Научная статья на тему 'Функционально-семантический аспект изучения имен существительных в обучении русскому языку как неродному'

Функционально-семантический аспект изучения имен существительных в обучении русскому языку как неродному Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
967
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ / ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ / ЛИНВОМЕТОДИКА / ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ / УЧАЩИЕСЯ-БИЛИНГВЫ / RUSSIAN AS A SECOND LANGUAGE / NOUN / LINGUISTIC METHODOLOGY / FUNCTIONAL-SEMANTIC / PUPILS BILINGUAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юсупова Зульфия Фирдинатовна

В статье рассматриваются особенности изучения имен существительных в функционально-семантическом аспекте применительно к обучению русскому языку как неродному учащихся-билингвов (татар). В процессе усвоения категорий рода, числа и падежа имен существительных учащиеся-билингвы сталкиваются с трудностями, обусловленными расхождениями в грамматическом строе русского (изучаемого) и родного (татарского) языков. Автор считает, что знакомство с функциональными характеристиками (в частности, с текстообразующими функциями) имен существительных целесообразно осуществлять параллельно с усвоением лексико-грамматических особенностей существительных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional semantic aspects in the study of nouns at the lessons of russian as a second language

The study of nouns in the functional semantic aspect in relation to learning Russian as a second language students bilingual (Tatars) is discussed. In the process of mastering the categories of gender, number and case of nouns bilingual students are facing difficulties due to differences in grammatical structure Russian (under study) and mother (Tatar) language. The author believes that familiarity with functional ha tics (especially with text-forming functions) nouns advisable to carry out in parallel with the mastery of lexical and grammatical features of nouns.

Текст научной работы на тему «Функционально-семантический аспект изучения имен существительных в обучении русскому языку как неродному»

Сведения об авторах: Феталиева лаура Платовна,

Кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедры педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала.

&mail: laura-p888.@mail.ru

Юсупов насиб Абдулмагомедович,

кандидат педагогических наук, ст. преподаватель, кафедры физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала.

Information about the authors: Fetalieva Laura Platovna,

Candidate of Philology, Senior lecturer, Department of pedagogy and psychology of primary education

Dagestan State Pedagogical University Makhachkala. Russia. Kmail: laura-p888.@mail.ru

Yusupov Nasib Abdulmagomedovich,

Candidate of Pedagogics, Senior lecturer in Physical Training Dagestan State Pedagogical University

Makhachkala. Russia.

УДК 4Р-2 ББК 81.411.2-212

З.Ф. Юсупова

функционально-семантический аспект изучения имен существительных в обучении русскому языку как неродному

В статье рассматриваются особенности изучения имен существительных в функционально-семантическом аспекте применительно к обучению русскому языку как неродному учащихся-билингвов (татар). В процессе усвоения категорий рода, числа и падежа имен существительных учащиеся-билингвы сталкиваются с трудностями, обусловленными расхождениями в грамматическом строе русского (изучаемого) и родного (татарского) языков. Автор считает, что знакомство с функциональными характеристиками (в частности, с текстообразующими функциями) имен существительных целесообразно осуществлять параллельно с усвоением лексико-грамматических особенностей существительных.

Ключевые слова: русский язык как неродной, имя существительное, линвометодика, функционально-семантический, учащиеся-билингвы.

Z.F. Yusupova

functional semantic aspects in the study of nouns at the lessons of russian as a second language

The study of nouns in the functional semantic aspect in relation to learning Russian as a second language students bilingual (Tatars) is discussed. In the process of mastering the categories of gender, number and case of nouns bilingual students are facing difficulties due to differences in grammatical structure Russian (under study) and mother (Tatar) language. The author believes that familiarity with

functional ha tics (especially with text-forming functions) nouns advisable to carry out in parallel with the mastery of lexical and grammatical features of nouns.

Key words: Russian as a second language, noun, linguistic methodology, functional-semantic, pupils Bilingual.

В современной лингвометодике вопросы изучения имен существительных в функционально-семантическом аспекте применительно к обучению русскому языку как неродному учащихся-билингвов (татар) считаются одними из актуальных. В процессе усвоения категорий рода, числа и падежа имен существительных учащиеся-билингвы сталкиваются с трудностями, обусловленными расхождениями в грамматическом строе русского (изучаемого) и родного (татарского) языков. Считаем, что знакомство с функциональными характеристиками (в частности, с текстообразующими функциями) имен существительных целесообразно осуществлять параллельно с усвоением лексико-грамматических особенностей существительных.

Имена существительные отличаются от других частей речи своей частотностью, распространенностью, богатым лексическим составом. Кроме того, они в контексте могут замещаться местоимениями (В.В. Бабайцева [3], Н.С. Болот-нова [5], М.В. Панов [11], Н.М. Шанский [16], Н.Ю. Шведова [17], Н.А. Янко-Триницкая [19 ] и др.)

И в лингвистике, и в лингвометодике актуальным остается вопрос исследования имен существительных в аспекте их текстового функционирования. В связи с этим в процессе обучения русскому языку является обоснованным опора на функциональный подход, который предполагает рассмотрение функциональных признаков грамматических единиц в структуре текста (см.: О.В. Алексеева [1]; М.М. Бахтин [4]; Н.А. Ипполитова

[8]; Л.А. Ходякова [13], Л.И. Величко [6], А.П. Еремеева [7], А.Ю. Купалова

[9], Л.З. Шакирова [14; 15], З.Ф. Юсупова [18] и др.).

Имена существительные составляют почти половину лексики русского языка, обладают богатой системой грамматических категорий. Например, выявлено, что употребление имен существитель-

ных придает художественному описанию детальность, позволяет зримо и образно представить образ, персонаж, место действия. Кроме того, имена существительные являются основой для изобразительно-выразительных средств. Имена существительных мужского и женского рода используются при олицетворении как прием во многих поэтических текстах (см.: [10; 12]).

В тексте имена существительные выполняют важнейшие текстообразующие и стилистические функции, создают тематическую, пространственную и временную целостность текста.

Изучение имен существительных в процессе обучения русскому языку как неродному базируется на лексико-грамматических и функциональных признаках данной части речи. В школьном курсе морфологии имена существительное занимают особое место. Знакомство с системой частей речи начинается именно с них, с самой объемной, распространенной и частотной части речи. Осознание лексико-грамматических свойств имен существительных начинается с того, что учащиеся должны получить представление о том, что имена существительные в русском языке имеют общее предметное лексическое значение. С первых уроков изучения имен существительных учащиеся-билингвы должны осознать, что «одним из наиболее характерных признаков существительного является свойство выражать предметность грамматическими и словообразовательными средствами» [14, с. 233]. Нередко у школьников складывается узкое ограниченное восприятие обобщенного понятия «название предмета», они обычно отождествляют его с понятием вещи или предмета в повседневной жизни, не принимая во внимание то, что имена существительные могут обозначать и абстрактные понятия.

Наиболее характерным морфологическим признаком имен существитель-

-О X -О

I-

ш н

о ф

Ei >.

о

X

ф

X

ф

т

« 3

о

X

ч

о ^

ф X

го

о ф

т

S -и

2 X к

ir

£ О 9 ^

iü "i

о ^

н

>.о 0 m

го ш о

с

>

о 2

е

СО

ных в русском языке является грамматическая категория рода.

Категория рода представляет для учащихся-билингвов (татар) большие трудности, которые обусловлены особенностями грамматического строя родного языка учащихся: в татарском языке, как и в других тюркских языках, категория рода отсутствует. Многие ошибки учащихся в согласовании прилагательных, порядковых числительных, некоторых разрядов местоимений, а также глаголов прошедшего времени объясняются незнанием рода существительных. Родовые различия в указанных частях речи, в отличие от существительных, являются синтаксической формой выражения согласования, поскольку подчинены роду того существительного, с которым они употреблены. При этом имя существительное занимает господствующее положение: от его родового признака зависит родовой признак прилагательного, числительного, местоимения и т.д. Поэтому усвоение рода имен существительных становится необходимой базой для правильного употребления других частей речи. Однако трудность усвоения рода обусловлена не только особенностями родного языка учащихся, но и сложностью выражения самой категории рода существительных в русском языке. В русском языке родовые различия существительных выражаются 1) лексическим способом: мать - отец; бабушка - дедушка; петух - курица; 2) словообразовательными аффиксами: ученик - ученица; лев -львица; спортсмен - спортсменка; 3) грамматическим способом: морфологически: мальчик, трамвай, дом, земля, тетрадь, окно, море, время; синтаксически: большая умница - большой умница и др. Поэтому с методической точки зрения, считаем целесообразным при изучении категории рода в 5 классе имена существительные вводить в составе словосочетаний и предложений, чтобы учащиеся могли видеть, какие слова согласуются с данными существительными и какие окончания они приобретают в зависимости от рода существительного. На практике нередко для тренировки используются отдельные существительные, и у учащих-

ся не формируется представление о том, что имя существительное выступает как стержневое (опорное) слово по отношению к другим словам (частям речи), которые с ним согласуются.

С категорией рода в русском языке тесно связана категория одушевленности/неодушевленности. В русском языке семантического разграничения одушевленности/неодушевленности недостаточно, поэтому при определении одушевленности ведущим становится грамматический признак: у одушевленных существительных во множественном числе (а у существительных мужского рода в единственном числе) форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а у неодушевленных - с формой именительного падежа. Понимание этой закономерности учащимися позволит избежать ошибок типа «вижу отец» вм. вижу отца; «вижу сестра» вм. вижу сестру. Так, отсутствие категории рода, специфика в выражении одушевленности/неодушевленности в родном языке может быть причиной интерферентных ошибок учащихся в обучении русскому языку как неродному.

Наличие большого количества значений и различных форм выражения падежей также вызывает затруднения у учащихся. С некоторыми трудностями они овладевают предложными конструкциями, поскольку, например, в родном (татарском) языке учащихся нет предлогов, а их значение передается разными средствами (послелогами, аффиксами, падежной формой) (см.: [2; 15]).

Категория числа в русском языке также характеризуется специфическими особенностями значения и употребления форм единственного и множественного числа имен существительных. Затрудняет учащихся и наличие в русском языке имен существительных, употребляющихся только в форме ед. числа или только в форме мн. числа. В татарском языке данное явление отсутствует.

Знакомство с функциональными характеристиками имен существительных рекомендуется осуществлять параллельно с усвоением лексико-грамматических признаков. Уже на первых уроках по

изучению имен существительных целесообразно показать особенности употребления имен существительных в тексте, ввести понятие «текстообразую-щая функция», под которой понимается «способность единиц языка участвовать в создании текста, их способность «строить» текст, связывать воедино все его части и отдельные предложения с учетом коммуникативного намерения, цельного смысла, общего замысла - всех факторов, обусловливающих его создание или интерпретацию» [9, с. 125]. Так, учащиеся могут знать, что существительное обозначает предмет, может быть собственным и нарицательным, одушевленным и неодушевленным, принадлежит к одному какому-то роду, изменяется по падежам и числам, в предложении может выполнять синтаксические функции всех членов предложения. Однако при этом не имеют понятия о том, какую важную текстообразующую функцию существительные выполняют. На конкретных текстах можно показать, как имена существительные могут ввы-

ступать средством межфразовой связи в качестве лексического повтора, синонимической замены и др. Изучение имен существительных, как и других грамматических единиц, на уровне отдельных слов, словосочетаний и предложений не обеспечивает полного описания их функциональных свойств. Создавая собственные высказывания, учащиеся не всегда ясно представляют себе, что значит правильно, целесообразно использовать имена существительные, каково их «поведение» в тексте в зависимости от типа, стиля речи и жанрового своеобразия.

Резюмируя, вышесказанное можно отметить, что в процессе овладения вторым (неродным) языком учащиеся-билингвы наряду с лексико-грамматическими особенностями имен существительных должны усвоить и их функциональные признаки, то есть текстообразующие функции. Это будет способствовать пониманию и осознанию того, какую важнейшую роль имена существительные выполняют в различных текстах.

Библиографический список

1. Алексеева, О.В. Функциональный принцип изучения морфологии в школьном курсе русского х

языка [Текст] / О.В. Алексеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2010. - 186 с.

2. Бакеева, Н.З. Методика обучения морфологии русского языка в татарской школе [Текст] / Н.З. Бакеева. - Казань: Тат.кн.изд-во, 1961. - 294 с. о

3. Бабайцева, В.В. Местоимение это и его функциональные омонимы [Текст]: монография / В.В. Бабайцева. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 168 с.

4. Бахтин, М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа [Текст] // Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 281- 308.

5. Болотнова, Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста [Текст]: методическое пособие / Н.С. Болотнова. -Томск: UFO-Press, 2002. - 64 с.

6. Величко, Л.И. Работа над текстом при изучении русского языка: пособие для учителя [Текст] /Л.И. Величко. - М.: Просвещение, 1983. - 128 с.

7. Еремеева, А.П. Роль образцового художественного текста в обучении связной речи [Текст] / А.П. Еремеева // Русская словесность. - 1999. - № 4. - С. 72-76.

8. Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. [Текст] / Н.А. Ипполито-ва. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 176 с.

9. Купалова, А.Ю. Текст в занятиях родным языком [Текст]: сб. задач и упражнений для 5-6 классов / А.Ю. Купалова. - М.: Флинта: Наука,1996. - 272 с.

10. Нуруллина, Г.М. Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов (татар) при изучении категории рода русского языка: [Текст] / Г.М. Нуруллина: автореф. дис. ... к.п.н. - Казань, ТГГПУ, 2010. - 24 с.

11. Панов, М.В. Позиционная морфология русского языка [Текст] / М.В. Панов. - М.: Наука, Школа «Языки русской культуры», 1999. - 275 с.

X

ф

т

s § üsi

i *

i ig °

т ^

S -О

2

X к

го

£ О

9 ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ i

" i

о ^

н

>у О 0 Ш

12. Хайрутдинова, Г.А. Категория рода существительных в зеркале типологии языковых знаков [Текст] / Г.А.Хайрутдинова // Филология и культура. - 2015. - № 1(39). - С. 101-105.

13. Ходякова, Л.А. Лингвокультуроведческий анализ текста на уроке -проекте [Текст]/ Л.А. Хо-дякова // Русский язык в школе. - 2012. - № 4. - С. 3-10.

14. Шакирова, Л.З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе [Текст] / Л.З. Шакирова. - Казань: Магариф, 1999. - С. 227-286.

15. Шакирова, Л.З. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ) [Текст] / Л.З. Шакирова, Р.Б. Сабаткоев. - СПб.: Просвещение; Казань: Магариф, 2003. - 352 с.

16. Шанский, Н.М. Филологический анализ художественного текста: книга для учителя [Текст] / Н.М. Шанский, Ш.А. Махмудов. - М.: Русское слово - РС, 2010. - 256 с.

17. Шведова, Н.Ю. Местоимение и смысл. Класс русских местоимений и открываемые ими смысловые пространства [Текст] / Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1998. - 176 с.

18. Юсупова, З.Ф. Именные части речи в учебно-научном дискурсе: лингвометодический аспект [Текст] / З.Ф. Юсупова // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. - № 3. - 2014. - С. 193-201.

19. Янко-Триницкая, Н.А. Русская морфология [Текст] / Н.А. Янко-Триницкая. - М.: Рус. яз., 1989. - 236 с.

Referencеs

1. Alekseeva O.V. The functional principle of the study of the morphology of the school course of Russian. M.: izdatelstvo Moscovskogogosudarstvennogo otkrytogo universiteta, 2010. P. 186. [in Russian].

2. Bakeeva N.Z. Methods of teaching morphology of Russian language in the Tatar school. Kazan: Tat.kn.izd,1961. [in Russian].

3. Babaytseva V.V. Pronoun it and its functional homonyms. M.: Flinta: Nauka, 2014. [in Russian].

4. Bahtin M.M. The problem of text in linguistics, philology and other humanities. Experience of philosophical analysis. Esthetika slovesnogo tvorchestva. M., 1979. P. 281-308. [in Russian].

5. Bolotnova N.S. Text activity at lessons of Russian literature: methods of linguistic analysis of a literary text. Tomsk: UFO-Press, 2002. [in Russian].

6. Velichko L.I. Work on the text in the study of the Russian language: A Handbookfor Teachers. M.: Prosveshchenie, 1983. [in Russian].

7. Eremeeva A.P. The role model of the art text in training of coherent speech. Russkaia literatura.. 1999. -№4. P.72-76. [in Russian].

8. Ippolitova N.A. The text in the Russian language teaching in schools. M .: Flint, Nauka, 1998. [in Russian].

9. Kupalova A.Y. The text in the native language classes: Collection of tasks and exercises for 5-6 classes. M .: Nauka, 1996. [in Russian].

10. Nurullina G.M. Formation linguo-cultural bilingual competence of pupils (Tatars) in the study of the category of gender in Russian. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education).Kazan, 2010. [in Russian].

11. Panov M.V. Positional morphology of Russian language. M.: Science, Shkola "Yazyki Russkoi Kultury", 1999. [in Russian].

12. Khairutdinova G.A. The category of gender of nouns in the mirror typology of linguistic signs. Philologia i kultura. 2015. № 1 (39). P. 101-105 [in Russian].

13. Khodyakova L.A. Linguo-cultural analysis of the text in class. Russkiiyazyk v shkole. 2012. № 4. P. 3-10. [in Russian].

14. Shakirova L.Z. Fundamentals of methods of teaching the Russian language in schools Tatar. Kazan: Magarif, 1999. P. 227 - 286. [in Russian].

15. Shakirova L.Z. Methods of teaching of the Russian language(on a material of national schools). SPb: Prosveshchenie; Kazan: Magarif, 2003. [in Russian].

16. Shansky N.M. Philological analysis of literary text: a book for the teacher. M .: Russkoie slovo - RS, 2010. [in Russian].

17. Shvedova N.Y. The pronoun and meaning. Class of Russian pronouns and their opened semantic space. M.: о Azbukovnik, 1998. [in Russian].

18. Yusupova Z.F. Nominal parts of speech in teaching and scientific discourse: linguistic and methodical aspect.

2 Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. № 3. 2014. P. 193-201. [in Russian].

■©■ 19. Janko-Trinitskaya N.A. Russian morphology. M .: Ruuskii yzyk, 1989. [in Russian].

со

Сведения об авторе:

Юсупова Зульфия Фирдинатовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедра русского языка и прикладной лингвистики Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.

&maik Usupova.Z.F@mail.ru

Information about the authors: Yusupova Zulfiya Firdinatovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,

Department of Russian Language and Applied Linguistics,

Kazan (Volga) Federal University, Kazan. Russia.

E-mail: Usupova.Z.F@mail.ru

Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева

инновационные виды педагогического сопровождения

В статье рассматриваются инновационные виды педагогического сопровождения (тьютор-ство, модерация, супервизия) как педагогические феномены, приведены их авторские трактовки, представлены сущностные особенности и границы применимости в условиях современного образования.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, тьютор, модератор, супервизор, тьютор-ство, модерация, супервизия,

УДК 371 ББК 74.00

E. V. Yakovlev, N. O. Yakovleva innovative ways of pedagogical support

Innovative ways of pedagogical support (tutoring, moderation and supervision) are discussed as pedagogical phenomena. Author's interpretations are proposed. Essential peculiarities and applicability in current education are shown.

Key words: pedagogical support, tutor, moderator, supervisor, tutoring, moderation, supervision.

Повышение требований к современной системе образования и ее результатам предполагает расширение инновационных форм работы, изменение способов взаимодействия, выполнение функций, не свойственных канонам традиционной педагогической деятельности. К таким новациям в последние десятилетия, прежде всего, относятся различные виды сопровождения, осуществляемого педагогом: тьюторство, модерация, супервизия и др. Эти и другие виды сопровождения являются заимствованными из других областей научного знания и практики и требуют специального исследования в отношении оценки их принципиальной

применимости к использованию в сфере образования и выявления сущностных характеристик, содержания, требований к использованию. При этом большинство из них к настоящему времени уже имеет самостоятельный статус и уникальное место в образовательном процессе.

Само по себе педагогическое сопровождение, проявляющееся в зависимости от специфики организуемого взаимодействия в виде тьюторства, модерации или супервизии, обладает целым рядом атрибутивных характеристик. Например, педагогическое сопровождение: • реализуется педагогами в образовательном процессе;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.