Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
физическая культура / подвижные игры / младшие школьники / игры с мячом / игры Белгородчины / народные игры / physical education / outdoor games / primary schoolchildren / ball games / games Belgorod / folk games

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логачев Д.В., Баева Д.Н., Загоруйко Ю.А.

В рамках данной статьи рассмотрены особенности использования подвижных игр на уроках физической культуры и их влияние на развитие мотивации, социализации и повышение двигательной активности обучающихся. Автор анализирует различные виды подвижных игр и дает примеры подвижных игр, которые можно использовать на уроках физической культуры в начальных классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логачев Д.В., Баева Д.Н., Загоруйко Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USING OUTDOOR GAMES IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN PRIMARY CLASSES

Within the framework of this article, the features of the use of outdoor games in physical education lessons and their impact on the development of motivation, socialization and increasing the physical activity of students are considered. The author analyzes various types of outdoor games and gives examples of outdoor games that can be used in physical education lessons in primary school.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

УДК 796.2 Логачев Д.В., Баева Д.Н., Загоруйко Ю.А.

Логачев Д.В.

студент

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород, Россия)

Баева Д.Н.

старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород, Россия)

Загоруйко Ю.А.

старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Аннотация: в рамках данной статьи рассмотрены особенности использования подвижных игр на уроках физической культуры и их влияние на развитие мотивации, социализации и повышение двигательной активности обучающихся. Автор анализирует различные виды подвижных игр и дает примеры подвижных игр, которые можно использовать на уроках физической культуры в начальных классах.

Ключевые слова: физическая культура, подвижные игры, младшие школьники, игры с мячом, игры Белгородчины, народные игры.

Учебная программа по предмету «Физическая культура» нацелена на решение задач физического воспитания и реализуется по следующим направлениям: развитие физических способностей, повышение физической активности, участие в соревнованиях и мероприятиях в области ЗОЖ и спорта.

Для решения задач физического воспитания в образовательной организации необходимо использование различных технологий повышения эффективности учебного процесса (использование игровых или цифровых технологий, дифференцированный или лично-ориентированный подход и т.д.). Одним из распространенных игровых приемов на уроках физической культуры являются подвижные игры, которые способствуют не только развитию физических качеств, но и повышению мотивации, социализации, развитию сотрудничества и т.д. Именно игры занимают важное место в процессе обучения школьников. Значение игры неисчерпаемо и не стоит его оценивать только развлекательными возможностями. В этом и состоит ее уникальность. Являясь развлечением, она способна перерасти в обучение.

Социологами доказано, что игра - это самый интересный, захватывающий и наиболее успешный вид обучения. Д.А. Попов отмечает, что «во все времена различные игры остаются одними из самых эффективных методов улучшения двигательных качеств, так как именно они оказывают стимулирующие влияние на развитие координации движений, скорость, силу и др.» [1, с.3].

При выборе подвижных игр необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся и цели учебного занятия. Подвижные игры могут включать элементы соревнований и сотрудничества, благодаря которым формируется командный дух, развивается стратегическое мышление и повышается настроение школьников.

К подвижным играм относятся: «День-ночь», «Белочки и охотник», «Редя», «В ворона» и т.д.

При проведении подвижных игр в процесс обучения младших школьников можно учитывать региональный компонент. Для каждого региона

характерны свои традиции и игры, в которых отражен культурный и местный компонент. С.М. Зайцева и Ф.И. Собянин отмечают, что внедрение подвижных игр Белгородчины на уроках физической культуры в начальной школе «позволило повысить интерес детей к занятиям физической культурой, улучшить показатели физического развития и достоверно повысить уровень проявления ловкости, быстроты, выносливости, улучшить функционирование сердечно-сосудистой системы» [2, с.5].

К подвижным играм Белгородчины авторы относятся: «Лиска-лиса», «В выбивного», «Собачка», «Белочки и охотник», «Яша и Маша», «В Трифона» и т.д.

Для развития и совершенствования физических качеств младших школьников необходимо внедрять в урок подвижные игры с мячом. О. Лопатина, О. Шубина и А. Бастрыкина отмечают, что использование «подвижных игр с мячом способствует укреплению здоровья, физическому совершенствованию младших школьников, улучшению у них психомоторных качеств и развитию культуры движений» [3, с.92].

К таким играм относятся «Кого назвали, тот и ловит», «Поймай мяч», «Штандер-стоп», «Стенка», «Картошка» и т.д.

Важным компонентом проявления собственных черт каждого народа являются народные игры. Их сущность состоит в восхвалении традиций и культурного богатства народа. З.М. Кузнецова отмечает, что «народные игры выступали как средство развития, познания, совершенствования физических качеств и умственных способностей детей, молодежи и старшего поколения» [4, с.164].

Для народных игр характерна оригинальность, внедрение элементов народных танцев и песен в подвижные игры. Использование народных игр на уроках физической культуры способствует целостному развитию личности младших школьников.

К народным играм относятся подвижные игры с элементами танцев, песен, такие как «Калинка-Малинка», «Хоровод», «Гусли» и т.д.

На основании возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста нами были разработаны рекомендации по внедрению подвижных игр в процесс обучения:

1 . Для повышения интереса обучающихся к уроку физической культуры при выборе игр необходимо учитывать их предпочтения.

2. Для улучшения коммуникации и сотрудничества необходимо использовать командные подвижные игры.

3. При выборе подвижных игр необходимо учитывать уровень физической подготовки обучающихся.

4. Для повышения мотивации на уроках физической культуры можно использовать специальные подвижные игры, направленные на повышение интереса обучающихся, учет их потребностей и желаний.

5. В конце урока обязательно проводить рефлексию.

Соблюдение данных рекомендаций поможет учителям физической культуры эффективно внедрять игровые приемы в учебный процесс, с учетом предпочтений и потребностей младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Попов Д.А., Чингина Е.Н. Подвижные игры как средство развития физических качеств у детей 6-8 лет // Е-Бсю. 2021. С.1-7;

2. Зайцева С.М., Собянин Ф.И. Подвижные игры Белгородчины как средство физической подготовки учащихся младших классов // Социально-экономические явления и процессы. 2014. С.1-5;

3. Лопатина О., Шубина О., Бастрыкина А. Подвижные игры и игровые упражнения с мячом на занятиях по физической культуре и спорту в вуз // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2022. С. 87-93;

4. Кузнецова З.М., Мутаева И.Ш., Селиверстова А.С. Народные игры на уроках физической культуры: факторы и перспективы развития // Педагогико-

психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021. С.163-170.

Logachev D. V., Baeva D.N., Zagoruiko Yu.A.

Logachev D.V.

Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)

Baeva D.N.

Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)

Zagoruiko Yu.A.

Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)

FEATURES OF USING OUTDOOR GAMES IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN PRIMARY CLASSES

Abstract: within the framework of this article, the features of the use of outdoor games in physical education lessons and their impact on the development of motivation, socialization and increasing the physical activity of students are considered. The author analyzes various types of outdoor games and gives examples of outdoor games that can be used in physical education lessons in primary school.

Keywords: physical education, outdoor games, primary schoolchildren, ball games, games Belgorod, folk games.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.