Научная статья на тему 'Управление проектом оказания дополнительных образовательных услуг для государственных и муниципальных нужд'

Управление проектом оказания дополнительных образовательных услуг для государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД / СИСТЕМНО-ПРОЦЕССНЫЙ И ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОДЫ / МАТРИЦА ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛЕВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ / EDUCATIONAL SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS / SYSTEMIC PROCESS AND PROJECT-TARGET APPROACHES / MATRIX OF MANAGEMENT PROCESSES BY TARGET EDUCATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупов Виталий Зуфарович, Ситников Сергей Владимирович, Вохмянина Светлана Васильевна

В статье раскрыты нормативно-правовые и методологические основания управления целевым проектом дополнительного образования для обеспечения государственных и муниципальных нужд, дано представление о разработанной матрице процессов управления участием учебного заведения в контрактной системе закупок образовательных услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юсупов Виталий Зуфарович, Ситников Сергей Владимирович, Вохмянина Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project Management providing up-additional educational services for state and municipal needs

The article deals with its variety normatively-legal and methodological foundations of target management project of additional education for state and municipal needs; an idea about the worked out matrix of management processes is given with participation of educational institutionin the contract procurement system of educational services.

Текст научной работы на тему «Управление проектом оказания дополнительных образовательных услуг для государственных и муниципальных нужд»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.033

В. З. Юсупов, С. В. Ситников, С. В. Вохмянина

Управление проектом оказания дополнительных образовательных услуг для государственных и муниципальных нужд

В статье раскрыты нормативно-правовые и методологические основания управления целевым проектом дополнительного образования для обеспечения государственных и муниципальных нужд, дано представление о разработанной матрице процессов управления участием учебного заведения в контрактной системе закупок образовательных услуг

The article deals with its variety - normatively-legal and methodological foundations of targetmanagement project of additional education for state and municipal needs;an idea about the worked out matrix of management processes is given withparticipation of educational institutionin the contract procurement system of educational services.

Ключевые слова: образовательные услуги для государственных и муниципальных нужд, системно-процессный и проектно-целевой подходы, матрица процессов управления целевым образовательным проектом.

Keywords: educational services for state and municipal needs, systemic process and project-target approaches, matrix of management processes by target educational project.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает во многом принципиально новые правовые, организационные и экономические основы образования в нашей стране. К их числу относятся отношения, которые возникают между заказчиками образовательных услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и образовательными организациями как поставщиками таких услуг.

В связи с этим актуальной для педагогической науки становится задача разработки теоретико-методологических оснований и технологии управления специфическим видом образовательных проектов, которые обозначаются термином «целевой проект» (К. С. Бажин, А. И. Богданов, И. Г. Голышев, И. А. Колесникова, Н. А. Шарай, В. З. Юсупов и др.).

Понятие «целевой» в современных нормативно-правовых документах (например, в ст. 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1]) используется для обозначения вида деятельности, выполняемого за счет ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В таком контексте данный термин вполне применим для обозначения образовательных услуг, оказание которых финансируется из этих же источников.

Термин «образовательная услуга» до настоящего времени воспринимается в педагогической теории и практике неоднозначно. Широко распространена точка зрения, представленная, например, В. И. Загвязинским в изданном под его редакцией педагогическом словаре, где даётся следующее определение: «Образовательная услуга - это понятие, характеризующее превращение знаний, навыков и умений в рыночных условиях в товар, служащий удовлетворению тех или иных потребностей потребителей; такой подход правомерен только в экономическом аспекте, так как не отражает культурологическую суть образования» [2].

В словарях термин «услуга» (от англ. service) обозначает действие, направленное на удовлетворение определённых потребностей, под которыми понимается нужда или недостаток в

© Юсупов В. З., Ситников С. В., Вохмянина С. В., 2015

чём-либо существенном, важном для развития человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности конкретизируются, опредмечиваются в мотивах, являющихся побудителями деятельности людей. Образовательную потребность можно определить как обусловленное социально-культурными, профессиональными, личностно значимыми и другими детерминантами активно-деятельностное отношение личности, семьи, общества, государства к освоению человеком знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций в целях его интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» термины «образовательные услуги» и «государственные и муниципальные услуги в сфере образования» закреплены в качестве правовых категорий (ст. 35, 36, 54, 99, 101 и др.). Закон вводит правовые гарантии финансового обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников. В отношении работников других сфер профессиональной деятельности, повышение квалификации и профессиональная переподготовка которых связана с обеспечением государственных и муниципальных нужд, правовые гарантии установлены соответствующими федеральными, региональными и местными нормативными правовыми актами.

Нормативную правовую основу общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, составляет Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3]. Закон определяет, что контрактная система - это совокупность её участников и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд (ст. 3). Применительно к услугам в области дополнительного образования, в соответствии со ст. 13 этого закона, речь может идти о действиях, направленных на достижение целей и реализацию мероприятий предусмотренных документами стратегического и программно-целевого планирования (например, государственными или муниципальными программами), выполнением функций и полномочий государственных органов РФ, её субъектов, муниципальных органов и т. д.

При этом существенное значение, как показывает опыт реализации Федерального закона № 44-ФЗ, имеют дополнительные образовательные услуги по повышению квалификации и профессиональной переподготовки работников. Реализуемые при этом программы повышения квалификации призваны обеспечить совершенствование и (или) получение обучающимися новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программы профессиональной переподготовки чаще всего направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Практика предоставления дополнительных образовательных услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд показывает, что функции их поставщика всё активнее стремятся выполнять образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации. Например, Вятский государственный гуманитарный университет (г. Киров), Столичная финансово-гуманитарная академия (г. Москва), Ямальский многопрофильный колледж (г. Салехард) являются активными участниками проводимых в стране конкурсов и аукционов на оказание дополнительных образовательных услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В этих образовательных организациях сформировались коллективы разработчиков и реализаторов проектов, которые обеспечивают заключение в год контрактов с заказчиками образовательных услуг на сумму до двух-трёх миллионов рублей. Результатом работы является весьма весомый вклад в выполнение такого показателя эффективности деятельности образовательных организаций, как дополнительное финансирование из внешних источников.

Постоянное расширение объёмов оказываемых названными образовательными организациями дополнительных образовательных услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд связано с тем, что формой организации этой деятельности является проект, представляющий собой осуществляемый в ответ на потребности конкретного заказчика названных услуг цикл продуктивной совместной деятельности его участников, обеспеченной ресурсами и ведущий в течение установленного промежутка времени к реализации поставленной цели, уровень достижения которой определяется системой измеряемых показателей.

Успешная практика участия Вятского государственного гуманитарного университета, Столичной финансово-гуманитарной академии, Ямальского многопрофильного колледжа в конкурсах и аукционах в сфере закупок услуг для государственных и муниципальных нужд опирается на

результаты исследовательской и экспериментальной работы коллективов учёных названных образовательных организаций в области управления проектами.

Накопленный общий для управления проектами любого вида теоретический багаж концентрируется в отрасли научного знания, которая носит название «Управление проектами» (Progect Management), а «сокровищницу» искусства управления проектами составляет обобщение и систематизация опыта проект-менеджеров и действующих под их руководством проектных команд. При этом наука и искусство управления проектами - это интегративное новообразование, объединяющее как межпрофессиональные (надпрофессиональные) знания, полученные в результате изучения общих закономерностей, методов, средств управления любыми проектами, так и знания и опыт, отражающие специфику конкретной области профессиональной деятельности. В таком контексте наиболее «продвинутыми» являются области знаний об управлении инвестиционными, научно-исследовательскими, организационными и некоторыми другими видами проектов.

Что же касается образовательных проектов, то в педагогической науке, начиная с работ В. С. Лазарева, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, Н. А. Шарай и др., они рассматриваются в контексте реализации программно-целевого управления развитием образовательного учреждения и концепции управления по результатам. В диссертационных работах последнего десятилетия, непосредственно посвящённых управлению образовательными проектами, предметом исследования является использование проектной технологии как средства развития образовательных учреждений, особенности управления различными видами проектов в образовании, принятие управленческих решений в образовательных проектах и т. д. (К. С. Бажин, А. И. Богданов, Н. В. Белоусова, М. В. Васильева, А. О. Горностаев, В. И. Реброва и др.). Однако педагогической науке до настоящего времени не удалось «исправить» ошибки, о которых предупреждали ещё в середине 90-х гг. прошлого века В. С. Лазарев и М. М. Поташник. Они обратили внимание, что при переносе идей проектного управления из сферы производства, где они разрабатывались и применялись, в сферу образования потеряны несколько важных общеметодологических позиций управления проектами [4].

Определённые шаги в преодолении этих недостатков предприняты в последние годы. Например, В. З. Юсуповым и А. И. Богдановым выявлены сущностные характеристики и осуществлена классификация образовательных проектов по различным основаниям. Так, по источникам финансирования выделены целевые образовательные проекты, осуществляемые за счёт целевых бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. К числу целевых отнесены проекты оказания дополнительных образовательных услуг для государственных и муниципальных нужд [5].

Необходимость выявления специфики методологических оснований управления такими проектами побудила авторов настоящей статьи к использованию системного и процессного подхода. Их тесная взаимосвязь в современной теории управления проектами даёт основание использовать термин «системно-процессный подход» для обозначения базового методологического основания управления проектом. Он методологически ориентирует исследователя и практического работника на понимание управления проектом как совокупности процессов, соорганизован-ных управляющей подсистемой таким образом, чтобы они действовали как единое целое в достижении целей проекта в условиях неопределённости, ограничений и наличных ресурсов.

Применительно к проблематике статьи в качестве «входа» проекта оказания дополнительных образовательных услуг для государственных и муниципальных нужд выступают потребности их заказчика, а «выхода» - удовлетворение этих потребностей. Сложную интегрированную природу управления такими проектами можно описать через две группы процессов, из которых она состоит, и их взаимосвязи. Первую группу составляют процессы управления предметными областями проекта, т. е. его содержанием, качеством, временем, ресурсами и т. д. Вторая группа -это процессы управления содержанием продукта проекта, что в контексте проблематики статьи означает управление измеряемыми количественными и качественными характеристиками (свойства, функции, параметры и т. д.) образовательных услуг для государственных и муниципальных нужд.

Современные стандарты управления проектами дают описание от 35 до 45 процессов управления проектом, которые в своей принципиальной основе являются общими для проектов любого типа и вида. В нашей стране чаще всего применяется разработанный Институтом управления проектами (США) - PMI (Project Management Institute) «Свод знаний по управлению проектами» - PMBOK (Guide the Project Management Body of Knowledge) и вступивший в действие с 2012 г. отечественный ГОСТ Р 54869 - 2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом».

Специфика осуществления целевых проектов оказания образовательных услуг для государственных и муниципальных нужд обусловливает необходимость использования в качестве методологического основания управления ими проектно-целевой подход, основные характеристики которого выявлены в исследованиях И. Г. Голышева [6], В. З. Юсупова [7] и др. В контексте проблематики статьи его можно охарактеризовать как общую методологию распределения ресурсов государственных и муниципальных заказчиков образовательных услуг, с одной стороны, и самих образовательных организаций как исполнителей заказов - с другой, на реализацию вполне определённых целей каждой из сторон.

Анализ авторами статьи собственного опыта управления проектами оказания образовательных услуг для государственных и муниципальных нужд позволил сформировать достаточно целостное представление о наиболее важных характеристиках такого рода проектов, разработать и апробировать матрицу управления ими.

В нашем опыте непосредственными участники проекта оказания услуг являются функциональные и линейные руководители образовательной организации, обладающие властными полномочиями по отношению к проекту; руководитель проекта (проект-менеджер); команда проекта как функциональная организация его главных специалистов; педагогические и другие работники, непосредственно участвующие в проведении курсов повышения квалификации; заказчик дополнительных образовательных услуг для государственных и муниципальных нужд. Авторы статьи взаимодействовали с государственными заказчиками, действующими от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, муниципальными заказчиками, действующими от имени муниципального образования, а также бюджетными учреждениями, осуществляющими закупки за счёт субсидий, предоставляемых из средств бюджетной системы Российской Федерации.

Коммуникации проектов расширялись за счёт таких субъектов контрактной системы в сфере закупок услуг для государственных и муниципальных нужд, как федеральные, региональные и местные органы власти, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок; операторы электронных площадок, на которых проводятся конкурсы и аукционы, и т. д. В ходе исполнения заключённого контракта в число участников проекта с полным основанием включались обучающиеся по реализуемым программам повышения квалификации, а также те представители заказчика образовательной услуги, с которыми непосредственно контактировал руководитель проекта.

Проведённые исследования и опыт авторов статьи доказывают, что в образовательной организации высшего образования команда целевого образовательного проекта формируется постепенно, а эффективность её работы в решающей степени зависит от грамотно выстроенной технологии разработки и реализации проекта.

В Столичной финансово-гуманитарной академии, Вятском государственном гуманитарном университете, Ямальском многопрофильном колледже использовалась специально разработанная матрица управления проектами оказания дополнительных образовательных услуг для государственных и муниципальных нужд. В схематическом виде она представляет собой прямоугольную таблицу, в которой в названиях столбцов по вертикали записываются процессы управления следующими предметными областями: интеграция проекта в систему деятельности образовательной организации, содержание проекта, качество проекта, стоимость проекта, время проекта, человеческие ресурсы проекта, коммуникации проекта, риски проекта, торги и заключение контрактов на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Столбцы матрицы по горизонтали показывают последовательность этапов жизненного цикла проекта и альтернативные варианты завершения каждого из них. Опыт авторов статьи показал целесообразность выделения четырёх этапов и их возможных результатов: 1) определение целесообразности участия в конкурсе закупки услуг для государственных и муниципальных нужд (от начала поиска заказчиков до принятия управленческого решения об участии в процедуре закупки, да / нет); 2) участие в конкурсе (от принятия решения об участии в закупке до завершения участия в конкурсе на заключение контракта, выиграл / проиграл); 3) исполнение контракта (от заключения контракта до его исполнения, выполнил / не выполнил); 4) завершение контракта (от завершения работ до подписания акта о выполнении контракта и проведения расчётов за исполненные работы, произведены расчёты / не произведены расчёты).

На пересечении вертикальных и горизонтальных столбцов образуются ячейки, в которых обозначены процессы, демонстрирующие содержание управленческих действий, обеспечивающих эффективность процессов управления конкретной предметной областью проекта на каждом этапе его жизненного цикла. Приведём в качестве примера перечень действий на этапе определе-

ния целесообразности участия образовательной организации в конкурсе на заключение контракта по оказанию образовательных услуг для государственных и муниципальных нужд.

К числу действий относятся изучение извещений об осуществлении закупок услуг, сбор и анализ требований заказчиков, выбор инициируемых объектов закупок услуг, планирование содержания образовательного процесса (предметная область - управление содержанием услуги); сравнение сроков оказания услуги с графиком работ команды проекта, подготовка заключения о возможности оказания услуги в заявленные сроки, планирование графика работ по участию в процедуре закупки (предметная область - управление сроками оказания услуги); установление перечня видов и стоимости затрат, составление предварительного расчета оказания услуги с использованием рыночного сравнения цен, определение рентабельности услуги (предметная область - управление стоимостью услуги).

Всего в составленной авторами статьи матрице управления проектом оказания образовательных услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд выделены 42 процесса. Опыт Вятского государственного гуманитарного университета, Столичной финансово-гуманитарной академии, Ямальского многопрофильного колледжа убедительно показал, что использование системно-процессного и проектно-целевого подхода, а также разработанной на их основе матрицы управленческих процессов обеспечивают высокую эффективность участия образовательной организации в контрактной системе закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Примечания

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: минобрнауки.рф/докумен-ты/2974 (дата обращения: 17.12.2014).

2. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.] ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Изд. центр «Академия», 2008. С. 22.

3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // URL: http://bas.garant.ru/70353464 (дата обращения 17.12.2014).

4. Управление развитием школы / под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. М.: Нов. шк., 1995.

С. 119.

5. Юсупов В. З, Богданов А. И. Принятие управленческих решений в образовательном проекте. 2-е изд. М.: СФГА, 2014. С. 39.

6. Голышев И. Г. Управление интеграцией региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук. Казань: Ин-т педагогики и психологии профессионального образования, 2012.

7. Юсупов В. З. Проектно-целевое управление дополнительным образованием в вузе // Знание. Понимание. Умение: науч. журн. Моск. гум. ун-та. 2014. № 1. С. 51-58.

Notes

1. Education in the Russian Federation. Federal Law of December 29, 2012 № 273 FZ // Ministry of Education and Science of the Russian Federation. URL: minobrnauki.rf/documents/2974 (the date of circulation: 17.12.2014).

2. Pedagogicheskii slovar' [Teaching Dictionary]: ed. V. I. Zagvyazinskiy, A. F. Zakirov. Moscow. Academy. 2008. P. 22.

3. The contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs. Federal Law of April 5, 2013 № 44 FZ // URL: http://bas.garant.ru/70353464 (date of treatment 12.17.2014).

4. Upravlenie razvitiem shkoly [Managing the development of the school] / ed. M. M. Potashnikov, V. S. Lazarev. Moscow. 1995. P. 119.

5. Yusupov V. Z., Bogdanov A. I. Prinyatie upravlencheskih reshenii v obrazovatel'nom proekte [Management decisions in educational projects] Moscow. 2014. P. 39.

6. Golishev I. G. Upravlenie integraciei regional'nyh rynkov truda i obrazovatel'nyh uslug v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya [Management integration of regional labor markets and educational services in the field of higher education]: Dis. ... dr. ped. sciences. Kazan Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education. 2012.

7. Yusupov V. Z. Proektno-celevoe upravlenie dopolnitel'nym obrazovaniem v vuze [Project and goals management of additional education in high school // Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Ability] science magazine of Mosc. hum. univ. 2014. № 1. Pp. 51-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.