Отже, обчислимо за допомогою названого кри-терш результати студенпв ЕГ2 та ЕГ3.
Шдрахуемо ранговi суми за вибiрками. У ви-бiрцi 1 (ЕГ3) - 165,5 балiв, вибiрцi 2 (ЕГ3) - 240,5 балiв. Обчислимо Иемтр.
(Пх ■ (Пх + 1))
Иемтр. = (П1 ■ П2) +
2
- Tx
Де ni = 14; П2 = 14; Tx = 240,5, Tx = 165,5; Пх = 14, Пх = 14.
иемтр. = (14 ■ 14) + (14 (14 + 1)) : 2 - 240,5 = 60,5. иемтр. = (14 ■ 14) + (14 (14 + 1)) : 2 - 165,5 = 135,5.
Таким чином, для вибiрки iз бшьшою сумою ранпв Иемтф = 60,5.
Критичними значениями для ввдповщних n е
таш:
Отже, иемп. < Икр. 0,05. Приймаеться гшотеза Н1, Н0 ввдхиляеться. Тож рiвень знань, навичок та вмшь у вибiрцi 1 (ЕГ3) нижчий за рiвень знань, навичок та вмшь у вибiрцi 2 (ЕГ2).
Математична обробка даних експерименту дала можливiсть установити:
1) в уах експериментальних групах, де впро-ваджувалася авторська методика, незалежно ввд варiанту методики, вдалося покращити рiвень знань, навичок i вмiнь студенпв;
2) з усiх трьох запроваджених варiантiв автор-сько! методики навчання найбiльш ефективним ви-явився той, за яким у якосп вправ на редагування студенти виконували саме диференцшоваш вправи на редагування;
3) з метою формування стратепчно! компетен-тност! в односторонньому письмовому переклащ англiйською мовою у сферi дшового листування перевагу слiд надавати вправам на редагування уп-родовж уах етатв формування стратегычно! ком-петентносп в перекладi: на аналтгико-штерпрета-цшному, дотекстовому перекладацькому та текстовому перекладацькому етапах.
Список лiтератури
1. Бухбшдер В. А. Про структуру гшотези та 11 роль у методичному дослщженш / В. А. Бухбвдер // Матерiали II республшансько! конференцп з проблем експериментування в методищ навчання iноземних мов. - К., 1971. - С. 38-39.
2. Гурвич П. Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков / Перси Борисович Гурвич. - Владимир: Влади-мирск. гос. пед. ин-т, 1980. - 104с.
3. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Елена Васильевна Сидоренко. - СПб.: Речь, 2002. - 350 с.
4. Штульман Э. А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам / Эдуард Абрамович Штульман. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1971. - 144 с.
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Якунина В.А.,
магистрантка Овчинников Ю.Д.
Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин»
Пигида К.С.,
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики плавания парусного и гребного
спорта,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Россия, г. Краснодар
MEANS AND METHODS FOR DEVELOPING CHILDREN'S COORDINATION ABILITIES IN GENERAL PEDAGOGICAL PRACTICE OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS
Yakunina V.,
master's degree student Ovchinnikov Yu.,
Candidate of technical Sciences, associate Professor, associate Professor of" Biochemistry, biomechanics and natural science disciplines"
Pigida K.
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of theory and methods of sailing and rowing, Kuban state University physical culture, sports and tourism
Russia, Krasnodar
Аннотация
В статье авторы дают теоретико-методологический анализ развития координационных способностей детей как общепедагогической формы, используемой на уроках физической культуры в общеобразовательных школах. В теории физической культуры и спорта выделяют общепедагогические средства и специальные средства физической культуры. На уроках физической культуры используются тесты для оценки уровня развития координационных способностей. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Материалы исследований. Научно-прикладное педагогическое исследование с использованием средств и методов было проведено на базе МОУ СОШ №25 г. Сочи Краснодарского края. В процессе исследования определено, что для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с быстро меняющейся игровой ситуацией в баскетболе средствами высокой эффективности служат подвижные и спортивные игры, передвижение на лыжах, кроссовый бег по пересеченной местности. Проведенное тестирование в короткие сроки позволяет получить важную информацию о состоянии здоровья школьников, планировать подходы, определять стратегию и тактику его улучшения в современных условиях.
Abstract
In the article, the authors provide a theoretical and methodological analysis of the development of children's coordination abilities as a General pedagogical form used in physical education classes in secondary schools. In the theory of physical culture and sports, there are General pedagogical means and special means of physical culture. Physical education classes use tests to assess the level of development of coordination abilities. The main means of training coordination abilities are physical exercises of increased coordination complexity and containing elements of novelty. Research materials. Scientific and applied pedagogical research using tools and methods was conducted on the basis of MOE SOSH No. 25. Sochi, Krasnodar region. In the course of the study, it was determined that to develop the ability to quickly and expediently rebuild motor activity in connection with the rapidly changing game situation in basketball, mobile and sports games, skiing, cross-country running are high-performance means. The conducted testing in a short time allows you to get important information about the state of health of schoolchildren, plan approaches, determine the strategy and tactics for improving it in modern conditions.
Ключевые слова: общепедагогические средства, специальные средства физической культуры, формы двигательной деятельности, координационные упражнения.
Keywords: General pedagogical means, special means of physical culture, forms of motor activity, coordination exercises.
Проблема развития координационных способностей у детей различного периода жизни важна не только специалистам медицинского профиля, учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования, родителям[2,6,11,24]. В последнее время в связи с понижением двигательной активности у детей дошкольного и школьного возраста нарушение координации движений будет возрастать. Так как в детском возрасте происходит снижение двигательной активности в силу бурного развития цифровизации общества и дистанционного образования детей. Подвижность утрачивает свою приоритетность в развивающемся организме ребенка. Двигательная задача и двигательные возможности, которые были приоритетными при развитии физкультурного и дополнительного образования детей перестали быть таковыми как у родителей, образовательных учреждений и общества в целом. А именно двигательная задача и двигательные возможности выявленные и сформированные в дошкольном и младшем школьном периоде жизни ребенка сформируют его двигательную деятельность и двигательную активность в зрелом периоде жизни.
Научное восприятие научно-методической проблемы затрагивается в работах многих ученых и специалистов практиков [3,19]. Научные подходы и методики востребованы во многих образовательных учреждениях для работы для выявления особенностей двигательной деятельности и скоорди-
нированности движений у детей на уроках физической культуры[1,4].
Под средствами в физическом воспитании понимают совокупность предметов и форм двигательной деятельности, применяемыми людьми в процессе воздействия на свою физическую природу с целью ее совершенствования (Л.П. Матвеев, 2001)[17].
В теории физической культуры и спорта выделяют общепедагогические средства и специальные средства физической культуры. В физической культуре принято применять комплекс специальных средств, который состоит из следующих видов:
1. Физические упражнения;
2. Оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода);
3. Гигиенические факторы (режим труда и отдыха, правила личной гигиены) [5].
Теории и практике физической культуры все-таки средства спортивной тренировки - это физические упражнения, а сопутствующими уже являются - гигиенические факторы и оздоровительные силы природы.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны[25,26]. Сложность в упражнениях можно увеличивать за счет изменения пространственных, временных параметров, за счет увеличения количества инвентаря, включение
нескольких двигательных заданий. Выполнять задание строго по звуковому сигналу, при этом изменять команды для выполнения задания (В.С. Кузнецов, )[12].
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с быстро меняющейся игровой ситуацией в баскетболе средствами высокой эффективности служат подвижные и спортивные игры, передвижение на лыжах, кроссовый бег по пересеченной местности и т.д.
Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.
Под методами физического воспитания понимают способы применения физических упражнений.
В физическом воспитании применяются две группы методов (рис. 1): специфические и общепе-дагогические[22].
Рисунок 1
Система специфических и обще методических методов,
используемых в физическом воспитания
К специфическим методам относятся:
- метод строго регламентируемого упражнения;
- игровой метод;
- соревновательный метод.
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и развитием физических качеств.
К общепедагогическим методам относятся:
- словесные методы;
- методы наглядного воздействия.
На основе исторически сложившихся форм упражнений и разработаны современные методы физического воспитания:
- строго регламентированного упражнения;
- игровой метод;
- соревновательный метод.
Таким образом, в практике физической культуры и спорта выявлено большое разнообразие средств и методов, которые применяются в тренировочном процессе.
Ловкость - это способность выполнять двигательные задания в быстро меняющейся обстановке.
Координация движений - основной компонент ловкости: способность к одновременному и последовательному согласованному сочетанию движений. Она зависит от четкой и соразмерной работой мышц, в которой строго согласованы различные по силе и времени мышечные напряжения.
Относительно двигательной деятельности человека употребляется для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды[7].
В теории физической культуры и спорта существует огромный арсенал средств для развития координационных способностей человека[23]. Основным средством развития ловкости (координационных способностей) являются физические упражнения повышенной координационной сложности и которые содержат элементы новизны.
Многими авторами рассматриваются вопросы развития координационных способностей у школьников общеобразовательных школ[1,2,8,18,20,21]. По мнению В.И. Ляха, Моханед А.Х., Шеникова Т.А.для развития координации движений необходимо использовать ряд методических приемов, стимулирующих более высокие проявления координации движений:
• необычные исходные положения;
• зеркальные выполнения упражнений;
• изменение скорости и темпа движений;
• изменение пространственных границ выполнения упражнения;
• смену способов выполнения упражнения;
• изменения противодействия в парных упражнениях;
• сочетание известного и неизвестного в одном упражнении[14,16].
По мнению Л.П. Матвеева , В.И. Ляха существует ряд понятий, которые относят к физическому качеству ловкость или координационные способности[15,17,26].
Дифференцирование пространственных параметров движения основывается на ощущениях «чувства пространства», например, выполнение упражнения с симметричным и ассиметричным движением рук или ног, сочетание ходьбы и бега, при этом чередуя длину шагов, различные упражнения с поворотами на 180°, 360° и т.д.
Дифференцирование ритмических параметров движения («Чувство ритма») - выполнение упражнения под музыку или заданный темп движения, изменение сигналов во время выполнения упражнения, изменение громкости звучания музыки[ 11,13].
В основе развития способности к статическому и динамическому равновесию лежит постепенное и последовательное усложнение заданий и условий их выполнения, способность балансировать в неустойчивых позах, создавать условия помех во время статического выполнения упражнения [22].
Развитие способности к быстрому реагированию. Под реагирующей способностью понимается умение быстро отвечать на различные сигналы, перестраивать формы двигательных действий в соответствии с меняющимися внешними условиями. Выполнение упражнений могут быть основаны на внезапных звуковых, световых, вибрационных сигналах, быструю смену направления движения[10] .
Для развития ловкости модно использовать любые новые упражнения или изученные упражнения с элементами новизны. Это обучение новому
должно осуществляться постоянно. Простое повторение изученных упражнений не ведет к развитию ловкости, а длительные перерывы приводят к потере способности обучаться.
Таким образом, ловкость представляет собой совокупность всех физических качеств. Для учащихся среднего школьного возраста необходимо совершенствовать следующие виды координационных способностей: пространственную ориентировку, развивать ритмические способности. Точности движений и глазомеру содействует метание в цель, на разные расстояния, метание на указанное расстояние разных предметов, корректировка положений рук в общеразвивающих упражнениях. В период полового созревания приостанавливается развитие координационных способностей[9].
МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.
В Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма изучаются в учебном процессе и используются в педагогической практике студентов различные методики оценки координационных способностей детей различного периода жизни, а также координационных способностей спортсменов спорта высших достижений [22].
Методика оценки координационных способностей школьников используется учителем физической культуры МОУ СОШ№25 г. Сочи Краснодарского края, магистранткой КГУФКСТ Якуниной В.А.
Для оценки координационных способностей существуют различные контрольные упражнения, которые выполняются совместно с тренером или учителем физической культуры (В.Л. Ботяев, )[3].
На рисунке 2 представлены некоторые контрольные упражнения для оценки координационных способностей.
На рисунке 1 и 2 - бег «змейкой», на рисунке 3 - челночный бег 3х10м, на рисунке 4 - челночный бег 4х9м с последовательно переноской двух кубиков за линию старта, на рисунке 5,6 и 7 - метание мяча в цель из различного исходного положения и различного расстояния.
Таким образом, В.И. Лях систематизировал контрольные упражнения для определения уровня развития координационных способностей применяют большую «батарею» тестов и считает, что «...тесты для оценки координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям это челночный бег 3х10м; три кувырка вперед; метание теннисного мяча рукой на точность и другие;
- тесты для оценки способности к кинестетическому дифференцированию (бросок мяча в цель, стоя спиной к направлению броска).
- тесты для определения способности к равновесию (повороты на гимнастической скамье, стойка на одной ноге);
- тесты для определения способности к согласованию движений (перешагивание гимнастической палки, удерживаемой руками, прыжок на месте с поворотом на максимальное число граду-сов[14].
На основании проведенного тестирования в короткие сроки можно получить важную информацию о состоянии здоровья, планировать подходы, определять стратегию и тактику его улучшения в современных условиях.
Заключение.
Наиболее благоприятные условия для развития и воспитания ловкости создаются в младшем школьном возрасте, когда происходит наибольший прирост координационных способностей. Занятия целесообразно ориентировать на развитие пространственных и силовых характеристик движений (умение различать длину и частоту шага, прыжка, дальность броска). Дети с минимальными затруднениями усваивают технику довольно сложных координационных упражнений, В младшем и среднем школьном возрасте развивается способность поддерживать равновесие тела.
В среднем школьном возрасте необходимо совершенствовать пространственную ориентировку,
развивать ритмические способности. Точности движений и глазомеру содействует метание в цель, на разные расстояния, метание на указанное расстояние разных предметов, корректировка положений рук в общеразвивающих упражнениях. В период полового созревания приостанавливается развитие координационных способностей.
В старшем школьном возрасте ловкость и координационные способности преимущественно развиваются при изменении обстоятельств выполнения изученных упражнений.
Список литературы
1. Аксарин И.В. Влияние показателей координационных способностей юношей 10-12 лет, занимающихся баскетболом с учетом профиля функциональной асимметрии//Культура физическая и здоровье. 2016. № 1 (56). С. 28-30.
2. Болдырева В.Б., Кейно А.Ю., Грицков П.М. Развитие координационных способностей умственно отсталых детей 9-11 лет средствами физического воспитания//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 6 (170). С. 151-159.
3. Ботяев В.Л. Методические приемы реализации спортивного отбора на основе комплексной оценки координационных способностей на различных этапах спортивной тренировки// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 5. С. 2-4.
4. Вайсвалавичене В.Ю. Двигательно-коорди-национные способности как средство развития школьно-значимых функций у детей старшего дошкольного возраста//Культура физическая и здоровье. 2014. № 2 (49). С. 98-102.
5. Вишняков А.В., Гнусова Т.С., Кашкаров
B.А. Вопросы стандартизации тестов, определяющих координационные способности//Культура физическая и здоровье. 2010. № 4. С. 66-70.
6. Горская И.Ю. Методика развития координационных способностей у дошкольников 5-7 лет с нарушением речи// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 4 (38). С. 28-32.
7. Грибанов Н.В., Распопова Е.А. Новая технология оценки технических элементов игры в баскетбол// Физическая культура в школе. 2013. № 8.
C. 28-29.
8. Губа В.П., Чесноков Н.Н., Коновалов В.В. Развитие координационных способностей у школьников 15-17 лет на уроках легкой атлетики// Физическая культура в школе. 2015. № 6. С. 43-47.
9. Двейрина О.А. Степень научной разработанности проблемы координационной подготовки спортсмена// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 1 (155). С. 85-87.
10. Ишухин В.Ф. Влияние занятий баскетболом на развитие быстроты и координационных способностей у школьников старшего возраста// Научный поиск. 2018. № 2. С. 55-59.
11. Калмыков Д.А. Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью: комплексный под-
ход// Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 4. С. 34-41.
12. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие. 8-е изд. М.: Академия, 2010. 327 с.
13. Курдюков Б.Ф., Бойкова М.Б., Стоякина Т.В. Педагогическая проблема развития координационных способностей в дошкольном возрасте// Физическая культура, спорт - наука и практика. 2019. № 3. С. 9-13.
14. Лях В.И. физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы / В.И. Лях. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 144с.
15. Лях В.И., Витковски З. Развитие и тренировка координационных способностей юных футболистов 10-19 лет// Физиология человека. 2010. Т. 36. № 1. С. 74-82.
16. Моханед А.Х., Шеникова Т.А. Контроль и развитие координационных способностей теннисистов 12-14лет// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 4. С. 25.
17. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - М.: Известия, 2001. - 333 с
18. Маслюков А.В., Пешков А.А., Пасишников А.А., Снигирев А.С. Развитие координационных способностей у юношей 13-14 лет, занимающихся мини-футболом//Теория и практика физической культуры. 2013. № 2. С. 89-91.
19. Мохова К.С., Витман Д.Ю., Бобровский Д.А. Методика развития координационных способностей на занятиях во волейболу// Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 2 (18). С. 280-285.
20. Наумова Е.В. Изменение показателей физической подготовленности младших школьников с интеллектуальными нарушениями в процессе адаптивного физического воспитания// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 1 (179). С. 218-221.
21. Облецова Т.А., Городничев Р.М. Развитие координационных способностей юных баскетболистов в возрасте 13-14 лет // Теория и практика физической культуры. 2020. № 2. С. 29.
22. Овчинников Ю.Д., Курочкина А.В. Диагностика и развитие координационных способностей детей// Начальная школа. 2020. № 6. С. 52-56.
23. Потехин И.Н. Организация учебно-тренировочного процесса по развитию координационных способностей у дзюдоистов 9-12 летнего возраста// Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 30. С. 108-112.
24. Сетяева Н.Н., Щербаченко А.И. Методика развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом в процессе инклюзивного образования// Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T13. С. 1151-1155.
25. Федорова С.Ю. Диагностика координационных способностей дошкольников на основе использования прыжков с вращением// Дошкольное воспитание. 2014. № 12. С. 46.
26. Челышев Н.Н. Анализ понятий «Координация движений», «координационные способности», «ловкость»//Научный поиск. 2012. № 2.7. С. 50-54.