Научная статья УДК 159.9
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-46-51 NIION: 2018-0077-4/21-049 MOSURED: 77/27-024-2021-04-248
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.9 - Юридическая психология и психология безопасности
Сравнительный анализ защитных механизмов личности сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики и Республики Казахстан
Айчурок Акжолтоевна Зайырбекова
Академия управления МВД России, Москва, Россия, aa_navsegda@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена изучению и сравнительному анализу защитных механизмов личности сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики и Республики Казахстан. Служба в правоохранительных органах зачастую сопряжена с повышенной ответственностью, высокими психическими и физическими перегрузками, работой в экстремальных условиях, все это способствует тому, что у сотрудников в течение служебной деятельности вырабатываются конструктивные или деструктивные защитные механизмы психики. Представлены результаты исследования защитных механизмов сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики и Республики Казахстан. В исследовании приняли участие 100 сотрудников, 50 человек -представители Кыргызстана, 50 человек - представители Казахстана. Сотрудники, принявшие участие в исследовании занимают разные должности в своих странах. У респондентов изучались защитные механизмы с помощью опросника «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте, который выгодно отличается относительной простотой и высокой информативностью. Эмпирические данные, которые были получены в ходе исследования подверглись математическому анализу. Обработка данных проводилась помощью прикладных компьютерных программ «Excel 2010» и «SPSS 21.0». Достоверность различий определялась с помощью параметрического критерия t-Стъюдента.
Ключевые слова: защитные механизмы личности, отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование, сотрудники органов внутренних дел, психологическая подготовка, психика
Для цитирования: Зайырбекова А. А. Сравнительный анализ защитных механизмов личности сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики и Республики Казахстан // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 46-51. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-46-51.
Original article
Comparative analysis of protective mechanisms of the personality of employees of the internal affairs of the Kyrgyz Republic and the Republic of Kazakhstan
Aychurek A. Zayyrbekova
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia,
aa_navsegda@mail.ru
Abstract. The article is devoted to the study and comparative analysis of the protective mechanisms of the personality of employees of the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic and the Republic of Kazakhstan. Service in law enforcement agencies is often associated with increased responsibility, high mental and physical overload, work in extreme conditions, all this contributes to the fact that during their official activity, employees develop constructive
© Зайырбекова А.А., 2021
or destructive protective mechanisms of the psyche. The results of the study of the protective mechanisms of employees of the internal affairs bodies of the Kyrgyz Republic and the Republic of Kazakhstan are presented. The study involved 100 employees, 50 people - representatives of Kyrgyzstan, 50 people - representatives of Kazakhstan. The staff members who participated in the study occupy different positions in their countries. The respondents' defense mechanisms were studied using the Plutchik-Kellerman-Conte life style index questionnaire, which favorably differs in relative simplicity and high information content. The empirical data that were obtained during the study were subjected to mathematical analysis. Data processing was carried out using the applied computer programs «Excel 2010» and «SPSS 21.0». The significance of the differences was determined using the parametric Student's t test.
Keywords: personality defense mechanisms, denial, suppression, regression, compensation, projection, substitution, intellectualization, reactive education, employees of internal affairs bodies, psychological preparation, psyche
For citation: Zayyrbekova A. A. Comparative analysis of protective mechanisms of the personality of employees of the internal affairs of the Kyrgyz Republic and the Republic of Kazakhstan // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):46-51. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-46-51.
Актуальность. Деятельность в правоохранительных органах требует от личности высоких профессиональных качеств, морально-ценностных убеждений, психологической устойчивости. В разных странах СНГ существуют свои законодательства, требования, которые отличаются друг от друга, но правоохранительных органов почти всех стран мира, объединяет одно - это профилактика, предупреждение и пресечение правонарушений, преступлений. Служба в правоохранительных органах зачастую сопряжена с повышенной ответственностью, высокими психическими и физическими перегрузками, работой в экстремальных условиях, все это способствует тому, что у сотрудников в течение служебной деятельности вырабатываются конструктивные или деструктивные защитные механизмы психики.
Сотрудники органов внутренних дел в своей повседневной деятельности зачастую сталкиваются с конфликтными ситуациями. В целом профессиональная коммуникативная среда носит агрессивный характер, что связано с особенностями объекта труда: преступники, преступное поведение, факт преступления и т. д., что естественно предполагает конфликт, агрессию, как со стороны преступников, так и со стороны сотрудников органов внутренних дел. Следует отметить факторы, которые вызывают у сотрудников высокую напряженность: физические и психические нагрузки, высокая ответственность за принятие решения, высокая степень риска для жизни и здоровья сотрудника, дефицит времени [6].
Одним из главных направлений по совершенствованию деятельности правоохранительных органов является психологическая подготовка сотрудников. Ключевая цель психологической подготовки - это формирование у сотрудников готовности действовать четко, профессионально, грамотно, достигая высоких результатов с наименьшей потерей психологических и физических ресурсов. Необходимо постоянно вести работу с сотрудниками, повышать их психологическую устойчивость, развивать те психо-
логические качества, которые будут способствовать к эффективному выполнению поставленных задач. Психологическая подготовка состоит из трех основных частей: профессионально-психологическая ориентированность сотрудника; выработка алгоритма поведения при угрозе; знание приемов по защите себя от психотравмирующих факторов (защитные механизмы) [5].
Проблема. Защитные механизмы личности являются одним из важных составляющих психики. Основными функциями защитных механизмов являются обеспечение защитной функции психики личности от отрицательных эмоциональных волнений, переживаний, поддержание стабильности в психике человека в самых разных непредвиденных ситуациях, а также в разрешении внутриличностных конфликтов, разногласий. В 1894 году австрийский психолог З. Фрейд, впервые определил понятие «Защитные механизмы личности» в своей книге «Защитные нейропсихозы», немного позже данные определения изучались и другими учеными-исследователями, такими как Анна Фрейд, Келвин Холл, Гарднер Линдсей и др. [9].
Ведь с самого детства в психике человека формируются «защитные механизмы психики», которые оберегают, защищают психику от отрицательных, ненужных эмоциональных переживаний, а также обеспечивают стабильность и поддерживают психологический гомеостаз. Защитные механизмы психики также непосредственно участвуют в разрешении внутриличностных конфликтов, действуя как на бессознательном, так и на сознательном уровне.
Авторы современной психологии выделяют два основных диаметрально противоположных положения о роли психологической защиты личности. С точки зрения Л. Р. Гребенникова, А. Г. Бассина, Е. С. Романовой, Е. П. Соколовой, В. В. Ротенберга, психологическая защита, является эго-защитным механизмом в развитии личности и предполагает позитивный характер [3]. По мнению Э. И. Киршбаума,
В. А. Ташликова, И. Д. Стойкова, Ф. Е. Василюка, защитные механизмы являются отрицательными составляющими психики, и оказывают в большей степени вредное, отрицательное влияние на развитие индивида [2].
Защитные механизмы также рассматриваются некоторыми учеными как стратегия адаптации к социальным ситуациям. Целью защитных механизмов в данном контексте, является, приспособление и подгонка каждого человека, с его особенностями, слабостями и способностями, к требованиям ближнего и более дальнего социального окружения.
На сегодняшний день нет единой классификации защитных механизмов личности, но, по мнению большинства ученых-психологов следует отметить восемь базисных видов защит.
1. Отрицание - является одной из самой распространенной формой поведения человека, заключающийся в категорическом неприятии критики к себе со стороны других людей. Например, если человек болеет, то он отрицает свою болезнь и состояние, тем самым он находит в себе ресурсы продолжать бороться за свою жизнь, в данном случае это можно определить как положительный факт. Когда отрицание мешает человеку работать, жить, это обуславливается тем, что, человек не признавая критики в свой адрес он не хочет избавиться от уже имеющихся недостатков, что зачастую подвергаются справедливой критике - это является отрицательным фактом данного механизма защиты.
2. Компенсация - механизм психологической защиты, направленный на некое восполнение, а иногда и исправление своей реальной или воображаемой физической или психической неполноценности. Компенсация как один из видов защитных механизмов психики проявляется следующим образом: вместо развития слабых, неполноценных характеристик, качеств, человек начинает развивать качества, которые у него и так хорошо развиты, тем самым компенсируя собственный недостаток.
3. Регрессия - вид защитных механизмов, процесс, в котором человек возвращается к ранее прожитым, пройденным (детским, юношеским) этапам развития, состояниям, способам и формам функционирования интеллектуальной и эмоциональной деятельности, моделей поведения, психологических защит, объектных отношений.
4. Проекция - механизм психологической защиты, которая понимается как разделение человека на части. Это определенный процесс перекладывания (проецирования) на других людей свои эмоции, состояние, чувства, и ответственность за то, что происходит с самим человеком, стремление поместить вовне то, что принадлежит самому себе.
5. Реактивное образование - механизм, реализующийся двухступенчато: сначала, нежелательный импульс подавляется, а позднее на сознательном уровне проявляется совершенно ему противоположный. Противодействие зачастую заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким.
6. Рационализация - вид защитных механизмов, проявляется в объяснении человека ложных мотивов, которые приветствуются в обществе. При этом у личности сохраняется самоуважение, чувство самостоятельности, и не возникает тревога, волнение.
7. Вытеснение - механизм, представляющий собой процесс удаления из сознания чувств и мыслей, которые причиняют страдание человеку. Вытесняя личность перестает осознавать причины, вызывающие тревогу, а также не помнит трагических прошлых событий, освобождает себя от ненужных ему мыслей, ситуаций.
8. Замещение - определяется как проявление инстинктивного импульса, который переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Замещение также может проявляться в повышенной чувствительности взрослых людей к малейшим раздражающим моментам [8].
Анализируя теоретический обзор литературы, необходимо отметить, что в психологической науке способы реагирования и совладания с трудностями, стрессовыми ситуациями связаны с защитными механизмами личности. Несмотря на то, что сотрудники правоохранительных органов в своей деятельности сталкиваются с разными видами преступности, правонарушениями и сама деятельность ограничена различными нормами и регламентами, что зачастую под угрозой серьезных наказаний не позволяет действовать свободно, необходимо эффективно пользоваться конструктивными защитными механизмами психики, осознавая мотивы своего поведения, средства реагирования и быть ответственным за осуществленный выбор за себя. Также одним из важных психологических факторов, является психологическая устойчивость сотрудников, что является профессионально значимым и от нее зависит эффективность служебной деятельности. Неумение сотрудника регулировать свое психическое состояние, поведение, могут привести к отрицательным последствиям, как для него самого, так и для окружающих.
Описание эксперимента. В своем исследовании мы пытались проанализировать и сравнить защитные механизмы у сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики и сотрудников Республики Казахстан.
В исследовании приняли участие 100 сотрудников органов внутренних дел, из них 50 сотруд-
ников - представители Кыргызской Республики, 50 сотрудников - представители Республики Казахстан. Сотрудники, которые приняли участие в исследовании, работают на разных должностях.
В целях эмпирического исследования проблемы, нами было отобрано две выборки, первую выборку составили сотрудники из Кыргызстана, вторую группу испытуемых составили сотрудники из Казахстана.
Эмпирическая часть работы была спланирована и проведена по следующим этапам:
1. Формирование выборки испытуемых.
2. Определение методики для диагностики защитных механизмов личности.
3. Сравнительный анализ полученных результатов.
Для определения защитных механизмов личности мы использовали опросник «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте, был разработан Р. Плутчиком в соавторстве с Х. Р. Контом и Г. Келлерманом в 1979 году. Опросник предназначен для диагностики различных механизмов психологической защиты. Авторы методики считали, что защитные механизмы личности формируются для того, чтобы помочь индивиду справляться как с внешними, так и с внутренними напряжениями, также считали, что защитные механизмы тесно связаны с первичными эмоциями и острыми переживаниями. Итак, насчитывается восемь психозащит (виды защитных механизмов психики), которым свойственны сходства и полярности, также можно выделить противоположные пары защитных механизмов личности. Человеку свойственно использовать любой вид защит, но зачастую бывает одна или две главные, определив их, возможно, определить тип личности или диспозицию. Таким образом, основная суть данной методики ИЖС, заключается в выявлении типа личности и свойственные индивиду эмоции вместе с защитными механизмами. Привычные поведенческие механизмы и не позволяемая самому себе эмоция проливают свет на специфику психоэмоционального устройства человека, степень его осознанности и зрелости. Опросник выглядит в виде списка утверждений о самом себе, с которыми человек должен согласиться или не согласиться, после выполнения, подсчитывается количество положительных ответов. Таким образом, выявленным механизмам присваиваются количественные значения в зависимости от проявленности, интенсивности. Согласно данной методике всего восемь защитных реакций психики, каждая из которых оберегает психику от болезненного проживания в конкретной базовой эмоции: отрицание; подавление; регрессия; компенсация; проекция; замещение; интеллектуализация; реактивное образование.
Результаты эксперимента. Для сравнения группы «казахи» и группы «кыргызы» между собой, был использован критерий Т-Стьюдента для независимых выборок. Данные представлены в таблице и рис. 1, рис. 2.
Таблица 1
Эмпирические значения критерия Т-Стьюдента для независимых выборок
Названия шкал Среднее значение в группе «казахи» Среднее значение в группе «кыргызы» Эмпи-риче-ское значение критерия Уровень значимости
Отрицание 7,58±2,223 7,54±2,735 0,080 0,936
Подавление 5,24±2,471 5,58±2,214 -0,725 0,47
Регрессия 4,62±2,695 6,36±2,968 -3,069 0,003**
Компенсация 4,46±1,951 5,1±1,865 -1,677 0,097
Проекция 5,86±3,387 6,88±2,379 -1,743 0,085
Замещение 4,96±2,626 4,94±2,217 0,041 0,967
Интеллектуализация 7,78±2,27 7,4±2,03 0,882 0,38
Реактивное образование 4,26±1,904 5,46±2,27 -2,864 0,005**
Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** -р<0,001.
Выявлены значимые различия между группой «казахи» и группой «кыргызы» по шкале «регрессия» (Т=-3,069, р<0,01). Среднее значение в группе «казахи» (Х=4,62) меньше среднего значения группы «кыргызы» (Х=6,36). Данные значимые различия между группами, позволяют нам сделать вывод о том, что сотрудники органов внутренних дел Республики Казахстан в меньшей степени используют защитный механизм регрессия, чем сотрудники органов внутренних дел Кыргызской Республики. Функционирование регрессии заключается в прибегании к более ранним, менее зрелым образцам поведения, которые по мнению личности гарантируют безопасность и защиту.
6,36
Рис. 1. Сравнение групп «казахи» и «кыргызы» между собой по шкале «Регрессия» Были выявлены значимые различия между группой «казахи» и группой «кыргызы» по шкале «Реактивное образование» (Т=-2,864, р<0,01). В группе «казахи» среднее значение равно 4,26, это меньше среднего значения группы «кыргызы» равного 5,46.
4,62
Данные значения свидетельствуют о том, что сотрудники органов внутренних дел Кыргызской Республики, в большей степени используют защитный механизм, реактивное образование, чем сотрудники органов внутренних дел Республики Казахстан. Функционирование реактивного образования, заключается в преобразовании негативного чувства в позитивное или наоборот.
5,46
4,26
Рис. 2. Сравнение групп «казахи» и «кыргызы» между собой по шкале «Реактивное образование»
Эмпирические значимые различия, выявленные с помощью Т критерия - Стьюдента для независимых выборок, позволяют нам сделать следующий вывод:
1. Сотрудники органов внутренних дел Кыргызской Республики больше используют защитный механизм «реактивное образование», чем сотрудники органов внутренних дел Республики Казахстан.
При использовании защитного механизма «реактивное образование» происходит трансформация одной эмоции на прямо противоположную вследствие того, что личность не разрешает испытывать себе первичное чувство. Происходит борьба с неприемлемым полюсом за счета переноса акцента на приемлемый, неприемлемая часть перестает осознаваться, а приемлемая - гипертрофируется. Важно отметить, что скрываемый полюс не всегда бывает негативным.
2. Значимые различия между двумя группами были также обнаружены по шкале «регрессия». Сотрудниками органов внутренних дел Кыргызской Республики чаще используется данный механизм, чем сотрудниками органов внутренних дел Республики Казахстан. Регрессию, следует понимать как естественную реакцию психики, своего рода предохранитель от чрезмерной перегрузки, а перегрузки психики вполне характерны для деятельности сотрудников органов внутренних дел. Механизм регрессии находится на уровне подсознания, человек не всегда может его контролировать, если даже осознает причины своего поведения. С помощью регрессии человек приспосабливается в ситуации конфликта или тревоги, к более ранним, менее зрелым образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.
Вывод. В заключение можно сказать, что служба в правоохранительных органах сопряжена с необходимостью постоянно работать в режиме высо-
кого напряжения и самоотдачи. Отмечается много факторов снижающие резервы организма в целом, такие как, ненормированный рабочий день, контакт с асоциальными элементами, высокая степень риска, ответственности и многое другое. Несмотря на все трудности в службе, необходимо эффективно пользоваться конструктивными защитными механизмами психики, осознавая мотивы своего поведения, средства реагирования и быть ответственным за осуществленный выбор за себя.
Проведен сравнительный анализ защитных механизмов личности двух групп, первая группа - представители Кыргызской Республики, вторая группа - представители Республики Казахстан. Т критерий - Стьюдента для независимых выборок, показал значимые различия по двум шкалам «регрессия» и «реактивное образование».
Библиографический список
1. Будасси, С. А. Защитные механизмы личности. Программа спецкурса / С. А. Будасси. М. : Модус, 1998.
2. Василюк, Ф. Е. Процесс переживания / Ф. Е. Ва-силюк // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара, 2003. С. 309-336.
3. Гребенников, Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика / Л. Р. Гребенников. Мытищи, 1996. 115 с.
4. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебник для вузов / А. Г. Маклаков. СПб. : Питер, 2016. 583 с.
5. Мальцева, Т. В. Внутриличностные конфликты и пути их преодоления : учебное пособие / Т. В. Мальцева. Руза, 2012. 56 с.
6. Молчанова, Е. Ю. Личностная обусловленность выбора стратегий совладающего поведения сотрудников органов внутренних дел : автореф. дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Молчанова Екатерина Юрьевна ; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. Ростов н/Д, 2016. 23 с.
7. Налчаджян, А. А. Этнопсихологическая самозащита и агрессия / А. А. Налчаджян. Ереван : Оге-бан, 2000. 406 с.
8. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд. М., 2009. 245 с.
9. Фрейд, З. Основные принципы психоанализа / З. Фрейд. М., 2015. 480 с.
10. Штроо В.А. Исследование групповых защитных механизмов / В. А. Штроо // Психологический журнал. М., 2001. Т. 22. № 1. С. 5-15.
Bibliographic list
1. Budassi, S. A. Protective mechanisms of personality. The program of the special course / S. A. Budassi. M. : Modus, 1998.
2. Vasilyuk, F. E. The process of experiencing / F. E. Vasilyuk // Self-awareness and protective mechanisms of personality. A textbook. Samara, 2003. pp. 309-336.
3. Grebennikov, L. R. Mechanisms of psychological protection: genesis, functioning, diagnostics / L. R. Grebennikov. Mytishchi, 1996. 115 p.
4. Maklakov, A. G. General psychology : textbook for universities / A. G. Maklakov. SPb. : Peter, 2016. 583 p.
5. Maltseva, T. V. Intrapersonal conflicts and ways to overcome them: a textbook / T. V. Maltseva. Ruza, 2012. 56 p.
6. Molchanova, E. Y. Personal conditionality of the choice of coping behavior strategies of employees of inter-
nal affairs bodies : abstract. diss. ... cand. psychological sciences : 19.00.13 / Molchanova Ekaterina Yuryevna ; [Place of defense: Yuzh. feder. un-t]. Rostov n/A, 2016. 23 p.
7. Nalchajyan, A. A. Ethnopsychological self-defense and aggression / A. A. Nalchajyan. Yerevan : Oge-ban, 2000. 406 p.
8. Freud, A. Psychology of Self and protective mechanisms / A. Freud. M., 2009. 245 p.
9. Freud, Z. Basic principles of psychoanalysis / Z. Freud, M., 2015. 480 p.
10. Stroo V.A. The study of group protective mechanisms / V. A. Stroo // Psychological journal. M., 2001. Vol. 22. No. 1. pp. 5-15.
Информация об авторе
А.А. Зайырбекова - адъюнкт кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России.
Information about the author
A.A. Zayyrbekova - Adjunct of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization ofWork with Personnel of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Статья поступила в редакцию 02.11.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.
The article was submitted 02.11.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.
Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России : учебник / В. Д. Самойлов. М. :
ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 295 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
В учебнике отражены основы преподавания учебных дисциплин "Ан-дрогогика", "Педагогика", "Психология" и "Педагогическая психология".
Предназначен для содействия в подготовке студентов (курсантов) и адъюнктов (аспирантов) к выполнению профессионалфьных обязанностей в качестве научных работников (исследователей) и педагогических работников (исследователь-преподаватель) в системе высшего образования России, овладению систематизированными представлениями, знаниями, умениями и навыками; формированию групп общекультурных и профессиональных, а также универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
По своему содержанию учебник ориентирован на усвоение обучающимися профессиональной квалификации "Исследователь. Преподаватель-исследователь" и может быть полезен начинающим педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам в системе высшего образования и соискателям ученых степеней (ученых званий).
Mlj&Eír
■НД.:ЮТ)Г1 ВЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ИЯСИКЛЛэГип n-NtTLM- высшего с&рамвании FTCGttí
Г-н С Iи:-г.-:п
■ л ■ 14
Л
№К