Научная статья на тему 'Медико-биологическое обеспечение детей, занимающихся единоборствами: спектральный анализ волновой структуры сердечного ритма'

Медико-биологическое обеспечение детей, занимающихся единоборствами: спектральный анализ волновой структуры сердечного ритма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОБОРСТВА / БИОПЕДАГОГИКА / АНАЛИЗ СЕРДЕЧНОГО РИТМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гришин А. А.

Статья представляет собой обзор литературы по теме медико-биологического обеспечения спортсменов единоборцев. Указана необходимость проведения более «качественной» тренировки без причинения вреда молодому организму. В качестве экспресс метода контроля тренировочной деятельности предлагается использование спектрального анализа волновой структуры сердечного ритма, в сочетании с современными компьютерными технологиями. Указана необходимость подготовки новых специалистов – биопедагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гришин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-биологическое обеспечение детей, занимающихся единоборствами: спектральный анализ волновой структуры сердечного ритма»

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ: СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЛНОВОЙ СТРУКТУРЫ СЕРДЕЧНОГО РИТМА

© Гришин А.А.*

Национальный исследовательский

Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск

Статья представляет собой обзор литературы по теме медико-биологического обеспечения спортсменов единоборцев. Указана необходимость проведения более «качественной» тренировки без причинения вреда молодому организму. В качестве экспресс метода контроля тренировочной деятельности предлагается использование спектрального анализа волновой структуры сердечного ритма, в сочетании с современными компьютерными технологиями. Указана необходимость подготовки новых специалистов - биопедагогов.

Ключевые слова: единоборства, биопедагогика, анализ сердечного ритма.

Современный детский спорт, очень часто, характеризуется значительными по объему и интенсивности нагрузками. Молодых спортсменов отбирают в подготовительные группы кикбоксинга, бокса, дзюдо, ушу и тайского бокса с 6-7 лет. А «потенциально одаренных» детей 9-10 лет принимают в школы высшего спортивного мастерства. Год от года снижается возрастной допуск на участия в соревнованиях по единоборствам. И как следствие популяризации единоборств, среди детского населения, растет роль функциональной составляющей во время спарринга.

Необходимость проведения более «качественной» тренировки без причинения вреда организму молодого спортсмена является основным постулатом нового научного направления - Биопедагогики. Для управления тренировочным процессом биопедагоги используют контроль функционального состояния спортсмена. В рамках этой статьи мы разберем - спектральный анализ волновой структуры сердечного ритма.

Спектральный анализ волновой структуры сердечного ритма относится к методам математического анализа, которые в свою очередь можно разделить на три класса:

1. исследование общей вариабельности (статистические методы или временной анализ);

2. исследование периодических составляющих вариабельности сердечного ритма (частотный или спектральный анализ);

* Аспирант кафедры Физической культуры и спорта.

3. исследование внутренней организации динамического ряда кар-диоинтервалов (автокорреляционный анализ, корреляционная рит-мография, методы нелинейной динамики).

В основе спектрального анализа ритма сердца лежит предположение о возможности определения степени напряжённости, регуляторных систем организма. Посредством анализа разных уровней управления сердечной деятельностью, отражаемых различными частотами в структуре ритма.

Согласно теории Р.М. Баевского, необходимым условием формирования управляющего сигнала является наличие достаточного времени для приема и обработки поступающей информации. Большой объем информации требует больше времени, и для адекватной реакции подключается больше уровней управления. В состоянии дезадаптации организм в большей степени подключает ЦНС для формирования управляющего сигнала. В условиях же хорошей адаптации, «центральный надсмотрщик» не нужен, так как вполне справляется автономная система регуляции.

Известно, что автономный контур регуляции выражается в сердечном ритме дыхательными (быстрыми) волнами с периодом 3-5 средних R-R интервалов - HF 20-25 % спектра. В то время как центральная система регуляции характеризуется более медленными волнами 1-го порядка 11-13 средних R-R периодов - LF 15-40 %; и сверх медленными волнами 2-го порядка 25-30 R-R периодов - VLF 10-20 % спектра.

Таким образом задача спектрального анализа ритма сердца состоит в выявлении периодических составляющих ритма сердца для более точного определения доминирующего уровня управления. Чем выше централизация управления сердечным ритмом тем ниже адаптация организма. Выражается это большим вкладом в общую картину ритма сердца медленно-волновой составляющей (не дыхательные волны).

Рост тренированности спортсмена сопровождается уменьшением амплитуды медленных волн и уменьшением апериодических составляющих. Что отражается на графике спектрального анализа сердечного ритма в смешении спектра в сторону (дыхательных) быстрых волн - HF и снижение амплитуды медленных волн LF и сверхмедленных волн VLF. Соотношение медленных и быстрых волн LF / HF < 1. Различают три основных типа регуляции сердечного ритма:

1. Нормотонический тип - высокая степень адаптации (LF/HF = 0,5-1).

2. Симпатикотонический ритм - дезадоптация (LF/HF > 1)

3. Парсимптатический ритм - дезодаптация (LF/HF < 0,5)

В настоящее время известно множество работ по изучению вариабельности ритма сердца у спортсменов. Состояние регуляторных систем и их способность обеспечить необходимую адаптацию организма к физической нагрузке является важным фактором в прогнозе тренированности. Однако этот метод весьма сложен для современного Российского тренера, и не по-

зволяет судить о состоянии юного спортсмена без помощи спортивного врача. Что создает определенный проблемы в подготовке единоборцев.

Рис. 1. Программный пакет emWave

Рис. 2. Датчик

Нам видеться решение этой проблемы в подготовке новых специалистов в области спорта - биопедагогов. А также применение специально адаптированных аппаратно-программных инструментов.

В качестве примера такого инструмента может служить emWave® Desktop. Который прост в использовании и может использоваться человеком без медицинского образования. Состоит из датчика подключенного к USB порту и программного пакета.

Так же специалистами этой фирмы разработали обновленный программно--аппаратный комплекс emWave 2, дополнив его портативным устройством для работы без персонального компьютера.

Таким образом, нам видеться целесообразным использование медико-биологического контроля для управления тренировкой - по сути, управление биопедагогическим процессом адаптации спортсмена к физической нагрузке. В частности применение спектрального анализа сердечного ритма поможет индивидуализировать тренировочное задание, уменьшить риск причинения вреда неокрепшему организму юного спортсмена. Оценить степень утомления спортсмена после тренировки.

Рис. 3. Программный пакет emWave

Рис. 4. Программно--аппаратный комплекс emWave 2

Список литературы:

1. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения. Ультразвуковая и функциональная диагностика. - М.: Медицина, 2001. - № 3. - С. 106-127.

2. Баевский Р.М. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем // Вестник арит-мологии. - № 24. - С. 65-87.

3. Гришин А.А., Коляда А.В., Завьялов А.И., Биопедагогика и регулирование лабильных компонентов массы тела в спортивных единоборствах // «Современная медицина: актуальные вопросы»: материалы XX международной заочной научно-практической конференции (01 июля 2013 г.). - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. - 152 с.

4. Сивохов В.Л., Сивохова Е.Л., Миролевич Д.В. Современное медико -биологическое обеспечение занимающихся физической культурой и спортом. - Иркутск: Центр медико-биологических исследований ИрГТУ 2010. -С. 164.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ

© Грязнухина М.М.*, Богдашина Н.Н.*

Колледж технологий Технологического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, обладающим профессиональными компетенциями, необходимыми для того, чтобы быть конкурентоспособными и жизнеспособными, невозможна без соответствущей системы обучения.

При формировании компетенций студентов СПО используются современные педагогические технологии: практико-ориентированные технологии, личностно-ориентированные технологии, ИКТ-технологии, рейтинговая интенсивная технология модульного обучения (РИТМ), технологии дифференцированного подхода.

Компетенции выпускника, как результат среднего профессионального образования представляется, как комплекс профессиональных модулей, предполагающих готовность заинтересованно и квалифицированно решать профессиональные задачи.

Ключевые слова профессиональный модуль, компетенция, кейс-метод, модульно-рейтинговая система, системно-компетентностный подход.

* Преподаватель.

* Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.