том числе врачей, учителей и др. В частности, с 1930 г. на базе Нижегородского краевого институ-

7 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособ. для педагогических учебных заведений / Под ред. академика А.И.Пискунова. - М.: - 2004; История профессионального образования в России / Под науч. ред. С.Я.Батышева, А.М.Новикова, Е.Г.Осовского. - М.: 2003.

та повышения квалификации кадров народного образования (позднее Горьковский областной институт усовершенствования учителей Горьковского областного отдела народного образования, г. Горький) реализовывалась задача усовершенствования специалистов для школ, детских садов и домов8.

Третий период - годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.) и послевоенные годы (вплоть до 70-х гг. ХХ в.) характеризуется нами как период развития всех основных видов и форм дополнительного образования: повышения квалификации, переподготовки и стажировки. В военные годы промышленность РСФСР взяла на себя решение подавляющей части военно-экономических задач, так как в первый период войны Украина, Белоруссия, Прибалтийские республики, Молдавия оказались захваченными противником, лишились своей промышленной базы и в значительной степени своих кадров. Восстановление производства, развитие военной промышленности обосновали необходимость подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов в сжатые сроки. Появляются работы ученых, разрабатывающих на научно-методологической основе проблему непрерывной подготовки специалистов9.

Замедление темпов экономического роста нашей страны в 1960 - 1970-е гг. побудило ее руководство обратить внимание на научно-технический прогресс и соответственно на уровень образования подрастающих поколений. Профессиональное образование, в особенности высшее, стали рассматривать как социальный институт, не только подготавливающий кадры для народного хозяйства, но и формирующий интеллектуально-творческий потенциал всего общества. В соответствии с этим предъявлялись более высокие требования к качеству знаний обучающихся, предпринимались меры по повышению культуры умственного труда, внедрению новых методов и новых организационных форм обучения и самостоятельной творческой работы студентов. В системе повышения квалификации кадров создавались отраслевые и межотраслевые институты, факультеты и курсы. Однако предпринятые меры не меняли сути социального заказа профессиональному образованию - подготавливать работников, специалистов к включению в стабильную производственную среду, требовавшую, прежде всего определенных знаний и навыков, а не творческой активности и самостоятельного мышления10.

Четвертый период (1970 - 1980-е гг.). Развитие системы дополнительного профессионального

8 ГУ ЦАНО. - Ф. 2734. - Оп. 1. - Д. 62. - Л. 19; ГУ ЦАНО. - Ф. 2734. - Оп. 1. - Д. 73 . - Л. 26.

9 Парамонов В.Н. Динамика промышленности РСФСР в 1941 - 1945 гг.: Учебное пособие. - Самара: 2005.

10 Сластенин В.А. Педагогика профессионального образо-

вания. - М.: 2006.

образования связано с дальнейшей разработкой педагогической концепции непрерывного образования. Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта профессиональной деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования. Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и дающее возможность реализации индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, собственной программы пополнения знаний, выработки умений, закрепления навыков и приобретения современных профессиональных качеств в течение всей жизни. Разработка теоретических основ непрерывного образования ускорила и актуализировала отраслевые концепции непрерывного образования. Одной из них стала концепция непрерывного педагогического образования в науке «педагогика профессионального образования». Появление ее было вызвано деятельностью ЮНЕСКО, а также вниманием, проявленным в 1980-е годы государственными органами к данному вопросу. Идея непрерывного образования была заложена в «Основах законодательства СССР и союзных республик о народном образовании» и в решениях съездов учителей, обсуждалась народными депутатами на сессиях и рассматривалась в печати. Она стала ключевой идеей реформы народного образования11 . Анализ архивных материалов и законодательных документов показал, что в этот период активно открываются и эффективно функционируют факультеты повышения квалификации для руководителей, специалистов, педагогов и факультеты общественных профессий для студентов в составе общеинститутских факультетов университетов и институтов. Образовательные программы реализовыва-лись по трем основным направлениям: 1) повышение квалификации и переподготовка высококвалифицированных специалистов; 2) дополнительная подготовка и переподготовка педагогического состава; 3) дополнительная подготовка студентов (параллельно с основной профессиональной под-готовкой)12.

Пятый период (90-е гг. XX в. - начало XXI в.) Развитие дополнительного высшего профессионального образования на рубеже XX - XXI столетий рассматривается нами в условиях перехода России к экономике рыночного типа и характеризуется значительным подъемом и вниманием

11 Наумова Т.Б. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования // Компетентность. - 2009. - №> 5. - С. 10 - 16.

12 ГУ ЦАНО. - Ф. 2734. - Оп. 1 - 9.

со стороны государства. Свидетельством тому является закрепление статуса дополнительного, в том числе и высшего профессионального образования в законодательных документах, а также поддержка исследований ученых в области дополнительного образования. В системе дополнительного профессионального образования выделяются новые черты и идейно-политические концепции. Повышение квалификации и переподготовка носят целостный и непрерывный характер. Большое внимание уделяется самообразованию слушателей. К концу XX столетия возрастает внимание к контролю и управлению в области дополнительного высшего профессионального образования. В целях координации и совершенствования деятельности образовательных учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, обеспечения коллегиальности в выработке и принятии решений создаются Советы по проблемам повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобразования России13. Однако, в условиях экономической нестабильности в стране в 1990-е гг., известной неопределенности в сфере общего и высшего образования вузам было предоставлено право самостоятельно определять судьбу факультетов повышения квалификации и дополнительных общественных профессий. Обучение на факультетах во многих вузах было переведено либо на факультативную основу, либо уп-разднено14. Современный этап (с 2007 г. по настоящее время) развития системы дополнительного высшего профессионального образования рассматривается нами в условиях интеграции профессионального образования в единое образовательное пространство. Современное состояние дополнительного профессионального образования характеризуется качественно новым уровнем развития не

только в связи с глобальными тенденциями в образовании, но и инновационным подходом к пониманию всей системы непрерывного образования15. Отвечая запросам государства, реализует задачу перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию специалиста, имеет свои специфические особенности и направления реоргани-зации16. Таким образом, к началу XX в. истории педагогической мысли накопился достаточный опыт методологического, содержательного, организационно-технологического и методического обеспечения развития и преобразования целостной системы дополнительного профессионального образования в высшей школе. Ретроспективный взгляд на развитие высшего основного и дополнительного образования, обращение к истокам его становления призвано способствовать не только качественному поиску адекватных способов реформирования системы высшего образования Российской Федерации, но и осознанию взаимосвязи между правительственным образовательным курсом и реализацией намеченных планов по реорганизации общества.

13 Приказ Министерства образования РФ о совете руководителей образовательных учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования российской федерации. №№ 2707. утв. 16.07.2001 г.

14Коллегов А.К. Развитие факультета дополнительных педагогических профессий как структуры учебно-воспитательной системы вуза (1960-е - 2000-е гг.): Автореф. дисс. ... к.пед. наук. - Томск: 2008. - С.11 - 12.

15 Наумова Т.Б. Дополнительное профессиональное образование .. - С. 10 - 16.

16Мухина Т.Г. Сущность и специфика дополнительного профессионального образования в высшей школе // Проблемы многоуровневого образования: материалы XIV Международной научно-методической конференции. -Н.Новгород: 2011. - С.197 - 199.

HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF ADDITIONAL HIGHER VOCATIONAL TRAINING IN RUSSIA

© 2011 T.G.Mukhina

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

The article is devoted to the history of development of additional higher education in Russia in the period of XIX - XXI centuries. Based on the historical-retrospective analysis the periodization and conditions of formation and development of additional higher vocational training as socially-pedagogical system is offered.

Keywords: additional higher vocational training, history of formation and development of system of additional education in higher education, periodization.

Mukhina Tatyana Gennadyevna, candidate of pedagogics; associate professor, the chair of pedagogics and psychology. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.