Научная статья на тему 'ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухова Марина Юрьевна, Михель Оксана Ивановна

В статье рассматриваются вопросы применения подвижных игр в соответствии с программным материалом по физической культуре, примерные упражнения для контроля координационных способностей, обосновывается их прогностическая информативность. Также рассматривается актуальная проблема методического обеспечения содержательных и организационных форм контроля координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры, так как он является одним из сензитивных периодов развития данных способностей. Результаты мониторинга позволили скорректировать применение подвижных игр для конкретных координационных способностей в соответствии программным материалом по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глухова Марина Юрьевна, Михель Оксана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTDOOR GAMES AS A MEANS OF DEVELOPING COORDINATION ABILITIES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article discusses the issues of the use of outdoor games in accordance with the program material on physical culture, exemplary exercises for the control of coordination abilities, substantiates their predictive informativeness. The actual problem of methodological support of meaningful and organizational forms of control of coordination abilities in children of primary school age at physical education lessons is also considered, since it is one of the sensitive periods of development of these abilities. The monitoring results made it possible to adjust the use of outdoor games for specific coordination abilities in accordance with the program material on physical culture.

Текст научной работы на тему «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

3. Тухфатуллин А.Н. Физическая подготовка стрелков-спортсменов из автомата Калашникова / А.Н. Тухфатуллин, Т.В. Кириллова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 12 (190). - С. 269-273.

REFERENCES

1. Weinstein, L.M. (1956), Sport shooting from a pistol and a revolver, Voenizdat, Moscow:

2. Zilina, M. A. (1986), Methods of training arrow athlete, DOSAAF, Moscow.

3. Tukhfatullin, A.N. and Kirillova T.V. (2020), "Physical training of shooters-athletes from the Kalashnikov assault rifle", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (190), pp. 269-273.

Контактная информация: Fynjy2603@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.10.2022

УДК 796.29

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Марина Юрьевна Глухова, кандидат педагогических наук, Оксана Ивановна Михель,

старший преподаватель, Сургутский государственный педагогический университет,

Сургут

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы применения подвижных игр в соответствии с программным материалом по физической культуре, примерные упражнения для контроля координационных способностей, обосновывается их прогностическая информативность. Также рассматривается актуальная проблема методического обеспечения содержательных и организационных форм контроля координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры, так как он является одним из сензитивных периодов развития данных способностей. Результаты мониторинга позволили скорректировать применение подвижных игр для конкретных координационных способностей в соответствии программным материалом по физической культуре.

Ключевые слова: координационные способности, урок физической культуры качество образования, подвижные игры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p106-110

OUTDOOR GAMES AS A MEANS OF DEVELOPING COORDINATION ABILITIES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Marina Yuryevna Glukhova, the candidate of pedagogical sciences, Oksana Ivanovna Mi-

khel, the senior teacher, Surgut State Pedagogical University (Surgut State Pedagogical University), Surgut

Abstract

The article discusses the issues of the use of outdoor games in accordance with the program material on physical culture, exemplary exercises for the control of coordination abilities, substantiates their predictive informativeness. The actual problem of methodological support of meaningful and organizational forms of control of coordination abilities in children of primary school age at physical education lessons is also considered, since it is one of the sensitive periods of development of these abilities. The monitoring results made it possible to adjust the use of outdoor games for specific coordination abilities in accordance with the program material on physical culture.

Keywords: coordination abilities, physical education lesson, quality of education, outdoor games.

ВВЕДЕНИЕ

Координационные способности занимают одно из важнейших мест среди двигательных способностей. Поэтому проблема контроля, оценки и развития координацион-

ных способностей у детей младшего школьного возраста становится всё более актуальной. По мнению В.Л. Ботяева: «Причиной этому служат трудности, с которыми сталкиваются преподаватели школ при освоении учащимися практического материала на занятиях физической культурой. Низкий уровень двигательной координации не позволяет школьникам качественно осваивать программный материал и формировать необходимые умения и навыки» [1].

Цель нашего исследования заключалась в анализе методики контроля и оценки координационных способностей на уроке физической культуры у обучающихся младшего школьного возраста, обосновании необходимости использования дифференцированного подхода применения подвижных игр на уроках.

Задачи исследования:

1. Обосновать необходимость совершенствования форм контроля координационных способностей на уроках физической культуры.

2. Провести анализ координационных способностей, и разработать схему применения подвижных игр в соответствии с программным материалом по физической культуре.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие обучающиеся 7-8 лет из двух классов 1 «А» класс 22 человека (10 мальчиков, 12 девочек), 1 «Б» класс 20 человек (10 мальчиков, 10 девочек). В данных классах не было отличий, то есть они были условно одинаковы. На констатирующем этапе исследования, 07.02.2022 г. по 14.04.2022 г., нами проводилось тестирование обучающихся первых классов для выявления базовых (координационных) способностей. В период с 20.04.2022 по 29.05.2022 проходил формирующий этап эксперимента и анализ полученных данных.

Для исследования мы взяли базовые (общие), по классификации И.И. Сулейменова [2], координационные способности: способность к равновесию («Поза «Ромберга», «Прыжок с поворотом кругом в вертикальное равновесие», «Повороты с поворотом кругом в вертикальное равновесие»), ориентированность в пространстве (Прыжки к цели», «Оценка расстояния после броска мяча без зрительного контроля», «Прыжок с вращением без зрительного контроля на указанное место»), согласованность движений («Перекладывание мячей», «Перешагивание через гимнастическую палку», «Прыжок вверх (по Абалакову) без взмаха и с взмахом рук»).

Как мы видим, на начальном этапе измерения уровень развития базовых (общих) координационных способностей в ЭГ и КГ сильных различий не имеет.

При выполнении заданий отмечались затруднения в некоторых тестах из-за неопытности в выполнении (оценка расстояния после броска мяча без зрительного контроля), но в целом не отмечалось особых сложностей в выполнении тестов (таблица).

Для более целенаправленного развития координационных способностей мы предложили применение комплекса подвижных игр, направленного именно на базовые (общие) координационные способности в соответствии программой с тематическим планом уроков школы.

Чтобы обучить учащихся навыкам ходьбы и развитию координационных способностей, таких как ориентирование в пространстве, мы применяли эстафеты, игру «Найди флажок», игру «Найди свой цвет», игру «Пузырь».

Для формирования навыков бега, развития скоростных и координационных способностей, таких как ориентирование в пространстве, применялись игра «Вороны и воробьи», игра «Заморозка», игра «Два мороза» и эстафеты с бегом на скорость.

Так для того, чтобы учащиеся совершенствовали навыки бега и развивали выносливость, способность согласованности движений мы использовали игру «Третий лишний», игру «Борьба за бровку», игру «Салка, дай руки».

Таблица - Показатели уровня базовых (общих) координационных способностей обучающихся экспериментальной и контрольной групп_

№ Координационные способности Тесты КГ Х±а ЭГ Х±а t кр. Дост-ть разл. Р

1 Способность к равновесию «Поза «Ромберга» 10,3 ±7,21 12,85±7,59 2,08 Р>0,05

«Прыжок с поворотом кругом в вертикальное равновесие» (сек) 3,18±0,79 3,15±0,52 2,03 Р>0,05

«Повороты с поворотом кругом в вертикальное равновесие»(сек) 10,9±2,35 10,28±3,36 2,06 Р>0,05

2 Ориентированность в пространстве «Прыжки к цели» 3,95±0,79 4,15±0,78 2,08 Р>0,05

«Оценка расстояния после броска мяча без зрительного контроля» 4,45±0,78 5,1±1,04 2,09 Р>0,05

«Прыжок с вращением без зрительного контроля на указанное место» 96,40±12,3 101,55±10,73 2,1 Р>0,05

3 Согласованность движении «Перекладывание мячей» 37,8±6,28 38,6±9,68 2,04 Р>0,05

«Перешагивание через гимнастическую палку» 26,54±4,18 27,4±10,73 2,05 Р>0,05

«Прыжок вверх (по Абалакову) без взмаха и с взмахом рук». 0,145±0,055 0,18±0,071 2,07 Р>0,05

Чтобы совершенствовать бег, развитие способности к равновесию и скоростных способностей учащихся, использовались игра «Ловишки», игра «Перебежки», игра «Снежинки», эстафеты беговые.

Чтобы обучить учащихся навыкам прыжков, развитие скоростно-силовые и способность к согласованию движений, мы проводили игру «Прыжки по полоскам», игру «Не попадись!», игру «Удочка» и прыжковые эстафеты.

Так для того, чтобы учащиеся закрепили навыки прыжков, развитие скоростно-силовых и способность к согласованию движений, мы провели игру «Удочка», игру «Многоскоки» и игру «Прыжок за прыжком».

Чтобы учащиеся овладели навыками метания, развили скоростно-силовые и способность к согласованию движений, мы использовали игру «Отруби хвост», игру «Попади в корзину», игру «Точно в цель».

Как самостоятельные занятия были использованы круговая эстафета, игра «Скворечники», игра «С кочки на кочку», игра «Охотники и утки».

Предложенный нами комплекс подвижных игр на развитие базовых координационных способностей, которые необходимы при освоении новых двигательных действий, проводился у выбранных нами для эксперимента групп 3 раза в неделю на уроках физической культурой. При подборе подвижных игр учитывался программный материал по физической культуре.

Небольшой прирост уровня базовых координационных способностей обучающихся произошёл в обеих группах.

В тесте «Поза «Ромберга», показывающего уровень способности к равновесию, средний результат ЭГ на начальном этапе эксперимента 12,85±7,59, в конце - 13,3±7,59, то есть прирост составил 3%; в КГ до начала эксперимента 10,3±7,21, в конце эксперимента - 10,4±4,71, то есть прирост составил 1%.

В тесте «Прыжок с поворотом кругом в вертикальное равновесие» (сек) показывающего уровень способности к равновесию, средний результат в ЭГ до начала эксперимента 3,15±0,52, в конце эксперимента - 3,05±0,52, то есть прирост составил 4%; в КГ до начала эксперимента 3,18±0,79, в конце эксперимента данный показатель - 3,2±1,04, то есть прирост составил 1%.

В тесте «Повороты с поворотом кругом в вертикальное равновесие» (сек), показывающего уровень способности к равновесию, средний результат ЭГ до начала эксперимента 20,28±3,36, в конце показатель составил - 10,35±2,87, то есть прирост составил 3%; в КГ до начала эксперимента - 10,9±2,35, в конце эксперимента - 10,8±2,35, то есть прирост составил 0%.

В тесте «Прыжки к цели», показывающего уровень способности к ориентированию в пространстве, средний результат ЭГ до начала эксперимента - 4,05±1,04, в конце эксперимента- 4,05±1,04, то есть прирост составил 3%; в КГ до начала эксперимента -3,68±0,78, в конце эксперимента данный показатель - 3,0±0,78, то есть прирост составил 2%.

В тесте «Оценка расстояния после броска мяча без зрительного контроля», показывающего уровень способности к ориентированию в пространстве, средний результат ЭГ до начала эксперимента - 5,1±1,04, в конце эксперимента - 4,8±1,04, то есть прирост составил 6%; в КГ до начала эксперимента - 4,45±0,78, в конце - 4,5±1,04, то есть прирост составил 2%.

В тесте «Прыжок с вращением без зрительного контроля на указанное место», показывающего уровень способности к ориентированию в пространстве, средний результат ЭГ до начала эксперимента - 101,55±10,73, в конце эксперимента - 100,5±10,47, то есть прирост составил 2%; в КГ до начала эксперимента - 96,40±12,3, в конце - 96,0±11,25, то есть прирост составил 0%.

В тесте «Перекладывание мячей», показывающего уровень способности к согласованию движений, средний результат ЭГ до начала эксперимента - 36,1±6,54, в конце эксперимента - 38,45±7,59, то есть прирост составил 1%; в КГ в конце эксперимента данный показатель - 32,2±6,54, то есть прирост составил 1%.

В тесте «Перешагивание через гимнастическую палку», показывающего уровень способности к согласованию движений, средний результат ЭГ до начала эксперимента -27,4±10,73, в конце эксперимента - 26,95±10,47, то есть прирост составил 2%; в КГ в конце эксперимента данный показатель - 26,2±3,92, то есть прирост составил 1%.

В тесте «Прыжок вверх (по Абалакову) без взмаха и с взмахом рук», показывающего уровень способности к согласованию движений, средний результат ЭГ до начала эксперимента - 0,182±0,071, в конце эксперимента данный показатель - 0,195±0,074, то есть прирост составил 6%; в КГ до начала эксперимента - 0,145±0,055, в конце эксперимента данный показатель - 146±0,058, то есть прирост составил 1%.

ВЫВОДЫ

Мы видим, что изменения координационных способностей обучающихся в обеих группах незначительны, хотя в ЭГ немного выше. Мы предполагаем, что более целенаправленный подбор подвижных игр в соответствии с тематикой уроков и направленностью на конкретные способности будет способствовать более значительному их приросту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ботяев, В.Л. Отбор и прогнозирование в спорте: место координационных способностей в системе спортивного отбора: монография / В.Л. Ботяев. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 301 с.

2. Ботяев В.Л. Актуализация форм контроля и оценки координационных способностей в младшем школьном возрасте / В.Л. Ботяев, К.А. Котова, С.В. Ботяев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - № 4. - С. 81-84.

3. Воробьев Т.В. Подвижные игры как средство развития двигательных координаций младших школьников на уроках физической культуры / Т.В. Воробьев, А.В. Данилова // Спорт и спортивная медицина : материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Чайковский, 2019. - С. 39-43.

REFERENCES

1. Botyaev, V. L. (2016), Selection and forecasting in sports: the place of coordination abilities in the system of sports selection: monograph, RIO Surgut, Surgut.

2. Botyaev, V.L. Kotova, K.A. and Botyaev, S.V. (2018), "Actualization of forms of control and assessment of coordination abilities in primary school age", Physical education. Sport. Tourism. Motor recreation, No. 4, pp. 81-84.

3. Vorobyev, T.V. and Danilova, A.V. (2019), "Outdoor games as a means of developing motor coordination of younger schoolchildren at physical culture lessons", Sport and sports medicine: materials of the II All-Russian scientific-practical conference with international participation, Tchaikovsky. pp. 3943.

Контактная информация: weta.zac@list.ru

Статья поступила в редакцию 14.11.2022

УДК 796.011.3

ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ С МОЛОДЕЖЬЮ

Надежда Ивановна Годунова, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Анатольевич Разворотнев, преподаватель, Олеся Александровна Разворотнева, студентка, Воронежская государственная академия спорта, Воронеж

Аннотация

В настоящей работе осуществлен анализ понимая значения и возможность ранней специализации детей в различных видах спорта. Дается научное обоснование вопроса о построении физического воспитания молодежи. Авторы раскрывают, что постановка задачи спортивных занятий, исключительно к достижению высоких спортивных результатов, которые превращаются в самоцель, наносит большой вред воспитанию спортсменов, может развивать в них отрицательные черты характера, приводить к чрезмерным нервным и психическим напряжениям. Акцентирование спортивной работы на скорейшем достижении высших результатов (в подростковом и юношеском возрасте) неизбежно приводит к уменьшению объема и снижению качества работы над совершенствованием всестороннего физического развития, применению форсированных методов тренировки. Единственно правильный путь к высоким спортивным достижениям - развертывание массового физкультурного движения, всестороннее физическое развитие молодежи, укрепление здоровья широких масс населения.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическое развитие, спортивная подготовка, начальная подготовка, специальная подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p110-115

SUBSTANTIATION OF RATIONAL ORGANIZATION AND METHODOLOGY OF

SPORTS WITH YOUTH

Nadezhda Ivanovna Godunova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Anatolyevich Razvorotnev, the teacher, Olesya Alexandrovna Razvorotneva, the student, Voronezh State Academy of Sports

Abstract

In this article, the analysis was carried out covering the understanding of the significance and possibility of early specialization of children in various sports. The scientific substantiation of the issue of building up the physical education of young people is given. The authors revealed that setting the goal of sports activities, solely to achieve high sports results, which turn into the end in itself, causes great harm to the education of athletes, it can develop negative character traits in them, and lead to excessive nervous and mental stress. The emphasis of sports work on the fastest achievement of the highest results (in adolescence and youth) inevitably leads to the decrease in the volume and quality of work on the improvement of comprehensive physical development, the use of forced training methods. The only correct way to high sports achievements is the development of a mass physical culture movement, the comprehensive physical development of young people, and the strengthening of the health of the broad masses of the population.

Keywords: physical education, physical development, sports training, initial training, special training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.