Научная статья на тему 'Организационно-правовые условия реализации программ дополнительного образования образовательной организацией высшего образования в условиях контрактной системы'

Организационно-правовые условия реализации программ дополнительного образования образовательной организацией высшего образования в условиях контрактной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION / CONTRACT SYSTEM / CIVIL LEGAL RELATIONS / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безвиконная Елена Владимировна, Каширина Вера Васильевна

В статье рассматриваются проблемы реализации программ дополнительного профессионального образования организациями высшего образования в условиях действия Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Основная цель статьи заключается в выявлении организационно-правовых условий действий организаций высшего образования по предоставлению образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования в условиях контрактной системы. Основными задачами статьи являются: выявление условий участия образовательной организации в гражданско-правовых отношениях; оценка условий использования высшим учебным заведением как поставщиком образовательных услуг, преимуществ контрактной системы; разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-правовых механизмов участия образовательной организации в контрактной системе. Использование системного анализа позволило выявить условия и механизмы предоставления образовательных услуг организацией высшего образования в условиях контрактной системы и конкурентных процедур. Посредством формально-юридического метода проведена оценка содержания законодательства о контрактной системе и дополнительном профессиональном образовании. Формально-логический метод определил содержание регламента реализации программ дополнительного профессионального образования, как локального акта, регулирующего порядок взаимодействия структурных подразделений образовательной организации. Результатом исследования становятся рекомендации по совершенствованию отдельных локальных актов организации высшего образования, разработка регламента взаимодействия структурных подразделений в целях повышения эффективности участия последней в конкурентных процедурах для заключения контрактов на оказание образовательных услуг. Отмечается, что действующая контрактная система предоставляет возможность получать средства от приносящей доход деятельности в рамках программ дополнительного профессионального образования только при условии участия в конкурентных процедурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безвиконная Елена Владимировна, Каширина Вера Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF PROGRAMS OF ADDITIONAL EDUCATION EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OF CONTRACT SYSTEM

The article considers the problems of implementation of programs of additional professional education institutions of higher education under the Federal law of 05.04.2013 № 44-FZ «On contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs». The aim of this article is to identify the legal conditions of action of institutions of higher education to provide educational services on programs of additional professional education in the conditions of contract system. The main objectives of the article are: identification of conditions for participation of educational organizations in civil law relations; evaluation of the terms of use institution of higher education as provider of education, the advantages of the contract system; development of recommendations on improvement of organizational and legal mechanisms of participation of educational organizations in the contract system. The use of the system analysis helped identify the conditions and mechanisms for the provision of educational services through the organization of higher education in the conditions of the contract system and competition procedures through a formal legal method of assessing the content of legislation on the contract system and additional vocational education. The formal-logical method determined the content of the rules of implementation of programs of additional professional education, as a local act regulating the order of interaction of structural subdivisions of educational organizations. The result of this research is the recommendations for the improvement of specific local regulations the organization of higher education, to develop the rules of interaction between structural units in order to increase the effectiveness of participation in competitive procedures in Contracting for the provision of educational services. It is noted that the current contract system provides the ability to obtain funds from income-generating activities in the programmes of additional professional education only upon condition of participation in competitive procedures.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые условия реализации программ дополнительного образования образовательной организацией высшего образования в условиях контрактной системы»

УДК 34.096, ББК 67.404.9 © Е.В. Безвиконная, В.В. Каширина

Е.В. Безвиконная, В.В. Каширина

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассматриваются проблемы реализации программ дополнительного профессионального образования организациями высшего образования в условиях действия Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Основная цель статьи заключается в выявлении организационно-правовых условий действий организаций высшего образования по предоставлению образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования в условиях контрактной системы. Основными задачами статьи являются: выявление условий участия образовательной организации в гражданско-правовых отношениях; оценка условий использования высшим учебным заведением как поставщиком образовательных услуг, преимуществ контрактной системы; разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-правовых механизмов участия образовательной организации в контрактной системе.

Использование системного анализа позволило выявить условия и механизмы предоставления образовательных услуг организацией высшего образования в условиях контрактной системы и конкурентных процедур. Посредством формально-юридического метода проведена оценка содержания законодательства о контрактной системе и дополнительном профессиональном образовании. Формально-логический метод определил содержание регламента реализации программ дополнительного профессионального образования, как локального акта, регулирующего порядок взаимодействия структурных подразделений образовательной организации.

Результатом исследования становятся рекомендации по совершенствованию отдельных локальных актов организации высшего образования, разработка регламента взаимодействия структурных подразделений в целях повышения эффективности участия последней в конкурентных процедурах для заключения контрактов на оказание образовательных услуг. Отмечается, что действующая контрактная система предоставляет возможность получать средства от приносящей доход деятельности в рамках программ дополнительного профессионального образования только при условии участия в конкурентных процедурах.

Ключевые слова: образовательная организация высшего образования, контрактная система, локальные акты, дополнительное профессиональное образование.

Образовательное учреждение как некоммерческая организация,

осуществляющая образовательную деятельность на основании лицензии, согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») [2], является субъектом гражданских правоотношений. Как хозяйствующийсубъект образовательная организация вправе самостоятельно осуществлять различные виды деятельности, в том числе предпринимательской, распоряжаться доходами, полученными от её осуществления, арендовать и сдавать в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем (статья 9.2) [5]. Особый правовой статус данных организаций обусловлен потребностью правовой охраны образовательной деятельности, связанной с реализацией конституционного права личности на получение образования [15, с. 18].

Статус образовательной организации высшего образования предоставляет ей право реализации

программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями Федерального закона«Об образовании в Российской Федерации» [2], приказа Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 [8] и т.д. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной организацией самостоятельно с учётом потребностей заказчиков, по инициативе которых осуществляется обучение, а также учитывает профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (п. 8 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным

программам»)[8]. В частности, учитываются требования к должностям руководителей,

специалистов, служащих, установленные единым тарифно-квалификационным справочником [6] [7].

Реализуя программы повышения

квалификации и профессиональной переподготовки, образовательная организация высшего образования, использует сложившую практику локального правотворчества. В частности, п. 6 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 предусматривает право организации самостоятельно устанавливать формы и перечень локальных актов, регламентирующих порядок реализации программ [8].

Для оценки порядка реализации программ дополнительного профессионального образования нами использована практика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ОмГПУ»). Подготовка по дополнительным образовательным программам осуществляется несколькими структурными подразделениями, деятельность которых

регламентируется в соответствии с принятыми и утверждёнными положениями. В частности, ключевое место в реализации программ занимает факультет повышения квалификации и профессиональной подготовки, действующий в соответствии с положением, утверждённым приказом ректора от 4 декабря 2014 г. № 01-04/346 [10]. Локальные акты ФГБОУ ВО «ОмГПУ», регулирующие систему дополнительного

образования, можно разделить на несколько групп в зависимости от их юридических последствий. Во-первых, локальные акты правотворческого характера, содержащие правила поведения и влекущие последствия для ключевых субъектов образовательного процесса (административно-управленческого аппарата, обучающихся, научно-педагогического состава и т. д.) (например, положение об итоговой аттестации). Во-вторых, индивидуально-определенные акты, при помощи которых реализуется комплекс правоотношений в сфере образования, обеспечивает их возникновение, изменение и прекращение (например, распоряжение об утверждении порядка реализации программ повышения квалификации государственных гражданских служащих). В-третьих, локальные акты, имеющие преимущественно индивидуальный характер, принимаемые в качестве средства дополнительного регулирования отношений (например, приказы о приёме, отчислении слушателей).

Поскольку п. 19 Приказа

Министерства образования и науки Российской Федерации № 499 от 1 июля 2013 г. устанавливает обязанность проведения итоговой аттестации по

результатам освоения программы дополнительного профессионального образования [8], постольку образовательная организация вправе урегулировать локальным актом (положением) порядок и форму проведения итоговой аттестации. Например, в ФГБОУ ВО «ОмГПУ» действует положение об итоговой аттестации слушателей, осваивающих образовательные программы дополнительного профессионального образования, утверждённое приказом ректора от 13.05.2015 № 01-04/129 [12]. Отсутствие императивности требований к принятию данного локального акта приводит к рамочности урегулирования форм проведения аттестации, с учётом содержания реализуемой программы и потребностей её заказчиков. Результатом может стать невозможность использования положения для обоснования позиции образовательной организации в случае конфликта с заказчиком образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования.

Аналогичная ситуация возникает и в отношении порядка выдачи документов обучающимся в период их обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Согласно ч. 3. ст. 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» студентам бесплатно предоставляется зачётная книжка, а также студенческий билет [2]. Например, для слушателей, обучающихся по программам дополнительного образования в ФГБОУ ВО «ОмГПУ», документы, подтверждающие их обучение, не предусмотрены и, соответственно, никакими локальными актами не регулируются. Наличие норм ч. 4 статьи 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не сопровождается подзаконными актами, устанавливающими обязанность выдачи подобных документов (речь не идёт о документах, выдаваемых лицам, освоивших программы). Несомненно, отсутствие императивной нормы, обязывающей выдавать подобные документы в период обучения, не обязывает организацию высшего образования принимать отдельные локальные акты, посвящённые порядку выдачи и утверждения образцов документов об обучении слушателей. Но практика ФГБОУ ВО «ОмГПУ» демонстрирует потенциальную возможность использования данных документов при прохождении в здание университета, аттестации на рабочем месте и т.д. Стоит рекомендовать образовательной организации принять локальный акт о порядке выдачи и утверждении образцов документов об обучении по программам дополнительного профессионального образования.

Развитие дистанционных образовательных технологий в сфере дополнительного профессионального образования также обуславливает процесс совершенствования локальных актов образовательной организации. Например, в ФГБОУ

ВО «ОмГПУ» порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий регулируется на основании положения [11]. Но данное положение применяется к процессу реализации всех образовательных программ, что требует включения в него отдельного раздела «Организация электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации программ дополнительного образования».

В соответствии с пунктом 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организация осуществляет обучение на основе договора об образовании [8]. Договор об образовании имеет гражданско-правовую природу, являясь договором оказания возмездных услуг, форма которого закреплена в Приказе Министерства образования и науки РФ от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» [9]. Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации договор предусматривает обязанность исполнителя (в лице организации высшего образования) оказать услуги заказчику, который, в свою очередь, обязан их оплатить [1]. Договор об оказании образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования предусматривает возможность его оплаты из одного или нескольких источников (бюджетные или внебюджетные средства). Данное обстоятельство требует от образовательной организации при заключении договора (контракта) на оказание образовательных услуг учитывать требования как Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Федеральный закон № 44) [3], так и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [4]. Образовательная организация в условиях необходимости увеличения объёма доходов от приносящей доход деятельности обязана использовать механизмы контрактной системы в части планирования, заключения договоров (контрактов) на оказание образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования, и отчётов об их исполнении [14, с. 105].

В частности, Федеральный закон № 44-ФЗ поставил образовательные организации высшего образования перед необходимостью использовать конкурентные процедуры, предшествующие заключению договоров на оказание образовательных услуг в целях обеспечения непрерывности образовательного процесса [13, с. 95]. В частности, для образовательных организаций, которые участвуют в конкурентных процедурах для заключения контрактов на оказание образовательных

услуг в качестве исполнителей, предусмотрены следующие способы закупок.

Во-первых, открытый конкурс,

предусматривающий установление в документации ценовых и неценовых критериев оценки заявок участников, позволяющих объективно принять решение по результатам конкурентной процедуры. Например, в 2016 г. ФГБОУ ВО «ОмГПУ» выиграл конкурс на оказание образовательных услуг по повышению квалификации муниципальных служащих по программе курсов повышения квалификации «Государственная национальная политика и практика регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений на

муниципальном уровне».

Во-вторых, электронный аукцион - наиболее распространённый способ определения поставщика (исполнителя) на рынке образовательных услуг, поскольку предполагает аккредитацию участников на электронной площадке и признание победителем заявки, содержащей наиболее низкое предложение по цене договора (контракта). Например, на протяжении 2015-2016 гг. ФГБОУ ВО «ОмГПУ» участвовал в двух электронных аукционах на оказание услуг по интенсивному обучению иностранному языку (английский) федеральных государственных гражданских служащих Управления

Россельхознадзора по Омской области. На момент окончания срока подачи заявок на участие в первом аукционе (2015 г.) была подана единственная заявка. Аукционная комиссия рассмотрела заявку участника закупки и приняла решение о заключении контракта с единственным поставщиком - ФГБОУ ВО «ОмГПУ». Аукцион оказывается наиболее распространённой конкурентной процедурой для высших учебных заведений как поставщиков услуг в сфере дополнительного образования.

В-третьих, запрос котировок, предполагающий отсутствие иных критериев оценки поданных заявок кроме низкой цены, но при отсутствии электронной процедуры подачи заявок. Например, в 2016 г. ФГБОУ ВО «ОмГПУ» участвовал в запросе котировок на оказание услуг по повышению квалификации по курсу «Управление государственными и муниципальными закупками», организованном Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области. В результате рассмотрения и оценки котировочных заявок, комиссия, путём прямого голосования, приняла решение признать победителем ЧОУ ДПО «Практикум», т.к. данная котировочная заявка содержала лучшие предложения по цене контракта. Поскольку организация находится за пределами Омской области, соответственно деловую репутацию оказанных услуг слушатели оценят только в процессе их получения.

В-четвёртых, запрос предложений - действует при определении оптимального с позиции заказчика предложения по указанным в конкурсной документации критериям. Например, в 2015-2017 гг. ФГБОУ ВО «ОмГПУ» участвовал всего в пяти запросах, что связано с наличием чёткого перечня оснований для их проведения, закреплённых в статье 83 Федерального закона № 44 [3].

Механизмы осуществления закупочной деятельности в сфере реализации программ дополнительного профессионального образования, указанные выше, существенно повлияли как на работу подразделений ФГБОУ ВО «ОмГПУ», осуществляющих дополнительное образование, а также на работу закупочных комиссий. ФГБОУ ВО «ОмГПУ» как поставщик образовательных услуг на протяжении 2013-2016 гг. принял участие в 39 аукционах, 7 запросах котировок, 6 открытых конкурсах1. Наиболее простой торговой процедурой для исполнителя образовательных услуг оказался электронный аукцион, наиболее сложным и трудоёмким по подготовке, но наиболее результативным - открытый конкурс. Практика участия ФГБОУ ВО «ОмГПУ» в электронных аукционах показала, что участники торгов при участии в аукционах на оказание образовательных услуг серьёзно занижают первоначально

установленные цены (более чем на 60-70 %). Это обстоятельство провоцирует конкуренцию образовательных организаций, реализующих аналогичные программы дополнительного образования.

Несмотря на наличие положительного опыта участия в закупках образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «ОмГПУ» возникшие трудности обусловлены не столько коллизиями норм законодательства о закупках, сколько неготовностью образовательной организации полноценно использовать потенциал участия в контрактной системе. Одной из очевидных проблем организации закупок образовательной организацией оказывается отсутствие единой системы взаимодействия структурных подразделений, реализующих закупочные процедуры. В целях создания единой системы взаимодействия структурных подразделений ФГБОУ ВО «ОмГПУ» предлагаем ввести регламент, позволяющий установить порядок взаимодействия подразделений, участвующих в закупочной деятельности в рамках Федерального закона № 44-ФЗ. В регламенте следующим образом разграничиваются полномочия структурных подразделений, участвующих в контрактной системе.

1

Материал предоставлен Центром дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «ОмГПУ».

Во-первых, инициатор закупки- структурное подразделение или должностное лицо, заинтересованное в проведении данной закупки по оказанию образовательных услуг (например, факультет повышения квалификации и профессиональной подготовки). После подписания договора (контракта) инициатор закупки обеспечивает его исполнение, контролирует соблюдение сроков оплаты, отслеживает сроки оказания услуг, подписывает у уполномоченных лиц акты выполненных работ.

Во-вторых, руководитель контрактной службы, который оценивает необходимость участия в торговой процедуре, возможность её проведения, начальную (максимальную) цену закупаемой продукции, а также сроки закупки. Совместно с профильными структурными подразделениями проводит анализ осуществлённой закупочной деятельности, результаты которого учитываются при составлении плана и плана-графика закупок на последующий период.

В-третьих, специалисты контрактной службы, которые совместно с инициатором закупки обеспечивают согласование документации с участием привлечённых структурных подразделений, публикуют в единой информационной системе документацию для участия в торговой процедуре. После публикации вышеуказанных документов специалисты обеспечивают проведение закупочной процедуры, преддоговорные переговоры с заказчиком, по итогам которых договор согласуется с юридическим отделом и ответственным лицом, утверждённым приказом ректора.

В-четвёртых, управление финансов и контроля - структурное подразделение, отвечающее за оценку возможности закупки (наличие финансовых средств, определение источника финансирования, составление плана закупок и контроль за его реализацией и т.д.). В течение одного рабочего дня со дня поступления платёжного документа по договору направляет в контрактную службу копию платёжного поручения, необходимого для подготовки и размещения отчёта об исполнении договора (этапа).

В-пятых, административно-правовое

управление - структурное подразделение, осуществляющее проверку условий контракта (договора) на соответствие требованиям действующего законодательства.

В условиях контрактной системы образовательная организация высшего образования, осуществляющая оказание дополнительных услуг в сфере профессионального образования, оказывается перед необходимостью участия в конкурентных процедурах. Зачастую образовательные организации не готовы к рыночным конкурентным условиям, не способны использовать преимущества действующего законодательства о контрактной системе и закупках

отдельных видов юридических лиц. Для успешного и слаженного взаимодействия структурных подразделений в условиях контрактной системы, нами предложен регламент взаимодействия структурных подразделений образовательной организации и контрактной службы в процессе

осуществления закупок образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования на всех этапах их осуществления в котором отражены способы осуществления и сопровождения конкурентных процедур.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. ст. 410.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). ст. 7598.

3. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. № 14. ст. 1652.

4. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). ст. 4571.

5. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 27.11.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. № 19. ст. 2291.

6. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 ноября 2002 г. № 44. ст. 4399.

7. Постановление Минтруда РФ от 9 февраля 2004 г. № 9 «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» // Российская газета от 19 марта 2004 г. № 56.

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (ред. от 15.11.2013) // Российская газета от 28 августа 2013 г. № 190.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» // Российская газета от 12 февраля 2014 г. № 31.

10. Положение ФГБОУ ВО «ОмГПУ» от 4 декабря 2014 г. № 01-04/346 «О факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования института непрерывного профессионального образования» // Документ опубликован не был.

11. Положение ФГБОУ ВО «ОмГПУ» № 01-02/15 от 30.12.2015 г. «О порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в ОмГПУ». Утв. Решением Ученого Совета ОмГПУ, протокол № 2 от 10.01.2016 г. // Документ опубликован не был.

12. Приказ ректора ФГБОУ ВО «ОмГПУ» № 01-04/129 от 13.05.2015 «Об утверждении положения об итоговой аттестации слушателей, осваивающих образовательные программы дополнительного профессионального образования в ФГБОУ ВО «ОмГПУ» // Документ опубликован не был.

13. Коробейникова Л. С., Володина М.С. Анализ взаимодействия субъектов контрактной системы в области управления закупками [Текст] / Л.С. Коробейникова, М.С. Володина // Современная экономика: проблемы и решения. - 2016. - Т. 76. - № 4. - С. 93 - 102.

14. Кочергина Е.В. Платные образовательные услуги: дополнительная деятельность образовательного учреждения [Текст] / Е. В. Кочергина // Народное образование. - 2014. - № 9. - С.104 - 107.

15. Лобанов О. Л. Образовательные услуги: обоснование, выбор и типовые контрактные условия [Текст] / О.Л. Лобанова // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. - 2016. - № 4 (136). - С. 16 - 26.

References

1. Grajdanskiy kodeks Rossiiskoy Federacii (chast vtoraya) ot 26.01.1996№ 14-ФЗ (red. ot 05.12.2017) [The civil code of the Russian Federation (part two) from 26.01.1996 № 14-FZ (ed. from 05.12.2017)] // Collected legislation of the Russian Federation. 29.01.1996. # 5. Art. 410.

2. Federalniy zakon ot 29 dekabrya 2012 r. № 273-FZ «Ob obrazovnii v Rossiiskoy Federacii» (red. ot 29.12.2017 [Federal law of 29 December 2012 № 273-FZ «On education in Russian Federation» (ed. from 29.12.2017)] // collected legislation of the Russian Federation. 31.12.2012. № 53 (part 1). Art. 7598.

3. Federalniy zakon ot 5 aprelya 2013 r. № 44-FZ «O kontraktnoy sisteme zakupok tovarov, rabot, uslug dlya gosudarstvennyh I municipalnyh nujd» (v red. Ot 31.12.2017) [Federal law dated 5 April 2013 № 44-FZ «On contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs» (ed. from 31.12.2017)] // Collected legislation of the Russian Federation. 08.04.2013. № 14. Art. 1652.

4. Federalnyi zakon ot 18.07.2011 № 223-03 «O zakupkah tovarov, rabot, uslug otdelnymi vidami yuridicheskih lic» (v red. ot 31.12.2017) [The Federal law of 18.07.2011 № 223-FZ «Onprocurement of goods, works, services by separate types of legal entities» (ed. from 31.12.2017)] // Collected legislation of the Russian Federation. 25.07.2011. No. 30 (h. 1). Art. 4571.

5. Federalniy zakon ot 08.05.2010 № 83-FZ «O vnesenii izmenenyi v otdelnye zakonodatelnye akty Rossiiskoy Federacii v svyazi s sovershenstvovaniem pravovogo polojeniya gosudarstvennyh (municipalnyh) uchrejdeniy» (v red. ot 27.11.2017) [The Federal law of 08.05.2010 № 83-FZ «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with improvement of legal status of state (municipal) institutions» (ed. from 27.11.2017)] // Collected legislation of the Russian Federation. Dated May 10, 2010 № 19. Art. 2291.

6. Postanovlenye pravitelstva RF ot 31 oktyabrya 2002 goda № 787 «O poryadke utverjdeniya Edinogo tarifno-kvalifikacionnogo spravochnika rabot i professyi rabochih, Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika doljnostey rukovoditeleiy speciali stov I slujashchih» [The resolution of the RF Government of 31 October 2002 № 787 «About an order of approval of a Uniform tariff-qualifying directory of works and professions of workers, the Uniform qualifying directory of posts of heads, experts and employees»] // Collected legislation of the Russian Federation of 4 November 2002. № 44. Art. 4399.

7. Prikaz Ministerstva truda Rossiiskoy Federacii ot 9 fevralya 2004 g. № 9 «Ob utverjdenii poryadka primeneniya Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika doljnostey rukovoditeley, specialistov I slujashchih» [The decree of the Ministry of labor of the Russian Federation from February 9. 2004 № 9 «On approval of the Procedure for the application of the Uniform qualification reference book ofpositions of managers, specialists and employees][ // Russian newspaper of 19 March 2004. № 56.

8. . Prikaz Ministerstva obrazovaniya I nauki Rossiiskoy Federacii ot 1 iulya 2013gr. № 499 «Ob utverjdenii poryadka organizacii I osushchestvleniya obrazovatelnoy deyatelnosti dlya dopolnitelnyh professionalnyh programm» (v red. ot 15.11.2013) [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from July 1, 2013 № 499 «On approval of the Procedure of organization and implementation of educational activities for additional professional programs» (ed. from 15.11.2013)] // Rossiyskaya Gazeta. August 28. 2013 № 190.

9. . Prikaz Ministerstva obrazovaniya I nauki Rossiiskoy Federacii ot 25.10.2013 № 1185 « Ob utverjdenii primernoy formy dogovora ob obrazovanii na obuchenie po dopolnitelnym obrazovatelnym programmam» [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated 25.10.2013 № 1185 «On approval of the approximate form of the contract on education for training on additional educational programs»] // Russian newspaper of February 12. 2014. № 31.

10. Polojenie «Omgpu» ot 4 dekabrya 2014 goda № 01-04/346 «O fakultete povisheniya kvalifikacii I professionalnoi perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya Instituta nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya» [The position of the «Omgpu» from 4 December 2014 № 01-04/346 «On the advanced training faculty and professional retraining of education workers of the Institute of continuous professional education»] // The Document was not published.

11.Polojenie «Omgpu» ot 30.12.2015 № № 01-02/15 «O primenenii elektronnyh sredstv obucheniya, tehnologiy distancionnogo obustheniya v Omgpu». Utverjden Resheniem akademicheskogo Soveta Omgpu, protokol № 2 ot 10.01.2016-G. [The position of the «Omgpu» from 30.12.2015 № № 01-02/15 «On the application of e-learning, distance learning technologies in Omgpu». Approved. The decision of the Academic Council of Omgpu, Protocol № 2 from 10.01.2016-G.] // The Document was not published.

12 Prikaz rektora FGBOU VO «Omgpu» № 01-04/129 ot 13.05.2015 «Ob utverjdenii polojeniya ob itogovoy attestacii obuchaushchihsya po obrazovatelnym programmam dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya «Omgpu» [The order of the rector FGBOU VO «Omgpu» № 01-04/129 from 13.05.2015 «On approval of the regulation about final certification of students mastering the educational program of additional professional education of the «Omgpu»] // Document has not been published.

12. Korobeynikova L.S., Volodina M.S. Analiz vzaimodeistviya sub'etktov kontraktnoy sistemy v oblasti upravleniya zakupkami [Sovremennay ekonomika: problem I resheniya] [Korobeynikova L.S., Volodina M.S. Analysis of interaction of subjects of the contract system in the procurement management [Modern economy: problems and solutions]]. - 2016. - T. 76. - № 4. - P. 93 - 102.

13. Kochergina E.V Platnye obrazovatelnye uslugi akademicheskogo uchrejdeniya: dopolnitelnoe obrazovanie [Narodnoe obrazovanie] [Kochergina E.V. Paid educational services: additional academic institution [Narodnoe obrazovanie]. 2014. № 9. P. 104 - 107.

14. Lobanov O.L. Obrazovatelnye uslugi: obosnovanie, vybor I standartnye dogovornye usloviya [Sovetnik bukhgaltera gosudarstvennyh I municipalnyh uthrejdenii] [Lobanov O.L. Educational services: rationale, choice, and standard contractual terms [Sovetnik bukhgaltera state and municipal institutions].] 2016. № 4 (136). P. 16 - 26.

THE LEGAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF PROGRAMS OF ADDITIONAL EDUCATION EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OF CONTRACT SYSTEM

Elena V. Bezvikonnaya,

head of the department, FGBOU VO «OmGPU» Vera V. Kashirina,

associate professor of the department, FGBОU VO «OmGPU»

Abstract. The article considers the problems of implementation of programs of additional professional education institutions of higher education under the Federal law of 05.04.2013 № 44-FZ «On contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs». The aim of this article is to identify the legal conditions of action of institutions of higher education to provide educational services on programs of additional professional education in the conditions of contract system. The main objectives of the article are: identification of conditions for participation of educational organizations in civil law relations; evaluation of the terms of use institution of higher education as provider of education, the advantages of the contract system; development of recommendations on improvement of organizational and legal mechanisms of participation of educational organizations in the contract system.

The use of the system analysis helped identify the conditions and mechanisms for the provision of educational services through the organization of higher education in the conditions of the contract system and competition procedures through a formal legal method of assessing the content of legislation on the contract system and additional vocational education. The formal-logical method determined the content of the rules of implementation of programs of additional professional education, as a local act regulating the order of interaction of structural subdivisions of educational organizations.

The result of this research is the recommendations for the improvement of specific local regulations the organization of higher education, to develop the rules of interaction between structural units in order to increase the effectiveness of participation in competitive procedures in Contracting for the provision of educational services. It is noted that the current contract system provides the ability to obtain funds from income-generating activities in the programmes of additional professional education only upon condition of participation in competitive procedures.

Keywords: educational organization of higher education, the contract system, civil legal relations, continuing professional education.

Сведения об авторах:

Безвиконная Елена Владимировна-доктор политических наук, доцент, заведующий кафедрой правоведения, государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «ОмГПУ» (644099 г. Россия Омск, Набережная Тухачевского, 14), e-mail: bezvikonnaja@rambler.ru;

Каширина Вера Васильевна-кандидат исторических наук, доцент кафедры правоведения, государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «ОмГПУ» (644099 г. Россия Омск, Набережная Тухачевского, 14), e-mail: veronika_57@list.ru.

Статья поступила в редакцию 09.01.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.