Список литературы:
1. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения. Ультразвуковая и функциональная диагностика. - М.: Медицина, 2001. - № 3. - С. 106-127.
2. Баевский Р.М. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем // Вестник арит-мологии. - № 24. - С. 65-87.
3. Гришин А.А., Коляда А.В., Завьялов А.И., Биопедагогика и регулирование лабильных компонентов массы тела в спортивных единоборствах // «Современная медицина: актуальные вопросы»: материалы XX международной заочной научно-практической конференции (01 июля 2013 г.). - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. - 152 с.
4. Сивохов В.Л., Сивохова Е.Л., Миролевич Д.В. Современное медико -биологическое обеспечение занимающихся физической культурой и спортом. - Иркутск: Центр медико-биологических исследований ИрГТУ 2010. -С. 164.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
© Грязнухина М.М.*, Богдашина Н.Н.*
Колледж технологий Технологического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, обладающим профессиональными компетенциями, необходимыми для того, чтобы быть конкурентоспособными и жизнеспособными, невозможна без соответствущей системы обучения.
При формировании компетенций студентов СПО используются современные педагогические технологии: практико-ориентированные технологии, личностно-ориентированные технологии, ИКТ-технологии, рейтинговая интенсивная технология модульного обучения (РИТМ), технологии дифференцированного подхода.
Компетенции выпускника, как результат среднего профессионального образования представляется, как комплекс профессиональных модулей, предполагающих готовность заинтересованно и квалифицированно решать профессиональные задачи.
Ключевые слова профессиональный модуль, компетенция, кейс-метод, модульно-рейтинговая система, системно-компетентностный подход.
* Преподаватель.
* Преподаватель.
Образование - важнейшая часть жизни людей, помогающая сформировать личность человека, поставить перед ним жизненные цели, и найти способы и методы их достижения.
Обучение студентов в учреждениях СПО в современных условиях должна отвечать актуальным задачам реализации нового поколения ФГОС.
Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, обладающим профессиональными компетенциями, необходимыми для того, чтобы быть конкурентоспособными и жизнеспособными, невозможна без соответствущей системы обучения.
В связи с этим в новых образовательных стандартах третьего поколения (ФГОС СПО) на первый план выходит понятие компетентности. Под компетенциями понимают совокупность профессиональных, социальных, личностных характеристик, определяющих способность эффективно исполнять деятельность в определенной области, уверенно используя свои знания и навыки.
В образовательном процессе у студентов формируются и развиваются общепрофессиональные и профессиональные компетенции, определяющие готовность к будущей профессиональной деятельности.
Компетентность имеет практикоориентированную направленность. Учебная и производственная практика, выполнение научно-исследовательских работ позволяют только в определенной степени оценить сформированность компетентности будущего специалиста.
При формировании компетенций студентов СПО по направлению и профилю подготовки 230113-51 Компьютерные системы и комплексы по направлению 230000 Информатика и вычислительная техника для изучения профессиональных модулей ПМ.01 Проектирование цифровых устройств, ПМ.02 Применение микропроцессорных систем, установка и настройка периферийного оборудования, ПМ.03 обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов, ПМ.04 Выполнение работ по рабочей профессии: Мастер по обработке цифровой информации используются современные педагогические технологии: практико-ориентированные технологии, лично-стно-ориентированные технологии, ИКТ-технологии, рейтинговая интенсивная технология модульного обучения (РИТМ), технологии дифференцированного подхода.
Формы проведения учебных занятий выбираются преподавателем, исходя из дидактической цели, содержания материала и степени подготовки студентов. Основные формы и методы обучения, применяемые на занятиях: лекция, беседа, практикум, самостоятельная работа, тестирование, поисковый, исследовательский, программированный, проблемный, Case Study, метод проектов и др.
На лабораторных занятиях в зависимости от целей и содержания применяются следующие методы: программированное обучение, метод проектов.
Программированное обучение - до студента не доводятся промежуточные результаты, но открыто все остальное и студент знает, из чего исходить
и что делать. Получив результаты по первой части программы действий, надо перейти к выполнению второй части программы и так далее до получения планируемых результатов.
Метод проектов:
1. Определяется тематика проектов каждым студентом.
2. Студенты работают в малых группах, либо в коллективе (бригаде), объединяя свои проекты в один коллективный проект группы (бригады): организация работ при коллективной разработке программных продуктов;
3. Проекты каждая группа защищает в любой творческой форме -применяются игровые технологии, компьютерные симуляции;
4. Группа подготовленных «экспертов» из студентов и преподаватель (можно пригласить представителей работодателей) оценивает сфор-мированность тех или иных общих и профессиональных компетенций, заявленных по модулю.
Суть метода проекта - «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного, по данным темам как раз очень хорошо раскрывается.
Модульно-рейтинговая система усиливает мотивацию студента. Данная технология позволяет развивать и воспитывать аналитическое и критическое мышление, коммуникативные способности, ответственность за результаты своей работы. Работы оцениваются в баллах, сумма которых дает рейтинг каждого студента. Модульно-рейтинговая система подходит для оценки компетенции в силу того, что в балах оцениваются не только знания и навыки студентов, но и творческие их возможности.
При изучении профессиональных модулей в Технологическом колледже по специальности «Компьютерные системы и комплексы» распространены новейшие методы, например, кейс-метод. Процесс обучения с использованием кейс-метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в целом адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Учебный материал подается студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного или командного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов. Задания квалификационного экзамена содержат задачи, практически приближенные к реальной жизни, в данном случае применяется метод Case Study.
На учебных и производственных практиках применяются методы Case Study, метод проектов, исследовательские методы.
Еще одним из методов в рамках оценки компетенций все большую популярность (и не только в академической среде) приобретает инновационный проектный метод. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов», что в свою очередь формирует готовность будущего специалиста выпускника быть готовым к защите собственных проектов и идей.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».
Для успешного формирования профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу, и тем самым обеспечивать повышение качества их профессиональной подготовки. Практико-ориентированный подход к студентам в процессе обучения имеет ряд отличительных черт, к числу которых можно отнести осуществление совместной деятельности преподавателей и студентов, особый тип взаимодействия и взаимоотношений между ними, создающийся на основе единства смысла и целей этой деятельности, выступающий в качестве важнейшей предпосылки развития личностных показателей.
Учебная практика, позволяет студенту оценить свою профессиональную компетентность и определить необходимость ее корректировки в процессе дальнейшего обучения. Учебная практика проходит в учебных лабораториях кафедры.
Производственная практика, как составная часть основной профессиональной образовательной программы и как вид учебной работы, направлена на закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе изучения профессиональных модулей, специальных дисциплин, приобретения и совершенствования ими практических умений и навыков по избранной специальности.
Основной целью практики по профилю специальности является формирование у студентов профессиональных компетенций, представления о будущей профессиональной деятельности, использование современных технологий в избранной профессии. Прохождение практики на предприятии очень многое даёт студенту для формирования его и как личности, и как специалиста.
В основе системно-компетентностного подхода к организации практики студентов лежит сочетание фундаментального образования при изучении профессиональных модулей и дисциплин с профессионально-прикладной подготовкой.
Профессиональные компетенции, сформированные с учетом требований потенциальных работодателей, формируются при изучении профессиональных модулей.
Результаты учебной и производственной практики сдают в виде отчета. Именно такое взаимодействие вуза и предприятия позволит более полно сформировать общекультурные и профессиональные компетенции и выступать на рынке труда как конкурентоспособным специалистом.
Эффективность подготовки будущего специалиста во многом определяется осознанием социального престижа и личностной значимости выбранной профессии и обращенностью в перспективу своей профессиональной деятельности. Компетенции выпускника, как результат среднего профессионального образования представляется, как комплекс профессиональных модулей, предполагающих готовность заинтересованно и квалифицированно решать профессиональные задачи.
Список литературы:
1. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учеб. пособ. / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.Н. Коновалова, Е.В. Сартакова. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010.
2. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / Авт.-сост.: И.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лей-бович, П.Н. Новиков. - М.: ФИРО, 2010. - Выпуск 1.
3. Шилова М.И., Белых И.Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2010. - Вып. 4.
4. Крюков М.П. Формирование у студентов профессиональных компетенций средствами задачного обучения // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 2.
НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО КИКБОКСИНГА С УЧЁТОМ ПОЛОВОГО ДИМОРФИЗМА
© Коляда А.В.*
Национальный исследовательский
Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск
В статье рассматриваются проблемы женского спорта и кикбоксинга в частности, основанные на морфологическом и половом различии
* Аспирант.