УДК 796.2 ББКЧ51
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Н. А. Салькова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Рассмотрен вопрос развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: координационные способности, дети дошкольного возраста, старший дошкольный возраст, упражнения с мячом.
Актуальность развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста обусловливается:
- потребностью государства во всесторонне развитых гражданах, в том числе в физическом отношении;
- тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом как психического, так и физического развития человека;
- взаимосвязью психического и физического развития [2; 4; 5; 8; 11].
В современных условиях значительно увеличился объём деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, к пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.
Многие специалисты отмечают, что уровень развития координационных способностей играет важнейшую роль в процессе целостной двигательной деятельности человека [1; 3; 6; 9].
В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных учреждениях, проблема совершенствования физического воспитания детей остаётся актуальной [7; 8; 10]. Специалисты указывают, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость совершенствования традиционно используемых и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями
[1; 4; 5; 10].
Под координационными способностями понимают, во-первых, способность целесообразно формировать (строить) целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать вы-
работанные формы действий или переключаться от одних к другим соответственно требованиям меняющих условий [4].
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно, находчиво, то есть наиболее совершенно решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Выделяют три вида координации при выполнении двигательных действий — нервную, мышечную и двигательную.
Нервная координация — согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечное напряжение. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи.
Мышечная координация — это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не равнозначна нервной, хотя и управляется ею.
Двигательная координация — согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека.
Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей старшего дошкольного возраста. Важным средством развития моторной функции служат упражнения с мячом, поскольку именно предмет-но-манипулятивная деятельность лежит главным образом в основе развития двигательных функций рук.
Ребёнок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами. Эти игры развивают
глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, быстроту реакции, прыгучесть, силу [2].
Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе упражнений с мячом, используются ими затем в своей игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, то есть становятся важным составным компонентом их повседневного двигательного поведения. Всё это содействует улучшению ориентировки в пространстве, что так важно для общего развития, активизации их умственной и сенсорной деятельности.
Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка происходят изменения всех систем организма. Этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. В этом возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом» в силу высокого темпа развития координационных способностей. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на её дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
Координационные способности развиваются при выполнении упражнений, проводимых в усложнённых условиях, требующих внезапного изменения техники движения, с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом, с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования [3]. Одними из способствующих повышению координационных способностей являются упражнения с мячом (элементы спортивных игр). Они обеспечивают возможность решения двигательной задачи в условиях вариативности, быстрой смены различных двигательных действий и необходимости управлять различными звеньями опорно-двигательного аппарата при постоянной необходимости преодоления избыточных степеней свободы.
Роль игровых упражнений с мячом. У детей 6-7 лет при систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом. Они свободно его держат, передают, бросают. Дети умеют следить за полётом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель, у детей старшего дошкольного возраста становятся правильнее, свободнее по сравнению с младшими детьми, достигают определённого уровня совершенства. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определёнными способами. Игровые упражнения с мячом являются средством гармонично развивающегося ребёнка, дают значительный образовательный и воспитательный эффект. Мяч — это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания [3; 5; 8].
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, меткости, хорошей координации движений, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного веса и объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы рук, пальцев и кистей, что особенно важно для ребёнка, готовящегося в школе. При ловле и бросании мяча ребёнок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. Игровые упражнения с мячом развивают навыки поведения ребёнка в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
Организация, методы и задачи исследования. Цель — разработать комплекс игровых упражнений с мячом для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культуры.
Задачи:
1. Исследовать координационные способности детей и выявить их уровень развития.
2. Определить критерии уровней развития координации движений.
3. Разработать и систематизировать комплекс игровых упражнений с мячом для развития координационных способностей.
4. Провести сравнительный анализ уровней развития координационных способностей экспериментальной и контрольной групп.
5. Обосновать результаты эксперимента.
Объект исследования — координационные способности.
Предмет — влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза — предполагается, что применение игровых спортивных упражнений с мячом на занятиях физической культуры может повысить уровень координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Научная новизна: определение критериев уровней развития координационных способностей.
Практическая значимость исследования: внедрение в практику критериев определения уровней развития координационных способностей; разработка комплекса игровых упражнений с мячом, направленных на развитие координационных способностей.
Для того чтобы выяснить, действительно ли комплекс упражнений с мячом может повлиять на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста, нашу работу разбили на три этапа.
Констатирующий этап (в начале учебного года) исследования был посвящён диагностике уровня развития координационных способностей детей контрольной и экспериментальной групп.
Необходимо отметить, что 63 % детей имеют низкий уровень развития координационных способностей.
Основной причиной низких показателей является отсутствие целенаправленной, планомерной, систематической работы по развитию координации [10]. Поэтому нами была разработана система по развитию координационных способностей детей экспериментальной группы посредством целенаправленного включения в физкультурные занятия игровых упражнений с мячом, методическое просвещение педагогов и родителей по данной проблеме.
Все движения комплекса спортивных игр, предназначенных для формирования и развития координационных способностей детей, можно условно классифицировать следующим образом:
- движения рук и плечевого пояса;
- движения ног и мышц всего тела.
С опорой на данную классификацию движений нами были определены критерии уровня развития
координационных движений детей старшего дошкольного возраста:
1) для оценки уровня развития рук и плечевого пояса:
- подбросить мяч, произвести два хлопка ладонями перед собой, поймать мяч;
- подбросить мяч, произвести хлопок ладонями за спиной, поймать мяч;
- броски в кольцо;
2) для оценки уровня развития ног и мышц всего тела:
- ведение мяча ногой по прямой линии (10 м);
- передача мяча друг другу, остановка мяча подошвой ноги;
- удары мячом в ворота.
Показатели уровня развития координационных движений:
- высокий уровень — больше 5 раз;
- средний уровень — 3-5 раз;
- низкий уровень — меньше 3 раз.
На формирующем этапе исследования проводилась работа с детьми экспериментальной группы. Проверялась гипотеза о том, что составленный нами комплекс упражнений с мячом будет содействовать развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
В основе построения комплекса упражнений с мячом были положены такие принципы дидактики, как принцип постепенности, систематичности, последовательности, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, принцип развивающего и воспитывающего обучения, связи с жизнью и решение задач развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Далее был разработан комплекс игровых упражнений с мячом, способствующих развитию координации движений детей старшего дошкольного возраста, в системе занятий по физической культуре на один год.
Составлен календарный план занятий, включающих комплекс игровых упражнений с мячом, где каждое занятие должно решать определённые задачи.
Опробован комплекс упражнений с мячом по формированию координационных способностей в системе занятий.
Проведено методическое просвещение педагогов и родителей на тему «Игры с мячом, развивающие координационные способности детей старшего дошкольного возраста».
По нашим рекомендациям игры с мячом включались в разные формы работы с детьми экспериментальной группы: в перерывах между занятиями, на прогулке, в самостоятельной деятельности и так далее.
Велась индивидуальная работа с педагогами, проводились консультации, на которых освещались следующие вопросы:
- методика развития координационных способностей в старшем дошкольном возрасте;
- особенности содержания и методики проведения игр с мячом в старшем дошкольном возрасте;
- игры и упражнения с мячом как средство развития координационных способностей.
Педагоги были ознакомлены с картотекой игр с мячом, некоторые игры были проиграны совместно с воспитателями. Предложенные игры с мячом педагоги включали в самостоятельную двигательную деятельность детей на прогулке.
Комплексы упражнений с мячом составлены на основе использования элементов спортивных игр: футбол, пионербол, баскетбол.
Все упражнения разбиты на 5 блоков:
- упражнения на развитие «чувства мяча»;
- на обучение ударов различными способами;
- на обучение передач и остановок мяча различными способами;
- на обучение ведения мяча различными способами;
- комбинированные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование элементов игры в футбол, пионербол, баскетбол.
Физкультурные занятия с использованием элементов игры в футбол, пионербол, баскетбол классифицировались следующим образом:
- обучающие, для ознакомления с новым материалом;
- смешанного типа, направленные на закрепление;
- вариативные, с использованием более сложных вариантов уже освоенных двигательных действий;
- тренировочные, включающие большое количество соревновательных упражнений и игр с мячом, направленных на развитие координационных способностей.
Контрольный этап исследования вновь был диагностическим. В ходе него определяли, насколько организованная нами работа оказалось эффективной для развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Проведён сравнительный анализ уровней развития координационных способностей детей экспериментальной и контрольной групп. В экспериментальной группе по критериям определено развитие координации движений.
Результаты исследования. В результате итогового диагностического обследования (в мае) обеих групп установлено, что в контрольной группе прирост в развитии координационных способностей детей произошёл за счёт естественного роста и системы воспитания; в экспериментальной группе — за счёт системы физического воспитания и целенаправленного использования игровых упражнений с мячом и естественных сил природы.
Исходя из полученных результатов диагностики нами были составлены графики уровней координационных способностей, динамики развития координации движений, графики прироста в развитии координационных способностей.
Таким образом, нами была организована работа по исследованию эффективности игровых упражнений с мячом для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Результаты показали значительное повышение уровня координационных способностей детей экспериментальной группы. Количественные данные позволили сделать заключение о том, что работа, организованная нами по развитию координационных способностей детей в процессе игровых упражнений с мячом, оказалась эффективной. Конечные результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и показали, что использование комплексов упражнений с мячом может находить широкое применение в детских дошкольных учреждениях.
Следовательно, подобранный и опробованный комплекс упражнений способствует формированию развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Комплекс имеет не только теоретическое, но и практическое подтверждение.
Список литературы
1. Бойко, В. В. Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности со скакалкой / В. В. Бойко // Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни: материалы Между -нар. науч.-практ. конф. — Грозный, 2015. — С. 360362.
2. Вайсвалавичене, В. Ю. Развитие двигательно-координационных и связанных с ними способностей у детей старшего дошкольного возраста как перспектива успешности подготовки к обучению в школе /
B. Ю. Вайсвалавичене // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2013. — № 3. — С. 52-59.
3. Кузьменко, Т. А. Развиваем координацию у дошкольников / Т. А. Кузьменко, Е. Н. Игнатьева // Новое слово в науке: перспективы развития. — 2016. — № 2 (8). — С. 86-89.
4. Мартынова, А. С. Методика развития координационных способностей у детей дошкольного возраста на основе комплексного подхода / А. С. Мартынова // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Благовещенск, 2016. — С. 389-398.
5. Межидов, М. С. Э. Развитие координационных способностей детей 6-7 лет посредством подвижных игр / М. С. Э. Межидов, С. А. М. Аслаханов // Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Грозный, 2015. — С. 162-167.
6. Разинов, Ю. И. Методика развития координационных способностей у детей 4-6 лет / Ю. И. Рази-нов, Л. А. Германова // Образование, физическая культура, спорт и здоровье: анализ проблемы : материалы I открытой рос. науч. конф. — М., 2012. —
C. 144-147.
7. Седых, Р. С. Использование игровых упражнений для развития координационных способностей
Поступила в редакцию 19 мая 2017 г.
детей дошкольного возраста / Р. С. Седых // Дошк. образование: опыт, проблемы, перспективы развития. — 2015. — № 1 (4). — С. 309-311.
8. Седых, Р. С. Использование игровых упражнений для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / Р. С. Седых // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием, посв. 20-летию фак. физ. культуры и спорта Нижневарт. гос. ун-та. — Нижневартовск, 2015. — С. 255-257.
9. Тыртышников, М. В. Проблемы развития координационных способностей детей 5-7 лет / М. В. Тыртышников, А. В. Боков, С. Н. Тимофеева // Проблемы физической культуры и спорта и пути их решения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Киров, 2016. — С. 270272.
10. Филиппова, И. В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / И. В. Филиппова // Педагогика: традиции и инновации : материалы междунар. науч. конф. — Челябинск, 2011. — С. 30-33.
11. Шарикало, Н. А. Координационные способности в жизни детей старшего школьного возраста / Н. А. Шарикало // Современные проблемы физической культуры, спорта и молодёжи : материалы III регион. науч. конф. молодых учёных. — Чурапча, 2017. — С. 333-337.
Для цитирования: Салькова, Н. А. Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Салькова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 111-116.
Сведения об авторе
Салькова Наталья Александровна — старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. salkova.n@list.ru
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2017, vol. 2, no. 3, pp. 111-116.
The Development of Coordination Abilities of Children of Senior Preschool Age N. A. Sal'kova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, salkova.n@list.ru
In the article the question of development of coordination abilities of children of senior preschool age.
Keywords: coordination abilities, children, preschool, senior preschool age, exercise with the ball.
References
1. Boyko VV. Razvitiye koordinatsionnykh spo-sobnostey detey starshego doshkol'nogo vozrasta v neposredstvennoy obrazovatel'noy deyatel'nosti so ska-kalkoy [Development of Coordination Abilities of Children of Senior Preschool Age in the Immediate Educational Activities with a Skipping Rope]. Fizicheskaya kul'tura i sport v sovremennom mire: sotsial'naya rol' i propaganda zdorovogo obraza zhizni: materialy mezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Physical Culture and Sport in the Modern World: the Social Role and Promoting a Healthy Lifestyle: materials of International scientific-practical conference]. Grozny, 2015. Pp. 360-362.
2. Vaysvalavichene VYu. Razvitiye dvigatel'no-koor-dinatsionnykh i svyazannykh s nimi sposobnostey u detey starshego doshkol'nogo vozrasta kak perspektiva uspeshnosti podgotovki k obucheniyu v shkole [The Development of Motor-coordination and Related Abilities in Children of Preschool Age as the Prospect of Successful Preparation for School]. Obucheniye i vospitaniye: metodiki i praktika [Training and Education: Methodology and Practice], 2013, no. 3, pp. 52-59.
3. Kuz'menko T.A., Ignat'yeva Ye.N. Razvivayem koordinatsiyu u doshkol'nikov [Developing Coordination in Preschoolers]. Novoye slovo v nauke: perspektivy razvitiya [A New Word in Science: Prospects for Development], 2016, no. 2 (8), pp. 86-89.
4. Martynova A.S. Metodika razvitiya koordina-tsionnykh sposobnostey u detey doshkol'nogo vozrasta na osnove kompleksnogo podkhoda [Methodology of Development of Coordination Abilities in Children of Preschool Age on the Basis of an Integrated Approach]. Teoreticheskiye i prakticheskiye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchas-tiyem [Theoretical and Practical Problems of Physical Culture and Sport: proceedings of All-Russian scientific-practical conference with international participation]. Blagoveshchensk, 2016. Pp. 389-398.
5. Mezhidov M.S.E., Aslakhanov S.A.M. Razvitiye koordinatsionnykh sposobnostey detey 6-7 let posred-stvom podvizhnykh igr [The Development of Coordination Abilities of Children 6-7 Years through Mobile Games]. Fizicheskaya kul'tura i sport v sovremennom mire: sotsial'naya rol' i propaganda zdorovogo obraza zhizni: materialy mezhdunarodnoy nauchno-praktiches-koy konferentsii [Physical Culture and Sport in the Modern World: the Social Role and Promoting a Healthy Lifestyle: materials of international scientific-practical conference]. Grozny, 2015. Pp. 162-167.
6. Razinov Yu.I., Germanova L.A. Metodika razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey u detey 4-6 let [Methodology of Development of Coordination Abilities in Children 4-6 years]. Obrazovaniye, fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'ye: analiz problemy: materialy
pervoy otkrytoy Rossiyskoy nauchnoy konferentsii [Education, Physical Culture, Sport and Health: Analysis of the Problem: proceedings of the first open Russian scientific conference]. Moscow, 2012. Pp. 144-147.
7. Sedykh R.S. Ispol'zovaniye igrovykh uprazhneniy dlya razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey detey doshkol'nogo vozrasta [The Use of Game Exercises for Development of Coordination Abilities of Children of Preschool Age]. Doshkol'noye obrazovaniye: opyt, problemy, perspektivy razvitiya [Preschool Education: Experience, Problems, Prospects of Development], 2015, no. 1 (4), pp. 309-311.
8. Sedykh R.S. Ispol'zovaniye igrovykh uprazhneniy dlya razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey detey starshego doshkol'nogo vozrasta [The Use of Game Exercises for Development of Coordination Abilities of Children of Senior Preschool Age]. Pers-pektivnyye napravleniya v oblasti fizicheskoy kul'tury, sporta i turizma: materialy V Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchas-tiyem, posvyashchyonnoy 20-letiyu fakul'tetafizicheskoy kul'tury i sporta Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta [Future Directions in the Field of Physical Culture, Sport and Tourism: materials of the V All-Russian scientific-practical conference with international participation, dedicated to the 20th anniversary of the faculty of physical culture and sports of the Nizhnevartovsk State University]. Nizhnevartovsk, 2015. Pp. 255-257.
9. Tyrtyshnikov M.V., Bokov A.V., Timofeyeva S.N. Problemy razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey detey 5-7 let [Problems of Development of Coordination Abilities of 5-7 Year Old Children]. Problemy fizicheskoy kul'tury i sporta i puti ikh resheniya: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Problems of Physical Culture and Sport and Ways of Their Solution: materials of All-Russian scientific-practical conference with international participation]. Kirov, 2016. Pp. 270-272.
10. Filippova I.V. Vliyaniye tantseval'nykh uprazhneniy na razvitiey koordinatsionnykh sposobnostey detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Effect of Dance Exercise on Development of Coordination Abilities of Children of Senior Preschool Age]. Pedagogika: tra-ditsii i innovatsii: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Pedagogy: Traditions and Innovations: materials of the International scientific conference]. Chelyabinsk, 2011. Pp. 30-33.
11. Sharikalo N.A. Koordinatsionnyye sposobnosti v zhizni detey starshego shkol'nogo vozrasta [Coordination Abilities in Children of School Age]. Sovremennyye problemy fizicheskoy kul'tury, sporta i molodyozhi: materialy III regional'noy nauchnoy konferentsii molodykh uchyonykh [Modern Problems of Physical Culture, Sport and Youth: materials of the III regional conference of young scientists]. Churapcha, 2017. Pp. 333-337.