Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / метод обучения / учебный проект / дидактические принципы / исследование / project activity / teaching method / educational project / didactic principles / research

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харабаджах Мелия Наримановна

Современный мир характеризуется динамичностью и быстротой изменений во всех сферах жизни. В связи с этим, высшее образование обязано адаптироваться к новым реалиям и предоставлять студентам возможность приобретения навыков и знаний, необходимых для успешной карьеры и развития личности. Одной из ключевых задач высшей школы является создание методов обучения, которые позволят студентам освоить сложные дисциплины и развить свои способности к самостоятельной работе. Одной из таких методик является применение проектных технологий обучения в вузе. Данное решение дает возможность обучающимся активно принимать участие в образовательном процессе, учиться самостоятельно получать информацию, развивать критическое мышление и коммуникацию. В научной работе мы рассмотрим особенности применения данных технологий обучения в вузе, а также их влияние на эффективность образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern world is characterized by dynamism and rapid changes in all spheres of life. In this regard, higher education is obliged to adapt to new realities and provide students with the opportunity to acquire the skills and knowledge necessary for a successful career and personal development. One of the key tasks of higher education is to create teaching methods that will allow students to master complex disciplines and develop their abilities to work independently. One of these methods is the use of project-based learning technologies at the university. This solution gives students the opportunity to actively participate in the educational process, learn to receive information independently, develop critical thinking and communication. In the scientific work, we will consider the features of the use of these learning technologies in higher education, as well as their impact on the effectiveness of the educational process.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

индивидуальным факторам. В 1930-е годы, в связи с нарастающим политическим контролем идеологии над наукой, советская психология стала преследоваться за "буржуазные уклоны" и была фактически запрещена.

Выводы. Современное состояние психологии в России. Современная психология в России прошла через ряд изменений и препятствий за последние десятилетия. После распада Советского Союза в 1991 году психологи столкнулись с новыми вызовами и возможностями. Постсоветский период был связан с экономическим кризисом, социальными изменениями и переходом к рыночной экономике. Постсоветская психология была ориентирована на изучение личности, взаимоотношений и социальных проблем [8, С. 370]. Она активно адаптировалась к новым условиям, включая влияние западной психологии и исследования. Важные направления исследований включают психологию личности, социальную психологию, психологию здоровья и клиническую психологию. Психологическая наука и исследования в России получили признание и развитие. Созданы множество университетских исследовательских центров и лабораторий, а также национальные и региональные психологические ассоциации. Психологические конференции и семинары проводятся регулярно, предоставляя форум для обмена идеями и новыми исследованиями.

• Существуют различные проблемы современной российской психологии, включая: Недостаток финансирования и ресурсов: Многие психологические исследования и программы в России сталкиваются с ограниченным финансированием и доступом к современным технологиям и оборудованию. В результате этого уровень развития психологии в России может быть отставать от других стран.

• Ограничения в области научных исследований: Существуют проблемы с получением разрешений на проведение психологических экспериментов и исследований, особенно в области клинической психологии и психиатрии. Это может затруднять развитие знаний и практического применения психологических методик и терапевтических подходов.

• Отсутствие официальных стандартов и лицензирования: В России отсутствуют универсальные стандарты и требования к психологической практике и образованию. Это может приводить к тому, что в области психологии работают люди с различным уровнем квалификации, что может негативно сказываться на качестве оказываемых услуг.

• Недостаточная осведомленность об области психологии: Существует широко распространенное непонимание и недоверие к психологии, особенно к психотерапии. Это может создавать преграды для людей, которые нуждаются в психологической помощи, и приводить к отказу от поиска подходящей терапевтической поддержки.

• Отсутствие культуры заботы о психическом здоровье: В России существует меньшая осведомленность о психическом здоровье и его поддержке, чем в некоторых других странах. Это может привести к недооценке важности психического здоровья и запаздыванию в развитии психотерапевтических и реабилитационных услуг.

• Отсутствие сотрудничества с другими научными областями: В России существует ограниченное сотрудничество между психологами и представителями других научных областей, таких как нейробиология и социология. Это может препятствовать развитию интегративных и междисциплинарных подходов к изучению человеческого поведения и ментальных процессов [4, С. 149].

Литература:

1. Воробьев, B.C. К 100-летию со дня смерти Вильгельма Вундта (1832-1920) / B.C. Воробьев // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2020. - № 4. - С. 88-94. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/k-100-letiyu-so-dnya-smerti-vilgelma-vundta-1832- 1920/viewer

2. Игнатова, B.B. История психологии: курс лекций / В.В. Игнатов; СибГУ им. М.Ф. Решетнева. - Красноярск, 2019.-76 с.

3. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней / А.Н. Ждан. - 2004. - 576 с.

4. Карицкий, H.H. Актуальные проблемы истории психологии (по материалам журнала «Методология и история психологии») / H.H. Карицкий // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - №1. - С. 148-153. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-istorii-psihologii-po-materialam-zhurnala-metodologiya-i-istoriya-psihologii/viewer

5. Константинов, B.B. История психологии: учебное пособие / В.В. Константинов. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007 - 144 с.

6. Леоненко, И.О. История психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / И.О. Леоненко / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург: [б. и.], 2013 - 132 с.

7. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. / Т.Д. Марцинковская. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.

8. Морозов, С.М. История психологии: учебник / С.М. Морозов. - М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2019. - 376 с.

9. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в. Учеб. пособие / М.Г. Ярошевский. - М., 1996.-416 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Современный мир характеризуется динамичностью и быстротой изменений во всех сферах жизни. В связи с этим, высшее образование обязано адаптироваться к новым реалиям и предоставлять студентам возможность приобретения навыков и знаний, необходимых для успешной карьеры и развития личности. Одной из ключевых задач высшей школы является создание методов обучения, которые позволят студентам освоить сложные дисциплины и развить свои способности к самостоятельной работе. Одной из таких методик является применение проектных технологий обучения в вузе. Данное решение дает возможность обучающимся активно принимать участие в образовательном процессе, учиться самостоятельно получать информацию, развивать критическое мышление и коммуникацию. В научной работе мы рассмотрим особенности применения данных технологий обучения в вузе, а также их влияние на эффективность образовательного процесса.

Ключевые слова: проектная деятельность, метод обучения, учебный проект, дидактические принципы, исследование.

Annotation. The modern world is characterized by dynamism and rapid changes in all spheres of life. In this regard, higher education is obliged to adapt to new realities and provide students with the opportunity to acquire the skills and knowledge necessary for a successful career and personal development. One of the key tasks of higher education is to create teaching methods that will allow students to master complex disciplines and develop their abilities to work independently. One of these methods is the use of project-based learning technologies at the university. This solution gives students the opportunity to actively participate in the educational process, learn to receive information independently, develop critical thinking and communication. In the scientific work, we will consider the features of the use of these learning technologies in higher education, as well as their impact on the effectiveness of the educational process.

Key words: project activity, teaching method, educational project, didactic principles, research.

Введение. Существующие дидактические методы иногда не соответствуют требованиям современного общества и не позволяют студентам получить необходимые навыки и знания. В связи с этим, поиск новых методик обучения становится все более актуальным.

Проектное обучение является одной из наиболее действенных методик, которые позволяют обучающимся активно вовлекаться в процесс обучения и развивать свои способности к самостоятельной работе. Таким образом, обучающиеся в высших учебных заведениях эффективно применяют полученные знания на практике.

Изложение основного материала статьи. Метод проектов обладает богатой историей развития, в условиях современности обретя огромную популярность. Он применяется в образовательном процессе практически каждой страны.

В.В. Гузеев определяет учебный проект как задание для студентов, сформулированное в виде проблемы, а также как целенаправленную деятельность и форму организации взаимодействия субъектов учебного процесса [1].

Е.К. Чиркова считает, что учебный проект - это результат работы обучающихся над каким-то проектом. Этот результат ничто иное, как новый продукт, который создаётся самими студентами, начиная с идеи и заканчивая воплощением.

Проектные инновационные технологии - это методы и подходы к обучению, которые активизируют творческую и активную деятельность студентов. Они предполагают решение командой студентов практических исследовательских задач, проектирование различных объектов и создание инновационных проектов.

Проектные технологии основываются на принципах конструктивного обучения, взаимодействия студентов и проблемно-ориентированного подхода. Они позволяют студентам развивать навыки сотрудничества, критического мышления, анализа и самостоятельности.

Основные принципы применения проектных технологий в высшем образовании:

1. Самостоятельность студентов.

Принцип самостоятельности студентов заключается в том, чтобы дать им возможность самостоятельно принимать решения и контролировать свой процесс обучения. Это означает, что студенты должны иметь свободу выбора темы проекта или задания, которое они будут выполнять [2]. Они также должны иметь возможность определять свои цели и задачи работы, а также планировать свое время и ресурсы для достижения этих целей.

Для успешной реализации этого принципа необходимо создать подходящую образовательную среду, которая будет способствовать развитию самостоятельности студентов. Например, можно предоставить им доступ к различным источникам информации и материалам для самостоятельного изучения. Также можно проводить тренинги по развитию навыков планирования и организации работы.

2. Активность.

Данный принцип основывается на том, что студенты активно участвуют в образовательном процессе, получали знания и навыки, а затем применяли их на практике, решая реальные проблемы. Для этого необходимо организовать работу над проектом, который будет иметь конкретную цель и задачи.

Начать необходимо с выбора темы и цели работы. Далее следует разработка плана действий для достижения поставленных целей. В ходе выполнения проекта изучаются новые материалы, проводятся различные исследования, анализ данных и находятся решения для исключения проблем.

Одним из ключевых элементов проектной деятельности является обратная связь. Учителя должны следить за работой студентов и давать им конструктивную критику, чтобы помочь им улучшить свою работу. Также важно поощрять самостоятельность и творческий подход к решению задач.

3. Творчество студентов.

Проектные технологии предполагает использование нестандартных подходов к решению задач и созданию конечных продуктов. Студенты должны проявлять творческий подход и инновационное мышление при выполнении проекта.

4. Интеграция знаний и навыков.

ПТО позволяет интегрировать различные дисциплины и области знаний для решения конкретной проблемы. Это помогает обучающимся лучше понимать связи между различными предметами и развивать комплексное мышление. Например, при создании проекта по созданию робота, студенты используют знания из физики, математики, программирования и дизайна. Это помогает им увидеть, как различные предметы взаимосвязаны и как они могут быть применены для достижения конкретной цели.

5. Ориентация на результат.

В процессе выполнения проекта студенты должны ориентироваться на конкретный результат, который они хотят достичь. Это помогает более эффективно использовать свое время и ресурсы, а также повышает мотивацию к обучению.

Когда студенты имеют четкое представление о том, что они хотят достичь в результате своей работы, это помогает им более осознанно выбирать необходимые для этого шаги и ресурсы. Кроме того, ориентация на результат может служить мощным стимулом для студентов, поскольку они видят, как их усилия приводят к конкретным результатам и как эти результаты полезны для них самих или других людей.

Проектная методика является одним из методов применения профессионально-ориентированного обучения в высшем образовании. Она активно используется для подготовки студентов к реальной профессиональной деятельности, развития их творческого и проектного мышления, формирования навыков работы в команде и управления проектами.

Основными элементами проектной методики в высшем образовании являются:

1. Формирование проектных групп: студенты объединяются в группы для совместной работы над проектом. Группы бывают как постоянными, так и временными в зависимости от задачи, которую необходимо выполнить.

2. Определение задачи проекта: студенты получают конкретную задачу, которую они должны выполнить в рамках проекта. Задача должна быть практически значимой и актуальной, чтобы стимулировать студентов к активной работе и поиску креативных решений.

3. Планирование: студенты разрабатывают план работы, где ставят конкретные цели и задачи, определяют сроки и ресурсы, важные для их достижения [3]. Планирование проекта позволяет структурировать работу и обеспечить ее эффективность.

4. Работа над проектом: студенты активно приступают к выполнению задач проекта, используя свои знания и навыки, полученные в процессе обучения. Они проводят исследования, анализируют данные, разрабатывают концепции и прототипы, тестируют их, делают выводы и предлагают рекомендации.

5. Презентация: после завершения работы над проектом студенты представляют результаты своей работы перед аудиторией, состоящей из преподавателей, экспертов или работодателей. Они демонстрируют свои достижения, обосновывают принятые решения, отвечают на вопросы и получают обратную связь.

Командная работа представляет собой организацию студентов в небольшие группы, где они должны совместно решать задачи, работать над проектами или разрабатывать идеи. В таком формате студенты имеют возможность применить свои навыки и знания, а также научиться сотрудничать, общаться и решать проблемы в группе.

За основу командной работы можно взять конкретную проблему, связанную с предметной областью или определенным процессом, которую студенты должны исследовать и найти решение. Работа в команде позволяет студентам разделить задачи и ответственности между собой, обмениваться идеями и навыками, а также совмещать свои усилия для достижения общей цели.

Организация командной работы может включать в себя несколько этапов. В начале студенты формируют команды, где каждый член команды имеет свою роль и задачи. Далее они изучают проблему, определяют основные вопросы, которые необходимо исследовать, и разрабатывают план работы.

Для решения задачи команда может провести исследование, анализ данных, обсуждение и аргументацию различных вариантов решения, применить полученные знания и навыки из других дисциплин. В зависимости от задачи, команда может использовать различные инструменты и методы, такие как моделирование, симуляция, анкетирование или эксперимент.

В конце работы команды представляют свои результаты и обсуждают полученные выводы с другими группами или преподавателем. При этом оценивается как результат работы каждого студента, так и эффективность работы команды в целом [4].

Преимущества командной работы включает в себя развитие навыков коммуникации, установление доверительных отношений между участниками, а также повышение мотивации и интереса к обучению. Кроме того, командная работа способствует развитию критического мышления, аналитических способностей и самостоятельности студентов.

Проектные технологии предполагают использование современных информационных технологий для создания и реализации проектов. Это может включать в себя использование программного обеспечения для моделирования, анализа данных, создания презентаций и т.д.

Одним из эффективных методов является создание интерактивных образовательных программ. Такие программы включают различные формы контроля и оценки знаний студентов, а также позволяют решать проблемы и выполнять практические задания. Интерактивность образовательных программ позволяет студентам самостоятельно исследовать тему, задавать вопросы, проводить эксперименты и находить решения.

Также информационные технологии позволяют использовать различные онлайн-ресурсы, такие, как электронные книги, статьи, видео-лекции и т.д., которые можно использовать в качестве дополнительного материала для изучения определенной темы. Благодаря этому, студенты самостоятельно осваивают новые материалы в удобное для них время.

Использование компьютерных моделей и симуляций позволяет студентам визуализировать сложные процессы и явления, проводить виртуальные эксперименты и анализировать полученные результаты. Такой подход наглядно демонстрирует им принципы работы различных систем и устройств для лучшего понимания изучаемого материала.

В итоге, применение проектных технологий с использованием информационных технологий в высшем образовании позволяет студентам активно участвовать в образовательном процессе, развивать критическое мышление, сотрудничать с другими студентами, а также самостоятельно исследовать и осваивать новые знания и навыки. Это помогает им подготовиться к решению реальных профессиональных задач и успешной карьере.

Преимуществами использования проектных технологий в образовательном процессе являются:

1. Активизация обучения. С использованием проектных технологий студенты становятся активными участниками образовательного процесса. Они сами определяют цели и задачи проекта, разрабатывают планы и оценивают полученные результаты. Такой подход стимулирует интерес к учебным предметам и мотивирует студентов на достижение высоких результатов.

2. Развитие компетенций. Проектные технологии способствуют развитию компетенций, необходимых для успешной реализации проектов. Студенты учатся планировать, организовывать работу команды, принимать решения, работать с информацией и использовать современные информационные технологии. Навыки востребованы на рынке труда и могут существенно повысить конкурентоспособность выпускников.

3. Повышение мотивации. Участие в проектных технологиях дает возможность ощутить связь между учебным материалом и его практическим применением. Студенты видят цель и результат своей работы, что стимулирует их интерес и мотивацию к обучению. Таким образом, обучающиеся без труда преодолевают пассивность и безразличие к учебе.

Примеры проектных технологий обучения:

1. Интерактивное моделирование. Студенты создают модели объектов или процессов с помощью компьютерных программ или других средств. Они изучают принципы функционирования объекта, взаимодействуют с моделью и проводят эксперименты для получения результатов.

2. Создание социальных проектов. Второй пример проектной технологии обучения связан с созданием социальных проектов. Студенты работают в группах, чтобы идентифицировать и решить социальные проблемы в их обществе или школе. Благодаря этому опыту, они развивают навыки критического мышления, разработки планов, коммуникации и социальной ответственности.

3. Организация научно-исследовательской работы. Другим примером проектной технологии обучения является организация научно-исследовательской работы. Студенты сами выбирают тему для исследования, проводят эксперименты, анализируют данные и представляют свои результаты. Пополняются знания студентов в определенной области, а также приобретаются навыки научного исследования, решения проблем, организации работы в команде и самостоятельности.

Одним из главных преимуществ проектных технологий обучения является их способность развивать навыки работы в команде и коллаборативного взаимодействия. В рамках проектных заданий студенты часто работают в группах, развивая навыки эффективной коммуникации, взаимного уважения и распределения ролей. Эти навыки являются важными не только в учебной среде, но и в реальной профессиональной деятельности. Кроме того, проектные технологии обучения создают базу для развития навыков самостоятельной работы и исследовательского мышления. Вместо пассивного усвоения информации они активно вовлекаются в процесс обучения, анализируют проблемы, ищут и предлагают решения, участвуют

в обсуждениях и дебатах. Благодаря этому происходит формирование критического мышления, самоконтроля и саморегуляции.

Одной из основных проблем, связанных с использованием проектных технологий, является отсутствие единого подхода к их реализации. Каждый преподаватель самостоятельно определяет методы и средства обучения, что приводит к несистематичности и неэффективности образовательного процесса. Кроме того, отсутствие единой методологии и стандартов обучения затрудняет оценку качества образования и сравнение результатов обучения студентов разных курсов и специальностей.

Еще одной проблемой является недостаточная техническая оснащенность аудиторий и лабораторий, что ограничивает возможности использования современных информационных и коммуникационных технологий в обучении. Недостаточное количество компьютеров, проекторов, доступа к сети Интернет и другого оборудования ограничивает возможности студентов в использовании современных технологий и инструментов для решения задач.

Кроме того, одной из главных проблем является низкая мотивация студентов к участию в проектных технологиях обучения. Многие студенты предпочитают традиционные методы обучения, так как они более привычны и понятны. Отсутствие мотивации и интереса со стороны студентов может привести к низкой активности и неполному освоению материала.

Наконец, одной из главных трудностей, связанных с использованием проектных технологий, является необходимость разработки и поддержки большого количества дополнительных материалов и ресурсов. Проектные технологии обучения требуют значительного количества информации, которая должна быть систематизирована и доступна для студентов. Это требует значительных усилий и ресурсов со стороны преподавателей и администрации вуза.

Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы создать исследовательскую и творческую атмосферу, в которой каждый участник вовлечен в активный познавательный процесс. В рамках проекта обучающиеся исследуют определенную тему, разрабатывают план действий, собирают и анализируют информацию, принимают решения, разрабатывают и реализуют конкретные идеи.

Метод проектов также подразумевает сотрудничество между студентами. Они работают в группах, обмениваются идеями, делятся ответственностью. Это значительно помогает развитию коммуникативных навыков, формированию умения быть частью коллектива.

Немаловажным аспектом метода проектов является его практическая направленность. Студентам необходимо применять на практике полученные знания, решая реальные проблемы и создавая конкретные продукты. Так эффективнее усваивается материал и развивается творческое мышление. Данный процесс требует определенного подхода. Ниже представлены практические рекомендации, которые помогут эффективно внедрить проектные технологии в образование:

1. Целевая ориентация. Определите конкретные цели, которые должны быть итогом проектной работы. Цели зачастую связаны с приобретением новых знаний, улучшением навыков, решением четко поставленных проблем или разработкой конкретного продукта. Ясное определение целей поможет обучающимся и преподавателям сосредоточиться на конечных результатах.

2. Групповая организация. Формирование групп соответственно навыкам и интересам студентов позволит эффективно использовать их потенциал. Каждый участник группы должен иметь свою роль и задачи. Также важно установить четкую коммуникацию и ответственность между членами группы.

3. Реальные задачи. Предложите практические задачи, которые будут интересны студентам и позволяют им применить свои знания в реальной ситуации. Такие задачи могут быть связаны с анализом данных, разработкой программного продукта или решением практических проблем.

4. Ресурсы. Обеспечьте студентам необходимые ресурсы, которые понадобятся для выполнения проектных задач. Это может быть доступ к компьютерам, Интернету, библиотечным ресурсам, экспертам и т.д. Удостоверьтесь, что студенты имеют доступ к достаточному количеству ресурсов для успешного завершения проекта.

5. Регулярный мониторинг и обратная связь. Отслеживайте ход выполнения проекта и предоставляйте студентам конструктивную обратную связь. Это поможет студентам продвигаться вперед и корректировать свою работу в соответствии с поставленными целями.

6. Рефлексия. По окончании проекта проведите рефлективные дискуссии, чтобы студенты могли оценить свою работу и извлечь уроки из проектного опыта. Так обучающиеся лучше осознают, в чем они сильны и слабы, развивают саморефлексию и самооценку [5].

Выводы. Проектная деятельность обладает высокой эффективностью, позволяя обучающимся развивать свои навыки и умения в рамках конкретного проекта. Организация требует от преподавателя соблюдения конкретных дидактических принципов.

Принцип целостности - это ключевой принцип организации проектной деятельности. Он заключается в том, что все элементы системы должны быть взаимосвязаны и влиять на формирование ее целостности. Преподаватель должен учитывать все аспекты проекта, начиная от выбора темы и заканчивая оценкой результатов.

Исследовательские проекты особенно полезны, так как они показывают, что знания, полученные через практическую деятельность, запоминаются лучше и дольше, чем просто факты и статистика.

Литература:

1. Алашеева, С.А. Особенности реализации проектной деятельности студентов / С.А. Алашеева // Современный ученый. - 2020. -№ 5,- С. 90-93

2. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2015.

3. Маркова, И.А. Проектная деятельность - один из факторов формирования социального опыта школьника / И.А. Маркова//Начальная школа. -2011. - № 11,- С. 74-76

4. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю. Пахомова // Методист. - 2010. -№ 1.-С. 39-46

5. Санкина, В.В. Проектная деятельность на уроке немецкого языка / В.В. Санкина // Иностранные языки в школе. -2007. -№ 7,- С. 31-39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.