УДК 316.6
И.Н. Карицкий
канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет дизайна и технологии»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация. Современное общество постепенно становится психологическим, что означает возрастание психологической составляющей во всех аспектах социального взаимодействия. В частности, это проявляется в распространении психологических практик. В статье представлена субъектно-деятельностная модель психологической практики. Представлена субъектно-деятельностная модель психологической практики. В модель входят: психопрактические основания, аспекты и динамика. Даны классификации практик на основе модели.
Ключевые слова: психологическое общество, психологическая практика, психопрактические основания, психопрактические аспекты, психопрактическая динамика.
I.N. Karitsky, Moscow state university of design and technology
PSYCHOLOGICAL PRACTICE IN THE SOCIAL SPACE
Abstract. The modern society is becoming psychological, which means the increase of the psychological component in all aspects of social interaction. In particular, it is shown in the wide diffusion of psychological practices. An agentive-activity based model of psychological practice is presented. The taxonomies of practices are developed on the bases of the current model.
Keywords: psychological society, psychological practice, psycho-practical foundations, psycho-practical aspects, psycho-practical dynamics.
Современное общество характеризуется постепенным возрастанием в нем психологической составляющей во всех социальных сферах. Это проявляется как осознание личностью себя в качестве психологического субъекта, идентификация в психологических, а не только социальных категориях, трансформация социального управления в психологическое управление, нарастание числа психологических практик (консультирования, психотерапии, тренингов и т.п.). Все это актуализирует необходимость научно-психологического осмысления явления психологической практики, изучения структуры и содержания практики, ее социальных функций и значения для тенденций социального развития.
Практика, а не наука, является подлинным пространством психологического самоосуществления, при этом, прежде всего, практика в собственной сфере психологии (а не приложение психологии к других социальным сферам). В то же время можно с уверенностью констатировать, что психологическая практика недостаточно осмыслена психологической наукой, а зачастую просто ею игнорируется, т.е. сегодня не существует общезначимой теории и методологии психологической практики, не считая теорий в отдельных направлениях практики (психотерапия, консультирование, саморегуляция, профилактика, тренинг, личностный рост, практики деструктивного воздействия и т.п.). Вместе с тем развитие психопрактик и расширение их социального пространства приводит к постепенному формированию новой формы социума -психологическому обществу, о чем пишут М.Гросс, Т.Лихи, Р.Смит, И.Е.Сироткина и др., что актуализирует проблему исследования практик и разработки их методологического и теоретического аппарата [1, 8, 13, 14, 16, 21, 23, 25, 26].
В отношении той или иной предметной области обычно говорят в целом о теории, методологии, эмпирии и практике, связанных с этой областью, но при более внимательном рассмотрении мы обнаруживаем, что требуется более детальная дифференциация принципиально разного типа теорий, эмпирий, методологий и практик. Существуют субъект и объект, конституированные их взаимодействием (деятельностью субъекта), что, в свою очередь, формирует предметное поле познания или практики. Каждый из этих трех элементов (субъект, объект, взаимодействие) далее может быть объектом эмпирического и
теоретического исследования, а с эмпирией, теорией и практикой связана своя методология, хотя все эти элементы до определенной степени взаимообусловлены. Таким образом, мы вполне определенно можем говорить об эмпирии объекта, субъекта, практики и познания, о теории объекта, субъекта, практики и познания и о методологии практики и познания (методологии эмпирического и теоретического познания), т.е. выделять вместо четырех одиннадцать элементов [6, 10, 11, 15, 19]. Дальнейшие уточнения понятий мы проведем на материале психологической практики и ее отношении к психологической теории.
В соответствии с тем, что сущность той или иной социальной деятельности определяется ее целями, под психологической практикой мы понимаем вид социальной практической деятельности, которая имеет психопрактическую цель. Под психопрактической целью мы понимаем цель трансформации психики или, в другой системе координат, -личности. Эти психопрактические цели различны для разных видов практик, но все они связаны с трансформацией психики или личности: И, в конечном счете, они выходят на специфику саморегуляции: текущая, тренируемая, превентивная, восстанавливаемая, развиваемая или разрушаемая саморегуляция и т.д. Психопрактическая цель определяет содержание всех остальных элементов психологической практики. Основными социально санкционируемыми психологическими практиками в соответствии с системно представленными психопрактическими целями являются: саморегуляция, профилактика, тренинг, консультирование, терапия, личностный рост (социально неодобряемые, деструктивные психопрактики мы здесь не рассматриваем, хотя принципиально их структура остается той же самой, основное различие конструктивных и деструктивных практик состоит в мотивации субъекта практики). Другие практики, которые еще могут быть названы, соотносимы с указанными, это - психологическая помощь, коррекция, психологические игры и т.п.
Содержание психологической практики мы разносим по условным измерениям. К важнейшим «измерениям» практики мы относим: вертикальное, горизонтальное, временное, функциональное, глубинное, эссенциальное, индивидуальное. Можно выделить и другие «измерения» психологической практики [2-6, 8, 9, 12, 20, 22, 24]. Среди этих «измерений» мы выделяем, прежде всего, три компонента, и считаем их основным содержанием психологической практики. Эти компоненты: 1) психопрактические основания - вертикальное измерение, 2) психопрактические аспекты - горизонтальное измерение, 3) психопрактическая динамика - временное измерение.
Основания психологических практик - это те методологические, теоретические, практические представления и схемы действия, социальные или личностные потребности, а также наблюдаемые явления, которые в явном или неявном виде существенно в них используются или существенным образом влияют на них. Вертикальную структуру психопрактики образуют следующие ее основания: мотивационные (потребностно-целевые), концептуальные, реляционные, методологические, праксические, орудийные (инструментальные), действенные и феноменальные (объектные) [9, 12].
Мотивационные или потребностно-целевые основания психологической практики составляют совокупность тех общественных, групповых и личностных (индивидуальных) потребностей, мотивов и целей, которые актуально инициируют данную практику, формируют ее и задают ее прочее содержание, в том числе содержание других оснований, аспектное и динамическое содержание. Концептуальные основания представлены совокупностью всех дескрипций, концептов и их систем, которые обосновывают данную практику, используются в ней или существенно с ней связаны. Например, психологическая теория может составлять существенную часть концептуальных оснований психопрактики. Но поскольку практика обычно имеет много источников, то в эти основания могут входить и ненаучные представления. Реляционные основания представляют собой множество ценностей, норм и оценок, которые
формируют отношение к феноменальному пространству данной психологической практики, а также сами эти отношения. Реляционные основания психопрактики тесно связаны с концептуальными и часто трудно отделимы от них, поскольку всякое представление о реальности уже есть и отношение к ней, «чистых» описаний реальности не существует. Методологические основания психологических практик - это знания о том, как действовать для достижения целей этих практик и чем руководствоваться в этих действиях. Это метод (или совокупность методов) определенной практики, а также конкретизация метода в психотехнологиях, психотехниках и методиках. Праксические представляют собой реальные навыки и умения специалистов, осуществляющих практику, необходимые для выполнения этой практики. Орудийные (или инструментальные) основания - это психологические и иные средства, которые используются в психопрактике для достижения ее целей (результатов). Действенные основания - это совокупность реальных действий, совершаемых в ходе психопрактического процесса, это сама практика в ее непосредственном развертывании. Феноменальные (объектные) основания психологической практики - это совокупность психических, психологических, психосоматических и социально-психологических явлений, которые выделяются в данной психологической практике, с которыми она непосредственно работает, на которые воздействует, трансформирует, формирует, развивает, которые интерпретирует, концептуализирует и т.п. Ее также можно назвать перцептивной структурой практики [8, 9, 12, 17, 18, 20, 26].
Мотивационные, концептуальные, реляционные, методологические и праксические основания относятся к уровню субъекта. Орудийные и действенные - частично к субъекту, частично занимают пространство между субъектом и объектом, опосредуя их взаимодействие. Феноменальные - к объекту. Как видно, так понимаемая структура оснований психопрактики является субъектной, в том смысле, что она задана со стороны субъекта [11].
Представленная последовательность оснований психопрактик: потребностно-целевые, концептуальные, реляционные, методологические, праксические, орудийные, действенные и феноменальные, - отвечает критерию близости к практике. Потребностно-целевые основания -это уровень существующих потребностей и целей психопрактики. Концептуальные - уровень представления о реальности. Реляционные - уровень отношений к феноменам реальности. Методологические - уровень представлений о способах практического взаимодействия с реальностью. Праксические - уровень практических навыков и умений взаимодействия с реальностью. Орудийные - уровень используемых средств при взаимодействии с реальностью. Действенные - уровень непосредственного взаимодействия. Феноменальные основания - это уровень данности реальности, ее предметной стороны субъекту психологической практики. Как таковые они отнесены к самому объекту, но существенно то, что они воспринимаются субъектом практики сквозь призму мотиваций, представлений, методов и действий этой практики.
Психопрактический аспект - это существенное, относительно самостоятельное содержание психологической практики, в которой оно выступает как ее отдельные действия, подчиненные определенным задачам. Любая психологическая практика в явном или неявном виде содержит все виды психопрактических аспектов. Психопрактические аспекты делятся на деятельностнообразующие (саморегуляционный, тренинговый, профилактический, консультационный, терапевтический, развивающий, диагностический), дополнительные (контекстуальный, компенсационный, телесный, игровой, интеграционный, концептуализирующий, просоциальный, гуманистический, трансцендирующий, глубинный, жизнеобучающий и мн. др.) и аспекты высшего уровня (воздействие, познание, отношение, управление). Аспекты высшего уровня присущи всем видам человеческой деятельности. Деятельностнообразующие аспекты при их генерализации (превращении в ведущую
деятельность) способны образовывать самостоятельные виды психологических практик: саморегуляция, профилактика, тренинг, консультирование, терапия, личностный рост. Тогда все другие аспекты подчинены генерализованному аспекту, работают на него. Генерализация психопрактического аспекта является основным механизмом образования вида психологической практики. Дополнительные аспекты составляют необходимое содержание психопрактики, на их основе образуются подвиды психологических практик по различным критериям.
Еще одно измерение психологической практики - это психопрактическая динамика. Она включает в себя три вида динамики: системную, групповую и личностную. С каждой из них специалисты хорошо знакомы. Групповая динамика представляет собой совокупность групповых процессов разной направленности, включающих в себя взаимодействие между членами группы, подгруппами, между группой и ведущим и т.п. В целом она может носить позитивный, неопределенный, негативный или более сложный, разнонаправленный характер. Личностная динамика составляет главное содержание психопрактического процесса, она может быть рассмотрена в отношении каждого участника практики, и не только клиента, но и ведущего. Как и в групповой динамике, ее тенденции могут отличаться позитивной, неопределенной, негативной или более сложной, зачастую амбивалентной направленностью. Особенности личностной динамики в целом являются основным маркером успешности или неуспешности психопрактики. Системная динамика включает в себя, прежде всего, взаимное динамическое соотношение психопрактических аспектов в ходе психопрактического процесса и большую или меньшую выраженность тех или иных психопрактических оснований. Надо также отметить, что психопрактический процесс начинается за некоторое время до фактической встречи участников практики и заканчивается отнюдь не в момент формального завершения практики, поскольку всегда наблюдаются (и иногда достаточно длительно) различные отсроченные процессы, вызванные практикой.
Проанализированное содержание психологической практики позволяет осуществить значительное число различных классификаций психопрактик. Вертикальная структура психологической практики представлена уровнями ее оснований. Каждое из этих оснований дает свою классификацию (или несколько классификаций) психопрактик. С уровня мотивационных оснований задается, прежде всего, деление на конструктивные (актуализирующие личностный потенциал) и деструктивные (разрушающие личностный потенциал) практики. Конструктивные практики далее классифицируются по основным видам, о чем мы уже говорили: саморегуляция, профилактика, тренинг, консультирование, терапия, личностный рост (практики развития). Деструктивные практики имеют схожее деление, но с негативной направленностью: это практики подавления, деградации и разрушения личности. Более тонкие мотивации задают более детальное подразделение практик на основе их потребностно-целевой составляющей. Концептуальные основания дают множество критериев для классификаций. Прежде всего, концептуальные основания психологических практик имеют свою уровневую структуру и подразделяются на философские, общенаучные, частнонаучные, теорий среднего уровня, определенной сферы психологии, собственные. Каждый из этих уровней имеет также свою структуру, так на уровне философских оснований выделяются: онтологические, эпистемологические, праксеологические, аксиологические, логические, этические, эстетические, экзистенциальные и другие основания. Каждое из этих оснований подразделяет психопрактики на определенные виды.
Одна из классификаций психопрактик с уровня концептуальных оснований представляет собой деление по основным направлениям в психологии: физиологическая психология, психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, деятельностная психология, культурно-историческая, когнитивная, гуманистическая, трансперсональная и др. Далее эта
классификация может быть детализирована по школам в психологии. Например, для психоанализа это выглядит следующим образом: классический психоанализ З.Фрейда, аналитическая психология К.Г.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, психосоматика В.Райха, психоанализ К.Хорни, гуманистический психоанализ Э.Фромма, психоанализ Э.Эриксона и пр. В рамках каждой школы (и далее подшколы) существует своя специфическая психологическая практика, обычно психотерапия. Это верно и для других направлений психологии [8, 13, 16].
Методологические основания, будучи положенными в основу классификаций, подразделяют психологические практики на хорошо-структурированные и слабоструктурированные, рефлексивные и нерефлексивные, интегративные, целевые и обучающие и другие. Но в основном виды практик, разделенные по методологическим основаниям, коррелируют с видами практик, классифицированным по критерию направлений и школ, поскольку каждое направление (школа) в психологии, прежде всего, характеризуется своим особенным методом, не только исследовательским, но и психопрактическим. С другой стороны, группы практик могут использовать схожие методы вне зависимости от принадлежности к той или иной школе в психологии, поэтому их классификации по методологическим основаниям в ряде случаев не совпадают с видами практик по критерию принадлежности к определенным школам. Так, все психопрактики бихевиорального направления используют поведенческие методы, а практики гуманистического направления психологии, наоборот, применяют крайне широкий спектр различных методов, характеризуемые в целом как самоактуализирующие. Двигательные или вербальные техники могут быть использованы в практиках любого психологического направления при том, что в них же имеются практики, не использующие такого рода техники.
В нашем анализе представлена структура и динамика развитой психологической практики, для которой, в частности, характерно наличие концептуальных, реляционных и методологических оснований. Но для осуществления практики зачастую достаточен ее минимум, по основаниям он выглядит так: мотивационные, праксические, орудийные, действенные и феноменальные. Для видов психопрактик, включенных в обыденную жизнь человека и другие виды деятельности, характерна слабая представленность концептуальных, реляционных и методологических оснований. В профессиональных практиках, наоборот, хорошо отрефлексированы все уровни оснований: их концепции психического и объективного миров являются весьма развитыми.
Таким образом, предложенная концепция является хорошим методологическим инструментом для исследования, анализа, классификации, сравнения, развития и экспертной оценки конкретного содержания профессиональных и обыденных психологических практик. Она представляет собой теоретическую основу для проведения широкого класса исследований психологических практик, их содержания, динамики и социальных функций.
Список литературы:
1. Антоненко И.В. Предмет социальной психологии // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № 22.
2. Антоненко И.В. Социально-психологическое содержание доверия // Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / отв. ред. А.Б. Купрейченко, И.В. Мерсиянова. М., 2013.
3. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25-40.
4. Вачков И.В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения. М.: ЭКСМО, 2010.
5. Залевский Г.В. Психологическая супервизия. Томск, 2008.
6. Кабрин В.И. Ноэтическая коммуникация: на пути к релевантному исследованию психологического опыта // Методология и история психологии. 2009. Вып. 3.
7. Кабрин В.И. Антропологическая судьба субъекта // Методология и история психологии. 2010. Вып. 1.
8. Карицкий И.Н. Теоретико-методологическое исследование социально-психологических практик. М.; Челябинск, 2002.
9. Карицкий И.Н. Психологическая практика: базовая структура. М., 2006.
10. Карицкий И.Н. Понятие субъекта и объекта в философии и психологии // Методология и история психологии. 2010. Вып. 1.
11. Карицкий И.Н. Структура субъекта психологической практики // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2011. Вып.1.
12. Карицкий И.Н. Теоретическая экспликация содержания психологической практики // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. № 2.
13. Карицкий И.Н. Понятие психологической практики // Вестник университета (Государственный университет управления). 2012. № 1.
14. Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии. Ярославль, 2006.
15. Мазилов В.А. Методология современной отечественной психологии // Методология и история психологии. 2008. Вып. 3.
16. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Лоскутное одеяло теорий, или Теория всего была возможна, пока мы знали очень мало // Методология и история психологии. 2011. Вып. 2.
17. Носкова О.Г. Идеи социальной психологии труда в отечественной социологии и научном управлении начала ХХ века // Методология и история психологии. 2011. Вып. 2.
18. Петренко В.Ф. Космический странник - сознание. Опыт индивидуального брейн-шторминга // Методология и история психологии. 2009. Вып. 1.
19. Петренко В.Ф. Парадигма конструктивизма в гуманитарных науках // Методология и история психологии. 2010. Вып. 3.
20. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Медитация как неопосредствованное познание // Методология и история психологии. 2007. Вып. 1.
21. Сироткина И.Е., Смит Р. «Психологическое общество» и социально-политические перемены в России // Методология и история психологии. 2008. Вып. 3.
22. Смит Р., Клочко В.Е., Ждан А.Н., Богданчиков С.А., Карицкий И.Н. Бихевиоризм в России // Вестник НГУ. Серия: Психология. 2013. Вып. 2.
23. Юревич А.В. Социология психологии // Методология и история психологии. 2008.
Вып. 3.
24. Юревич А.В. Еще раз о «схизисе» исследовательской и практической психологии // Методология и история психологии. 2010. Вып. 3.
25. Gross M. The Psychological Society. N.Y., 1978.
26. Leahey T.H. A History of Modern Psychology. Pearson, 2000.