Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ПРОБЛЕМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOTOR COORDINATION / TEST / ELECTIVE COURSES / BACHELOR STUDENTS / ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / КУРСЫ ПО ВЫБОРУ / СТУДЕНТЫ-БАКАЛАВРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботяев В.Л., Бойко В.Н., Ботяев С.В.

Цель исследования - определить эффективность предлагаемых направлений совершенствования координационной подготовленности студентов-бакалавров педагогического вуза на направлении подготовки «Педагогическое образование», специальность «Физическая культура». Методика и организация исследования. Был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого выявлялась динамика произошедших изменений в уровне развития координационных способностей у студентов-бакалавров в период обучения с 1-го по 3-й курс. Программа диагностики состояла из стандартного блока тестовых заданий, уже много лет используемых в учебных и исследовательских целях на дисциплинах спортивно-предметного блока. Весь блок контрольных заданий состоит из 12 тестов, где представлены как двигательно-моторные задания, так и задания с использованием информационных технологий. Результаты исследования и выводы. Авторы констатируют, что реализация дисциплин спортивно-предметного блока в учебном процессе студентов-бакалавров специальности Физическая культура, уже не обеспечивает в полной мере прирост результатов координационной подготовленности. Все это требует и обосновывает необходимость разработки специальных курсов по выбору, ориентированных прежде всего на процесс развития координационных способностей. Для решения данной задачи авторами разработаны и внедрены в учебный процесс курсы по выбору: «Координационные способности и их значение в спорте»; «Современные молодежные течения в физической культуре»; «Акробатическая подготовка как направление развития координационных способностей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ботяев В.Л., Бойко В.Н., Ботяев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems with Motor Coordination and Solutions in Bachelor Student Training Process in Pedagogical University

Objective of the article was to analyze the issue of motor coordination of bachelor students of a pedagogical university. Methods and structure of the study. For the recent years, there has been a tendency towards a decrease in this component of physical fitness. The authors state that introduction of sports and subject-matter disciplines into the process of education of bachelor students of the Physical Education Department no longer contributes to the improvement of the results of coordination training. All this requires and justifies the need for the development of special elective courses focused primarily on coordination training. To solve this problem, the authors developed and introduced into the educational process the following elective courses: "Coordination abilities and their importance in sports"; "Modern youth movements in physical culture"; "Acrobatic training as a coordination training area". Results and conclusions of the study. Implementation of these courses by the method of stimulated development indicates a significant improvement of the results of coordination training of bachelor students.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

проблемы двигательном координации и пути ЕЕ решения В учебном ПРОЦЕССЕ студентов-бакалавров педагогического вуза

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 29.04.2019 г.

Информация для связи с автором: vl bot53@mail.ru

Доктор педагогических наук, доцент В.Л. Ботяев1 Кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Бойко1 Аспирант С.В. Ботяев2

1 Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

2 Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск, Казахстан

PROBLEMS WITH MOTOR COORDINATION AND WAYS TO SOLVE THEM IN PROCESS OF TRAINING OF BACHELOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Dr.Hab., Associate Professor V.L. Botyaev1 PhD, Associate Professor V.N. Boyko1 Postgraduate student S.V. Botyaev2

1 Surgut State Pedagogical University, Surgut

2 North Kazakhstan State University named after Manash Kozybayev, Petropavlovsk, Kazakhstan

Аннотация

Цель исследования - определить эффективность предлагаемых направлений совершенствования координационной подготовленности студентов-бакалавров педагогического вуза на направлении подготовки «Педагогическое образование», специальность «Физическая культура». Методика и организация исследования. Был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого выявлялась динамика произошедших изменений в уровне развития координационных способностей у студентов-бакалавров в период обучения с 1-го по 3-й курс.

Программа диагностики состояла из стандартного блока тестовых заданий, уже много лет используемых в учебных и исследовательских целях на дисциплинах спортивно-предметного блока. Весь блок контрольных заданий состоит из 12 тестов, где представлены как двигательно-моторные задания, так и задания с использованием информационных технологий. Результаты исследования и выводы. Авторы констатируют, что реализация дисциплин спортивно-предметного блока в учебном процессе студентов-бакалавров специальности Физическая культура, уже не обеспечивает в полной мере прирост результатов координационной подготовленности. Все это требует и обосновывает необходимость разработки специальных курсов по выбору, ориентированных прежде всего на процесс развития координационных способностей. Для решения данной задачи авторами разработаны и внедрены в учебный процесс курсы по выбору: «Координационные способности и их значение в спорте»; «Современные молодежные течения в физической культуре»; «Акробатическая подготовка как направление развития координационных способностей».

Ключевые слова: двигательная координация, тестовые задания, курсы по выбору, студенты-бакалавры.

Annotation

Objective of the study. The article analyzes the issue of motor coordination of bachelor students of a pedagogical university.

Methods and structure of research. For the recent years, there has been a tendency towards a decrease in this component of physical fitness. The authors state that introduction of sports and subject-matter disciplines into the process of education of bachelor students of the Physical Education Department no longer contributes to the improvement of the results of coordination training. All this requires and justifies the need for the development of special elective courses focused primarily on coordination training. To solve this problem, the authors developed and introduced into the educational process the following elective courses: "Coordination abilities and their importance in sports"; "Modern youth movements in physical culture"; "Acrobatic training as a coordination training area".

Results of the study. Implementation of these courses by the method of stimulated development indicates a significant improvement of the results of coordination training of bachelor students.

Keywords: motor coordination, test, elective courses, bachelor students.

Введение. Проблема двигательной и координационной подготовленности студентов, обучающихся на направлении подготовки «Педагогическое образование», специальность -«Физическая культура», дискутируется на протяжении многих последних лет [1-3]. Более того, актуальность и значимость данной проблемы с годами только возрастает и этому есть как объективные, так и субъективные причины. Наверно,

самая главная - это снижающаяся двигательная активность подрастающего поколения [4]. Даже молодые люди, активно занимающиеся спортом, имеют низкий уровень развития координационных способностей (КС), уровень развития которых ограничен спецификой своего вида спорта. В последнее время мы все реже встречаем студентов, одинаково успешно осваивающих программу всех дисциплин спортивно-

№ 1 • 2020 Январь | Yanuary http://www.teoriya.ru 41

http://www.teoriya.ru -г

предметного блока. Низкий уровень развития двигательных способностей вынуждает вузы снижать требования к уровню профессиональной готовности студентов. Как-то незаметно из учебных программ исчезли требования к выполнению нескольких массовых разрядов (МИ с. р.) по тем видам спорта, которые входят в школьную программу. Конечно, это вынужденная мера, которая обусловлена низким уровнем двигательной подготовленности студентов, отсутствием способностей к выполнению таких требований. Проведенные нами ранее исследования [2] показали, что наиболее низкие результаты студенты демонстрируют при выполнении координационных тестов, результаты которых показывают средний и ниже среднего уровни развития КС.

Все это делает направление развития КС в учебном процессе студентов-бакалавров особенно актуальным и своевременным.

Цель исследования - определить эффективность предлагаемых направлений совершенствования координационной подготовленности студентов-бакалавров педагогического вуза на направлении подготовки «Педагогическое образование», специальность - «Физическая культура».

Методика и организация исследования. С целью отслеживания процессов развития КС за период обучения в вузе был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого выявлялась динамика произошедших изменений в уровне развития КС у студентов-бакалавров в период обучения с 1 -го по 3-й курс (табл. 1).

Программа диагностики состояла из стандартного блока тестовых заданий, уже много лет используемых в учебных и исследовательских целях на дисциплинах спортивно-предметного блока. Весь блок контрольных заданий состоит из 12 тестов, где представлены как двигательно-моторные задания, так и задания с использованием информационных технологий: НС «Психотест», АПК «Спортивный психофизиолог». Ранее проведенные исследования показали высокую надежность, стабильность и информативность данных тестов:

1. Методика «Красно-черные таблицы Шульте-Платоно-ва».

2. РДО (реакция на движущий объект).

3. Теппинг-тест (рука).

4. Теппинг-тест (нога).

5. Оценка угловой скорости движения.

6. Воспроизведение заданного ритма прыжков.

7. Бег по номерам (1-12).

8. Передвижение в упоре сзади.

9. Разность прыжка вверх со взмахом руками и без.

10. Прыжок с вращением на максимальное количество градусов.

11. Минимальное увеличение длины прыжка с места.

12. Три поворота на 360°, стоя на гимнастическом бревне.

Анализ результатов проведенного тестирования показал,

что двигательно-координационная подготовленность студентов за период обучения в вузе, а это 5 семестров, не изменилась. В большинстве тестов студенты демонстрируют идентичные первым измерениям результаты. В некоторых из них мы наблюдаем прирост результатов, но он незначительный и не имеет статистической достоверности (р>0,05).

Отсутствие прогресса, а иногда и отрицательная динамика в результатах координационных тестов стимулировали нас к поиску и разработке новых направлений в развитии КС. Для решения данной задачи были разработаны и сертифицированы спецкурсы по выбору:

- «Координационные способности и их значение в спорте»;

- «Современные молодежные течения в физической культуре»;

- «Акробатическая подготовка как направление развития координационных способностей».

Реализация данных курсов осуществляется в 6-7-м семестрах. Основные дисциплины спортивно-предметного блока в это время уже реализованы, что позволяет отслеживать воздействие вновь предложенных курсов по выбору на процессы развития КС.

Спецкурс «Координационные способности и их значение в спорте» формирует у студентов необходимые теоретические знания и понятия, рассматриваются вопросы классификации КС, их значимости в том или ином виде спорта, формах контроля и оценки развития, средства и методы развития в зависимости от специфики вида спортивной деятельности. В практической части курса студенты на практике осваивают современные технологии развития, контроля и оценки КС.

Спецкурс «Акробатическая подготовка в спорте» - прак-тико-ориентированный курс, где студенты на практических занятиях осваивают наиболее доступные акробатические упражнения, узнают их воздействие на процесс развития КС, значимых в том или ином виде спорта. Курс не дублирует, а расширяет возможности такой дисциплины, как «Гимнастика с методикой преподавания». Практический материал представлен упражнениями на батуте, элементами прыжковой акробатики, большой раздел реализуется в упражнениях групповой акробатики (двойки, тройки, четверки и пирамиды с большим количеством участников). Занятия проходят эмоционально, с высокой моторной плотностью, студенты про-

Таблица 1. Сравнительный анализ координационной подготовленности студентов. бакалавров на 1-м и 3-м курсах обучения

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Тестовые задания Результат 1-го курса Х±а Результат 3-го курса Х1±а1 Достоверность различий, р

Методика «Красно-черные таблицы Шульте-Платонова» 38,6±7,13 37,8±6,32 >0,05

РДО 0,218±0,04 0,221±0,05 >0,05

Теппинг-тест (рука) 406±57,3 414±62,5 >0,05

Теппинг-тест (нога) 357±63,8 382±57,6 >0,05

Оценка угловой скорости движения 4,1±0,83 4,3±0,75 >0,05

Воспроизведение заданного ритма прыжков 0,47±0,11 0,44±0,08 >0,05

Бег по номерам (1-12) 32,8±7,42 30,5±6,37 >0,05

Передвижение в упоре сзади 4,35±0,76 4,67±0,64 >0,05

Разность прыжка вверх со взмахом руками и без 8,4±1,78 9,7±1,52 >0,05

Прыжок с вращением, на максимальное количество градусов 412±63,2 435±58,2 >0,05

Минимальное увеличение длины прыжка с места (кол-во раз) 5,6±1,04 7,2±0,86 >0,05

Три поворота на 360°, стоя на гимнастическом бревне 7,24±1,42 7,35±1.38 >0,05

Общая координационная подготовленность 67,8±13,7 68,3±15,2 >0,05

42 http://www.teoriya.ru —- http://www.teoriya.ru

№ 1 • 2020 Январь | Yaпuary

Таблица 2. Динамика координационной подготовленности студентов бакалавров в процессе реализации курсов по выбору

Тестовые задания Исходный уровень Х±а Итоговый уровень Х1±а1 Достоверность различий, р

Методика «Красно-черные таблицы Шульте-Платонова» 37,8±6,32 35,4±5,27 >0,05

РДО 0,221±0,05 0,213±0,04 >0,05

Теппинг-тест (рука) 414±62,5 438±53,8 >0,05

Теппинг-тест (нога) 382±57,6 422±42,8 <0,05

Оценка угловой скорости движения 4,3±0,75 4,1±0,57 >0,05

Воспроизведение заданного ритма прыжков 0,44±0,08 0,35±0,05 <0,05

Бег по номерам (1-12) 30,5±6,37 24,7±5,78 <0,05

Передвижение в упоре сзади 4,67±0,64 4,23±0,53 >0,05

Разность прыжка вверх со взмахом руками и без 9,7±1,52 12,4±1,34 <0,05

Прыжок с вращением на максимальное количество градусов 435±58,2 528±58,2 <0,05

Минимальное увеличение длины прыжка с места 7,2±0,86 9,6±0,67 >0,05

Три поворота на 360°, стоя на гимнастическом бревне 7,35±1.38 5,18±0.87 <0,05

Общая координационная подготовленность 68,3±15,2 87,5±11,4 <0,05

являют инициативность и творческий подход к выполняемым упражнениям.

Третий спецкурс - «Современные молодежные течения в физической культуре» - своим появлением обязан увлеченностью многих студентов такими неформальными течениями, как паркур, фриран, акрострит, воркаут и др. Материал данного курса знакомит студентов с различными направлениями «уличного спорта», позволяет на практике приобщиться к ним, попробовать свои силы и способности в некоторых из них. Для реализации данного курса был приобретен и изготовлен специальный инвентарь, оборудование, что делает занятия еще более интересными и зрелищными.

Трудоемкость каждого курса - 2 з. е. - 72 ч. Продолжительность эксперимента - один семестр. Количество занятий в неделю - два-три.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное по окончании этих курсов тестирование показало, что включение в учебный процесс студентов-бакалавров вышеобозначенных курсов оказывает положительное влияние на процессы развития КС, в большинстве тестовых заданий был улучшен исходный результат. Достоверно значимые различия выявлены в показателях шести тестов, где зафиксирован самый большой прирост итогового результата. Наиболее значительные изменения произошли в двигательно-моторных тестах. В тестах с использованием компьютерно-диагностического оборудования результаты более консервативны, произошедшие изменения не имеют статистической достоверности. Но все же самые большие изменения произошли в показателях общей, интегральной координационной подготовленности, где большинство студентов по окончании курсов демонстрируют результаты, соответствующие среднему и выше среднего уровню развития (табл. 2).

Выводы. Анализ результатов формирующего эксперимента показывает, что реализация в учебном процессе студентов-бакалавров специально организованных курсов, ориентированных в первую очередь на стимулируемое развитие

координационных способностей, является перспективным направлением в плане формирования профессионально важных компетенций выпускника педагогического вуза.

Литература

1. Байер Е.А. Социально ориентированные особенности подготовки бакалавров по физической культуре и спорту / Е.А. Байер, С.Н. Пожидаев, А.А. Князев // Теория и практика физ. культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2018. - № 3. - С. 39-41.

2. Ботяев В.Л. Анализ двигательно-координационной подготовленности студентов факультета физической культуры и спорта педагогического вуза / В.Л. Ботяев, М.С. Поздышева // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 8. - С. 6-9.

3. Гладышев А.А Эффективные формы занятий по физической культуре с учетом современных тенденций в организации учебной деятельности и состоянии здоровья студентов / А.А. Гладышев, Е.В. Климова // Теория и практика физ. культуры. - 2018.- № 7.

- С. 30-33.

4. Шубович М.М. Формирование профессионально-педагогической культуры бакалавров - будущих учителей физической культуры / М.М. Шубович, Л.М. Захарова, В.Г. Шубович // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 8. - С. 62-65.

1.

References

Bayer E.A., Pozhidaev S.N., Knyazev A.A. Sotsialno orientirovannyie osobennosti podgotovki bakalavrov po fizicheskoy kulture i sportu [Socially sensitive specifics of Physical Education and Sport bachelor training process]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018.no. 3. pp. 3941.

2. Botyaev V.L., Pozdysheva M.S. Analiz dvigatelnokoordinatsionnoy podgotovlennosti studentov fakulteta fizicheskoy kulturyi i sporta pedagogicheskogo vuza [Physical education and sports department of pedagogical university: students' motor coordination abilities rating analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017, no. 8, pp. 3-6.

3. Gladyshev A.A., Klimova E.V. Effektivnyie formyi zanyatiy po fizicheskoy kulture s uchetom sovremennyih tendentsiy v organizatsii uchebnoy deyatelnosti i sostoyanii zdorovya studentov [Efficient academic physical education models to meet new educational standards and reverse negative trends in students' health]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no.7. pp. 3033.

4. Shubovich M.M., Zakharova L.M., Shubovich V.G. Formirovanie professionalnopedagogicheskoy kulturyi bakalavrov - buduschih uchiteley fizicheskoy kultury [Vocational education culture building in bachelors of physical education service]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 8. pp. 6265.

№ 1 • 2020 Январь | Yanuary http://www.teoriya.ru 43

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.