Научная статья на тему 'К проблеме оптимальной организации управления социальной сферой города'

К проблеме оптимальной организации управления социальной сферой города Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
248
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марченко Л. А.

Социально-экономические реформы, осуществляемые в нашем обществе и связанные с воссозданием рыночной инфраструктуры, в большей степени отражаются сегодня на состоянии социальной сферы. К сожалению, социальные проблемы в нашей стране должны были достичь своего апогея, чтобы государство заговорило о социальной политике и поставило ее в один ряд с экономической по степени приоритетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Марченко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме оптимальной организации управления социальной сферой города»

Л.А. Марченко

К ПРОБЛЕМЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ГОРОДА

Социально-экономические реформы, осуществляемые в нашем обществе и связанные с воссозданием рыночной инфраструктуры, в большей степени отражаются сегодня на состоянии социальной сферы. К сожалению, социальные проблемы в нашей стране должны были достичь своего апогея, чтобы государство заговорило о социальной политике и поставило ее в один ряд с экономической по степени приоритетности.

Государство, безусловно, пытается смягчить отрицательные последствия перехода к рыночной модели государственной политики и частично компенсировать потери наиболее нуждающимся группам населения. Однако и по сей день состояние социальной сферы и место социальной политики в общем процессе реформирования страны оценивается лишь с двух позиций: как своего рода ограничитель проводимых реформ и как индикатор риска возможных социальных взрывов. Соответственно, социальная политика сводится, главным образом, к разрозненным, малоэффективным мерам по социальной защите населения и реагированию на чрезвычайные ситуации.

В целом ситуация последних лет показала, что социальная политика нуждается в реформировании. И подтверждение этому -ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию, стержнем которого является социальная направленность экономических преобразований. Однако реформирование осуществляется пока на уровне перераспределения полномочий в бюджетной системе, в результате чего основная тяжесть по недопущению резкого снижения жизненного уровня населения легла в настоящее время на муниципальные бюджеты.

В условиях, когда муниципалитет практически полностью обеспечивает функционирование социальной сферы на своей территории, очень остро встает задача наиболее оптимальной организации управления социальной сферой города.

В связи с этим необходима выработка новых механизмов социальной политики, обеспечивающих рациональное использова-

ние материальных и финансовых ресурсов. Мы всеже смогли в этих сложнейших условиях сформировать управляемую систему социальной защиты населения. Основными принципами управления социальной сферы г.Оренбурга стали:

- комплексный подход к решению социальных проблем;

- информационное обеспечение, позволяющее судить о наиболее важных тенденциях в развитии социальной сферы;

- систематический анализ, прогнозирование и планирования развития социальной сферы на основе постоянно действующего мониторинга;

- обеспечение устойчивости социальной сферы при выполнении ею своих задач, сохранение ее целостности при различных внешних и внутренних изменениях.

Без сомнения, что при ориентации деятельности администрация г. Оренбурга на перечисленные принципы должна быть сформулирована общая социальная идеология, позволяющая их эффективно реализовать. Для нас - это тесное межсекторальное сотрудничество в решении всех социальных проблем, возникающих в городе (Таблица № 1). А главное - создание условий для безопасной Среды жизнеобитания человека.

Вне всякого сомнения, любая система должна базироваться на нормативно-правовом фундаменте.

Сегодня мы можем констатировать, что в г.Оренбурге сформировано законодательное поле, в рамках которого регулируются все направления деятельности социальных служб. В настоящее время в муниципальном пространстве действует более 40 нормативных актов городского представительного

органа, которые обеспечивают деятельность сфер: образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры и спорта. Более 30% из них носят межсеторальный характер, так как предусматривают совместное решение проблем. В качестве примера приведу следующие Постановления городского Совета и распоряжения Главы города: “Комплексная программа мер социальной защиты населения города”, “Об утверждении городской комплексной программа “Дети Оренбурга”, “О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории г.Оренбурга” и т.д.

Программа деятельности социальных служба строится на основе мониторинга состояния социальной сферы. Проведенные службами администрации города социологические исследования констатируют следующее.

Основными показателями социального самочувствия людей выступают самооценки удовлетворенности жизнью в целом и отдельными ее сторонами. Полученное распределение оценок удовлетворенности жизнью показало, что самые низкие оценки даны материальному положению семьи (до 60%) . Обращает на себя внимание распространенная неудовлетворенность имеющейся работой (31%), что свидетельствует о невостребован-ности ряда профессий, отсутствии рынка труда. Наибольшие опасения среди жителей вызывает рост цен (24,6%), невозможность дать образование детям (23,4%), возможность возникновения гражданской войны (25,6%). При определении зависимости личного положения от внешних факторов значимое число (около 24%) респредентов указали на зависимость от деятельности органов городской власти, что является весьма показательной и вполне объективной точкой зрения населения.

Показатели, характеризующие уровень жизни, свидетельствуют о значительном социальном расслоении жителей города. Около 22% опрошенных указали на катастрофическую нехватку средств.

При оценке социально-экономической ситуации в городе, 60% жителей признали ее сложной, а самыми актуальными проблемами для города называют преступность, тревогу за будущее детей (54,3%), наркоманию (38,8%).

Как видите, общий фон жизни населения города довольно тревожный, обязывающий городские власти новаторски подходить к решению социальных проблем (Таблица 2).

Начиная с 1996 года Главное управление социальной защиты населения (ГУСЗН) разрабатывает и вносит на рассмотрение депутатов городского Совета “Комплексную программу мер социальной защиты жителей города”, которая ежегодно утверждается

депутатами городского Совета. Именно в ней нашли отражение наиболее важные вопросы социальной защиты населения города:

- пенсионное обеспечение;

- компенсационные выплаты по федеральным и областным программам;

- социальная поддержка за счет средств городского бюджета, общественных организаций, предприятий и организаций различных форм собственности;

- льготы по федеральным законам.

В целях реализации исполнения комплексной программы принимаются распоряжения, издаются приказы, заключаются договора.

Так по вопросам социальной поддержки населения в прошедшем году ГУСЗН была развернута активная работа по организации исполнения распоряжения Главы города “Об организации работы по оказанию оперативной помощи населению”, утвержденного в ноябре 1998 года.

Впервые распорядительным документом на территории города Оренбурга были консолидированы действия структурных подразделений администрации города, общественных организаций в выявлении лиц, нуждающихся в различных видах социальной помощи.

Принятый распорядительный акт - это фактически механизм реализации “Комплексной Программы мер социальной защиты населения г .Оренбурга”, утверждаемой депутатским корпусом.

На первом этапе с помощью административных округов были объединены усилия всех структур по выявлению людей наиболее нуждающихся в решении вопросов, находящихся в компетенции служб социальной защиты населения. Однако, начатая работа показала, что одна “социальная защита” сегодня не в состоянии обеспечить социальную защищенность человека.

В тесном сотрудничестве с подразделениями по делам несовершеннолетних, УВД происходит оперативный обмен информации по выявленным фактам брошенных детей и детей, находящихся в ассоциальных семьях, для оказания им материальной социальной помощи.

23.07.99 № 2376-р Главой города принято распоряжение “О совершенствовании работы по оказанию оперативной помощи жителям г .Оренбурга”.

В целях оперативного приема информации и незамедлительного принятия конкретных мер по решению поставленных вопросов, в Центрах социального обслуживания населения, в Главном управлении социальной защиты населения определены номера “Горячих телефонов” и создан Штаб “Оперативная помощь”.

Вышеуказанным распоряжением утверждена система взаимодействия органов социальной защиты населения со всеми структурными подразделениями в работе по оказанию срочной помощи населению в целом. В частности - выстроена “вертикаль” при рассмотрении обращений, поступивших в службы социальной защиты. Т. е., в случае поступления в ЦСОН вопросов, рассмотрение которых выходит за рамки компетенции учреждений и организаций, расположенных на территории района, данные вопросы передаются по принадлежности: в отделы социальной защиты населения соответствующего округа, либо в Главное управление социальной защиты населения для принятия оперативных мер. Информация, принятая по “Горячим телефонам”, передается по учреждениям социального обслуживания населения ответственным устно. По обращениям, решение которых находится в компетенции других служб, оформляются “Карточки оказания оперативной помощи”. Кроме того в вечернее и ночное время, в выходные дни обращения принимает служба 005.

Население города постоянно информируется через средства массовой информации о работе служб по приему заявок, требующих безотлагательного принятия мер, и о результатах работы всех задействованных служб города.

Оживилась взаимосвязь службы социальной защиты с общественными организациями, различными религиозными конфессиями по оказанию помощи тем категориям граждан, которые нуждаются в дополнительной поддержке.

Активно включились в работу комитеты территориального общественного самоуправления которые работают с организациями, частными предпринимателями по вопросу выделения спонсорских средств, занимаются решением бытовых вопросов жителей района.

Подводя итог проведенной работы, необходимо отметить, что работа, которая проводилась ранее органами социальной защиты населения, с принятием вышеназванных распоряжений приобрела определенную значимость, расширила круг ответственных за судьбу человека, что естественно снимает социальную напряженность в городе.

Сегодня население города охвачено всеми формами социального обслуживания: обслуживание на дому; в полустационарных и стационарных условиях. Функционируют 29 отделений социальной помощи на дому, 4 специализированных отделения, в них обслуживается 3681 пенсионер и инвалид, что на 295 человек больше, чем в 1 998 году и на 465 человек больше, чем в 1997 году. (Таблица 3).

В целях обеспечения методического руководства и осуществления контроля за социально-медицинской деятельностью учреждений социального обслуживания населения учреждениями здравоохранения города в 1 998 г. были подписаны совместные приказы ГУСЗН и управления здравоохранения администрации города “О совместной деятельности по оказанию социально-медицинских услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями здравоохранения и социального обслуживания населения”, реализация которых позволила совершенствовать в отчетном году работу специализированных отделений наших учреждений и Мини-пансионата. Налажена тесная связь в работе между учреждениями здравоохранения и социального обслуживания населения, которая выражается в следующем:

- зачисление на обслуживания и снятие с обслуживания граждан производится по письменному согласию с лечащим врачом;

- прием на работу и установление квалификационного разряда медицинским сестрам отделений, фельдшерам Мини-пансионата осуществляется по согласию с руководителями учреждений здравоохранения, закрепленными за ЦСОН и пансионатом.

Отработан вопрос повышения квалификации медсестер отделений. Так по программе непрерывного обучения на рабочем месте повысили квалификацию все работающие медсестры и фельдшеры, 1 медсестра специализированного отделения Центрального района повысила квалификацию при Областной больнице.

В соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” в г.Оренбурге проводится реабилитационная работа с инвалидами.

Координирует работу всех учреждений и общественных организаций города в решении социально-бытовых, жизненно важных проблем инвалидов Межведомственный координационный совет по делам инвалидов, в состав которого входят представители органов соцзащиты, здравоохранения, труда и занятости населения, МСЭ, общественных организаций инвалидов.

На заседаниях Совета рассматривается весь комплекс вопросов по проблемам инвалидов города.

С 1 998 года в городе разработана и реализуется система координационной работы с инвалидами, имеющими ИПР, которая утверждена совместным приказом трех структур городской администрации, задействованных в реализации данной работы - управлений социальной защиты, здравоохранения, труда и занятости.

Распоряжением Главы города утверждена программа совместных действий вышеперечисленных структур по работе с инвалидами.

В реабилитационную инфраструктуру города включены:

1 . По медицинской реабилитации:

- специализированные стационары (по показаниям),

- полустационары и отделения реабилитации в ЛПУ,

- база БВЛ.

2. По социальной реабилитации:

- Мини-пансионат для ветеранов войны и труда,

- отделения дневного пребывания ЦСОН,

- Центр социальной помощи семье и детям,

- психологическая служба органов соцзащиты,

- библиотечная сеть города,

- учреждения спорта.

В результате реализации Программы в 1999 году 96,3% инвалидов выполнили ИПР, 225 инвалидов трудоустроено службой труда и занятости города. 265 инвалидов прошли курс медицинской реабилитации на базе муниципальных лечебных учреждений, в том числе реабилитировано полностью 87 человек (снята группа инвалидности), реабилитировано частично - 178 человек (переведено со 2 группы на 3 группу инвалидности). 50 инвалидов прошли курс социальной реабилитации в Мини-пансионате, где для них ежегодно организуется 2 специализированных потока по 25 человек каждый.

Здесь для инвалидов на основании ИПР разрабатываются специальные программы по социальной реабилитации, для их реализации привлекаются квалифицированные психологи и психотерапевты из ЦСПСиД, врачи валеологи, юристы, специалисты по социальной работе, культмассовики.

По итогам заездов проводятся круглые столы с приглашением специалистов из городских Бюро МСЭ, Управлений соцзащиты, здравоохранения, труда и занятости, психо-лого-педагогического отделения ЦСПСиД.

В целях создания единой межведомственной системы в организации работы с детьми инвалидами в г.Оренбурге распоряжением Главы г.Оренбурга от 25.11.97 г. № 2620-р “Об организации единой межведомственной системы учета детей-инвалидов в г.О-ренбурге” создан постоянно действующий Совет по межведомственному учету детей-инвалидов. В его состав вошли представители органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, общественных организаций, занимающихся проблемами инвалидов.

В прошедшем году постоянно действующий Совет по межведомственному учету детей-инвалидов стал основным заказчиком и координатором работы по организации системного подхода к реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, согласно которому на каждого ребенка заполняется “Карточка учета мероприятий по реабилитации ребенка с ограниченными возможностями”.

Эта работа направлена на обеспечение преемственности в реабилитации детей-ин-валидов (Таблица 4).

В городе создан банк данных детей-ин-валидов, нуждающихся в медико-социальной реабилитации с учетом профиля заболевания.

По состоянию на 01.01.2000 г. в г.Орен-бурге состоит на учете в районных Центрах социального обслуживания населения 2201 ребенок-инвалид.

В результате изучения членами совета по межведомственному учету детей-инвалидов потребности в создании специализированных групп для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии дополнительно открыто 6 групп дошкольных образовательных учреждениях для 60 детей.

Продолжена межведомственная работа по ежегодному выявлению детей-инвалидов, способных к обучению, но необучающихся, что позволит принимать своевременные меры по 1 00% охвату детей-инвалидов с различными формами обучения (школе, на дому, экстернат, очно-заочное). Кроме того 830 детей-инвалидов получают дополнительное образование в творческих мастерских районных Центров детского и юношеского творчества.

В 1999 г. в городе создан клуб “Доверие” по психологической поддержке семей, имеющих детей-инвалидов. Обучающие семинары, лекции, беседы, практические занятия в клубе направлены на повышение психологической и педагогической культуры родителей, максимальное вовлечение родителей в организацию жизни ребенка-инвалида.

Реабилитацией детей-инвалидов в г.О-ренбурге занимаются учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты. В результате анализа результатов работы с детьми-инвалидами назрела необходимость создания в г.Оренбурге единой системы реабилитации детей-инвалидов и соблюдения преемственности в реабилитационных мероприятиях.

Поэтому Главой г.Оренбурга было принято распоряжение от 24.11.99 г. № 4618-р “Об организации преемственности в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в г.Оренбурге”, которым утвержде-

на “Система реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями”.

Управлениями социальной защиты населения, образования, здравоохранения в декабре 1999 г. был издан совместный приказ “О взаимодействии учреждений в системе реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями”.

Система включает в себя социально-психологические, медицинские, профессионально-педагогические этапы реабилитационного процесса.

Для работы с детьми-инвалидами в городе действуют:

- в системе здравоохранения - отделение для детей с нарушенными центральной и периферической нервной системы муниципальной центральной клинической больницы;

- в системе социальной защиты населения - отделение медико-социальной реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями ЦСПСиД;

- в системе образования - 5 школ-интернатов для детей-инвалидов, 3 коррекционные школы, психолого-педагогический Центр “Орион”, 6 дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.

В результате проведенной социальнопсихологической реабилитации положительная динамика отмечается в 94% случаев.

Психолого- медико- педагогическая комиссия не только определяет формы обучения и занятости детей-инвалидов, но и регулярно подводит итоги выполнения мероприятий по их психолого-педагогической реабилитации.

Разработаны критерии оценки эффективности проводимых реабилитационных мероприятий, итоги подводятся на заседании Совета по межведомственному учету детей-инвалидов 2 раза в год.

Главным в деятельности администрации города является все-таки профилактика заболеваний.

Как уже отмечалось ранее, в основе деятельности администрации города лежит комплексный подход. Прежде всего это касается межсекторального решения вопросов охраны здоровья населения. Ведь по определению Всемирной организации здравоохранения “здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только наличие или отсутствие болезней и физических недостатков”. Но даже при условии 100% финансирования системы здравоохранения, качественное состояние здоровья населения вряд ли улучшится если не будут меняться факторы, влияющие на здоровье (Таблица 5) (окружающая среда, генетические факторы, образ жизни, социально-экономические факторы). Именно такое понимание

проблемы определяет деятельность администрации города Оренбурга в решении вопросов охраны здоровья населения. Социальноэкономическая ситуация, сложившаяся в нашем обществе, как в зеркале отражается и в городе Оренбурге:

1 . Прогрессирующее ухудшение здоровья населения.

2. Отрицательный прирост населения (3,6). За последние 10 лет рождаемость уменьшилась в 2 раза с 14% до 7,1%.

3. Увеличение смертности населения .

4. Снижение продолжительности жизни.

5. Распространенность вредных привычек среди населения.

Но особую обеспокоенность вызывает у администрации города, медицинской общественности состояние здоровья детского населения, т.к. здоровые дети - это здоровое будущее города. Анализ состояния здоровья детей и подростков свидетельствует о прогрессировании неблагоприятных тенденций. Из 1 00% родившихся детей 97% имеют риск развития заболеваний или отклонения в состоянии здоровья. Общая заболеваемость детей и подростков за последние 5 лет ежегодно увеличивается на 1 0%.

Изменилась и структура заболевания.

Прежде всего произошло увеличение тех нозологических форм, на которые наибольшее влияние оказывают факторы риска и в первую очередь социальные факторы: семья, пребывание в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, характер вскармливания и питания, вредные привычки.

Представленный анализ послужил причиной межсекторального сотрудничества по вопросам укрепления здоровья и профилактики заболеваний, а также принятия комплексных мер для улучшения задач прогрессирующего ухудшения здоровья.

В качестве приоритетной была поставлена задача охраны здоровья матери и ребенка, формирования здорового образа жизни. В

1 997 году городским Советом была принята программа “Дети Оренбурга”, интегрирующая общие действия всех служб.

Программа является составной частью общероссийской программы “Дети России”, “Дети Оренбуржья”, разработанной на уровне субъекта Федерации и определяет конкретные действия служб в решении проблем семьи, материнства и детства, охраны их здоровья.

Для практической реализации программы был создан городской координационный совет, осуществляющий межсекторальное взаимодействие (Таблица 6). В него вошли представители городских структур, науки, общественных организаций, правоохрани-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельных органов, средств массовой информации. Прежде всего было осуществлено проектирование совместной деятельности, определившее последовательные этапы действий. Систематически происходит осмысление проведенной работы. Ежегодно готовится доклад “О положении детей в городе Оренбурге”. Цель данного анализа - коррекция или перестройка первоначальных проектов и поиск новых подходов, адекватных постоянно изменяющейся ситуации.

Именно такое взаимодействие позволило нам сформировать единую политику в городе в области защиты материнства и детства, определить главные направления в работе, роль каждого участника коалиции, и что самое важное, в условиях скудного бюджетного финансирования объединить финансовые потоки.

Попытаюсь раскрыть это на конкретных примерах.

Высокий уровень младенческой смертности, который мы имели в 1995 году (19,5%) и % отклонения в состоянии здоровья у новорожденных послужил толчком для принятия комплексной программы “Девочка-девушка-женщина-мать”, которая начинается с раннего возраста: (Таблица 7). Прежде всего осуществляются организационные мероприятия

1 . В детских поликлиниках введены ставки детских гинекологов.

2. Открыто детское гинекологическое отделение на 20 коек в круглосуточном стационаре, 7 детских гинекологических коек дневного пребывания в детской муниципальной клинической больнице.

3. В 1 997 году все женские консультации и детские поликлиники оснащены современными аппаратами УЗИ диагностики. Из 1 7 аппаратов, закупленных администрацией города у фирмы “Диасоник-сонотрон” 14 установлены в учреждениях родовспоможения и детства.

4. В 1 998 году открыт педиатрический корпус на 70 коек в перинатальном центре как

II этап выхаживания новорожденных, с реанимационным отделением новорожденных на 1 2 коек, укомплектованный современным оборудованием: в детской муниципальной больнице открыто отделение детей до 1 года жизни с выделением неврологических коек.

В мае 1 998 года открыто медико-генетическое отделение;

- работают центр и кабинеты планирования семьи;

- совместно с педагогами проводится работа по половому воспитанию подростков;

- родильные дома города переведены на принцип совместного пребывания матери и ребенка, работают по ВОЗовским рекоменда-

циям поддержки естественного вскармливания;

- в детских поликлиниках работают школы по поддержке естественного вскармливания.

В результате предпринятых мер снизился показатель младенческой смертности с 19,5% в 1995 году до 10,2% в 1999 году.

Из вышеперечисленных факторов, влияющих на здоровье, “образ жизни” в наибольшей степени может быть качественно улучшен самим человеком, его отношением к здоровому образу жизни.

Поэтому, самое главное на что мы нацелили усилия участников межсекторальной коалиции - это выработка стойкой мотивации у детей к укреплению своего здоровья. Пропаганда здорового образа жизни среди несовершеннолетних и их родителей является основой всей профилактической работы, проводимой городской администрацией, ее структурными подразделениями в тесной связи с общественностью.

Особенно активно эта работа проводится с 1996 года, когда г.Оренбург был принят как территория в международную программу “Sindi”. Под непосредственным руководством медицинской академии и лично заведующей кафедрой детских болезней факультета усовершенствования врачей, профессором Лебедьковой Светланой Евгеньевной в городе была разработана муниципальная программа по профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний, по пропаганде здорового образа жизни с использованием наработок имеющихся международных профилактических программ. В каждой детской поликлинике были созданы отделения профилактики по реализации программы.

Основными площадками по их реализации явились организованные коллективы в детских дошкольных учреждениях и школах. Совместными усилиями педагогов, мед.ра-ботников во многих школах города созданы профилактические службы. Распоряжением Главы города организована и структурная вертикаль (город-округ-школа). Управлением образования города совместно с управлением здравоохранения предприняты ряд мер по рационализации режима в школах, среди которых: возврат к шестидневке, пересмотр необоснованно перегруженных планов и программ, введение спортивно-оздоровительных учебных курсов с учетом возрастных особенностей детей, усиление контроля за санитарно-гигиеническими требованиями к учебным и бытовым помещениям, за качеством питания в школьных столовых, выполнением профилактических мероприятий. Этому способствовала практика издания совместных приказов, направленных на улучшение работы по сохранению здоровья

детей. С сентября 1999 года 70% школ (против 30% в 1998) перешли на программу 1-4, что позволяет создать более щадящий режим обучения, в будущем учебном году на программу 1-4 перейдут 100% первоклассников.

В экспериментальных школах внедрены и успешно работают программы “Двигайся и победишь”, “Здоровое питание”, “Здоровые зубы”, “Профилактика курения, алкоголизма, наркомании”. Совместным приказом управлениями здравоохранения, образования и социальной защиты определены задачи медицинских, социальных работников, педагогов по сохранению и укреплению здоровья детей с учетом воспитания в семье, условий пребывания и обучения в школах, как здоровых детей, так и детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Очень важным шагом в вопросах укрепления здоровья детей стало создание в детских поликлиниках медико-педагогических комиссий для комплексной оценки состояния здоровья детей, поступающих в школу, и определение школьной зрелости с выдачей рекомендаций по обучению и сохранению здоровья как педагогам, так и родителям детей. Ведь для многих родителей стало “модным” отдавать ребенка в престижную школу без учета состояния здоровья. И здесь рекомендации комиссии очень полезны. В городе созданы и работают все типы и виды образовательных учреждений: от школ повышенного уровня (лицеи, гимназии) до коррекционных. И задача педагогов, медиков и родителей не только не ухудшить состояние здоровья детей, но и качественно улучшить его по окончании детьми общеобразовательной школы.. Что важнее для них: здоровый ребенок или престижная школа.

Таким образом, благодаря межсекторальному взаимодействию, совместными усилиями служб и ведомств в городе созданы условия для широкомасштабной профилактической работы, целью которой стало формирование культуры и культа здоровья, ответственного отношения у населения к своему здоровью и окружающей среде как условию и фактору становления личности. В настоящее время разрабатывается проект создания школ общественного здоровья. Об этом подробнее скажет начальник управления здравоохранения города Семивеличенко Т.Н.

Всем известно, что основой для разработки и внедрения той или иной программы является изучение ситуации. Анализ показывает, что первостепенное значение необходимо уделять борьбе с вредными привычками: курением, употреблением алкоголя и наркотиков. К сожалению, по темпу роста заболеваемости наркомания занимает ведущее место. Еще в

1 998 году ситуация с подростковой наркоманией объявлена чрезвычайной. Распоряжением Главы, был создан штаб, который объединил усилия правоохранительных органов, органов образования, здравоохранения, социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних. В городе наметилась чрезвычайно перспективная, на наш взгляд, тенденция системного подхода к организации и проведению профилактики наркомании и алкоголизма. Имеется ярко выраженная тенденция ухода от лекционной нравоучительной формы работы к беседам, диспутам, методам интенсивного обучения и воздействия на аудиторию. Особенно это проявилось в период проведения (с 25 октября по 2 ноября 1999 года) межведомственной акции “Город без наркотиков”. В рамках акции в каждой школе прошли профилактические уроки, родительские собрания, научно-практическая конференция, был организован конкурс рисунков, плакатов, сочинений.

07.07.2000 г. прошел радиомарафон “Оренбург - город без наркотиков”, в ходе которого перед жителями выступили врачи-наркологи, руководители предприятий, бизнесмены и т.д. В последующих выступлениях тема профилактики правонарушений, наркомании прозвучат более конкретно.

Но пожалуй, самым важным моментом в реализации организационных возможностей всех участников межсекторальной коалиции является летний оздоровительный отдых детей. В рамках программы “Дети Оренбурга” принята целевая подпрограмма “Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период”. Реализация ее позволила сохранить и развить сеть оздоровительных загородных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, подростковых трудовых объединений на базе ОУ, обеспечить развитие новых форм досугово-оздоровительной деятельности детей (Таблица 8).

Городской администрацией проводится целенаправленная политика на сохранение и развитие социальной среды, брошенной и разрушенной ведомствами в первые годы перестройки.

Такова стратегическая установка Главы города, городского Совета. Если в 1994 году в муниципальной собственности не было ни одного загородного лагеря, то к 2000 году -1 2. Их восстановление и содержание требует дополнительных затрат из скудного бюджета города, но городская администрация идет на это, понимая важность оздоровления и занятости детей. Если в 1 995 году летом было оздоровлено 52% детей школьного возраста, то в 1999 году - 86%, а летом 2000 планируется 89%. Причем, осуществляя межведомствен-

ное взаимодействие, мы максимально используем для оздоровления базу ЛПУ (лечебнопрофилактические учреждения).

Все предпринятые меры способствуют полноценному восстановлению физических и психических сил школьников, укреплению их здоровья, снижению социальной напряженности в малообеспеченных семьях.

Особую роль в межсекторальном сотрудничестве по пропаганде здорового образа жизни мы отводим средствам массовой информации, т.к. именно они существенно влияют на формирование общественного мнения. Городской администрацией поставлена задача формирования своего рода “моды” на здоровье. Еженедельно в городе выходит областная телепередача “Здравствуйте”, стали традиционными теле- и радиомарафоны, посвященные вопросам профилактики, пропаганды здорового образа жизни. Накануне Дня Детства с 20 марта по 20 апреля объявлен конкурс среди журналистов на лучшие аудиоролики, видеозаписи, публикации на тему здорового образа жизни. Разработаны социальные рекламы о вреде наркомании и других вредных привычек.

Межсекторальное взаимодействие невозможно без тесной связи с общественностью. Мы активно сотрудничаем с фондом “Мать и Дитя”, общественным объединением “Матери против наркотиков”, детскими, молодежными общественными организациями.

Таким образом, благодаря предпринятым профилактическим мерам, а главное межсекторальным подходом к решению вопросов охраны здоровья детей мы можем отметить положительные тенденции в изменении условий, определяющих и влияющих на состояние здоровья детей, хотя мы отдаем себе отчет в том, что положительные результаты будем иметь не скоро.

Это:

1. Снижение младенческой смертности (с 19,5% в 1995 до 10,2% в 1999 году);

2. Увеличение уровня естественного вскармливания у детей I года жизни ^ 27,2% в 1 995 до 67,4% в 1 999);

3. Улучшение диагностики заболеваний у новорожденных на ранних этапах;

4. Охват полноценным питанием школьников (с 12% в 1995 до 37% в 2000);

5. Снижение факторов риска на экспериментальных площадках в среднем - 2-3%;

6. Повышение качества проведения профилактических осмотров с 50% в 1996 до 90% в 1999;

7. Снижение кариеса у первоклассников на 8%.

Эти, хоть и не очень-то значительные результаты по охране здоровья детей, сви-

детельствуют об эффективности тех мероприятий, которые проводятся всеми участниками межсекторальной коалиции.

Ежегодно в 3-ю субботу мая в области и городе проводится День Детства. По сложившейся традиции накануне этого дня мы подводим итоги проведенной совместно работы, определяем новые подходы в решении проблем семьи, материнства и детства. Нынешний День Детства 20 мая мы провели в рамках Дня Здоровья и рассматриваем его как своеобразный рубеж в профилактике и охране здоровья детей и в целом населения города (Таблица 8а).

Важную роль в социальной защите населения города играет муниципальная система образования, гарантирующая доступность, бесплатность и вариативность обучения и воспитания подрастающего поколения.

Инновационные изменения, которые происходят в сфере образования, положительно сказываются на качестве образовательной подготовки школьников. И в тоже время перегрузки учебных планов, обилие усложненных учебных программ и учебников, не всегда разумная требовательность педагогических работников влияют на состояние физического и психического здоровья детей. С целью реализации интелектуальных и физиологических возможностей школьников в городе создана вариативная система учреждений образования, способная удовлетворить запросы обучающихся и их родителей в соответствии с их возможностями и потребностями.

Для ребят, проявляющих особый интерес и способности в углубленном изучении наук, в городе успешно реализуют образовательные программы повышенного уровня 5 гимназий, 4 лицея, 7 школ с углубленным изучением предметов различного цикла (Таблица 9).

В нашем городе значительное внимание уделяется обучению и воспитанию детей, имеющих отклонения в развитии и детей из социально-неблагополучных семей. Для этого успешно функционируют 11 коррекционных и интернатных учреждений, в т.ч.: 2 школы для умственно-отсталых детей, школы-интернаты для слабослышащих и поздноог-лохших детей, для слепых и слабовидящих, для детей, перенесших полиомиелит и детский церебральный паралич, детские дома для дошкольников, младших школьников, Дом детства для детей-сирот, интернат для тубин-фицированных детей и т.д.

С каждым годом растет число учреждений дополнительного образования.

В городе работают 1 8 таких учреждений с широкой сетью объединений различного направления. Дополнительным образованием охвачено около 70% детей города. Дополни-

тельное образование является в муниципальной системе образования значительным звеном, т.к. обладая высоким воспитательным потенциалом, выполняя социокультурные, образовательные и социально-педагогические функции, оно выступает важным фактором личностного развития детей, подростков и юношества, реализации и развитии их творческого потенциала, социальной адаптации.

Исходя из этого, сеть учреждений дополнительного образования постоянно совершенствуется, открываются новые интересные центры - “Центр славянских единоборств”, “Центр православного образования”, перепрофилирована станция юных техников Южного округа в Центр развития творчества детей и юношества.

Необходимо отметить, что в настоящее время доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных комплексов резко уменьшилась из-за повышения платы, и не каждый родитель может выделить из своего скудного бюджета от 40 до 150 рублей в месяц на посещение спектаклей, спортивных секций.

А занятия в объединениях учреждений дополнительного образования, во-первых, бесплатны, а во-вторых, представляют собой целый веер разнообразных возможностей проявить себя, развить свои способности, реализовать свои потребности.

Конечно же, успешность процесса социализации личности в конечном итоге зависит от взаимодействия всех учреждений социально-культурного направления, основанного на объединении и преемственности деятельности детей, их родителей, педагогов и соответствующих структур управления.

Поэтому мы считаем одним их приоритетных направлений своей деятельности создание единого образовательно-воспитательного пространства города, позитивно-ориентированной среды жизнедеятельности детей, расширение сферы услуг населению.

В настоящее время идет работа над созданием программа “Город как воспитательная система”, объединяющая усилия всех заинтересованных в этом учреждений, организаций и ведомств.

Крайне важным в современной социально-экономической ситуации является духовное совершенствование молдежи. Отвлечение от негативных сторон уличной жизни, вовлечение в процесс активной гражданской деятельности - такова цель учреждений культуры и спорта города. Развитию творческих и спортивных устремлений молдежи служат спортивные и музыкальные школы Дворцы спорта и культуры, плавательные бассейны, театры, библиотеки. Следует сказать, что в этих учреждениях работают энтузиасты сво-

его дела, люди неравнодушние к проблемам города. Мы можем сказать, что воздействие очагов культуры на подрастающее поколение носит целевой и системный характер.

Исключительно значимым направлением деятельности администрации города является содействие трудовой занятости населения. Особое внимание уделяется взаимодействию со службами, влияющими на формирование рынка труда города определяются цели, задачи и приоритетные направления городской политики занятости населения. Местными органами власти приобретен положительный опыт создания и квотирования рабочих мест, в т. ч. и для несовершеннолетних.

Положительные результаты во многом были достигнуты благодаря активизации работы социальных служб города. Большое внимание уделялось ими формированию и обновлению банка вакансий. В настоящее время служба занятости располагает сведениями о 21 тыс. вакансий, что на 3,5 тыс. больше, чем на то же время прошлого года. Первоочередное внимание уделяется социальной поддержке на рынке труда неконкурентноспособных категорий граждан (молодежь, инвалиды, лица, освободившиеся из мест лишения свободы).

Предпринятые меры социальной защиты способствовали падению уровня безработицы. Сейчас она составляет 0,45%.

Немаловажное значение в решении социальных вопросов жителей города имеют предприятия, входящие в структуру управления жилищно-коммунального хозяйства.

Прежде всего надо отметить, что на территории города согласно Федеральных законов и нормативных актов области и города льготами по оплате жилья и коммунальных услуг пользуются 31 категория проживающих.

На основании Постановления Оренбургского городского Совета введена льгота по оплате за коммунальные услуги для горожан, которые проработали по 35 лет (женщины) и 45 лет (мужчины), но по каким-либо причинам еще не имели право на эти льготы.

По распоряжению Главы города Оренбурга городское финансовое управление ежеквартально компенсирует организациям, предоставляющим льготы, суммы выпадающих доходов.

На территории города с 1 июля 1999 года начал действовать Федеральный Закон “Об инвалидах”, в котором введена льгота по оплате за текущее содержание и ремонт домов инвалидам 1 и 2 групп и семьям, имеющим де-тей-инвалидов. С 01.01.2000 г. эта льгота распространилась на все коммунальные услуги.

Всего за 2000 год предоставлено льгот 1 24 тыс. человекам на сумму более 19 млн. руб.

Льготами сегодня в г. Оренбурге пользуются около 40% населения, т.е. оплачивают жилищно-коммунальные услуги в размере 50%.

Граждане с низкими доходами обращаются в Центр жилищных субсидий, где им определяется плата за жилищно-коммунальные услуги не выше 15% от совокупного дохода семьи.

Городской Совет своим Постановлением от 25.06.98 г. № 92 утвердил положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в г. Оренбурге.

В течение 2000 года субсидии назначены 85 тыс. семьям на общую сумму более 5 млн. рублей.

Администрацией города разработана Программа газификации частного сектора города Оренбурга, пригородных сел и муниципального жилья.

Всего за 1 999 год введено в эксплуатацию 13,5 тыс. метров газопровода. Часть затрат по газификации возмещает администрация города.

В связи с 55-летием Победы предприятиями жилищного хозяйства города были проведены ремонтные работы в квартирах инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны на сумму 1 20 тыс. руб.

Многоаспектная работа администрации города Оренбурга может быть только тогда эффективной, если в решении всех социальных проблем будут участвовать население. С этой целью городская администрация осуществляет свою деятельность в союзе с общественными структурами, в состав которых вошли лучшие представители оренбуржцев. Члены комиссии по охране прав женщин, материнства и детства, фонда “ Мать и Дитя”, движения “Матери против наркотиков”, “Совета ветеранов и инвалидов” и так далее активно включаются в социально-экономическую, а порой и политическую жизнь города. На их счету немало решенных труднейших проблем и наша задача всемерно поддерживать их инициативу оказывать помощь и содействие.

Как видите, реализация принципа межсекторального сотрудничества позволила администрации города решить наиболее сложные социальные проблемы:

- в системе выплачивается пенсия;

- ликвидирована уже к сентябрю 1999 года задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы;

- погашены долги по детским и опекунским пособиям;

- в срок идет выплата зарплат;

- оказывается в системе адресная социальная помощь малообеспеченным семьям;

- изысканы средства для материальной помощи талантливым и одаренным детям.

Для поддержки творчески работающих граждан города утверждены почетные звания: Почетный житель г.Оренбурга, Заслуженный учитель, врач, соц. работник г.Оренбурга, Почетный меценат г.Оренбурга, учреждена система наград (Почетная грамота г. Оренбурга, Благодарственное письмо администрации г.Оренбурга и т.д.). Все это подкрепляется определенным денежным вознаграждением. Таким образом, ориентация городской администрации на взаимодействие способствует формированию благоприятного микроклимата в городе, снижению социальной напряженности, а главное, созданию в городе безопасной, здоровой Среды жизнеобитания.

Хочу вернуть вас к началу своего доклада и обратить внимание на таблицу № 1. Что является составляющей здорового города? Часть вопросов благодаря тесному сотрудничеству нам удалось решить. Вместе с тем, многое предстоит еще сделать. Мы вступаем в новое тысячелетие, и каким будет наш город, наша Россия во многом зависит от четкой, слаженной работы властей всех уровней.

В центре деятельности администрации города всегда будет человек с его насущными проблемами. Этому же социальному аспекту посвящен проект “Мы любим наш город”, разрабатываемый с участием населения города и призванный изменить жизнь оренбуржцев к личшему за счет преобразования Оренбурга в современный центр экономической, культурной и просветительской жизни Оренбуржья.

Статья поступила в редакцию 19. 07. 2000г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.