УДК 378.033
В. 3. Юсупов, В. Г. Коротаев
ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА
В статье раскрываются сущностные характеристики проектно-целевого подхода как способа организации проектной деятельности, обеспечивающей в ответ на потребности заказчиков новых образовательных услуг расширение спектра и повышения эффективности реализуемых вузом образовательных программ.
The article deals with essential characteristics of project and purposive approach as a method of organization of project activity supporting spectrum spreading of higher education institution programs in response to customers requirements of new educational services.
Ключевые слова: образовательное проектирование, образовательная услуга, целевой образовательный проект, целевая образовательная программа.
Keywords: educational projecting, educational service, purpose-oriented educational project, purpose-oriented education program.
Модернизация системы российского образования актуализировала проблему использования проектирования как методологии инновационной деятельности в образовании. Не случайно в комплексе современных психолого-педагогических наук всё более чётко выстраивается проектная парадигма, представляющая собой совокупность устойчивых теоретико-методологических положений, формализованных в форме различных видов научного знания об организации познавательной и прак-тически-преобразующей деятельности индивидуальных или коллективных субъектов, нацеленной на получение объективно или субъективно нового научного и(или) практического результата посредством разработки и реализации образовательных проектов (Ю. В. Громыко, А. М. Новиков, В. И. Сло-бодчиков, В. 3. Юсупов, К. С. Бажин, А. И. Богданов и др.).
Проектная парадигма в полной мере соответствует проектно-технологическому типу современной организационной культуры, когда продуктивная (инновационная) деятельность человека или организации подразделяется на отдельные завершённые циклы - проекты [1]. При этом термин «проект» чаще всего используется в двух значениях: как отражение в семиотической (т. е. знаковой) форме представления о будущем состоянии
© В. 3. Юсупов, В. Г. Коротаев, 2012
объекта проектирования (предварительный текст документа, нормативная модель, расчёт, макет, описание и т. д.) и как способ (механизм, форма, цикл) получения в течение определённого промежутка времени нового продукта, с установленными требованиями к его качеству, возможными рамками расхода ресурсов и специфической организацией.
В логике современной проектной культуры в науке и практике сформировались различные подходы к организации проектной деятельности. Во второй половине прошлого века первоначально в США и странах Западной Европы, а затем в России и на постсоветском пространстве сформировался программно-целевой подход к управлению изменениями в экономике и социальной сфере. Его основанием стала разработка комплексно-целевых программ различного уровня - межгосударственных, федеральных, региональных, отраслевых, объектных (т. е. программ развития предприятий, учреждений, организаций и т. д.). Становление программно-целевого подхода в региональных системах образования конца прошлого века проанализировано на примере Кировской области в работах А. А. Га-лицких, В. Б. Помелова, В. З. Юсупова и др.
На рубеже XX и XXI вв. на базе программно-целевой методологии управления развитием образовательных систем сформировался проектно-про-граммный подход, ориентированный на реализацию комплекса проектов в рамках единой комплексно-целевой программы. В качестве примера можно привести Программу развития образовательной системы Санкт-Петербурга в 1996-2000 г. [2], Программу модернизации системы образования в муниципальном образовании «город Киров» на 2003-2005 гг. [3] и другие аналогичные им программы. В каждую из них вошли несколько десятков проектов, нацеленных на комплексное изменение образовательной системы регионального или муниципального уровня. Теоретические основы и технология проектно-программной работы в образовании нашли отражение в диссертационных работах К. С. Бажина, А. И. Богданова, Н. В. Диден-ко, А. А. Голодовой и др.
Вместе с тем в рамках проектной культуры в последние годы формируются новые стратегии организации проектной деятельности, в числе которых называется проектно-целевой подход (И. Г. Голышев, М. П. Горчакова-Сибирская, И. А. Колесникова, В. З. Юсупов). На практике он используется в качестве методологического основания реализации целевых проектов, имеющих заказчика, чаще всего в лице органов исполнительной власти, подведомственных бюджетных учреждений, которым «делегированы» их властные функции, а также специально созданные фонды и иные структуры.
Актуальность исследования проектно-целевого подхода обусловлена, прежде всего, перестройкой
системы управления учреждениями профессионального образования на основе новых подходов к предоставлению государственных образовательных услуг и выполнению государственного (муниципального) задания на подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов.
Термин «образовательная услуга» воспринимается в педагогической теории и практике неоднозначно. Так, авторы Педагогического словаря, изданного под ред. В. И. Загвязинского и др., считают, что «образовательная услуга - это понятие, характеризующее превращение в рыночных условиях знаний, навыков и умений в товар, служащий удовлетворению тех или иных потребностей потребителей; такой подход правомерен только в экономическом аспекте, так как не отражает культурологическую сущность образования» [4].
Такая позиция не соответствует общепринятому и используемому в различных словарях определению услуги как действия, приносящего пользу, помощь другому. «Услугами, - пишет известный исследователь в области социального проектирования В. А. Луков, - называют результат полезной деятельности отдельных лиц, а также организаций, направленной на удовлетворение определённых потребностей». С его точки зрения, удовлетворение образовательных потребностей людей обеспечивается предоставлением образовательных услуг, что является целью образовательных проектов. «Надо заметить, пишет В. А. Луков, что приобретение знаний, умений и навыков характерно для любого социального проекта, здесь же такого рода достижения являются основной целью социально-проектной деятельности» [5].
В проекте нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в качестве образовательных рассматриваются услуги, оказываемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
Функция оказания государственных услуг в области образования возложена на федеральные органы исполнительной власти, которые формируют государственный заказ бюджетным и иным учреждениям и организациям, действующим в сфере образования. Для государственных (муниципальных) образовательных учреждений он приобретает форму государственного задания. В соответствии с федеральным законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений от 8 мая 2010 г. №83-Ф3 финансовое обеспечение выполнения государственного
задания бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляется с использованием федеральных или региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.
На основании этого правового акта формируются ведомственные перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями. Так, Кировский филиал ФГОУ ВПО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» выполняет государственное задание на подготовку и повышение квалификации различных категорий работников Федеральной службы исполнения наказаний.
Выполнение государственного заказа на оказание образовательных услуг в сфере образования может осуществляться не только государственными, но и негосударственными образовательными учреждениями. Так, НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия» регулярно участвует в конкурсах, которые организуются различными департаментами Правительства города Москвы на выполнение Государственного заказа в области дополнительного профессионального образования. Владимирский, Салехардский и другие филиалы академии принимают участие в конкурсах проектов, организуемых Российским государственным гуманитарным фондом и другими фондами и связанных с разработкой и реализацией инноваций в сфере образования.
Образовательные проекты, ориентированные на достижение целей, поставленных конкретными заказчиками, владеющими необходимыми для их реализации ресурсами, можно объединить общим названием - целевые проекты, а способ организации проектной деятельности по их подготовке и реализации охарактеризовать как проектно-целе-вой подход.
Формой описания целевого образовательного проекта вуза чаще всего является образовательная программа, которая представляет собой педагогическую модель социального заказа, обращён-ного к учреждениям высшего профессионального образования посредством государственных образовательных стандартов, государственных образовательных требований, примерных учебных планов и программ, а также документов и материалов, отражающих дополнительные требования заказчика целевого образовательного проекта. При этом практически любой заказчик исходит из приоритета его конечного эффекта для граждан, организаций-клиентов, общества в целом.
С организационной точки зрения целевой образовательный проект - это относительно завершённый цикл деятельности субъектов разработки и реализации образовательной программы, наиболее полно отражающей интересы, возможности и
потребности как его заказчика, так и всех других участников образовательного процесса.
Разработка целевого образовательного проекта, с точки зрения авторов статьи, является разновидностью проектирования в образовании, концепция которого в наиболее систематизированном виде разработана в 90-е гг. прошлого века в Институте педагогических инноваций РАО, руководил которым В. И. Слободчиков. Одним из её ключевых положений является понимание проектирования как деятельности, синтезирующей промысливание того, что должно быть, и одновременное с этим развёртывание процессов реализации. Первый момент, с точки зрения Н. Г. Алексеева и В. И. Слободчико-ва, подчёркивает идеальный характер действия и его нацеленность на появление (образование) чего-либо в будущем. Второй - развёртывание взаимосвязанных процессов идеального промысливания и реализации - показывает, что эта деятельность основывается на реальных, имеющих место процессах и связана с переходом от наличной ситуации к ситуации желаемого будущего. Принципиальную необходимость в проектировании В. И. Сло-бодчиков связывает с осуществлением «шага развития» системы образования. Отсюда, в качестве предмета проектирования рассматривается создание условий (средств, механизмов) её перехода из одной ситуации (реальной) в другую (идеальную). В качестве одного из таких условий учёный как раз и рассматривает разработку образовательных программ [6].
И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская и другие считают образовательное проектирование разновидностью педагогического проектирования, ориентированного на осуществление изменений в системе образования (чаще всего связанных с появлением новых типов и видов институтов образования), формирование государственно-общественных требований к образованию, разработку системы оценки его качества, создание образовательных стандартов [7]. К области образовательного проектирования относят также социально-педагогические инициативы, одноразовые мероприятия, актуальные с точки зрения поддержки новшеств в образовании (конкурсы, симпозиумы, конференции) и т. д.
Термины «образовательное проектирование» и «образовательный проект» активно используются в различных областях научного знания (социальное проектирование, управление проектами и т. д.). При этим предметная область образовательного проектирования расширяется. В частности, В. А. Луков считает, что современные целевые образовательные проекты чаще всего сориентированы на разработку и реализацию новых образовательных услуг.
Проектно-целевой подход, целевые образовательные проекты и программы хотя и используют-
ся в педагогической науке и практике, однако до настоящего времени не стали предметом специальных исследований, о чём свидетельствует изучение каталога диссертаций в Российской государственной библиотеке и в ряде ведущих вузов страны. Авторы диссертационных работ обращаются к нему лишь в контексте собственного предмета изучения. Наиболее наглядный пример такой позиции отражён в докторской диссертации И. Г. Голыше-ва «Управление интеграцией региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования», в которой про-ектно-целевой подход характеризуется в качестве общей методологии распределения ресурсов на достижение целей оптимизации взаимодействия органов исполнительной власти и учебных заведений профессионального образования региона. Подготовка современного специалиста на основе про-ектно-целевого подхода, отмечает И. Г. Голышев, -это совместная практико-ориентированная деятельность образовательных учреждений, профессионального сообщества и органов власти, направленная на решение текущих и перспективных задач в сфере кадрового обеспечения производства. Соответственно, постановка проективных целей происходит на основе комплексного учёта потребностей и интересов вузов, работодателей и государства в условиях социально-экономического развития конкретного региона [8].
Проведённое авторами статьи исследование показало, что проектно-целевой подход выступает в качестве эффективного способа организации проектной деятельности субъектов образовательного процесса вуза, нацеленной на разработку в ответ на потребности заказчика определённой образовательной услуги целевого образовательного проекта, формой комплексного описания которого является образовательная программа, а способом осуществления - относительно завершённый цикл деятельности учебного заведения, обеспечивающий реализацию этой услуги в течение некоторого промежутка времени, с установленными требованиями к её качеству, концентрируемыми для этого ресурсами и специфической формой организации деятельности субъектов данного процесса.
В ходе опытно-экспериментальной работы, осуществляемой на базе Кировского филиала Академии ФСИН, Столичной финансово-гуманитарной академии и её филиалов в г. Владимире и Салехарде, апробирована многоуровневая модель разработки и реализации на основе проектно-целевого подхода новых образовательных программ. Её первый уровень составляют внешние по отношению к проектной деятельности в вузе факторы, к которым относятся теоретико-методологические основания и принципы использования проектно-целе-вого подхода; федеральные, региональные, субъектные требования к содержанию образовательных
программ; потребности субъектов образования; традиции и особенности развития региона.
Второй уровень модели отражает динамику формирования общностей субъектов проектирования (заказчики, инициаторы, партнёры разработки новой образовательной программы; команда проектирования; субъекты реализации и освоения образовательной программы; её эксперты). Третий уровень демонстрирует последовательную смену этапов проектной деятельности: концептуализация, программирование, реализация и рефлексия. Четвёртый уровень модели даёт представления о продуктах каждого этапа проектирования, а на пятом представлены критерии эффективности этой деятельности.
Проведённое исследование и опытно-экспериментальная работа показали, что областью использования проектно-целевого подхода является развитие перспективных направлений деятельности образовательного учреждения посредством формирования относительно самостоятельных проектов и программ, а спектр его применения включает разновекторную направленность целевых образовательных проектов на основе гибкого сочетания ресурсов и формирования коллективов разработчиков и реализаторов новых образовательных программ вуза.
Примечания
1. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: МИНТЕГ, 2007. С. 24.
2. Петербургская школа - 2000. Программа развития образовательной системы Санкт-Петербурга в 1996-2000 годах. СПб., 1996.
3. Программа модернизации системы образования в муниципальном образовании «город Киров» на 2003-2005 годы. Утверждена решением Кировской городской Думы от 26 февраля 2003 г., № 13/ 19. Киров: ООО «УМЦ «Март-2000.
4. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Загвя-зинского, А. Ф. Закировой. М.: Изд. центр «Академия», 2008. С. 37.
5. Луков В. А. Социальное проектирование: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Моск. гуманит.-соц. акад., 2003. С. 39, 54.
6. Проектирование в образовании. М.: ИПИ РАО, 1997. С. 7-9.
7. Колесникова И. А, Гончарова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. завед. / под ред. И. А. Колесниковой. М.: Изд. центр «Академия», 2005. С. 25.
8. Голышев И. Г. Управление интеграцией региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования : автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 2012. С. 13.
УДК 378
Ю. Н. Петров, С. В. Акулин
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ВУЗЕ
В статье предлагается определение понятия «профессиональная готовность». Рассматривается формирование профессиональной готовности будущих офицеров и специалистов специализированного вуза в области служебной деятельности как педагогическая проблема.
In article author's definition of concept «professional readiness»is offered. Formation of professional readiness of employees of power ministries and departments of the state in the field of operatively-fighting activity as a pedagogical problem is examined.
Ключевые слова: профессиональная готовность, специализированный вуз, служебная деятельность.
Keywords: professional readiness, specialised high school, office activity.
Проблема профессиональной готовности специалистов в различных сферах деятельности, как известно, является одной из центральных в теории, науке и практике отечественной профессиональной педагогики.
Общепринятое понятие «готовность» означает согласие, желание что-то сделать, психологическую настроенность на что-либо [1]. Психологические словари определяют данный термин как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий» [2]. Педагогические источники дают толкование общей готовности как «интегративное качество личности», а готовности к экстренным действиям - как «способности быстрого и действенного реагирования на возникающие непредвиденные ситуации, способность быстрого включения в ситуации, в нестандартные обстоятельства» [3]. В. А. Сластенин рассматривает готовность как сложный синтез тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных компонентов: целе-мотивационного, содержательно-операционного, эмоционально-волевого и оценочного [4]. К. К. Платонов отмечает в данном синтезе ведущую роль субъективной составляющей [5].
Вместе с тем в общей педагогической литературе широко используются такие термины, как «пригодность», «подготовленность» и «готовность специалиста к деятельности».
© Петров Ю. Н., Акулин С. В., 2012