Научная статья на тему 'Психологические особенности прогнозирования деятельности сотрудников ОВД с учетом механизмов психологической защиты'

Психологические особенности прогнозирования деятельности сотрудников ОВД с учетом механизмов психологической защиты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1202
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ / КОНФЛИКТ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПОЛИЦИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ / ОТРИЦАНИЕ / ВЫТЕСНЕНИЕ / РЕГРЕССИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ / ПРОЕКЦИЯ / РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОГРАММА / PROFESSIONAL BURNOUT / PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS OF PERSONALITY / CONFLICTS / PREDICTION / POLICE / EXTREME SITUATIONS / UNCONSCIOUS REACTIONS / NEGATION / CROWDING OUT / REGRESSION / COMPENSATION / PROJECTION / REACTION FORMATION / PROFESSIOGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белинская Д. Б., Антонова Э. А., Зайцева Е. С.

Для продуктивной деятельности сотрудника органов внутренних дел, необходимо наличие важных профессиональных качеств, а так же мотивации, служащей механизмом оправдания и психологической защитой и способствует выполнению задач, в том числе служебных. Целью исследования было выявить особенности функционирования механизмов психологической защиты у курсантов Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя и их влияние на профессиональную деятельность с учетом ее специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of forecasting activities of law enforcement officers, taking into account the psychological defense mechanisms

For the productive work of police officers, we need useful professional qualities. Also we should remember about the motivation, justification and serving mechanisms of psychological defense and it contributes to the objectives including service tasks. The goal of our research was to reveal features of functioning of the mechanisms of psychological protection of the students of the Moscow University of the MOI of Russia named VY Kikot. Also in this article we are talking about its effects on professional activity in view of its specific features.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности прогнозирования деятельности сотрудников ОВД с учетом механизмов психологической защиты»

УДК 1 ББК 88

психологические особенности

прогнозирования деятельности

сотрудников овд с учетом механизмов

психологической защиты

дарья борисовна БЕлинскля,

доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры юридической психологии УНК ПСД, Московского университета МВД России им В.Я. Кикотя E-mail: [email protected];

ЭЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА АНТОНОВА, старший преподаватель кафедры юридической психологии УНК ПСД, Московского университета МВД России им В. Я. Кикотя,

E-mail: [email protected]; ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА ЗАЙЦЕВА, преподаватель-методист методического отдела управления учебно-методической работы УНК ПСД, Московского университета МВД России им В. Я. Кикотя,

E-mail: [email protected] Рецензенты: доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя В.В. Простяков.

кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, подполковник полиции О.Б. Алпатова

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Для продуктивной деятельности сотрудника органов внутренних дел, необходимо наличие важных профессиональных качеств, а так же мотивации, служащей механизмом оправдания и психологической защитой и способствует выполнению задач, в том числе служебных. Целью исследования было выявить особенности функционирования механизмов психологической защиты у курсантов Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя и их влияние на профессиональную деятельность с учетом ее специфики.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, механизмы психологической защиты личности, конфликт, прогнозирование, полиция, экстремальные ситуации, бессознательная реакция, отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, реактивное образование, профессиограмма.

Annotation. For the productive work of police officers, we need useful professional qualities.Also we should remember about the motivation, justification and serving mechanisms of psychological defense and it contributes to the objectives including service tasks. The goal of our research was to reveal features of functioning of the mechanisms of psychological protection of the students of the Moscow University of the MOI of Russia named VY Kikot. Also in this article we are talking about its effects on professional activity in view of its specific features.

Keywords: professional burnout, psychological defense mechanisms of personality, conflicts, prediction, police, extreme situations, unconscious reactions, negation, crowding out, regression, compensation, projection, reaction formation, professiogram.

Одной из наиболее актуальных проблем кадровой политики МВД России является профилактика синдрома профессионального выгорания и формирование оптимальных способов реагирования на стрессовые ситуации.

Переживание стресса и управление им относятся к центральным аспектам профессионально-важных

качеств сотрудников органов внутренних дел, в особенности, — оперативных подразделений [6].

В формировании психологической системы деятельности особое место принадлежит подсистеме профессионально важных качеств. Они выступают в роли тех внутренних психологических характеристик субъекта, в которых отражаются внешние специфические

воздействия факторов конкретного трудового процесса, выступающих в форме профессиональных требований к личности [6], также механизмов психологических защит личности. Для продуктивной деятельности сотрудника, необходимо наличие важных профессиональных качеств, мотивации, служащей механизмом оправдания и психологической защитой, когда динамическая система напряжений, то есть мотивация достигает стабилизации и способствует выполнению задач, в том числе служебных.

Изучению проблемы развития отдельных профессионально важных качеств и их структуры в деятельности, а также формированию подсистемы профессионально важных качеств посвящены работы В.А. Бодрова, В.Л. Марищука, В.Д. Шадрикова и В.Н.Дружинина, а также их сотрудников.

Попытки ученых проанализировать и понять сложнейшую проблему, прогнозирования поведения личности в конфликте, а так же конфликт в профессиональной деятельности привели к созданию психологических концепций внутриличностных конфликтов. Огромный вклад в изучение данной проблематики внесли зарубежные авторы психоаналитического направления: З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, К. Юнг, К. Роджерс. Среди отечественных ученых внутрилич-ностные конфликты исследовали психофизиологии, нейропсихологии, психологи, социальные психологи, психиатры, социологи такие, как А. Лурия, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, Н. Левитов, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Р.М. Грановская, Г.М. Андреева, Е.С. Романова и др.

Сотрудники полиции регулярно имеют дело с жестокими, импульсивными представителями преступных слоев общества, рискуют жизнью, сталкиваются с такими страданиями и ужасами, которые остальные видят с безопасного для здоровья расстояния газетных страниц, телевизионных экранов. В дополнение к каждодневной, однообразно тяжелой работе, полицейские часто являются мишенью для критики и обвинений со стороны граждан, средств массовой информации, системы правосудия, прокуратуры, собственной администрации [11].

Экстремальные ситуации закрепляются в виде определенного травмирующего опыта, а в некоторых случаях ведут к развитию обширного посттравматического расстройства. Свойственные полицейским активность, решительность сменяются инертностью, незаинтересованностью, циничностью, ощущением неполноценности и неудовлетворенности выполняемой профессиональной деятельностью как реакцией на профессиональный стресс. Это ведет к появлению противоречивых тенденций, порождает внутренний конфликт. Помимо рабочих стрессов, связанных со спецификой работы и административным давлением, негативное воздействие на сотрудника оказывает ухудшение домашних и служебных отношений, усугубляя совокупный эффект усталости, который изнашивает защитные механизмы психики сотрудника, делая его еще более уязвимым для стрессов. [11]

Проблематика профессионального выгорания

была поднята в конце 19- начале 20 веков в рамках социологии. Позднее, в середине 20 века, началось психологическое исследование синдрома эмоционального выгорания. Несмотря на то, что этот феномен изучен достаточно глубоко, не единой классификации его симптоматического комплекса. Кроме того разнятся и его определения. Среди зарубежных ученых, изучавших это явление, можно выделить К. Маслач, Энцман и Кляйберг, среди отечественных — Н. Е. Водопьянову, В.В. Бойко.

Вопрос об аспектах механизмов совладания личности со стрессовыми ситуациями рассматривался еще в конце 19 века Зигмундом Фрейдом при исследовании особенностей функционирования защитных механизмов психики.

В изучение защитных механизмов психики внесли вклад такие ученые, как Анна Фрейд, Карен Хорни, Ф.В. Бассин, Б.Д. Карвасарский, Б.В. Зейгарник. Существует множество классификаций защит по разным основаниям, также не существует единого взгляда на определение этого феномена.

Анализ литературы по проблеме позволяет сделать вывод, что в настоящее время существует большое количество удачных попыток интеграции значительной части теоретического и эмпирического знания о защитных механизмах в единую концепцию. Одной из таких является «Структурная теория защит Эго», разработанная доктором психологии, профессором Робертом Плутчиком с соавторами в 1979 году.[9] Метод, использованный при ее создании, включает ряд теоретических постулатов и эмпирических процедур. В нем есть попытка интегрировать психоаналитическое понимание природы защитных механизмов с психометрическими техниками разработки тестов. Кроме того, он вобрал в себя многое из структурных моделей эмоций и диагнозов в целях обеспечения многозначного контекста. Системность и универсальность теоретической модели обосновывают попытку вынести ее за рамки интрапсихической сферы жизнедеятельности субъекта и применить для решения некоторых проблем возрастной и педагогической психологии.

Личность человека способна меняться в течение всей его жизни [7]. Изменяться могут его взгляды, ценности, внутреннее восприятие, отношение к тем или иным явлениям и событиям. Некоторые изменения происходят постепенно, поэтому не всегда заметны и явны для человека, а иногда происходящие перемены заставляют индивида меняться, работая над собой, прилагая усилия. Как правило, именно второй случай перемен в человеке не остается в сфере бессознательного, а осознается и заметно для него. Однако существует и третий вариант изменений личности человека, когда стрессовое событие оказывается слишком травмирующим, сознание отгораживается от этого и изменение происходит благодаря бессознательным реакциям. По мнению Р.М. Грановской [1], бессознательные реакции способны переработать раздражающий фактор в приемлемый для сознания человека и уже не травмирующий его инцидент. Действие таких процессов осуществляется помимо воли человека, но направ-

лено на улучшение психического и эмоционального состояния человека, и поэтому называется неосознанным или бессознательным регуляторным механизмом. Чаще всего такую функцию организма называют механизмом психологической защиты личности [1]. Такие механизмы призваны оберегать психику человека от излишних нагрузок, эмоциональных напряжений, негативных чувств, защищать от истощения и психических срывов [2].

В современных публикациях, посвященных обсуждаемой проблеме, единодушно признается тот факт, что механизмы защиты находятся между потребностью личности и ее удовлетворением. Отсюда, по мнению Р.М. Грановской, защита есть зеркальное отражение возможного, но не реализованного личностью процесса мотивации или отражение неосуществленных, но в прошлом желаемых целей [1]. Тогда непродуктивность для личности действия психологических защит связана с несовпадением целей и средств их достижения в поведении человека или нарушением меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию, или поведением человека прямо противоположным целям.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана; они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума [8].

Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета долговременной перспективы. Ее цель достигается через дезинтеграцию поведения, нередко связанную с возникновением деформаций и отклонений в развитии личности [7].

Таким образом, суть механизма психологической защиты заключается в поддержании постоянства и стабильности внутреннего состояния человека. Именно поэтому так велика его роль в жизни курсантов, постоянно сталкивающихся с проблемами и трудностями, нарушающими их внутреннее состояние.

Современная наука выделяет целый ряд механизмов психологической зашиты личности. Среди них основными являются следующие [1]: вытеснение, сублимация, регрессия, рационализация, проекция, замещение, интеллектуализация, идентификация, обособление, воображение

Проблема взаимосвязи защитных механизмов психики с профессиональным выгоранием у сотрудников полиции изучена недостаточно, но в современной социально-экономической и политической обстановке необходимо совершенствовать меры профилактики реагирования на стрессовые ситуации, что позволило нам провести исследование вышеназванной проблемы.

В своем исследовании мы придерживаемся теории Р. Плутчика, выделяющий восемь защитных механизмов, составляющих сферу психологической защиты. Из них же были синтезированы общие определения каждого механизма. Каждое определение использует-

ся для обозначения универсального содержания каждой защиты [8].

Отрицание — отсутствие осознания личностью определенных событий, элементов жизненного опыта или чувств, болезненных в случае их осознания.

Вытеснение — интенсивная попытка субъекта исправить или найти подходящую замену реальной или мнимой, физической, а так же психологической собственной несостоятельности.

Регрессия — возвращение личности в состояние стресса через ранние или более незрелые паттернам поведения и удовлетворения.

Компенсация — предназначена для сдерживания личностью чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку индивида исправления или нахождения замены этой неполноценности.

Проекция — бессознательное отражение индивидом собственных эмоционально неприемлемых мыслей, свойств или желаний и приписывание их другим людям.

Замещение — развивается индивидом для сдерживания эмоции гнева, направленной на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения.

Интеллектуализация — нахождение индивидом правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами.

Реактивные образования — предупреждение выражения неприемлемых личностью желаний, особенно сексуальных или агрессивных, путем развития или подчеркивания противоположного отношения и поведения.

Проведенные исследования Е.С. Романовой, С. Романовым, Р. Плутчик доказывают факт влияния внутриличностных конфликтов и механизмов психологической защиты на поведенческую деятельность профессионала. Мы постарались выявить закономерность профессиональных качеств в системе ОВД и влияние механизмов психологической защиты на профессиональную поведенческую деятельность курсанта, что поможет нам правильно составить професси-ограмму сотрудника, разрешить профессиональные конфликты и способствовать их предупреждению. [9]

Объектом нашего исследования курсанты факультета подготовки психологов, экономического факультета, международно-правового факультета, факультета Московского университета МВД РФ, в количестве 80 человек. Юношей — 46, девушек — 34. В исследовании были использованы следующие методы психологического исследования: — изучение документации — классный журнал, психограмма. Учитывая важное значение мотивации для получения достоверных результатов, мы можем сказать, что заинтересованности среди юношей и девушек не наблюдалось, что усложнило нашу диагностическую работу. Для увеличения заинтересованности нами оговаривалась анонимность исследования (в этом случае указывают-

ся только порядковые номера испытуемых).

На основе полученных данных можно сказать, что курсанты 4 факультетов в своей деятельности проявляют следующие механизмы защиты: отрицание, компенсация, замещение и проекция.

Рассмотрим краткие характеристики данных механизмов психологической защиты, полученные в результате контент-анализа:

На международно-правовом факультете преобладал механизм защиты отрицание — наиболее ранний онтогенетический и наиболее примитивный механизм защиты субъектом. Отрицание развивается личностью с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение. В свою очередь, это может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему. В результате индивид получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих. Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушать доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности. К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам.

На выделение данного механизма психологической защиты курсантов повлияли следующие данные. 65% курсантов считают себя оптимистами, креативными личностями. У 53% курсантов отличные отношения с коллегами. 89% — уверенные в себе личности. 68% курсантов участвуют в общественной жизни университета. 56% испытуемых считают себя успевающим курсантом. У 60% — хорошие взаимоотношения с родителями и они удовлетворены своим социальным положение. Такие высокие показатели по данным вопросам соотносятся с проявлениями механизма защиты отрицание, следовательно, дают основания полагать о наличии у курсантов международно-правового факультета этого механизма.

Экономический факультет основным механизмом защиты выделио реактивное образование, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей». Реактивное образование развивается для сдерживания радости субъектом обладания определенным объектом (например, собственным телом) и возможности использования его определенным образом (например, для агрессии). Механизм предполагает, что личность выработает поведение прямо противоположной установки.

На выделение данного механизма психологической

защиты курсантов повлияли следующие данные. 65% курсантов расстраиваются из-за неудач. 64% — переживают за свою успеваемость. 68% курсантов любят порядок. 56% испытуемых считают себя успевающим курсантом. У 60% хорошие показатели в учебе. Такие высокие показатели по данным вопросам соотносятся с проявлениями механизма защиты реактивные образования, следовательно, дают основания полагать о наличии у курсантов экономического факультета этого механизма.

Факультет подготовки специалистов криминальной полиции в процессе проведенного исследования выбрана была механизмом психологической защиты проекция, респонденты с этим механизмом защиты сравнительно рано развиваются в онтогенезе сдерживание чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств, как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне. Особенности такого защитного поведения в норме: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениями, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

На выделение данного механизма психологической защиты курсантов повлияли следующие данные. 62% курсантов хотят занимать руководящие должности в коллективе. 56% курсантов не удовлетворены своим социальным положением. 57% курсантов не приемлют несправедливость в университете. 68% курсантов участвуют в общественной жизни университета. 56% испытуемых считают себя успевающим курсантом. У 60% — хорошие взаимоотношения с родителями и они удовлетворены своим социальным положение. Такие высокие показатели по данным вопросам соотносятся с проявлениями механизма защиты проекция, следовательно, дают основания полагать о наличии у курсантов факультета подготовки специалистов криминальной милиции этого механизма.

Курсанты факультета подготовки психолог основным механизмом защиты в деятельности выделили интеллектуализацию, которая развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование. Образование данного механизма принято соотносить с фрустрациями, связанными у курсантов с неудачами в конкуренции со сверстниками. Предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией. В этот кластер входят следующие механизмы: аннулирование, сублимация и рационализация. Последняя подразделяется на рационали-

зацию актуальную, предвосхищающую, для себя и для других, постгипнотическую и проективную и имеет следующие способы: дискредитация цели, дискредитация жертвы, преувеличение роли обстоятельств, утверждение вреда во благо, переоцениванием имеющегося и самодискредитация.

На выделение данного механизма психологической защиты курсантов повлияли следующие данные. 65% курсантов считают основным мотивом поступления на службу в правоохранительные органы — карьерный рост. 51% курсантов обширно и подробно описывает свой профессиональный портрет будущего. 75% хорошо учатся. У 68% хорошие отношения с коллегами и родителями. 56% испытуемых считают себя успевающим курсантом. Такие высокие показатели по данным вопросам соотносятся с проявлениями механизма защиты интеллектуализация, следовательно, дают основания полагать о наличии у курсантов факультета подготовки психологов этого механизма.

Задачей исследования было выявить особенности функционирования механизмов психологической защиты. Для этого использована была методика Р. Плут-чика «Диагностика типологий психологической защиты». Полученные данные на международно-правовом факультете были занесены в таблицу, где буквами A, B, ^ D, E, F, G, H обозначены соответствующие механизмы психологической защиты отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивные образования. Пре-мобладающим механизмом психологической защиты на международно-правовом факультете является A (отрицание) — 75 баллов (среднее групповое значение), что составляет 60 %. B (вытеснение) — 50,55 баллов — 10 %; C (регрессия) — 41,4 балла — 5 %; D (компенсация) — 56,6 баллов — 25 %; F (замещение) — 44,05 баллов — 5 %; H (реактивные образования) — 47,7 баллов — 5 %.

Графически полученные данные представлены в виде диаграммы:

лизация) — 62 балла — 10 %.

Графически полученные данные представлены в виде диаграммы:

На факультет подготовки специалистов криминальной полиции преобладающим механизмом психологической защиты является E (проекция) — 78,25 баллов — 85 %. A (отрицание) — 55,8 баллов — 5 %. B (вытеснение) — 41,85 баллов — 5 %; C (регрессия) — 52,45 баллов — 5 %

Графически полученные данные представлены в виде диаграммы:

На факультете подготовки психологов преобладающим механизмом психологической защиты является G (интеллектуализация) — 91,5 баллов — 75 %. E (проекция) — 58,05 баллов — 5 %.; B (вытеснение) — 66,85 баллов — 5 %; F (замещение) — 62,9 балла — 5 %.

Графически полученные данные представлены в виде диаграммы:

У курсантов экономического факультета как мы уже подчеркивали преобладающим механизмом психологической защиты является H (реактивные образования) — 79 баллов (среднее групповое значение), что составляет 65 %. D (компенсация) — 62,25 баллов — 5 %; F (замещение) — 50,05 баллов — 5 %; E (проекция) — 50,8 баллов — 15 %; G (интеллектуа-

Корреляционный анализ полученных данных по способам поведения в негативных ситуациях и механизмам психологической защиты, проведенный с по-

мощью STATISTICA 6.0. Были получены следующие результаты (Таблица 1) р < 0,5000 N=80

Анализируя полученные данные положительная корреляция наблюдается по категориям:

• поиск поддержки — отрицание;

• повышение самооценки — вытеснение;

Эмпирическое исследование особенностей механизмов психологической защиты дало следующие выводы:

Каждому из 4 исследуемых факультетов Московского университета МВД РФ: подготовки психологов, экономическому, подготовки специалистов криминальной полиции, международно-правовому соответствует специфический способ преодоления негативной ситуации;

Способы преодоления негативной ситуации положительно коррелируют с механизмами психологической защиты;

Каждому из 4 исследуемых факультетов Московского университета МВД РФ соответствует один из механизмов психологической защиты;

Каждому способу поведения в негативной ситуации соответствует свой механизм психологической защиты.

№ Факультет Способ преодоления негативной ситуации Механизм психологической защиты

1. Международно-правовой Поиск поддержки Отрицание

2. Экономический Самообвинение Реактивные образования

3. Подготовки специалистов криминальной полиции Поиск виновных Проекция

4. Психологический Анализ проблемы Интеллектуализация

Подводя итог проведенной работы, нужно сказать, что значимость конфликтов в современном мире велика. Велика она и для курсантов университета, которые постоянно сталкиваются с конфликтными ситуациями. Существуют различные определения и классифи-

• самообвинение — реактивные образования;

• анализ проблемы — вытеснение, замещение, интеллектуализация;

• поиск виновных — проекция.

Курсивом также были выделены данные, показавшие отрицательную корреляцию, при которой увеличение одной переменной связано с уменьшением другой переменной.

кации, но всех их объединяет утверждение о влияние конфликтов на жизнь и деятельность человека.

Литература

1. Грановская Р.М. Психологическая защита. СПб.: Речь, 2007. — 476 с.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб: Питер, 2008. —

3. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов. Изд.: Щит-М, 2005. — 441 с.

4. Лефевр В.А., Смолян Г.Л. Алгебра конфликта. Изд.4. — М.: URSS, 2011. — 72 с.

5. Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Конфликтология. М.: Щит-М, 2004. — 136 с.

6. Приказ МВД РФ от 11.02.2010г. №80 «О морально-психологическом обеспечении ОСД ОВД РФ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека/ под ред. А.А. Реа-на. — М.:АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2010. — 651 с.

8. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. — Мытищи.: Талант, 2006. — 144 с.

9. Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. — 464 с.

10. Фрейд А. Эго и механизмы психологической защиты. М.: АСТ, 2008. — 160 с.

11. Човдырова Г.С., Клименко Т.С. Клиническая психология. Общая часть. Изд.: Юнити-Дана: Закон и право, 2010 г. — 247 с.

12. http://www.psychology.ru/

13. http://psychlib.ru/mgppu

14. http://www.psy.msu.ru/links/

Таблица 1

Поиск поддержки Повышение самооценки Самообвинение Анализ проблемы Поиск виновных

Отрицание 0,32 0,05 0,03 -0,21 -0,06

Вытеснение -0,05 0,28 -0,30 0,47 -0,13

Регрессия -0,16 -0,16 0,23 -0,08 -0,01

Компенсация 0,06 0,04 0,10 -0,04 -0,06

Проекция -0,04 -0,06 -0,23 -0,16 0,38

Замещение -0,27 0,06 0,14 0,32 -0,29

Интеллектуал. -0,29 -0,04 0,06 0,50 -0,45

Реакт. образов. -0,24 -0,41 0,49 0,02 -0,37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.