Научная статья на тему 'Особенности изучения именных частей речи русского языка в национальной школе'

Особенности изучения именных частей речи русского языка в национальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1514
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ РОДА / РОДОВЫЕ ОКОНЧАНИЯ / КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА / КАТЕГОРИЯ ПАДЕЖА / ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Умарова Дилмура Закировна

В статье говорится о категории рода, Трудности усвоения категории рода. Выработка навыков использования категории рода при условии ее отсутствия в родном языке. Изучение родовых окончаний. Упражнения по закреплению знаний о категории рода. Категория числа. Категория падежа. Усвоение предложно-падежных конструкций. Изучение категории падежа в условиях несходства падежных систем русского и родного языков. Категория принадлежности в родном языке и ее учет в изучении русских падежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Умарова Дилмура Закировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности изучения именных частей речи русского языка в национальной школе»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕННЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Умарова Д.З.

Умарова Дилмура Закировна - старший преподаватель, кафедра узбекского и русского языков, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о категории рода, Трудности усвоения категории рода. Выработка навыков использования категории рода при условии ее отсутствия в родном языке. Изучение родовых окончаний. Упражнения по закреплению знаний о категории рода. Категория числа. Категория падежа. Усвоение предложно -падежных конструкций. Изучение категории падежа в условиях несходства падежных систем русского и родного языков. Категория принадлежности в родном языке и ее учет в изучении русских падежей.

Ключевые слова: категория рода, родовые окончания, категория числа, категория падежа, предложно-падежные конструкции.

Среди знаменательных частей речи, как в русском, так и в родном языке учащихся одно из главных мест принадлежит имени существительному. Наиболее характерным морфологическим признаком имен существительных в русском языке является грамматическая категория рода. Как известно, в единственном числе имена существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому и среднему. Во множественном числе категория рода отсутствует, и поэтому существительные, употребляющиеся только во множественном числе, категорией рода не обладают. Отнесение одушевленных имен существительных (названий лиц мужского и женского пола) к мужскому или женскому роду связано с реальными родовыми представлениями, т. е. у многих одушевленных существительных понятия «род» и «пол» совпадают. Однако не у всех. Так, названия ряда животных, птиц, рыб в одной форме либо мужского, либо женского рода употребляются для обозначения и самца и самки (например: карась -мужского рода: щука - женского рода). Что же касается неодушевленных существительных, то род у них не связан с реальными представлениями, а имеет лишь грамматическое значение. Категория рода представляет для учащихся национальной школы большие трудности, вызываемые, прежде всего, особенностями грамматического строя родного языка учащихся. Так, например, в тюркских или финно-угорских языках категория рода отсутствует. Многие ошибки в русской речи учащихся объясняются незнанием рода существительных. Эти ошибки в согласовании прилагательных, порядковых числительных, притяжательных и других согласуемых местоимений, а также глаголов прошедшего времени. Не умея определять род существительных, учащиеся при составлении предложений допускают ошибки в согласовании с этими существительными других частей речи. Этим объясняются также многие ошибки учащихся в употреблении существительных в различных грамматических формах. Трудность усвоения рода обусловлена не только особенностями родного языка учащихся, но и сложностью выражения самой категории рода существительных в русском языке. Трудности согласования с именами существительными других слов преодолеваются учащимися очень медленно и только после того, как усвоен род многих существительных, поэтому изучение в национальной школе грамматической категории рода русского языка требует самого пристального внимания [2]. При объяснении такой категории, которой нет в родном языке

51

учащихся или которая отличается от категории родного языка, должны быть изысканы все возможности, облегчающие осознание этого материала, полное его усвоение и выработку практических навыков использования данной категории в русской речи. Одним из испытанных приемов в таких случаях является опора на знания учащихся по родному языку. Так, при отсутствии категории рода во многих языках имеются слова, различающие людей и животных по их естественному полу (например узбекские, ота (отец) — она (мать), хуроз (петух) — товук (курица); фамилии Мирзоев - Мирзоева, на что и следует опираться при первоначальном объяснении рода имен существительных в русском языке. Необходимо вспомнить употребление личных местоимений он и она, а также притяжательных и указательных местоимений мой, твой, этот, тот. Нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся по словам мой, твой в тексте могли бы определить, что существительные, к которым эти местоимения относятся, мужского рода, и подобным образом различали бы существительные женского и среднего рода [3]. Следует повторить и употребление глаголов прошедшего времени с существительными мужского и женского рода: по этим глаголам ученики также должны уметь распознавать род существительных в тексте. Важное значение имеет умение устанавливать род существительных по грамматическим признакам, в частности по окончаниям. Объяснение темы «Род имен существительных» целесообразно начать с существительных, род которых можно определить по значению (по полу). С этой целью можно использовать фамилии и парные имена учащихся: Иванов - Иванова; Евгений - Евгения. Затем можно взять нарицательные имена и в них выделить окончание -а; старик - старуха, учитель -учительница. На подобных примерах учащиеся лучше запоминают, что одушевленные существительные женского рода имеют окончание -а, существительные же мужского рода в большинстве случаев такого окончания не имеют. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что некоторые существительные мужского рода тоже имеют окончания -а, -я: папа, дядя и др. В этой связи надо остановиться и на уменьшительных собственных именах: Ваня, Лёня и др. Усвоению рода имен существительных, оканчивающихся на мягкий согласный, способствует распределение их на группы по значению, но с учетом формальных показателей. Например, названия месяцев с мягким знаком на конце: январь, февраль, апрель; названия людей по профессиям с суффиксом -тель: водитель, воспитатель и др.; с суффиксом - арь: пахарь, библиотекарь. Учащиеся запоминают слова женского рода, имеющие суффикс - ость: радость, новость; или имеющие на конце -стъ [1]. При работе над подобными существительными полезно составление с ними предложений (Наступила ранняя осень.) или словосочетаний, что будет способствовать не только усвоению рода изучаемых существительных, но и закреплению навыков согласования, употребления их в речи. Различия по роду проявляются и в других разрядах слов, образуя сложную грамматическую систему. Категория рода присуща прилагательным, некоторым разрядам местоимений, числительных, некоторым глагольным формам (формам прошедшего времени, условного наклонения и причастиям). Однако в указанных разрядах слов родовые различия несамостоятельны и являются лишь синтаксической формой согласования, так как полностью подчинены роду того имени существительного, с которым они употреблены. Род выступает здесь только как средство согласования с существительным.

Список литературы

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 4-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2007.

2. Дмитриев Н.К. Категория принадлежности // Исследования по сравнительной грамматике тюркских языков. Ч. 2. Морфология. М., 1956.

3. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.