Научная статья на тему 'Теоретическая экспликация содержания психологической практики'

Теоретическая экспликация содержания психологической практики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
587
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (ПСИХОПРАКТИКА) / ПСИХОПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / ПСИХОПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ПСИХОПРАКТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА / КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карицкий И.Н.

В статье репрезентирована структура психологической практики по трем измерениям: 1) вертикальному (психопрактические основания), 2) горизонтальному (психопрактические аспекты), 3) временнoму (психопрактическая динамика). Психологическая практика рассматривается как субъектно заданная. В качестве основных видов психологической практики рассмотрены психотерапия, консультирование, саморегуляция, профилактика, тренинг, практики личностного роста. На основе выделенной структуры дан классификационный анализ психологических практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическая экспликация содержания психологической практики»

ОБЗОРЫ

УДК 159.9

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

и.н. КАРИЦКИЙ*

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, Ярославль

В статье репрезентирована структура психологической практики по трем «измерениям»: 1) вертикальному (психопрактические основания), 2) горизонтальному (психопрактические аспекты), 3) временному (психопрактическая динамика). Психологическая практика рассматривается как субъектно заданная. В качестве основных видов психологической практики рассмотрены психотерапия, консультирование, саморегуляция, профилактика, тренинг, практики личностного роста. На основе выделенной структуры дан классификационный анализ психологических практик.

Ключевые слова: психологическая практика (психопрактика), психопрактические основания, психопрактические аспекты, психопрактическая динамика, классификация.

Введение

В настоящее время психологические практики получают все большую представленность и развитие в обществе, что позволило М. Гроссу в 1978 году ввести понятие «психологическое общество» [20]. С тех пор появилось значительное число трудов, рассматривающих западное общество как психологическое, и в «Социальной истории психологии» [21] авторы указывают, что XX век дал беспрецедентный рост психологии в западных странах, который стал особенно заметен после 1945 года, когда психологизация общества достигла нового уровня в результате коренного преобразования социального управления на основе психологии, ее популяризации и занятия приоритетного места в общественном со-

© Карицкий И.Н., 2011

* Для корреспонденции:

Карицкий Игорь Николаевич кандидат психологических наук, докторант Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского, Ярославль Тел.: 8-910-476-9614 E-mail: ignikkar@mail.ru

знании. По мнению авторов «Социальной истории психологии», большинство западных наций сегодня является «психологическими обществами». Об этом же пишут Т. Лихи [10, с. 412-434]; S.A. Appelbaum [19, c. 87]; М. Bobgan & D. Bobgan; L.F. Ellsworth; W. Kilpatrick [22]; F.M. McPherson [23], R.H. Pate [24] и множество других исследователей, подчеркивая что в западноевропейских и североамериканских странах психологическое общество сложилось в 19701980-е годы.

К России понятие психологического общества впервые примерили И.Е. Сирот-кина и р. смит, которые хотя и высказываются достаточно осторожно о том, сформировано ли психологическое общество в россии, тем не менее признают, что за текущие двадцать лет психология в российском социуме получила колоссальное развитие, в том числе и в практической сфере [16].

Таким образом, за последние годы в нашей стране сформировался и широко распространился новый социальный феномен, прежде всего, в форме психологической практики, требующий своего научного исследования и осмысления.

Под психологической практикой (психопрактикой) мы понимаем вид социальной практики, в котором цели практики и используемые средства являются психологическими.

по критериям системного анализа, к основным видам психологической практики относятся психологические: саморегуляция, тренинг, консультирование, терапия, практики личностного роста, хотя в эмпирическом пространстве практической психологии видов психопрактики насчитывается существенно больше, в том числе деструктивных. В соответствии с дополнительными признаками эти практики образуют ряд подвидов.

Например, для психотерапии существуют такие подвиды: контекстуальная (наиболее известный подвид - сказкотера-пия, другой подвид - танатотерапия и т.д.), компенсационная, тренирующая, игровая, интегративная, развивающая, коммуникативная, жизнеобучающая, экзистенциальная, терапия творчеством и т.д. [1-9; 11-15; 17; 18].

Феномен психологической практики требует своего теоретического осмысления и анализа содержания. В соответствии с представлением о многомерном содержании психологической практики ниже предложена теоретическая экспликация ее содержания по основным «измерениям». На основе типологизации содержания психологических практик дан их классификационный анализ.

В многомерной структуре психопрактики к ее основным условным измерениям относятся вертикальное, горизонтальное и временное. Вертикальную структуру психопрактики образуют ее основания, горизонтальную - психопрактические аспекты, временную - психопрактическая динамика. Эта структура имеет субъектный характер, то есть она задана со стороны субъекта психологической практики в соответствии с его основными характеристиками, а сам субъект психопрактики является ее ведущим элементом [7; 8].

Основания психологических практик

Основания психологических практик - это те методологические, теоретические, практические представления и схемы действия, социальные или личностные потребности, а также наблюдаемые явления, которые в явном или неявном виде в этих практиках используются существенно или существенным образом влияют на них. по критерию близости к психопрактическому взаимодействию, выделяются следующие основания (в обратном порядке): мотива-ционные, концептуальные, реляционные, методологические, праксические, орудийные и феноменальные (рис. 1).

СУБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИ Я

РЕЛЯЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ Е ОСНОВАНИ Я

ПРАКСИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ОРУДИЙНЫЕ ОСНОВАНИЯ

ОБЛАСТЬ ПСИХОПРАКТИЧЕСКОГО р*"" ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОБЪЕКТ ПСИХОПРАКТИКИ ФЕНОМЕНАЛЬНЫЕ (ОБЪЕКТНЫЕ) ОСНОВАНИЯ

Рис. 1. Вертикальная структура психологической практики

это - вертикальная структура психопрактики в самом общем виде, поскольку каждое из оснований имеет свою сложную структуру. Например, для концептуальных оснований эта структура в общем виде развертывается следующим образом: научные и вненаучные основания психопрактики; далее для научных - общенаучные, част-нонаучные; для частнонаучных психологических - по основным направлениям в психологии, по школам в рамках направлений, по подшколам, собственные основания данной практики и т.д.

Мотивационные основания психологической практики составляют совокуп-

ность тех общественных, групповых и личностных (индивидуальных) потребностей, мотивов и целей, которые актуально инициируют данную практику (практику в целом как особое направление или данный конкретный психопрактический процесс), формируют ее и задают ее прочее содержание, в том числе содержание других оснований, аспектное и динамическое содержание. То есть мотивационные основания выполняют основную формирующую функцию психопрактики; те мотивы субъекта, которые вызывают к жизни некоторый психопрактический процесс, вместе с тем определяют его основные компоненты и особенности. Если это является непосильной для самостоятельного решения клиента личностной проблемой, то основной мотив психопрактики - терапевтический, практика реализуется как психотерапия и терапевтическая направленность процесса подчиняет себе все другое ее содержание. Если проблема посильна, но клиент не знает, как ее решить, то практика организуется как психологическая консультация. Если речь идет о развитии личности в целом или отдельных ее подсистем, то практика реализуется в форме личностного роста и т.д.

Концептуальные основания представлены совокупностью всех дескрипций, концептов и их систем, которые обосновывают данную практику и наблюдаемые в ней феномены, используются в ней или существенно с ней связаны. Например, та или иная психологическая теория может составлять существенную часть концептуальных оснований психопрактики. В бихевиористских (поведенческих) психопрактиках - это одна теория со своими специфическими концептами (поведение, рефлекс, обусловливание, стимул-реакция, подкрепление, пробы и ошибки, научение, оперантное обусловливание, промежуточные переменные, объективное наблюдение и др.); в психоаналитических - другая (тело, сознание, подсознание, бессознательное, психическая энергия, цензура, либидо, агрессивная энергия, мотивы, влечения, вы-

теснение, защиты, сублимация, тревога, сновидения, психосексуальные фазы развития, фиксация, невроз, эдипов комплекс, перенос и др.); в практиках гуманистической и экзистенциальной психологии -третья (целостный человек, уникальность отдельного индивида, анализ отдельного случая, переживание, самоактуализация, психическое здоровье, межличностное общение, ценности, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, транс-ценденция, одиночество, выбор, смысл существования и др.); в когнитивных -четвертая (система психики, познавательный процесс, микроструктура процесса, информация, переработка информации, когнитивная схема, восприятие, действие, селективность, категоризация, когнитивный диссонанс, моделирование, автоматические мысли, самооценка, аффектогенная ситуация, анализ и др.) и т.д. [1-15; 17; 18].

Реляционные (от лат. «геМю» - «отношение») основания представляют собой множество ценностей, норм и оценок, которые формируют отношение к феноменальному пространству данной психологической практики, выделяемым психопрактическим проблемам и способам их решения, а также сами эти отношения. реляционные основания психопрактики тесно связаны с концептуальными и часто трудно отделимы от них, поскольку всякое представление о реальности уже есть и отношение к ней; «чистых» описаний реальности не существует. Высший уровень реляционных оснований образуют основные смыслы и ценности данной практики. Например, по одному из ценностных критериев, все практики могут быть разделены на актуализирующие личностный потенциал и ма-нипулятивные, подчиняющие личность, по другому - на просоциальные, адаптирующие к жизни в обществе, и трансцендентные, выводящие за рамки социума.

Методологические основания психологических практик - это знания о том, как действовать для достижения целей этих практик и чем руководствоваться в этих

действиях, то есть это способы осуществления практики и их концептуальные, феноменальные и иные ориентиры. Методологические основания психологической практики задают ее структуру как непосредственной деятельности, направляют и организуют процесс этой деятельности. Существенным элементом методологических оснований психологической практики является ее собственно методологическое (в узком смысле, прикладное), психотехнологическое, психотехническое и методическое содержание.

Психотехническое содержание психологической практики представлено совокупностью психологических приемов воздействия, на которые она может быть подразделена. психотехнологическое содержание - это выстроенная последовательность применения данных психотехник. методика - подробное описание метода с конкретными рекомендациями [подробнее: 7; 8].

праксические основания представляют собой реальные способности, навыки и умения, необходимые для практических действий в данной системе; без них практика не может состояться. Праксические основания подразделяются по уровням и сферам практических действий. Одни из них связаны с особенностями психопрактического восприятия, другие - с соучастием, сопереживанием, совместными действиями, умениями пристройки, третьи - с навыками различных психопрактических воздействий, четвертые - со способностью анализировать ощущения собственные и других людей, переживания и их вербализацией или другими способами объективации. Это - умения и навыки: телесные, в том числе психомоторные, сенсомотор-ные, идеомоторные, дыхательные, тонко-телесные, перцептивные, вербальные, чувственно-эмоциональные, ментальные, духовные, регуляционные умения разных уровней и систем, навыки влияния и воздействия на других, эмпатические способности и т.д.

орудийные (или инструментальные) основания - это психологические и иные средства, которые используются в психопрактике для достижения ее целей (результатов). Одни из них, собственно, принадлежат непосредственно человеку (голос, интонация, тело, движение, прикосновение, мимика, жесты и т.д.), другие, будучи отделимыми от него, все же сливаются с его образом (прическа, одежда, украшения, разного рода личные атрибуты), третьи целиком являются внешними (музыка, свет, цвет, видео, многообразные вещи, химические и биологические вещества, аппараты физического воздействия, природа, животные, растения и др.), четвертые уже принадлежат тому, на кого производится воздействие (его тело, его одежда, его телесные позы, дыхание и т.д.). Существенно, что любая вещь может стать инструментом психологического воздействия, если ее используют именно с психологической целью. В ряде случаев праксические и орудийные основания сливаются в одно целое, являясь сторонами одного паттерна действия (слово как навык и слово как средство воздействия).

Феноменальные (объектные) основания психологической практики - это совокупность психических, психологических, психосоматических и социально-психологических явлений, которые психологическая практика выделяет, с которыми непосредственно работает, на которые воздействует, которые интерпретирует, концептуализирует и т.д. Каждая практика имеет дело со своим набором феноменов, со своим специфическим феноменальным пространством: психофизиологические - с психосоматикой, бихевиоральные практики - с поведенческими паттернами, психоаналитические - со свободными ассоциациями, сновидческой реальностью, когни-тивистские - с ментальными дескрипциями и отношениями, трансперсональные - с мистическими переживаниями и т.д.

мотивационные, концептуальные, реляционные, методологические и прак-

сические основания относятся к уровню субъекта; орудийные - частично к субъекту, частично занимают пространство между субъектом и объектом, опосредуя их взаимодействие; феноменальные - к объекту психопрактики. Но важно, что все они заданы от субъекта: ему принадлежит не только мотивационная, концептуальная, реляционная, методологическая или праксическая составляющие практики, но и орудийная - ведущий практику определяет, что именно будет средством психологического воздействия и в каком отношении, и феноменальная - представитель данной конкретной практики один ряд феноменов игнорирует как несущественный и даже несуществующий, другой ряд, наоборот, акцентирует, интерпретирует и использует в своей работе. Другими словами, структура психологической практики является субъектной, она сформирована по преимуществу субъектными интенциями: мотивационными, концептуальными, ценностными, методологическими, операциональными и иными. Таким образом, вертикальная структура психопрактики соотнесена со структурой личности: мо-тивационные основания психопрактики сопоставлены с мотивационной и волевой сферами личности, концептуальные - познавательной, когнитивной, реляционные - ценностной и эмоциональной, методологические - познавательной и операциональной, праксические - операциональной, деятельностной, орудийные - операциональной и телесной.

Тем самым структура оснований психологической практики есть вертикальная структура ее субъекта, она одна и та же. В то же время следует различать общую вертикальную структуру психологической практики и актуализированную. Если в общей вертикальной структуре практики все психопрактические основания равно выражены и детально представлены, то актуализированная имеет более и менее проявленные компоненты, обусловленные теми конкретными целями и задачами, которые

решаются в ходе данного психопрактического процесса. То есть на уровне мотива-ционных оснований имеется свой паттерн, обусловленный текущей психопрактической (консультационной, терапевтической, тренинговой и др.) ситуацией; он соответственно устанавливает определенный выбор частных концептуальных, реляционных, методологических, праксических, орудийных и феноменальных оснований, их своеобразный рисунок.

При этом одни из этих оснований в целом также более акцентированы по отношению к другим в соответствии с целями и задачами этого психопрактического процесса. К примеру, если речь идет о психотерапии, то на стадии диагностических процедур (цель психотерапевтическая, но задача диагностическая) на первый план выходят феноменальные основания (набор выраженных поведенческих и личностных феноменов), они соотносятся с концептуальными и реляционными основаниями (то есть с представлением о психической реальности и отношением к выделяемым феноменам в данной школе психологии). при этом происходит определенная концептуализация феноменов и постановка диагноза, остальные основания либо менее выражены, либо латентны. На следующей стадии более выражены методологические основания (выбор психотерапевтических процедур). И лишь на последующих этапах ведущая роль принадлежит праксическим и орудийным основаниям (проведение собственно психотерапии). понятно также, что все основания обусловлены теми психологическими направлениями и школами, в рамках которых осуществляется данная практика.

Психопрактические аспекты

С уровня мотивационных оснований психопрактики детерминируется ее ас-пектное содержание, то есть определяется вид психопрактической деятельности и совокупность действий, необходимых для

достижения цели. Под психопрактическими аспектами понимаются существенные, относительно самостоятельные части психологической практики как деятельности, в которой они выступают как ее действия, подчиненные определенным целям (задачам). Другими словами, психопрактический аспект - это то содержание психопрактики, которое организовано ее определенной внутренней целью. Например, сформировать навык, раскрыть способность (развивающий аспект), или натренировать, улучшить работу некоторой функции (тре-нинговый), или нормализовать психическую деятельность в каком-то отношении (терапевтический), предупредить негативные последствия психического функционирования (профилактический), самостоятельно отрегулировать психические процессы в соответствии с некоторыми существенными критериями (регуляционный), найти или подсказать решение личностной проблемы (консультационный), задать содержательный фон психопрактики (контекстуальный), выявить личностную проблему и наметить пути ее решения вне реальной ситуации (игровой), удовлетворить некоторую дефицитарную потребность (компенсационный) и т.д.

полный спектр психопрактических аспектов состоит из нескольких десятков видов действий, которые подразделяются на деятельностнообразующие и дополнительные. Деятельностнообразующие психопрактические аспекты - это те виды действий, которые при генерализации образуют основные виды психологических практик и смежных видов деятельности. под генерализацией мы здесь понимаем превращение психопрактического аспекта в ведущую деятельность, обусловленную целью практики. К деятельностнообразу-ющим психопрактическим аспектам относятся: регуляционный (образует такой вид практики как психическая саморегуляция), профилактический (психологическая профилактика), тренинговый (тренинг), развивающий (практики личностного рос-

та), консультационный (консультация), терапевтический (психотерапия), диагностический (психодиагностика), обучающий (обучение психопрактикам), обеспечивающий (элемент другой специальной деятельности) (рис. 2).

Рис. 2. Актуализированная горизонтальная структура психологической практики на примере тренинга

На примере психологического тренинга это выглядит следующим образом. Когда психопрактический процесс является тренингом, в нем выделяется и подчеркивается упражняющая сторона конкретной психологической практики (здесь не рассматривается вопрос многообразия трактовок тренинга). То есть тренинг - это психопрактика, построенная как тренировка той или иной способности, функции и т.д. Если это тренинг ассертивности, то в нем содержатся упражнения, направленные на тренировку способности быть уверенным. Если это тренинг развития интеллектуальных способностей, то он тренирует интеллектуальную сферу. Если речь идет о тренинге партнерского общения, то в нем соответственно тренируются навыки эффективной коммуникации в группе, занятой совместной деятельностью, или само общение организовано как деятельность. Если говорят о холотропной сессии как о тренинге, то в ней, в частности, тренируются навыки выполнения определенных дыхательных упражнений и пребывания и осваивания трансперсональных сфер и т.д.

Дополнительные психопрактические аспекты - это те виды действий, которые являются необходимым элементом психо-

практики, но не образуют ее основные виды. К ним относятся: контекстуальный, управленческий, игровой, компенсационный, объективирующий, коммуникативный, интеграционный, дифференцирующий, концептуализирующий, исследовательский, образовательный, прогностический, экзистенциальный, жизнеобучаю-щий, рекреационный, поддерживающий, психосоматический, личностный, групповой, просоциальный, трансцендентный, этический, эстетический, нормативный, творческий и др. (см. рис. 2).

По сути, это содержание психопрактики принадлежит другим видам социальной практики или является для всех практик общим. Контекстуальное содержание психопрактики - ее основной фон, в сказкотерапии он сказочный, в танато-консультировании связан со смертью, в экзистенциальных практиках обусловлен основными смыслами жизни, в семейном консультировании определяется семейными взаимоотношениями, в социально-психологическом тренинге обусловлен развитием навыков общения, в тренинге личностного роста раскрывается в формах развития и т.д.

Точно так же свой контекст характерен для любой социальной деятельности. Управленческое содержание психопрактики выражается совокупностью процессов управления, которые в ней реализуются: это не только прямые или скрытые управленческие воздействия ведущего практику, но и процессы групповой саморегуляции, обратные связи и др. Вместе с тем существует специальная социальная практика управления. Игровое содержание практики аналогично такому социальному виду деятельности, как игра. В психопрактике оно решает задачу более легкого вхождения в сложные, критичные или сверхмотивированные проблемы. Это же верно и для других дополнительных психопрактических аспектов. Дополнительные психопрактические аспекты способны образовывать подвиды психологических практик, напри-

мер, для психотерапии: контекстная терапия, игровая терапия, компенсационная терапия, терапия общением, развивающая терапия, интегративная терапия, терапия творчеством и т.д.

Каждый конкретный психопрактический процесс приводит к генерализации определенного деятельностнообразующего аспекта и формированию одного из основных видов психологической практики. На рисунке 2 это показано для тренинга. Тре-нинговый аспект становится ведущим, целью такой практики является упражнение определенной психической функции (ряда функций), остальные психопрактические аспекты играют подчиненную роль, выполняя те задачи, которые возникают по мере реализации цели этой практики. Такой практике соответствует актуализированная горизонтальная структура ее субъекта. Если в общей горизонтальной структуре психопрактики все аспекты выражены одинаково, то в актуализированной один из них приобретает доминирующее значение (в соответствии с видом практики), а остальные образуют своеобразный рисунок, обусловленный целью и задачами данной конкретной практики.

помимо вертикальной и горизонтальной составляющих структура психологической практики имеет временную развертку, обусловленную динамическими процессами, присущими практике. Сама психопрактика включает в себя три вида динамики: личностную, групповую и системную. Все три вида динамики взаимосвязаны и тем не менее обладают собственными специфическими особенностями. Личностная характеризуется процессами временных или устойчивых индивидуальных изменений. Групповая - многообразными процессами, протекающими в группе. системная - это динамика самой психологической практики, выражаемая, прежде всего, в подвижном взаимном соотношении психопрактических аспектов, а также оснований и других компонентов практики.

Субъектом психопрактики могут выступать как отдельный индивид (практики психической саморегуляции), так и участник, в той или иной форме включенный в процесс групповой практики (парной или собственно групповой), но во всех случаях он является субъектом практики, только в разных отношениях (типология этих отношений имеет несколько вариантов). Здесь мы остановимся лишь на случае, когда в качестве субъекта практики выступает ее ведущий (тренер, консультант, психотерапевт или другой специалист), и динамика психопрактики будет развернута именно с этой наблюдательной позиции. Для ведущего возможны два рода динамики: личностная и его включенность в системную динамику практики. При этом личностной динамикой можно при теоретическом рассмотрении ситуации пренебречь, если полагать, что мы имеем дело со сформировавшимся специалистом (хотя, конечно, на деле для любого специалиста остается верным тезис, что личностные изменения того или иного рода продолжаются все время, вопрос только в их существенности и устойчивости). Но во всех случаях, если имеется психопрактический процесс, то наличествует его системная динамика, которая, в частности, с одной стороны, определяется субъектом практики - специалистом, с другой - отражается в нем и влияет на него. В общем случае системная динамика определяется подвижным взаимным соотношением психопрактических аспектов в ходе развертывания психологической практики. Однако для каждого психопрактического процесса она своя, хотя некоторые закономерности, общие для всех практик, существуют.

Во всякой практике всегда представлен ее генеральный (ведущий) аспект как основная направляющая линия, но при этом его выраженность в отдельных эпизодах практики диктуется возможностью достижения цели практики через ряд подцелей. Для любой практики характерна выраженность в ее начале управленческого и контекстуального аспектов, они же сохраняют

свою значимость и на последующих этапах практики в ходе выполнения отдельных задач, то более, то менее явно присутствуя по мере ее развертывания. В той или иной степени в динамике практики, особенно на начальных этапах, присутствует диагностическая составляющая. Обычно в психопрактике также представлены в той или иной степени выраженности все деятель-ностнообразующие аспекты, что подчеркивает большинство исследователей. при этом их выраженность проявляется от минимальной, нулевой до максимальной, когда они подчиняют себе на какое-то время весь психопрактический процесс. Например, в ходе тренинга может возникнуть психотерапевтическая ситуация, и пока она не будет более-менее конструктивно разрешена, она либо будет существенно влиять на все другие процессы, либо развернет всю ситуацию на себя. В психопрактическом процессе также регулярно возникает необходимость консультативных, исследовательских и концептуализирующих действий, по мере того как возникают те или иные проблемы, которые требуют осмысления, изучения и привязки к теории. Генерализованный психопрактический аспект, помимо общей представленности в форме основной направляющей линии развертывания практики, также присутствует и в своих частных проявлениях как рядовой аспект, выполняя узкую функцию. Регулярным элементом практики является также объективирующий аспект, поскольку внутреннее психическое содержание, возникающее в ходе выполнения тех или иных психотехник, требуется отрефлекси-ровать, проанализировать, сравнить с переживаниями других участников и как-то отнестись к нему. Это происходит в форме проговоров, рисунков, телесной экспрессии и других способов самовыражения. Такой же анализ верен и в отношении других психопрактических аспектов.

системная динамика психопрактики может быть прорисована со стороны каждого из участников практики. со сторо-

ны ведущего она разворачивается, с одной стороны, в плане того, как он формирует психопрактическое пространство, с другой - в отношении того, как это пространство воздействует на него и меняет его управленческие посылы. Ведущий имеет некоторую иерархическую систему представлений о том, как будет осуществляться психопрактический процесс. Эта система выстроена из его общих знаний о практике, личного опыта, предварительного планирования предстоящего процесса, знакомства с участниками практики, учета других обстоятельств. Запущенный им процесс далее вызывает многообразные реакции участников, которые хотя и в известных отношениях и до определенной степени будет правильным игнорировать, но в целом необходимо гибко учитывать в последующих управленческих воздействиях, чтобы этот процесс состоялся в качестве успешного.

Временная структура психологической практики

Временная структура психологической практики в соответствии с ее системной динамикой выглядит следующим образом. В начале практики актуализированы генерализированный психопрактический аспект (например, тренинговый), управленческий и контекстуальный (в зависимости от

особенностей конкретного процесса могут быть актуализированы и другие). Тренинго-вый и контекстуальный аспекты представлены в ясном поле сознания субъекта практики, протекающих психических процессах и его действиях как основные компоненты практики, в соответствии с которыми она начинает развертываться, а управленческий аспект демонстрирует, собственно, момент этой представленности и степени выраженности. Затем в поле сознания выступают по мере необходимости другие аспекты - диагностический, консультационный, терапевтический, частный тренинговый, саморегуляционный, развивающий, исследовательский, объективирующий и т.д.; соответственно активизируются психические процессы и осуществляются действия, их обеспечивающие. В какой-то момент практика достигает критического этапа, характеризуемого по отдельным аспектам пиковыми значениями, и это определяет наиболее напряженное и предельно сосредоточенное состояние ведущего. Далее все аспекты в целом становятся менее выраженными, хотя это идет в определенных фазах большей и меньшей проявленности с тем, чтобы практика была завершена в спокойной тональности (за некоторым исключением). И все это в целом выражает временную структуру психопрактики. Достаточно условно эта структура представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Пример временной структуры психологической практики в тренинге

Классификация психологических практик

Таким образом, структура психологической практики в общем виде представлена в вертикальном отношении основаниями психопрактики, в горизонтальном - психопрактическими аспектами. Когда эта структура актуализирована, то есть активизирована для проведения конкретного психопрактического процесса, в ней происходит генерализация соответствующего аспекта, который организует этот процесс согласно специфической цели практики и подчиняет себе другие психопрактические аспекты.

В самом психопрактическом процессе структура практики представлена временной составляющей, которая отражает системную динамику практики в виде взаимного подвижного соотношения выраженности психопрактических аспектов. Эта временная структура представляет собой организацию и координацию во времени активных психических процессов, реализующих данную психопрактику.

Такая теоретическая репрезентация структуры психологической практики выступает, в свою очередь, базой для ряда классификаций практик. Собственно, каждое основание практики, психопрактические аспекты и виды динамики выступают критериями классификационного анализа. Некоторые классификации были представлены выше. Здесь мы приведем пример классификации психопрактик по критерию концептуальных оснований.

Для американской практической психологии можно выделить следующие типы психопрактик по основным направлениям в психологии, которые сегодня характерны для США.

следует заметить, что частично это деление верно для европейской и российской практической психологии. Но российская практическая психология сегодня представляет довольно сложное явление,

в котором непросто определить исчерпывающим образом ведущие концепции. Психопрактики подразделяются на бихе-виоральные, психоаналитические, гуманистического направления, когнитивные и трансперсональные. Далее возможно подразделение по школам каждого из основных направлений, которые получили развитие в США.

Так, для психоаналитического направления основными школами будут: классический психоанализ Зигмунда Фрейда, аналитическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, психосоматика В. Райха, психоанализ К. Хорни, гуманистический психоанализ э. Фромма, психоанализ э. эриксона -каждая из них сформировала свою практику (рис. 4).

подобное подразделение выполнимо и для других направлений. Так, Л. Крэснер в 1971 году выделял пятнадцать различных школ поведенческой психотерапии (это будет верно и для поведенческих практик в целом).

Рис. 4. Классификация психологических практик по направлениям и школам в психологии

Заключение

В заключение следует отметить, что проведенный теоретический анализ содержания психологической практики помог определить общность различных ее видов, выявить механизм формирования основного вида практики и трансформации одного вида в другой (генерализация деятельност-нообразующего психопрактического аспекта), показал основные компоненты структуры практики. Выделенные компоненты структуры позволяют сравнивать практики между собой по ясным критериям, устанавливать степень развитости практики, отсутствие у нее определенных элементов. Эвристический потенциал этой концепции дает возможность прогнозировать направления развития практик в отношении дополнения их до полной структуры. Данная концепция содержит также значительный объем критериев для разнообразных классификаций психопрактик.

Литература

1. Битянова М.Р. Психология личностного роста. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь. Теория и практика. - К.: Освита Украины, 2007.

3. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. - М.: Смысл; МГППУ, 2003.

4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - М.: Изд-во «Ось-89», 2000.

5. Каган В.Е. Искусство общения. Что такое психотерапия? - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.

6. Карвасарский Б.Д. (ред.) Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер, 2000.

7. Карицкий И.Н. Теоретико-методологическое исследование социально-психологических практик. - М.; челябинск: Социум, 2002.

8. Карицкий И.Н. Психологическая практика: базовая структура. - М.: МАПН, 2006.

9. Клюева Н.В. Объяснение и понимание в психологическом консультировании // Ме-

тодология и история психологии. - 2008. -Вып. 1. - С. 137-144.

10. Лихи Т. История современной психологии. - М.; СПб.: Питер, 2003.

11. Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии. - Ярославль: МАПН, 2006.

12. Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. - СПб.: Речь, 2001.

13. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции индивидуальных стилей саморегуляции человека. - М.: Наука, 2001.

14. Решетников М.М. Психотерапия в России: история и современность // Московский психотерапевтический журнал. - 2001. -№ 3. - С. 37-48.

15. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. - СПб.: Речь, 2003.

16. Сироткина И.Е., Смит Р. «Психологическое общество» и социально-политические перемены в России // Методология и история психологии. - 2008. - Вып. 3. - С. 7390.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. - М.: Изд. центр «Академия», 2006.

18. Хозиев В.Б. К вопросу о месте консультативного метода исследования в грядущей парадигме психологии // Методология и история психологии. - 2007. - Вып. 1. -С. 190-206.

19. Appelbaum S.A. The Future of Individual Psychotherapy / In: Stefan De Schill, Serge Lebovici (Eds.) The Challenge for Psychoanalysis and Psychotherapy: Solutions for the Future. - Jessica Kingsley Publishers, 1999. - P. 87-96.

20. Gross M. The Psychological Society. - NY, 1978.

21. Jeroen J. and Peter V.D. (Eds.). A Social History of Psychology. - Blackwell Publishers, 2003.

22. Kilpatrick W. Faith and Therapy // First Things. - 1999 February. - Vol. 90. - P. 21-26.

23. McPherson F.M. Psychologists and the European Economic Community // The Psychologist: Bulletin of the British Psychological Society. - 1988. - N 1(9). -P. 353-355.

24. Pate R.H. The Counselor in a Psychological Society // Personnel and Guidance Journal. -1980 Apr. - Vol. 58. - N 8. - P. 521-524.

THEORETICAL EXPLICATION OF THE CONTENT OF PSYCHOLOGICAL PRACTICE

I.N. KARITsKY K.D. Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl

in this article represent the structure of psychological practice in three «dimensions»: 1) vertical (psychological practice base), 2) horizontal (psychological practice aspects), 3) temporal (psychological practice dynamics). Psychological practice is seen as a given subject. The main types of psychological practices considered psychotherapy, counseling, self-control, prevention, training, practice of personal growth. Based on the selected structure data classification analysis of psychological practices.

Keywords: psychological practice, psychological practice basis, psychological practice aspects, psychological practice dynamics, classification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.