Научная статья УДК 159.9
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-88-93 NIION: 2018-0077-4/21-056 MOSURED: 77/27-024-2021-04-255
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности - 5.3.1 Общая психология, психология личности, история психологии
Особенности использования психологических технологий в работе психолога органов внутренних дел Российской Федерации
Татьяна Вячеславна Мальцева
Академия управления МВД России, Москва, Россия, mtv-psy@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается проблема использования психологических технологий при оказании психологической помощи сотрудникам органов внутренних дел. Отмечается, что на современном этапе в психологической работе с сотрудниками органов внутренних дел видна тенденция на ориентацию в сторону сохранения психологического здоровья, раскрытия индивидуальности, коррекции личностных затруднений. Рассматривая технологичность психологической помощи как профессии, отмечается, что она в одном из своих смысловых планов подразумевает под собой душевную помощь посредством заботы, милосердия, попечения клиента, решения его запроса.
Ключевые слова: психологическая помощь, психологическая работа, психологические технологии, психолог органов внутренних дел
Для цитирования: Мальцева Т. В. Особенности использования психологических технологий в работе психолога органов внутренних дел Российской Федерации // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 88-93. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-88-93.
Original article
Specific features of the use of psychological technologies in the work of the psychologist of the internal affairs of the RussianFederation
Tatiana V. Maltseva
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, mtv-psy@mail.ru
Abstract. The article examines the problem of using psychological technologies in the provision of psychological assistance to employees of the internal affairs bodies. It is noted that at the present stage, in the psychological work with employees of the internal affairs bodies, there is a tendency towards an orientation towards maintaining psychological health, revealing individuality, and correcting personal difficulties. Considering the manufacturability of psychological assistance as a profession, it is noted that in one of its semantic plans, it implies mental assistance through care, mercy, customer care, and solving his request.
Keywords: psychological help, psychological work, psychological technologies, psychologist of internal affairs bodies
For itation: Maltseva T. V. Specific features of the use of psychological technologies in the work of the psychologist of the internal affairs of the Russian Federation // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):88-93. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-88-93.
© Мальцева Т. В., 2021
Современная профессиональная деятельность психолога органов внутренних дел Российской Федерации (далее ОВД) отличается полимодальностью и многоуровневостью. На основании нормативных правовых актов МВД России1 диапазон психологической работы с личным составом ОВД достаточно широк и распространяется на все периоды прохождения службы, начиная с этапа поступления на службу, стажировки в должности, адаптации к службе, дальнейшего сопровождения в течение всего периода профессионально-служебной деятельности сотрудника, включая его психологическую подготовку к увольнению по достижении предельного возраста. Как правило, большое значение в любом психологическом сопровождении и любой профессиональной деятельности психолога имеют освоенные им психотехнологии психологической помощи.
Специфику, особенности, аспекты построения и оптимизации психологической работы в ОВД подвергать анализу в работах А. И. Адаева, Н. В. Андреева, В. В. Вахниной, М. Г. Дебольского,
A. С. Душкина, И. В. Жуковской, Ю. Г. Касперо-вич, Е. П. Клубова, А. В. Кононова, Г. К. Копыло-вой, Л. Н. Костиной, И. О. Котенева, В. Л. Кубыш-ко, И. Б. Лебедева, М. И. Марьина, Н. И. Мягких,
B. Е. Петрова, В. М. Позднякова, И. Б. Пономарева, М. В. Пряхиной, В. Ю. Рыбникова, A. M. Столяренко, В. П. Трубочкина, О. А. Ульяниной, С. Н. Федотова, В. Л. Цветкова, В. И. Черненилова, В. А. Юренковой и др.). В ведомственной психологии под психологической помощью принято понимать вид практической деятельности психолога-специалиста, которая выражается в помощи сотрудникам ОВД в самостоятельном преодолении психологических трудностей в освоении служебных обязанностей, выполнении их на должном уровне, привыкании к условиям службы и успешном ее завершении [14, с. 16].
Традиционно считается, что в психопрактике оформились три основных направления психологической помощи: психологическая терапия, психокоррекция и психологическое консультирование. Каждое направление имеет свои специфические проблематику и требования к субъекту и предмету, процессу и методам, целям и результатам психологической помощи. При этом традиционно психологи-
1 Постановление Правительства Российской Федерации
от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил про-
фессионального психологического отбора на службу в органы
внутренних дел Российской Федерации»; Приказ МВД Рос-
сии от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении положения
об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации»; Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» и др.
ческое консультирование понимается как первичный уровень психологической помощи, ориентированный на психическую норму, психологическая же коррекция рассматривается как второй, более высокий уровень, направленный на исправление или компенсацию нарушений в структуре личности, а психологическая терапия представляется еще более сложным уровнем психологической помощи, так как она ориентирована на глубинную работу по трансформации личности. На рубеже ХХ и ХХ! веков в область психологической помощи стали включать психопрофилактику, психологическое просвещение, психодиагностику, психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию. На современном этапе технологии осуществления психологической помощи приобретают все новые формы: психологическая поддержка (содействие внутренней мобилизации); психологическое ориентирование (улучшение психологической информированности); психологическое ассистирование (подключение психолога к непосредственному преодолению трудностей) и др. В целом, с началом XXI в. в психологической работе с сотрудниками ОВД видна тенденция на ориентацию в сторону сохранения психологического здоровья, раскрытия индивидуальности, коррекции личностных затруднений.
В данной статье под психологической помощью будем понимать непосредственное применение психологических методов, приемов, способов и техник в целях повышения социально-психологической компетенции людей и оказания психологической поддержки, как отдельной личности, так и группе или организации.
На каждом этапе реализации основных направлений своей деятельности ведомственным психологам приходится решать непростую задачу по подбору наиболее эффективных психотехнологий для решения актуальных психологических проблем, возникающих у личного состава ОВД.
Профессиональная деятельность психолога достаточно парадоксальна. Парадокс заключается в том, что человек, приходя психологу, приносит с собой некую жизненную трудность или проблему, решить которую самостоятельно он не в силах. При этом затруднение весьма объективно и происходит в некой социальной ситуации, оно может быть детерминировано различными мотивационно-смыс-ловыми образованиями («хочу», «могу», «надо»), материальным положением, социальным статусом, интеллектуальными возможностями или другими людьми (родителями, детьми, супругом (-ой), руководителем или подчиненным и т. д.). Однако психолог не может воздействовать на большую часть детерминант, изменить социальный статус или материальное
положение и другие обстоятельства, но он может работать с внутренним миром человека, его мотива-ционно-смысловыми образованиями, эмоциональными состояниями, установками, отношением к себе и к миру и т. д. Результат профессиональной деятельности психолога - это некоторое изменение внутреннего мира, влекущее за собой разрешение проблемы. Однако человек не всегда связывает одно с другим. Происходят подобное изменения во внутреннем мире посредством психологических технологий.
В научной литературе по психологии дефиниция «технология» не имеет содержательного анализа, а если и трактует, то толкование носит спорный характер. Конструкт «технология» в философских и толковых словарях можно встретить разные интерпретации. В научных работах бытует мнение, что любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Однако, основа любой технологии находится в ее центральном компоненте, а именно в четком определении конечной цели.
В учебном пособии И. В. Воробьевой и О. И. Шахматовой можно найти примерно следующие определение: «технология - совокупность средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью и логикой процесса преобразования того или иного объекта» [3, с. 17]. При этом психотехнологию эти же авторы определяют как: «систему практических действий, психологических механизмов общения, применяемых с целью практического использования и оптимизации профессиональной или учебной деятельности» [3, с. 17].
С одной стороны, психологические технологии относят к подвиду социальных технологий, с другой - рассматривают как последовательную совокупность психических процессов, действий личности и даже определяют как науку о закономерностях, выявлении и практической имплементации наиболее эффективных процессов личностной психики [13, с. 58].
По мнению Н. Д. Узлова: «Психотехнология -это организованная и продуктивная деятельность людей в различных сферах социальной практики, ориентированная на эффективное решение психологических задач с заранее определенным социальным эффектом и представляющая собой совокупность приемов, средств и методов психологического воздействия и влияния, объединенных определенным алгоритмом их применения» [15, с. 32-42].
За единицу анализа профессиональной деятельности «психотехнология» принимается в акмеоло-гии, при этом рассматриваемая дефиниция осмысливается как целенаправленная и упорядоченная соответствующим освоением предметной ситуации
совокупность и последовательность действий [8]. Таким образом, акмеология выявляет методологическую связь психотехнологий с психологической теорией деятельности.
Психолог должен владеть всеми видами психотехнологий, уметь их комбинировать и трансформировать, что является особенностью его профессиональной деятельности.
Психологические технологии в научной литературе также трактуются как разновидность социальных технологий, учитывающих особенности и специфику психологических процессов, качеств, явлений, отношений, а также возможности их тех-нологизации. Психологические качества и характеристики человека (установки, характер, эмоциональные реакции, воля и пр.) в данном случае являются предметом технологизации.
Интерпретация психологических технологий часто встречается в различных теоретических и прикладных работах как синоним прикладной психологии. В исследованиях до сих пор нет единого подхода к толкованию рассматриваемого термина, его содержание зависит от субъективного понимания автора [2, с. 206.]. Анализируемый конструкт также используется для обозначения либо обучающих форм обучения, либо нейролингвистического программирования, либо транзакционного анализа, либо методов управления сознанием и т. д.
Анализируя современное состояние психопрактики В. В. Козлов полагает, что «наблюдается колоссальный наплыв «психотехнологий» современной психопрактике, которые используются в индивидуальной и групповой формах коррекционной психологической работы» [11, с. 98-99]. Однако, следует, по мнению ученого, четко осознавать, что применение психотехнологий без ясного научного понимания содержания, механизмов, степени воздействия их на психику и деятельность неправомерно. Требуется не только научная осознанность, целенаправленность и структурированность в применении психологических технологий, но и методологическая и теоретическая их обоснованность.
В работах В. В. Козлова представлено, на наш взгляд, наиболее наукоемкое толкование психологических технологий: «Современные психологические технологии - это система категорий, моделей и принципов, описывающих человеческое существо, социальную группу, саму психическую реальность как развивающуюся целостность, ориентированную на практическую работу с психикой индивидуума, определенных социальных групп, включающую в себя конкретные умения, навыки, приемы и методы по целенаправленному преобразованию личности или группы» [9, с. 14; 10, с. 38; 11, с. 49; 12, с. 64].
Подводя итог, скажем, что как термин «психологические технологии» тесно связанны с развитием и формированием личностных качеств, это своего рода совокупность методов и приемов, направленных на реализацию природных потенциалов и формирование действенно-практической сферы личности.
В структуре психотехнологий (психологических практик), по мнению И. Н. Карицкого, имеются три основных «измерения»: вертикальное, горизонтальное и временное [4, с. 138-143]. Автор отмечает, что вертикальное «измерение» представлено психопрактическими основаниями: мотивационными, концептуальными, реляционными, методологическими, праксическими, орудийными, действенными и феноменальными. При этом особенности развертывания психологической практики в значительной степени обусловлены концептуальными и мотивационными основаниями. Первое основание - это представление психолога-практика о психической реальности, о личности человека, второе - основные побудители и мотиваторы деятельности практика, его ценности, смыслы и цели, которые определяют и направляют использование им психотехнологий. Мотивацион-ные и концептуальные основания, в частности, могут быть манипулятивными и гуманистическими [5, с. 36-39; 7, С. 5-21].
И. Н. Карицкий считает, что гуманистические основания психотехнологий: «дают представление об иной социальной успешности: вместо материальной - духовную, вместо постоянного напряжения и стресса - расслабленное и самодостаточное бытие в мире, вместо стремления к лидерству - равенство и взаимопомощь, вместо накопления вещей - принятие собственной сути, вместо отношения к человеку как средству достижения целей - понимание его как высшей ценности, раскрытие и актуализация человеческого потенциала» [6, с. 101].
На наш взгляд, в профессиональной деятельности психолога использование психологических технологий должно основываться не только на его психологических знаниях и профессиональном опыте, но и на теоретико-методологических основах, сопровождаться статистическими расчетами, рекомендациями методического или практического плана, ре-ализовываться сознательно и конструктивно, только на таких основах можно быть уверенным эффективности применения психотехнологии и ее конструктивном результате.
На наш взгляд, в профессиональной деятельности психолога применение психологических технологий должно опираться не только на психологические знания и профессиональный опыт, а опираться на теоретико-методологические основы, сопровождаться
статистическими расчетами, рекомендациями методического или практического плана, реализовывать-ся осознанно и конструктивно, быть эффективными в применении.
При анализе применяемых психологических технологий в деятельности ведомственных психологов, можно обозначить технологии требующие обязательного личного участия специалиста-психолога (например, применение специального психофизиологического исследования (полиграфа), проведение профессионального психологического отбора, пси-хокоррекционные мероприятия и др.) и психологические технологии рассчитаные на то, что при соответствующем обучении личного состава их можно применять самостоятельно (тайм-менеджмент, технологии психологической саморегуляции, стресс-менеджмент и др.).
Таким образом, по основанию участия специалиста-психолога в реализации психологических технологий последние возможно разделить на два типа [1]: 1) психологические технологии, реализуемые специалистом-психологом; 2) психологические технологии, реализуемые самостоятельно личностью, обратившейся за психологической помощью.
Следует акцентировать внимание на том, что при самостоятельной реализации психологических технологий личностью, обратившейся к психологу, необходимо сначала получить знания о данных технологиях и сформировать умения в их практической реализации самостоятельно.
Проектирование психотехнологий ведомственными психологами в процессе психологической помощи можно представить в виде алгоритма:
1. Этап постановки целей и определения конкретных задач: а) уточнение цели; б) разработка задач, посредством которых она будет решаться; в) определение субъекта и объекта, на которые будут направлены воздействия в процессе реализации психотехнологий.
2. Теоретико-методический этап: а) определение основных теоретических и методологических положений.
3. Диагностический этап: а) определение реального уровня развития или серьезности конкретной психологической проблемы; б) определение основных направлений формирования психологической проблемы.
4. Стадия проектирования: а) составление программы использования психотехнологий с учетом индивидуально-психологических особенностей индивида и/или группы в целом; б) ориентация в возможностях психолога.
5. Реализация психотехнологической программы.
6. Этап оценки эффективности разработанных и внедренных психотехнологий: а) повторный диагноз и сравнение с результатами первичной диагностики.
7. Этап коррекции: а) формулировка выводов; б) исправление программы или ее частей; в) определение будущих направлений работы.
Рассматривая технологичность психологической помощи как профессии, следует отметить, что она в одном из своих смысловых планов подразумевает под собой душевную помощь посредством заботы, милосердия, попечения клиента, решения его запроса.
Библиографический список
1. Андреасян, Р. Н. Изучение возможностей использования психологических технологий в профессиональной деятельности руководителем территориального органа МВД России / Р. Н. Андреасян, Т. В. Мальцева // Прикладная психология и педагогика. 2019. №. 2. С. 27-47. doi.org/10.12737/article_5d13 dad250d953.51616425.
2. Вачков, И. В. Введение в профессию «психолог» / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжни-ков. М. : Воронеж, 2004. 462 с.
3. Воробьева, И. В. Психотехнологии развития личности : учебное пособие / И. В. Воробьева, О. И. Шахматова. Екатеринбург, 2011. 170 с.
4. Карицкий, И. Н. Понятие психологической практики / И. Н. Карицкий // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 1. С. 138-143.
5. Карицкий, И. Н. Системогенез психологической практики / И. Н. Карицкий // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 22. С. 36-39.
6. Карицкий, И. Н. Современные социально-психологические практики (теоретико-методологическое исследование) : дисс. ... канд. психол. наук / И. Н. Карицкий. Ярославль, 2002. 232 с.
7. Карицкий, И. Н. Специфический метод психологии в структуре психологического познания и практики / И. Н. Карицкий // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. Психология. 2015. Т. 9. № 2. С. 5-21.
8. Князев, А. М. Акмеологические технологии в активно-игровом обучении / А. М. Князев, И. В. Одинцова. М., 2007. 215 с.
9. Козлов, В. В. Интенсивные интегративные психотехнологии / В. В. Козлов // Теория. Практика. Эксперимент. М., 1998. 427 с.
10. Козлов, В. В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий / В. В. Козлов. Минск, 1995. 304 с.
11. Козлов, В. В. К проблеме интегративных психотехнологий / В. В. Козлов // Психология XXI столетия. Новые возможности : сборник по материалам ежегодного конгресса «Психология XXI столетия» (Ярославль, 13-15 мая 2016 г.) / под ред. В. В. Козлова. Ярославль : ЯрГУ ; МАПН, 2016. 303 с.
12. Козлов, В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания / В. В. Козлов. М., 2005. 666 с.
13. Москаленко, С. В. Основы психотехнологий : учебное пособие / С. В. Москаленко. Белгород, 2012. 436 с.
14. Психологическая работа в органах внутренних дел : учебное пособие / [В. В. Вахнина и др.]. М., 2019. 102 с.
15. Узлов, Н. Д. Психотехнология: к проблеме определения понятия / Н. Д. Узлов // Вестник Пермского Университета. Сер. Философия. Психология. Социология. 2013. Вып. 2 (14). С. 32-42.
Bibliographic list
1. Andreasyan, R. N. Studying the possibilities of using psychological technologies in professional activity by the head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia / R. N. Andreasyan, T. V. Maltseva // Applied psychology and pedagogy. 2019. No. 2. pp. 27-47. doi.org/10.12737/article_5d13d ad250d953.51616425
2. Vachkov, I. V. Introduction to the profession of «psychologist» / I. V. Vachkov, I. B. Grinshpun, N. S. Pryazhnikov. M. : Voronezh, 2004. 462 p.
3. Vorobyeva, I. V. Psychotechnologies of personality development: a textbook / I. V. Vorobyeva,
0. I. Shakhmatova. Yekaterinburg, 2011. 170 p.
4. Karitsky, I. N. The concept of psychological practice / I. N. Karitsky // Bulletin of the University (State University of Management). 2012. No. 1. pp. 138-143.
5. Karitsky, I. N. Systemogenesis of psychological practice / I. N. Karitsky // Bulletin of the University (State University of Management). 2011. No. 22. pp. 36-39.
6. Karitsky, I. N. Modern socio-psychological practices (theoretical and methodological research) : dis. ... cand. Psychology of Sciences / I. N. Karitsky. Yaroslavl, 2002. 232 p.
7. Karitsky, I. N. A specific method of psychology in the structure of psychological cognition and practice /
1. N. Karitsky // Bulletin of Novosibirsk State University. Ser. Psychology. 2015. Vol. 9. No. 2. pp. 5-21.
8. Knyazev, A.M. Acmeological technologies in active-game learning / A. M. Knyazev, I. V. Odintsovo. M., 2007. 215 p.
9. Kozlov, V. V. Intensive integrative psychotechnologies / V. V. Kozlov // Theory. Practice. Experiment. M., 1998. 427 p.
10. Kozlov, V. V. The origins of awareness: theory and practice of integrative psychotechnologies / V. V. Kozlov. Minsk, 1995. 304 p.
11. Kozlov, V. V. To the problem of integrative psychotechnologies / V. V. Kozlov // Psychology of the XXI century. New opportunities : a collection based on the materials of the annual congress «Psychology of the XXI Century» (Yaroslavl, May 13-15, 2016) / edited by V. V. Kozlov. Yaroslavl : YarGU ; MAPN, 2016. 303 p.
1 2. Kozlov, V. V. Psychotechnologies of altered states of consciousness / V. V. Kozlov. M., 2005. 666 p.
13. Moskalenko, S. V. Fundamentals of psychotechnologies / S. V. Moskalenko. Belgorod, 2012. 436 p.
14. Psychological work in the internal affairs bodies: a textbook / [V. V. Vakhnina et al.]. M., 2019. 102 p.
15. Knots, N. D. Psychotechnology: to the problem of definition of the concept / N. D. Knots // Bulletin of the Perm University. Ser. Philosophy. Psychology. Sociology. 2013. Issue 2 (14). pp. 32-42.
Информация об авторе
Т. В. Мальцева - профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, кандидат психологических наук, доцент.
Information about the author T. V. Maltseva - Рrofessor of the Department of psychology, pedagogy and personnel management, Candidate of Рsychological Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 01.11.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.
The article was submitted 01.11.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.
LILC-ipt Kl Il4.fl
ПСИХОЛОГИЯ
ПОТЕРИ
Гк HULUf 11 ч с С ГНС ОС 1Н1 111 [WhTIIU Г Г iTJÏ 141л.т_--и утъл Eui^ i hi azi ы ге.1 и i ti CHÇTÇUU
Психология потери. Психологические основы работы с персоналом уголовно-исполнительной системы : учебное пособие / Серов В.И., Овчарова Е.В. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 415 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
С позиций отечественных специалистов, концепций саногенеза, соци-опсихофизиогенных потерь, адаптации, коррекции, опыта пенитенциарных психологов ФСИН России Владимирской, Воронежской, Ростовской, Свердловской, Челябинской, Ярославской областей, Красноярского края, Удмуртской Республики, а также зарубежной психологии управления человеческими ресурсами рассмотрены понятие, направленность, цель и задачи дисциплины. Дано обоснование внешнего управления потерями во время службы — профессионального психологического отбора сотрудников уголовно-исполнительной системы, психологического сопровождения их службы в экстремальных условиях жизнедеятельности, выхода на пенсию и воздействия на внутреннюю среду — психологической коррекции потерь при развитии пограничного психического состояния, коррекции потерь сотрудников в разные периоды при переходе их психического состоянии из нормального в пограничное с возможным эмоциональным выгоранием, суицидальным поведением в целях восстановления пограничного психического состояния сотрудников в пределах психической нормы.
Для образовательных организаций ФСИН России, психологов уголовно-исполнительной системы, врачей-психофизиологов Минобороны России, исследователей, профессорско-преподавательского состава.