Марус М.Л., Пестова Е.В., Саитова Н.А. Особенности использования ПО для лингафонного кабинета JoyClass v.8.1 на занятиях по иностранному языку в вузе // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. -2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. - URL http://e-joumal.omgau.rU/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/498-00243. - ISSN 2413-4066
УДК 378
Марус Максим Леонидович
Кандидат филологических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г.Омск [email protected]
Пестова Елена Васильевна
Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск [email protected]
Саитова Наталья Алексеевна
Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск [email protected]
Особенности использования ПО для лингафонного кабинета JoyClass v.8.1 на занятиях по иностранному языку в вузе
Аннотация. В данной статье даётся общая характеристика ПО для лингафонного кабинета JoyClass v.8.1, выявляются его основные функциональные возможности, преимущества и недостатки.
Ключевые слова: лингафонный кабинет, иностранный язык, интерактивные технологии преподавания.
В современных условиях, преподавание любой дисциплины неизбежно связано с использованием информационных технологий, и преподавание иностранного языка не является исключением. Напротив, использование технических средств в рамках данной дисциплины имеет очень большое значение, поскольку позволяет оптимизировать процесс обучения, разнообразить содержательную часть занятий, способствует усвоению знаний обучающимися. [1, 2]
В лингафонном кабинете Омского ГАУ оборудовано 20 рабочих мест для студентов и одно для преподавателя. Каждое рабочее место представляет собой компьютер к которому подключены наушники с микрофоном и веб-камера. Все компьютеры объединены в локальную сеть. Наглядно рабочее место студента показано на рис. 1.
Рисунок 1. - Рабочее место студента в лингафонном кабинете Омского ГАУ
На каждом компьютере установлена операционная система MS Windows 7, а также офисный пакет MS Office 2007. Также на каждом компьютере установлены электронные словари, которые оказывают значительную помощь обучающимся в различных видах деятельности во время занятий. В нашем лингафонном кабинете мы выбрали для этих целей бесплатные электронные словари Мультитран и Мультилекс. Мультитран является многоязычным словарём, а Мультилекс имеет только два рабочих языка - английский и русский, однако он располагает другими востребованными функциями, например, наличием всплывающего перевода.
Собственно функционирование данных рабочих мест в качестве лингафонного кабинета обусловлено использованием специализированного программного обеспечения JoyClass версии 8.1. Данное ПО представлено двумя разновидностями - программа для преподавателя и программа для студентов.
Программа для преподавателя отличается расширенным функционалом и возможностью контроля и управления студенческими программами. Она позволяет создавать несколько учётных записей пользователей, что упрощает работу нескольких преподавателей с данной системой, поскольку каждый может настроить её наиболее удобным для себя способом, а также сохранять результаты работы своих студентов. Программа для студента имеет более ограниченные функции и в большей мере позволяет преподавателю осуществлять какие-либо действия на компьютере студента, например, запускать видеотрансляцию и т.п.
Рисунок 2. - Основное окно программы преподавателя.
Основные виды работы с помощью ПО JoyClass:
1. Просмотр видеозаписей. Данную функцию сложно переоценить, поскольку она позволяет достичь сразу нескольких целей в процессе обучения студентов иностранному языку. Во-первых, просмотр видео развивает навыки восприятия иноязычной речи на слух, причём демонстрируемые ситуации общения включают в себя, как правило, нескольких участников и значительно приближены к ситуациям реальной жизни. Наличие визуальной информации облегчает восприятие ситуации в целом для тех студентов, которые психологически настроены именно на это (так называемые, визуалы). Также, видеозаписи могут содержать значительный объём экстралингвистической информации, делающий занятия более разнообразными и познавательными. Например, при изучение страноведческих тем возможно использовать всевозможные видеоэкскурсии, а также научно-популярные фильмы на иностранном языке, которые не только улучшают знание иностранного языка у обучающихся, но и расширяют их кругозор, дают ценные сведения о бытовой и культурной жизни в странах изучаемого языка, их истории и географии.
Видеопроигрыватель 1 - II и 11-83,1
Файл Вид Пуск
+ - Щ] «
—
► вин И =* 00:00:02 / 00:00:30 » гс т
Рисунок 3. - Инструмент просмотра видеозаписей.
2. Тестирование. В ПО JoyClass имеется хорошо проработанный инструмент проведения тестирования, дающий возможность детального многомерного анализа результатов. При подготовке теста можно либо вводить вопросы по отдельности, используя специальную оболочку, либо создать текстовый файл, имеющий особую разметку и выгрузить тестовые вопросы целым массивом. Необходимо отметить, что в данном случае поддерживается исключительно формат г!£ Само тестирование проводится с указанием определённого времени, что также является плюсом, поскольку все обучающиеся имеют абсолютно равное время на выполнение задания. По завершении указанного времени тестирование автоматически прекращается, а результаты передаются преподавателю. Ещё одной интересной особенностью инструмента тестирования является то, что при выполнении теста он блокирует доступ к графическому интерфейсу системы и самые распространённые горячие сочетания клавиш. Таким образом, свернув окно тестирования, обучающийся видит пустой чёрный экран и не может воспользоваться какими-либо вспомогательными материалами, сохранёнными на компьютере, либо получить доступ в Интернет.
После проведения тестирования, программа производит мгновенный анализ результатов и выдаёт отчёт как по всей группе в целом, так и по каждой отдельной работе. При этом выдаётся информация по количеству правильных ответов на каждый из вопросов, что позволяет отследить какие из вопросов вызвали наибольшие затруднения у обучающихся. Также существует возможность отправить каждому из обучающихся Ы;т1-файл с результатами его работы, в котором отмечены его ошибки и указаны правильные варианты ответов, что значительно упрощает проведение работы над ошибками. Результаты тестирования по группе также могут быть сохранены в отдельный файл.
Рисунок 4. - Инструмент анализа результатов тестирования.
3. Доска и трансляция экрана. Два довольно важных инструмента при работе с аудиторией, поскольку они дают возможность демонстрировать различную информацию и материалы. С помощью данных инструментов можно и просто демонстрировать правильное написание слов и словосочетаний, можно демонстрировать изображения, например, при изучении страноведческих тем это могут быть изображения достопримечательностей, известных людей, либо географические карты, а, кроме всего прочего, воспроизводить презентации.
Рисунок 5. - Инструмент «Доска»
В процессе работы с ПО JoyClass 8.1 были выявлены некоторые особенности его функционирования, а также замечены некоторые недочёты.
Некоторые технические особенности ПО JoyClass:
1. Если на компьютере установлен системный драйвер видеокарты, трансляция рабочего стола становится невозможной. Проблема решается установкой драйвера от производителя.
2. Если к компьютеру студента не подключены наушники или колонки, на данном компьютере не будет отображаться видеотрансляция.
3. Если к компьютеру преподавателя не подключены наушники или колонки видеотрансляция на студенческие компьютеры невозможна.
Некоторые недочёты ПО JoyClass, выявленные при проведении занятий в лингафонном кабинете:
1. При видеотрансляции недоступны любые другие инструменты программы. Например, нередко возникала необходимость каких-либо комментариев при просмотре видео и написания слов и словосочетаний, использованных в видеозаписи. Однако запустить виртуальную доску или трансляцию экрана в данный момент невозможно, что вынуждает использовать обычную доску.
2. При тестировании все студенты выполняют одно и то же тестовое задание, то есть, нет никакой возможности выводить разные вопросы из банка вопросов (как это реализовано, например в CMS Moodle), или хотя бы изменить порядок следования вопросов, что даёт возможность студентам списывать ответы у соседей по парте.
3. Как было сказано выше, при запуске тестирования все остальные элементы интерфейса системы блокируются. Однако при практическом применении выявилась возможность обхода данного ограничения, которая заключалась в том, что при запущенном словаре Муль-тилекс со включенным всплывающим переводом, при появлении окошка всплывающего перевода становилась доступной панель задач Windows, что давало доступ к системе в целом.
4. Также, одним из выявленных недостатков, связанных с инструментом тестирования было то, что использование текстового редактора MS Word для подготовки файла выгрузки текстовых заданий нежелательно, так как в английском тексте при загрузке пропадают апострофы, набранные именно в этом редакторе. При использовании редактора WordPad такой проблемы не наблюдалось, отсюда можно заключить, что подготовку теста для выгрузки необходимо с самого начала осуществлять в программе WordPad.
Подводя итог, можно заключить, что программное обеспечение JoyClass 8.1, несмотря на ряд недочётов, является весьма функциональным приложением, позволяющим качественно улучшить процесс проведения занятий по иностранному языку.
Ссылки на источники:
1. Карасова М.И. Использование технических и аудиовизуальных средств обучения в преподавании / М.И. Карасова //Сбор. мат. XX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования», Москва, 2014. -С.147-152.
2. Тарасенко О.Г. Из опыта работы в лингафонном кабинете при преподавании иностранных языков в неязыковом вузе / О.Г. Тарасенко //Вестник Дальрыбвтуза. -2014. -№1.-С.82-85.
Maxim Marus
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor
Elena Pestova
Senior Instructor
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Natalya Saitova
Senior Instructor
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Specifics of the Use of JoyClass v.8.1 Language Lab Software on Foreign Language Classes in a Higher Education Institution
Abstract. The article gives an overall characteristic of JoyClass v.8.1 Language Lab Software, as well as its general functional features, advantages and disadvantages.
Keywords: language lab, foreign language, interactive teaching technologies.