Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Финогенко Е.А.

В данной статье рассмотрены основные особенности младшего подросткового возраста как кризисного периода; проявления агрессии этом возрасте встречаются все чаще, чем обусловлена важность внедрения в систему воспитания и образования детей коррекционно-развивающих программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Финогенко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

УДК 1

Финогенко Е.А.

Студент

Оренбургский государственный медицинский университет

(Россия, г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ

ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные особенности младшего подросткового возраста как кризисного периода; проявления агрессии этом возрасте встречаются все чаще, чем обусловлена важность внедрения в систему воспитания и образования детей коррекционно-развивающих программ.

Ключевые слова: младший подростковый период, агрессия, агрессивность, коррекционно-развивающая программа.

Период младшего подросткового возраста ограничен рамками 10-13 лет. Именно в этом возрасте у детей формируются, закрепляются устойчивые формы поведения, черты характера, приемы эмоционального реагирования, способы и приемы совладания, решения жизненных проблем, реакции на фрустрацию и мн. др. Этот период характеризуется становлением личного "Образа-Я", обретением необходимых знаний и навыков общения со сверстниками и со взрослыми, становлением позиции в обществе.

Э. Эриксон основной составляющей подросткового кризиса считал поиски идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в эмоциональной, социальной и профессиональной сферах [4].

Агрессивные проявления у детей встречаются в современном мире все чаще. Мы можем наблюдать учащение жестокого поведения у детей и младших подростков по отношению друг к другу, животным и т.д. Как правило, вовремя не скорректированное поведение приводит к дезадаптации во многих сферах жизнедеятельности. Рост детской преступности, в основе которой лежит жесткость и агрессия, требует незамедлительного применения особых мер в воспитании и образовании детей. Особенно важным исследование агрессивности является в младшем подростковом возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда предпринятые корректирующие меры будут иметь максимальный эффект.

Агрессия, по определению А. Басса, — это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения [2]. Агрессивное поведение всегда имеет агрессивную ориентацию, которая проявляется в действиях, направленных против личности. Существует связь между объективной ситуацией, агрессивным поведением и действием опосредующих причин: готовность к агрессии (злость, гнев) и интерпретация для себя данной ситуации [1].

Дети берут знания о том, как себя вести, в первую очередь, из семьи, получают знания при взаимодействии со сверстниками, из книг, телевизионных передач и пр. По мнению известного психотерапевта В. Оклендер, ребенок, "который обнаруживает деструктивное поведение, - человек, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды... У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию" [5]. Агрессия - это способ выражения своего гнева, протеста. Ребенок зачастую неспособен самостоятельно справлять со слишком сильными и бурными для него чувствами, ему необходима в этом помощь взрослых, и если он не получает ее, не видит поддержки и признания, то его поведение становится деструктивным, так как он просто не знает, как адекватно реагировать на многие стимулы из внешней среды, особенно социальной.

Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена в основном для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Необходимо научение их основным навыкам общения, отреагирования своих эмоций, направления энергии на активную социально полезную деятельность, использования адаптивных копинг-стратегий и др.

Наиболее эффективной методологической основой программ коррекции агрессивного поведения детей могут быть системный семейный подход, когнитивно-поведенческое, личностно - ориентированное направление. Каждый подход будет более приемлем в зависимости от специфики проблем ребенка, нуждающегося в коррекции его агрессивного поведения. Если истоки его дезадаптивных проявлений находятся в семье, то лучше всего работать со всей семьей как системой. Если у младшего подростка формируются или уже сформировались какие-либо автоматические мысли, убеждение, то тогда более эффективной будет работа в рамках когнитивно-поведенческого подхода. И безусловно, принципы гуманистического направления будут полезны при работе с любым подростком, потому что так или иначе ему нужна поддержка, отношения, построенные на доверии.

Основными целями психокоррекционных программ могут стать: обучение подростков приемам эффективной коммуникации, стимулирование развития их коммуникативной культуры; формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях; формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, понимание необходимых психологических ресурсов, их использование и развитие.

Развитие мотивации является одним из наиболее важных моментов работы с детьми, проявляющими агрессивное поведение. Змановская Е.В. утверждает, что отклоняющееся поведение имеет место постольку, поскольку работают механизмы его сознательной и бессознательной мотивации. Человек с девиантным поведением имеет устойчивую мотивацию к сохранению девиации. Стимулирование мотивации изменения поведения можно назвать самой главной задачей и самой большой трудностью психолого-социального воздействия на личность [3].

Оценить эффективность программы коррекции агрессивного поведения младших

подростков можно по следующим составляющим:

1. повысится мотивация к изменению агрессивного поведения:

2. начнут использоваться приемы саморегуляции агрессивного поведения в виде самоконтроля и самоанализа;

3. повысится уровень межличностных взаимоотношений;

4. случаи агрессивного поведения будут гораздо реже либо исчезнут. Внедрение коррекционно-развивающих занятий в программы обучения и

воспитания детей и подростков должны быть своевременными, а сами занятия систематическими. В младшем подростковом возрасте дети восприимчивы к различного рода интервенциям, поэтому важно учитывать личностные особенности каждого ребенка и стимулировать его к позитивным изменениям. Любая коррекционно-развивающая работа будет приносить свои плоды, если специалист будет относиться к каждому как к уникальной личности, способной развиваться и изменяться, расти и совершенствоваться.

Используемая литература:

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. -- М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издатель ский центр «Академия», 2003. — 288 с.

Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2005. — 416 с.

Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии /Пер. с англ. — М.: Независимая фирма "Класс", 1997. — 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.