Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
362
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ / БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / COORDINATION ABILITIES OF CHILDREN / BIOMECHANICAL QUALITIES / MOTOR ACTIVITY / METHODS OF PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL CAPABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Овчинников Юрий Дмитриевич, Якунина Валентина Андреевна

В статье дается теоретическое обоснование координационных способностей детей младшего школьного возраста с учетом биомеханики движений. В связи с этим, в занятиях по физической культуре с младшими школьниками большое внимание уделяется выбору средств и методов физического воспитания и это является важным педагогическим и методическим аспектом для студентов проходящих педагогическую практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Овчинников Юрий Дмитриевич, Якунина Валентина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL JUSTIFICATION OFCOORDINATION ABILITIES CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE TAKING INTO ACCOUNT BIOMECHANICAL CHARACTERISTICS

The article provides a theoretical justification for the coordination abilities of children of primary school age, taking into account the biomechanics of movements. In this regard, in physical education classes with younger students, much attention is paid to the choice of means and methods of physical education and this is an important pedagogical and methodological aspect for students undergoing pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК»

УДК 796

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

THEORETICAL JUSTIFICATION OFCOORDINATION ABILITIES CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE TAKING INTO ACCOUNT BIOMECHANICAL CHARACTERISTICS

Овчинников Юрий Дмитриевич

кандидат технических наук, доцент кафедра биохимии, биомеханики и естественно-научных дисциплин

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

г. Краснодар, Россия Ovchinnikov Yuri Dmitrievich candidate of technical sciences, associate professor department of biochemistry biomechanics and natural science disciplines' Kuban state University of physical culture, sports and tourism

Krasnodar, Russia

Якунина Валентина Андреевна

магистрант

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

г. Краснодар, Россия Yakunina Valentina Andreevna master's student

Kuban state University of physical culture, sports and tourism

Krasnodar, Russia

Аннотация. В статье дается теоретическое обоснование координационных способностей детей младшего школьного возраста с учетом биомеханики движений. В связи с этим, в занятиях по физической культуре с младшими школьниками большое внимание уделяется выбору средств и методов физического воспитания и это является важным педагогическим и методическим аспектом для студентов проходящих педа-гогическую практику.

Abstract. The article provides a theoretical justification for the coordination abilities of children of primary school age, taking into account the biomechanics of movements. In this regard, in physical education classes with younger students, much attention is paid to the choice of means and methods of physical education and this is an important pedagogical and methodological aspect for students undergoing pedagogical practice.

Ключевые слова: координационные способности детей, биомеханические качества, двигательная активность, методы физического воспитания, физические возможности.

Keywords: coordination abilities of children, biomechanical qualities, motor activity, methods of physical education, physical capabilities.

Проблема развития координационных возможностей обсуждается как специалистами-практиками, занимающимися с детьми разных возрастных групп, так и учеными, высказывающими научные мнения (Аустер Б. В.; Барчукова Г. В., Мишутин Е. Д.; Лях В. И.;Тихомиров А. К.; Серикова Ю. Н., Александрова В. А., Нечаева А. Ю.) [2,3,15,22,23]. Ибо проблема раскоординированности движений актуальна в связи со снижением двигательной активности с одной стороны, с другой стороны, возросшим уровнем детских заболеваний с различными патологиями (Воловик Н. И.; Горская И. Ю.; Жемчуг Ю. С., Белоусова К. В., Лабазова А. В., Сараев А. С.; Салькова Н. А.) [8,9,11,18,21]. Студенты Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма обращают внимание на развитие координационных способностей детей проходя педагогическую практику в общеобразовательной и спортивной школах, оздоровительном лагере [19].

Младший школьный возраст определяется многими учеными периодом интенсивного формирования и роста тела, развития всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности (Волкова Е. В., Заяц Е. В.) [7].

Возрастные особенности и физические возможности детей определяют методы обучения и форму проведения занятий (Двейрина О. А.) [10].

В возрасте 8-9 лет происходит бурное развитие организма ребенка [14]. У него активно формируется нервная, костно-мышечная система, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы биологического здоровья, здорового образа жизни и полноценного физического развития.

Двигательная активность - биологический фактор жизнедеятельности организма [20]. Крепкое здоровье, высокая работоспособность, хорошее самочувствие и настроение закладываются на протяжении многих лет. В связи с этим, в занятиях по физической культуре с младшими школьниками большое внимание уделяется выбору средств и методов физического воспитания и это является важным педагогическим и методическим аспектом для студентов, проходящих педагогическую практику.

В этом возрасте наблюдается незавершенность строения стопы. Высокая степень дифференцировки окончаний происходит к 7-8 годам. В этом возрасте у детей появляются быстрые и разнообразные движения, увеличивается количество точек окостенения. К концу 9-го года жизни часто проявляются грудной и поясничный физиологические изгибы позвоночника.

В развитии мышц выделяют несколько условных этапов. Один из них - это возраст 9 лет [24]. К девяти годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки. К этому возрасту у ребенка значительно увеличивается мышечная масса, возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе.

К 8-9 годам наблюдается выраженная положительная динамика развития основных двигательных навыков и качеств ребенка: нарастание скорости бега, увеличение длины прыжка, метания. В этом возрасте у ребят улучшается координация движений, во время ходьбы более чем у 70 % отмечаются координированные

движения рук и ног, периоды сокращения мышц чередуются с более длительными периодами их расслабления. Поэтому ходьба становится менее утомительной, чем сохранение статической позы [16].

К началу младшего школьного возраста в основном завершается формирование костного скелета кисти рук, что создает наряду с другими факторами возможность обучения.

Сроки появления и степень развития отдельных признаков на протяжении пубертатного периода достаточно индивидуальны, но последовательность наступления этих изменений в норме высоко согласована. Первые признаки полового развития появляются в 7-8 лет у девочек и в 10-11 лет у мальчиков (Беклемишева Е. В., Хамед Е. Д.) [4].

В младшем школьном возрасте сердце отличается недостаточностью и рыхлостью мышечной и соединительной ткани, обилием лимфатических и кровеносных сосудов, что, в свою очередь, создает благоприятную среду для развития различных инфекционных заболеваний [17].

Систематические занятия физической культурой, правильно организованные и проведенные подвижные игры, занятия акробатикой, посильная физическая нагрузка способствуют тренировке ССС и укрепляют ее.

Отмечается возрастная перестройка и характер адаптации функции дыхания к мышечным нагрузкам (Иванова Е. В.) [12]. Частота дыхания с возрастом уменьшается. С возрастом нарастает глубина дыхания и легочная вентиляция в 2-2,5 раза, потребление кислорода - почти в 2 раза.

Учитывая особенности дыхательной системы, необходимо, чтобы дети больше находились на свежем воздухе, полезны и упражнения, способствующие развитию дыхательного аппарата, а также очень полезны спортивные и подвижные игры.

К концу младшего школьного возраста заканчивается морфологическая диффе-ренцировка коры головного мозга и проводящих путей. Следствие этого является переход от наглядно-образного к логически-оперативному мышлению, проявление истинных волевых актов и социальной адаптации. Идет развитие внимания и произвольной памяти (Илларионова А. В., Капилевич Л. В.) [13].

Физическая работоспособность детей зависит и от особенностей физического воспитания. Различные по своей интенсивности двигательные режимы обеспечивают различный уровень и рост работоспособности детей.

По мнению ряда авторов, Г. Д. Алексанянц, И. Н. Калининой, М. Г. Половнико-вой возрастает к девяти годам сила и подвижность нервных процессов [6]. К 8-9 годам дети различают общие и групповые признаки, развивается понятийный аппарат, появляется абстрактное мышление, управляющее поведенческими реакциями [6]. Ребенок способен запоминать и воспроизводить программу действий из ряда движений [25].

Период от 7 до 9 лет «возрастом двигательной расточительности», так как у многих детей потребность в двигательной активности очень велика.

Заключение.

В задачи педагога входит контроль и направление двигательной активности воспитанников с учетом их физиологических и индивидуальных особенностей, например, с помощью игровых видов спорта баскетбола и волейбола [1,5].

Литература

1. Аксарин И. В. Выявление показателей координационных способностей 10-12 лет, занимающихся баскетболом // Культура физическая и здоровье. 2016. № 1 (56). С. 28-30.

2. Аустер Б. В. Развитие координационных способностей младших школьников в процессе физического воспитания на основе использования подвижных игр на воде // Теория и практика физической культуры. 2018. № 7. С. 61.

3. Барчукова Г. В., Мишутин Е. Д. Влияние зрительного контроля на способность к поддержанию ритмовой характеристики техники движений в различных видах спорта // Спортивно-педагогическое образование: сетевое издание. 2019. № 4. С. 18-20.

4. Беклемишева Е. В., Хамед Е. Д. Развитие координационных способностей девочек 9-10 лет в художественной гимнастике // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 4. С. 46-48.

5. Ботяев В. Л., Котова К. А., Ботяев С. В. Актуализация форм контроля и оценки координационных способностей в младшем школьном возрасте // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3. № 4. С. 81-84.

6. Возрастная и спортивная морфология [Текст] : учеб.-метод. пособие / сост.: Г. Д. Алексанянц [и др.]; Куб. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : КГУФКСТ, 2019. -196 с.

7. Волкова Е. В., Заяц Е. В. Методика развития специальной ловкости у волейболистов в возрасте 10-12 лет // Наука-2020. 2019. № 7 (32). С. 87-95.

8. Воловик Н. И. Методика развития координационных способностей у детей 4-5 лет с нарушением зрения // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2007. № 10. С. 12-15.

9. Горская И. Ю. Методика развития координационных способностей у дошкольников 5-7 лет с нарушением речи // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 4 (38). С. 28-32.

10. Двейрина О. А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 1 (35). С. 35-38.

11. Жемчуг Ю. С., Белоусова К. В., Лабазова А. В., Сараев А. С. Методика коррекции координационных способностей обучающихся с умственной отсталостью // Глобальный научный потенциал. 2020. № 6 (111). С. 53-55.

12. Иванова Е. В. Развитие координационных способностей у занимающихся экстремальными видами деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 2 (33). С. 15-16.

13. Илларионова А. В., Капилевич Л. В. Особенности формирования вестибулярной и проприоцептивной чувствительности при тренировке координационных способностей с использованием биологической обратной связи // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 421. С. 188-192.

14. Котова О. В., Медведев И. Н., Уколова Г. Б., Калюбаев В. Н. Педагогические основы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2-1. С. 516-525.

15. Лях В. И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физическая культура в школе. 2018. № 3. С. 20-25.

16. Матназаров У. Л., Махмудов Ю., Матназаров У. Р. Параметры формирования у 10-11 летних учащихся координационных способностей посредством баскетбольных занятий // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 7. С. 343-347.

17. Мишина Е. Г. Развитие координационных способностей у детей 7-8 лет средствами оздоровительной аэробики // Педагогические науки. 2017. № 4 (85). С. 24-26.

18. Новиков И. В., Новиков В. В. Реализация методики формирования координа-ционных способностей у мальчиков 7-9 лет с нарушениями слуха // Современное педагогическое образование. 2018. № 5. С. 183-186.

19. Овчинников Ю. Д., Курочкина А. В. Диагностика и развитие координационных способностей детей // Начальная школа. 2020. № 6. С. 52-56.

20. Паначев В. Д., Ощепков А. С. Инновационный метод развития координационных способностей студентов Вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2008. № 6 (40). С. 82-85.

21. Салькова Н. А. Развитие координационных способностей детей старшего до -школьного возраста // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2. № 3. С. 111-116.

22. Серикова Ю. Н., Александрова В. А., Нечаева А. Ю. Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 6 (160). С. 224231.

23. Тихомиров А. К. Развитие координационных способностей // Физическая культура в школе. 2006. № 4. С. 29-32.

24. Тумаров К. Б., Кудяшева А. Н., Панягин Д. М., Панягина Л. А. Координационные способности мальчиков 8-10 лет при различных двигательных режимах // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 287-290.

25. Фоменко В. В., Маринович М. А. Особенности развития координационных способностей младших школьников на занятиях каратэ // Физическая культура, спорт и здоровье. 2019. № 33. С. 61-63.

References

1. Aksarin I. V. Vyyavlenie pokazateley koordinatsionnykh sposobnostey 10-12 let, zanimayushchikhsya basketbolom [Identification of indicators of coordination abilities of 10-12 years of age engaged in basketball]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e - Physical culture and health. 2016, no. 1 (56), pp. 28-30.

2. Auster B. V. Razvitie koordinatsionnykh sposobnostey mladshikh shkol'nikov v protsesse fizicheskogo vospitaniya na osnove ispol'zovaniya podvizhnykh igr na vode [Development of coordination abilities of younger schoolchildren in the process of physical education based on the use of mobile games on water]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2018, no. 7, pp. 61.

3. Barchukova G. V., Mishutin E. D. Vliyanie zritel'nogo kontrolya na sposobnost' k podderzhaniyu ritmovoy kharakteristiki tekhniki dvizheniy v razlichnykh vidakh sporta [Influence

of visual control on the ability to maintain the rhythmic characteristics of movement Techniques in various sports]. Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie: setevoe izdanie - Sports and pedagogical education, 2019, no. 4, pp. 18-20.

4. Beklemisheva E. V., Khamed E. D. Razvitie koordinatsionnykh sposobnostey devochek 910 let v khudozhestvennoy gimnastike [Development of coordination abilities of girls 9-10 years old in rhythmic gymnastics]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical culture: upbringing, education, training, 2020, no. 4, pp. 46-48.

5. Botyaev V. L., Kotova K. A., Botyaev S. V. Aktualizatsiya form kontrolya i otsenki koordinatsionnykh sposobnostey v mladshem shkol'nom vozraste [Actualization of forms of control and evaluation of coordination abilities in the early school years]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya - Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation, 2018, Vol. 3, no. 4, pp. 81-84.

6. Vozrastnaya i sportivnaya morfologiya [Age and sports morphology]. Krasnodar, KSUFKST Publ., 2019, 196 p.

7. Volkova E. V., Zayats E. V. Metodika razvitiya spetsial'noy lovkosti u voleybolistov v vozraste 10-12 let [Methods of developing special dexterity in volleyball players aged 10-12 years]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 7 (32), pp. 87-95.

8. Volovik N. I. Metodika razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey u detey 4-5 let s narusheniem zreniya [Methods of developing coordination abilities in children 4-5 years old with visual Impairment]. Pedagogika, psikhologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogy, psychology, and medico-biological problems of physical education and sports]. 2007, no. 10, pp. 12-15.

9. Gorskaya I. Yu. Metodika razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey u doshkol'nikov 5-7 let s narusheniem rechi [Methodology of development of coordination abilities in preschool children 5-7 years old with speech]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta - Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft, 2008, no. 4 (38), pp. 28-32.

10. Dveyrina O. A. Koordinatsionnye sposobnosti: opredelenie ponyatiya, klassifikatsiya form proyavleniya [Coordination abilities: definition of the concept, classification of forms of manifestation]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta - Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft, 2008, no. 1 (35), pp. 35-38.

11. Zhemchug Yu. S., Belousova K. V., Labazova A. V., Saraev A. S. Metodika korrektsii koordinatsionnykh sposobnostey obuchayushchikhsya s umstvennoy otstalost'yu [Technique of correction of the coordination abilities of students with mental retardation]. Global'nyy nauchnyy potentsial - Global scientific potential, 2020, no. 6 (111), pp. 53-55.

12. Ivanova E. V. Razvitie koordinatsionnykh sposobnostey u zanimayushchikhsya ekstremal'nymi vidami deyatel'nosti [Development of coordination abilities in those engaged in extreme activities]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh - Psychopedagogics in law enforcement, 2008, no. 2 (33), pp. 15-16.

13. Illarionova A. V., Kapilevich L. V. Osobennosti formirovaniya vestibulyarnoy i propriotseptivnoy chuvstvitel'nosti pri trenirovke koordinatsionnykh sposobnostey s ispol'zovaniem biologicheskoy obratnoy svyazi [Features of formation of vestibular and proprioceptive sensitivity during training of coordination abilities using biological feedback]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Tomsk state University, 2017, no. 421, pp. 188-192.

14. Kotova O. V., Medvedev I. N., Ukolova G. B., Kalyubaev V. N. Pedagogicheskie osnovy razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey u detey doshkol'nogo vozrasta [Pedagogical bases of

development of coordination abilities in preschool Children]. Pedagogicheskiy zhurnal -Pedagogical magazine, 2020, Vol. 10, no 2-1, pp. 516-525.

15. Lyakh V. I. Razvitie koordinatsionnykh sposobnostey v shkol'nom vozraste [Development of coordination abilities at school age]. Fizicheskaya kul'tura v shkole - Physical education at school, 2018, no. 3, pp. 20-25.

16. Matnazarov U. L., Makhmudov Yu., Matnazarov U. R. Parametry formirovaniya u 10-11 letnikh uchashchikhsya koordinatsionnykh sposobnostey posredstvom basketbol'nykh zanyatiy [Parameters of formation of coordination abilities in 10-11 Year old students through basketball Classes]. Byulleten' nauki i praktiki - Bulletin of science and practice, 2020, Vol. 6, no. 7, pp. 343347.

17. Mishina E. G. Razvitie koordinatsionnykh sposobnostey u detey 7-8 let sredstvami ozdorovitel'noy aerobiki [Development of coordination abilities in children aged 7-8 Years by means of recreational aerobics]. Pedagogicheskie nauki - Pedagogical science, 2017, no. 4 (85), pp. 24-26.

18. Novikov I. V., Novikov V. V. Realizatsiya metodiki formirovaniya koordinatsionnykh sposobnostey u mal'chikov 7-9 let s narusheniyami slukha [Implementation of methods for forming coordination abilities in boys aged 7-9 years with hearing Disorders]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie - Modern pedagogical education, 2018, no. 5, pp. 183-186.

19. Ovchinnikov Yu. D., Kurochkina A. V. Diagnostika i razvitie koordinatsionnykh sposobnostey detey [Diagnostics and development of children's coordination abilities]. Nachal'naya shkola - Elementary school, 2020, no. 6, pp. 52-56.

20. Panachev V. D., Oshchepkov A. S. Innovatsionnyy metod razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey studentov Vuza [Innovative method of development of coordination abilities of University Students]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta - Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft, 2008, no. 6 (40), pp. 82-85.

21. Sal'kova N. A. Razvitie koordinatsionnykh sposobnostey detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Development of coordination abilities Of children of senior preschool age]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya - Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation, 2017, Vol. 2, no. 3, pp. 111-116.

22. Serikova Yu. N., Aleksandrova V. A., Nechaeva A. Yu. Koordinatsionnye sposobnosti: opredelenie, osnovnye podkhody k izucheniyu, sovremennye sredstva i metody razvitiya [Coordination abilities: definition, main approaches to study, modern means and methods of development]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta - Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft, 2018, no. 6 (160), pp. 224-231.

23. Tikhomirov A. K. Razvitie koordinatsionnykh sposobnostey [Development of coordination abilities]. Fizicheskaya kul'tura v shkole - Physical culture at school, 2006, no. 4, pp. 29-32.

24. Tumarov K. B., Kudyasheva A. N., Panyagin D. M., Panyagina L. A. Koordinatsionnye sposobnosti mal'chikov 8-10 let pri razlichnykh dvigatel'nykh rezhimakh [Coordination Abilities of boys 8-10 years old In various motor Modes]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta -Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft, 2017, no. 12 (154), pp. 287-290.

25. Fomenko V. V., Marinovich M. A. Osobennosti razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey mladshikh shkol'nikov na zanyatiyakh karate [Features of development of coordination abilities of younger school children in karate classes]. Fizicheskaya kul'tura -Physical culture, sport and health, 2019, no. 33, pp. 61-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.