Научная статья на тему 'Критерии эффективности функционирования системы дополнительного непрерывного образования'

Критерии эффективности функционирования системы дополнительного непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / SYSTEM OF ADDITIONAL CONTINUING EDUCATION / MONITORING / LEVELS OF EDUCATION / QUALIFICATIONS / EMPLOYMEN / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ / УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ / КВАЛИФИКАЦИИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильинская Яна Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы актуальные для сегодняшнего дня, так как система дополнительного профессионального образования кардинальным образом поменяла свои направления и приоритеты за последние несколько лет. Интерес к проблемам дополнительного профессионального образования возрастает из года в год, так как на сегодняшний момент именно сфера дополнительного профессионального образования позволяет людям быстро переучиться и получить возможность трудоустройства. Становится очевидным, что получение высшего образования не панацея, а лишь необходимый базис при получении работы, а вот выпускник в резюме которого включены и имеются документы, подтверждающие наличие дополнительных профессиональных компетенции, более востребован на рынке труда. Впервые в данном исследовании представлены критерии эффективности функционирования системы дополнительного профессионального образования, так как на сегодняшний день существует критерии эффективности только для системы высшего образования. В статье представлена инновационная система дополнительного непрерывного образования, которая на протяжении пяти лет успешно работает на базе классического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильинская Яна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA OF EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL CONTINUING EDUCATION

The article discusses issues relevant to the present day, as the system of additional professional education has radically changed the directions and priorities over the past few years. The interest in the problems of additional professional education is increasing from year to year, as at the present time it is the sphere of additional professional education that allows people to retrain quickly and to obtain employment. It is becoming apparent that obtaining a higher education is not a panacea but merely a necessary basis at obtaining employment, and a graduate, in the resume of whom there are documents, which confirm the availability of additional professional competences, included, is in higher demand in the labour market. For the first time in this study, the criteria of efficiency of functioning of the system of additional professional education, are presented, as to date there are criteria of efficiency for the system of higher education only. The article presents an innovation system of additional continuing education which has been successfully operating on the basis of the classical university for five years.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности функционирования системы дополнительного непрерывного образования»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-6-35 УДК 37.012.4

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ильинская Я.А.

В статье рассматриваются вопросы актуальные для сегодняшнего дня, так как система дополнительного профессионального образования кардинальным образом поменяла свои направления и приоритеты за последние несколько лет. Интерес к проблемам дополнительного профессионального образования возрастает из года в год, так как на сегодняшний момент именно сфера дополнительного профессионального образования позволяет людям быстро переучиться и получить возможность трудоустройства. Становится очевидным, что получение высшего образования не панацея, а лишь необходимый базис при получении работы, а вот выпускник в резюме которого включены и имеются документы, подтверждающие наличие дополнительных профессиональных компетенции, более востребован на рынке труда. Впервые в данном исследовании представлены критерии эффективности функционирования системы дополнительного профессионального образования, так как на сегодняшний день существует критерии эффективности только для системы высшего образования. В статье представлена инновационная система дополнительного непрерывного образования, которая на протяжении пяти лет успешно работает на базе классического университета.

Ключевые слова: система дополнительного профессионального образования; система дополнительного непрерывного образования; мониторинг; уровни образования; квалификации; трудоустройство.

CRITERIA OF EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL CONTINUING EDUCATION

Il'inskaya Y.A.

The article discusses issues relevant to the present day, as the system of additional profes-

sional education has radically changed the directions and priorities over the past few years. The interest in the problems of additional professional education is increasing from year to year, as at the present time it is the sphere of additional professional education that allows people to retrain quickly and to obtain employment. It is becoming apparent that obtaining a higher education is not a panacea but merely a necessary basis at obtaining employment, and a graduate, in the resume of whom there are documents, which confirm the availability of additional professional competences, included, is in higher demand in the labour market. For the first time in this study, the criteria of efficiency of functioning of the system of additional professional education, are presented, as to date there are criteria of efficiency for the system of higher education only. The article presents an innovation system of additional continuing education which has been successfully operating on the basis of the classical university for five years.

Keywords: system of additional professional education; system of additional continuing education; monitoring; levels of education; qualifications; employmen.

Система дополнительного профессионального образования за последние несколько лет преобразилась в связи с координальными изменениями в нормативно-правовом поле, а также в связи с введением Федерального законаРФ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» [4]. Несмотря на изменения, которые привели к уменьшению государственного контроля за системой дополнительного профессионального образования и предоставлению ей полной свободы, ситуация, сложившаяся в системе образования на протяжении первых двух лет после принятия Федерального закона, позволила многим образовательным учреждениям спекулировать на рынке образовательных услуг. Ослабление контроля повлекло за собой жесткую конкуренцию, что, в свою очередь, уменьшило количество недобросовестных исполнителей и привело к усилению позиций сильных игроков на образовательной арене. На сегодняшний день образовательные организации, которые не только предоставляют качественную подготовку по образовательным направлениям высшего, а также среднего профессионального образования, но и активно осваивают рынок дополнительных образовательных услуг, в рамках предоставленных им лицензий, занимают основные позиции в регионах.

Контроль государства осуществляется только за образовательными учреждениями (организациями) через систему разных мониторингов, в которых не участвуют коммерческие фирмы, общества с ограниченной ответственностью, индивидуальные предприниматели, которые предоставляют дополнительные профессиональные образовательные услуги. Это яв-

ляется неравенством, как со стороны контроля, так и со стороны финансовой составляющей, так как частные фирмы имеют систему налоговых льгот, которыми они активно пользуются, тем самым вузы попадают в неравные условия. Государственные образовательные учреждения предоставляют качественные образовательные услуги, которые производятся специалистами высокого уровня в хороших, а иногда и в специализированных, аудиториях, включают в себя не только тиражирование печатных материалов, но и предоставление слушателям учебников, презентаций, дополнительных материалов и т.д. Однако, при участии в котировке или конкурсе цена на качественный продукт становится выше, поэтому вузы априори проигрывают в конкурсах или котировках. В случае, когда слушатель сам определяется с местом обучения или лично работодатель заказывает курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки своих работников (и это не государственная бюджетная организация), главным аспектом для выбора становится качество предоставления услуг. В этом случае слушатели курсов отдают предпочтение вузам, зарекомендовавшим себя с положительной стороны, имеющим хороший рейтинг и умеющим привлекать не только своих специалистов в области теории, но и специалистов-практиков.

Нужно отметить, что несмотря на постоянный мониторинг и увеличивающийся контроль за образовательными учреждениями государством, на самом деле никто не проверяет качество образовательных услуг, а лишь цифры и бумаги, которые предоставляют образовательные учреждения, то есть бухгалтеров и юристов. Многие образовательные учреждения активно участвуют в профессионально-общественных аккредитациях, которые никак не влияют на результаты очередной аккредитации вуза, проводимой Рособрнадзором, хотя по факту именно профессионально-общественная аккредитация проверяет в меньшей степени документы, а в большей степени качество предоставляемых услуг.

Еще одним неравным и отрицательным показателем является «уравниловка» при Мониторинге, в котором принимают участие все вузы России, и по результатам которого выпускники должны определять, в какой вуз они пойдут учится. Минусом является то, что мониторинговые показатели для региона, где проживает 250 000 человек, и для г. Москвы, города-миллионника, одни и те же. То есть изначально востребованность будет больше и уплотненность кадрами тоже, а как следствие и результаты Мониторинга будут значительно выше.

За последний год ужесточились требования к программам дополнительного профессионального образования: они должны иметь определенную структуру и наполняться в соответствии с профессиональными стандартами и квалификационными требованиями [3]. Это упорядочит процесс предоставления дополнительной образовательной услуги, и еще сократит

количество образовательных организаций, неориентированных на предоставление качественных образовательных услуг.

Государство, с одной стороны, предоставило свободу образовательным учреждениям в сфере дополнительного профессионального образования, а с другой стороны, изменив уровни профессионального образования и существенно изменив содержание направлений подготовки, где на сегодняшний момент итогом получения высшего образования является получение дипломов, в которых прописаны квалификации «бакалавр», «магистр» или «преподаватель-исследователь». Данные квалификации размыты и не уточняют практические компетенции, которыми должны владеть выпускники.

Практическую квалификацию сегодня можно получить, обучаясь только по программам среднего профессионального образования и по программам дополнительного профессионального образования. Главным преимуществом нового закона является предоставление возможности студенту получать дополнительное профессиональное образование параллельно получая высшее или среднее профессиональное образование. Таким образом, в последнее время спрос на программы дополнительного профессионального образования у студентов значительно вырос, и агитация и важность получения дополнительных знаний, умений и навыков не вызывает никаких сомнений. Иногда студенты первых курсов скептически относятся к получению дополнительных квалификаций, но на последних курсах начинают свое обучение, особенно после производственных практик, когда работодатели сообщают о своих требованиях к работнику, куда входят дополнительные профессиональные квалификации. Современный специалист должен владеть не только базой, так называемым дипломом «бакалавра», но и владеть рядом квалификаций, отличных от своего направления подготовки. Например, у студентов большой популярностью пользуются курсы профессиональной переподготовки «Деловой английский язык», «Экономика и управление на предприятии», «Управление персоналом», «Бухгалтерский анализ, учет и отчетность, аудит». Нужно подчеркнуть, что выбор данных программ очень востребован у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом, физико-математическом факультетах, факультете филологии и межкультурной коммуникации. Получение дополнительных квалификаций позволяет увеличить процент трудоустройства среди выпускников, например, по результатам мониторинга в 2013 и 2014 годах процент трудоустройства студентов составлял почти 96%, а в 2015 году при снижении параметров и изменении критериев при норме в 75%, выполнено было 75%.

На базе единственного классического университета Камчатского края была разработана и с 2009 года внедрена система дополнительного непрерывного образования, которая выросла из системы дополнительного профессионального образования, а также из аспектов системы

дополнительного образования. Система дополнительного непрерывного образования - это региональная система, которая направлена на удовлетворения потребностей людей, проживающих на территории Камчатского края, в различных образовательных услугах, для разных слоев населения. Система предлагает как образовательные, так и консультационные услуги, что значительно расширяет возможность привлечения разных специалистов, как вузовских, так и сторонних. С учетом уменьшения нагрузки и сокращения кадров, система позволяет сохранять кадры и стимулировать сотрудников на расширения своего потенциала.

Данная система не только предлагает программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, но и курсы развития и поддержки для студентов, тренинги и семинары в различных формах (очной, дистанционной, электронной и т.д.), а также предпрофес-сиональную подготовку (нужны по ЕГЭ и ГИА), консультации психологов для дошкольников и их родителей, а также взрослого населения, дополнительные образовательные услуги для детей в возрасте от 3 лет, направленные на всестороннее развитие ребенка, инновационные образовательные проекты для студентов, среднего профессионального образования, включая все ступени, от бакалавров до аспирантов, и многое другое. Опираясь на специфику края, мы создали площадку, на базе которой любой житель в возрасте от 3 лет и до 70 и более может получить образовательные услуги в удобной форме. Нужно подчеркнуть, что данные услуги предоставляются как на платной, так и на безвозмездной основе (волонтерство).

Система дополнительного непрерывного образования активно развивается на базе основных критериев эффективности, которые могут стать основополагающими и для функционирования системы дополнительного профессионального образования [1].

рационализация

научно-

материально-техническая и информационная база

педагогические кадры

Рис. Критерии эффективности функционирования системы дополнительного профессионального образования

Первым принципом эффективной работы системы дополнительного профессионального образования является регионализация, то есть специфика региона, месторасположение, доступность к различным видам образовательных услуг. В данном случае Камчатский край не только дотационный («удельный вес дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, предоставляемой бюджету Камчатского края из федерального бюджета, в собственных доходах краевого бюджета составляет 64%, 62% и 65% соответственно в 2014, 2015 и 2016 годах» [2]) и депрессивный регион, так как на протяжении многих лет развитие экономики края остается на крайне низком уровне. Отдаленность от материковой части и определенная замкнутость создает все условия для создание уникальных, инновационных проектов не только в сфере образования, но и в других приоритетных отраслях экономики Камчатского края.

Второй принцип - это обеспеченность научно-педагогическими кадрами, в данном случае «кадры решают все», для Дальневосточного округа это характерно, т.к. в островных частях региона Магаданской области, Сахалинской области и Камчатского края есть «кадровый голод», именно поэтому мобильность специалистов из центральных регионов страны актуальна. Если вуз обладает научно-педагогическими кадрами (далее НИР), средний возраст которых от 35 лет до 45 лет, то можно решать разные задачи по модернизации и оптимизации образовательного процесса. Именно концентрация лучших научно-педагогических кадров в университете позволяет создать и расширить линейку предоставления дополнительных образовательных услуг без ущерба для научных и личных интересов специалистов. Это не означает, что привлеченных сторонних специалистов нет, но их не более 10%, а это говорит об увеличении материального благосостояния НИР, что влияет на средний уровень заработной платы, который в 2015 году является одним из показателей Мониторинга.

Третий принцип эффективности - материально-техническая и информационная база учреждения, которая должна позволить получать образовательные услуги в доступном виде и в разных формах. Для этого необходимы помещения, оборудованные проекторами, экранами, удобные рабочие места, дистанционные технологии, должна быть предоставлена возможность создавать электронные ресурсы и производить дизайнерские и полиграфические работы. Конечно, если предприниматель заинтересован в быстрой прибыли, он может арендовать помещения и просчитать все свои затраты, включив их в смету, в нашем случае мы говорим о постоянно функционирующем, имеющим лицензию предприятию или образовательном учреждении, для функционирования которого требуется большое капиталовложение, и его быстрая окупаемость зависит от количества курсов и слушателей. Например, в г. Санкт-Петербурге существует две большие организации, осуществляющих реализацию дополнительных про-

фессиональных программ образования: Финконт и ЦИТИС.Окупаемость данных организаций происходит за счет большого количества программ, слушателей, также данные организации активно участвуют в конкурсах и котировках. Лучшая концентрация специалистов в крупных городах позволяет обеспечить спрос на образовательные услуги и получить средства для развития бизнеса. Однако, сегодня, с точки зрения экономики, пригласить к себе специалиста выгодней, чем одного специалиста послать на обучение. Форма безотрывного обучения на производстве эффективнее и дает возможность не только обучить персонал, но и получить советы от профессионала на месте, когда не «на пальцах» нужно объяснять проблему.

Это базовые три принципа для любой системы дополнительного профессионального образования. для системы дополнительного непрерывного образования действует четвертый принцип эффективности - это веерный принцип вхождения в процесс обучения, который занимает весь период жизни человека. Важно помнить, что человек на любом этапе своего становления, развития может как войти в систему, так и покинуть ее. Конечно, никто не оспаривает три критерия существования системы дополнительного профессионального образования, без которых невозможно функционирование не только системы дополнительного профессионального образования, но и инновационной системы дополнительного непрерывного образования: гибкость, открытость и доступность. Однако, это не критерии эффективности систем дополнительного профессионального образования, а три кита их существования.

Список литературы

1. Ильинская Я.А. Теоретико-методологические подходы к изучению понятия «дополнительное непрерывное образование» Известия Южно-Федерального университета, № 4, 2014. С. 43-53.

2. Доклад к заседанию Правительства Камчатского края 14.10.2013 года «О проекте краевого бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». http://www.kamchatka.gov. ru/?cont=g_intervg&menu=3&mcont=&act=info&id=343

3. Методические рекомендации по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ от 30.03.2015 № АК-820/06, Министерство образования и науки РФ.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015).

References

1. Ilynskaya J.A. Teoretiko-metodologicheskie podhody k izucheniju ponjatija «dopolnitel'noe nepreryvnoe obrazovanie» [Theoretical and methodological approaches to the study of the concept of «additional continuing education»] Proceedings of South Federal University, № 4, 2014. Pp. 43-53.

2. Doklad k zasedaniju Pravitel'stva Kamchatskogo kraja 14.10.2013 goda «O proekte kraevogo bjudzhetana 2014godi naplanovyj period2015 i 2016godov» [Report to the Government meeting Kamchatka Krai 14.10.2013, «On the project of the regional budget for 2014 and the planning period of 2015 and 2016»]. http://www.kamchatka.gov.ru/?cont=g_intervg&menu=3&mcont=&act = info & id = 343

3. Metodicheskie rekomendacii po organizacii itogovoj attestacii pri realizacii dopolnitel'nyh professional'nyh program [Guidelines for the organization of the final certification of the implementation of additional professional programs] from 30.03.2015 № AK-820/06, the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.

4. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ [Federal Law of 29.12.2012] N 273-FZ (ed. by 31.12.2014, as amended. On 02.05.2015) «On Education in the Russian Federation» (rev. and ext., Joined. In force from 31.03. 2015).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ильинская Яна Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, декан факультета непрерывного образования, доцент кафедры английской филологии Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга ул. Пограничная, 4, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край, 683032, Россия [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Ilinskaya Yana Anatolievna, Candidate of Philology, Associate Professor, Dean of the Faculty of Continuing Education, Associate Professor, Department of English Philology Vitus Bering Kamchatka State University

ul. Pogranichnaya, 4, Petropavlovsk-Kamchatsky, Kamchatka region, 683032, Russia [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.