Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2006. Вып. 2. С. 37-48
Особенности изучения младшими школьниками произведений русского фольклора, отображающих элементы православной культуры
А.Ю. Никитченков
К. пед. н., доцент МПГУ, доцент ПСТГУ, автор публикаций по фольклористике, а также по теории и методике преподавания русского языка и литературы
В статье затронута малоисследованная проблема современного начального образования. Взгляд автора сосредоточен на двух феноменах отечественной культуры: отражение христианства в произведениях русского устного народного творчества и формирование младшего школьника как читателя. Всесторонне обосновывая целесообразность использования подобных произведений как учебного материала в начальной школе, автор ищет возможные пути методического решения поставленной проблемы.
Учитывая неразработанность данной проблемы, мы намерены не столько суммировать методический опыт и давать ему оценку, сколько наметить возможные пути развития методической мысли в области соприкосновения изучения устного народного творчества в начальных классах и ознакомления младших школьников с основами православной культуры. Сначала остановимся на исходных позициях, которые определяют актуальность обозначенной темы и направления ее рассмотрения. Позиций две.
1. Современный учитель, в том числе и преподаватель православных учебных заведений, не может не учитывать того факта, что в современных учебных пособиях по литературному чтению для начальных классов значительно расширился состав изучаемых младшими школьниками произведений русского устного народного творчества. В последние десятилетия увеличен объем произведений традиционно изучаемых в начальных классах фольклорных жанров: малые формы (представленные в основном пословицами, поговорками, загадками, небылицами, потешками, скороговорками), сказки (волшебные, бытовые, о животных), былины.
В нетрадиционных системах литературного чтения жанровый со-
став устного народного творчества чаще представлен шире, например: народная песня, народная драма1, славянская мифология в интерпретациях В.И. Калашникова, Е.Е. Левкиевской2, предполагается углубленная работа с отдельными фольклорными произведениями и жанрами, предусматривающая анализ художественного мира сказок, былин, выявление его взаимосвязи с мифопоэтической моделью мира3. Не менее интересны в этом отношении факультативные курсы, например, «Введение в народоведение» М.Ю. Новицкой, программа которого, начиная с начала 90-х годов прошлого века, регулярно публикуется в сборниках программ для начальных классов4 (в круг изучаемых жанров вовлечены: историческая песня, предание, христианская легенда, духовный стих, причитание, произведения обрядовой поэзии и многие другие), курсы Л.Е. Туминой, Н.Н. Костанян, ориентированные на среднюю школу, но вполне применимые для начальной5. Таким образом, на настоящий момент произведения русского фольклора, разнообразные по тематике и жанрам, составляют неотъемлемую и значительную часть уроков литературного чтения в начальной школе и внеклассной работы. Какова же оценка подобного материала с точки зрения православной педагогической мысли? Как можно расширять этот материал и варьировать его?
2. Несмотря на обилие в современных системах литературного чтения фольклорного материала, в самих учебных пособиях по данному предмету практически отсутствуют произведения устного народного творчества, которые отражали бы те или иные фрагменты православной культуры. Вполне естественно, что соответствующей работы не предполагает и методический аппарат этих учебных пособий. В чем причина? Во-первых, она заключается в определенных це-
1 Кудина Т.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. // Методическое пособие. 3 класс. М., 1994. С. 180-192, 323-332.
2 Лазарева В.А. Литературное чтение. 3 класс. В 2 кн. М., 2003. Кн. 1. С. 8894.
3 Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Азбука словесного искусства. Программа по начальному литературному образованию // Начальная школа. 1997. № 8. С. 9-29; Чуракова Н.А. Литературное чтение // Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. М., 2001. С. 43-65.
4 Новицкая М.Ю. Факультативный курс «Введение в народоведение» // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). М., 1996. С. 336-357.
5 Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». М., 1995.; Русская народная словесность: Книга для чтения в 5-9 классах гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением гуманитарных предметов / Авт.-сост. Н.Н. Костанян. М., 1994. См. также: Маркова ДЖКолыбельная песня. Внеклассное занятие о русском фольклоре // Начальная школа. 1993. № 8. С. 60-62.
лях и задачах «светского» образования. Во-вторых, фольклор, как особый тип словесной культуры, был изначально ориентирован на хранение мифопоэтической информации (можно сравнить с древнерусской литературой, которая, в свою очередь, отражала важнейшие реалии православной культуры, но не фиксировала, как правило, устно-поэтических текстов).
Тем не менее в процессе исторического развития русского фольклора на мифологический субстрат наслаивались христианские сюжеты, мотивы, образы, отражались важнейшие христианские ценности. В жизни русского крестьянина XIX в. они занимали доминирующее положение, что подтверждается многочисленными этнографическими данными: «Здоровые основы разных сторон крестьянской жизни были неразрывно связаны с верой. Православие было и самой сутью мировосприятия крестьянина, и образом его жизни. Нравственные понятия и соответствующие нормы поведения прививались в семье детям с малых лет. Это была вполне осознанная задача народной педагогики»6. Данное положение подтверждается и исследованиями фольклористов: «Субстрат, связанный с ассимиляцией христианства. всегда занимал важное место в фольклоре как на сюжетном уровне, так и в оформлении отдельных образов и стилевых приемов <...> длительное время подобные взаимосвязи сознательно не замечались или отводились в разряд второстепенных»7.
Обозначенные выше позиции свидетельствуют о том, что фольклорный материал занимает значительное место в системе литературного чтения и внеклассной работы в современной начальной школе, а православная культура являлась центральной составляющей жизни русского крестьянина, неминуемо отражалась в произведениях устного народного творчества в процессе исторического развития фольклорного искусства.
Каковы же возможности постижения православной культуры при изучении русского фольклора в начальной школе и каковы педагогические условия, которые могли бы обеспечивать реализацию этих возможностей?
Прежде всего педагогу следует помнить о том, что сами произведения устного народного творчества не могут предлагаться в качестве непосредственного источника ознакомления учащихся с православной культурой, потому что последняя трансформируется в них в соответствии с художественными задачами фольклора как поэтического творчества русского народа. Фольклорный текст должен быть пред-
6 Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. С. 444.
7 Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. М., 2002. С. 269.
ставлен как материал для уточнения многообразия христианской культуры, а работа с ним должна опираться на опыт собственного участия ребенка в жизни Православной Церкви и соответствующие знания, приобретенные в семье и на специальных занятиях (например, курса «Основы православной культуры», в воскресной школе и т. д.). В противном случае процесс осмысления самого текста будет значительно затруднен, а восприятие православной культуры - искажено.
Упомянутый выше курс «Введение в народоведение», предназначенный для 2-4 классов начальной школы, при всех его достоинствах может послужить характерным примером, когда христианские основы бытия воспринимаются ребенком через призму «бытового» и «аграрного» православия. Этого можно избежать при формировании у младшего школьника критического отношения к произведениям данного типа словесного творчества (об этом мы скажем позже), однако курс базируется на очевидной, по мнению автора, необходимости восстановить утраченные связи современного человека с традиционной народной культурой, поэтому фольклорно-этнографический материал предлагается современному ребенку не как факт прошлого его народа, но в качестве средства формирования внутреннего мира личности учащегося, важного «своей глубокой жизнеутверждающей сутью». На занятиях предполагается погружение детей и педагога в народную культуру, «деятельностное освоение» и «проживание» фольклорно-этнографического материала: календарных обрядов, заговоров. Вот примеры некоторых тем курса: «Не бывать весне на Руси святой без Егория», «Заговоры как необходимость в народной семейной жизни и быте. Разыгрываем с нашими куклами игровую сцену с исполнением заговоров»8.
Идеальным методическим условием соприкосновения изучения устно-поэтического творчества и основ православной культуры является отбор фольклорных жанров, имеющих в своем арсенале тексты, в которых православная культура представлена отчетливо и многогранно. Однако таких жанров немного. В качестве ярких примеров могут выступать народные пословицы, поговорки, загадки. Тематически разнообразные, они охватывают самые различные сферы духовной и материальной жизни православного человека: вера, молитва, праздники, устройство и внутреннее убранство дома и храма, семья, жизнь, смерть и др. Остановимся лишь на отдельных примерах, иллюстрирующих богатство и красоту православного мира малых фольклорных жанров9.
8 Новицкая М.Ю. Указ. соч. С. 347, 356.
9 Все пословицы, поговорки и загадки приводятся по сборникам соответст-
О Боге:
Бог не даст — нигде не возьмешь.
Бог не свой брат, не увернешься.
Божеское не от человека, а человек от Бога.
О православной вере:
Хлеб ест, а креститься не умеет.
Беден бес, что у него Бога нет.
Менять веру — менять и совесть.
О молитве:
С молитвой в устах, с работой в руках.
К вечерне в колокол — всю работу об угол. То есть вся работа должна быть прекращена: пословица говорит о приоритете молитвы над повседневными заботами.
Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где Богу молятся.
О праздниках:
В книге — шесть листов простых, седьмой золотой (будни и воскресенье).
Намощен мост на семь верст, под конец моста красная гора (Великий пост и Пасха).
Молока не хлебнет в пятницу, а молочнице и в великую субботу не спустит. Пословица, порицающая ханжество.
У Бога всегда праздник.
И дурак знает, что в Христов день праздник.
Об устройстве и внутреннем убранстве дома и храма:
Что в избе за краса? (Образа). Следует обратить внимание детей на то, что вопрос и ответ в загадке рифмуются, помогая слушателю найти правильный ответ.
Краше красного солнышка, светлее ясного месяца (икона).
У нашего господина золотая городина. Отгадка - киот, который мыслится как образ небесного града.
Тень-тень, потетень, выше города плетень. Отгадка - церковь; текст загадки эквивалентен началу общеизвестной детской песенки-потешки, звуковая инструментовка создает ощущение колокольного звона.
На каменной горке воют волки. Отгадка - колокольня: вероятно, иносказательно говорится о погребальном звоне, волк в фольклоре очень часто выступает как персонификация смерти.
За уши повесили, за язык подергали (колокол).
Не говорит, а всех зовет (колокол).
венно: Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2 т. М., 1989; СадовниковД.Н. Загадки русского народа. М., 1995.
Утица кряк, все берега вяк: «Собирайтесь, детушки, к соборной матушке» (колокол).
О жизни и смерти:
Ниже Бога, выше царя (смерть).
Мертвый не без гроба, живой не без кельи.
Несомненный интерес представляют тексты, которые с помощью христианских мотивов и образов отображают пласт повседневности, окружающую человека природу, представленный в них мир -это мир, освещенный светом православной культуры.
Сохнет Софья: не пьет, не ест, все на небо глядит (труба).
На широком дворе, на гладком поле четыре попа под одной шляпкой стоят (стол).
Родится — не крестится; вырастет — освятится и обыменится; люди станут кланяться. Имеется в виду дерево и изготовление из него досок для написания икон.
Цветет цвет во весь вольный свет, а все к одному времени (верба).
Произведения малых фольклорных жанров методически универсальны. На уроках литературного чтения они могут использоваться и на ранних этапах становления читательской деятельности младших школьников, так как невелики по объему и семантически прозрачны, и на более поздних, когда уже приобретен некоторый читательский опыт, который позволит ученикам выявить особенности художественной формы, с помощью которой осуществляется трансформация универсалий христианской культуры. Например, в процессе чтения и анализа загадки: «На горе, горе два орла орловали, одно яичко катали, из рук в руки передавали» (крестины) - детьми в зависимости от литературоведческой подготовленности могут быть выявлены: группа метафорических образов (гора - церковь, орлы - крестные отец и мать, яичко - новорожденный), повтор, тавтология (орлы орловали), звукопись, связь со скороговоркой, смежная глагольная рифма (орловали — катали — передавали), ритм, характерный для сказового стиха, трансформация обряда, приуроченного к празднику Пасхи (катание яиц).
На материале малых фольклорных жанров дети могут наблюдать за вариативностью фольклорного искусства.
Взял топор — возьми и топорище.
Взял корову — возьми и подойник.
Взял у черта рогожу — отдай и кожу.
Пословицы прекрасно иллюстрируют диалогизм мнений, возможное различие жизненных позиций, из которых каждый ученик может выбрать ту, которая окажется ближе его собственному духовному опыту.
Сыта свинья, а все жрет; богат мужик, а все копит.
Денежка дорожку прокладывает.
Велика куча не надокучит (о деньгах).
На Руси никто с голоду не помирал.
Богатство перед Богом великий грех, а бедность — перед людьми.
Твои деньги, твои и глаза; гляди сам, что покупаешь.
Дружба дружбой, а в карман не лезь.
Изучение устно-поэтических жанров, в которых православная культура представлена не так отчетливо, как в предыдущих, в силу значительной ее трансформации с точки зрения специфики фольклорного искусства, однозначно требует постановки ученика в особую читательскую позицию - позицию исследователя. Работа в исследовательской позиции предполагает критическое отношение читателя к информации, закодированной в фольклорном тексте, при этом само произведение воспринимается как художественная условность, как свидетельство архаического мировоззрения. Здесь особенно важен учет возрастных возможностей учеников, так как необходимый для подобной работы набор исследовательских читательских умений формируется у современного младшего школьника примерно к 3-4 классу и тесно связан со спецификой той системы литературного чтения, по которой ведется обучение. Исследовательская позиция позволяет ученику глубже осмыслить традиционные для начальной школы фольклорные произведения, а также допускает возможность вовлекать в круг чтения младшего школьника новые жанры: духовный стих, предание, легенда, отдельные жанры обрядовой поэзии и народного театрального искусства (например, вертепные представления), обмирание, суеверный рассказ и некоторые другие.
В качестве примера остановимся на русской народной сказке «Курочка»10. Наивно-реалистическое отношение младшего школьника к этой сказке, в которой из-за разбитого яйца «девочка-внучка с горя удавилась», «просвирня. все просвиры изломала и побросала», «дьячок. перебил все колокола», а «поп. все книги изорвал», диктует восприятие ее как кощунства, позволяет отнести сказку, вслед за некоторыми советскими исследователями, к разряду «антипоповских» сказок. Однако верное понимание утверждающего начала народного смеха и художественной условности, допускающих как бы зеркальное отображение реальности (мир с перевернутыми отношениями, мир наоборот)11 позволит читателю увидеть в этом произведении незыбле-
10Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. В 3 т. М., 1985. Т. 1. С. 83. (Общеизвестна обработка этой сказки М. Булатовым с названием «Курочка ряба».)
11 См.: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средне-
мость основ бытия: потому-то и смешно, что описываемое невозможно, художественный мир сказки никак не должен быть воплощен в реальную жизнь православного человека. Посредством обращения к законам народной празднично-смеховой культуры, доступным пониманию ребенка младшего школьного возраста (всеохватность, праздничность, жизнеутверждающее начало и т. д.), может быть организовано прочтение отдельных бытовых сказок, небылиц, ознакомление детей с некоторыми народными играми, сценками ряженых12.
В старших классах начальной школы все это может стать материалом для более серьезных обобщений, сопоставлений: значения фольклорного антиповедения (обрядового, сказочного и проч.) и поведения юродивых; Евангельских слов: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк 6, 25) и чрезмерности народного праздничного смеха. Но подобную работу можно проводить только при условии владения детьми элементарными знаниями в области Священного Писания и агиографии.
Еще пример. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»13, как и другие произведения этого жанра, отличается развернутым сюжетом, многослойными пространственно-временными характеристиками14 и трудна для восприятия младшими школьниками. Отражение в этой былине христианских реалий (Илья «крест кладет по-писаному, ведет поклоны по-ученому», князь Владимир «выходит из Божьей церкви» и т. д.) можно увидеть любому, даже неправославному человеку. Они - на поверхности, на первом уровне знания о христианстве. При изучении былины в классе можно обратить внимание детей на эти моменты уже на этапе первичного синтеза, в процессе проверки качества первичного восприятия.
Во внутренней структуре былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике также присутствуют христианские составляющие, но они могут быть выявлены только в случае качественной организации ра-
вековья и Ренессанса. М., 1994; Пропп В.^.Проблемы комизма и смеха. М., 1997; Рюмина М.А. Тайна смеха или эстетика комического. М., 1998; Успенский Б.А. Антиповедение в культуре Древней Руси // Успенский Б.А. Избранные труды: В 2 т. Т. I: Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. С. 320-332; и др.
12 Важно заметить, что смеховой мир народной культуры соотносим с современным детским смеховым фольклором: стишки садистского характера, анекдоты, «переделки» классической поэзии и некоторые другие жанры, что дает возможность интересных читательских сопоставлений, поможет младшему школьнику задуматься над истоками и значением смеха в его собственной жизни.
13 Былины / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. М., 1988. С. 113-120.
14 Неклюдов С.Ю. Время и пространство в былине // Славянский фольклор. М., 1972. С. 18-47.
боты над художественным миром произведения. Учитывая объем и сложность былины, а также способность младшего школьника концентрировать внимание лишь на отдельных, наиболее ярких образах, применение исследовательской позиции на этапах анализа и вторичного синтеза может быть подкреплено использованием приема графического моделирования художественного мира произведения, который и позволит ученику представить отдельные былинные образы как целостный мир, выявить его христианское наполнение. Суть приема графического моделирования художественного мира произведения словесного искусства заключается в том, что с помощью условных значков, о которых учитель и учащиеся договариваются заранее или в процессе работы, обозначаются важнейшие фрагменты художественного мира. В результате получается обобщенная графическая модель, характеризующая художественный мир произведения в целом. При составлении графической модели мира былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» обязательно подчеркивается путь былинного героя, характеризуется пространство, через которое пролегает этот путь, и персонажи, с которыми Илья Муромец вступает во взаимодействие; выявляется закрепленность отдельных персонажей за той или иной точкой пространства, характер и последовательность событий, место и время их протекания. Выясняется, в частности, что города Муром, Чернигов и Киев представлены в былине как центры православной культуры. В этих городах построены православные храмы, идут службы, а за их пределами сосредоточена темная сила, в борьбу с которой вступает былинный герой. Его борьба - своего рода способ духовного освоения пространства, что особенно подчеркнуто художественным временем былины: Илья Муромец опаздывает на «обеденку» в Киев, но именно в это сакральное - литургическое -время он побеждает главного противника - Соловья-разбойника.
Методически целесообразно фольклорные произведения, принадлежащие разным жанрам, но имеющие «сквозные» образы, тематику, сюжет, изучать комплексно, что значительно обогатит представления учащихся о синкретичности фольклорного искусства, убедит их в том, что одни и те же духовные смыслы могут быть выражены в народном творчестве, выражены различными способами, и это придает этим смыслам особенную устойчивость в духовной культуре русского народа. Например, русский народный духовный стих «О житии человеческом»15, народная легенда «В богатстве правды нет»16
15 Голубиная книга: Русские народные духовные стихи Х1-Х1Х вв. М., 1991. С. 235.
16 Народная проза / Сост., вступ. ст. и коммент. С.Н. Азбелева. М., 1992. С. 522.
и соответствующие пословицы или духовный стих «Два брата Лазаря»17 (в более старшем возрасте), народная легенда «Смерть праведного и грешного»18, русская народная лубочная картинка «Смерть праведника и грешника»19.
Следует стремиться к тому, чтобы фольклорные тексты представлялись маленькому читателю в необработанном виде: такими, какими они были записаны от их носителей, а несоответствующие возрастным особенностям младшего школьного возраста произведения детям лучше вообще не предлагать. Огромную роль играет привлечение к изучению устнопоэтических произведений этнографического материала, который, в некоторых случаях, позволяет высветить значимость христианской составляющей народных обрядов и праздников. Например, крестинное величание:
У нашего Ивана виноград на дворе,
Виноград на дворе, крестины в избе.
Посадил он кумовьев да на самом на куте,
Величает, угощает, наливает и себе,
- будет более живо воспринято и глубже осмыслено учащимися, если представить им «живой» этнографический контекст, в котором это величание могло быть исполнено: «Из церкви возвращаются обычно уже вечером. Только кумы с новокрещеным входят в дверь, как их спрашивают: «Какое имя получил младенец?» Кумы называют имя и входят в дом. Младенца отдают матери со словами: «Пусть Бог бережет и счастливую долю дает!» <...> За крестинным столом на почетном месте сидит священник, крестный и крестная. За обедом подают праздничную еду: овсяные и гороховые блины, кисель, студень, щи, ватрушки, крендели. все за столом запевают: ... (приведенный ранее текст)»20.
Данный контекст высвечивает огромную духовную значимость описываемого события для повседневной жизни русского крестьянина, его праздничность, уважительное отношение к священству, неучастие родителей в выборе имени для собственного ребенка, ибо наречение именем предопределяется свыше.
Сообщение учащимся этнографических сведений о духовной жизни русского крестьянства, которые касаются аккуратного посещения церкви, соблюдения постов и православных обрядов, хожде-
17 Голубиная книга. С. 125.
18 Народная проза. С. 543.
19 Иткина Е.И. Русский рисованный лубок конца VIII - начала XX века. М., 1992. С. 98.
20 Науменко Г.М.Народная мудрость и знания о ребенке. М., 2001. С. 95,
101.
ний на богомолье и прочих ее аспектов21, необходимо не только для адекватного понимания произведений фольклора, в которых она по тем или иным причинам не всегда отражалась (по крайней мере, жизнь православного человека не являлась в большинстве случаев главным предметом изображения в устном народном творчестве), но такие сведения могут быть назидательны и для современного подрастающего поколения.
Подведем итоги. В процесс изучения произведений русского фольклора в начальной школе может быть включена работа, направленная на восприятие и осмысление детьми тех или иных граней православной культуры. О таких возможностях свидетельствуют и фольклорно-этнографические данные, и исследования фольклористов, и современное состояние методики литературного чтения. Подобная работа может быть эффективной при соблюдении ряда методических условий: сами произведения устного народного творчества не должны рассматриваться как непосредственный источник ознакомления учащихся с православной культурой, их следует использовать как материал для уточнения многообразия христианской культуры (исключение могут составлять лишь отдельные фольклорные произведения, в которых православная культура представлена отчетливо и многогранно, например, загадки, пословицы и поговорки); в любом случае, подобная работа должна опираться на опыт собственного участия ребенка в жизни Православной Церкви и соответствующие знания. Изучение устно-поэтических жанров, в которых православная культура представлена неотчетливо в силу значительной ее трансформации с точки зрения специфики фольклорного искусства, однозначно требует постановки ученика в особую читательскую позицию - позицию исследователя. Методически целесообразно фольклорные произведения, принадлежащие разным жанрам, но имеющие «сквозные» образы, тематику, сюжет, изучать комплексно; следует также стремиться к тому, чтобы фольклорные тексты представлялись маленькому читателю в необработанном виде. Здесь огромную роль играет привлечение к изучению устно-поэтических произведений этнографического материала, который, в некоторых случаях, позволяет высветить значимость христианской составляющей народных обрядов и праздников, и в этом смысле этнографические данные могут быть поучительны для современных детей.
21 См.: Громыко М.М. Указ. соч. С. 111-125.
The Russian folk-lore course reflecting some elements of the Orthodox culture on elementary school curriculum
A.U. Nikitchenkov
The article touches upon insufficiently investigated problems of the modern elementary education. The author concentrates on the two phenomena of the Russian culture: reflection of the Christian religion in the works of the Russian folk-lore and moulding an elementary school pupil as reader. The author gives a number of reasons to prove the expediency of including such materials on the curriculum. He tries to find solutions to this problem resorting to methods of teaching.