Научная статья на тему 'Обучение учащихся-лакцев III-IV классов определению рода имен существительных на мягкий согласный и шипящий'

Обучение учащихся-лакцев III-IV классов определению рода имен существительных на мягкий согласный и шипящий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
424
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЛАКСКАЯ ШКОЛА / ДАГЕСТАНСКАЯ ШКОЛА / РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ / СОГЛАСОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мамаева Мариян Магомедовна

Категория рода в русском языке вызывает для учащихся национальной школы большие трудности, обусловленные прежде всего особенностями грамматического строя родного языка учащихся. Отсутствие категории рода в лакском языке вызывает ошибки в согласовании прилагательных, порядковых числительных, притяжательных и других согласуемых местоимений с существительными русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение учащихся-лакцев III-IV классов определению рода имен существительных на мягкий согласный и шипящий»

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ-ЛАКЦЕВ III-IV КЛАССОВ ОПРЕДЕЛЕНИЮ РОДА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ И ШИПЯЩИЙ

®2011 Мамаева М.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

Категория рода в русском языке вызывает для учащихся национальной школы большие трудности, обусловленные прежде всего особенностями грамматического строя родного языка учащихся. Отсутствие категории рода в лакском языке вызывает ошибки в согласовании прилагательных, порядковых числительных, притяжательных и других согласуемых местоимений с существительными русского языка.

The ethnic schoolchildren have the great difficulties with the category of gender caused first of all by the features of their native language grammatical system. The absence of the category of gender in the Lak language causes mistakes in the congruence of adjectives, ordinal numerals, possessive and others congruent pronouns with Russian nouns.

Ключевые слова: национальная школа, лакская школа, дагестанская школа, род имен существительных, согласование.

Keywords: ethnic school, Lak school, Dagestan school, gender of nouns, congruence.

Вопрос о родовой

принадлежности слов с нулевым окончанием, у которых основа оканчивается на мягкий согласный и

ж, ш, следует считать наиболее сложным для изучения учащимися-лакцами. Среди этих

существительных встречаются слова самой различной морфологической структуры и семантики, из которых большие группы слов относятся как к мужскому, так и к женскому роду. Именно поэтому определение рода имен существительных,

оканчивающихся на мягкий согласный и ж, ш, вызывает особые трудности у учащихся-лакцев.

У учащегося начальных классов еще не очень большой лексический запас слов, навыки связи слов не выработаны. Следует учитывать, что одной из характерных особенностей лакского языка является то, в нем

сохранилось деление на грамматические классы как древнейшая система классификации существительных. Это

распределение имен по классам находит отражение в различных частях речи, которые, согласуясь с существительными, принимают соответствующие аффиксы - так называемые классные показатели. Число грамматических классов и распределение существительных по этим классам различны. В лакском языке различаются четыре грамматических класса: разумные

существа - мужчины или олицетворения под видом мужчин; разумные существа - женщины или олицетворения под видом женщин; неразумные живые существа (животные) и многие

неодушевленные предметы

(названия частей тела человека и

животных ччан - нога, маз - язык; названия некоторых плодов и растений - гьивч - яблоко, меч! -крапива и т.д.; все прочие

неодушевленные предметы и весьма немногие живые неразумные

существа (ххялцу - паук, барзукка -стрекоза, метШкьукьу - муравей, мах - железо, чаннан - сталь, х1ан -напиток, нис - сыр, инт - весна, ссут - осень, нух - пещера и др.).

Такая классификация в родном языке может обусловливать

сложности усвоения рода существительных в русском языке Ошибки и трудности распознавания рода и употребления

существительных в речи

обусловливаются их грамматической и лексико-семанти-ческой

спецификой. До сих пор не определен способ распознавания

рода этих существительных, который можно было рекомендовать

учащимся национальной школы.

В соответствии с программой [7] в Ш-1\/ классах должны быть усвоены следующие слова на мягкий согласный (ь) и шипящий: автомобиль, библиотекарь,

болезнь, боль, бровь, выключатель, гармонь, гвоздь, горсть, грач, грудь, жизнь, запись, зритель, календарь, кашель, кирпич, кисель, коготь, конь, корень, кость, кровать, кровь, лагерь, лебедь,

локоть, луч, любовь, малыш, мебель, медаль, местность, муж, нефть, огонь, олень, падеж, пекарь, пень, писатель, плащ, покупатель, путь, радость, ремень, речь, родитель, рожь, сирень, скатерть, словарь, снегирь, стебель, строитель, тень, тополь, уголь, фасоль, фонарь, цепь, часть, шерсть, щель, этаж.

Только систематическое

повторение каждого слова в составе словосочетаний и предложений будет способствовать практическому освоению согласования в роде с этими существительными

учащимися. При этом каждое существительное на ь должно

усваиваться вместе с согласуемыми словами. Поэтому существительные на ь из словарного минимума должны быть на учете и систематически включаться в устные и письменные упражнения.

В методической литературе для национальной школы и в школьной практике существует ряд приемов (методов) определения рода имен существительных, обозначающих название неодушевленных

предметов, с основой на мягкий согласный.

В практике работы школ наблюдаются случаи, когда род существительных с основой на мягкий согласный определяется формой родительного падежа или же приемом замены существительного личным местоимением 3-го лица. Эти приемы не допустимы в начальной национальной школе, так как учащиеся лакских школ не всегда могут образовать правильную форму родительного падежа; они могут сказать нет лошадя вместо лошади или нет гвозди вместо гвоздя и т.д. [2]. В постановке личных местоимений 3-го лица

единственного числа в нужном роде также будут затруднения.

Учащиеся лакских школ могут образовать правильные формы только тогда, когда будут знать, какие имена существительные относятся к мужскому роду, какие - к женскому.

Интересный, на наш взгляд, прием предлагает В. М. Криштопа в работе «Методика обучения русскому языку в дагестанской школе» [5]. Суть его заключается в том, что, опираясь на умение учащихся определять род имен существительных по окончаниям, учащийся должен от существительного на мягкий согласный образовать с помощью суффикса однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным значением. Если в слове с уменьшительно-ласкательным значением на конце основы будет а, то существительное относится к

женскому роду, если же основа такого существительного

оканчивается на твердый согласный - к мужскому роду.

Разумеется, учащиеся III-IV классов будут затрудняться в образовании однокоренных слов с уменьшительно-ласкательным значением, поэтому необходимо упражнять школьников в

образовании подобных слов.

Прежде чем приступить к обучению учащихся определению рода имен существительных на мягкий согласный с помощью указанного приема, мы отобрали из словарного минимума для III, IV классов имена существительные с ь на конце, от которых можно образовать слова с уменьшительноласкательным значением.

Определить род имен

существительных на мягкий согласный, обозначающих названия одушевленных предметов, не составляет трудности. Род таких существительных можно определить по значению.

Следует составить таблицу и повесить ее в классе.

Таблица 1 Существительные мужского рода с суффиксами -ик, -ок(-ек), -чик, -енок

Исходное слово Слово с уменьшительноласкательным значением

большой гвоздь короткий стебель грязный автомобиль каменный уголь серебристый тополь красивый олень кожаный ремень старый пень яркий огонь толковый словарь новый календарь электрический фонарь детский лагерь маленький снегирь длинный коготь большой гвоздик короткий стебелек грязный автомобильчик каменный уголек серебристый тополек красивый олененок кожаный ремешок старый пенек яркий огонек толковый словарик новый календарик электрический фонарик детский лагерек маленький снегирек длинный коготок

Таблица 2

Имена существительные женского рода с суффиксом -к(а), -очк(а)

Исходное слово Слово с уменыиительно-ласкатель-ным значением

небольшая горсть широкая грудь хрупкая кость новая кровать узкая щель белая скатерть небольшая горстка широкая грудка хрупкая косточка новая кроватка узкая щелка, щелочка белая скатерка

Из 65 слов на мягкий согласный, отобранных для усвоения в III, IV классах, род 21 слова можно определить с помощью названного приема. При этом не следует ограничиваться только списком слов с готовыми определениями. Необходимо, чтобы учащиеся подбирали свои определения к существительным и после этого составляли предложения. При подборе определений к этим словам нужно обратить внимание на семантическую сочетаемость,

отбирая определения,

характеризующие признаки и качества данного предмета или явления. Это способствует обогащению словаря учащихся и развитию речи.

Настенные словари и списки слов используются при выполнении различных упражнений. Они должны быть в классе до тех пор, пока согласование слов не будет усвоено учащимися. Следующий прием, который рекомендуют некоторые методисты, - распознавание рода имен существительных на мягкий согласный по суффиксам и конечным согласным основы.

Известно, что имена

существительные с суффиксами -арь, -тель, -ырь, -ирь относятся к мужскому роду. Существительные, оканчивающиеся на -сть, -адь, -ань, -ядь, -сь, -зь, - к женскому роду [3]. Из слов на -сть к мужскому роду относятся существительные гость и тесть, их род можно определить по значению. Три слова на -тель

относятся к женскому роду (артель, метель, канитель), но они не входят в минимум начальной школы. Все существительные с мягкими согласными с учетом суффикса, конечных согласных и родовой принадлежности были включены в таблицы. Они даны с согласуемыми словами.

Таблица 3 Существительные мужского рода на -тель, -арь, -ирь

яркий фонарь известный писатель

один словарь наш покупатель

мои календарь активный родитель

добрый пекарь знакомый зритель

наш библиотекарь лучшии строитель

красивыи снегирь

Таблица 4 Существительные женского рода на -сть, -сь

белая кость наша запись

моя радость первая часть

одна горсть густая шерсть

знакомая местность

После чтения и анализа таблиц делается вывод: существительные,

оканчивающиеся на -арь, -тель, -ирь, относятся к мужскому роду, существительные, оканчивающиеся на -сь, -сть - к женскому.

Учащимся предлагается подбирать согласуемые слова к

существительным и составлять самостоятельно предложения.

Эффективным видом упражнений является составление предложений и небольших рассказов с опорными словами.

Род не всех существительных можно определить по суффиксам и путем образования однокоренного слова с уменьшительноласкательным значением.

Значительное количество таких существительных остается за пределами указанных выше приемов.

Целесообразно заучивание

детьми наизусть списков таких существительных, отобранных из словарного минимума для Ш-1\/ классов, в сочетании с наиболее

употребительными прилагательными-определениями. Заучивать наизусть следует только существительные, не охваченные указанными двумя приемами. Их можно включить в настенные словари или таблицы.

Приведем таблицу таких существительных.

Таблица 5 Запомни род имен существительных на -ь

Мужской род Женский род

сухой кашель сильная боль

белый лебедь черная бровь

долгии путь новая мебель

гнилои корень золотая медаль

вишневыи кисель душистая сирень крупная фасоль зажиточная жизнь одинокая гармонь детская любовь черная нефть алая кровь тяжелая цепь

Окончания прилагательных в данных словосочетаниях помогут детям в распознавании рода имен существительных.

Род имен существительных с основой на шипящие согласные учащиеся-лакцы должны усваивать так же, как и род имен существительных с основой на мягкий согласный. Младшие

школьники легко и быстро заучивают наизусть предложенные

словосочетания с

существительными. Поэтому следует выполнять упражнения,

составленные с учетом специфики контактирующих языков. Но при этом необходимо иметь в виду одно очень важное обстоятельство. При

усвоении имен существительных

мужского и женского рода с основой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на мягкий согласный звук и шипящий учащиеся одновременно с запоминанием лексического

значения слова должны запоминать не только род этих существительных, но и правила произношения и правописания. Имена

существительные мужского рода с основой на шипящий пишутся без

мягкого знака на конце, а имена существительные женского рода - с мягким знаком. Следовательно, чтобы написать или не написать ь на конце существительного с основой на шипящий, надо знать, к какому роду оно относится, так как согласные звуки [ш], [ж], [ч’], [ш’] обладают нефонологической

твердостью или мягкостью. В отличие от парных по твердости-мягкости согласных, после звуков [ш], [ж], [ч’], [ш’] ь не обозначает мягкость.

При употреблении ДРУГИХ согласных необходимо следить за произношением и корректировать его.

Различие рода имен

существительных с основой на шипящий и их правописание трудно усваивается учащимися-лакцами. Существительные мужского и женского рода с основой на шипящий необходимо дать с определениями в виде справочной таблицы, которую следует повесить в классе для постоянного обозрения и пользования учащимися.

Таблица 6 Род имен существительных на шипящий

В словаре-минимуме для III, IV классов всего 9 слов, из них 2 слова женского рода и 7 слов мужского рода. Повторять и употреблять нужно и слова из минимума для I, II классов.

Необходимо обратить внимание учащихся на окончания мужского и женского рода, на особенности произношения конечных твердых и

мягких согласных. Для практического усвоения учащимися согласования прилагательных с

существительными на мягкий согласный и шипящий большое значение имеет речевая практика учащихся и система упражнений. Учитель регулярно должен включать существительные в устные и письменные упражнения и

обеспечить необходимую

повторяемость отобранных слов.

Обучая учащихся согласованию имен прилагательных с

существительными, нужно обратить внимание на развитие связной речи, умение употреблять усвоенные слова в типовых фразах, естественных речевых ситуациях. Начинать такую работу следует с составления словосочетаний,

постановки вопросов к

существительным, с подбора к ним согласуемых слов.

Только систематические

упражнения в распределении слов по группам, подбор к ним согласуемых слов, заучивание типовых фраз, составление предложений по

данным моделям подготовят детей к сознательному усвоению

грамматического рода имен существительных, норм управления и согласования. С этой целью мы предлагаем следующие упражнения для устного и письменного выполнения:

1. К данным именам

существительным подобрать

числительные один или одна.

Образец: один мяч, одна мышь.

Товарищ, мяч, мышь, карандаш, вещь, плащ, дочь, ключ, печь, врач, малыш, ночь.

2. Вставить вместо точек

пропущенные окончания. Составить предложения с данными

словосочетаниями.

Темн... ночь, узк...

щель,

солнечн... луч, родн...

речь,

летуч... мышь, нов... плащ,

скор... помощь, колюч... еж,

резинов... мяч, пере...

этаж.

3. Согласовать с данными

именами существительными

местоимения он, она, мой, моя.

Образец: словарь - он, мой.

Словарь, кровать, обувь, покупатель, жизнь, мебель, гвоздь,

Мужской род Женский род

солнечный луч спелая рожь

именительный падеж русская речь

красный кирпич скорая помощь

веселый малыш младшая дочь

второй этаж нужная вещь

новый плащ горячая печь

резиновый мяч серая мышь

опытный врач темная ночь

черный грач

старый ключ

добрый муж

красный карандаш

хороший товарищ

острый нож

родитель, грязь, библиотекарь, запись, осень, тетрадь.

4. Из данных слов составить предложения. Записать их.

1. В, школа, белый, голубь, залететь. 2. Ахмед, книга, интересный, прочитать. 3. На, ель, белка, пушистый, сидеть. 4. Под, дерево, сидеть, в, роща, серый, зайчонок. 5. Тихо, скрипнуть, дверь, входной. 6. Прийти, осень, дождливый.

5. Подобрать прилагательные к данным существительным.

какой? какая?

гвоздь ... ель ...

голубь ... обувь ...

дождь ... тетрадь

огонь ... дверь ...

фонарь ... новость ...

воспитатель ... шерсть ...

6. Вместо точек вставить подходящие по смыслу глаголы прошедшего времени и дописать пропущенные окончания

прилагательных.

1. По стене проскользнул... солнечн... луч. 2. Наступил... темн... ночь. 3. Пролетел... летуч... мышь. 4. В сумке лежал... стар... вещь. 5. Со стола упал син... карандаш.

Примечания

1. Баранников И. В., Бойцова А. Ф., Карашева Н. Б. Методика начального обучения русскому языку в начальной национальной школе. Л. : Просвещение, 1981. 2. Буржунов Г. Г. Методика преподавания русского языка в начальной национальной школе. Махачкала, 2000. 3. Буржунов Г. Г. Обучение русскому согласованию в \\I-\I\W классах дагестанской национальной школы. Махачкала, 1972. 4. Грамматика русского языка. Фонетика и морфология. Т. I. М., Изд-во АН СССР, 1953. 5. Криштопа В. М. Методика изучения русскому языку в дагестанской школе. Махачкала, 1967. 6. Муркелинский Г. Б. Лакский язык. Языки народов СССР. Иберийско-кавказские языки. Т. IV. М., 1967. 7. Программа по русскому языку для начальных классов дагестанской национальной школы. Махачкала, 2000. 8. Русский язык. Учебник для IV класса дагестанской национальной школы. Махачкала, 2000. 9. Хабибов О. X., Двуреченская В. И. Русский язык. Учебник для III класса дагестанской национальной школы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1997.

Статья поступила в редакцию 14.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.